Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Тема 1. Общество: основы философского анализа



СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ

Учебно-методическое пособие

Красноярск

 

Составитель: С.М.Дудина – канд. филос. наук, доцент кафедры обще-

гуманитарных и социально-экономических дисциплин ЛПИ КрасГУ(ф)

 

 

Социальная философия: Учеб.–метод. пособие / Сост. С.М.Дудина; Краснояр.гос.ун-т. – Красноярск, 2005. – 54 с.

 

В пособии представлены материалы для организации самостоятельной работы студентов по курсу социальной философии. В контексте фрагментов социально-философской мысли предложены вопросы для самоподготовки. Методические рекомендации к планам семинарских занятий содержат постраничные указания на литературные источники, а наиболее трудные темы – вопросы и задания для самоконтроля. Тематика докладов и рефератов составлена в соответствии с тематикой курса.

Предназначено для студентов очного и заочного отделений педагогических вузов, аспирантов, преподавателей.

 

 

Печатается по решению редакционно-издательского совета

Красноярского государственного университета

 

© С.М. Дудина, 2005

 

© Красноярский

государственный

университет, 2005

 

Пояснительная записка

 

Настоящее учебно-методическое пособие может служить ориентиром в большом разнообразии учебной, справочной и научной литературы по философии.

Пособие рассчитано на формирование самостоятельности, активности, творческого и диалогического характера мышления будущего учителя, способного аргументировать свою точку зрения. Решению этих задач в первую очередь служит системная работа с текстами философских сочинений. С этой целью в пособии предлагается широкий спектр проблемных вопросов в контексте фрагментов из истории социально-философской мысли, рассчитанных на активизацию интереса к предмету и на вовлечённость в общение со стороны студентов.

К планам семинарских занятий даются методические рекомендации с постраничным указанием обязательной и дополнительной литературы. В качестве структурного элемента аудиторных занятий предусмотрены некоторые из предлагаемых тем докладов и рефератов.

Контрольные вопросы для самопроверки дают возможность самостоятельно оценить уровень подготовки по каждому разделу курса, а при затруднениях послужат сигналом для дополнительной работы или консультации у преподавателя.

В работе над учебно-методическим пособием максимально использованы новейшие учебники и учтены все требования Государственного образовательного стандарта для специальности.

 

Тема 2. Основные сферы жизни общества

Семинар 1. Структура и закономерности развития

материально-производственной сферы общества

П л а н

1. Философские аспекты труда.

2. Труд как общественное явление.

3. Производительные силы и производственные отношения как факторы развития общественного субъекта труда.

4. Общеметодологические проблемы собственности в контексте исторических реалий.

 

Основная и дополнительная литература

1. Агг А. Мир человека как субъекта производства. – М., 1984.

2. Бережной Н.М. Проблема человека в трудах К.Маркса. – М., 1981.

3. Барулин В.С. Социальная философия: Учеб. – М., 1999.

4. Дёмин Н.В. О двух смыслах термина «труд» // Философские науки. – 1985. – № 4. – С. 143-145.

5. Дёмин Н.В. Труд как вид человеческой деятельности // Философские науки. – 1984. – № 1.

6. Маркс К., Энгельс Ф., Ленин В.И. О диалектическом и историческом материализме: Сб. – М., 1984. – С. 326-356.

7. Маркс К., Энгельс Ф. Капитал. Т. IV. Ч. 3. Гл. 20. П. 4. Мак-Куллох // Соч. – Т. 23. – С. 171-191.

8. Спиркин А.Г. Философия. Учеб. – М., 2001. – С. 538-598.

9. Хрестоматия по экономической теории / Сост. Е.Ф.Борисов. – М., 1997.

10.Шанин Т. Формы хозяйства вне систем // Вопросы философии. – 1990. – № 8. – С. 109-118.

11.Щербак Ф.Н. О труде как виде человеческой деятельности // Философские науки. – 1985. – № 4. – С. 139-143.

 

Методические рекомендации [34]

Приступая к изучению первого вопроса, начните с определения труда вообще. Следует отметить справедливое замечание К.Маркса, что невозможно раскрыть социально-специфические черты труда и его конкретно-исторические особенности без всеобщих характеристик труда, которые выражаются им в понятиях «труд вообще», абстрактный труд». Маркс К. писал в «Капитале»: «Процесс труда…есть целесообразная деятельность для созидания потребительных стоимостей, присвоение данного природой для человеческих потребностей, всеобщее условие обмена веществ между человеком и природой, вечное естественное условие человеческой жизни, и потому он не зависим от какой бы то ни было формы этой жизни, а, напротив, одинаково общ всем её общественным формам. Потому у нас не было необходимости в том, чтобы рассматривать рабочего в его отношении к другим рабочим. Человек и его труд на одной стороне, природа и её материалы – на другой – этого было достаточно» [6, 326-328; 8, 544-549]. Принципиальное значение в социальной философии имеет понимание человека как суверенного общественного субъекта труда [1; 2, 44-56; 6, 333-335]. Постарайтесь понять, что одного только признания человека главной производительной силой недостаточно, так как не раскрывает всей многогранности человека как субъекта труда. Наверное, правильным решением будет специальное, углубленное изучение этого сложного вопроса в реферативной работе или в подготовке доклада [35], на материале полемики К.Маркса с Дж.Р.Мак Куллохом (вульгаризатором экономической теории Рикардо) и профессора Ф.Н.Щербака с профессором М.Ф.Дёминым [7; 4; 5; 11]. Важно подчеркнуть, что в своей трудовой деятельности функционирует всё общественное богатство человека.

Важное методологическое значение имеет выделение субъективных и объективных элементов труда, живой деятельности и её предметно-вещественных факторов. В научной и учебной литературе элементы труда, выделенные К.Марксом [36], в основном трактуются как элементы производительных сил. Совпадения этих элементов естественны, но имеют место не всегда. К.Маркс рассматривал труд как природный процесс и с этих позиций давал оценку субъекта труда. «Сам человек, рассматриваемый как наличное бытие рабочей силы, есть предмет природы, вещь, хотя и живая, сознательная вещь, а самый труд есть материальное проявление этой силы» [37]. И далее о природной основе средств труда и орудий производства: «Объективные условия труда выступают не в качестве простых предметов природы, а в качестве предметов природы, уже преобразованных человеческой деятельностью» [38]. Да и сам процесс труда включает в себя природные преобразования. «Человек в процессе производства может действовать лишь так, как действует сама природа, т.е. может изменять лишь формы вещества. Более того. В самом этом труде формирования он постоянно опирается на содействие сил природы» [39]. Более того, произведённый продукт также включает в себя природный субъект. Итак, неразрывные связи природы и общества очевидны, и пониманием этого факта обусловливается материалистическое понимание общества.

Изначально труду свойственна диалектика материального и идеального, как материально-предметной и общественно-определённой деятельности человека. «Труд…– писал К.Маркс, – переходит из формы деятельности в форму предмета, покоя, фиксируется в предмете, материализуется» [40]. Все плоды труда, что бы ни создал человек в процессе производственной деятельности – «…созданные человеческой рукой органы человеческого мозга, овеществлённая сила знания» [41]. Налицо – нерасторжимая связь труда физического и умственного.

Заканчивая изучение первого вопроса, подумайте над характеристикой созидательной мощи труда.

Второй вопрос включает в себя характеристику общественного труда как комплексного социального образования. Здесь важно избежать сложившегося стереотипа, на который указывает российский философ В.С.Барулин: «Получилось так, что доминанта социально-классового содержания политики как бы затушевала воздействие политического управления обществом на состояние, развитие, функционирование общественного труда» [3, 36]. На примерах из отечественной истории рассмотрите некоторые из связей общественного труда с общественным сознанием, с духовной жизнью общества.

Важным аспектом этого вопроса является действие разных закономерностей общественного развития: всеобщеисторических, формационных, исторически-ситуативных [3, 37-39].

Другим, не менее важным, звеном вопроса являются классово-экономическая и созидательно-культурологическая концепции трудящихся [3, 39-43].

Третий вопрос включает в себя характеристику производительных сил и производственных отношений, причём последние – как социально-экономическую основу трудовой деятельности людей [6, 333-335].

В структуре производительных сил труда остановитесь на характеристике субъекта, в качестве которого выступает трудящийся во всём богатстве его развития, – главное звено этой системы; характеристика средств производства с необходимостью включает в себя характеристику орудий труда и предметов труда в их развитии. Следует учесть, что в этой структуре неправомерно иногда упускается наука, в её технологическом применении, которая давно уже превратилась в непосредственную производительную силу. Это видно на примере создания материалов с заранее заданными свойствами, или на примере создания искусственных языков (языки программирования, н–р), и т.п. Характеризуя производственные отношения, акцентируйте внимание на определяющей роли отношений собственности. Отношения распределения и потребления осуществляются в зависимости от того, в чьих руках находятся орудия труда и средства производства. Важно подчеркнуть, что экономически господствующий класс является собственником всех орудий труда и средств производства. Таким образом, распределение может осуществляться либо «по труду», либо «по капиталу».

Четвёртый вопрос плана семинара целесообразно обсудить на материале доклада или реферата ( см. темы № 2, 4).

 

Темы докладов и рефератов

1. Полемика К.Маркса с Мак-Кулохом и марксистское понимание сущности субъекта труда.

2. Частная собственность как отношение (субъектно-объектное, субъектно-субъектное, самоотношение).

3. Диалектика необходимости и свободы общественного труда.

4. Отношения собственности при социализме (на примере советского общества).

Источники

1. Алексеев Н.Н. Собственность и социализм // Русская философия собственности. – СПб, 1993.

2. Ананьин О.И. Экономическая наука в зеркале методологии // Вопросы философии. – 1993. – № 10. – С. 135-151.

3. Булгаков С.Н. Философия хозяйства. – М., 1990.

4. Винер Н. Творец и робот. – М., 1966.

5. Кууси П. Этот человеческий мир. – М., 1988.

6. Русская философия собственности. XVIII-XX вв. – СПб, 1993.

7. Социально–психологические проблемы производственного коллектива. – М., 1983.

8. Трудовая этика как проблема отечественной культуры: современные аспекты (материалы «круглого стола) // Вопросы философии. – 1991. –

№ 1. – С. 3-29.

9. Трудящиеся и производство: преодоление отчуждения: Политический дискуссионный клуб «Диалог» / Подготовка материала – Б.Королёв // Политическое самообразование. – 1989. – № 17. – С. 20-28.

10.Улыбин К. Социалистическая собственность: стереотипы и реалии // Политическое самообразование. – 1989. – № 15. – С. 47-54.

11.Шанин Т. Формы хозяйства вне систем // Вопросы философии. – 1990. – № 8. – С. 109-118.

 

П л а н

1. Социальная общность и её характеристики.

2. Элементы социальной структуры общества.

3. Историческое развитие социальных общностей.

4. Особенности социально-диффузного общества ХХ века.

 

Основная литература

1. Барулин В.С. Социальная философия: Учеб. для вузов. – М., 1999. –

С. 83-139.

2. Лепёхин В.А. Стратификация в современной России и новый средний класс // Общественные науки и современность. – 1988. – № 4.

3. Основы современной философии: Учеб. для высш. учеб. завед. – СПб, 2001. – С. 289-302.

 

Методические рекомендации

Первоначально определите спектр социальных общностей: класс, нация, народ, община, трудовой коллектив и т.д. Затем сравните определение социальной общности, данное в «Философском энциклопедическом словаре», с тем, которое даёт В.С.Барулин. Обратите внимание на частое смешение социальных общностей с другими общественными явлениями; чтобы этого избежать, необходимо учитывать критерии их выделения и признаки [56].

При подготовке второго вопроса необходимо выяснить главные черты основных социальных общностей и связи между ними. Начните с такой социальной общности как народ. Читая учебник [1, с. 87-90], обратите внимание на роль общественного производства, которое выступает интегрирующим эту социальную общность фактором. В качестве другого конституирующего фактора народа рассмотрите его роль в исторически прогрессивных преобразованиях.

Проследите, как В.С.Барулин объясняет, почему территория, являясь объективной, естественной предпосылкой, средой народа как общности, не относится к числу интегрирующих её факторов [Там же].

Дополняют и развивают объективные факторы – факторы субъективные [57]. Народам всех стран присущи такие духовные факторы, как гордость и достоинство человека, чувство солидарности со всеми людьми труда и ненависть к паразитизму, вера в исторический прогресс, в лучшее будущее, традиции и нравственные ценности.

Нельзя не считаться с таким весьма сложным социальным организмом как народ страны. Эту качественно определённую социальную реальность характеризуют не только перечисленные факторы, но и общее проживание и общая жизнедеятельность в рамках определённой страны.

Рассмотрите консолидирующую роль субъективных факторов на фактах всемирной и отечественной истории.

Важнейшим элементом социальной структуры общества, начиная с эпохи рабовладения, являются классы. Социальное равенство на первых этапах общественного развития обусловлено крайне низким уровнем развития материального производства. Общественное разделение труда [58] способствовало росту производительности труда. Получение избыточного продукта создало условия для сосредоточения его у небольших групп людей. Это обусловило появление первой формы частной собственности – рабовладельческой, а с ней – и раскол общества на классы. Таким образом, исходным для определения сущности классов является их выведение из понимания материального производства в качестве определяющего фактора их конституирования. При выделении класса как общности акцентируйте внимание на общей роли в общественной организации труда определённой группы людей (это выражено в одной из черт в известном определении классов В.И.Лениным [59]).

Далее рассмотрите, какие коррективы в систему критериев определения социального состава классов внёс ХХ век [3, с. 293-294]. Дайте характеристику наиболее известных моделей социальной дифференциации [Там же, с. 295-296].

Информационное общество ХХ века характеризуется новыми особенностями социальной дифференциации [3, с. 296-302]. Обратите внимание, почему привычные термины «буржуазия», «рабочий класс» или «пролетариат» сменили новые – «правящий класс», «класс производственных и непроизводственных работников»?

Важно отметить, что в новой социальной структуре общества всё большую значимость приобретает так называемый средний класс, к которому относятся мелкие предприниматели, подавляющая часть интеллигенции и средняя группа служащих [3, с. 299-300].

Особой общностью людей являются нации. Природно-территориальный комплекс – объективная предпосылка и реальная черта нации. Рассмотрите все моменты этноинтегрирующей роли этого комплекса [1, с. 94].

Изучая субъективно-сознательные факторы в консолидации национальной общности, следует рассмотреть роль языка, общность психологического склада, духовную культуру, традиции, особенности самосознания [1, с. 94-97].

При изучении третьего вопроса рассмотрите конкретно-историческую роль и социальный эффект отношений собственности [1, с. 117-120].

Вопрос четвёртый. ХХ век внёс свои изменения в классовые структуры и отношения, рассмотрите особенности этих преобразований. Во-первых, перечислите те из них, которые касаются социальной защиты трудящихся, социальной справедливости. Во-вторых, укажите причину утраты классами качества своеобразного центра всей социальной жизни общества [1, с. 120-122; 122-124]. Основную массу населения общества составляют средние слои. Сгруппируйте их основные характеристики в динамике их развития [1, с. 124-126].

В заключение, на примере развития различного типа маргинальных групп, сконцентрируйте внимание на причинах всё большего превращения современного общества в социально-диффузное, для которого характерно ослабление социологически-редукционистских начал в социальной области [1, с. 126-128].

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Дайте две объективные характеристики народа как общности.

2. Почему территория не принадлежит к числу факторов, сплачивающих народ как общность?

3. Имеют ли факторы субъективно–сознательного порядка какое-либо значение в складывании народа как общности?

4. Можно ли считать язык чертой народа как социальной общности?

5. Дайте определение понятиям как общностям – «народ», «народ страны».

6. Назовите основной критерий дифференциации классовых общностей.

7. Назовите особенности социальной дифференциации в информационном обществе.

8. Дайте определение новых терминов: «правящий класс», «класс производственных и непроизводственных работников».

9. Назовите ведущие тенденции в развитии средних слоёв в последние десятилетия.

10.Перечислите объективные факторы объединения нации.

11.Какую роль в консолидации национальной общности играют субъективно-сознательные факторы?

12. Какие два основных изменения в классовые структуры и отношения внёс ХХ век?

13.Перечислите основные характеристики средних слоёв общества к концу ХХ века.

14. Чем объясняется социальная эволюция ХХ века, отмеченная развитием различного типа маргинальных групп?

Темы докладов и рефератов

1. Спектр социальных структур общества в философско-социологической науке.

2. Роль народных масс и личности в истории.

3. Особенности взаимоотношений национальной общности и человеческой индивидуальности.

4. Историческое развитие социальной роли отношений собственности.

5. Проблемы формирования среднего класса в современной России.

6. Социальный облик современного западного общества.

 

Источники

1. Авраамова Е.Л. К проблеме формирования среднего класса в России // Вопросы экономики. – 1999. – № 7.

2. Александрова О.А. Идейный фон становления российского среднего класса // Общественные науки и современность. – 1999. – № 1.

3. Беляева Л.А. Социальная модернизация в России в конце ХХ века. – М., 1997.

4. Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. – М., 1982.

5. Геллнер Э. Нация и национализм // Вопросы философии. – 1989. – № 7.

 

6. Дилигенский Г.Г. В защиту человеческой индивидуальности // Вопросы философии. – 1990. – № 3.

7. Космарская Т. Средний класс и социальная политика // Вопросы экономики. – 1999. – № 7.

8. Ленин В.И. Великий почин. – Полн. собр. соч. – Т. 39. – С. 13-18.

9. Лепёхин В.А. Стратификация в современной России и новый средний класс // Общественные науки и современность. – 1998. – № 4.

10.Сорокин П.А. Основные черты русской нации в двадцатом столетии // О России и русской философской культуре. – М., 1990.

11.Ташков В.А. Социальное и национальное в историко-антропологической перспективе // Вопросы философии. – 1990. – № 12.

12.Тихонова Н.Е. На пути к новой стратификации российского общества // Общественные науки и современность. – 1998. – № 3.

13.Фарж А. Маргиналы. Опыт словаря нового мышления. – М., 1989. –

С. 143-144.

14.Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства // Маркс К., Энгельс Ф. Собр. соч. – Т. 21.

15.Ясперс К. Истоки истории и её цель // Смысл и назначение истории. – М., 1991. – С. 142-143.

 

Духовная жизнь общества

Вопросы и задания для самоподготовки

1. Духовная жизнь общества, писал А.К.Уледов, есть «жизнь людей, связанная с удовлетворением духовных потребностей, с производством сознания, являющегося одним из важнейших видов общественного производства, с отношениями между людьми в процессе духовного производства, с духовным общением и т.д.» [77]. Элементами духовной сферы являются наука, искусство, идеология, религия, образование и воспитание.

· Какими отличительными признаками характеризуются элементы духовной сферы?

 

2. В своём методологическом анализе субъекта духовного производства Л.П.Сверчкова отмечает, что в современной философской литературе нет единого мнения о содержании, сходстве и различии категорий «духовная жизнь», «духовная деятельность», «духовное производство» [78]. Результатом её исследований стал вывод, что духовная жизнь включает в себя духовную деятельность и духовное производство.

· Рассмотрите соподчинение категорий «духовная деятельность» и «духовное производство».

· Правомерно ли утверждение автора, что духовное производство входит в духовную деятельность?

 

3. Зигмунд Фрейд (1856-1939) писал: «Человеческая культура – я имею в виду всё то, в чём человеческая жизнь возвысилась над своими биологическими обстоятельствами и чем она отличается от жизни животных… обнаруживает перед наблюдателем, как известно, две стороны. Она охватывает, во–первых, все накопленные людьми знания и умения, позволяющие им овладеть силами природы и взять у неё блага для удовлетворения человеческих потребностей, а во–вторых, все институты, необходимые для упорядочения человеческих взаимоотношений и особенно – для дележа добываемых благ» [79].

· Далее следует замечание о необходимости со стороны институтов культуры, учреждений и заповедей поставить себя на защиту культуры от одиночек. Кто эти «одиночки» и почему культура нуждается в защите от них?

 

4. …«духовное производство включено в способ производства, а его продукты воплощаются в материальной и духовной культуре общества, формах общественного сознания, в духовном развитии личности»; «состояние и возможности духовного производства во многом зависят от используемых в нём материальных средств, в том числе техники и технологии, которые есть проявление общеисторического развития человечества»; «духовные запросы и потребности, удовлетворяемые духовными продуктами, есть потребности человечества в их конкретно-исторической реальности»; «наличное состояние духовного производства и его дальнейший прогресс определяются предшествующим уровнем накопленных человечеством духовных продуктов, форм, средств и методов духовного освоения мира и самого себя»; «труд в духовном производстве носит всеобщий характер, а духовные ценности обладают качеством многократного культурного потребления» [80].

· Ктовыступает субъектом духовного производства?

 

5. Все сферы жизни общества характеризуются наличием многосторонних детерминант, но духовная сфера по богатству и разнообразию детерминирующих её общественных причин явно лидирует.

· Назовите эти детерминанты.

· Приведите примеры действия этой зависимости.

 

П л а н

1. Первичные формы отражения действительности.

2. Составляющие менталитета.

3. Природа идеологии как феномена общественного сознания.

4. Формы общественного сознания.

Основная литература

1. Барулин В.С. Социальная философия: Учеб. – М., 1999. – С. 186-218.

2. Гринин Л. Философия и социология истории: некоторые закономерности истории человечества (Опыт философско–социологического анализа всемирно–исторического процесса): Пособие. – Волгоград, 1995. – Ч. 2. –

С. 88-110.

3. Гусейнов А.А. Этика ненасилия // Вопросы философии. – 1992. – № 3.

4. Кравченко И. Политика и мораль // Вопросы философии. – 1995. – № 3.

5. Спиркин А.Г. Философия. Учеб. – М., 2001. – С. 637- 700.

6. Степун Ф.А. Дух, лицо и стиль русской культуры // Вопросы философии. – 1997. – № 1.

7. Сурио Э. Искусство и философия // Вопросы философии. – 1994. – № 7-8.

8. Фейенберг Е.Л. Наука, искусство и религия // Вопросы философии. –1997. – № 7.

9. Франк С.Л. Духовные основы общества. – М., 1992.

 

Методические рекомендации

Вопрос первый. К числу генетически первичных форм отражения действительности относятся обыденное сознание и общественная психология. Объясните особенности структуры обыденного сознания, в которую входят: эмпирические знания и жизненный опыт людей, приобретённый на протяжении всей исторической жизни, и возникшие в результате отражения в сознании людей условий их трудовой деятельности и бытовых условий представления, мысли, чувства, эмоции, стремления, побуждения. Подчеркнём, что обыденное сознание отражает мир на уровне явлений, а не сущностных связей, однако случается, когда оно ближе стоит к истине, чем теоретическое сознание [81]. Отметим: было бы ошибочно полагать, что под влиянием научно-технического прогресса в будущем обыденное сознание исчезнет. Особенности и преимущества теоретического сознания свидетельствуют об этом [1, с. 189-190; 5, с. 648-650].

Другой генетически первичной формой отражения действительности является общественная психология. Она возникла на ранней стадии первобытного общества, когда духовная жизнь людей ещё не выделилась из общественной практики. Общественная психология – это сумма несистематизированных взглядов, представлений, совокупность настроений, чувств, обычаев и традиций, нормы поведения, свойственные исторической социальной общности людей [1, с. 190-191; 5, с. 652].

Проанализируйте массовидные социально-психологические явления структуры общественной психологии [82] на примере конкретной социальной общности (например, профессиональной, – «российские учителя»).

Вопрос второй. О разнообразии и богатстве составляющих менталитета найдёте в учебнике В.С.Барулина [1, с. 191-193]. Обратите внимание на вопрос о целостности менталитета, на наличие у него определённого качественного ядра и другие характеристики.

Вопрос третий. Существуют различные трактовки сущности идеологии. Обратите внимание в этой связи на особенности подхода, который рассматривает идеологию как теоретическое систематизированное сознание, выражающее интересы определённого класса. Наверное, правомерно рассматривать классовую идеологию лишь как исторический вариант идеологии вообще. Этому подходу противостоит другой, рассматривающий идеологию как более общее духовное явление [Там же, с. 193-194]. Его сторонники в качестве главного в идеологии видят отражение сути какого-то интереса, а саму идеологию рассматривают как духовное средство реализации этого интереса.

Вопрос четвёртый нашёл наиболее полное отражение в научной и учебной литературе. К формам общественного сознания относятся: политическое [5, с. 654-657; 4], правовое [5, с. 657-661; 3], нравственное [5,

с. 661-667; 4; 6], религиозное [5, с. 667-676; 8; 9], эстетическое [5, с. 676-688], философское и научное сознание [5, с. 688-694; 7; 8]. Рассмотрите их своеобразие по предмету отражения и функциям.

Вопросы для самоконтроля

1. Перечислите основные характеристики обыденного сознания.

2. На каком уровне – обыденном или теоретическом – полнее отражается истина?

3. Каким образом общественная психология влияет на ход общественных преобразований?

4. Что представляет собой менталитет человека, индивида, коллективности?

5. Какова роль идеологии в общественной жизни?

6. В чём состоит мощная проникающая сила политического сознания?

7. В чём разница обыденно-практического уровня правосознания и теоретического правового мышления?

8. Что является основным проявлением нравственной жизни человека?

9. Свобода религиозных убеждений – неотъемлемое право человека. При каких условиях вера приобретает чисто формальный характер?

10.Что представляют собой эстетические чувства как неотъемлемый аспект эстетического сознания?

11.Как соотносятся философское и научное сознание?

 

Темы докладов и рефератов

1. Духовная ситуация нашего времени.

2. Типы политического сознания и политические типы личности.

3. Свобода и ответственность.

4. Нравственные нормы и моральный идеал.

5. Религиозные ценности в системе духовной культуры.

6. Роль эстетической и художественной культуры в жизни общества.

7. Философия в системе духовного и практического освоения мира.

8. Противоречия научного прогресса.

 

Источники

1. Аббаньяно Н. Антропологическая проблема морали // Философские науки. – 1991. – № 11.

2. Вайнгартнер П. Сходство и различие между научной и религиозной верой // Вопросы философии. – 1996. – № 5.

3. Василенко И.А. Политическое время на рубеже культур // Вопросы философии. – 1997. – № 9.

4. Зимов Г. Заметки о политической культуре в России // Вопросы философии. – 1998. – № 7.

5. Лосский Н.О. Условия абсолютного добра. – М., 1991.

6. Назаретян А.П. Историческая эволюция морали: прогресс или регресс // Вопросы философии. – 1992. – № 3.

7. Ницше Ф. Генеалогия морали // Ницше Ф. Соч.: В 2 т. Т. 2. – М., 1990.

8. Прокофьев А.В. Об этическом смысле антитезы: «Мораль для человека» или «человек для морали» // Вопросы философии. – 1998. – № 6.

9. Рьюиз М. Наука и религия: По–прежнему война? // Вопросы философии. – 1991. – № 2.

10.Соловьёв В.С. Оправдание добра // Соловьёв В.С. Соч.: В 2 т. Т. 1. – М., 1990.

11.Шрейдер Ю.А. Человеческая рефлексия и две системы этического сознания // Вопросы философии. – 1990. – № 7.

 

Приложение

Георг Кристоф Лихтенберг

· От всех животных человек отличается особыми свойствами, ибо у него имеется душа, из которой возникают силы, действующие через посредство телесных органов, и, кроме того, у него есть такая сила, которая действует без посредства телесного органа; этой силой является разум.

Фараби Абу Наср Мухаммед

· Привилегия рыб, крыс и волков состоит в том, чтобы жить по закону спроса и предложения, законом же жизни человечества является справедливость.

Джон Рёскин

· Вопрос не в том, одарены ли животные разумом, могут ли они говорить, а в том – могут ли они страдать.

Иеремия Бентам

· Видна птица по перьям, а человек по речам.

· Каков разум, таковы и речи.

· Велик язык у коровы, да говорить не дают.

· Беспамятен, что кукушка.

· Овца не помнит отца, а сено ей с ума нейдёт.

Поговорки

· Все неразумные животные и весь вещественный мир отданы в распоряжение тебе, разумное существо, и ты, не сомневаясь, можешь пользоваться ими.

Марк Аврелий

· Кроме того, человек один из всех животных пользуется огнём, коего другие не смеют даже коснуться.

Томмазо Кампанелла

· Что в человеке самое лучшее? Разум. Силой разума он превосходит животных и идёт вровень с богами. Итак, разум в его совершенстве есть благо, присущее человеку, тогда как все остальные чувства – общие с животными и растениями.

Луций Анней Сенека

· Разумением жив человек. Никогда не приписывай свойства жизни телу – сосуду, заключающему в себе эту внутреннюю силу. Вся оболочка человека жива лишь этой силой разумения; без неё она, как челнок без ткача, перо без писца.

Марк Аврелий

· Благоговейный восторг есть высший дар человека, и все низшие животные счастливы и благородны лишь поскольку они могут разделять это чувство. Собака чтит вас, а муха нет, и эта способность хоть отчасти понимать более высокое существо составляет благородство собаки.

Джон Рёскин

· Побеждающий других силён, побеждающий самого себя могуществен.

Лао-Тсе

· Из привычки так или иначе сквернословить развивается и склонность к совершению дурных поступков.

Аристотель

· Когда потухает свет, то тёмная тень из твоего собственного сердца падает на твой путь, – остерегайся этой ужасной тени, никакой свет твоего разума не может уничтожить темноты, исходящей из твоей души до тех пор, пока не будут изгнаны из неё все себялюбивые мысли.

Браминская мудрость

· Мужество ума состоит в том, чтобы не отступать перед тягостями умственного труда.

Ромен Роллан

· Помни, что разумение твоё, имея свойство жизни в самом себе, делает тебя свободным, если ты не подгибаешь его служению плоти. Душа человека, просвещённая разумением, свободная от страстей, затмевающих этот свет, есть настоящая твердыня, и нет прибежища для человека, которое было бы вернее и неприступнее для зла. Кто не знает этого, тот слеп, а кто, зная, не входит в твердыню разумения, тот злосчастный.

Марк Аврелий

· Я хотел бы побудить людей искать истину и освобождаться от своих страстей, мешающих им идти туда, где они могут найти истину. Я знаю, как страсти и похоти затемняют разумение, и желал бы, чтобы человек возненавидел в себе эти животные свойства, которые ослепляют его, когда он выбирает свой путь, и останавливают его, когда он уже идёт по этому пути.

Блез Паскаль

· Душа и плоть – вот что человек считает своим, о чём беспрестанно печётся. Но знай, что сам ты, сущность твоя, – в духе. Проникайся этим сознанием, вознеси свой дух выше плоти, соблюдай его от всякой житейской внешней грязи, не давай плоти подавлять его, не отождествляй своей жизни с плотью, а слейся с жизнью духа твоего, тогда исполнишь всякую правду и безмятежно проживёшь во власти Бога, исполняя призвание своё.

Марк Аврелий

· Жизнь как отдельного человека, так и всего человечества есть неперестающая борьба плоти и духа. В борьбе этой дух всегда остаётся победителем, но победа эта никогда не окончательная, борьба эта бесконечна, она-то и составляет сущность жизни.

Лев Толстой

· Тот, кто положил жизнь свою в духовном совершенствовании, не может быть недоволен, потому что то, чего он желает, всегда в его власти.

Блез Паскаль

· Одно мы знаем или можем знать, если захотим, а именно, что сердце и совесть человека божественны, что в отрицании зла и признании добра человек сам является воплощённым божеством; что его радость в любви, его страдания в гневе, его негодование при виде несправедливости, его слава в самопожертвовании являются вечными, неоспоримыми доказательствами его единства с верховным Властелином; что в этом, а не в телесных преимуществах и не в большем разнообразии инстинктов он сам является властелином над более низшим одушевлённым миром.

Джон Рёскин

· Человек хуже зверя, когда он зверь.

Рабиндранат Тагор

· Человек не ангел и не животное, и несчастье его в том, что чем больше он стремится уподобиться ангелу, тем больше превращается в животное.

Блез Паскаль

· Нет зверя свирепее человека, совмещающего в себе дурные страсти и власть.

Плутарх

· «Познай самого себя» есть основное правило. Но неужели вы думаете, что можно познать себя, всматриваясь в себя? Нет. Вы можете познать себя только присматриваясь к тому, что вне вас. Сравнивайте ваши силы с силами других, ваши интересы с их интересами; старайтесь думать о своих интересах как о чём–то второстепенном, преклоняйтесь перед достоинствами других, исходя из уверенности, что в вас, вероятно, нет ничего особенного.

Джон Рёскин

· Если мы сойдёмся трое, то я, наверное, найду двух учителей. Доброму человеку я буду стараться подражать, а глядя на человека развратного, я буду стараться исправить себя.

Китайская мудрость


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-15; Просмотров: 325; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.161 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь