Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Из сокровищницы мудрых мыслей
· У нас не хватает знаний, чтобы даже понять хоть только жизнь человеческого тела. Посмотрите, что нужно знать для этого: телу нужны место, время, движение, теплота, свет, пища, вода, воздух и многое другое. В природе же всё так тесно связано между собою, что нельзя познать одного, не изучив другого. Нельзя познать части, не познав целого. Жизнь тела нашего мы поймём только тогда, когда изучим всё то, что нужно ему: а для этого необходимо изучить всю Вселенную. Но Вселенная бесконечна и познание её недостижимо для человека. Следовательно, мы не можем вполне уяснить себе и жизнь нашего тела. Блез Паскаль · Будь внимательным, не воспринимай ничего бесплодно, соизмеряй и сравнивай – в этом основной закон философии. · Становиться мудрей – значит всё более познавать возможные ошибки того инструмента, с помощью которого мы чувствуем и судим. Осмотрительность в суждениях – вот что следует рекомендовать сегодня всем и каждому. · Не создавай себе слишком мудрёного представления о человеке, суди о нём просто; не считай его ни слишком хорошим, ни слишком дурным. · Всякая беспартийность искусственна. Человек всегда партиен и глубоко прав в этом. Сама беспартийность партийна. Он был из партии беспартийных. Георг Кристоф Лихтенберг · От всех животных человек отличается особыми свойствами, ибо у него имеется душа, из которой возникают силы, действующие через посредство телесных органов, и, кроме того, у него есть такая сила, которая действует без посредства телесного органа; этой силой является разум. Фараби Абу Наср Мухаммед · Привилегия рыб, крыс и волков состоит в том, чтобы жить по закону спроса и предложения, законом же жизни человечества является справедливость. Джон Рёскин · Вопрос не в том, одарены ли животные разумом, могут ли они говорить, а в том – могут ли они страдать. Иеремия Бентам · Видна птица по перьям, а человек по речам. · Каков разум, таковы и речи. · Велик язык у коровы, да говорить не дают. · Беспамятен, что кукушка. · Овца не помнит отца, а сено ей с ума нейдёт. Поговорки · Все неразумные животные и весь вещественный мир отданы в распоряжение тебе, разумное существо, и ты, не сомневаясь, можешь пользоваться ими. Марк Аврелий · Кроме того, человек один из всех животных пользуется огнём, коего другие не смеют даже коснуться. Томмазо Кампанелла · Что в человеке самое лучшее? Разум. Силой разума он превосходит животных и идёт вровень с богами. Итак, разум в его совершенстве есть благо, присущее человеку, тогда как все остальные чувства – общие с животными и растениями. Луций Анней Сенека · Разумением жив человек. Никогда не приписывай свойства жизни телу – сосуду, заключающему в себе эту внутреннюю силу. Вся оболочка человека жива лишь этой силой разумения; без неё она, как челнок без ткача, перо без писца. Марк Аврелий · Благоговейный восторг есть высший дар человека, и все низшие животные счастливы и благородны лишь поскольку они могут разделять это чувство. Собака чтит вас, а муха нет, и эта способность хоть отчасти понимать более высокое существо составляет благородство собаки. Джон Рёскин · Побеждающий других силён, побеждающий самого себя могуществен. Лао-Тсе · Из привычки так или иначе сквернословить развивается и склонность к совершению дурных поступков. Аристотель · Когда потухает свет, то тёмная тень из твоего собственного сердца падает на твой путь, – остерегайся этой ужасной тени, никакой свет твоего разума не может уничтожить темноты, исходящей из твоей души до тех пор, пока не будут изгнаны из неё все себялюбивые мысли. Браминская мудрость · Мужество ума состоит в том, чтобы не отступать перед тягостями умственного труда. Ромен Роллан · Помни, что разумение твоё, имея свойство жизни в самом себе, делает тебя свободным, если ты не подгибаешь его служению плоти. Душа человека, просвещённая разумением, свободная от страстей, затмевающих этот свет, есть настоящая твердыня, и нет прибежища для человека, которое было бы вернее и неприступнее для зла. Кто не знает этого, тот слеп, а кто, зная, не входит в твердыню разумения, тот злосчастный. Марк Аврелий · Я хотел бы побудить людей искать истину и освобождаться от своих страстей, мешающих им идти туда, где они могут найти истину. Я знаю, как страсти и похоти затемняют разумение, и желал бы, чтобы человек возненавидел в себе эти животные свойства, которые ослепляют его, когда он выбирает свой путь, и останавливают его, когда он уже идёт по этому пути. Блез Паскаль · Душа и плоть – вот что человек считает своим, о чём беспрестанно печётся. Но знай, что сам ты, сущность твоя, – в духе. Проникайся этим сознанием, вознеси свой дух выше плоти, соблюдай его от всякой житейской внешней грязи, не давай плоти подавлять его, не отождествляй своей жизни с плотью, а слейся с жизнью духа твоего, тогда исполнишь всякую правду и безмятежно проживёшь во власти Бога, исполняя призвание своё. Марк Аврелий · Жизнь как отдельного человека, так и всего человечества есть неперестающая борьба плоти и духа. В борьбе этой дух всегда остаётся победителем, но победа эта никогда не окончательная, борьба эта бесконечна, она-то и составляет сущность жизни. Лев Толстой · Тот, кто положил жизнь свою в духовном совершенствовании, не может быть недоволен, потому что то, чего он желает, всегда в его власти. Блез Паскаль · Одно мы знаем или можем знать, если захотим, а именно, что сердце и совесть человека божественны, что в отрицании зла и признании добра человек сам является воплощённым божеством; что его радость в любви, его страдания в гневе, его негодование при виде несправедливости, его слава в самопожертвовании являются вечными, неоспоримыми доказательствами его единства с верховным Властелином; что в этом, а не в телесных преимуществах и не в большем разнообразии инстинктов он сам является властелином над более низшим одушевлённым миром. Джон Рёскин · Человек хуже зверя, когда он зверь. Рабиндранат Тагор · Человек не ангел и не животное, и несчастье его в том, что чем больше он стремится уподобиться ангелу, тем больше превращается в животное. Блез Паскаль · Нет зверя свирепее человека, совмещающего в себе дурные страсти и власть. Плутарх · «Познай самого себя» есть основное правило. Но неужели вы думаете, что можно познать себя, всматриваясь в себя? Нет. Вы можете познать себя только присматриваясь к тому, что вне вас. Сравнивайте ваши силы с силами других, ваши интересы с их интересами; старайтесь думать о своих интересах как о чём–то второстепенном, преклоняйтесь перед достоинствами других, исходя из уверенности, что в вас, вероятно, нет ничего особенного. Джон Рёскин · Если мы сойдёмся трое, то я, наверное, найду двух учителей. Доброму человеку я буду стараться подражать, а глядя на человека развратного, я буду стараться исправить себя. Китайская мудрость · Да будет твоё общение с друзьями школой знаний, а беседа – изысканно приятным обучением: смотри на друзей как на наставников и приправляй пользу от учения наслаждением от беседы. Дружба разумных взаимно выгодна: кто говорит, тому прибыль в похвале слушателя, а кто слушает, у того ума прибывает. · Многим славу создали их враги. Лесть куда опасней, чем ненависть; одна помогает избавиться от изъянов, которые другая прикрывает. · Понимать жизнь и разбираться в людях – далеко не одно и то же. Великая премудрость – постигать характеры и улавливать настроения. Людей столь же необходимо изучать, как книги. Бальтасар Грасиан · Аристотеля попрекали за то, что он собрал складчину для нехорошего человека. Он ответил: «Я собирал не для человека, а для человечности». Диоген Лаэртский · Человек и его поступок – вещи разные. В то время как хороший поступок заслуживает одобрения, а дурной – осуждения, человек, независимо от того, хороший или дурной поступок он совершил, всегда достоин либо уважения, либо сострадания. Мохандас Карамчанд Ганди · Ум истиной просвещается, сердце любовью согревается. Пословица · Твёрдость есть применение мужества ума; она предполагает просвещённую решимость. Вольтер · При наличии силы воли можно добиться всего… Жюль Ренар · Твёрдая воля – это ежеминутно одерживаемая победа над инстинктами, над влечениями… Оноре де Бальзак · Жизнь не в том, чтобы жить, а в том, чтобы чувствовать, что живёшь. Василий Ключевский · Лучше не иметь сердца, чем в нём не иметь любви. Пословица · Страдание – наша тяжёлая плата за всё, что есть ценного в этой жизни, за силу, за мудрость, за любовь. Рабиндранат Тагор · Кто разумно станет обходиться сам с собой, тот будет черпать удовольствия и в слухе, и в зрении, и в пище, и в любви. Диоген Синопский · Хотеть недостаточно, надо действовать. Иоганн Вольфганг Гёте · Надо любить жизнь больше, чем смысл жизни. Фёдор Достоевский · Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать, и опять бросать, и вечно бороться и лишаться. А спокойствие – душевная подлость. Лев Толстой · В зависимости от того, как я смотрю на себя, я нахожу в себе и стыдливость, и наглость; и целомудрие, и распутство; и болтливость, и молчаливость; и трудолюбие, и изнеженность; и изобретательность, и тупость; и угрюмость, и добродушие; и лживость, и правдивость; и учёность, и невежество; и щедрость, и скупость, и расточительность. …Я ничего не могу сказать о себе… без сочетания противоположностей. Мишель Монтень · Идеал в тебе самом. Препятствия к достижению его – в тебе же. Твоё положение есть тот материал, из которого ты должен осуществить этот идеал. Томас Карлейль · Идеал состоит в реализации своего подлинного «Я». Джордж Эдуард Мур · Каждый мог бы в чём-то достигнуть больших высот, кабы знал свои преимущества. Определи главный свой дар и приложи усердие; у одних преобладает ум, у других – доблесть. Большинство людей насилуют свою натуру и потому ни в чём не достигают превосходства. Лёгкий успех льстит страстям, но время приносит запоздалое разочарование. Бальтасар Грасиан
· Кто может быть самим собою, пусть не будет ничем другим. Парацельс · Зрелыми не рождаются, но, изо дня в день совершенствуя свою личность, изощряясь в своём деле, человек достигает высшей зрелости, полноты достоинств и преимуществ – это сказывается в изысказанности вкуса, в утончённости ума, в основательности суждений, в безупречности желаний. · Познай свой нрав, свой ум, свои суждения, пристрастия. Пока себя не знаешь, нельзя собою властвовать. Для лица есть зеркала, для духа – нет; пусть же тут будет зеркалом трезвое размышление о себе. Можно забыть о наружном своём облике, но всегда помни про облик внутренний, дабы его улучшать, совершенствовать. Проверяй, насколько ты твёрд в благоразумии, насколько способен к деятельности; испытывай свою горячность, измеряй глубину духа, взвешивай способности. Бальтасар Грасиан · Каждому человеку предоставлен свободный выбор, он волен стать праведным, как Моисей, и порочным, как Иеровоам; он волен стать мудрым или глупым, добрым или жестоким, мстительным или великодушным. …грешник сам уготовляет себе падение, сам обрекает себя на невзгоды и слёзы, сам приговаривает себя к душевным мукам. Ибн Габирол Соломон бен Иуда · Только про того человека можно сказать, что он свободен, который живёт так, как он хочет. Разумный человек всегда живёт так, как он хочет, и никто на свете не может ему в этом помешать, потому что он только того и желает, что возможно получить. И потому разумный человек свободен. Никто не желает быть виноватым, никто не хочет жить в заблуждениях, неправедно, никто не выбирает себе нарочно такой жизни; от которой он будет печалиться и мучиться, никто не скажет, что ему хочется жить скверно и развратно. Значит, все люди, живущие неправедною жизнью, живут так не по своему желанию, а против воли. Они не хотят ни печали, ни страха, а между тем постоянно страдают и боятся. Они делают то, чего не хотят. Стало –быть, они не свободны. Эпиктет · Сознательная дисциплина – разве это не есть истинная свобода? Николай Рерих · Свобода – это не праздность, а возможность свободно располагать своим временем и выбирать себе род занятий; короче говоря, быть свободным – значит не предаваться безделью, а самолично решать, что делать, и чего не делать. Жан де Лабрюйер · Когда я могу сделать то, что хочу, это значит, что я свободен; но то, что я хочу, я хочу в силу необходимости. Вольтер · Быть высоконравственным значит быть свободным душой. Постоянно гневающийся на кого–нибудь, беспрестанно боящийся чего-нибудь и всецело предающийся страстям не могут быть свободны душой. Кто не может сосредоточиться в себе или увлекается чем–нибудь, тот видя не увидит, слыша не услышит, вкушая не различит вкуса. Конфуций · Чем выше человек по умственному и нравственному развитию, тем он свободнее, тем большее удовольствие доставляет ему жизнь. Антон Чехов · …что удивительного в том, что человеческой воле по её природе присуща свобода… Иоанн Скот Эриугена · Воля в нас всегда свободная, да не всегда добрая. Августин · Мудрец Диоген говорил: « Только тот истинно свободен, кто всегда готов умереть». Он писал персидскому царю: « Ты не можешь сделать истинно свободных людей рабами, как не можешь поработить рыбу. Если ты и возьмёшь их в плен, они не будут рабствовать тебе. А если они умрут в плену у тебя, то какая тебе прибыль от того, что ты забрал их в плен? » Вот это – речи человека свободного: такой человек знает, в чём состоит истинная свобода. Эпиктет · Он раб! Но, быть может, душою он свободен. Он раб! Покажи мне, кто не раб. Один в рабстве у похоти, другой у скупости, третий – у честолюбия и все – у страха. Луций Анней Сенека · Говорят, что для человека самое большое благо есть его свобода. Если свобода есть благо, то человек свободный не может быть несчастным. Значит, если ты видишь, что человек несчастен, страдает, ноет, – знай, что это человек несвободный: он непременно кем-нибудь порабощён. Если свобода есть благо, то свободный человек не может быть и подлецом. И потому, если ты увидишь, что человек унижается перед другими, льстит им, – знай, что человек этот также не свободен. Он раб, который добивается или обеда, или выгодной должности, или ещё чего-нибудь. Кто добивается малых благ, тот немножко раболепствует; кто добивается великих благ, тот много раболепствует. Свободный человек распоряжается только тем, чем может распоряжаться беспрепятственно. А распоряжаться вполне беспрепятственно можно только самим собою. И потому, если ты увидишь, что человек хочет распоряжаться не самим собою, а другими, то знай, что он не свободен: он сделался рабом своего желания властвовать над людьми. Эпиктет · Рабский поступок – не всегда поступок раба. Георг Кристоф Лихтенберг · Для того, кто сам не свободен, не свободны и другие. Георг Вильгельм Фридрих Гегель · Раб, довольный своим положением, вдвойне раб, потому что не одно его тело в рабстве, но и душа его. Лев Толстой · В раю больше запретов, чем в аду. Еврейская пословица · Тогда согласился бог с тем, что человек – творение неопределённого образа, и, поставив его в центре мира, сказал: «Не даём мы тебе, о Адам, ни своего места, ни определённого образа, ни особой обязанности, чтобы и место, и лицо, и обязанность ты имел по собственному желанию, согласно своей воле и своему решению. …Я не сделал тебя ни небесным, ни земным, ни смертным, ни бессмертным, чтобы ты сам, свободный и славный мастер, сформировал себя в образе, который ты предпочтёшь. Делла Мирандола Пико · Адам был человеком: он возжелал яблоко с райского дерева не потому, что оно было яблоком, а потому, что оно было запретным. Марк Твен · Кто за счастье борется, к тому оно и клонится. Пословица · Когда же не плоть, а ты будешь глава в человеке? Когда поймёшь ты блаженство любви ко всякому, когда освободишь себя разумением жизни от скорбей и похотей, не нуждаясь для своего счастья, чтобы люди служили тебе своею жизнью или смертью; когда поймёшь ты, что истинное благо всегда в твоей власти и не зависит ни от красоты природы, ни от других людей. Марк Аврелий · Страсть вначале – как чужой, после – гость и наконец – хозяин дома. Талмуд · …Лучшая доля не в том, чтобы воздерживаться от наслаждений, а в том, чтобы властвовать над ними, не подчиняясь им. Аристипп · Раб своих страстей – самый низкий из рабов. Талмуд · Люди в тысячу раз больше хлопочут о наживании себе богатства, нежели об образовании своего ума и сердца; хотя для нашего счастья то, что есть в человеке, бессомненно, важнее того, что есть у человека. Артур Шопенгауэр · Человек увеличивает своё счастье в той мере, в которой он доставляет его другим. Иеремия Бентам · Покинь общество людей богатых и влиятельных; перестань угождать людям знатным и сильным и воображать, что от них ты можешь получить что–нибудь нужное тебе. Ищи, наоборот, у людей праведных и разумных того, что можешь ты от них получить и, уверяю тебя, не с пустыми руками уйдёшь ты от них, если только придёшь к ним с чистым сердцем и добрыми мыслями. Если ты не веришь мне на слово, то хоть на время попробуй сблизиться с такими людьми, постарайся сделать хоть несколько шагов на пути к истинной свободе. А тогда уже сам решай, куда тебя больше тянет: к благу и свободе или к злу и рабству. В таком опыте ведь нет ничего постыдного. Испытай же себя… Эпиктет · Человек может избежать несчастий, ниспосланных Небом, но от тех несчастий, которые сам человек навлекает на себя, нет спасения. Восточная пословица · В судьбе нет случайностей; человек скорее создаёт, нежели встречает свою судьбу. Отто Вильман · Посейте поступок, и вы пожнёте привычку, посейте привычку, и вы пожнёте характер, посейте характер, и вы пожнёте судьбу [87]. Уильям Мейкпис Теккерей · Не привыкай к благоденствию – оно преходяще: кто владеет – учись терять, кто счастлив – учись страдать. Фридрих Шиллер · Одни ищут блага или счастья во власти, другие – в науках, третьи – в сластолюбии. Те же люди, которые действительно близки к своему благу, понимают, что оно не может быть в том, чем владеть могут только некоторые люди, а не все. Они понимают, что истинное благо человека таково, что им могут обладать все люди разом, без раздела и без зависти; оно таково, что никто не может потерять его, если сам того не захочет. Блез Паскаль · Всё то, чем люди так восхищаются, всё, ради приобретения чего они так волнуются и хлопочут, всё это не приносит им ни малейшего счастья. Покуда люди хлопочут, они думают, что благо их в том, чего они домогаются. Но лишь только они получают желаемое, они опять начинают волноваться, сокрушаться и завидовать тому, чего у них ещё нет. И это очень понятно, потому что не удовлетворением своих праздных желаний достигается свобода, но, наоборот, избавлением себя от таких желаний. Если хочешь увериться в том, что это правда, то приложи к освобождению себя от своих пустых желаний хоть наполовину столько же труда, сколько ты до сих пор тратил на их исполнение, и ты сам скоро увидишь, что таким способом получишь гораздо больше покоя и счастья. Эпиктет · И то, что мы называем счастьем, и то, что мы называем несчастьем, одинаково полезно нам, если мы смотрим на то и на другое, как на испытание. Лев Толстой · Двумя обычными причинами несчастья людей являются, с одной стороны, незнание того, как мало им нужно, чтобы быть счастливыми, а с другой - мнимые потребности и безграничные желания. Клод Адриан Гельвеций · Здоровый нищий счастливее больного короля. Артур Шопенгауэр · Оставлять неутолённым. Чтобы уста просили ещё нектара. Желание - мера ценности. Хороший вкус советует даже телесную жажду разжигать, но не утолять; хорошо да мало – вдвойне хорошо. Бальтасар Грасиан · Человек, посвятивший себя погоне за полным счастьем, будет несчастнейшим из людей. Анна Луиза Жермена де Сталь · Единственное искусство быть счастливым – сознавать, что счастье твоё в твоих руках. Жан Жак Руссо · Счастье людей заключается в том, чтобы любить делать то, что они должны делать. Георг Вильгельм Фридрих Гегель · …Антисфен на вопрос, как стать совершенным, ответил: «Научившись у людей знающих избегать пороков, сидящих в тебе». Антисфен · Нравственное совершенство… зависит не от природы, а только от воли, оно есть совершенство воли. Людвиг Фейербах · Идеал в тебе самом. Препятствия к достижению его – в тебе же. Твоё положение есть тот материал, из которого ты должен осуществить этот идеал. Томас Карлейль · Совершенным называется то, что по достоинствам и ценности не может быть превзойдено в своей области. Аристотель Семинары 4-5. Сущность и назначение человека [88] П л а н 1. Исходные принципы в исследовании человека [2, с. 212-216; 1, с. 19-20]. 2. Биологическое и социальное в человеке [2, с. 227-229; 1, с. 15, 29-31, 8, 12, 33-40, 12-13, 66-68]. 3. Человек и мир человека [1, с. 9-10, 554-56, 12-13, 51]. 4. Сущность человека и цель его существования [1, с. 17-19, 33-40, 40-43, 46-47, 25-27, 60-61, 51-52]. 5. Диалектика «я» и «не–я» [1, с. 48, 54-56, 61-65, 27-29]. 6. Потребность и способность человека быть счастливым [1, с. 8-9, 14, 29- 31, 40-43, 29-31, 17-19]. Основная литература 1. Мир философии: Книга для чтения. Ч. 2. – М., 1991. – С. 8-86. 2. Философия. – Ростов н/Д, 1995. – С. 212-240.
Дополнительная литература 3. Агаци Э. Человек как предмет философии // Вопросы философии. – 1982. – № 2. 4. Айер А. Человек как предмет научного исследования // Философские науки. – 1991. – № 1. 5. Андреев Д. Роза мира и её ближайшие задачи // Вопросы философии. – 1989. – № 12. 6. Бердяев Н.А. О назначении человека. – М., 1993. 7. Глюксман А. Новейшие похождения двуногого без перьев // Вопросы философии. – 1990. – № 4. 8. Камю А. Бунтующий человек. – М., 1990. 9. Кассирер Э. Избранное. Опыт о человеке. – М., 1998. 10.Лекторский В.А. Идеалы и реальность гуманизма // Вопросы философии. – 1994. – № 6. 11.Лекторский В.А. Человек как проблема научного исследования / Человек в системе наук. – М., 1994. 12.Маслоу А.Г. Новые рубежи человеческой природы. – М., 1999. 13.Ортега–и–Гассет Х. Восстание масс // Вопросы философии. – 1989. – № 3-4. 14.Проблема человека в западной философии: Переводы. – М., 1988. 15.Рассуждения о счастливой и достойной жизни / Сост. И.Л.Зеленкова. – Минск, 1999. 16.Рикер П. Человек как предмет философии // Вопросы философии. – 1989. – № 2. 17.Франк С.Л. Смысл жизни // Вопросы философии. – 1993. – № 6. 18.Франкл В. Человек в поисках смысла. – М., 1990. 19.Фромм Э. Духовная сущность человека. Способность к добру и злу // Философские науки. – 1990. № 8. 20.Фромм Э. Человек для себя. – М., 1993. 21.Человек: мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. Древний мир – эпоха Просвещения. – М., 1991. 22.Человек: мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. ХIХ век. – М., 1995. 23.Шрейдер Ю.А. Свобода как творческая ориентация человека в мире // Вопросы философии. – 1994. – № 1.
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-15; Просмотров: 358; Нарушение авторского права страницы