Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Шаблонное и нешаблонное мышление
Такая классификация видов мышления была предложена французским исследователем Эдвардом де Боно. Однако он изначально подчеркивал, что данные разновидности мышления не противопоставляются друг другу, а находятся в комплиментарных отношениях. У каждого есть своя область действия. Именно в совокупности они определяют успешность познавательной деятельности человека. С помощью шаблонного мышления скорее происходит проверка истинности имеющихся знаний, возможности использования последних для получения новых знаний. Нешаблонное мышление можно определить как новый взгляд на вещи, получение новых идей. Его вершиной является творческое мышление, в результате которого возникают гениальные творения (хотя для их создания требуется еще и талант). Очень часто, размышляя шаблонно, человек считает, что новые идеи всегда возникают у других, так как другие лучше подготовлены и имеют больше благоприятных условий для развития своего мышления. Человек, получающий новую информацию, ломающую его старые взгляды, не может полностью ее уяснить, и тем самым лишает себя возможности иметь новые идеи. В этом случае человек считает, что возникновение новой идеи – это дело случая, и что человек должен не вырабатывать ее, а лишь терпеливо ждать ее возникновения. Для нешаблонного мышления характерно: а) осознание господствующей идеи; б) поиск различных подходов к изучаемым явлениям; в) высвобождение из-под жесткого контроля шаблона; г) использование случая (не препятствовать случайным процессам, но и не отдаваться на волю случая). Следовательно, нешаблонное мышление не просто отвергает старое (в чем людей с таким типом мышления часто обвиняют), а ищет новое. Это мышление не создает беспорядок, а, наоборот, ищет более простую упорядоченность. Теоретическое и практическое мышление Теоретическое и практическое мышление не являются генетически последовательными. Оба вида занимают свое место в познавательной сфере взрослого человека, хотя в житейской психологии довольно часто теоретическому мышлению отдается предпочтение, как более полезному для научной деятельности. Способы теоретического мышления представляют собой единство двух родов познавательных актов: а) непосредственно связанных с исследованием условий задач – анализ; б) связанных с рассмотрением особенностей этого исследования – это рефлексия. Рефлé ксия представляет собой осознание человеком своих действий, контроль и оценку этих действий, анализ собственного психического состояния; размышление, полное сомнений, противоречий. Она имеет много видов. Бывает рефлексия интеллектуальная, личностная, экстенсивная и интенсивная, конструктивная. Исследование природы и содержания практического мышления в отечественной психологии связано с именем Б.М. Теплова (1896 – 1965), который в 1945 г., выпустив книгу «Ум полководца», обратил внимание ученых на особенности мышления взрослых людей в их реальной деятельности. Он предложил изучать мышление не с позиции решения тех задач, которые возникают при чисто интеллектуальной, теоретической деятельности, а с позиции других специалистов, которые, не будучи «теоретиками», также решают мыслительные задачи. Различие теоретического и практического мышления заключается в том, как каждое из них связано с практикой. Работа теоретического мышления в основном направлена на нахождение общих закономерностей. Даже если она касается, например, производства, то теоретическое мышление интересуется принципами организации производства, тактическими и стратегическими закономерностями. Практическое мышление в основном направлено на разрешение частных конкретных задач: организовать работу данного учреждения, разработать и осуществить план реконструкции микрорайона и т.п. Теоретическое мышление тактически временно как бы отступает от практики, чтобы выявить скрытые повседневной рутиной общие закономерности. Работа практического ума непосредственно вплетена в практическую деятельность, подвергается постоянному испытанию практикой. Теоретический ум отвечает перед практикой только за конечный результат своей деятельности, в то время как каждый этап практического мышления проходит сиюминутную проверку практикой. Ученый-теоретик может выдвигать разного рода рабочие гипотезы, проверять их иногда в течение длительного периода времени, заменять одни гипотезы другими. Одна из самых характерных особенностей работы практического ума – жесткие условия времени. Практический работник далеко не всегда имеет время для проверок разного рода гипотез. Умственная деятельность у людей, занимающихся высшими формами практической деятельности, протекает в более жестких условиях, чем у ученого. К ней предъявляются более сложные требования, имеет место большее многообразие и бó льшая внутренняя противоречивость решаемых практиком интеллектуальных задач. Умственная работа ученого проще, яснее, спокойнее (хотя совсем не «легче»), чем умственная работа политического деятеля или генерального менеджера.
