Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Понятие «технология» культурно – досуговой деятельности
План лекции: 1. Понятие о технологическом процессе. 2. Этапы технологического процесса подготовки и проведения культурно – досуговых программ. 1. Технологический процесс в учреждениях культуры строится с учетом внешних и внутренних условий поведения личности и регулирующей функции сознания. Познание личности осуществляется специалистами учреждений культуры при исследовании воздействия на нее социальной среды, микросферы, коллектива, культурно - досуговой деятельности посредством выделения в самой личности социально значимых свойств. При рассмотрении личности как элемента конкретных социальных структур, совокупности социальных функций и социальных ролей, при выделении и изучении ценностной ориентации личности происходит построение программы действия. В этом заключена концепция ценностно - ориентированного, активно - деятельностного подхода к целостному технологическому процессу в учреждении культуры. Кроме того, следует знать и понимать условия, факторы, в которых протекает культурно - досуговая деятельность. Условия составляют ту среду, обстановку, в которой культурно - досуговая деятельность возникает, существует, развивается. Люди, познав законы функционирования культурно - досуговой деятельности, могут создать благоприятные и устранять неблагоприятные условия. Здесь следует добавить, что существует прямая и обратная связь системы культурно - досуговой деятельности со средой. Внешнее воздействие дает тот или иной психологический эффект, лишь преломляясь через психическое состояние субъекта, через сложившийся у него строй мыслей и чувств. Внешние причины формируются в результате внешних воздействий. Технология культурно - досуговой деятельности не может функционировать без наличия социально - педагогических условий, когда устанавливается обратная связь между культурно - досуговой деятельностью и условиями, в которых она протекает. Сам технологический процесс в учреждении культуры включает следующие элементы: - объект деятельности: обслуживаемое население, посетители (группы - коллективы людей и отдельные личности); - субъект деятельности: руководители, специалисты и другие работники учреждений культуры и актив; - деятельность учреждений культуры (процесс воздействия субъекта на объект) со всеми ее компонентами. Такими являются: цель и содержание деятельности, формы организации аудитории, средства и методы, используемые учреждениями культуры для осуществления стоящих перед ними задач. Все элементы функционирования технологического процесса в учреждениях культуры находятся в единстве и взаимодействии, образуют единую систему. Главный элемент этой системы - объект деятельности, люди, среди которых учреждение культуры ведет свою деятельность, Все, чем располагает учреждение культуры, предназначено для обслуживания населения, для удовлетворения его духовных потребностей. Поэтому специалистам учреждений культуры надо знать эти потребности, повседневно изучать аудиторию, настроения, интересы и запросы различных групп населения. Без знания людей трудно рассчитывать на достижение желаемого результата, на повышение эффективности интеллектуального и эмоционального воздействия на аудиторию. Это выражается в: - осознании потребности в культурно - досуговой деятельности у людей, что делает возможным любой приход человека в учреждение культуры, без чего не может быть условий для формирующего влияния учреждения культуры на свою аудиторию; - понимании, что потребности личности являются достаточно подвижными, факт их трансформации под влиянием развертывающихся в нашем обществе политических, экономических, социальных и культурных реформаторских процессов общепризнан; - принципиальной возможности регулирования «потребностями», а через них - мотивацией участия личности в деятельности учреждений культуры, формами и степенью такого участия; это доказано хотя бы тем фактом, что многим учреждениям культуры на практике удается такое регулирование и, как следствие, целенаправленное, формирующее влияние на аудиторию. Достаточно высокую общественную значимость культурно - досуговой деятельности придает активное формирующее влияние личности на своих коллег по клубным занятиям и на более широкое окружение в процессе художественного, научно - технического творчества. Это также составляющая технологии культурно - досуговой деятельности. Следовательно, технология культурно - досуговой деятельности, с одной стороны, обуславливается потенциалом действий людей, а с другой, - условиями, процессами, в которых они протекают. Поэтому деятельность субъекта учреждения культуры регулируется практикой, реальностью. То, что в предметном мире выступает для субъекта как мотив, цель и условие его деятельности в культурно - досуговой программе, должно быть им так или иначе воспринято, представлено, понятно, удержано и воспроизведено. Это относится и к активистам, лидерам, инициативным