Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Пространственно-предметная среда формирования основ физической культуры детей дошкольного возраста



 

Среда является составной частью общего пространства формирования основ физической культуры ребенка, его ближайшим окружением, стимулирующим к активному движению, к преобразованию жизнедеятельности, к раскодированию социальных и культурных кодов, ее наполняющих. Теоретическим основанием в моделировании предметно-пространственной среды является осознание ее социальнокультурного контекста, определяемого обществом и естественным природным окружением. Среда является культурным творением человеческой деятельности и педагогического творчества, отражает модель жизнедеятельности человека и его отношение к жизни. Человек осваивает среду и себя в ней, порождает формы ее закрепления (так называемые формы социально-культурного опыта), то есть объективирует себя в предметно-вещевых образованиях (дом, книга и т.д.), в функциональных (процессуальных) формах (традиции, обычаи), в языке (разговорный, письменный), в знаках и символах культуры. Исторически созданная другими поколениями среда жизнедеятельности человека влияет на его деятельность, внося свои коррективы через систему социо-культурных значений (нормы, правила). Предметная среда человека обладает общим и частичными свойствами и отношениями: материальностью и движением, связью и взаимодействием, пространством и временем, функцией и формой, материалом и конструкцией и т.д. (А.П. Горячева)

В системе философского и общенаучного знания вещи, свойства и отношения являются основными элементами структурной организации созданного людьми объективного мира. В образах предметного мира среды запечатлен результат универсальной творческой деятельности человечества. Предметный мир имеет многоаспектное содержание (этнографическое, культурологическое, познавательное, социально-нравственное, трудовое и др.). Он может быть охарактеризован с помощью признаков: формы, величины, цвета, материала, строения, функции, назначения и др. Предметы выражают целостность человека, его чувства, знания, поведения. Они представляют интерес с художественной, исторической, этнографической, социологической, научной и воспитательной точек зрения. (О.В.Дыбина, М.И.Богомолова, В.Я.Кисленко, С.А.Козлова, Т.С.Комарова, В.И.Логвинова, Г.А.Поровская Т.Я.Шпикалова и др.)

В.М. Межуев подчеркивает культурную ценность предмета, которая заключена в том, насколько предмет стал человеческим, насколько в нем представлена и воплощена ценность, выражена человеческая сила и способность. В предмете заключены усилия, опыт, знания, вкусы, способности и потребности многих поколений, поэтому он становится человеческим предметом. Через предмет человек обнаруживает самого себя, свою индивидуальность.

В связи с этим М.С. Каган отмечает, что в предмете материальное и духовное неразрывны. Он подчеркивает, что способом самостоятельного функционирования как природных, так и рукотворных предметов, является их материальность. Материальное служит сохранению духовного (идеалов, мыслей, чувств). Материальные предметы, опредмечивая духовное содержание, становятся знаками, как их значение.

В нашем исследовании предметно-пространственная среда рассматривается как один из компонентов горизонта районирования – важного элемента архитектоники пространства. Предметно-пространственная среда ДОУ понимается нами не только как совокупность предметов, используемых в процессе физического воспитания детей. Эти предметы «оживают» и становятся источниками рождения личностных смыслов ребенка, когда включаются определенные социальные и культурные коды. В диссертационном исследовании в качестве социальных кодов мы рассматриваем возникающие в ближайшем социальном окружении (родители, воспитатели, дети) отношения, в качестве культурных кодов – простейшие культурные архетипы (фольклор, традиции, обычаи народов Северного Кавказа). Эти коды приводят в движение пространственно-предметную среду, делают ее ритмической благодаря игре, которая становится основой гармонизации органического и неорганического тела ребенка, основой его свободного самовыражения, творческой деятельности в процессе познания своего тела, приобщения к культуре здоровья и движения.

Пространственно-предметная среда выступает посредником между взрослым и детским миром. Причем последний всегда ориентирован на вещные элементы мира взрослых: знаки, символы, отношения и др. Деятельность ребенка, связанная с присвоением вещей, аналогична предметно-орудийной деятельности и деятельности с психологическими орудиями (Л.С. Выготский) В этой деятельности выделяется инструментальность, опосредованность, целесообразность. Результатом присвоения и потребления вещей становится их преобразование. В исследованиях показано, что дети дошкольного возраста познают предметы сенсорным путем, то есть зрительно, осязательно, тактильно и т.д. (Л.А.Венгер, А.В.Запорожец, Т.С.Комарова, Н.Т.Сакулина и др.) и с помощью мыслительных операций (Л.С.Выготский, С.Л.Новоселова, Н.Н.Поддьяков и др.).

По мнению А.И. Субетто, гармония среды и человека достигается тем, что в ней действуют законы восприятия (работают все анализаторы и рецепторы: зрительный, слуховой, вкусовой, тактильный и др.). Именно это позволяет человеку познать красоту. Эта идея автора определила основные принципы построения культуросообразной предметно-пространственной среды дошкольного образовательного учреждения. В пространственно-предметной среде дошкольного образовательного учреждения создаются условия для самостоятельного приобретения ребенком опыта познания себя, своего организма, тела и его движений, способов сохранения своего здоровья, стимулируется проявление самостоятельной двигательной активности. Среда удовлетворяет потребность ребенка в двигательной деятельности, в получении информации о способах построения здорового образа жизни, о взаимоотношениях с окружающим миром. Она создает определенную психологическую комфортность ребенку: внутреннюю защищенность, выбор различных форм активности и самостоятельности.

На наш взгляд, основными условиями проектирования культуросообразной среды формирования физической культуры детей дошкольного возраста выступают:

- четкая оформленность в среде предметных источников, раскрывающих ценностный потенциал физической культуры;

- наличие предметов реального мира, а также мира мифов, легенд, сказок и т.д., раскрывающих обобщенное представление человечества о физическом идеале, о здоровом образе жизни и т.д.;

- насыщение пространства предметами народной культуры, в которых отражен опыт саморазвития и самосохранения;

- сочетание заданных и свободных сред, обуславливающих развертывание самостоятельной двигательной активности ребенка;

- представленность в среде предметов детской субкультуры;

- насыщение знаками и символами, обеспечивающими формирование обощенно-образного представления о здоровом образе жизни;

- представленность в среде народной подвижной игры как одного из феноменов физической культуры;

- наличие ценностей и антиценностей физической культуры.

В нашем исследовании такая культуросообразная среда строится на принципах, разработанных В.Т.Кудрявцевым, И.Э.Куликовской, В.А.Петровским, Р.М.Чумичевой и дополненных нами:

- целостности, единства, взаимосвязи, взаимообусловленности человека и окружающего его мира, позволяющего ребенку понять, что он часть природы и для сохранения своего здоровья необходимо жить по ее законам;

- планетарного подхода к пониманию здоровья;

- диалогичности, обеспечивающий межкультурный, этнический диалог;

- интеграции народной игры, видов искусств, устного народного творчества, обеспечивающей передачу способов познания себя, своего здорового образа «Я», способов самосохранения и саморазвития, оценивания своего тела и его состояния;

- свободы, самостоятельности и активности, позволяющей ребенку самостоятельно строить свой здоровый образ жизни, преобразовывать среду в соответствии со своим состоянием;

- гуманитарного подхода, отражающего в содержании среды мир человека, строение его тела, организма, образа жизни, закономерностей роста и развития;

- половых и возрастных отличий, взаимосвязей и взаимоотношения человека, его состояния и окружающего мира;

- эмоциональной комфортности, позволяющий, ребенку сохранять равновесие состояния своего организма и регулировать его;

- ценностного подхода, обеспечивающего равенство ценностей национальных культур, наполнение среды ценностями и антиценностями физической культуры как части общечеловеческой культуры.

Конструирование среды в вертикальной и горизонтальной плоскости опиралось на разработанные в нашем исследовании принципы доступности, дополнительности, результативности и повышенной трудности.

Принцип доступности обуславливает расположение предметов в пространстве таким образом, что это дает возможность достичь их независимо от высоты их расположения и уровня развития физических качеств ребенка. Данный принцип позволяет внести дополнительные снаряды, стимулирующие проявление самостоятельной двигательной активности. Руководствуясь принципом доступности, можно максимально использовать площадь для движений, поместить дополнительные физкультурные снаряды, размещение которых не нарушает интерьера группы.

Принцип дополнительности состоит в том, что дошкольник может использовать каждый предмет многофункционально, что обеспечивает не только его физическое, но и интеллектуальное и эстетическое развитие. Согласно этому, оборудование, наборы предметов, пособия дополняют друг друга и дают возможность выполнить движения разными способами. Содержание подвижных народных игр отражено в моделях-пособиях, предметах быта, что способствует развитию интереса к ним. Игровое пространство в группе наполняется образами народной подвижной игры, которые взаимодействуют с другими предметами, обуславливая двигательную активность ребенка. Сюжетные игры насыщаются предметами, стимулирующими создание двигательного образа. В пространстве помещаются панно, макеты, которые позволяют осуществить взаимодействие игр, драматизации на темы сказок и народные подвижные игры. Через знаково-символическую систему в игровом пространстве должно быть обозначено содержание и правила организации народных подвижных игр.

В вертикальном пространстве из дополнительного оборудования размещаются: шведская стенка, подвесные мишени, горка в спальной комнате и др. В переходах из групповой комнаты в раздевалку на дверях, стенах могут быть повешены атрибуты для упражнения в подпрыгивании. Игрушки, пособия размещаются таким образом, что, доставая их, ребенок мог бы приложить свои усилия, проявить самостоятельную двигательную активность. Для развития дыхания используются легкие подвесные атрибуты, расположенные там, где ребенок самостоятельно выполняет упражнения. Для зрительной гимнастики на уровне глаз ребенка в разных частях групповой комнаты размещаются картинки, изображающие сюжет сказки.

В горизонтальное пространство дополнительно вносятся лабиринты, классики, шахматные доски, разнообразные дорожки в виде следов, линий, геометрических форм, нарисованные на полу. Они также включают в себя элемент неожиданности. В групповой комнате используются небольшие перегородки-барьеры, которые свободно передвигаются, домики для уединения, заключающие в себе возможность быстрого и легкого перестроения. Ребенок самостоятельно контролирует вход в домик и, тем самым, выбирает способ движения. Желательно разместить больше зеркал для того, чтобы ребенок мог видеть себя, как он двигается, как выглядит. В группе помещаются атрибуты, с помощью которых дети могут отразить свое состояние и изменить свою внешность.

Принцип результативности дает возможность каждому дошкольнику успешно выполнить движение, развернуть деятельность, удовлетворить свой интерес и выразить к этому свое отношение. Его реализация гарантирует достижение результата независимо от уровня развития ребенка. В группе конструируется «тир», который стимулирует движения, связанные с бросанием, прокатыванием, метанием предметов. Все пособия, снаряды должны давать ребенку возможность выбора способа метания в зависимости от местонахождения и удаленности цели, ее высоты, величины бросаемого предмета, что способствует достижению результата. Эти пособия развивают не только двигательные способности ребенка, но и познавательные. Например, медведь-кольцеброс легко передвигается на разную высоту, что помогает ребенку закрепить это математическое понятие. Бросаемые «яблоки» - разных размеров, поэтому дети соотносят величину корзины и размер бросаемых предметов. Рядом с кольцебросом находится фланелеграф, на котором дошкольники отмечают свои результаты с помощью силуэтов веселых и грустных медвежат. Веселый обозначает попадание, грустный – наоборот. Дети наглядно могут видеть свои достижения, сравнивать с успехами своих сверстников.

Горизонтальное пространство выстраивается в соответствии с принципами открытого, рационального, гибкого пространства, обозначенными В.А.Петровским. Кроме того, при моделировании пространственно-предметной среды используется принцип интенсивности. В нем заложена возможность частого использования предметов, стимулирующих самостоятельную активность дошкольника, которая зависит от интереса к ним и предполагаемого способа применения. Учитывая это, каждый предмет создаваемой среды должен нести какой-то символ-образ, дающий детям возможность моделировать движение, двигательную деятельность, народную подвижную игру, что обеспечивает постижение ребенком эталонов физической культуры.

Основываясь на положениях, высказанных в рабатах М.Шмида, Г.Н.Пантелеева, М.А.Правдова, цветовой параметр используется для цветового пространства как условие достижения психологического комфорта, как условие для разворачивания самостоятельной двигательной активности и цветовой локализации, как стимулятор развития движения. В дошкольном учреждении необходимо изменить цветовое оформление групп, залов и других помещений, так как цвет играет важную роль в организации двигательной сферы ребенка. Цветовая гамма используется с целью улучшения проведения как совместной деятельности ребенка и воспитателя, так и самостоятельной двигательной активности детей. Цвет является не только средством решения композиционных вопросов двигательного пространства, но и средством информации и обеспечения безопасности выполнения упражнений. При выборе цветового оформления групп и залов учитывается, что цвета – красный, оранжевый, желтый - вызывают психологическое ощущение тепла, стимулируют деятельность нервной вегетативной системы, усиливают внимание, оказывают возбуждающее действие, приводят к кратковременному повышению работоспособности. Холодные цвета – синий, зеленый, голубой - вызывают психологическое ощущение холода, подавляют деятельность вегетативной нервной системы, успокаивают, облегчают напряжение глаз, способствуют сосредоточению внимания. Цвета насыщенные и при большом цветовом контрасте оживляют двигательное пространство группы, поднимают настроение и стимулируют деятельность органов чувств. Для оформления спальных комнат используются оранжевый и желтый цвета. Желтый цвет вносит живость, тепло, легкость, создает впечатление уюта и теплоты, а оранжевый способствует психологическому контрасту с окружающей средой.

В групповой комнате голубой цвет является основным и в сочетании с другими цветами позволяет при длительном пребывании не снижать двигательную активность. На фоне этого большого пространства выступает контрастно-локальный цвет отдельных предметов. Изменение цветового пространства влияет на поведение детей, их активность. Созданная на основе вышеизложенных положений цветовая гамма групповой комнаты способствует двигательной активности ребят. Любимой зоной отдыха становится для дошкольников спальная комната, где они организуют спокойные игры: строительные, дидактические.

Регулятором и индикатором настроения детей также является изменение освещения помещений. Цветосветовой дизайн способствует созданию психологически-комфортной среды, развивает воображение и творчество детей особенно при выполнении двигательной деятельности. Создание единого комплекса цветовой, звуковой и кинестетической модальностей способствует появлению атмосферы необычности, таинственности, сказочности, что соответствует характеристикам пространства действа.

Пространство дошкольного образовательного учреждения конструировалось с учетом циклической природы функционирования организма (биоритмы различного масштаба). Криволинейная архитектоника среды (с неклассической геометрией Лобачевского-Римана), подчиняющаяся законам золотого сечения и золотого вурфа, совмещается с живой организацией процессов в организме человека (А.И.Субетто). На наш взгляд, криволинейная архитектоника среды может быть создана за счет композиционной структуры расположения предметов, мебели, конструкций и пр. В пространстве групповых комнат, коридоров, холлов, переходов нет обыденных атрибутов подобных помещений, что дает ребенку возможность познать тайну пространства: «Там за углом», «Там за поворотом», «Там, на неведомых дорожках…» и т.д. Движение по такому пространству раскрывается циклически, выступает циклозадатчиком жизненных процессов, в целом оказывает положительное влияние на здоровье и творчество человека (А.И.Субетто).

Исходя из вышеизложенного, в каждой возрастной группе детское пространство проектировалось посредством интеграции локальных мини-сред, каждая из которых решала основную задачу – приобщение к ценностям физической культуры. Центральной смысло-организующей мини-средой выступает «книга здоровья», которая представляет собой собирательный образ. Она «выписывается» каждой отдельной группой и представляет собой образ жизни дошкольного образовательного учреждения. В ней разными способами представлены ценности и антиценности культуры здоровья, телосложения и двигательной культуры. Данная мини-среда может находиться в любом помещении: в проходах, холлах, залах и др. В модели здорового образа жизни содержатся символы и знаки, отражающие основные способы жизнедеятельности человека, его взаимодействия с миром природы (живой и неживой), с рукотворным миром и миром людей.

В группе проектируется мини-среда «дом как среда жизни», обеспечивающая ребенку освоение ценностей здоровья, здорового образа жизни, тела и его движений. Она представлена вещными элементами, принадлежащими конкретному ребенку, или его членам семьи, или другим людям, предметами быта русского народа, а также оберегами, символами, схемами, моделями образа жизни, традиций застолья, других обычаев и ритуалов. Особенности народного быта в организации среды представлены через предметы устройства дома, уклада жизни. В этом пространстве обозначены действия любимых детских персонажей сказок, которые вступают в отношения друг с другом в различных ситуациях (уход за своим телом, гигиена помещений, одежды, поведение за столом и т.п.). Взаимодействуя с вещными элементами, ребенок самостоятельно, различными способами познает себя, свой организм, тело и движения, устанавливает взаимосвязи между состоянием своего организма и изменениями в природе, что в конечном итоге создает условия для построения целостного образа жизни сохраняющего здоровье.

Опыт народа по организации здорового образа жизни отражается в сказах. Сказочный герой в определенной ситуации выполняет действия, которые приводят его к желаемому результату. Ребенок, вместе с героем сказки выполняя правила, учиться задумывать и прогнозировать результат совершаемой деятельности, то есть у него развивается способность моделировать свои действия поступки. Ребенок может еще не осознавать понятия здоровья и здорового образа жизни. Но благодаря малому фольклору, у дошкольников создается образ поведенческой стратегии, выстроенной на основе правил, которые отражают идеи ценности тела и его движений, смысл и значение охранных, заботливых преобразовательных действий. В сказочных образах ребенок постигает ценностные доминанты: Жизнь, Добро, Здоровье.

Сказки и мифы от поколения к поколению передают опыт сохранения здоровья, способы построения здорового образа жизни. Герои этих произведений отражают физический идеал народа, они демонстрируют сохранные правила взаимодействия с людьми и природой. Сказка рассматривается как наиболее адекватное средство познания закономерностей мира, представленных в содержании натурфилософской, универсально-символической и научной картин мира. Наглядно-образное мышление дошкольника обуславливает понимание образов героев сказки, их действия, мысли. Ребенок «примеривает» на себе их роли, то есть накапливает банк жизненных ситуаций и правил жизни в обществе. Автором сказка понимается как особый род культуры, в свернутом виде содержащая представления народа о целостности мироздания.

На основе вышеизложенного в предметно-пространственной среде дошкольного образовательного учреждения широко было представлено содержание сказок народов, населяющих Южный регион. В группы, холлы, музыкальный и физкультурный залы были внесены образы героев легенд, мифов, сказок. В физкультурном зале можно помериться силой с русскими богатырями, состязаться в меткости, ловкости с героями Олимпа; в музыкальном зале попробовать походку «царевны Лебедь», скорохода и т.п. Сказочные сюжеты можно смоделировать, проигрывая их содержание.

Мини-среда «Я - здоровый ребёнок, живущий на этой Земле» представляет собой пространство, где ребенок усваивает практические и интеллектуальные способы познания себя, своего тела, организма, устанавливает взаимоотношения и взаимосвязи в системе человек-человек, человек-природа, человек-история. Мини-среда представлена предметами, принадлежащими ребенку или другому человеку (молодому, старому, мальчику, девочке). Схемы-модели движения тела в различных жизненных ситуациях, связанных с народными традициями, обрядами, ритуалами, то есть вещи, которые рассказывают о человеке в разные исторические эпохи (его строении, выполняемом им движении). В этом пространстве ребенок учится сравнивать строение тела человека и животного. В среде представлены не только способы изучения себя и других, но и способы преобразования: можно создавать, экспериментировать, импровизировать с помощью света, цвета, слова, музыки, движения. Человек и животное изображены разными способами: рисунок, графика, лепка, чертеж, схема, контур, пятна и др.

