Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Сады древнего мира. Античная Греция



Сады древнего мира. Античная Греция

Социальные условия

Историю культуры и искусства Древней Гре­ции принято делить на пять эпох:

1) Крито-микенская (ХХ-ХШ вв. до н. э.);

2) Гомеровская (XII—VIII вв. до н. э.;

3) Архаическая (VII — нач. V вв. до н. э.);

4) Классическая (V в. до н. э.);

5) Эллинистическая (II пол. IV — I вв. до н. э.).

Каждая эпоха отражала различные соци­альные взгляды.

Вначале существовал родовой строй, который в гомеровской эпохе переходит к классовому об­ществу и к античному рабовладельческому госу­дарству.

В следующий период окончательно сложилось античное рабовладельческое государство.

Классическая эпоха — это время расцвета афинской рабовладельческой демократии, греко-персидских войн, а также период расцвета ис­кусств и архитектуры.

Эпоха эллинизма характеризуется экспансией на Востоке: в Египте и Малой Азии возникают новые города. Именно в этот период сильно вли­яние Востока.

Природные условия

Древняя Греция по своему географическому положению занимала часть Балканского полу­острова, острова Эгейского моря и часть Малой Азии.

Рельеф гористый. Ряд горных кряжей отделя­ет одну область от другой, без широких речных долин, морской берег изрезан.

Климат —средиземноморский с засушливым жарким летом и достаточно мягкой зимой. Воз­дух в Греции необычайно прозрачный и ясный, что «обеспечивает хорошую видимость на боль­шом расстоянии».

Растительность

Что касается естественных насаждений, то преобладают низкорослые деревья на горных склонах там, где когда-то были дремучие леса. В основном для Греции характерны маслины, со­сна приморская, дуб, платан, пиния, кедр, то­поль, кипарис, вяз, гранатовое и инжирное де­ревья, лавр благородный, мирт. В Греции создана своеобразная мифология, тесно связанная с при­родой.

Из цветочных растений греки выращивали розы махровые, левкои, хризантемы, что в пере­воде означало «золотой цветок», гвоздику, анюти­ны глазки.

Градостроительство и архитектура

Греция архаического периода представляла со­бой ряд полисов (городов-государств), из кото­рых самым крупным были Афины. Развивается каменное зодчество.

Классическая эпоха началась с греко-персид­ских войн, завершившихся созданием Афинской морской державы. Перикл, время его правления называют зо­лотым веком Греции. Города заново восстанавливались и строились по регулярному плану. Создавались архитектурные комплексы, возводились храмы. Высокого уровня развития достигли искусство и ремесла.

Для садово-паркового искусства античной Греции характерны следующие типы озеле­нения:

Священные рощи (нимфеи и герооны)

«Нимфей — это дубовая или кедровая роща пли роща маслин с источником в центре».

Например, роща Афины Паллады подле по­местья Алкиноя располагалась близ дороги, имела луг, окружающий источник, где стоял алтарь в тени четырех тополей.

Другая роща — святилище нимф в Итаке. Вок­руг была круглая роща тополей, на вершине нахо­дился алтарь. Священные рощи, имевшие в гомеромские времена лишь один алтарь, с течением времени превратились в садовое окружение храмов.

«Героон, в отличие от нимфея, представлял и первоначально рощу, посвященную герою, служил местом его захоронения и носил меморальный характер» (С. Н. Палентреер).

Постепенно герооны стали украшать статуя­ми знаменитых личностей и колоннадами вдоль беговой дорожки. Фактически ге­рооны стали прообразом спортивных парков.

Гимнасии

Часть их была преобразована из героонов, и вначале они представляли собой места для заня­тий физическими упражнениями. Потом гимна­сии рассматривались как публичные места для собраний: кроме наблюдения за гимнастически­ми упражнениями, они существовали просто для встреч или философских бесед, постепенно пе­рерастая в философские сады.

Внутри городов гимнасии всегда были срав­нительно небольших размеров.

3). Озелененные территории общественно­го значения (городские площади, улицы)

Данные объекты появились в V и IV вв. до н. э. Их оформление зеленью складывалось в основ­ном из рядовых посадок платанов вдоль дорог и у различных сооружений.

Одним из примеров является главная площадь Афин — Агора. Первоначально она не имела строгой симметрии в планировке. Здесь возвы­шались в различных местах небольшие храмы и алтари, росли деревья. Известно, что из посадок там пользовались популярностью, кроме плата­нов, тополя и маслины. Около алтаря, в тени на­саждений находилось место встреч.

Классическая эпоха наложила на композицию Агоры регулярность, теперь хаотичное располо­жение древостоя по контуру упорядочила рядо­вая посадка растительности.

Философские сады

Они могли преобразовываться из гимнасий или воз­никать как самостоятельные объекты. Находи­лись в парках, обсаженных платанами, масли­нами, тополями и др. насаждениями. О планировке их точных сведений нет, хотя предположитель­но они представляли собой зачатки пейзажного стиля.

Там велись ученые беседы и проводились за­нятия.

5. Частновладельческие сады.

Дом Демона в Афинах (сер. IV в. до н. э.) был садом, где наряду с овощными культурами выра­щивались лилии, розы, фиалки, а из древесных пород — платаны, гранатовые и инжирные деревья.

В III—I вв. до н. э. внутренние дворики укра­шались цветами, скульптурой или фонтаном.

Была разработана система пропорций — принципы «золотого сечения» и модуля-про­порции как соотношение частей и целого, а так-же принципы равновесия, ритма и симметрии. Это положение отражается в планировочном ре­шении ансамблей. Классическим примером гармонии рельефа и ансамбля является афинский Акрополь. Он расположен на скалистом холме и представляет собой комплекс храмов. Различ­ные размеры храмов и других архитектурных форм, их свободное размещение определили живописное начало в пространственной компо­зиции. В таком расположении кроется опреде­ленная последовательность восприятия архитек­турных объемов, их ракурса и пластики, ориентированная на линию движения торже­ственного шествия. В ансамбле преобладают точки восприятия с угла, а весь Акрополь вос­принимается постепенно, по мере раскрытия картин, каждая из которых включает только одно господствующее сооружение. Весь ан­самбль согласуется с ландшафтом путем подчи­нения осей храмов рельефу или побережью. Ис­пользование всех этих принципов не утратило своей важности и в современном ландшафтном искусстве.

Характерные особенности ландшафтного строительства Древней Греции следующие:

а) использование горной местности для уст­ройства террас;

б) создание искусственных гидросооруже­ний — фонтанов, бассейнов;

в) применение в парках цветов, архитектур­ных форм и скульптур, специально приспособ­ленных к фону зелени или гротам.

 

Вилла Капрарола.

В 70 км от Рима, недалеко от местечка Капрарола, арх. Бароцци да Виньола в 1547-1550 гг. построил замок для кардинала Фарнезе. Выше по склону в 300 км от замка был сооружен небольшой дом и разбит сад, предназначенный для уединенного отдыха (пример " секретного сада" ). Площадь сада невелика, всего около 1 га. Участок имеет вытянутую форму (1: 3) и решен в четырех уровнях. От нижней площадки первого уровня, украшенной фонтаном, дорога поднимается по пологому пандусу, оформленному стекающим по нему ручьем и замкнутому с двух сторон стенами, ко второму уровню-площадке, богато оформленной фонтанами и монументальными изваяниями речных богов, а от нее на третий уровень - открытое пространство перед домом Сад кариатид. Он представляет собой плоскую террасу (75Х44 м) с низким парапетом, приспособленным для сидения. На парапете установлены 4-метровые скульптуры в виде женских фигур, держащих на голове корзины с цветами и фруктами. Плоскостное решение сада позволяет воспринимать фигуры на фоне окружающего ландшафта, а сами скульптуры служат рамами для раскрывающихся перспектив на холмы, покрытые вечнозеленой растительностью. Эта площадка является кульминационной точкой, когда из замкнутого пространства, ориентированного на восприятие внутренних композиций (состоящих из водных устройств и скульптуры, лишенных зеленого оформления), внимание вдруг переключается на далекие панорамы синеющих гор и зелень лесов. Внутренним лейтмотивом сада является разнообразно оформленный горный ручей, образующий его продольную ось. Площадка четвертого уровня оформлена водоемами и фонтаном.

Несмотря на незначительные размеры, сад решен монументально в крупных пропорциях, без лишних мелких деталей, с использованием местного материала. Тем самым он органически сливается с окружающим ландшафтом и ансамблем замка.

Вилла д'Эсте.

Вилла находится в 80 км от Рима в г. Тиволи, ее владельцем был кардинал д'Эсте. Она построена в 40-х годах XVI в. Автор арх. Пирро Лигорио, водные устройства создавались инженером Оливиери. Площадь сада 3, 5 га, перепад рельефа 35 м. Дворец расположен на верхней точке, а на склоне разбит сад. Крутой откос террасирован, по узким террасам проходят поперечные оси, в нижней, наиболее пологой части устроен партер (70Х70 м). Взаимно перпендикулярные дороги образуют прямоугольники боскетов. Главная ось направлена от нижнего партера к дворцу. На этой оси важнейшим композиционным узлом является Фонтан драконов, расположенный на площадке ниже подножия дворца, и три группы кипарисов на партере, у водоемов поперечной оси и Фонтана драконов, образующие мощные вертикальные акценты. Достопримечательность сада это две поперечные оси. Верхняя - Аллея ста фонтанов протяженностью 150 м. Она окаймлена узким каменным водоемом с бесчисленными скульптурами, источающими воду. Аллея замыкается с одной стороны фонтаном Сивилла, с другой площадкой Торжествующий Рим.

Нижняя поперечная ось проходит у подножия откоса и представляет собой цепь прямоугольных водоемов. В северной части она завершается Водяным органом, откуда в бассейн с высоты 15 м низвергается водопад. Каждый узел решен самостоятельно и в то же время гармонично вписан в общую композицию сада.

В итоге можно выделить следующие особенности итальянских садов Ренессанса, определяющие их художественный образ:

-сады относятся к числу регулярных. Однако их регулярность не жесткая, сады могут включать свободно растущие деревья, а также целые рощи, пронизанные " лесными дорогами";

-имеют архитектурный характер. Ни до, ни после не было такой богатой и органичной обработки ландшафта средствами архитектуры. Архитектура начинается с обработки рельефа и воды, доходит до кульминации во дворцах и павильонах, а завершается в изысканных сооружениях малых форм - скамьях, вазах, деталях и богатом скульптурном украшении;

-композиционная целостность сада это одна из важнейших черт. Она достигается, с одной стороны, пространственной целостностью, нерасторжимым единством природы с архитектурой, использованием местного строительного материала и ассортимента растений, с другой - развитием заданной темы и формированием целостного художественного образа сада;

-преобладание внутренних композиций, но с включением внешних, необходимых для раскрытия идеи сада;

-богатство и пышность во всем, но без перегруженности;

-учет цвета и световых эффектов;

-продуманность соотношений, соразмерность планировочных элементов: высоты скульптур и их фона, размеров бассейнов, ширины аллей и высоты деревьев, высоты подпорных стен и т.д.

Основные принципы

Сад для чайной церемонии

Сад как путь

Другой тип японского сада – сад для прогулок, в нем большое значение придается дорожкам, по которым путешествуют от места к месту (от открытия к открытию). Такой сад обычно занимает большую площадь и имеет в центральной части причудливой формы пруд с островами, окруженный рукотворными холмами и долинами, по которым проложены «маршруты» путешествия, отсюда второе название этого сада – «сад холма и пруда».

Данный тип сада сложился, когда власть запретила путешествия внутри Японии, и состоятельные люди стали заказывать сады, по которым можно было бы совершать воображаемые путешествия по символическим миниатюрным копиям знаменитых пейзажей.

Виды сада для прогулок должны раскрываться перед посетителем как перелистываемые страницы незнакомого фотоальбома, а устройство дорожек должно подсказывать зрителю, куда посмотреть и где остановиться. В зависимости от размера сада таких картин может быть от нескольких штук до нескольких десятков. Конечным итогом авторы сада старались объяснить суть красоты пейзажа, причину его притягательности.

Символизм в японском саду

До 20 века сады В Японии создавались либо в землевладениях правящей элиты, либо в монастырях, где служили фоном для обрядов и отчасти инструментом для достижения созерцательного состояния, необходимого для обретения смысла. Таким образом, сад изначально был способом достижения определенного состояния человеческого духа и представительством буддистского рая на земле.

Вода важна не как субстанция, а именно как символ. Особые чувственные отношения с древнейших времен у японцев складывались с морем, которое символизируют пруд или озеро, или небольшая чаша (если мало места). Море нельзя представить без островов, как символ некоего далекого священного места, недоступного для простых смертных, - остров бессмертия и вечного счастья.

Всевозможные оттенки зеленого символизируют глубину, таинственность, яркие цветущие растения необходимы только чтобы оттенить зелень. В дзенском сухом ландшафте этот принцип срабатывает с одними только камнями и гравием.

Широко используется метод «недосказанности», выражающийся в избегании полного выражения, скрывании части, чтобы лучше познать целое. Данный принцип отдает предпочтение легкому несовершенству формы, чтобы у созерцателей было время подумать, в то время как полное совершенство может оставить зрителя равнодушным.

В японском саду все всегда пропорционально, соразмерно и близко человеку и ничто не подавляет его. Вместо абсолютных размеров на сознание и подсознание действуют «три силы»: горизонтальные, вертикальные и наклонные плоскости. На каждую из них мы реагируем по-разному: горизонталь ассоциируется с земным простором или водным зеркалом, спокойным, небыстрым движением и душевной безмятежностью. Вертикаль – это напряжение и энергия, необходимые для движения вверх - к небу. Чистая акцентированная вертикаль редка в японском саду. Диагональ или наклонная плоскость выражена старым деревом, склонившимся под тяжестью лет или склонами с каменными осыпями и быстро бегущими ручьями, вызывающими динамические ассоциации.

Мосты олицетворяют переход из одного пространства в другое, из прежнего состояния в новое, из прошлого и прожитого в неизведанное будущее. Вступивший на мост, оказывается перед выбором: перейти на другой берег, задержаться на мосту или вернуться.

Растения

Растения присутствуют в любом саду, исключение составляют сады в стиле каресансуи, где единственным материалом служит камень в виде гравия и кусков породы разного размера. Но даже здесь часто присутствуют растения (мох, группы древесных и травянистых растений).

В садах обычно используется достаточно ограниченный набор растений, многократно повторяющихся (что лучшим образом сказывается на цветовом единстве, общей целостности и ритмичности композиций). Предпочтение всегда отдается местным видам деревьев, кустарников и трав.

Из лиственных пород первенство принадлежит кленам: изящному и мелколистному дланевидному, манчжурскому, ложнозибольдов. Культовое дерево – сакура (виды и гибриды рода Prunus) выращивается ради кратковременного, но выразительного весеннего цветения. Также используется багряник японский.

Из кустарников самые многочисленные мелколистные азалии(они являются структурными растениями сада, их стригут шарами и волнами в ущерб обильности цветения), цветущие ранней весной камелии, османтус, используемый стриженном виде и свободной форме (цветение осенью). Не редки гамамелис, барбарисы, рододендроны.

Виды бамбука используются не только как строительный материал, но и как декоративное растение. Его ценят не только его грациозные формы и силуэт, но и звуки – мягкий шум листьев и глухой стук стволов, качающихся на ветру.

Основные формы, которые придают растениям – это низкая полусфера (кустарники в одиночных или групповых посадках) и отдельно стоящее дерево с искривленным стволом, плоской вершиной и более или менее горизонтально расположенными ветвями.

Вода в японском саду

Выдержка из японского трактата по садоводству «Сакутейки»: «Чтобы берег пруда был похож на дикое побережье, начни с расположения нескольких больших, грубых камней у кромки воды. Затем положи камни поменьше в воду у самого берега так, чтобы казалось, что они вырастают со дна. Еще несколько камней нужно разместить подальше от берега как одинокие острова.» При устройстве пруда важно определить оптимальный уровень воды в нем. Камне не должны выглядеть утонувшими в пруду и не должны слишком сильно выступать над поверхностью, оголяя основания. При устройстве островов важно, чтобы их верхушки не оказались на одном уровне.

Большое внимание уделялось водопадам, их различают не менее десяти видов – по количеству и расположению струй, характеру движения воды, по композиции камней. Устраивать водопад лучше чуть поодаль от дома, так, чтобы доносился звук воды и сквозь листву можно было различить блеск струй на солнце или под луной.

Устройство ручьев и потоков – «Сакутейки»: «Чтобы создать впечатление речного ландшафта, придай руслу такую извилистую форму, как если бы это был след от хвоста дракона или змеи. В том месте, где русло меняет направление, положи большой камень красивой формы, от того, насколько он удачен, будет зависеть облик всего ручья».

В небольшом саду можно выделить уголок для низкой каменной чаши цукубай, она будет служить декоративным элементом и символизировать очистительный источник. Даже в этом небольшом объеме воды японец способен увидеть безбрежность океана с бушующими волнами, а посреди него - недоступные райские острова.

Камни. Использование камня можно разделить на 3 основных направления: первое – имитация дикой природы, второе – наделение символическим значением, третье – утилитарное (в качестве визуальной преграды, разделения, усложнения пространства, делать более естественными изменения направления дорожек и регулировать скорость передвижения, могут служить фоном для других элементов сада).

Необработанные и обработанные камни используются для мощения и устройства мостов. Плоские камни часто находят применение как шаговые камни. Камень используется для изготовления садовых изделий – фонарей и цукубаев.

Неотъемлемая черта японских садов – каменные светильники. Маленький фонарик (Оки-гата) располагают у самой кромки воды, средний икекоми-гата устанавливается среди невысоких растений, рядом с цукубаи; фонари на каменном пьедестале (тачи-гата) ставят в узловых местах сада – на развилках дорожек и у лестниц; высокие фонари катсуга обозначают путь и должны быть видны издалека.

Дорожки – один из ключевых элементов сада. От того, как они устроены, зависят не только скорость передвижения и ритм шага, но во многом и само восприятие сада. По ровной дорожке можно быстро преодолеть значительное расстояние и пропустить много мелких, но важных деталей. Если дорожка сделана из небольших шаговых камней, уложенных на неудобном для размеренного шага расстоянии, идущий не только замедлит шаг, но и неизбежно будет смотреть под ноги. Неровные шаги отвлекут от нежелательного вида или напротив помогут увидеть нечто важное. Для того, чтобы повороты дорожек смотрелись естественно и их не хотелось срезать, они должны иметь цель: вести к какому-то объекту или огибать препятствие, например камень, возвышенность, дерево или заросль кустарников. Если при планировке все же допущен промах и дорожка кажется бесцельной, а повороты ее неестественными, ситуацию можно исправить с помощью несложных в изготовлении бамбуковых изгородей.

Сады древнего мира. Античная Греция

Социальные условия

Историю культуры и искусства Древней Гре­ции принято делить на пять эпох:

1) Крито-микенская (ХХ-ХШ вв. до н. э.);

2) Гомеровская (XII—VIII вв. до н. э.;

3) Архаическая (VII — нач. V вв. до н. э.);

4) Классическая (V в. до н. э.);

5) Эллинистическая (II пол. IV — I вв. до н. э.).

Каждая эпоха отражала различные соци­альные взгляды.

Вначале существовал родовой строй, который в гомеровской эпохе переходит к классовому об­ществу и к античному рабовладельческому госу­дарству.

В следующий период окончательно сложилось античное рабовладельческое государство.

Классическая эпоха — это время расцвета афинской рабовладельческой демократии, греко-персидских войн, а также период расцвета ис­кусств и архитектуры.

Эпоха эллинизма характеризуется экспансией на Востоке: в Египте и Малой Азии возникают новые города. Именно в этот период сильно вли­яние Востока.

Природные условия

Древняя Греция по своему географическому положению занимала часть Балканского полу­острова, острова Эгейского моря и часть Малой Азии.

Рельеф гористый. Ряд горных кряжей отделя­ет одну область от другой, без широких речных долин, морской берег изрезан.

Климат —средиземноморский с засушливым жарким летом и достаточно мягкой зимой. Воз­дух в Греции необычайно прозрачный и ясный, что «обеспечивает хорошую видимость на боль­шом расстоянии».

Растительность

Что касается естественных насаждений, то преобладают низкорослые деревья на горных склонах там, где когда-то были дремучие леса. В основном для Греции характерны маслины, со­сна приморская, дуб, платан, пиния, кедр, то­поль, кипарис, вяз, гранатовое и инжирное де­ревья, лавр благородный, мирт. В Греции создана своеобразная мифология, тесно связанная с при­родой.

Из цветочных растений греки выращивали розы махровые, левкои, хризантемы, что в пере­воде означало «золотой цветок», гвоздику, анюти­ны глазки.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 4101; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.039 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь