Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
В.А.Сухомлинский и его педагогическая система.⇐ ПредыдущаяСтр 14 из 14
Василий Александрович Сухомлинский родился в 1918 г. в с. Омельник под Кременчугом. Окончив рабфак, а потом Полтавский педагогический институт, он посвятил свою жизнь воспитанию детей. С 1944 г. до последнего дня своей жизни (2 сентября 1970 г.) В. А. Сухомлинский руководил Павлышской средней школой. Воспитание - это постоянное обогащение ребенка знаниями, умениями, опытом, это развитие ума и формирование отношения к добру и к злу, подготовка к активной борьбе против всего, что идет вразрез с принятыми в обществе моральными устоями. В. А. Сухомлинский был против одностороннего понимания воспитания лишь как воздействие на формирующуюся личность. Воспитание закономерно включает в себя многообразные явления жизни, все то, что ребенок делает, видит и чувствует: весь уклад жизни, духовные и моральные ценности, нравственные отношения между людьми, которые его окружают, их духовную культуру.
В. А. Сухомлинский признает два источника воспитания: 1) заранее продуманная воспитательная работа с детьми; 2) сложные явления жизни, взаимоотношения людей, их поступки. Важное положение Сухомлинского - воспитание не искоренение недостатков, а укрепление в ребенке всего лучшего. Тогда пороки искореняются сами по себе, их " вытесняет бурная поросль достоинств". Воспитание осуществляется в отношениях, в основе которых должны лежать не власть и подчинение, - они не вызовут взаимного доверия, податливости, - а уважение и любовь. В. А. Сухомлинский дал глубокий анализ содержанию воспитания. Наряду с трудовым, умственным, эстетическим и физическим он во всех педагогических трудах обращает особое внимание на нравственное воспитание. Главным в нравственном воспитании он считает формирование личного отношения подростка к окружающей действительности, воспитание долга и ответственности перед обществом, перед родителями, перед коллективом, перед самим собой - перед совестью. Эта задача осуществима лишь в том случае, когда ребенка приучают к преодолению трудностей, к борьбе к сдержанности к самообладанию. Правильное воспитание пробуждает чувство ответственности и формирует способность, изменяя обстоятельства, изменять и самих себя. В воспитании, по В. А. Сухомлинскому, важно возбудить желание самосовершенствования. Связующая воспитателя и воспитанника нить - это искреннее желание воспитанника стать лучше, а воспитателя - видеть воспитанника лучшим, чем он есть сейчас. Такое отношение воспитателя рождает у воспитанника веру в себя, в возможность своего развития. Воспитательным идеалом Павлышской средней школы была всесторонне и гармонически развитая личность, активный участник общественного процесса. " Гармония способностей и потребностей дает человеку ту полноту духовной жизни, которая осознается и переживается им как счастье". (В. А. Сухомлинский. Павлышская средняя школа). Проблема эстетического воспитания в школе Сухомлинского решалась следующим образом: здание Павлышской школы утопало в зелени; вдоль дороги, которая вела к школе, высаживались цветы; в кабинетах и классах на стенах висели репродукции картин, неотъемлемым атрибутом каждой классной комнаты были зеленые комнатные растения, а в некоторых и аквариум. Что касается трудового воспитания, то оно особенно важно, как отмечал В. А. Сухомлинский, в единстве с интеллектуальной жизнью. Каждой ступени интеллектуального развития личности должна соответствовать определенная ступень трудового мастерства, трудовой зрелости. Так ученик, решающий на уроке математики сложные задачи, стоит высоко по уровню трудового развития: владеет умениями и навыками электромонтажного дела и радиотехники, управляет двигателем внутреннего сгорания, производит наладку металлообрабатывающих станков. Задачу общеобразовательной школы Сухомлинский видит в том, чтобы воспитать у учеников любовь к знаниям, книге, науке, возможно полнее раскрыть способности каждого вступающего в жизнь юноши, каждой девушки. Поэтому каждый ученик в старших классах в школе Сухомлинского имел возможность выходить за рамки программы по тому предмету, который его в наибольшей мере интересует. Сухомлинский говорит о целесообразности создания особой программы интеллектуального и трудового развития и совершенствования. Во многом проблему выявления способностей и задатков в Павлышской средней школе решали кружки, которых насчитывалось около 80 (химия, металлургия, металлообработка, радиотехника, электротехника, автоматика, литература, поэзия, музыка, сельскохозяйственное производство и т.