Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Сады древнего мира. Древний Рим
Природные условия сходны с греческими. Климат тоже средиземноморский. Рельеф гористый, весьма характерный для Апеннинского полуострова. Там большое количество горных рек и источников, бегущих по склонам. Горы, холмы, равнины чередуются между собой. Леса преимущественно лиственные. Благоприятные почвенные и климатические условия с обилием воды способствовали развитию садоводства, в частности выращиванию винограда, маслин и разных плодовых деревьев. Растительность весьма разнообразна и представлена следующими видами древесных пород. Здесь произрастают различные виды сосен, дубов, платаны, кипарисы, тополя, каштаны, гранаты, маслины, земляничное дерево, вязы, ивы, акации, плодовые. А также растения, поддающиеся фигурной стрижке, — самшит, лавр, мирт, розмарин, дрок и жасмин. На клумбах росли цветы, соответствующие временам года. Садовники культивировали лилии, левкой, анемоны, астры, гиацинты, крокусы, львиный зев, нарциссы, гвоздику, ирисы, туберозу, тюльпаны и другие. Любимыми цветами римлян были фиалка и роза. Фиалка использовалась как целебная трава, как ароматизатор вин. Роза использовалась в кулинарии, лечении и т. п. Разводили обширные сады из роз даже в ущерб хлебным полям. Очень ценился плющ. В Древнем Риме во II—I вв. до н. э. начали применять новый способ посадки деревьев пятерками (римский квинкус), т. е. сдвинутыми рядами с подстриженными в один объем кронами деревьев и открытыми стволами. Данный прием обеспечивал видимость по диагонали между стволами, создавая над ними полог из крон насаждений. Для античного Рима характерен синтез искусств, т. е. гармоничное сочетание архитектуры, декоративной живописи, скульптуры и ландшафтного искусства. Самым плодотворным периодом стал рубеж исков с I в. до н. э. по I в. н. э. — это время наивысшего расцвета градостроительства и садово-паркового искусства. Именно в этот период сформировались следующие типы садов: 1. Священные рощи — сады, связанные с религиозным культом. 2. Городские общественные сады при театрах — площади типа прогулочной аллеи организовывались рядовыми посадками деревьев, крытыми галереями с нишами для отдыха, украшались скульптурой. Аллеи или сады с источниками или бассейнами. 3.Сады при дворцах и виллах, назначение которых было от хозяйственных до увеселительных. 4.Частновладельческие городские сады — эти сады были незначительными и подчинялись планировочной структуре дома. Много интересных сведений дают садово-парковому искусству жилые дома. Планы их развивались на основе греческих жилых построек эпох классической и эллинизма. По климатическим условиям наружные стены редко имели окна. Внутренние помещения сгруппировывались вокруг открытого дворика. У входа располагался атриум, что-то вроде вестибюля с бассейном (имилувиум), наполняющимся дождевой водой через отверстие в крыше. Кроме атриума, в доме находились дворики, окруженные колоннадами. Обычно богато оформленные цветами, скульптурой, фонтанами или бассейнами, они напоминали настоящие садики. Эти дворики получили названия перистили. Дома же такого типа стали называться в архитектурной науке атриумно-перистильными. В некоторых домах назначение сада было утилитарным. Он предназначался для выращивания овощных культур, но в этом случае все равно для цветов отводилась одна его часть. Каждый дом имел свой облик. Примечательно, что стены перистиля, окружающие сад, «расписывались, как садовые пейзажи». Благодаря такому приему создавалась иллюзия, что сад больше по размерам, чем на самом деле, к тому же стенная живопись являлась ценным материалом для ознакомления с античным садово-парковым искусством. Очень часто в римских домах встречаются стенные фонтанчики, украшенные мозаикой. Такие сооружения напоминали ниши с мозаичным декором и архитектурным обрамлением. Оформлялся небольшой скульптурой бассейн, куда из ниши вытекала вода. В отличие от садов при жилых домах, при виллах они располагались не внутри дома, а на смежной территории. Отличались императорской триумфальностью и роскошью. Композиция римских объектов ландшафтного искусства была замкнутой. Однако существуют примеры раскрытия вилл на море, которые строились на морском берегу по террасному принципу. Здание располагалось фасадом к морю. Перед главным сооружением устраивался цветочный партер с пластическим декором. Следует отметить, что было три типа вилл: 1) «рустика» — сельскохозяйственная вилла; 2) «урбана» — дворцово-парковый комплекс с городским типом планировки увеселительной формы, предназначенный для отдыха и развлечений; 3) «фруктуария» — вилла, где основой являлся плодовый сад, очень эффектно прорезанный из тенистых неплодовых деревьев. Виллы типа «урбана» располагались либо на берегу, либо в окрестностях Рима. Как и во всех виллах данного типа, они состоят из входного портика в небольшой дворик с фонтаном, главного здания с плоским садом (ксистом), превращенным римлянами в декоративный партер с фонтанами, и садом-ипподромом. В розарии виллы находились мраморные беседки, увитые вьющимися розами. «Из водных устройств были водоем, в котором плавали во время празднеств «корабли» — блюда с изысканными угощениями». «За беседкой располагался павильон отдыха. Ипподром окружался сплошной стеной из кипарисов и платанов, увитых плющом. Из ксиста дорожка вела в сад». Главным украшением были деревья, стриженные в виде животных. Дорожка являлась продольной композиционной осью сада. По сторонам ее находились полосы газона с отдельно растущими низкорослыми деревьями. Весной газон превращался в сплошное «фиалковое поле». Вдоль дорожки располагались полукруглые мраморные скамейки. Сад-ипподром имел размеры 170 х 70 м, был вытянут в плане, конфигурация его прямоугольная с одним закругленным концом. Например Вилла Лаурентина представляет собой вид приморской виллы, совмещая типы «урбана» и «рустики». Она состоит из трех дворцов, ограниченных зданиями: атриума, перистиля и сада-ипподрома, выдвинутого к берегу моря. Цветочный партер — ксист — состоял из фиалок. Заканчивался сад-ипподром традиционным парковым павильоном. Характерная черта таких садов — замкнутость перспективы, т. е. отдыхая или гуляя в саду, посетитель мог любоваться пейзажами лишь небольшой территории, был огражден от дальних видов. В композициях вилл римляне использовали греческие названия и формы, утратившие свое первоначальное значение. Обобщая вышесказанное, можно выделить основные характерные черты, присущие садово-парковому искусству Древнего Рима. 1. Появились новые планировочные элементы, такие, как ксист и ипподром, где ксист — плоский сад, представляющий собой регулярный небольшой участок, разделенный на квадраты или прямоугольники и имеющий четкое осевое построение. Он располагался перед зданием виллы и целиком подчинялся планировке и архитектуре здания. Примечательно, что со зданием он составлял единое целое. Ипподром, в отличие от ксиста, занимал большую территорию (60 х 160 м; 70 х 200 м). Рельеф, где он находился, — ровный. Представлял собой ипподром эллипс, один округлый конец которого срезан. Это важнейший элемент «большого парка». Планировка его регулярная с четкой продольной осью, с применением больших деревьев, кустарников, газона, цветов, скульптуры, с фонтаном, беседкой, т. е. всей палитрой ландшафтного искусства. 2. Впервые появляется «топиарное искусство». 3. Была разработана композиция, подчеркивающая основную ось центрального сооружения с учетом раскрывающихся видов. 4. Совершенствование древнегреческих приемов и создание новых (использование скульптуры, пергол в убранстве сада, аллей для пешеходов и для экипажей или прогулок на носилках). 5. Отсутствие композиционного единства в садах и парках.
Итальянские сады эпохи возрождения, роль климата, рельефа, воды и растительности в архитектурно-планировочном решении садов. После тысячелетия средневековья на рубеже ХIV-XV вв. в культуре Европы формируется новое направление, обращенное к гуманизму античности, ее архитектуре и искусству. Оно получило название Ренессанс, или Возрождение. Возрождение - это не просто расцвет искусства, связанный с возвращением к античным образцам. Это и развитие производительных сил и производственных отношений, стремление человека освободиться от подавляющего гнета церкви. В архитектуре Возрождение-это новый этап, характеризующийся созданием великолепных городских ансамблей, строительством дворцов, храмов, общественных зданий. В это время в Италии работали такие великие мастера, как Леонардо да Винчи, Микеланджело, Браманте, Рафаэль, Джулио Романо, Барроци да Виньола и др., некоторые из них принимали участие в создании садов. Эпоха Возрождения, длившаяся всего два столетия, включает три периода: раннее Возрождение (XIV-XV вв.), Высокое Возрождение (вторая половина XVI в.) и позднее Возрождение (XVI в.). Каждый период характеризуется своими чертами. Для садово-паркового искусства этой эпохи характерно, прежде всего, планировочное и композиционное единство архитектурных ансамблей. Итальянский сад определился как целостное художественное произведение, где гармонически слиты природа и искусство. Обобщая все многообразие садов итальянского Ренессанса, можно выделить следующие общие черты в использовании природного ландшафта и планировке. Рельеф. Сады располагались на террасированных склонах. Террасы в виде подпорных стен, облицованных камнем, украшенных нишами, скульптурой, гротами и увенчанных балюстрадой, составляют структурную основу итальянского сада. Связь между террасами осуществляется с помощью богато украшенных лестниц и пандусов. В садах позднего Ренессанса лестницы становятся важным планировочным элементом: они включаются в осевую композицию сада, подчеркивая архитектуру дома, направляют движение. Вода. Водных устройств не просто много, они таковы, чтобы подать как можно больше воды с ее блеском и музыкой со всей щедростью и откровенным восхищением, свойственным Возрождению. Вода, взятая в трубы, направляется с верхних частей склонов в различные точки сада, где вздымается в фонтанах, ниспадает в каскадах, разливается в плоских бассейнах. Спокойной воды почти нет. Водные устройства становятся композиционными центрами сада, располагаются по его осям, на них фокусируются видовые лучи. Растительность. В аллеях росли ширококронные деревья-платаны и дубы, реже кипарисы, используемые в качестве акцентов. Для создания зеленых стен применялись растения, хорошо сохраняющие форму после стрижки - лавр, мирт, самшит, позже -сближенные посадки кипариса. Самшит использовался для узорчатых бордюров и арабесок на партерах. Зеленые массивы (боскеты) состояли преимущественно из вечнозеленых деревьев, главным образом дубов. Они росли свободно, но обрамлялись зелеными стрижеными стенами. Из листопадных использовали ильм, тополь, каштан съедобный, а также плодовые деревья и маслины. В группах применяли в основном хвойные - сосну итальянскую и кипарис. В декоративных вазах выращивали цитрусовые. Вьющиеся - виноград, розы, плющи использовали в перголах. В итальянских садах появляется новый прием - боскет. Это участок сада, ограниченный регулярными дорожками и имеющий геометрический контур чаще всего прямоугольник или квадрат. Его внутреннее пространство занято деревьями и обрамлено рядовыми посадками или стенами живой изгороди. Посадки внутри боскета могут быть регулярными или свободными. Часто боскеты имеют внутренние дороги, связанные с общей дорожной сетью. Ассортимент цветочных растений был чрезвычайно богат и включал многочисленные виды луковичных, а также ирисы, лилии, гвоздики, фиалки и др. В оформлении цветы использовались очень сдержанно, их размещение было строго продумано. Планировка. Итальянские сады относятся к регулярным. Они замкнуты и строятся на внутренних композициях. Замкнутое пространство сада связано с окружающим ландшафтом с помощью одного или нескольких внешних видов, включенных в обзор с внешних точек сада. К саду часто примыкают " лесные" участки или рощи. В целом планировка итальянского сада формировалась следующим образом: -на террасированном склоне, в его различных частях - на вершине, в средней части или у подножия размещался дом. Он был планировочной доминантой сада, на которую ориентирована главная композиционная ось; -сад имел ярко выраженное осевое построение. Главная продольная ось проходит поперек террас. Перпендикулярно ей направлены поперечные оси. Композиционные узлы - дом, партер, фонтаны и другие архитектурные сооружения размещались по этим осям, на их пересечении или завершении; -основная часть сада была занята насаждениями в боскетах, дающими тень, обрамляющими внутренние перспективы и узлы, акцентирующими их декоративные элементы; -партеры размещались по главной оси и, в зависимости от рельефа, либо непосредственно перед домом, либо у подножия склона. Партер представлял собой плоский сад. Он был как бы продолжением дома, оформлялся цветниками или арабесками из стриженного буксуса, украшался фонтанами и скульптурой. Часто на партерах устраивались беседки, трельяжи, перголы; -плоская часть сада часто замыкалась полукруглой стеной из камня или растений и обычно заканчивалась ступенчато оформленным откосом. Такой прием получил название амфитеатра. Каменные стены амфитеатров украшались нишами со скульптурой и завершались баллюстрадой; -типичный элемент так называемый " секретный сад" - изолированный участок или небольшой сад, предназначенный для отдыха; -каждый узел композиционно завершен в общем, целостном решении сада.
Итальянские сады эпохи возрождения. Сад виллы Капрарола. Сад виллы д, Эстэ Вилла Капрарола. В 70 км от Рима, недалеко от местечка Капрарола, арх. Бароцци да Виньола в 1547-1550 гг. построил замок для кардинала Фарнезе. Выше по склону в 300 км от замка был сооружен небольшой дом и разбит сад, предназначенный для уединенного отдыха (пример " секретного сада" ). Площадь сада невелика, всего около 1 га. Участок имеет вытянутую форму (1: 3) и решен в четырех уровнях. От нижней площадки первого уровня, украшенной фонтаном, дорога поднимается по пологому пандусу, оформленному стекающим по нему ручьем и замкнутому с двух сторон стенами, ко второму уровню-площадке, богато оформленной фонтанами и монументальными изваяниями речных богов, а от нее на третий уровень - открытое пространство перед домом Сад кариатид. Он представляет собой плоскую террасу (75Х44 м) с низким парапетом, приспособленным для сидения. На парапете установлены 4-метровые скульптуры в виде женских фигур, держащих на голове корзины с цветами и фруктами. Плоскостное решение сада позволяет воспринимать фигуры на фоне окружающего ландшафта, а сами скульптуры служат рамами для раскрывающихся перспектив на холмы, покрытые вечнозеленой растительностью. Эта площадка является кульминационной точкой, когда из замкнутого пространства, ориентированного на восприятие внутренних композиций (состоящих из водных устройств и скульптуры, лишенных зеленого оформления), внимание вдруг переключается на далекие панорамы синеющих гор и зелень лесов. Внутренним лейтмотивом сада является разнообразно оформленный горный ручей, образующий его продольную ось. Площадка четвертого уровня оформлена водоемами и фонтаном. Несмотря на незначительные размеры, сад решен монументально в крупных пропорциях, без лишних мелких деталей, с использованием местного материала. Тем самым он органически сливается с окружающим ландшафтом и ансамблем замка. Вилла д'Эсте. Вилла находится в 80 км от Рима в г. Тиволи, ее владельцем был кардинал д'Эсте. Она построена в 40-х годах XVI в. Автор арх. Пирро Лигорио, водные устройства создавались инженером Оливиери. Площадь сада 3, 5 га, перепад рельефа 35 м. Дворец расположен на верхней точке, а на склоне разбит сад. Крутой откос террасирован, по узким террасам проходят поперечные оси, в нижней, наиболее пологой части устроен партер (70Х70 м). Взаимно перпендикулярные дороги образуют прямоугольники боскетов. Главная ось направлена от нижнего партера к дворцу. На этой оси важнейшим композиционным узлом является Фонтан драконов, расположенный на площадке ниже подножия дворца, и три группы кипарисов на партере, у водоемов поперечной оси и Фонтана драконов, образующие мощные вертикальные акценты. Достопримечательность сада это две поперечные оси. Верхняя - Аллея ста фонтанов протяженностью 150 м. Она окаймлена узким каменным водоемом с бесчисленными скульптурами, источающими воду. Аллея замыкается с одной стороны фонтаном Сивилла, с другой площадкой Торжествующий Рим. Нижняя поперечная ось проходит у подножия откоса и представляет собой цепь прямоугольных водоемов. В северной части она завершается Водяным органом, откуда в бассейн с высоты 15 м низвергается водопад. Каждый узел решен самостоятельно и в то же время гармонично вписан в общую композицию сада. В итоге можно выделить следующие особенности итальянских садов Ренессанса, определяющие их художественный образ: -сады относятся к числу регулярных. Однако их регулярность не жесткая, сады могут включать свободно растущие деревья, а также целые рощи, пронизанные " лесными дорогами"; -имеют архитектурный характер. Ни до, ни после не было такой богатой и органичной обработки ландшафта средствами архитектуры. Архитектура начинается с обработки рельефа и воды, доходит до кульминации во дворцах и павильонах, а завершается в изысканных сооружениях малых форм - скамьях, вазах, деталях и богатом скульптурном украшении; -композиционная целостность сада это одна из важнейших черт. Она достигается, с одной стороны, пространственной целостностью, нерасторжимым единством природы с архитектурой, использованием местного строительного материала и ассортимента растений, с другой - развитием заданной темы и формированием целостного художественного образа сада; -преобладание внутренних композиций, но с включением внешних, необходимых для раскрытия идеи сада; -богатство и пышность во всем, но без перегруженности; -учет цвета и световых эффектов; -продуманность соотношений, соразмерность планировочных элементов: высоты скульптур и их фона, размеров бассейнов, ширины аллей и высоты деревьев, высоты подпорных стен и т.д. |
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 3017; Нарушение авторского права страницы