Мини-среда «Здоровая земля – здоровый человек» представлена моделями ландшафта, макетами рек, гор, предметами живой и неживой природы Южного региона. В этом пространстве находятся как реальные природные объекты, так и сказочные образы (леший, заря-заряница, жар-птица и др.), оно наполнено звуками природы (пение птиц, шум реки, моря и др.). Природа представлена в произведениях искусства, художественной литературы, музыке, живописи и т.п., а также в произведениях народного творчества (народные игрушки, роспись, лепка и др.). В этом пространстве ребенок познает особенности сезонных изменений в природе и устанавливает взаимосвязи между состоянием организма, своим самочувствием и изменениями в природе. В среде представлены модели взаимоотношений человека и природы в разные исторические периоды, отражены приметы, обереги, способы сохранения здоровья у разных народов. Детям предлагаются знаки и символы, отражающие неживую природу, растения, животных, человека и связи с ним.

В пространстве групповой комнаты расположена мини-среда «Детских фантазий», способствующая раскрытию собственного образа «Я – здорового ребенка», «Я – жителя края», «Я – представителя народа, этноса». Предметами, объектами данной среды выступают элементы, образцы быта народов, населяющих данный регион: маски, аксессуары, атрибуты и др. Они помогают ребенку изменить себя, создать новый образ, «примерить роли», подобрать к образу свет, цвет, музыку, движение, обозначить его словом.

В пространстве участка проектируется мини-среды, обеспечивающие усвоение ребенком символов безопасности, приобретение способов проживания собственного опыта, сохранения себя, своего организма. Участок детского сада представлен мини-средами военных походов казаков, строительством крепостей, городов на Донской земле, а также дорогами, лужайками, полянками, реками, пространством казачьего подворья и т.д. Участок становится детским свободным пространством перемещения и выбора места пребывания вне «дома», а также способов пребывания, сохраняющих себя, свое здоровье.

В этой среде ребенок может моделировать поведение, как в реальном, так и в нереальном, сказочном пространстве. При моделировании данной среды учитывается то, что она должна легко перестраиваться, поэтому в ней можно расположить предметы, модули, конструкции, которые легко трансформируются, а также видео- и аудиотехнику, разнообразные изобразительные средства.

Мини-среда «Народная гостиная» представляет собой детско-взрослое пространство совместного проживания народных обычаев, обрядов, праздников. В данном пространстве дети и взрослые накапливают опыт построения здорового образа жизни.

Во всех мини-средах имеются общие знаки и символы, отражающие человека и его взаимосвязь с миром природы (живой и неживой), миром людей. Система знаков служит управлению поведением человека (Л.С.Выготский). Ребенок ежедневно, анализируя свою предметную среду, выделяет те ее элементы, которые необходимы для удовлетворения его потребностей. Этот процесс анализа и выделения есть процесс приписывания значений элементам среды. Ориентация на значение приводит к тому, что поведение ребенка становится осмысленным. Знаки и символы физической культуры, представленные в среде дошкольного образовательного учреждения, являются для ребенка миром объективной реальности, миром готовых значений.

Таким образом, игровое пространство каждой группы представляет собой цепь мини-сред, где происходит формирование основ физической культуры детей дошкольного возраста. Предметный мир, окружающий ребенка, раскрывает ценностный потенциал физической культуры, выступает средой способов познания, сохранения и преобразования ребенком себя, своего тела, организма, его движений. В каждой из мини-сред заложены социальные и культурные коды, приводящие предметный мир в движение, задающие его ритмы, которые, в свою очередь, гармонизируют отношения ребенка с внешним миром и с сами собой.

 

4. Примерные конспекты занятий.

 

Младший дошкольный возраст


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-15; Просмотров: 302; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.034 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь