Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Герменевтика - метод понимания культуры.
Эдмунд Гуссерль (1859-1938) в основу понимания помещает «неосознанный фон интенциональных актов познания», «нетематический горизонт», который дает некоторое представление о предмете. «Горизонты» отдельных предметов сливаются в единый «жизненный мир», делающий возможным понимание одного другим. Отдельные культурные и исторические памятники имеют смысл только через соотнесенность с «жизненным миром». Мартин Хайдеггер (1889-1976) в качестве жизненного мира рассматривает языковую реальность. «Язык - дом бытия»: герменевтика - это не только искусство толкования текстов, но и «свершение бытия», которое наиболее полно проявляется в многозначном творчестве поэтов. Истолкование поэтического слова - главная цель и функция философии герменевтики. Выдающийся представитель герменевтики XX в. - Ханс ГеоргГадамер (1900 г.). Опирался на «понимающую психологию» В. Дильтея, теорию «жизненного мира» Э. Гуссерля, учение о языке М. Хайдеггера, которого признавал своим непосредственным учителем. X. Гадамер рассматривает герменевтику не только как метод понимания текстов, но как особую отрасль понимания. Ее предметом наряду с историко-гуманитарными науками является и вся совокупность знаний о мире и человеческом бытии. Понимание здесь универсальный способ существования действующего человека, его непосредственный (жизненные проявления, экзистенция), так и опосредствованный (история, культура) опыт. Таким образом, пониманию придается онтологическое значение. Герменевтика как философское знание - это анализ процесса понимания движения к истине. Она не результат, а путь к знанию, сама практика получения истины. Герменевтика признала единственно доступным и ценным мир человеческого общения. Мир культурных ценностей - язык, с помощью которого должны быть истолкованы все составляющие культуры. СЦИЕНТИЗМ И АНТИСЦИЕНТИЗМ Сциентизм - абсолютизация роли науки в системе культуры, в идейной жизни общества. Начал складываться в философии конца XIX - начала XX вв., когда с развитием науки был поставлен вопрос о ее роли и месте в культуре. В этих условиях возник и антисциентизм. Во время научно-технической революции в связи достижениями науки проявились отрицательные черты сциентизма: он не учитывал сложную системную организацию общественной жизни, где наука занимает важное, но не доминирующее место. В качестве образца науки сциентизм обычно рассматривает естественные и точные науки. Будучи не строго оформленной системой взглядов, а идейной ориентацией, сциентизм проявляется по-разному: от внешнего подражания точным наукам (искусственное применение математической символики, нарочитое придание анализу философско-мировоззренческих или социально-гуманитарных проблем формы точных наук - аксиоматическое построение, система дефиниций, логическая формализация) до абсолютизации естественных наук как единственного знания и отрицание философско-мировоззренческой проблематики как лишенной познавательного смысла и значения (неопозитивизм). Сциентизм недооценивает своеобразие философии по сравнению с другими науками, в отрицании философия выступает как особая форма общественного сознания. Сциентизм в социологии связан с отрицанием особенностей объекта социального анализа по сравнению с объектами, исследуемыми в естественных науках, с игнорированием ценностных моментов, построений, имеющих выход в социально-философскую сферу, с абсолютизацией количественных методов в социальных исследованиях. Антисциентизм настаивает на ограниченности возможностей науки в решении проблем человеческого существования, в крайних проявлениях оценивая науку как враждебную человеческому существованию. Философия - нечто принципиально отличное от науки, носящей утилитарный характер и неспособной подняться до понимания подлинных проблем мира и человека. Антисциентизм трактует социально-гуманитарное знание как форму сознания, к которой неприменим принцип объективности научного исследования. Крайние формы (Ф. Ницше, М. Хайдеггер, И. Бердяев) - стремление рассматривать действительность с позиции человека, трагически борющегося с миром, куда входит и наука. К сциентизму тяготел марксизм, отрицая его игнорирование сложных вопросов о месте и функции науки в системе культуры, об отношении разных форм общественного сознания. Реакция на сциентистские утопии - усиление антитехнической волны. Развенчание иллюзий сциентистского оптимизма вызывает к жизни антиутопии, которых в XX в. создано множество. Их авторы - Г. Уэллс, А. Фран, Дж. Лондон, Р. Бредбери, братья Стругацкие, М. Замятин, О. Хаксли и др. В их произведениях отображены резко критические образы будущего, где наука и техника совершенны, но подавлены свобода и индивидуальность. Создатели антиутопий вместе со сциентистами исходят из идей всевластия науки и техники. Нельзя игнорировать роль антиутопий как предостережения человечества, не контролировать развитие науки и техники, не учитывать потребностей человека, духовно-нравственных целей и ценностей.
ЧЕЛОВЕК В «ФИЛОСОФИИ ЖИЗНИ» XIX-начало XX в. - время появления ряда философских течений. Философия жизни (В. Дильтей, Г. Зиммель, О. Шпенглер, X. Ортега-и-Гассет, А. Бергсон). Дух - субстанция культуры - может быть понят не рационально, а посредством внутреннего переживания, интуиции. Культура - самобытная и локальная реальность с особым менталитетом, «душевным настроем». Фридрих Ницше (1844-1900) - немецкий философ, филолог, проповедник индивидуализма, волюнтаризма и иррационализма: культура - средство подавления и порабощения человека. Философия жизни - оппозиция классическому рационализму, реакция на кризис механистического естествознания, базирующегося на принципе строгости и точности испытующего ума. По традиции немецкого романтизма жизнь – это первичная и исходная реальность. Для Ф. Ницше характерно необычное употребление понятия «философия». Идеи - в форме фрагментов и афоризмов. Ему чужды попытки построения философской системы. По Ф. Ницше, мир - постоянное становление и бесцельность, что выражается в идее вечного возвращения одного и того же. Лишь понятие «вещь» выступает как момент устойчивости в хаосе становления. Теория познания в классическом смысле не была предметом особого внимания мыслителя. Высказывания Ф. Ницше проникнуты субъективизмом и агностицизмом. Отвергая принципы демократии и исторического прогресса, он противопоставляет им amor fati - «любовь к судьбе»; отвергает идеи равенства и справедливости как «разлагающие цельность человеческой природы». Ницшеанский «сверхчеловек» - критика морали, которая разлагает, предполагая послушание, терпение, совестливость: все это размягчает и расслабляет волю человека. Ф. Ницше гипертрофировал волю, особенно к власти: проповедовал культ «сильной личности», одержимой жаждой власти. Критерии морали носят чисто произвольный характер, все формы человеческого поведения маскируют «волю к власти». В начале XX в. популярно учение французского мыслителя Анри Бергсона (1859- 1941) - интуитивизм. Философия жизни - генеральное возражение против материалистически-механистической и позитивистской философии. Это учение об интенсивности ощущений, о времени, о свободе воли, о памяти в ее соотношении со временем, о творческой эволюции и роли интуиции в постижении сущего. Значимо стремление построить картину мира, которая по-новому объясняла бы эволюцию природы и развитие человека в их единстве. Критикуя механицизм и догматический рационализм, А. Бергсон утверждал в качестве субстанции жизнь как некую целостность, отличную от материи и духа: жизнь устремлена «вверх», а материя - «вниз». В гносеологии А. Бергсон противопоставляет интеллект интуиции: 1) интеллект - орудие работы с материальными, пространственными объектами; 2) интуиция дает человеку возможность схватывать суть «живой целостности» вещей, явлений. В метафизических воззрениях (при рассмотрении эволюции органического) А. Бергсона жизнь - метафизически-космический процесс, «жизненный порыв», по мере его ослабления жизнь увядает и распадается, превращаясь в материю, неодушевленную массу- «вещество». Человек - творческое существо, и через него проходит путь «жизненного порыва».
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-15; Просмотров: 479; Нарушение авторского права страницы