группам, коллективам учреждения культуры, членам трудовых коллективов, государственных и общественных учреждений и организаций, неформальных объединений, и частным лицам, что создает невиданные по своей сложности и вариативности взаимоотношения и отношения. В технологии культурно - досуговой деятельности субъектно - объектные отношения имеют социально - исторический характер. Отношение человека к окружающей природе всегда опосредованно его отношением к другим людям. Любой вид целенаправленной культурно - досуговой деятельности, при условии превращения последней в самодеятельность, то есть деятельность, свободную от внешнего принуждения, и является основой развития и приложения сущностных сил человека. Отсюда технология культурно - досуговой деятельности и выступает одним из важнейших средств приобщения людей к культуре, порождает у них новые духовные потребности, и прежде всего потребность в творчестве. В технологическом процессе взаимодействие субъекта и объекта культурно - досуговой деятельности опирается прежде всего на положительные стороны последнего, которые активизируют способности личности, формируют социально значимые потребности, установки и ценностные ориентации. Деятельность субъекта опирается на те или иные психические процессы и регулируется ими. В культурно - досуговой деятельности реализуется отношение человека к окружающему миру - к другим людям, задачам, которые ставит жизнь и т. д. Точное знание психологической установки личности особенно актуально. Такая установка является одновременно и потребностью и мотивом личности для участия в культурно - досуговой деятельности, которая в ситуации массового действия может стать не только зрителем, но и участником события. Поскольку личность одновременно и объект и субъект технологии культурно - досуговой деятельности, которая, в свою очередь, есть средство и результат развития личности, возникает понятие целостности технологического процесса. Стержнем целостного технологического процесса в учреждениях культуры является удовлетворение потребностей населения. Это - идеал, стратегическая цель, которая на современном этапе переходит в плоскость практических задач, придавая этому процессу ярко выраженную социальную направленность. Значимость события позволяет объединить людей общей идеей, сверхзадачей и направить коллектив учреждения культуры на достижение конкретных целей. Включение людей в коллективную деятельность есть одновременно и включение в самоуправление культурно - досуговой деятельности. В этом общественном творчестве усилия субъектов и объектов культурно - досуговой деятельности направляются на определенный отрезок жизни человека, когда моделируются лучшее времяпрепровождение, лучший способ коллективного «проживания» людей, занятых в условиях досуга, для их духовного развития. На этом основании субъект культурно - досуговой деятельности при использовании как прямых, так и опосредованных способов воздействия должен строить свои отношения с объектом как с равным партнером по взаимодействию. Отсюда синтетический характер технологии культурно - досуговой деятельности необходимо рассматривать через отношения «субъект - объект – субъект», но и это не дает основания считать анализ полным, ибо технология развертывается и в социально - психологической плоскости: «личность – общество». Эти два вектора отношений предполагают анализ отношений между субъектом и объектом в различных плоскостях. Как известно, отношения между ними строятся на материально - практической и духовно - практической основах. На материально - практической основе субъект преобразовывает объект культурно - досуговой деятельности, а на духовно - практической - объект познается субъектом или оценивается им. Здесь возникают и функционируют познавательная, преобразовательная, оценочная и знаковая виды деятельности в учреждениях культуры, а коммуникативный процесс выступает как основание для всех этих видов, типов и форм культурно - досуговой деятельности в рамках субъектно - объектно - субъектных отношений. Следовательно, под технологией культурно - досуговой деятельности понимается нучно обоснованная система знаний об условиях, формах и методах и приемах создания материальных и духовных ценностей, практическое использование которых обеспечивает направленное воздействие на духовный мир личности. Рассматривая технологию культурно - досуговбй деятельности как целостный процесс, связанный единством целей, разнообразием методов, приемов, средств, форм, как взаимодействие организации и методики культурно - досуговой деятельности, выявляем основу, на которой происходит их взаимопроникновение друг в друга. Их слияние обусловливает не только рациональное расходование сил, средств, фондов, их наиболее полное использование, но и обеспечивает концентрированность воздействия на аудиторию, наибольшую планомерность и целенаправленность. Словом, технология - это деятельность, но опредмеченная и трансформированная специфическими средствами в определенную форму. Поэтому, функционируя по законам природы, она подчинена закономерностям общественной жизнедеятельности. Из этого следует, что технология культурно-досуговой деятельности имеет следующие черты: целостность, целесообразность, функциональное единство составляющих ее компонентов. Как целостная система технология культурно - досуговой деятельности имеет соответствующую структуру, элементы которой функционируют согласно общему ее назначению, подчиняясь при этом определенным принципам и объективным закономерностям общественного развития. Отсюда структура технологического процесса в учреждениях культуры выглядит следующим образом: социальный заказ, цель, содержание, форма, методы, средства достижения цели, субъектно - объектные, объектно - субъектные отношения, материально - техническое и кадровое обеспечение, корректировка цели, конечные результаты, которые чаще всего выражаются в программе. Этим и обосновывается технология культурно - досуговой деятельности, определяемая целенаправленностью деятельности субъекта, способного к объективному соответствию содержания и формы, средств и методов таким образом, чтобы каждый элемент воздействия, «единица формы», соответствовал поставленным целям. Основные компоненты технологического процесса следует определять по двум слагаемым: организаторская и методическая виды культурно - досуговой деятельности. Самыми распространенными просчетами в технологии культурно - досуговой деятельности, с одной стороны, является ее слабая организованность, с другой - методическая ограниченность этого процесса. Нарушение в технологии культурно - досуговой деятельности баланса между организационной и методической деятельностью ведет к малорезультативности, а отрыв одной от другой из этих видов деятельности - к схематизму, стереотипности в подготовке и проведении культурно - досуговых программ. Профессиональное мастерство достигается тогда, когда в технологическом процессе учреждений культуры организация и методика оптимально соотнесены друг с другом. Дисбаланс оптимальности ведет к нарушению многообразных качественных соотношений в процессе культурно - досуговой деятельности, разрыву внутренней динамики и, как результат, - единого целого. Процесс организации, с которой начинается технология, включает: упорядоченность, структуру (качество организации), а также степень упорядоченности (количество организаций) системы; определенную субъективную деятельность по достижению, обеспечению организации (функциональный аспект организации); совокупность действий, призванных обеспечивать деятельность специалистов учреждений культуры и их актива. «Организация» культурно - досуговой деятельности есть оптимальное упорядочение всех составных элементов технологического процесса в учреждениях культуры, с помощью которого достигается четкая взаимосвязь, вырабатывается рациональная структура управления и взаимодействия с населением. Здесь надо учитывать, что перед специалистами учреждений культуры ежедневно возникают многофакторные, многоцелевые, многоальтернативные ситуации, которые невозможно разрешить ранее применявшимися средствами, методами и формами. Деятельность учреждений культуры не может строится только на организации, ибо она является, с одной стороны, государственной со всеми требованиями, которые предъявляются к подобного рода учреждениям, а с другой, - выступает как социальная организация, сущность которой состоит в том, чтобы предоставить возможность для свободного и творческого проявления личности. Чтобы необходимая для всякой организации формализация основных процессов не создавала препятствий для развития личности, необходимо стимулировать творческую активность, полнее использовать возможности всех участников самодеятельности и зрителей культурно - досуговых программ. Отсюда организацию культурно - досуговой деятельности можно рассматривать как процесс, где совокупность операций выстроена по определенным этапам. В свою очередь каждый этап представляет собой сумму целенаправленных действий, отражающих закономерную последовательность их осуществления. Методическая деятельность как составная часть целостного процесса является продолжением организаторской деятельности и составляет основу творчества в условиях досуга, выступает его внутренним регулятором. В методической деятельности определяется и разрабатывается тактика подготовки и проведения культурно - досуговой программы, которая трансформирует и переводит в конкретную форму содержательный материал. Осуществляя прием, переработку и генерацию информации, методическая деятельность преобразует ее с помощью художественно - образных символико - аллегорических и других выразительных средств и действий, способствует достижению поставленной цели. Поскольку все средства рационального и эмоционального воздействия в культурно - досуговой деятельности тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены, методическая деятельность осуществляется по определенным закономерностям. Высокохудожественные культурно - досуговые программы, их эмоционально - выразительная форма вызывают у воспринимающего субъекта - объекта состояние «сотворчества». Здесь сливаются воедино познание действительности и чувственно - предметное отображение мира, мысль и чувство. В сознании человека складывается целостный образ, что и является следствием эмоционального воздействия на него культурно - досуговой программы как механизма глубокого и разностороннего познания мира, воспитания эмоциональной культуры. В ходе подготовки и проведения культурно - досуговой программы вырабатывается огромное число устойчивых взаимосвязей и взаимодействий людей, выполняющих организационные и методические функции. Поэтому организация и методика культурно - досуговой деятельности взаимообусловлены самой природой технологического процесса, который опирается на две сферы общественного сознания: обыденную и научную. В обыденном сознании людьми осмысливается их собственный опыт, повседневные заботы, жизненные факты. Помимо наиболее распространенной сферы обыденного сознания существует и сфера научного. Как активное существо, которое открывает бесконечность личности, познает законы развития общества, овладевает ими, создает «вторую природу» и благодаря этому, личность творит самую себя. В технологическом процессе учреждений культуры возрастает значение информации - это содержание мышления, все сведения об окружающем мире, используемые специалистами и активом. На первое место выдвигается не то, что передается в сообщении, не объем (реальная, актуальная информация) содержания, а тот объем, который воспринимается аудиторией, действительно усваивается слушателем или зрителем. Информация в этом смысле проходит два сложных процесса: организацию и методику культурно - досуговой деятельности. Специалистам учреждений культуры следует учиться конструировать соответствующие модели действия. На уровне обыденного сознания на специалистов учреждений культуры большое разрушительное воздействие оказывает внешняя среда. Они, начиная планировать одну программу, одновременно занимаются организационными вопросами по подготовке другой, думают о третьей, а жизнь ставит вопрос о проведении четвертой, а на обдумывание и подготовку творческих задумок не остается времени. А технологический процесс в культурно - досуговой деятельности развивается по определенным закономерностям. Каждый этап подготовки имеет свои конкретные задачи и для субъектов и объектов. Нарушение логики и последовательности необходимых действий не только понижает качество воздействия программы, но и постоянно влияет на уровень профессионального мастерства специалистов учреждений культуры. 2. Основные этапы технологического процесса при подготовке и проведении культурно - досуговой программы следующие. Первый этап - анализ обстановки и формулировка цели. Здесь наибольшие затруднения вызывает у специалистов учреждения культуры определение целей программ. Цель программы - соединить в единый технологический процесс организаторский и методический виды деятельности. После определения цели начинается создание сценарной, режиссерской и организаторской групп, вовлечение все большего количества активистов для подготовки и проведения программы, предполагается кооперирование направленных содержательных и эмоциональных воздействий. Перед организаторами встает задача добиться от активистов понимания целесообразности общей деятельности, вызвать у каждого из них глубокую заинтересованность в осуществлении поставленной задачи, нацелить на самостоятельное решение возникших вопросов, наладить информацию о положении дел. Одновременно следует начинать создание организационно - педагогических условий для творческого процесса. В этот период основная задача специалистов учреждений культуры заключается прежде всего в выработке у участников программы и актива чувства ответственности за порученное дело, умения соизмерять свои силы и возможности других в предстоящей работе, планировать свою деятельность и обеспечивать ее материально. Оптимальное планирование позволяет специалистам, сотрудникам и активу регламентировать свой труд, определить его место в стройной системе культурно - досуговой деятельности. На основе собранной и зафиксированной информации разрабатываются различные модели действия, воплощаемые в виде планов, используемых в практике культурно - досуговой деятельности, - годового, квартального, месячного. В настоящее время популярны бизнес - планы, которые выполняют следующие функции: организация технологического процесса во времени и пространстве, то есть правильная постановка целей, выбор аудитории, определение материальных и людских ресурсов, форм, средств, методов и т. д. В программно - целевом планировании четко и кратко определены все этапы технологического процесса. Функции и принципы культурно - досуговой деятельности, воплощаясь в планах, играют ведущую роль в построении технологического процесса. При этом необходим анализ проделанной работы за прошедший период. Затем в плане фиксируются горизонтальные и вертикальные связи, долговременные и краткосрочные программы на пути достижения поставленных целей. В годовом плане разрабатываются общие вопросы всей деятельности, определяются перспектива и стратегия достижения общих целей. На следующем этапе идет сбор материалов для достижения поставленных целей. Собранные материалы поступают в распоряжение сценарной группы, для которой собирают материалы, дающие ответы на следующие вопросы: каков контингент по социально - демографическому признаку, политической ориентации, общекультурному развитию, степени его готовности принять участие в подготовке программы? Ответы на эти вопросы соответствуют определенному набору операций, которые выражают меру и форму реального участия субъекта и объекта по принципу «встречная активность». Далее подготовка программы предполагает развитие у участников настойчивости в достижении результатов и чувства коллективизма. Сценарная группа составляет программу пооперационных действий, находит рациональные способы объединения усилий исполнителей, четко определяет функциональные обязанности каждого исполнителя. Этому способствуют их регулярные сборы и активное участие в обсуждении всех вопросов, проигрывании исполнительских ролей. Дальнейшее движение к цели предполагает переключение актива на самостоятельную организаторскую работу. При этом условии роль субъекта сводится в основном к инструктажу, установлению взаимодействия между группами, выполняющими какое - либо действие в процессе организации, к общему руководству деятельностью участников и контролю за ходом осуществления программы. Предпоследний этап - проведение программы - представляет собой самую сложную и ответственную работу для всех участников. Необходимо соединить усилия всех, преодолеть нервное напряжение и решить поставленные задачи. При этом следует иметь план наблюдения за эффективностью программы. Быстрота ориентировки дает специалистам возможность не растеряться в непредвиденной ситуации при неожиданной реакции зрительного зала. И, наконец, завершающий этап работы над программой - анализ ее проведения, направленный на воспитание у участников чувства самокритичности, ответственности за порученное дело, умения принимать критику коллег, оценивать свою деятельность и деятельность своих коллег. Качество анализа данной программы во многом зависит от качества подготовки последующей программы. Если в ходе анализа обнаруживаются недостатки, ошибки, то необходимо предусмотреть все возможные меры, которые устранили бы их повторение. Анализ программы завершается общими выводами и предложениями, рекомендациями по устранению недостатков в последующей деятельности. Итак, технологический процесс включает следующие основные этапы: анализ обстановки, формулировка цели, планирование программы, создание программы: корректировка цели, репетиции, проведение программы, анализ проведенной программы. Оптимальный технологический процесс, как научно обоснованная система, способствует глубокому осмыслению действительности, познанию личностью всеобщих взаимосвязей и явлений мира, общества, микро- и макро среды, ее творческому развитию. Следовательно, можно сделать вывод о том, что технология культурно - досуговой деятельности оптимально функционирует при опоре не на частные, случайные, зачастую произвольные мотивы, которые движут отдельными индивидуами при ее осуществлении, а на совокупность человеческих стремлений в труде, быте, досуге. Отсюда «технология культурно - досуговой деятельности» трактуется как процесс, в ходе которого отдельные ее стороны - предметная, организационная и методическая - сливаются, органически обусловливая друг друга. Резюме: 1. Технология культурно – досуговой деятельности – процесс сложный, многоплановый, противоречивый, поскольку решает основные задачи: создание культурно – досуговых программ и поиск оригинальных решений в традиционных формах предметной деятельности, выдвижение новых форм на основе совместного творчества специалистов и инициативных участников (посетителей, зрителей и т. д.). 2. Технология культурно – досуговой деятельности как система состоит из нескольких подсистем. Они связаны между собой и представляют единство идеальных и предметных компонентов: организационная подсистема - управление, финансирование, штатное расписание, должностные инструкции, наличие отделов, секторов, участков работы и т. д.; подсистема методическая - сценарий, сценарные разработки, методические рекомендации, описание опыта; режиссерская подсистема – режиссерский замысел, план репетиций, прогон, показ; психологическая подсистема – мотивированная сфера, структура личности посетителя учреждения досуга и участника домашнего досуга, совокупность отношений между сотрудниками, профессиональное сознание, мастерство специалистов и т. д. Вопросы для повторения: 1. Как Вы понимаете, что такое технология культурно – досуговой деятельности? 2. Охарактеризуйте основные черты организаторской деятельности. 3. В чем отличие методической деятельности от организаторской? 4. Что способствует соединению организации и методики в единый технологический процесс? Литература 1. Жаркова, Л. С. Деятельность учреждений культуры: учеб. пособие / Л. С. Жаркова. – М.: МГУКИ, 2000. – 179 с. 2. Культурно - досуговая деятельность: учебник / под науч. ред. А. Д. Жаркова, В. М. Чижикова. – М.: МГУК, 1998. – 462 с. Лекция 7. Основные этапы подготовки культурно – досуговых программ План лекции: 1. Формирование актива. 2. Методика коллективной подготовки программы. 1. Подготовка культурно - досуговой программы предполагает процесс коллективных действий, когда профессиональная деятельность специалиста культуры постоянно сопрягается с общественной деятельностью инициативных групп, специально сформированных для этих целей. Для проведения и подготовки культурно - досуговой программы создается оргкомитет, составляется план, по которому к его подготовке и проведению привлекаются: городской комитет по культуре, сотрудники дворца культуры, дом культуры, театр – студия, бюро путешествий и экскурсий, организации и учреждения города. Успех любой формы культурно - досуговой программы во многом зависит от сценария, к которому должны быть предъявлены следующие требования: 1. этап анализа обстановки и формулирования цели. Он играет исключительную роль в обеспечении научного подхода к осуществлению культурно - досуговой деятельности в целом и каждой программы в отдельности. 2. Этап планирования программы. От реализации этого этапа во многом зависит судьба программы, т. к. на этом этапе утверждаются: наименование программы, сроки проведения и лица, персонально отвечающие за подготовку каждого раздела плана. Это дает возможность четко организовать, увидеть программу в целом, с ясно поставленными задачами и определенными методами разрешения. На данном этапе осуществляют детальное описание процесса подготовки и проведения программы, стараются так спланировать работу, чтобы в активную деятельность вовлечь как можно больше участников. 3. Этап подготовки программы. Без организованных усилий невозможно реализовать план. Здесь наиболее активно протекает процесс формирования и сплочения актива, в ходе организации создаются условия для проявления творческого потенциала участников. С помощью актива жители и гости города заблаговременно получают информацию о проведении культурно - досуговой программы. 4. Этап непосредственного осуществления программы. Выступая как бы кульминацией процесса создания программы, он предполагает наивысшее напряжение сил и переживаний организаторов. На этом этапе выявляется степень сплоченности созданного коллектива, который выступает в роли коллективного организатора пришедших на программу людей. Вступая во взаимодействие с массовой аудиторией как объектом воспитания, специалист учреждения культуры осуществляет свои функции не непосредственно, а через созданные группы актива. Следовательно, процесс создания массового действа выступает для специалиста как процесс выявления, обучения и объединения, который, овладевая педагогическим замыслом профессионального работника, приходит к осознанию себя как субъекта воспитания. Образовавшийся в процессе формирования актив становится не только фактором успешного выполнения запланированной программы, но и эстетически организованной средой, формирует участвующих в нем людей. Сформировать актив как творческую досуговую общность, обладающую качествами коллектива, возможно лишь при достаточно полном выявлении совокупности приемов педагогического руководства, при котором у участников возникают общественные мотивы культурно - досуговой деятельности, появляется потребность в совместной коллективной работе. Участие актива в творческом процессе создания культурно - досуговой программы обеспечивается следующими факторами: - подготавливаемая программа должна удовлетворять интересы аудитории; - актив должен участвовать в планировании программы. Подготовка культурно - досуговой программы предполагает объединение его организаторов в процессе совместной деятельности, формирование на этой основе коллектива, способного к продолжению начатой деятельности. Можно выделить ряд правил, выполнение которых способствует формированию коллектива: - запланированную программу необходимо сделать составным звеном цикловой деятельности; - необходимо, чтобы задание каждой новой программы усложнялось, достижение запланированных целей становилось все более трудным и интересным, подготовка каждой программы требовала постоянного самообразования; - следует отработать четкую организационную структуру деятельности активистов, способствующую формированию деловых и межличностных отношений. Подготовка культурно - досуговой программы дает возможность удовлетворить потребность людей в общении, творческой деятельности, развить имеющиеся способности к художественной деятельности. Специалисты и актив учреждения культуры при подготовке программ стремятся к тому, чтобы у присутствующих вызвать чувство удовлетворения от встречи с прекрасным, и это дает возможность проявить художественный вкус, фантазию специалистам. Созданию атмосферы торжественной приподнятости и праздничности способствует художественно - тематическое оформление места проведения театрализованного действия, которое выбирается особенно тщательно, оно должно хорошо просматриваться, быть удобным для оформления. Для выполнения этой задачи создается группа актива оформительская. Задачей данной группы актива является подготовка обращения к жителям и гостям города, афиши, объявления на предприятиях, рекламирование по городу, реклама в местной газете. К данной группе актива привлекаются самодеятельные художники, учащиеся местных школ, ПТУ, школы искусства. Благодаря этой работе участниками праздника создается приподнятая, радостная атмосфера. Третья группа актива техническая. Ее задачей является озвучивание, музыкальное оформление. Коллектив должен проявить максимум деловых качеств при подготовке световых эффектов, полностью подготовить музыкальное оформление. Четвертая группа актива - творческая, в нее входят активные участники художественной самодеятельности. К этой группе актива привлекается широкий круг лиц, так как необходимо провести большую организаторскую работу выявить любителей и желающих принять участие в концерте, различных конкурсах. Проводится эта работа совместно с оргкомитетом, который имеет связь с художественными коллективами города, а также гостями. Каждая культурно - досуговая программа требует своей системы затрат. С точки зрения самофинансирования, себестоимости и самоокупаемости следует иметь в виду, что в систему необходимо увязывать три компонента: - предварительные затраты, значительные по размеру и многообразные по количеству расходных статей; - достаточно широкое пространство, способное вместить большое количество людей; - множество разнообразных увеселений и затей, способных окупить предварительные затраты и удовлетворить максимум духовных потребностей людей. Так, например, спонсорами ежегодной традиционной программы «День города» могут являться: администрация города, района, промышленные предприятия и организации, акционерные общества, а также многочисленные кооперативы. Нужно заметить, что при подготовке культурно - досуговой программы группы актива на базе общих целей, интересов, задач объединяются в творческую досуговую общность. Практика показывает, что в дальнейшем некоторые из них становятся постоянными активными помощниками в деятельности учреждений культуры, многие коллективы художественной самодеятельности пополняются новыми участниками. Обобщая, можно сказать о том, что подготовка культурно - досуговой программы обладает мощным педагогическим потенциалом и при соблюдении ряда условий регуляции совместной деятельности становится эффективным средством выявления и закрепления актива учреждения культуры. Как педагогическая система культурно - досуговая программа одновременно обращена и ко всей массе составляющих ее индивидов, и к каждому из них в отдельности. Участники программы, как правило, ощущают себя органической частью данной области и почти синхронно реагируют на происходящее действие и предлагаемую информацию. Это, в свою очередь, позволяет опираться не столько на индивидуальность каждого, сколько на типичное и общее, что отличает конкретное объединение людей. Практика показывает, что в поезде, в туристском походе, в доме отдыха люди сближаются гораздо быстрее, чем в обстановке обыденной трудовой деятельности. Сказывается и факт постоянного общения, которое не ограничивается рамками рабочего или учебного времени, и свойственная досугу психологическая расслабленность, и глубочайшая потребность личности в максимальном самовыражении и непрерывном расширении грани общения. В еще большей мере это проявляется в программе, когда человек чувствует, что он выполняет общественный долг, тогда и раскрываются творческие потенции личности. Как итог определенного этапа общественного созидательного труда и формы организации досуга, ставящей личность в условия активной духовной деятельности и социального творчества, программы создают объективные предпосылки коллективной организации людей. Коллективная организация выполняет сложные и социально важные функции для человека и является: - средством, стимулирующим и активизирующим его психическую деятельность, углубляющим характер его восприятия внешнего мира; - средством духовного обогащения личности; - фактором нравственного и эстетического развития его гражданского и общественного самоутверждения; - средой, в которой создаются благоприятные условия и возможности для разностороннего развития и самовыражения. В проведении и подготовке программы организаторам необходимо стремиться осуществить дифференцированный подход. |
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-15; Просмотров: 3964; Нарушение авторского права страницы