д.). Надо сказать, что наряду с этим, кружки решали проблему профессиональной ориентации. Критерием воспитанности по В. А. Сухомлинскому является совесть человека, его умение видеть себя глазами людей и оценивать свое поведение со стороны. Это и рождает желание стать лучше самому и приносить радость другим. Создавая радости для других, человек испытывает гордость за себя. Это очень важный стимул воспитания. Для того чтобы воспитать гуманного человека, отношение воспитателей к детям должно быть гуманным. Гуманизм Сухомлинский определяет как справедливость, как сочетание уважения с требовательностью. По-настоящему требовать - значит уметь понять и почувствовать, что ребенку посильно и что непосильно, помочь ему в его усилиях. Важный элемент школьного воспитания - самовоспитание. Оно заключается в том, что, познавая окружающий мир - природу, труд, общественную жизнь - воспитанник познает и самого себя, оценивая свои убеждения, поступки, поведение с точки зрения самых высоких идеалов. Таким образом, Сухомлинский видел суть воспитания в умении вызвать у ребенка оценку своих поступков, в которых отражается отношение к людям и к себе. Воспитание должно стимулировать внутреннюю работу ума и сердца, в процессе которой рождается убежденность человека. Важной задачей воспитания Сухомлинский считал формирование сознания - мировоззренческих, моральных и эстетических понятий, взглядов, убеждений, многогранных побуждений к нравственно значимым поступкам. Одна из центральных задач школы - воспитание благородных чувств - любовь к Родине, к людям, к труду, к культуре, уважение человеческих достоинств каждого, радость сознания и преобразования мира, бескорыстное наслаждение культурными богатствами. Отсюда основным содержанием нравственного воспитания Сухомлинский считал формирование таких качеств личности, как идейность, гуманизм, гражданственность, ответственность, трудолюбие, благородство и умение управлять собой. Какие же методы воспитания рекомендует В. А. Сухомлинский? Он придает большое значение воздействию словом. СЛОВО должно быть содержательным, иметь глубокий смысл и эмоциональную окраску. Чтобы слово воспитывало, оно должно оставить след в мыслях и в душе воспитанника. Сам В.А.Сухомлинский написал более тысячи сочинений-миниатюр, каждое из которых он посвятил явлениям природы, чувствам, переживаниям. Очень часто эти сочинения-миниатюры он читал на своих уроках, призывая своих учеников думать, размышлять. Воспитание словом осуществлялось и посредством книг. В кабинете литературы Павлишской школы было такое объявление: «Юноши идевушки. Перед вами названия книг, которые вошли в художественную сокровищницу человека. Их надо прочитать несколько раз. Эти книги научат вас жить, откроют перед вами красоту искусства". Воспитательные задачи осуществляются успешнее, когда школа и семья выдвигают единые требования. Тогда нет раздвоенности, противоречий, которые мешают ребенку разобраться в нравственных понятиях и выбрать четкую линию поведения. Педагогический коллектив Павлишской школы работал совместно с родительским коллективом. Была образована родительская школа, слушатели которой были разделены на 5 трупп (по возрасту детей): 1) дошкольники (5-7лет), 2) I-II классы, 3) III-IV классы, 4) V-VII классы, 5) VIII-X классы. Занятия в родительской школе проводились два раза в месяц. Основной формой занятий были лекции и беседы директора, завуча и наиболее опытных учителей. Особое внимание уделялось возрастной психологии, психологии личности, теории физического, умственного, нравственного и физического воспитания. Ребенка под свое покровительство школа брала с дошкольных лет, так как именно в этом возрасте воспитывается жажда знаний, любознательность и пытливость, закладываются основы морали. В своей Школе радости Сухомлинский учил дошкольников обращать внимание на красоту окружающей природы. Уроки часто проводились в лесу, роще, на лужайке. Большое значение также предавалось прослушиванию классической музыки. Семью В.А.Сухомлинский считал подлинной школой воспитания любви, сердечности, отзывчивости. Особую роль в ней играет мать. Педагог стремиться всеми средствами воспитать у детей глубокое уважение к матери, желание помочь ей своим трудом, заботой. В школе Павлыша были установлены традиции, способствующие формированию чувств любви и уважения к матери, это: выращивание цветов, яблонь, кустов роз для нее, проведение Праздника матери. Среди других традиций, существовавщих в Павлишской школе, можно отметить такие: 1) встреча семилетних малышей - будущих первоклассников (начало июня); они получали в подарок книгу; 2) праздник первого звонка для первокласников: ученики выпускного класса поздравляют детей, ведут малышей на школьный участок и передают под наблюдение новых школьников деревца, посаженные когда-то ими самими 10 лет назад, затем сажают вместе яблоньку; 3) праздник последнего звонка для выпускников; 4) вручение аттестатов; 5) ежегодные встречи выпускников (30 января); 6) праздник матери; 7) праздник девочек (первое воскресенье зимних каникул); 8) весенние праздники - Праздник песни, Праздник цветов, Праздник птиц; 9) новогодняя елка для самых маленьких; 10) зимний праздник снежного городка и т.д. Павлишская школа Сухомлинского дала благополучную почву для раскрытия способностей и задатков учеников; учителя школы успешно справились с задачами воспитания, стоявшими перед ними. |
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-15; Просмотров: 415; Нарушение авторского права страницы