Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Технология методического процесса в культурно – досуговой деятельности



План лекции:

1. Основные задачи, решаемые работниками методических служб.

2. Основные виды методических материалов. Требования к ним.

1. Труд методистов – специалистов системы методического руководства культурно – просветительной работы по своему характеру может рассматриваться как управленческий. Всякий управленческий труд, в том числе и методический, - это род умственного труда. Здесь главное – получение, хранение, передача и обработка информации.

В силу полифункциональности методического руководства труд методиста также представляет собой довольно сложную систему практических действий, направленных на решение задач, возникающих в процессе реализации той или иной функции данной области управления культурно – просветительной работой. Так, в частности, познавательная функция, связанная со сбором, обработкой и анализом информации об опыте культурно – просветительной работы, а также запросах и потребностях специалистов в методическом обслуживании, порождает ряд типичных задач, решаемых методистом. К ним относятся:

а) программирование деятельности по сбору и анализу информации о методике культурно – просветительной работы (т. е. определение целей и задач сбора информации, необходимой для совершенствования культурно – просветительной работы, критериев и показателей для ее фиксации, планирование сроков, объектов, объема собираемой информации, разработка аналитических таблиц, заданий для программирования обработки информации на ЭВМ и т. п.);

б) накопление информации об опыте культурно – просветительной работы (т. е. создание картотеки, фиксация информации на различных носителях, ввод данных в ЭВМ и т. п.);

в) обработка информации об опыте культурно – просветительной работы (приложение разработанных критериев к имеющейся информации, накопление статистически значимых показателей, а также отбор единичных, но важных с точки зрения методики фактов);

г) анализ информации о методике культурно – просветительной работы, выявленной в результате общения практики (т. е. уточнение критериев оценки опыта деятельности клубов, парков и иных культпросветучреждений, осмысление тенденции развития конкретных форм, жанров, направлений их работы, вычленение элементов опыта, которые целесообразно рекомендовать к внедрению).

Конструктивная функция, связанная с разработкой программ совершенствования культурно – просветительной работы на основе создания, конструирования тех или иных методик или их элементов, порождает ряд специфических задач, решаемых методистами. К ним относятся:

а) определение целей и задач совершенствования культурно – просветительной работы в конкретном учреждении, регионе и т. д.;

б) отбор достижений науки и практики, целесообразных для внедрения в массовый опыт;

в) организация лабораторного поиска новых форм, методик культурно – просветительной работы;

г) разработка различного род методической продукции, отражающей рекомендуемый для внедрения опыт.

Наконец, внедренческая функция, выступающая как логическое завершение определенного цикла методического руководства, предполагает в процессе своей реализации также решение ряда непростых задач, таких, как:

а) программирование внедрения передового опыта в массовую практику деятельности культурно – просветительных учреждений (т. е. осмысление «болевых» точек работы конкретных учреждений культуры; осмысление путей и возможностей рекомендации им того или иного прогрессивного опыта с учетом реальных возможностей; определение наиболее оптимальных форм представления информации для внедрения и разработка сроков, темпов и форм внедрения, средств контроля эффективности этого направления методической работы);

б) организация внедрения передового опыта культурно – просветительной работы в зависимости от уровня методического органа в республике, в области, в районе клубных, парковых или иных учреждений и т. д. (это предполагает «продвижение» к потребителям, т. е. специалистам, разнообразной методической продукции – писем, ориентировок, рекомендаций, сводок обобщения опыта, публикаций в специальной и периодической печати и пр.; организацию обучения специалистов в различных формах);

в) постоянный учет потребностей специалистов в методической помощи (т. е. проведение опросов, бесед, встреч, обобщение материалов печати, писем, вопросов на собраниях, совещаниях и конференциях и т. п.);

г) организация «обратной связи», т. е. учет эффективности проводимой методической работы с целью ее корректировки, улучшения, приближения к насущным задачам, решаемым отраслью, отдельным учреждением, той или иной категорией специалистов.

Даже беглое перечисление задач, решаемых методистами, показывает их многообразие, нестандартность, творческий характер.

Методист библиотеки, клубного учреждения, музея, научно - методического центра народного творчества ведет самостоятельный участок работы, проводит анализ состояния библиотечно - библиографического обслуживания региона, разрабатывает предложения по его улучшению, принимает участие в научно - исследовательской работе, в разработке и реализации текущих и перспективных планов, нормативной и иной документации, регламентирующей деятельность библиотеки, клубного учреждения, музея, научно - методического центра народного творчества, дома народного творчества, центра народной культуры (культуры и досуга) и других аналогичных учреждений и организаций. Осуществляет координационную работу с заинтересованными ведомствами. Выявляет потребность потенциальных пользователей в библиотечно - библиографических услугах, ведет маркетинговые исследования. Принимает участие в работах, связанных с автоматизацией и механизацией библиотечной деятельности, обобщает полученные результаты и способствует внедрению передового опыта в деятельность библиотеки. Выявляет наиболее творчески зрелые коллективы для присвоения им звания «народный», «образцовый». Участвует в подготовке сценариев для культурно - просветительных учреждений и организаций. Поддерживает в процессе работы связь с творческими союзами и общественными организациями по привлечению к проводимым мероприятиям творческих работников в целях совершенствования работы по обслуживанию населения.

