Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Садово-парковое искусство Японии, приемы использования рельефа, камня, воды и растительности.



Основные принципы

Глубина, многослойность, наложение, сложность пространства, нагромождение в нем тонких слоев, нанизывание небольших пространств на не видимые нити.

В саду это игра тени и света под сенью деревьев, извилистая дорожка, невидимая вся сразу с одной точки, многокомнатность, раздвигающая пространство, делающая его насыщенным.

Сад для чайной церемонии

Это место, имитирует уход от суетной городской жизни в удаленный домик, путь к которому лежит сквозь густой лес, покрывающий каменистые холмы.

Чтобы путешествие через воображаемые холмы казалось длинным, небольшое пространство между входными воротами и чайным домиком включало не только извилистую дорожку, но и систему символических порогов, из которых каждый последующий призван возвышать и заострять чувство расстояния и проникновения во все более высокие уровни некоего нового мира.

Первый порог совпадает со входом в сад – крытыми воротами, отделяющими чайный сад от внешнего мира. В день чайной церемонии последний из приглашенных гостей запирает ворота в сад на засов. Стук засова сообщает хозяину, что все гости собрались. Для гостей же это говорит о том, что они перестали быть частью внешнего (суетного) мира.

Затем гости собираются в небольшой крытой беседке и молча ждут, им дается время окончательно привести дух и мысли в надлежащее состояние (умиротворенности, отрешенности от мирской суеты). Теперь гости готовы пройти через следующий – средний – порог. Они входят в небольшую калитку, стоящую на полпути между входом в сад и чайным домиком. Часть сада между входом и этой калиткой – это внешний сад. Пространство между калиткой и чайным домиком – внутренний сад.

Пройдя через невысокую калитку, гости омывают руки и полощут рты водой из низкой каменной чаши (цукубай), этим ритуалом они окончательно очищают дух и тело перед входом в чайный домик. Путь от входа до чайного домика называется – путь чая – с его реальными (пошаговая дорожка) и символическими порогами (ворота и калитка), омовениями (цукубай) и поклонами (внутренняя калитка, цукубай) гость входит в домик совершенно другим человеком. Здесь дух его спокоен, тело свежо, а чувства утонченны и настроены на восприятие материй, невыразимых словами.

Сад как путь

Другой тип японского сада – сад для прогулок, в нем большое значение придается дорожкам, по которым путешествуют от места к месту (от открытия к открытию). Такой сад обычно занимает большую площадь и имеет в центральной части причудливой формы пруд с островами, окруженный рукотворными холмами и долинами, по которым проложены «маршруты» путешествия, отсюда второе название этого сада – «сад холма и пруда».

Данный тип сада сложился, когда власть запретила путешествия внутри Японии, и состоятельные люди стали заказывать сады, по которым можно было бы совершать воображаемые путешествия по символическим миниатюрным копиям знаменитых пейзажей.

Дорожки в саду должны были вызывать ощущение отправления в длительное, таинственное путешествие, но в отличие от чайного сада, они должны уводить во внешние, неизведанные пространства.

Виды сада для прогулок должны раскрываться перед посетителем как перелистываемые страницы незнакомого фотоальбома, а устройство дорожек должно подсказывать зрителю, куда посмотреть и где остановиться. В зависимости от размера сада таких картин может быть от нескольких штук до нескольких десятков. Конечным итогом авторы сада старались объяснить суть красоты пейзажа, причину его притягательности.

Символизм в японском саду

До 20 века сады В Японии создавались либо в землевладениях правящей элиты, либо в монастырях, где служили фоном для обрядов и отчасти инструментом для достижения созерцательного состояния, необходимого для обретения смысла. Таким образом, сад изначально был способом достижения определенного состояния человеческого духа и представительством буддистского рая на земле.

Вода важна не как субстанция, а именно как символ. Особые чувственные отношения с древнейших времен у японцев складывались с морем, которое символизируют пруд или озеро, или небольшая чаша (если мало места). Море нельзя представить без островов, как символ некоего далекого священного места, недоступного для простых смертных, - остров бессмертия и вечного счастья.

Растения также несут символическую нагрузку, тесно связанную с духовной и физической жизнью японцев.

Главное структурное дерево – сосна – символ счастья и долголетия, бамбук сходен с ней по символизму. Слива ассоциируется с силой, энергией и терпением.

Обширное гравийное поле может выражать некое негативное пространство (пустоту, отсутствие, несуществование).

В китайском саду запрещается использовать сложное, замысловатое, мелкую проработку деталей, т.к. они могут символизировать искусственность и насильственность.

Всевозможные оттенки зеленого символизируют глубину, таинственность, яркие цветущие растения необходимы только чтобы оттенить зелень. В дзенском сухом ландшафте этот принцип срабатывает с одними только камнями и гравием.

Широко используется метод «недосказанности», выражающийся в избегании полного выражения, скрывании части, чтобы лучше познать целое. Данный принцип отдает предпочтение легкому несовершенству формы, чтобы у созерцателей было время подумать, в то время как полное совершенство может оставить зрителя равнодушным.

Строгость, суровость, аскетизм, отсутствие излишеств, присущих японскому саду, свойственны минимализму в Европе.

В японском саду все всегда пропорционально, соразмерно и близко человеку и ничто не подавляет его. Вместо абсолютных размеров на сознание и подсознание действуют «три силы»: горизонтальные, вертикальные и наклонные плоскости. На каждую из них мы реагируем по-разному: горизонталь ассоциируется с земным простором или водным зеркалом, спокойным, небыстрым движением и душевной безмятежностью. Вертикаль – это напряжение и энергия, необходимые для движения вверх - к небу. Чистая акцентированная вертикаль редка в японском саду. Диагональ или наклонная плоскость выражена старым деревом, склонившимся под тяжестью лет или склонами с каменными осыпями и быстро бегущими ручьями, вызывающими динамические ассоциации.

Мосты олицетворяют переход из одного пространства в другое, из прежнего состояния в новое, из прошлого и прожитого в неизведанное будущее. Вступивший на мост, оказывается перед выбором: перейти на другой берег, задержаться на мосту или вернуться.

Растения

Растения присутствуют в любом саду, исключение составляют сады в стиле каресансуи, где единственным материалом служит камень в виде гравия и кусков породы разного размера. Но даже здесь часто присутствуют растения (мох, группы древесных и травянистых растений).

В садах обычно используется достаточно ограниченный набор растений, многократно повторяющихся (что лучшим образом сказывается на цветовом единстве, общей целостности и ритмичности композиций). Предпочтение всегда отдается местным видам деревьев, кустарников и трав.

Хвойные породы – в большинстве своем сосны – составляют растительную основу японского сада (чаще используются сосна Тунберга и сосна густоцветковая).

Из лиственных пород первенство принадлежит кленам: изящному и мелколистному дланевидному, манчжурскому, ложнозибольдов. Культовое дерево – сакура (виды и гибриды рода Prunus) выращивается ради кратковременного, но выразительного весеннего цветения. Также используется багряник японский.

Из кустарников самые многочисленные мелколистные азалии(они являются структурными растениями сада, их стригут шарами и волнами в ущерб обильности цветения), цветущие ранней весной камелии, османтус, используемый стриженном виде и свободной форме (цветение осенью). Не редки гамамелис, барбарисы, рододендроны.

Виды бамбука используются не только как строительный материал, но и как декоративное растение. Его ценят не только его грациозные формы и силуэт, но и звуки – мягкий шум листьев и глухой стук стволов, качающихся на ветру.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 856; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.017 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь