Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Формационная типология культур



Долгое время в нашей отечественной науке господствовала формационная типология культур, в соответствии с которой история разделялась на эпохи, или общественно-экономические формации. Далее утверждается, что способ производства определяет надстройку, элементом которой является культура. С изменением способа производства изменяется формация в целом и содержание ее культуры: меняется качественный состав элементов культуры, характер связей между ними, трансформируются ее функции, изменяется ее роль в системе духовных ценностей. Из этого делается вывод, что тип культуры совпадает с типом общественно-экономической формации, и в соответствии с этим в культурной истории человечества выделяются первобытный, рабовладельческий, феодальный, капиталистический и коммунистический типы культуры.

Реальная всемирная история — начиная с первобытного и кончая капиталистическим обществом — всего лишь предыстория человечества. Культура и духовная жизнь в эту эпоху не имеют самостоятельного значения, поскольку особенности жизни человека и общества обусловлены способом производства и воспроизводства людьми своей материальной

жизни. Материальное производство каждого общества развивается в такой последовательности: общинное производство, азиатский способ производства, производство мелких производителей-собственников, наемный труд. Капиталистическая форма производства постепенно становится универсальной и наиболее эффективной, что позволяет человечеству шагнуть из доистории в историю, из царства необходимости в царство свободы. Культура производна от экономических отношений в обществе, от господствующей формы собственности. Формационная типология дополнялась классовой типологией культур: каждый класс антагонистических формаций создавал свой тип культуры. При таком подходе анализ любого явления культуры начинался с его отнесения к одному из классов, к той или иной системе ценностей. История культуры в таком варианте предстает как борьба двух тенденций, двух типов культур — прогрессивной, выражающей интересы трудящегося класса, и консервативной — защищающей интересы эксплуататорского класса.

Цивилизационная типология культур

К середине XIX в. в культурологии сложилась новая типология культур. Она основывалась на идее одновременного сосуществования в истории замкнутых культурных типов, порождаемых многообразием природно-климатических зон на Земле. Особенности природных условий и климата в каждой из них во многом определяют возможные и наиболее эффективные способы выживания, жизнеобеспечения, добывания продуктов, строительства жилья, покроя одежды и т.д., а в конечном итоге в своей совокупности — и общую социальную организацию обществ, тип взаимоотношений между его членами, их мировоззрение, мифологию, т.е. общий тип культуры.

Сообщества, оказавшиеся в одинаковых природно-климатических условиях, смогли выработать одинаковые приемы адаптации к ним и поэтому могут рассматриваться как более или менее однотипные по своим основным характеристикам Они получили название культурно-хозяйственных типов.

Существование различающихся по своим характеристикам культурно-исторических типов служит прямым доказательством того, что не существует единой истории человечества, она представляет собой смену этих типов, каждый из которых живет своей собственной, обособленной жизнью. Любой культурно-хозяйственный тип — это отдельная цивилизация, не сводимая к другим и не выводимая из других. Каждый самобытный культурно-хозяйственный тип эволюционирует от этнографического состояния к государственному и от него к цивилизации.

и отличительным признаком русской культуры, предопределило весь путь ее развития — борьбу традиции и новации, прогрессивных и консервативных тенденций.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гуревич П.С. Философия культуры. М., 1994.

2. Михайлов А.Н. Культурология в текстах и комментариях. М., 1999.

3. Кармин А.С. Культурология. СПб, 2003.

4. Культурология / Под ред. Ю.Н. Солонина, М.С. Кагана. М., 2004.

5. Культурология / Под науч. ред. А.С. Неверова. Минск, 2004.

6. Тойнби А. Постижение истории. М., 1996.


 

Раздел III. История культуры

ГЛАВА 10. РОЖДЕНИЕ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА В ПЕРВОБЫТНОМ ОБЩЕСТВЕ

Современная антропология не дает окончательных и достоверных ответов на вопросы о времени и причинах перехода от человека умелого к человеку разумному, так же как и об отправной точке эволюции человечества. Очевиден лишь тот факт, что человек прошел в своем биологическом и социальном развитии весьма долгий путь. При этом большая часть истории человечества приходится на первобытную эпоху.