Методист должен знать: руководящие документы вышестоящих органов культуры по вопросам библиотечной, культурно - просветительной работы; передовой опыт работы отечественных и зарубежных культурно - просветительных учреждений и организаций; основы экономики, организации труда и управления; основы трудового законодательства, правила охраны труда и противопожарной защиты.

2. Большое место в деятельности методических центров занимают разработка и выпуск методических материалов в помощь работникам культурно – досуговых учреждений. Данная деятельность основана на повседневном изучении конкретного практического опыта лучших учреждений культуры с учетом новейших научных достижений. Ежегодно типичный областной методический центр выпускает в среднем от 30 до 60 различных методических материалов. Многие издания становятся хорошим средством положительного воздействия на содержание работы учреждений культуры, самодеятельных коллективов, любительских объединений и клубов по интересам.

Методические материалы - это разнообразные печатные издания научно – методических центров, содержание которых способствует распространению и внедрению передового опыта культурно – досуговой работы, новых направлений и форм деятельности учреждений культуры.

Каждое печатное издание научно – методического центра носит методический, инструктивный и информационный характер. Независимо от вида методического материала в каждом из них, в большей или меньшей степени, заложена методика культурно – досуговой деятельности, рекомендуются новые формы работы, методы и средства их осуществления.

Виды методических материалов достаточно разнообразны. Основными являются методические рекомендации. Данный вид методических материалов довольно широко используется методическими центрами, методкабинетами. Анализ печатной методической продукции показывает, что в общем объеме выпускаемой этими органами методической документации методические рекомендации составляют примерно 30 процентов.

Методические рекомендации – это печатный методический материал, в котором четко и ясно в концентрированном виде изложена методика рекомендуемого практикам процесса в виде определенных мероприятий культурно – досуговой деятельности с постановкой конкретных задач и целей. Среди других видов методических материалов методические рекомендации являются достаточно сложным и трудоемким в разработке документом. Сложность в том, что методические рекомендации должны отличаться в высшей степени актуальностью, злободневностью темы, быть в фокусе тех проблем, которые тормозят дальнейшее совершенствование деятельности учреждений культуры, и отвечать потребностям практических работников на местах. Проблематику методических рекомендаций следует соотносить с целевыми установками органов управления культурой, которые изложены в постановлениях и директивных документах. Наибольшую эффективность и практическую значимость имеют те методические рекомендации, которые адресованы конкретным категориям практических работников, в которых ясно определены цели и задачи рекомендуемой деятельности. Методические рекомендации успешно внедряются в жизнь лишь при условии глубокого аргументированного и полного раскрытия поставленной проблемы. Положительные отзывы работников культуры получают методические рекомендации, основанные на эмпирических данных, в которых приведены убедительные примеры и факты, использованы наглядные, графические, схематические и другие доходчивые формы подачи материала.

Методические материалы должны отвечать известным принципам: научности, связи с жизнью, объективности и обоснованности рекомендуемых выводов. Особое значение имеет язык рекомендаций. Он не должен быть формальным и сложным для восприятия. И, наконец, научный и методический уровень методических рекомендаций должен быть ориентирован на подготовленность практических работников учреждений культуры. Чрезмерно сложный материал методических рекомендаций, превышающий возможности его восприятия данной категорией работников культуры, окажется бесполезным. В то же время излишнее упрощение, примитивный стиль изложения также не способствуют достижению цели. Следовательно, приступая к разработке методических рекомендаций, методисты могут рассчитывать на успех, если будут знать и объективно оценивать уровень подготовленности и возможности кадров, работающих в учреждениях культуры.

В тематике методических рекомендаций находят отражение самые разнообразные проблемы деятельности культурно – досуговых учреждений. Их можно сгруппировать следующим образом: рекомендации, в которых раскрывается методика подготовки и проведения однотипных культурно – досуговых программ определенной формы и тематической направленности; рекомендации по подготовке и проведению праздников; рекомендации по проведению декады музыки, танца, театра и т. д.; рекомендации по организации деятельности коллективов самодеятельного художественного творчества различных жанров; методические рекомендации по организации одного из направлений работы учреждений культуры; методические рекомендации по проведению районных семинаров работников культуры, совершенствованию системы повышения квалификации, проведению конкурсов профессионального мастерства и некоторые другие.

Особо следует остановиться на структуре и содержании методических рекомендаций. Они в большинстве своем состоят из введения, основного раздела, заключения и предложений. Во введении дается обоснование проблемы, рассматриваемой в рекомендациях, ее значимость в решении назревших вопросов деятельности учреждений культуры, степень разработанности, возможность широкого распространения рекомендуемого опыта. Обосновывается общественная потребность решения рассматриваемых вопросов и их взаимосвязь с установками директивных органов. Основной раздел рекомендаций раскрывает методику решения поставленных вопросов.

Анализ методических рекомендаций показывает, что начинающие малоопытные методисты часто допускают серьезные ошибки при их разработке. Основной раздел рекомендаций часто сводится лишь к описанию мероприятий. Практикам не сообщается, как они готовились, в чем их специфика, возможные трудности и особенности в подготовке. Чем же нужно руководствоваться, чтобы избежать этого типичного недостатка методических рекомендаций? Прежде всего, приступать к разработке рекомендаций следует после того, как мероприятие представлено в виде процесса, расчлененного на отдельные элементы, а именно: замысел мероприятия, условия и возможности реализации, включение активистов и общественности, предполагаемые участники, оформление наглядными средствами, сценарный ход мероприятия, использование технических средств, театрализация, участие коллективов самодеятельного творчества, их репертуар, ожидаемый результат и т. д. Каждый из этих элементов в методических рекомендациях раскрывается в виде конкретных приемов, методов и способов реализации. Именно это составляет суть методических рекомендаций.

Хорошим подспорьем для работников культуры являются приложения к методическим рекомендациям, которые могут включать сценарии и сценарные планы, эскизы художественного оформления, фактический материал в виде сравнительных таблиц, цифр, фактов, плакатов, афиш, репертуар коллективов художественной самодеятельности, программы семинаров, планы работы учреждений культуры, библиографические указатели, перечень кинофильмов, слайдов, грампластинок, рекомендуемую литературу и др.

Распространенным видом методических материалов инструктивного характера, выпускаемых методическими органами, являются инструктивные письма. Инструктивное письмо – это краткий печатный материал, в котором изложены новые, только что появившиеся формы или направления работы, даны инструктивные рекомендации и советы по их внедрению в практику, раскрыта возникшая проблема культурно – досуговой деятельности. Стиль изложения такого письма должен быть доступен каждому работнику культуры, а содержание – нести новую информацию. Инструктивное письмо часто подкрепляется директивным документом (приказом, постановлением коллегии, официальным сопроводительным документом) органов культуры, в котором устанавливаются сроки внедрения рекомендаций и советов и конкретные адреса учреждений культуры. К материалам инструктивного характера относятся также тематические планы, положения о смотрах, конкурсах, выставках, отчеты, аналитические справки, репертуарные сборники, сценарии.

К информационным материалам можно отнести плакаты, листовки, буклеты, брошюры, информационные письма. Они несут информацию об опыте работы лучших работников культуры, коллективов, молодых специалистов, о деятельности отделов культуры, методических кабинетов. Несомненно, указанные издания кроме информации содержат также и методические советы и рекомендации.

Хорошим подспорьем в деятельности работников культуры являются методические пособия. В них, как правило, раскрывается опыт работы учреждений культуры, самодеятельных коллективов, объединений и клубов по интересам и их руководителей. Данные материалы способствуют совершенствованию профессионального мастерства, расширяют кругозор, сообщают о новых передовых формах и методах работы учреждений культуры, помогают практикам лучше ориентироваться в большом многообразии направлений культурно – досуговой деятельности, в выборе ее наиболее оптимальных вариантов исходя из конкретных условий.

Резюме:

1. Методист является обобщенным, интегрирующим носителем методических идей: он создает методические знания и рекомендации, систематизирует предметный материал, вносит в него новые связи и отношения. Обоснованные, рефлексивно осознанные, упорядоченные методические идеи затем усваиваются практиками и переносятся в предметную деятельность.

2. Одним из направлений деятельности научно – методических центров является разработка и выпуск разнообразных методических материалов, среди которых: методические рекомендации, методические пособия и т. д.

Вопросы для повторения:

1. Какие задачи решает методист при реализации ведущих функций методического руководства?

2. Назовите виды методических материалов и приведите их характеристику.

Литература

1. Бирженюк, Г. М. Методическое руководство культурно - просветительной работой: учеб. пособие / Г. М. Бирженюк, Л. В. Безене, Н. А. Горбунова. – М.: Просвещение, 1989. – 176 с.

2. Культурно - досуговая деятельность: учебник / под науч. ред. А. Д. Жаркова, В. М. Чижикова. – М.: МГУК, 1998. – 462 с.

3. www.businessstudio.ru/procedures/glossary/instruction · 11 КБ

4. http: //www.zarabotu.ru/

 

Лекция 15.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-15; Просмотров: 1073; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.023 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь