Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Материализм и идеализм – основные направления в философии.
В решении философских проблем, касающихся развития мира и его познания, преобладают материалистический или идеалистический подходы. Материализм и идеализм – два основных и наиболее широких направления в философии. Они различаются по тому, как они решают вопрос об отношении бытия и мышления, материи и сознания, природы и духа. Материализм исходит из признания первичности бытия, материи, природы по отношению к сознанию, мышлению, духу. Бытие первично, сознание вторично, т.е. производно от материи, от человеческого бытия. Идеализм за первичный признает дух, сознание мышление, а за вторичное – бытие, материю, природу. При этом объективный идеализм берет за основу всего сущего независимый от человека «мир идей» (Платон), или же развитие «мирового духа» (Гегель). А субъективный идеализм исходит из того, что мир есть комплекс ощущений человека (Беркли, Юм и др.). или что сознание человека первично по отношению к обществу и его культуре. Материализм и идеализм – это не только различные мировоззрения, но и различные способы мышления – материалистический или идеалистический. Того и другого способа мышления могут придерживатся физик и биолог, политолог и т.д. Так экономист (теоретик или практик) может исходить из реальной жизни, из учета действий объективных экономических законов (например закон о стоимости), их основопологающей роли в развитии экономики. Тогда он поступает как реалист. Но есть и такие экономисты, которые игнорируют действия экономических законов, не признают их. Они произвольно создают экономическую модель исходя из своих субъективных представлений о тех или иных экономических явлений. В этом случае они выступают как идеалисты в экономике, так как выводят суть экономических явлений из мыслительной конструкции. Использование какого-то одного способа мышления – материалистического или идеалистического называется монизмом (от mono – один). Существует материалистический и идеалистический монизм, исходящие из определяющей роли материалистического или духовного начала в развитии мира и человека. Противоположный монизтическому дуалистический способ мышления (от dua – два) исходит из того, что материальное и духовное – это два различных начала в развитии мира и деятельности человека. Наиболее видным дуалистом был Рене Декарт (17 в.). Он высказал идею о материальной и духовной субстанциях, развивающихся по своим законам независимо друг от друга. Диалектика и метафизика как методы познания. Исторически сложились такие методы познания как диалектика и метафизика. Дословно «диалектика» - искусство вести беседу, рассуждать, постигать истину в споре. В этом заключается движение мысли и ее развитие. Так понималась диалектика в Древней Греции, в том числе Сократом и Платоном. Но это всего лишь одно значение этого понятия. В Новое время прежде всего в философии Гегеля (19 век) диалектика понимается как учение о развитии не только человеческой мысли, но также природы и общества Диалектика – учение о развитии мира, его познания и человеческого мышления. Основные принципы диалектики: 1. Принцип всеобщей связи явлений действительности. Согласно этому принципу все явления природы и общества взаимосвязаны между собой, влияют друг на друга, взаимодействуют. Нет совершенно изолированных явлений. Существуют такие связи явлений: внешняя, случайная связь; причинная связь, закономерноая связь. Учение о причинных и закномерных связях называется детерминизмом. Учение, которое отрицает и игнорирует эти связи, называется индетерминизмом. Диалектик-экономист не станет отрывать финансово-кредитную систему от всей системы экономических отношений. А товарное и денежное обращение будет рассматриваться в тесной связи с развитием производства. С этих позиций он будет познавать экономические явления и мыслить о них. Это принцип взаимосвязи. 2. Принцип развития. Согласно этому принципу все явления находятся в движении и развитии. В качестве источника развития диалектика признает противоречия. Когда учение о диалектике применяется к анализу тех или иных явлений, оно выступает как метод познания. Тем самым метод есть теория действия. Диалектический метод применяется представителями всех наук, в том числе и экономических. Если экономические явления изучать в их всеобщем взаимодействии, если подходить к ним как к явлениям развивающимся и противоречивым, значит подходить к ним диалектически. Это значит, что в изучении экономических явлений применяется диалектический метод, на основании которого экономист мыслит. Противоположный диалектическому – метафизический метод познания и мышления. Он заключается в подходе к явлениям действительности без учета их всеобщей взаимосвязи, как существующих отдельно одно от другого. А также без учета их развития и существующих противоречий. В итоге метафизики рассматривают явления как неизменяющиеся и не порождающие ничего нового. 7. Общая характеристика и основные школы философии Древнего Китая и Древней Индии. Главное отличиедревнеиндийской философии и мировоззрения от Западной философии в том, что она направлена на самосовершенствование человека (его внутреннего мира), тогда как Западная философия – на изменение внешних условий существования человека (через познание мира). Главные учения : - брахманизм - джайнизм - буддизм - индуизм (веданта, йога) - чарвака (материалисты) Брахманизм – главное учение индийской философии. Основано на учении брахманов (жрецов), учивших по Ведам (собрание древних священных книг и гимнов в честь богов – подобие Библии). Философская часть Вед – Упанишады (сидеть рядом с учителем). Главное внимание в них к человеку, к его нравственному совершенствованию (например, вопросы «Кто мы? », «Откуда мы пришли? », «Куда мы идем? »). В мире - два духовных начала (Брахман и Атман): Брахман – универсальная, безличная мировая душа, основа бытия, объективное духовное начало, из которого возникает весь мир с его элементами; Атман – индивидуальная душа человека («Я»), субъективное духовное начало. Они противоположны друг другу (как объект и субъект) и одновременно тождественны (слитны, едины) на высшем уровне развития субъективного «Я». В этом диалектическая взаимосвязь, единство (тождество) мира и отдельного человека («Я»). Сансар (круговорот жизни) - человеческая жизнь бесконечно перерождается и новое рождение индивида обуславливается (определяется) законом Кармы (закон воздаяния за содеянное). Будущее человека (его новое состояние и сословие (варна) определяется его поступками в прошлых жизнях. При плохих поступках он не только переходит в более низшую касту, но его душа может переселиться даже в животного. То есть, судьба человека зависит от его поведения. Это обычный для людей путь – «путь отцов» (питръяна). В.Высоцкий: «Кто верит в Магомета…». Другой путь – истинный, это «путь Богов» (деваяна). Это достигается при помощи постоянного нравственного совершенствования, освобождения от страстей (мокша), аскетизма, осознании своего тождества с миром. При этом душа человека (Атман) освобождается от бесконечного перерождения (сансары), сливается с Брахманом и остается в нем навсегда, освобождаясь от влияния Кармы (воздаяния). Выводы: Жизнь человека есть бесконечная цепь перерождений, а истинная цель - выйти из этой цепи (покинуть сансару), т.е. избавиться от земной жизни. Поэтому человек должен быть нацелен на внутреннее самосовершенствование, а не на изменение внешних условиях – природы и общества. Поиск истины осуществляется не теоретическим познанием мира (эмпирическим или рациональным), как в европейской философии, а нравственным совершенствованием человека через аскетизм (воздержание, отказ от жизненных благ). 2. Джайнизм Основатель - Махавира Вардхамана Это учение о бытии личности. Личность дуалистична и состоит из 2 частей: души и тела, которые связаны между собою кармой (тонкой духовной материей, в отличие от кармы в брахманизме, понимаемой как закон воздаяния). Душа, связанная кармой, постоянно странствует и перерождается. Два уровня существования: А) Несовершенный: душа соединена с материей (телом) и страдает; Б) Совершенный: душа освобождается от кармы и тела и находится в состоянии нирваны блаженства. Нирвана достигается праведной жизнью человека – аскетизмом (отстранение от богатства, суеты, страстей, уважение ко всем живым существам). Лишь аскетизм освобождает душу и прекращает ее перерождения. Освобождение от кармы носит индивидуальный характер. 3. Индуизм Состоит из 6 систем (в т.ч. веданта, йога). Всех их объединяет поиск путей искупления и выхода из круговорота сансары (перерождения) и кармы. 1) Веданта – важнейшая система и философская основа индуизма. Выход из бесконечного круговорота сансары (перерождения души) возможен только путем познания истины о том, что подлинный, реальный мир – это абсолютный духовный мир (Брахман) с которым соединяется душа (Атман), а не окружающий нас материальный мир. Главный путь к достижению этого знания (истины) – соблюдение нравственных норм и медитация (интенсивное размышление над проблемами Вед). 2) Йога (напряжение, глубокое размышление, созерцание)– школа практического психологического обучения человека. Правила психической тренировки (включают последовательные ступени): - самонаблюдение - овладение дыханием при определенных позах тела - изоляция чувств от внешних воздействий - концентрация мысли - медитация - состояние отторжения души от дела. На последней ступени душа освобождается от тела, от перерождения (сансары) и кармы. Йога направлена на формирование высоконравственной личности. Буддизм Возник в VI веке до н.э. Основатель - индийский принц Сиддхартха Гаутама (Будда – просветленный, пробужденный). Главный вопрос – бытие личности. В основе буддизма «четыре благородные истины» : 1. Существование человека связано со страданием. 2. Причиной страданий - жажда (стремление к жизни), ведущая через радости и страсти к бесконечным перерождениям. 3. Освободиться от страдания (и перерождений) возможно только устранив ее причину - жажду. 4. Для этого необходимо погасить желания путем отрешения от мирской суеты и забот и погружением в медитацию. Медитация (лат. медитацио – сосредоточенное размышление) – углубленная сосредоточенность и отрешение от внешних объектов и внутренних переживаний. В результате достигается состояние нирваны – высшее блаженство в виде отрешенности от жизненных забот и желаний. При этом человек освобождается от перерождений и сливается с Богом. Главный принцип буддизма – терпимость (толерантность) – не причинение вреда окружающим 5. Чарвака – материалистическое учение (по имени ее основателя - Чарваки). Отрицаетидеалистическое учение Брахманизма (учение о Брахмане, Атмане, сансаре и карме). Основой всего сущего является материя в виде четырех первоэлементов: земля, вода, огонь и воздух. Жизнь и сознание – производные от них. Познание мира – только на основе чувственного восприятия (сенсуализма). А т.к. чувства у каждого индивидуальны, то и нравственные нормы и истина у каждого свои. Отрицание роли разума, интеллекта в познании. Никакого Бога и потустороннего мира нет, а есть только мир настоящий. Поэтому надо наслаждаться жизнью ( гедонизм – греч. Гедоне - наслаждение) и брать от нее все, не обращая внимания на нравственные нормы. Философии Древнего Китая ( конфуцианство, даосизм, легизм) 1. Конфуцианство Основатель – Конфуций (551-479 до н.э.) или Кун-цзы (учитель Кун). Уже в 20 лет прославился как знаменитый педагог Китая. В 1503г. причислен к лику святых. Главный труд «Лунь юй» («Беседы и суждения»). Последователи – конфуцианцы. Господствующая идеология в Китае до 1949 года (образование КНР). В центре внимания – человек и вопросы его идеальноговоспитания (умственного и нравственного развития, поведения). Человек есть элемент общества, подчинен ему. Государство это большая семья, коллектив, в котором растворяется личность. Причина нравственного падения и смуты в обществе – пренебрежение к религии и к ее ритуалам. Главная категория « Небо » - Бог (нравственность), к которому надо относиться почтительно. Император – посредник между Небом и людьми. (Китай - поднебесная империя). Сущность воспитания идеального человека - в соединении его с Небом (Богом). Основное требование к человеку - быть человечным (доброта, человеколюбие, гуманность). Это категория «Жень ». Основой человечности является уважение к родителям и старшим (сыновья почтительность), т.н. категория «Сяо ». Это есть самый эффективный способ управления страной (большой семьей). Поэтому отношения правителя и подданного должны строиться по аналогии как отношения отца и сына, старшего и младшего брата. Концепция «золотой середины» - в управлении народом не допускать ни перегибов, ни чрезмерной мягкости, т.е. необходимы умеренность и компромиссы. Правила (советы) Конфуция: - не делай другим того, чего не пожелаешь себе; - помогай другим в том, чего бы ты сам хотел достичь. 2. Даосизм (школа Дао) – важнейшая философская школа в Китае. Возникла во 2-й половине 1-го тысячелетия до н.э. Основатель – Лао-цзы, важнейший представитель - Чжуан-цзы. Главная категория «Дао» (путь) – начало и основа мира, всеобщий невидимый закон природы, который определяет мир (природу, общество, человека) и управляет им. Вселенная спонтанно возникает и исчезает. Категория «У вей » - бездействие (недеяние). Соблюдая закон Дао, человеку и обществу лучше бездействовать по отношению к природе, т.к. все их усилия лишь увеличивают противоречия между ними. Поэтому главный принцип поведения личности – сохранение «меры вещей», бездействие. Это приводит к счастью, процветанию и полной свободе. Мудрый правитель, следуя Дао, ничего не предпринимает, управляя страной. В результате народ процветает, а в обществе сами собой воцаряются порядок гармония. Попытки манипулировать народом обречены на неудачу и гибель. 3. Легизм (лат. легис - закон) учение об управлении человеком, обществом, государством (школа законников). Возникло и оформилось в 6-2 веках до н.э. Главный теоретик – Хань Фэй. Учение о государстве: Управление государством и его развитие осуществлять не на основе благих пожеланий (см. «закон Черномырдина» - хотели как лучше! ), а путем развития земледелия, укрепления армии и одурачивания народа. Политика не совместима с моралью. Главное воздействие правителя на массы – через награды и наказания (это главное). Надо исходить из законов. Перед законом все равны, кроме самого правителя, как единственного творца законов. Фактически данное учение есть теория деспотического государства. 8. Проблема первоначала в античной философии. Понятие «бытие» впервые использовал Парменид (540–480 до н.э.), греческий ученый. Бытие (по Пармениду) это то, что всегда есть («Бытие есть, а небытия нет»). Бытие едино, вечно и неподвижно. Бытие (в современном понимании) - включает все сущее (т.е. существующее): природа, общество, мышление, все материальное и идеальное. Первоначало мира есть причина всего существующего, т.е. то, из чего все произошло. Уже в самой ранней древнегреческой философии появились сторонники материализма и идеализма. Основной спор между ними шел о проблеме первоначала мира. Материализм древних: Его особенности (характеристики): 1. Стихийный – объективное, т.е. ни от кого независимое стихийное существование природы само собой подразумевалось. 2. Наивный – из-за крайне слабой научной базы. О многом приходилось высказывать лишь догадки без их практической проверки. Отсюда – многочисленные ошибки (Земля – диск, цилиндр). В центре внимания материалистов – космологизм (гр. космос – мир, вселенная) – изучение происхождения природы, мира в целом, а не его создания (как в религии). Новизна в том, что материалисты искали первопричину (первоначало) природы не вне ее (как в религии и в мифологии, где первопричина всего - Бог), а в самой природе. Милетская школа (6 век до н.э., г. Милет в Малой Азии) – первая материалистическая школа в Древней Греции (представители - Фалес, Анаксимен, Анаксимандр). Происхождение и сущность мира объясняют естественными, материальными причинами, а не божественным созданием. Пытались определить то общее, что объединяет все вещи природы. Основа мира – различные вещественные элементы (вода, воздух, земля и т.д.). 1. Фалес из Милета (ок.624 – 547 до н.э.) Первый исторически достоверный представитель древнегреческой философии. Купец, астроном (предсказал солн. затмение в Греции в 585 году до н.э.). Первым указал на конкретную, естественную причину (основу) происхождения природы. Единая основа всех вещей – вода. (Это – материализм). Все происходит из воды и воду обращается (жизнь из влажного). Земля – диск на воде. Несмотря на наивность идеи Фалеса о первосущности воды, тем самым был проложен путь к естественному объяснению происхождения природы. 2. Анаксимен (588-526), ученик Фалеса. – все происходит из воздуха, посредством разрежения и сгущения которого образуются все тела (огонь – при разряжении, вода - при сгущении). 3. Анаксимандр (610-540), ученик Фалеса. Первым понял, что часть не может быть причиной возникновения целого (например, только вода, воздух, земля или огонь не могут создать все многообразие природы). Первоначалом природы является апейрон - некое универсальное, бесформенное первовещество которое лежит в основе всех вещей природы.
9. Философия Сократа. Но для Сократа характерно то, что он, выступая против софистов (ведь они, например, брали за обучение деньги), в то же время в своём творчестве и взглядах выражал те особенности философской деятельности, которые были специфичны для софистов. Сократ не признаёт проблем, характерных для философов тех времён: о природе, её первоначале, о мироздании и т. п. По Сократу, философия должна заниматься не рассмотрением природы, а человеком, его нравственными качествами и сущностью знания. Вопросы этики — вот главное, чем должна заниматься философия, и это являлось главным предметом бесед Сократа. Сократ для обоснования своих взглядов пользуется разработанным им методом, вошедшим в историю философии под названием сократического, а именно — диалектика, искусство диалектического спора. Диалектика — метод, посредством которого представляются и развиваются, обосновываются этические понятия. Для Сократа философия — это рассмотрение конкретного нравственного явления, в процессе которого мы приходим к определению того, что представляет это явление, то есть к определению его сущности 10. Философия Платона. Объективный идеалист, ученик Сократа. Бежал из Афин после гибели учителя. Создатель системы объективного идеализма. Создал философскую школу – Академию (сад на окраине Афин), ученики – академики. (Существовала 900 лет! ). Онтология Платона: Платон перешел от анализа предметов к анализу понятий как основы вещей. Учение о двойственности мира: Мир двойственен. В основе всего лежит мир идей (эйдосов), которые создаются и движутся с помощью Бога (мастера). Идеи в отличие от предметов истинны, вечны, неизменны, например, идея «добро», «человек». Есть также мир предметов (вещей ), он вторичен и производен от мира идей (эйдосов), т.к. вещи временны, возникают и погибают, движутся и изменяются. В них нет ничего прочного и, следовательно, истинного. Диалектика мира - в единстве и взаимосвязи мира идей и мира вещей. Таким образом, Платон подчеркивает значимость идей (понятий) в мире, например, в науке и их диалектическую связь с вещами! Гносеология Платона: В познании главная роль отводится душе, т.к. чувства обманывают человека. Для познания мира нужно «закрыть глаза и заткнуть уши». И дать размышлять душе, которая будет «вспоминать» (анализировать) врожденные идеи, которые ей даны свыше до рождения человека. Предметом познания является мир идей, которые постоянны, устойчивы. Именно знание идеи вещи позволяет познать и саму вещь. Социальная философия Платона: Учение об идеальном государстве: Создал проект идеального государства : 1. Государство есть самое высшее и справедливое из всего существующего.Государство необходимо в силу несовершенства человека. Его цель – забота о благе своих граждан. Частное должно быть подчинено общественному. Отсюда принцип: «Человек для государства, а не наоборот». Этот вывод следует из соотношения понятий «общее» и «единичное». 2. Государство основывается на разделении труда. Для этого граждане делятся на разряды (классы) в зависимости от типа души (чувственная и разумная). Государством правят философы (разумная душа). Охраняют воины (разумная душа). Остальные – ремесленники, купцы, земледельцы (крестьяне) – чувственная душа. Каждый занимается своим делом. В этом гарантия справедливости и гармонии общества. Господствует аристократия. 3. Укреплению государства мешает частная собственность и семья. Поэтому необходимо: - лишить правителей и воинов личной собственности; - ввести общность жен и государственное воспитание детей (детсадик им. Платона! ) 4. Лучшая форма правления – аристократическая республика или монархия. Неограниченная свобода при демократии приводит к тирании и рабству. (ср. - Временное Правительство 1917 г. в России). Вывод: Фактически «идеальное государство» Платона есть прообраз тоталитарного государства, которое полностью (тотально) контролирует все сферы жизни общества, в том числе и частную жизнь своих граждан (ср. СССР – Сталин). 11. Учение Аристотеля о материи, форме, причинах и движении, о роли противоречий в движении и развитии. Известное учение Аристоетля «О четырех причинах»: материальной, формальной, движущей и целевой. Он писал: «То, из чего что-либо возникает – материальная причина (так как вещи возникают из материи); сущность, в силу которой вещь такая, а не другая – формальная причина (ибо особенность вещи придает форма); начало движения – движущая причина; то, ради чего всё осуществляется – целевая причина». Основной причиной Аристотель считал форму, которая по своей сущности активна, в то время как материя пассивна. Форма входит в материю, организует и одухотворяет ее. Она сообщает жизнь вещи и определяет ее развитие. Форма вещей определяет многообразие мира. Аристотель исходил из того, что все вещи находятся в движении – механическом, физическом, биологическом (развитие живых организмов) и социальном (развитие общества). Вслед за Платоном он исследовал развитие человеческого мышления, создал формальную логику. Важное значение придавал проблеме соотношения возможности и действительности. Он считал, что тела существовали лишь в возможности, пока не появилась форма. Форма превращает возможность в действительность. Бог – форма всех форм. Аристотель был самым талантливым учеником Платона, однако он был строптивым. Аристотель: «Платон мне друг, а истина дороже». Основные положения: 1) дал первым глубокое определение сущности философии. Философия – это наука, которые другие науки должны прислуживать, как служанки прислуживают царице. 2) По-своему решил проблему первоосновы мира, эту основу он усмотрел в материи, что Платон считал Тенью. Однако он не отбросил учение Платона: другой первоосновой мира являются формы и идеи и эти идеи переплетаются с вещами. Двойственная основа. 3) Движение. Заявил, что источник заключается не в вещах, а вне их и главные источник – Бог. 4) Он большое внимание уделял мышлению, как важному инструменту научной философии. Он создал впервые науку о правильном мышлении – логике. 5) Критиковал не только общую концепцию, но и учение об «идеальном государстве». За то, что Платон отстаивал общественную собственность как основу государства. А считал, что общественная собственность рано или поздно приведет к развалу, т.к о ней никто не заботится. |
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-15; Просмотров: 834; Нарушение авторского права страницы