Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Психофизиологические характеристики ощущений



Человек рождается с готовым аппаратом для всех тех видов ощущений, что и у взрослого человека. В настоящее время экспериментально доказано, что уже в утробе матери он начинает отражать окружающий мир на уровне ощущений. Поэтому после рождения происходит лишь расширение диапазона ощущений. Особое влияние на качество ощущения оказывает работа физиологического аппарата, отвечающего за передачу того или иного вида ощущения.

Так, интенсивность ощущения связана с порогом ощущения. Существует три вида порогов:

а) нижний порог (или абсолютный) – минимальная сила раздражителя, которая необходима для возникновения ощущения (например, для зрительного ощущения достаточно 2-3 квантов света, что соответствует свету от горящей свечи, находящейся на расстоянии 1 км от наблюдателя);

б) верхний порог – максимальная сила раздражителя, которая еще вызывает ощущение данного качества, не переходя в болевое ощущение;

в) различительный порог – минимальное изменение силы раздражителя, на которую реагирует орган ощущения в виде изменения последнего (например, различительный порог у музыкантов и людей, не занимающихся музыкой, имеет ярко выраженную разницу в величине).

Вторая психофизиологическая характеристика ощущений – это адаптация. Она напрямую связана с изменением абсолютного порога и представляет собой изменение чувствительности органов чувств под влиянием действия раздражителя:

а) если имеет место длительное воздействие раздражителя средней силы, то ощущение данной модальности может совсем исчезнуть (так мы перестаем слышать негромко тикающие часы и т.п.);

б) при действии слабого раздражителя повышается чувствительность (мы начинаем видеть через некоторое время после того, как вошли в полутемное помещение с солнечной улицы);

в) при действии сильного раздражителя происходит «притупление» чувствительности органа, понижается чувствительность органа (повышается граница нижнего порога).

Третья особенность ощущений – это контраст, представляющий собой изменение интенсивности и качества ощущений данного вида под влиянием предыдущего или сопутствующего раздражителя (например, красный цвет земляники на зеленом фоне листьев ощущается как более насыщенный, чем при рассмотрении его на фоне таких же ягод).

Четвертая психофизиологическая характеристика ощущения называется сенсибилизация – повышение чувствительности в результате взаимодействия анализаторов и/или упражнения (например, всегда отмечается улучшение звуковысотного слуха у детей, занимающихся музыкой).

И последняя, пятая, психофизиологическая характеристика – это синестезия. Она представляет собой возникновение ощущения в органе, не испытывающем в данный момент непосредственного воздействия из внешней среды, ощущения под воздействием раздражителей на другой орган чувств. Синестезия отличается от всех предыдущих характеристик большей индивидуализацией возникновения. Наиболее часто встречающаяся синестезия – зрительно-звуковая.

Таким образом, возникновение всякого ощущения связано с физиологическими возможностями того органа, через который поступает информация о свойствах внутреннего и внешнего мира.

Виды ощущений

Обычно на вопрос о том, какими видами ощущений вы обладаете, человек в первую очередь вспоминает 4-5 (чаще всего в этот список попадают зрение, слух, обоняние, вкус). На самом деле мир человеческих ощущений значительно богаче, что служит основой того многообразия мироощущения, каким владеет человек.

Ученые разделяют все виды ощущения на три класса: 1) экстероцептивные, возникающие при воздействии внешних раздражителей на рецепторы, расположенные на поверхности тела; 2) интероцептивные (органические), сигнализирующие об изменениях во внутренней среде организма; 3) проприоцептивные (кинестетические), отражающие движение и относительное положение тела в пространстве.

 

Экстероцептивныеощущения

Экстероцептивные ощущения могут быть поделены (по Ч. Шеррингтону) на контактные и дистантные.

1. Контактные ощущения . Первыми мы рассмотрим тактильные ощущения. Они – фундамент познания человеком мира. Их еще называют осязательными, так как они лежат в основе особого вида восприятия – осязания. С помощью тактильных ощущений мы отражаем механические свойства поверхности (гладкая или шероховатая, мягкая или твердая, ребристая и т.п.). Они говорят нам о характере взаимодействия нашего тела с этой поверхностью: прикосновение, давление, трение и др. Отражается тактильными ощущениями и то место кожной поверхности, где происходит взаимодействие с внешним миром, поэтому они являются источником знания о так называемой схеме тела. Разновидностями кожной чувствительности также являются температурныеи болевыеощущения. Температурные ощущения обеспечивают терморегуляцию организма. Кожные болевые ощущения связаны с нарушением целостности кожной поверхности (накололи палец, оцарапали локоть, поранили пятку, ожгли кислотой руку и т.п.). Эти ощущения описываются как режущие, колющие и т.п. Болевые ощущения выполняют две функции. Во-первых, как и остальные ощущения, они передают информацию о механических, химических, электрических свойствах предметов окружающего мира. Во-вторых, болевое ощущение сигнализирует, что организм столкнулся с такими внешними раздражителями, которые ведут к его разрушению или угрожают таким разрушением.

Следующий блок экстероцептивных контактных ощущений связан с оценкой химических свойств предметов внешнего мира. Их часто называют одним понятием – хеморецепция, но включают они два вида ощущений: вкусовыеиобонятельные.Биологическая роль вкусовых ощущений заключается вобеспечением успешности пищевого обмена организма с внешней средой. Обычно различают четыре основных характеристики вкусовых ощущений: кислое, сладкое, горькое, соленое. Экспериментально выявлена зависимость интенсивности и качества вкусовых ощущений от состояния внутренней среды организма (например, повышение чувствительности к сладкому с ростом голодания). Сложные вкусовые ощущения, которые могут давать достаточно полный образ целого предмета, возникают в результате взаимодействия с температурными, тактильными, кинестетическими ощущениями. Тогда мы имеем ощущение терпкого, вяжущего острого, пряного и др. Обонятельные ощущения, которые нам представляет слизистая носа, еще более сложны по своим описательным характеристикам, часто связанным с предыдущим опытом человека, его проживанием в определенной климатической зоне и его культурным окружением.

2. Дистантные ощущения представлены у человека двумя видами ощущений – зрительным и слуховым. Они занимают особое место в нашей жизнедеятельности, так как с их помощью люди не только приспосабливаются к окружающему миру, но и используют их для взаимодействия между собой, для передачи информации. Слуховые ощущения лежат в основе устной речи, зрительные – в основе письменной.

Слуховые ощущения – высший анализатор звуковых волн, воздействующих на рецепторы дистантно. Наш слух отражает тоны и шумы. Обычно границы слуховых ощущений интенсивности звука определяются от 10 до 120 децибел. После 120 децибел у человека слуховые ощущения переходят в болевые. В последнее время, в связи с бурным развитием технических средств, чьи звуковые мощности могут наносить вред здоровью человека, проблема верхнего порога слуховых ощущений вышла за переделы узко профессиональных интересов психологов и физиологов.

Поле слуха больше, чем поле зрения. Звук мы слышим сверху-снизу-справа-слева-сзади-спереди. Такая пространственная универсальность получения звукового сигнала, а также изменяемость, временное непостоянство звуковой волны, могли оказаться главной причиной использования звука для передачи информации. Мир звуков для человека – самый полигамный в сравнении с другими живыми существами. Только у человека существует тонкий фонематический слух, только человек различает так тонко музыкальные звуки.

С точки зрения сохранения сигнала и возможности возвращения к нему, пальма первенства принадлежит, конечно, зрительным ощущениям. Большое значение в эволюции высших животных сыграло не прямое приспособление к свету, а ориентация посредством света и цветоощущений в предметах окружающей среды, т.е. наш глаз ощущает светлотность и цвет. Видимый человеком спектр не велик по сравнению с существующим электромагнитным спектром. Однако в этом диапазоне человек обладает уникальной способностью различать с помощью света мельчайшие свойства предметов окружающего мира.

Ведущей пространственной характеристикой зрительного ощущения является поле зренияпространство, которое может видеть неподвижный глаз, фиксирующий в данный момент какой-либо предмет или точку. Границы поля зрения у конкретного человека не являются врожденными. Расширение границ – одна из задач развития ребенка, так как поле зрения – дна из ведущих характеристик скорости чтения. Следующей пространственной характеристикой зрительного ощущения является острота зрения, т.е. разрешающая способность человеческого глаза. Он может обнаружить яркий свет, проходящий через отверстие d = 3-4 мк, и увидеть свет свечи в безлунную ночь на расстоянии 1, 5 км. Мы также обладаем цветочувствительностью. Цвет в жизнедеятельности человека обладает колоссальной информационной нагрузкой. Например, при определении качества продуктов питания одной из ведущих характеристик является цвет. Предварительная адаптация человека к красному цвету замедляет укачивание, к синему – ускоряет его.

 

Интероцептивные ощущения

Следующая большая группа ощущений объединяется тем, что они все возникают под влиянием раздражителей, действующих изнутри. Внутренняя среда организма становится внешним фактором, вызывающим то или иное ощущение.

Частично они подобны ранее рассмотренным ощущениям, т.е. дают информацию о тех же качествах, которыми обладают и другие предметы внешнего мира. Речь идет о тактильных, температурных, болевых ощущениях. Кроме того, к этому классу ощущений относят так называемую барорецепцию (давление крови на стенки сосудов), которую в быту мы определяем термином «давление».

 

Проприоцептивные ощущения

Первыми в этом классе ощущений можно назвать вестибулярные ощущения (еще их называют статико-динамическими). Возникают они в специальном органе – вестибулярном аппарате. Эти ощущения отражают две характеристики взаимоотношения тела и пространства – равновесие и ускорение. Ко вторым относят кинестезию, или мышечно-суставные ощущения. Их основная функция – обеспечение нашему телу ориентации в пространстве. По кинестетическим ощущениям мы судим о работоспособности, точности наших движений. Источником этих ощущений является работающая мышца. Завершают список данной группы ощущений вибрационные ощущения. Источником их возникновения являются периодические изменения давления воздушной или другой среды. Иногда этот вид ощущений называют «контактным слухом», ссылаясь на специфическое использование вибрационных ощущений слепоглухонемыми.

 

Понятие восприятия

Часто восприятие называют высшим уровнем чувственного познания мира. Восприятие представляет собой более сложный по уровню познавательный процесс, в который ощущение входит как составная часть. Вторым компонентом восприятия является движение. Поэтому восприятие определяюткак познавательный психический процесс, в результате которого у человека возникает целостный образ предмета или явления окружающего мира. Восприятие – это уже отражение предметов в полной совокупности их свойств и частей при непосредственном воздействии на органы чувств. Более высокий уровень восприятия как познавательного процесса проявляется и в том, что в отличие от ощущения оно может протекать не только непреднамеренно, под влиянием предметов внешнего мира, но и преднамеренно. Также, как и ощущение, слово «восприятие» в психологии имеет научный эквивалент – « перцепция ».

15.3.1. Характеристики (свойства) восприятия

У восприятия, появляются такие характеристики, которые вообще не были свойственны ощущению. Обычно выделяют четыре таких характеристики.

· Константность диапазон неизменности образа предмета при изменении внешних условий протекания перцептивного процесса. Например, белая бумага воспринимается нами как таковая и при дневном свете, и при искусственном освещении. Видимая величина объектов воспринимается примерно одинаково при изменении удаленности от них.

· Предметность структурной единицей перцепции является образ отдельного предмета, в то время как для сенсорики таковым является отдельное свойство, качество предмета.

· Целостность – свойство воспринимать всякий объект как устойчивое системное целое, даже если некоторые части этого целого в момент восприятия не могут быть наблюдаемы (например, мы не видим обратную сторону книги, заднюю стенку шкафа, но воспринимаем именно книгу, именно шкаф).

· Обобщенность свойство перцепции, заключающееся в том, что данный объект воспринимается как представитель определенного класса объектов (цветы, окна, собаки и т.п.).

Особое место среди характеристик восприятия занимает явление апперцепции, представляющей собой влияние на образ восприятия прошлого опыта воспринимающего субъекта, его социально-культурного окружения, а также мышления, эмоционального состояния человека и т.п. факторов.

 

Виды восприятия

Существуют две классификации видов восприятия. В основе первой лежит тот орган чувств, который принимает информацию. По такой классификации обычно выделяют три вида восприятия: осязание, зрительное восприятие и слуховое восприятие. Вторая классификация основывается на информации, которая отражается через восприятие. В таком случае мы говорим о восприятии пространства, восприятии времени и об особом чисто человеческом виде восприятия – восприятии человека человеком.

Осязание

Осязание является одним из важнейших источников наших знаний о пространстве и механических свойствах предметов. Оно играет основную роль в психической регуляции, контроле и коррекции рабочих движений рук.

В основе этого вида восприятия лежат тактильные, температурные и кинестетические ощущения, но органом данного специфического вида восприятия является рука. Причем активная, ведущая роль принадлежит большому пальцу. Рука движется по предмету, позволяя человеку создавать целостный образ при последовательно поступающей информации об отдельных признаках предмета. Ощупывая, она воспроизводит форму предмета, как бы создает его слепок.

Исследователи говорят, что у нас существуют два ощупывающих движения: мелкие перемещения пальцев, которые мы используем, останавливаясь на наиболее информативных точках предмета; крупные движения, позволяющие объединить отдельные признаки предмета, а также выполняющие функцию проверки возникших предположений. В дальнейшем, при повторной работе с ранее исследованным предметом происходит процесс свертывания – остановка только на информативных точках. Так мы быстро находим в кармане тот предмет, который нам нужен в данный момент.

Зрительное восприятие

Оно обычно определяется как процесс построения видимого образа окружающей действительности. Рабочим органом зрительного восприятия является глаз.

Движение глаз при рассматривании предмета скачкообразно. Во время остановки происходит собственно процесс зрительного восприятия, во время движения – обработка полученной информации. Очень часто глаз действует под влиянием ранее выработанного стереотипа. Так, привыкнув «пробегать» текст, читатель с большим трудом справляется с задачей глубинной проработки материала. Он опускает большие абзацы текста, даже не замечая этого, а позднее абсолютно искренне утверждает, что данного материала в книге не было. Читатель другого типа, наоборот, прорабатывает каждый текст дотошно. Его глаз «отказывается» перепрыгнуть через строчку или абзац, и читающий тонет в деталях, которые в данный момент можно было бы опустить.

Слуховое восприятие

Слуховое восприятие коренным образом отличается от предыдущих видов. Если осязательное и зрительное восприятие отражают мир предметов, расположенных в пространстве, то слуховое имеет дело с последовательностью раздражений, протекающих во времени.

В отличие от животных, у человека в слуховом восприятии решающую роль играют две объективные системы, которые имеют не биологическое, а социальное происхождение:

а) фонематическая (или система звуковых кодов языка);

б) ритмико-мелодческая (или система музыкальных кодов).

Наличие этих систем приводит к тому, что слух человека характеризуется гораздо большей сложностью, большим богатством и большей подвижностью звуковых кодов. Хотя ухо того или иного животного может обладать более тонкой звуковой чувствительностью, чем ухо человека.

Слуховое восприятие, как и другие виды восприятия, представляет собой активный процесс, включающий в свой состав двигательный компонент. Но в слуховом восприятии он отделен от слуховой системы, выделен в особую систему. Это пропевание голосом для музыкального слуха и проговаривание для речевого слуха.

 

Восприятие пространства

Восприятие пространства включает в себя восприятие расстояния, или отдаления, в котором предметы расположены от нас и друг от друга, направления, в котором они находятся, величины и формы предмета.

В восприятии отражаются следующие характеристики пространства:

· рельефность (трехмерность, стереоскопичность). Это оказалось возможным благодаря тому, что работают в восприятии парные органы: два глаза, две руки, два уха;

· форма предмета. Через восприятие в отличие от ощущения мы отражаем в предмете формообразующие свойства (угол или круг, впадина или выпуклость);

· величина (размер). Перцептивный образ обладает возможностью воспроизводить натуральную величину объекта. Только в зрении и осязании существует феномен воспроизведения в образе натуральной величины объекта безотносительно к размерам воспроизводящего этот образ органа чувств. Ограничения вытекают только из разрешающей способности органа чувств: дотянется ли рука, впишется ли воспринимаемый предмет в границы поля зрения;

· симультанность (одновременность). В образе воспринимаемого предмета отражается его форма и размеры одновременно, хотя орган чувств получает информацию постепенно.

 

Восприятие времени

Восприятие времени представляет собой отражение человеком объективной длительности, скорости и последовательности явлений действительности. Люди не так давно заинтересовались тем, как они воспринимают время, тогда как особенности восприятия предметов изучались с незапамятных времен. Трудно назвать причину, но точность времени была мало актуальна даже в XVII в. Пример тому – часы. Во дворце Меньшикова в Санкт-Петербурге находятся лучшие по тем временам часы английских мастеров, но у них есть только часовая стрелка. Минуты в те времена не считали. Сейчас же в очень многих видах деятельности и даже в быту человеку нужно знать не только секунды, но доли секунд.

Есть ли у человека «чувство времени», можно ли его развивать? Как подготовить себя к ведению совещаний, переговоров, чтобы «уложиться во времени»? Как распределить во времени свои силы, когда бежишь стометровку? Мишель Сифр, известный французский ученый-спелеолог, в своей книге «В безднах земли», описывает несколько экспериментов по проверке наличия у человека «внутренних часов», когда ритмы внешнего мира перестают влиять на нас. В результате им и его коллегами было открыто явление, которое они назвали двухсуточным ритмом, т.е. продолжительностью около 48 часов. Хотя последующие эксперименты показали, что некоторые испытуемые сохраняют почти привычный ритм жизни (в пределах 28 часов). Однако все отмечали, что время бежит быстрее, чем они предполагали.

Таким образом, можно говорить о наличии у каждого человека своих внутренних часов, которые не всегда совпадают с суточным ритмом Земли, и для восприятия этого ритма человек пользуется дополнительными внешними признаками и, соответственно, разными анализаторами.

Иллюзии восприятия

Иллюзии восприятия – это искаженные восприятия реальных объектов. Они могут происходить в разных модальностях, но наибольшее их число наблюдается в области зрения. Зрительные иллюзии (обман зрения) чрезвычайно многочисленны и разнообразны. Известен ряд иллюзий, обусловленных несовершенством органа чувств. Чаще всего выделяют следующие виды иллюзий.

1. Связанные, так или иначе, с особенностями строения глаза. Из житейского опыта мы знаем, что светлые предметы кажутся больше в сравнении с равными им темными (черными) предметами. Эта иллюзия – результат эффекта иррадиации возбуждения в сетчатке глаза.

2. Обусловленные контрастом. Воспринимаемая величина фигур оказывается зависимой от окружения, в котором они даны. Кружки одинакового размера кажутся разными в зависимости от окружения: кружок кажется большим среди маленьких и меньшим среди больших. Каждый из нас был в подобной ситуации, когда среди маленьких детей мы казались себе великанами, а попав в группу людей значительно выше себя по росту, испытывали чувство, что мы уменьшились в росте.

3. Переоценка вертикальных линий по сравнению с горизонтальными линиями при их действительном равенстве. Всякое заполненное отдельными объектами расстояние кажется больше незаполненного. Причем расстояние, заполненное поперечными линиями, удаляется больше, чем расстояние, заполненное продольными.

4. Связанные с перенесением свойств целой фигуры на отдельные части, которые ведут к ошибочным зрительным образам. Это самый большой класс иллюзий.

5 Обусловленные отношениями «фигуры» и «фона». Рассматривая рисунок, мы видим то одну фигуру, то другую. Это могут быть лестницы, идущие вверх или вниз, два профиля, сменяющиеся на рисунок вазы и др.

6. Портретные. Многим приходилось видеть «загадочные» портреты, которые всегда смотрят на нас, следят за нами, обращая глаза туда, куда мы переходим. Это объясняется тем, что зрачки глаз на портрете помещены в середине разреза глаз. Отходя, мы видим все лицо в том же положении и нам кажется, что портрет повернул голову и следит за нами.

Однако подавляющее большинство иллюзий возникает не из-за несовершенства органа чувств, а из-за ложного суждения о воспринимаемом объекте, поэтому можно сказать, что обман возникает при осмысливании образа. Такие иллюзии исчезают при изменении условий наблюдения, выполнении сравнительных измерений, исключении некоторых факторов, мешающих правильному восприятию. Есть иллюзии, возникающие из-за особых условий наблюдения (например, наблюдение одним глазом или при неподвижных осях глаз). Они также исчезают при устранении необычных условий наблюдения.

 

15.4. Чувственное познание мира и личность

 

Ощущения и восприятие, несмотря на простоту и подчиненное, вспомогательное положение по отношению к более сложным психическим познавательным процессам, оказывают значительное влияние не только на особенности протекания познания, но и на развитие личности в целом. При одновременном отсутствии зрения и слуха (слепоглухонемоте) ребенок вообще не может развиваться как личность без специальной помощи со стороны окружающих. Отсутствие одного вида ощущения также ограничивает возможности развития человека и формирование его как личности. Так, специальные исследования показывают, что люди слепые и плохо видящие часто астеничны, ипохондричны. Те же, кто не слышит или страдает тугоухостью, могут быть обидчивы, у них отмечается повышенная тревожность. Вообще люди с дефектами органов зрения и слуха, оказавшимися в нашей цивилизации ведущими, очень часто становятся нерешительными, робкими, зависимыми от окружающих. Из-за некорректного отношения окружающих к возможностям этих людей познавать мир у них нередко формируются сверхценные идеи ущербности, сочетающиеся с такими качествами, как принципиальность, высокий уровень нравственных требований по отношению к себе и окружающим. Что касается нарушений других видов ощущений, не относящихся к сфере значимых для жизни в обществе, здесь диапазон отношений к такого рода нарушениям велик – от полного равнодушия до преклонения перед их феноменальными особенностями, что также влияет на развитие личности. Мы терпимо относимся к тому, что наши близкие не различают запах, или у них понижена вкусовая чувствительность, мы сочувствуем тем, кто имеет повышенную чувствительность к ускорению и укачивается, или тем, кто страдает дальтонизмом (неразличением цветов – обычно красного и зеленого).

Рассматривая психофизиологические характеристики ощущений, мы отмечали, что одна из них – синестезия – обладает такой особенностью как индивидуальность, т.е. в отличие от других характеристик не обязательна для каждого человека и может представлять собой неповторимое сочетание ощущений. Обычно отмечают зрительно-слуховую синестезию, но она может быть и зрительно-вкусовой, и обонятельно-зрительной и т.п. Такое необычное отражение свойств окружающей действительности не может не влиять на особенности личности. Для большого количества людей, обладающих синестезией, ее особенность легла в основу их профессиональной деятельности. Так, композитор А.Н. Скрябин создавал музыкальные произведения, каждый звук которых был для него цветным, что и легло в основу современной цветомузыки. Специально для других людей он создал цветомузыкальный аппарат, для него звук и так был цветным. В то время как для художника Микалоюса Чюрлёниса цвета издавали звуки, он рисовал «музыкальные» картины. Для многих парфюмеров создаваемые ими композиции ароматов соединены со зрительными образами, которые часто передаются потребителям либо через название («Весенний вальс», «Южная ночь») или в последнее время с помощью соответствующих видеоклипов («Old Spays» с крутой морской волной). Поэтому многие современные методы воздействия на людей опираются на особенности их сенсомоторной организации.

В мироощущение многих народов входит явление синестезии, которое закрепляется в их языке. Так, антропологам давно известно, что у индейцев центральной Америки, племен юго-восточной Азии, негров центральной Африки существуют такие ассоциации в языке: хорошие вещи и люди сопоставляются с понятиями «высокий» и «светлый», плохие – «низкий» и «темный».

В одном эксперименте проверялась связь между мироощущением и оптическим обманом. Психологи разделили испытуемых на три подгруппы по их мироощущениям. В первую вошли люди с положительным мироощущением: полностью довольные своей внешностью и здоровьем, успехами в работе и семейной жизнью. Вторая группа состояла из людей, высказывающих неудовлетворенность. И, наконец, к третьей отнеслись испытуемые с промежуточным мироощущением. Больше всего подверженными оптическому обману оказались испытуемые из второй группы, меньше всего – из первой. Испытуемые, включенные в третью группу, и здесь занимали промежуточное положение [2б].

Не только ощущение и восприятие влияют на развитие и существование личность, имеет место и обратный процесс. В первую очередь он касается процесса восприятия. У него даже есть особая характеристика – апперцепция , представляющая собой влияние на образ восприятия прошлого опыта воспринимающего субъекта, его социально-культурного окружения, а также мышления, эмоционального состояния субъекта и т.п. факторов. Таким образом, точность восприятия может определяться:

· прошлым опытом воспринимающего. Влияние сложившегося практического опыта проверял австрийский психолог И. Колер с помощью призматических очков. Их длительное ношение перестало влиять на испытуемых, они откорректировали свое восприятие с помощью практики;

· значимостью отдельных признаков воспринимаемых объектов;

· профессиональной тренированностью воспринимающего;

· особенностями отношения личности к процессу восприятия. Так, большое число ошибок восприятия встречается у субъектов с повышенной готовностью принять мнение других и пониженной критичностью;

· предпочитаемым стилем анализа получаемой информации. В этом случае выделять разные типы восприятия. Чаще всего говорят об аналитическом или синтетическом типе восприятия;

· умственным уровнем субъект;

· эмоциональными или физиологическими состояниями субъекта в момент восприятия (вспомним стрессовую ситуацию или состояние аффекта).

Восприятие дает человечеству первый объективный способ научного познания мира – наблюдение. Такому восприятию присущи наличие цели, волевого усилия при его осуществлении и самостоятельный выбор объекта восприятия. Оно носит систематичный характер. Наблюдение возникает благодаря внутренней активности личности. Ему предшествует предварительная подготовка: постановка задач наблюдения, планирование процесса наблюдения. Обычно наблюдение сопровождается ведением записей о его результатах и процессе. На результативность наблюдения влияют знания и умения, которыми обладает человек, устойчивость его произвольного внимания, а также синхронность в совместной работе речи, восприятия и мышления. Наблюдению необходимо обучаться. Человек, владеющий методикой наблюдения, обретает особое свойство личности, называемое наблюдательностью, под которой подразумеваетсясвойство индивида, проявляющееся в умении подмечать существенные, в том числе и малозаметные, особенности предметов и явлений. Наблюдательность приобретается в жизненном опыте, предполагает наличие у человека таких свойств личности, как любознательность и пытливость.

 

Вопросы для самопроверки

1. Дайте определение понятия «ощущение».

2. Чем отличаются нижний и верхний абсолютные пороги ощущения?

3. В чем заключается особенность построения образа объекта в процессе восприятия?

4. Какое свойство восприятия проявляется в способности человека узнавать предмет по его неполному или даже ошибочному изображению?

5. Чем могут быть обусловлены иллюзии восприятия?

6. Как связаны между собой личность и ее успешность чувственного познания мира?

 

Рекомендуемая литература

а) основная

1. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – М.: Учпедгиз, 1940.

2. Фресс П., Пиаже Ж. Экспериментальная психология. Вып. 4. – М.: Прогресс, 1973.

3. Хрестоматия по ощущению и восприятию. – М.: Изд-во МГУ, 1975.

б) дополнительная

1. Веккер Л.М. Психические процессы. – Т.1

2. Голицын Г.А., Петров В.М. О влиянии социально-личностных факторов на зрительные иллюзии // Психологический журнал. – 1982. – Т. 3. – № 4.

3. Демидов В. Как мы видим то, что видим. – М.: Знание, 1975.

 

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-15; Просмотров: 594; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.065 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь