Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Три основные составляющие в едином (Sanmi-Ittai)
Комментарии мастера Ёзабуро Уно
Sanmi-Ittai означает единство трех составляющих – Тела, Духа и Лука.
Три основные элемента – Стабильность тела Объединенные в Стабильность Духа (и Ума) целое Стабильность в обращении с Луком
Основной вопрос для практикующего Кюдо состоит в том, как добиться этого единства. Наши предшественники изучали вопрос объединения тела, духа и лука в одно целое, и оставили нам своё наследие.
Наследие Raiki-Shagi (Записки об этикете – Истина стрельбы)
Raiki гласит: «Стрельба, включая цикл перемещений вперед и назад, невозможна без вежливости и должного поведения (Rei).
После обретения должного внутреннего намерения и правильного внешнего вида с луком и стрелой можно обращаться решительно. Стрелять таким образом – значит стрелять успешно, и в такой стрельбе будет видна добродетель.
Кюдо - это путь абсолютной добродетели. В стрельбе следует искать в себе безупречность. Стрельба возможна по достижении безупречности в себе.
Если стрельба не получается, не следует выказывать негодования по отношению к победителям. Напротив, это повод для поиска себя».
В этих словах подразумеваются три элемента, составляющие основное единство (Sanmi-Ittai). Это: 1) полное владение Волей и Духом, 2) стабильность Физической Формы, 3) точность технического исполнения и владения Луком. В поиске этих основных качеств на тренировках мы реализуем «Пять Добродетелей». (это конфуцианские добродетели Доброжелательность, Справедливость, Вежливость, Мудрость и Искренность».
Если мы придерживаемся этих ценностей, и стрела не попадает в мишень, мы не виним других в своей неудаче. Напротив, мы начинаем искать причины неудачи, размышляя самостоятельно и обращаясь к наставникам. С этой точки зрения Кюдо рассматривается как способ воспитания дисциплины ума и добродетели, основанной на этих традиционных ценностях.
Мы должны всегда помнить об этих ценностях и применять их в Кюдо сегодня.
Заветы Мастера Ёсими Дзюнсея (Shaho-Kun)
Мастер Ёсими, второе имя которого было Дайемон Цунетаки, являлся известным хранителем династии Кисю в середине периода Токугава. Он был славен своей ученостью и великим мастерством Кюдо. В те времена он был наставником Мастера Канземоно Хосино из клана Бисю и Мастера Дайхачиро Васа из клана Кисю, также уважаемых людей в мире Кюдо. Позднее Мастер Ёсими стал буддийским монахом и поселился рядом с храмом Дайтокудзи в Киото.
Его завет гласит: 1) «Путь не в луке, а в теле, которое в стрельбе является самым важным». Это означает, что когда вы собираетесь произвести выстрел, вы не должны терять общей осознанности и направлять всё своё внимание только на манипуляции с луком и стрелами. Следует помнить, что в выстреле принимают также участие мышцы и кости.
2) «Дух (Kokoro) помещают в центр тела», - это означает, что необходимо добиться стабильности духовной энергии. « Центр тела» означает духовный центр в животе (Tanden), располагающийся посередине физического тела.
3) « …при этом две трети усилия Yunde (левой руки) идут на толкание от себя тетивы, а одна треть усилия Mete (правой руки) на натяжение на себя лука». Это означает, что в момент растягивания лука (Hikiwake) необходимо совершать правильное усилие толкания и натяжения. Левой рукой вы толкаете тетиву, а правой рукой тянете лук. Объяснение наоборот (противоположно тому, как вы бы логически поняли это действие) является крайне интересным. Оно показывает, что растяжение лука и тетивы должно совершаться равномерно, с соответствующим действием по толканию и натяжению.
4) «Когда при этом успокаивается Дух, наступает состояние гармоничного единства». Это означает, что когда вы полностью растянули лук, энергия духа и души (Kokoro), имеющаяся в теле, должна опуститься в живот (Tanden). При этом тело, дух и лук сливаются воедино, и становится очевидным «Полное натяжение трех основных элементов в едином» (Senmi-Ittai no Kai).
5) «Ориентируясь по центральной линии груди, разделите усилие при отпускании стрелы поровну между левой и правой стороной». Это относится к разделению надвое гармоничного единства, из которого состоит полное натяжение лука (Kai). Таким образом, при переходе от полного натяжения (Kai) к выпусканию стрелы (Hanare), центральная линия груди, являющаяся главной осью тела, делит его равно на левое и правое, в результате чего при выпускании стрелы сохраняется равновесие сил по вертикали и горизонтали (Tate-Yoko Jumonji no Hanare).
6) «В письменах говорится, что при столкновении железа и камня внезапно высекаются искры», - это означает, что величие стрельбы в духовной энергии. Помимо промаха или попадания в мишень, резкость отпускания тетивы, которую сравнивают с искрой, возникающей при ударе железом по камню, в стрельбе ценится очень высоко.
7) «…и вот перед нами сияющее золотое тело, испускающее белый свет, а на западе его полумесяц». Это описание положения после выпуска стрелы (Zanshin), отражающем высочайший уровень стрельбы. Если взглянуть на утреннее небо, на востоке можно увидеть сверкающий диск Венеры, а на западе, напротив, в рассветном небе, виден полумесяц. Это воспевает Истину, реализованную через стрельбу.
Сравнив данные тексты, мы видим, что Raiki-Shagi делает акцент на этические принципы, а Shaho-Kun в основном обращается к качеству практических навыков. Что касается этих двух документов, они, безусловно, могут стать руководством к изучению Кюдо в наши дни. Мы надеемся, что опираясь на эту основу, вы непременно придете к замечательному состоянию « Три основные элемента в единстве» (Sanmi-Ittai). Именно с такой надеждой вам и были представлены для изучения и руководства эти два текста.
Записано 22 декабря 1967 г.
ОСНОВНАЯ ФОРМА (KIHONTAI)
Значение Основной формы
Современное Кюдо не имеет практического приложения. Лук и стрелы более не применяются для охоты и не используются как оружие. Цель занятий Кюдо сегодня состоит в достижении физического и эмоционального благополучия человека, а также развития личностных качеств, обогащающих нашу жизнь.
В реальности, однако, многие стрелки или невежественны, или просто игнорируют эти моменты, прилагая усилия лишь к тому, чтобы приобрести навыки попадания в мишень. Такое отношение отражается в высказывании «Kai kara Hanare». Это означает, что стрелок обращает внимание лишь на этап полного натяжения лука (Kai) и выпуска стрелы (Hanare), и не задумывается об основных позах и движениях, сопровождающих выстрел.
Эти позы и движения существенны для обретения качеств, делающих Кюдо более чем просто средством попадания в мишень. Наша стрельбы должна быть как растение, которое после длительного ухода и полива наконец приносит прекрасный благоухающий цветок. Если не заниматься корнями и листьями, растение никогда не даст цветов.
Важность правильного морального отношения в исполнении основной формы в стрельбе содержится в Raiki-Shagi, где говорится:
«Стрельба, включая цикл движений вперед и назад, невозможна без учтивости и соблюдения этикета (Rei). После обретения должного внутреннего намерения и правильного внешнего вида с луком и стрелой можно обращаться решительно. Стрелять таким образом – значит стрелять успешно, и в такой стрельбе будет видна добродетель».
Когда мы входим в зал для занятий (Dojo), такое отношение должно отражаться в нашей осознанности и движениях. Внутри мы должны быть полны жизни, но оставаться без желания, искренне готовые заниматься, в то время как вовне мы должны очень внимательно следить за всеми своими движениями и позами.
Основная форма должна выполняться естественно при соблюдении должного поведения и правил вежливости. Не должно быть разделения, а присутствовать гармоничное единство (дух, тело, лук), результатом которого является Истина, Добродетель и Красота (Shin, Zen, Bi) Кюдо. Посредством этого выражается личность и достоинство лучника. Если основой стрельбы служит сказанное выше, то даже когда умелый стрелок промахивается, видно его достоинство, приобретенное через воспитание этих качеств. Напротив, можно лишь пожалеть лучника, зацикленного на попадании в мишень и хвастающегося тем, что он никогда не промахивается. Неизбежно придет момент, когда он более не сможет полагаться на свой навык, особенно когда с возрастом уйдет былая тренированность тела. Нашим стремлением должно быть воспитание красоты и утонченности в стрельбе, превращение в зрелого и достойного человека.
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-15; Просмотров: 325; Нарушение авторского права страницы