Мышление и личность Английский психолог Ганс-Юрген Айзенк (1916–1997), исследуя скорость мышления как фундаментальную характеристику мышления, отмечал следующие обстоятельства. 1. На скорость мышления оказывают существенное влияние настойчивость и собранность, так как они лучше подвержены тренировке и воспитанию, чем сама скорость мышления; однако, по данным американского психолога Скиннера, скорость мышления тоже тренируема. 2. Снижение результатов мыслительного процесса бывает связано либо с недостаточной скоростью мышления и отсутствием настойчивости, либо с плохой работой «детектора ошибок», т.е. даже если человек быстро соображает и достаточно настойчив, он может из-за несобранности, при одновременной склонности к поспешным действиям и неметодичности, хвататься за первую идею, пришедшую ему в голову, не давая себе труда проверить, правильно ли полученное им решение. 3. Интровертированные люди в смысле активности использования «детектора ошибок» значительно опережают экстравертированных. Вопросы для самопроверки 1.В чем заключается сущность процесса мышления? 2. Каков взгляд на мышления был характерен для бихевиоризма? 3. Что можно сделать с предметом мысли с помощью абстрагирования? 4. Можно ли утверждать, что инсайт – это метод проб и ошибок? 5. Перечислите признаки нешаблонного мышления. 6. Какие два вида мышления различаются по типу решаемых задач?
Рекомендуемая литература а) основная: 1. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – М., 1986 2. Теплов Б.М. Ум полководца / В кн.: Теплов Б.М. Избр. труды: В 2-х т. Т. 1. – М.: Педагогика, 1985. 3. Хрестоматия по общей психологии: Психология мышления / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.В, Петухова. – М.: Изд-во МГУ, 2001. – 400 с.
б) дополнительная: 1. Обухова Л.Ф. Концепция Ж. Пиаже: за и против. – М.: , 1981. 2. Возрастные и индивидуальные особенности образного мышления учащегося / Под ред. И.С. Якиманской. – М.: Педагогика, 1989. – 221с.
ГЛАВА 19. ЯЗЫК И РЕЧЬ Общее понятие языка и речи Речь и язык играют очень важную роль в нашей жизни. Знание языка дает возможность человеку жить в обществе, общаться с другими людьми, помогает разобраться в самом себе, своих мыслях и чувствах. Понятие языка Язык представляет собой систему знаков любой физической природы, служащей средством осуществления человеческого общения, мышления, способом выражения самосознания личности. В собственном смысле слова язык слов – социально-психологическое явление, позволяющее передавать от поколения к поколению и хранить всю ранее накопленную людьми информацию. Поэтому язык человечеству необходим и исторически обусловлен. Язык, прежде всего, средство общения. Однако он может выполнять эту функцию лишь в том случае, если примет знаковую форму, обладающую свойством указывать на окружающий мир. Кроме того, знак необходим и в другом отношении. Общество людей невозможно без знаков. Для того чтобы мысль одного человека стала достоянием другого, она должна быть при помощи звуковых знаков (в первую очередь) облечена в чувственно воспринимаемую форму. Поэтому язык – сложная система кодов. Сами коды сложились в процессе общественной истории и обозначают предметы, качества, признаки, свойства, действия или отношения, которые несут функцию кодирования и передачи информации. Значит, слова не являются отражением внешнего мира, потому что между звуковым комплексом и каким-либо предметом окружающего мира первоначально никакой связи нет. Она устанавливается человеком. Понятие в голове человека возникает раньше звукового комплекса. Когда человек старается подобрать для нового понятия звуковой комплекс, само понятие уже существует в его голове. Для того чтобы создать язык, человек должен создать звуковой или знаковый комплекс и соотнести его определенным образом с окружающим миром, т.е. установить так называемую знаковую соотнесенность. Совокупность знаний о предмете у разных людей может быть разной (зависит от жизненного опыта, рода занятий, наличия определенного образования), но тем не менее, благодаря своей основной функции, слово выступает в роли своеобразного «возбудителя» общего понимания. Однако язык беднее мышления: последнее непосредственно отражает мир во всем богатстве и многообразии, у него нет никаких ограничений.
Понятие речи Речь – исторически сложившаяся форма общения людей посредством языка. Речь – одно из непосредственных естественных проявлений языка. Это – звуко-словесное общение. Речевое общение людей осуществляется по законам конкретного языка (русского, белорусского, английского и т.п.), который представляет собой систему фонетических, лексических, грамматических и стилистических средств и правил общения. Речь и язык составляют сложное диалектическое единство. Речь осуществляется по правилам языка, и вместе с тем под действием определенных факторов (например требований общественной практики, развития науки, взаимных влияний языков и пр.) изменяет и совершенствует последний.
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-15; Просмотров: 532; Нарушение авторского права страницы