Первобытность трактуется как исходное состояние человечества, содержанием которого стало формирование самого человека как биологического вида и основных закономерностей исторического развития человечества. Культуры этого времени долгое время сосуществовали с более поздними цивилизациями и даже дожили до XXI в. в труднодоступных местах планеты как прямые свидетельства о первоначальной эпохе человечества.

Наблюдения за образом жизни и поведением сохранившихся традиционных обществ и археологические находки и открытия — вот основные источники для изучения первобытной культуры. Еще в XIX в. количество народов, у которых сохранились элементы первобытной культуры, было довольно значительным. Сегодня сохранились лишь малочисленные архаичные племена, укрывшиеся от цивилизации в самых отдаленных и труднодоступных местах планеты. Кроме того, до нас дошли останки первобытных людей, их орудия труда, кости животных, на которых они охотились, засохшие семена и плоды, которыми они питались, предметы быта и украшения, наскальные изображения, остатки сакральных сооружений, жилищ и захоронений.

Хронология первобытного прошлого человечества датируется весьма приблизительно, ее невозможно определить с точностью до лет, десятилетий, даже столетий. Счет для каждой первобытной эпохи идет на де-

зации художественных потребностей. Это также означает, что уже в первобытную эпоху проявилась важнейшая взаимосвязь художественной культуры и религии: они взаимно дополняли друг друга и служили основой взаимного развития.

ЛИТЕРАТУРА

1. Алексеев В.П., Першиц A.M. История первобытного общества. М., 1999.

2. Андреев И.Л. Происхождение человека и общества. М., 1988.

3. Искусство каменного века. М., 1992.

4. История и культурология / Под ред. Н.В. Шишовой. М., 2004.

5. Кликс Ф. Пробуждающееся мышление. М., 1983.

6. Культурология: История мировой культуры: Учеб. пособие / Под ред. Т.Ф. Кузнецовой. М., 2003.

7. Ликов А. Природа художественного творчества. М., 1981.

8. Магия глазами ученых и чародеев. М., 1994.

9. Мировая художественная культура: Тематический словарь. Древние цивилизации. М., 2004.

10. Тайлор Э. Первобытная культура. М., 1989.

11. Фрэзер Дж. Золотая ветвь. М., 1984.

ГЛАВА 11. ИСТОРИЯ И КУЛЬТУРА ДРЕВНИХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ МЕСОПОТАМИИ

Исторический экскурс

Переход человечества к экономике, основанной на земледелии и скотоводстве, стал исходным пунктом для формирования наиболее ранних цивилизаций на Земле. Их колыбелью стал Древний Восток. Благоприятный климат, обилие плодородных почв в сочетании с высокой плотностью населения создали здесь идеальные предпосылки для развития земледелия и скотоводства, эволюции социального и политического устройства, развития культуры.

Первые древние цивилизации со своими индивидуальными особенностями и историческими судьбами складывались на территории между двумя великими реками Передней Азии — Тигром и Евфратом, древние греки называли эти земли Месопотамией, а русские — Междуречьем, или Двуречьем. Здесь и возникли, а затем исчезли с лица земли цивилизации Шумера, Аккада, Вавилона и Ассирии.

В IV тыс. до н. э. в южную часть Двуречья пришли и расселились народы, получившие название шумеров. Происхождение этих народов не удалось выяснить до сих пор, но, согласно легенде, бытовавшей среди самих шумеров, они прибыли с островов Персидского залива. Немного позднее в северной части Двуречья обосновались семитские племена, переселившиеся сюда из сирийско-месопотамской степи. Именно эти две группы древних племен заложили основы шумерской культуры и всех последующих цивилизаций.

Главной формой ведения хозяйства у шумеров было земледелие, основанное на искусственном орошении. Ирригационная форма земледелия обладала рядом важных особенностей, определивших тип государственности шумеров. В условиях сельскохозяйственной цивилизации, основанной на ирригации, обрабатываемые угодья относительно мало


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-15; Просмотров: 563; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.014 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь