Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Все элементы взаимодействуют друг с другом, образуя ту или иную соц-ю систему. Изменение обществ-х отношений создает объективные предпосылки.



39. Духовная сфера жизни общества, её взаимосвязь с другими сферами.

Духовная сфера жизни общества – сфера отношений людей по поводу духовных ценностей (их создания, распространения и усвоения).

Духовные ценности – предметы культуры и искусства (литература, живопись, музыка), а также знания людей, наука, моральные нормы поведения и т.д., то есть все то, что составляет духовное содержание общественной жизни (духовность) общества.

Духовная сфера общества складывается исторически. Она воплощает в себе национальные, географические и другие особенности развития общества,

Содержание духовной сферы общественной жизни:

- повседневное духовное общение людей;

- познание (в том числе научное), образование;

- воспитание, мораль, искусство, религия.

Факторы, влияющие на формирование духовности:

- учреждения образования и воспитания;

- профессиональное искусство (театр, музыка, кино, живопись,

архитектура и т.д.)

- народное искусство (творчество) – песни, танцы, сказания;

- народные традиции.

Фундаментальные проблемы духовного развития современного общества:

- формирование, сохранение и обогащение духовного мира людей;

- приобщение к подлинным духовным ценностям;

- отказ от ложных, разрушающих человеческую душу и общество форм (антигуманизм, насилие, порнография и т.п.).

 

Философское понятие материи. Системно-структурный характер организации материи.

Понятие материи является основной категорией в философии, оно означает сущность мира, признание объективной реальности, существование независимо от сознания человека.

Греческие философы (Фалес, Анаксимен, Анаксимандр и др.) пришли к выводу, что существует материал, из которого состоят все вещи (это позднее было названо субстанцией).

Фалес считал, что все состоит из воды; Анаксимен – из воздуха; Гераклит – из огня; Эмпедокл – признавал 4 стихии: огонь, воду, воздух, землю; Анаксимандр считает, что основу мира составляет ненаблюдаемое вещественное начало – апейрон; Демокрит – все состоит из атомов и пустоты; Пифагор – из чисел (материалисты).

Взгляды философов Древней Греции носили наивный, но диалектический характер.

В связи с революцией в естествознании в конце 19 – начале 20 вв. появляется философский подход к пониманию материи: материя – это философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них.

В философском понятии материи можно выделить 3 аспекта:

1. логический – материя как философская категория;

2. онтологический – (онтология – учение о бытии; бытие – единство объективной и субъективной реальности) – материя как объективная реальность;

3. гносеологический – (гносеология – теория познания) – материю можно познать через копирование, фотографирование, отображение;

4. заключительная формулировка: материя может существовать независимо от наших ощущений.

В философской категории материи можно выделить еще несколько аспектов:

1. материя – это то, что прямо или косвенно вызывает ощущения;

2. материя – это то, что существует вне и независимо от сознания человека;

материя – это то, отражением чего является сознание, мышление.

Системно-структурный характер организации материи.
В современной науке в основе представлений о строении материального мира лежит системный подход, согласно которому любой объект материального мира, будь то атом, планета, организм или галактика, может быть рассмотрен как сложное образование, включающее составные части, организованные в целостность. Для обозначения целостности объектов в науке было выбрано понятие системы.
Система представляет собой совокупность элементов и связей между ними. Совокупность связей между элементами образует структуру системы. Суще-ют 2 типа связей между элементами системы – по «горизонтали» и по «вертикали». Связи по «горизонтали» - это связи координации между однопорядковыми элементами. Связи по «вертикали» – это связи субординации, т.е.соподчинения элементов. Исходным пунктом всякого системного исследования является представление о целостности изучаемой системы. Целостность системы означает, что все ее составные части, соединяясь вместе, образуют уникальное целое, обладающее новыми интегративными свойствами.
В естественных науках выделяют 2 больших класса материальных систем: системы неживой природы и системы живой природы. В неживой природе в качестве структурных уровней организации материи выделяют элементарные частицы, атомы, молекулы, поля, макроскопические тела, планеты, звезды. В живой природе к структурным уровням организации материи относят системы доклеточного уровня – нуклеиновые кислоты и белки; клетки как особый уровень биологической организации, представленные в форме одноклеточных организмов и элементарных единиц живого вещества; многоклеточные организмы растительного и животного мира. В природе все взаимосвязано, поэтому можно выделить такие системы, которые включают элементы как живой, так и неживой природы – биогеоценозы.
В науке выделяют 3 уровня строения материи. Макромир – мир макрообъектов, размерность которых соотносима с масштабами человеческого опыта. Микромир – мир предельно малых, непосредственно не наблюдаемых микрообъектов. Мегамир – мир огромных космических масштабов и скоростей, расстояние в котором измеряется световыми годами, а время существования космических объектов – миллионами и миллиардами лет.

41. Деятельность как основа социального. Основные виды общественной деятельности, их взаимосвязь.

Деятельность людей – есть специфическая форма их соц-й активности. Вообще активность присуща всей природе, в том числе человеку как высшему звену эволюции природы. Соц-я активность проявляется в предметно – практической деятельности людей.

Речь идет о производственной деятельности людей, в которой человек как социальное существо и как сила природы противостоит всем явлениям природы. В процессе производственной деятельности веществу природы придаются формы и свойства, делающие его способным удовлетворять различные потребности людей.

Деятельность человека всегда носит общественный характер. Изолированной деятельности не бывает, это значит, что деятельность людей всегда опосредуется общественными отношениями между ними.

Основные виды общественной деятельности:

Экономическая, политическая, правовая, эстетическая, научная, религиозная и др.

Все они находятся в тесном взаимодействии друг с другом, что влияет на содержание каждого из них.

Деятельность людей всегда целесообразна, т.е. образуется с определенными целями и направлена на их достижение. Она носит преобразующий характер, т. к. направлена на преобразование действительности (природы и общества) в соответствии с потребностями и интересами людей. Она направлена на:

создание предметов материальной и духовной культуры;

совершенствование общественных отношений;

обеспечение функционирования социальных институтов;

создание определенной духовной атмосферы в семье, производственном коллективе, обществе.

Изменяя природную и социальную среду, человек изменяется сам, как субъект мышления, деятельности и обществ-х отношений.

Целесообразный и преобразующий характер человеческой деятельности, ее решающее значение в развитие общества и самих людей характеризует ее как основу социального и как специфический способ существования человека и общества.

42. Политическая сфера жизни общества, её специфика и взаимосвязь с другими сферами.

Политика – это деятельность, целью которой является завоевание власти и управление обществом. Политики в первобытном обществе не было, она возникла только в классовом обществе. Главным в политике является вопрос о власти, о том кому она принадлежит. В первобытном обществе власть принадлежала всем. Ордер власти – народное собрание, поэтому борьбы за власть быть не могло. Когда общество разделилось на антогонистические классы, м/у ними началась борьба за власть, т.о. политика связана с социальной сферой жизни общества. Через нее она связана с экономической, потому что причиной появления классов является частная собственность на средства производства. Политика оказывает определяющее влияние на духовную сферу. Она является заказчиком политической идеологии, законов и тех форм духовной культуры, в которой нуждается экономически и политически господствующие классы. господствующие классы. Главным элементом политической системы общества является государство.. Эта система органов с помощью которых экономически господствующий класс осуществляет свою власть в об-ве. Признаки государства: 1. Наличие территории и объединение людей по территориальному принципу. 2. «Публичная власть» не совпадающая с большинством народов. 3. Налоги- обязательное, регулярное, фиксированное изъятие части прибавочного продукта у непосредственного производителя. Налоги идут на содержание «публичной власти». 4. Писанное право. Государство выполняет следующие функции: 1. внутренние (охранительная –репрессивная, регулятивная; организационно-хозяйственная; культурно-воспитательная или идеологическая). 2. внешние (защита территории и населения; Агрессивная – расширение; дипломатическая). Кроме государства в политическую систему общества входят политические партии и общественные организации, если они участвуют в политической деятельности. Все участники политической деятельности являются субъектами политических отношений, которые складываются м/у участниками политической деятельности. Политическая власть – это господство в обществе и руководство общества со стороны какого то единого класса, группы или индивида. В зависимости от субъекта власти различают 3 политических режима. Политический режим – это порядок, который устанавливается в стране в результате господства определенного субъекта власти, пользующегося определенными методами. 1. Демократический режим. Он характеризуется господством большинства над меньшинством, при учете мнения большинства. Субъектом власти считаются все граждане государства, имеющие равные политические права. Все граждане участвуют в выборах органов власти (публичной власти). Имеют политические свободы (слова, печати, собрания). Органы власти делятся на 3 независимые ветви. Существуют различные политические партии, кроме тех деятельность которых противоречит конституции. Плюрализм и гласность. 2. Авторитарный – это господство одной личности, которая юридически возглавляет исполнительную ветвь власти, а фактически подменяют законодательную и судебную. Парламент может существовать, но роль законов выполняет распоряжения главы власти. – (Абсолютная монархия). Могут существовать и политические партии, если они поддерживают власть главы государства. 3. Тоталитарный режим – это господство одной политической партии, которой возглавляет лидер. Другие партии либо отсутствуют либо поддерживают господствующую. Происходит сращивание партийного и государственного аппарата. Решение партийных съездов имеют силу законов. Тоталитарный режим возник в 20 веке. Субъект своей политической деятельности руководствуется политическим сознанием – системой политических идей, теорий, взглядов и норм. Политическое сознание делится на 2 уровня: 1теоретическое. 2. обыденное.

 

43. Экономическая сфера жизни общества, ее взаимосвязь с другими сферами. Роль способа производства в общественной жизни. Экономическая сфера – это материальное производство, т.е. производство материальных условий жизни людей. Природа в готовом виде все необходимое дать человеку не может и поэтому он вынужден трудиться, создавая материальные условия своей жизни. Элементами экономической являются производственные силы (орудия труда, человек труда). Структурой экономики является производственные отношения. Производительные силы и производственные отношения образуют способ материального производства, от которого зависит вся система общества. Меняется способ производства, то и изменяется и вся система общества. В первую очередь - социальная сфера. Философия изучает общие закономерности экономической жизни, она выявляет роль экономики в социуме и факторы, которые влияют на ее развитие. Основой экономики является способ производства, который определяет специфику общества на каждом историческом этапе развития. Способ производства – это единство производительных сил и производственных отношений. Производительные силы – 1.люди в качестве субъекта труда, люди – это главная производительная сила. 2. предмет труда – это те предметы природы и продукты человеческой деятельности, которые субъект труда подвергает обработке. 3. орудия труда или средство труда. 4. технология – совокупность методов обработки и изготовления необходимого человека предмета. Производственные отношения – это структура экономики, т.е. то что связано. Эти связи, которые связывают между людьми в процессе производства и распределения произведенного продукта. Производственные отношения включают в себя: 1. Отношения к средствам производства или отношения собственности. Собственность – это отношения между людьми, которые складываются в процессе пользования, владения и распоряжения продуктами природы или человеческой деятельности. Сущность этих отношений заключается в отстранение субъектом собственности всех других людей от пользования, владения и распоряжения предметом собственности. Форма собственности: 1.общественная, 2.личная, 3.частная. Личная – это отношения по поводу предметов личного пользования. Частная возникает по поводу средств производства. От формы собственности зависят все остальные производственные отношения. 2. Разделение труда или производственная специализация. В первобытном обществе господствующей была общественная собственность и разделение труда не было, кроме полувозрастного. В классовом обществе возникла специализация. С начло по отраслям производства, затем внутри каждой отрасли и наконец возникло разделение процесса производства на отдельные операции. 3. Управленческие отношения или отношения сотрудничества, или соподчинения, т.к. разделение труда нет, то нет и управленческих отношений, то есть кооперация или сотрудничество. В классовом обществе разделение труда приводит к тому, что происходит руководство процессом производства, а значит экономическое господство, которое не возможно без подчиненных. 4. Это связи между людьми в процессе обмена, распределения и потребления готового продукта или распределительных отношений. В первобытном обществе распределение с начало шло по физиологическим потребностям (уравнительный принцип). Трудовой. Каждый получает эквивалент своего труда. Трудовое распределение стало возможным только когда произошла специализация по отраслям производства. Возникновение частной собственности. Собственник получает прибыль, которые создают работники. Источником его дохода является эксплуатация, т.е. присвоение результатов чужого труда, основанное на праве собственника средств производства. Источником дохода рабочего является его труд, за который он получает плату равную части произведенного или продукта. Размер этой части зависит от воли собственника средств производства. Производительные силы и производственные отношения могут соответствовать друг другу, результатом чего является прогрессивное развитие общества. Это объективный закон, открытый Марксом, но производительные силы постоянно меняются в силу действия закона возвышения человеческих потребностей. Удовлетворение одной потребности порождает другую более высокую и так до бесконечности (Маркс). Т.е. потребности являются объективным фактором развития производительных сил. Производственные отношения более консервативны. Они меняются медленнее, начинают отставать от производительных сил и тормозить это развитие. Из этой ситуации возможно 2 выхода: 1. Возникает так называемое традиционное общество в котором развитие производительных сил искусственно тормозится. Остановка в развитии производительных сил приводит к консервации всего общества, которое может существовать в таком виде столетиями, пока вновь не вернется на прогрессивный путь развития, благодаря социальной революции. 2. Социальная революция – замена старых производственных отношений новыми, которые соответствуют изменившимся производительным силам. В результате социальной революции возникает общество нового качества. Каждый раз в результате социальной революции возникает экономика более высокого уровня.

44. Правовая сфера жизни общества. Понятие правового государства. Неотчуждаемые права и свободы личности. Для поддержание своей политической власти субъективные политики нуждаются в поддержке законов, поэтому вместе с государством возникает и право. Право – система общеобязательных норм, регулирующих поведение людей в обществе с целью сохранения существующих порядков. Право санкционируется государством и обеспечивается его принудительным силам. Без право государство не может функционировать, потому что правовые нормы определяют систему государства, полномочия отдельных государственных органов и принципы их деятельности. Право является основой для взаимоотношения должностных лиц и граждан, что должно исключить произвол со стороны государства. Кроме того право жестко регулирует все общественные отношения. Нормы права воплощаются в закон – нормативные акты, обладающие высшей юридической силой. Законы в классовом обществе отражают интересы господствующих классов, но в то же время гарантируют минимум прав и свобод всем гражданам. Идеальные формы государства в классовом обществе является так называемое правовое государство. Первым идею правового государства высказал Дж.Локк: В государстве должен господствовать закон, признающий неотчуждаемые естественные права людей, если такого закона нет, а есть произвол власти, гражданин имеет право сопротивляться произволу и судиться с государством. В современной теории правового государства выделяют 4 главных принципа: 1. равенство прав и свобод граждан, их приоритетное развитие. 2. верховенство закона. 3. разделение властей. 4. признание государством взаимных прав и обязанностей органов власти и граждан. На правовое состояние общества влияет и правосознание граждан – совокупность представителей и чувств, выражающих отношение людей к действующему праву. Правосознание делится на обыденное и теоретическое. Обыденное – это правовая психология. Она включает в себя различные чувства и суждения, основанные на здравом смысле: 1.уважение к закону. 2. страх перед законом. 3. готовность исполнять закон. 4.недоверие к закону. 5 пренебрежение закона. 6. суждения о справедливости, не справедливости и эффективности закона. Кроме правовой психологии правосознание включает правовое сознание – это теории и идеи, которые объясняют различные правовые явления. К теоретическому уровню относятся и своды законов или кодексы.

45. Проблемы познаваемости мира. Агностицизм.
Познание
- есть социально-организованная форма духовно-творческой деятельности человека, направленная на получение и развитие достоверных знаний о действительности.

Специфика познавательного отношения человека к миру состоит в том, что в результате этого отношения объекты действительности переводятся в идеально-знаковую форму, распредмечиваются и обретают статус знания.
Реализация познавательного отношения человека к миру предполагает наличие развитых форм сознания и существование культуры как совокупности программ человеческой деятельности и поведения.

Познавательная деятельность человека, органично включенная в ткань его реальной жизни и общения, непрерывно связана с сознанием, волей, памятью, эмоциями. Она может рассматриваться как процесс порождения жизненно важного опыта, как психическая активность субъекта, включающая убеждённость, веру, ошибки, иллюзии и т.д. Однако суть познавательного отношения человека к миру заключается в вопросе о принципиальной возможности адекватного воспроизведения субъектом сущностных характеристик действительности в знании. Этот вопрос, получивший название проблемы истины в познании, является центральным для собственно философского подхода к исследованию познавательной деятельности. Философско-мировоззренческий анализ именно этого вопроса стимулировал формирование первых эпистемологических концепций, в которых проблемы познания становятся предметом специального рассмотрения и исследования средствами философии и логики. Термин «эпистемология» происходит от древнегреческого слова (episteme - знание). В античной традиции эпистемология рассматривалась как специальный раздел философии, посвящённый анализу основных проблем знания и познания.

Однако одним из центральных вопросов классической гносеологии всегда оставалась проблема принципиальной познаваемости мира и условий адекватности наших знаний объектам исследуемой реальности. В зависимости от того или иного решения этого вопроса в классической философии выделялись: гносеологический оптимизм, скептицизм, агностицизм.

Философы, представляющие позицию гносеологического оптимизма (Аристотель, Ф. Бэкон, Б. Спиноза, Г. Гегель, К. Маркс и др.), исходят из тезиса о принципиальной познаваемости мира и считают, что в наших знаниях адекватно отражаются объекты исследуемой реальности.
В IV в. до н. э. древнегреческий философ Пиррон обосновал позицию эпистемологического скептицизма, в которой познавательные способности человеческого разума подвергались принципиальному сомнению. Впоследствии усилиями представителей античного скептицизма (Аркесилай, Энесидем, Секст Эмпирик и др.) была развита идея о том, что наиболее приемлемой познавательной ориентацией субъекта является воздержание от суждений относительно способности человека достичь достоверного и истинного знания.

В гносеологии Нового времени идеи скептицизма были возрождены в учениях П. Гассенди, П. Бейля и особенно английского философа Д. Юма, который сформулировал систему аргументов против способности разума постичь природу каузальных связей в мире.

Скептические идеи стимулировали появление концепции агностицизма (греч. «a» - отрицание; gnosis -знание), согласно которой мир объектов принципиально непознаваем, и человеку доступно лишь субъективно опосредованное знание. Одним из наиболее известных представителей агностицизма являлся И. Кант, утверждавший, что мир объектов есть непознаваемые «вещи - в - себе».

46. Эстетическая форма общественного сознания. Социальная роль искусства.
ЭСТЕТИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ есть отражение человеком окружающего мира в эмоционально переживаемых образах, связанных с чувствами возвышенного, прекрасного, трагического и комического.
В эстетическом сознании в одинаковой степени оцениваются и переживаются, как положительные стороны окружающего мира, так и отрицательные.
Эстетическое сознание является человеческой потребностью, то есть неодолимым стремлением человека к эстетическим переживаниям эмоционального, рационального и деятельного характера.
Таким образом, структура эстетического сознания содержит:
1. Эстетические потребности:
– эмоционального характера, направленные на восприятие эстетических явлений мира;
– рационального характера, направленные, как на осмысление эстетических переживаний, так и на познание сущности и законов эстетики;
– деятельного характера, направленные на реализацию желания наслаждаться искусством и творить его объекты самому.
2. Эстетические чувства.
Это чувства, относящиеся к категории высших чувств человека, то есть, к разряду сложных, тесно связанных с интеллектом и насыщенных глубиной переживания.
В реальной практике жизни эстетические чувства – это различного рода эстетические переживания самого разного характера и самой разной силы.
3. Эстетические вкусы.
Эстетический вкус – это умение понимать и оценивать эстетические категории прекрасного и безобразного, возвышенного и низменного, трагического и комического в жизни и в искусстве.
Эстетический вкус определяется мировоззрением личности, и проявляется в любой её творческой деятельности, в поведении, в быту и т.д.
4. Эстетический идеал.
Эстетический идеал представляет собой некую высшую цель, некий образец стремлений, то есть является идеальным образом того, чего в мире вообще нет, или еще нет.
Эстетический идеал является, следовательно, опережающим мысленным образом мира и стимулирует практическую деятельность и мышление человека на совершенствование окружающей действительности в соответствии с собой. Таким образом, эстетический идеал выполняет прогностическую функцию и является мировоззренческим компонентом сознания, так как определяет характер и направление мышления личности.
Кроме того, эстетический идеал является критерием эстетической оценки явлений жизни или произведений искусства.
Насколько человек сопоставляет свои эстетические впечатления с имеющимся у него эстетическим идеалом, настолько эстетический идеал становится регулятором эстетического сознания, как отдельного человека, так и общества в целом.
Но при этом сам идеал постоянно меняется, поскольку меняется окружающая жизнь и меняется сам человек. Таким образом, процесс формирования эстетического идеала в эстетическом сознании сложен, никогда не заканчивается и противоречив, поскольку сложна, безостановочна и противоречива сама жизнь.

Тесно связано с формированием эстетического идеала и с формированием эстетического сознания искусство. ИСКУССТВО – это художественное творчество в целом, во всех своих формах: литература, изобразительные техники, музыка, архитектура, танец, театр, кино и т.д.
Искусство не только приобщает человека к духовным переживаниям и формирует его взгляды на эстетические ценности, но и развивает эстетический вкус, пробуждает высокие чувства, развивает творческие способности. Всё это в совокупности оказывает прямое воздействие на формирование эстетического сознания и эстетического идеала в его структуре.
Поскольку искусство обладает возможностью с огромной силой воздействовать на личность эмоционально и интеллектуально, то важнейшей функцией искусства является воспитательная, призванная обогащать духовный мир человека и формировать в нём идеалы высокой нравственности.
Таким образом, можно говорить о непосредственном взаимодействии эстетического сознания и этического сознания, в процессе которого нравственное сознание участвует в формировании эстетических идеалов, а эстетические идеалы формируют нравственное сознание общества.
Искусство- это художественная деятельность и ее результаты, т.е. произведения. Основой искусства является эстетическое сознание, которое отражает действительность в художественных образах – особенность. Художественные образы воплощаются в материальные процессы и предметы. Искусство делится на формы: литература, архитектура, живопись, графика, кино, театр, танцы, музыка, пение, декоративно-прикладное, художественная фотография. Функции: 1. Эстетическая, т.е. удовлетворение потребностей человека в прекрасном. 2. Воспитательная. Она дает человеку образы поведения из которых человек выбирает свой. 3. Познавательная. Познание мира через художественные образы. Существует множество теорий, объясняющих происхождение искусства: 1. Магическая или религиозная. Искусство возникло в ходе религиозных обрядов. 2. Трудовая. Искусство возникло в процессе трудовой деятельности первобытного человека. 3. Психологическая. Каждый человек обладает предрасположенностью (физиологической и психологической) к восприятию и производству красоты. Мораль – совокупность, которая регулирует поведение человека во всех сферах общественной жизни. Функции: 1. регулятивная. Мораль определяет содержание поведений или нравы, которые распространяются в обществе с помощью общественного мнения, массовой привычки и дисциплины. 2. воспитательная. С помощью морали можно определить прогресс общества, потому что она формирует нравственные идеалы, т.е. образец совершенной личности, чем ближе общество к идеалу, тем оно прогрессивнее. Человек тоже стремится к идеалу. Но каждый идет к нему своим путем. Общество одобряет или осуждает его поступки. Одобряет с помощью похвалы, согласия, симпатии и любви. Осуждает порицанием, критикой, неприязнью и ненавистью. 3. оценочная. В отличие от общеобязанных норм права, нормы морали имеют рекомендательный характер, их не соблюдение не наказывается, а соблюдения не награждаются. Религия – это фантастическое отражение в сознании людей тех внешних сил, которые над ними господствуют и которым люди предают сверхъестественные формы. Основой любой религии является вера в сверхъестественное, которое реализуется в культе. Культ – это поклонение сверхъестественным силам с помощью специальных обрядов. С помощью культа человек пытается воздействовать на природные и социальные силы и заставить помогать ему. Религия возникает на 3 основах: 1. гносеологическая – ограниченность человеческих знаний и порождаемое ею бессилие перед внешним миром. 2. социальная – это общественная не свобода человека и попытка найти выход из этой не свободы после смерти. При жизни свободу получить нельзя. 3. Психологическая – это различная, личная потребность, которую сам человек удовлетворить не может, и отрицательные эмоции (страх). Религия возникает только при наличии всех трех основ. Функции: 1. утешительная(иллюзорно-компенсаторная) 2. мировоззренческая – религия создает религиозную картину мира. 3. регулирующая. С помощью норм и запретов религия регулирует поведение людей в обществе. В современном демократическом государстве церковь отделена от государства и конституция содержит права на свободу совести. Школа отделена от церкви. Образование светское. Религия личное дело каждого человека.

47. Обыденное и теоретическое сознание. Общественная психология - это совокупность чувств, эмоций, несистематизированных взглядов, настроений, обычаев, традиций, привычек, складывавшихся под влиянием непосредственного общественного бытия. Над общественной психологией возвышается идеология.

Идеология - это совокупность идей, взглядов, теорий, отражающих общественные отношения в более или менее стройной системе. Идеология включает в себя политические и правовые взгляды, теории, философию, мораль, искусство, религию. Общественная психология не способна подняться до глубоких научно-теоретических обобщений. Она отражает общественное бытие поверхностно, хотя и более тесно связана с ним, чутко реагируя на всякие его изменения. Идеология, глубже отражая суть общественного бытия, способствует кардинальным его изменениям на основе использования научных данных. Между общественной психологией и идеологией существует органическое и диалектическое единство. Идеология, анализируя и обобщая результаты практической деятельности людей, позволяет установить основные тенденции в развитии исторических процессов.

Общественное сознание обладает сложной структурой, которая включает в себя 2 уровня и несколько форм. 1. Обыденное сознание. Куда входят общественная психология, эмпирические знания и навыки приобретенные в процессе деятельности. Оно формируется стихийно из условий жизни социального субъекта. 2. Теоретическое или научное. Включает в себя общественную идеологию и науки, формируется на основе обыденного сознания. На базе этих 2 уровней складываются общественное мнение – скрытое или явное отношение различных групп людей, событиям общественной жизни. Общественное мнение регулирует и контролирует поведение как индивидов, так и социальных групп. Формы выражающие общественное мнение: 1.выборы. 2.собрания. 3.референдумы. 4.массовое обсуждение. 5. опросы. 6.сми. Главной частью обыденного сознания является общественная психология – это идеи и взгляды эмпирического характера, которая проявляется в суждениях, эмоциях и поступках. Они всегда стихийны и безмятежны и зависят от положения в обществе социального субъекта, которое их порождает. Общественная идеология не возникает не посредственно из общественной психологии, но учитывает ее. Она представляет собой теоретическую основу деятельности определенного социального субъекта и отражает его интересы.

 

48. Человек как объект познания в философии. Единство социального и биологического в человеке. Изучение человека начинается в античной философии, где он либо творение богов, либо самая большая природная сила. Человек сам творит свою судьбу, а боги ему либо мешают, либо помогают. В средние века человек утратил свою творческую функцию и стал только божьим творением. Человек – это существо греховное. Целью его жизни спасение от грехов и подготовку к суду. Он не властен над самим собой, его жизнь предопределена свыше. Философия эпохи возрождения «возродила» творческого человека и прировняла его к богу. Целью жизни было объявлено земное счастье и общество должно обеспечить человеку это счастье. Для того чтобы усовершенствовать общественную жизнь надо человека изучать. Эта мысль была развита философами эпохи просвещение, которые главной целью общества провозгласили изменение человеческого сознания. Просвещать – это значит давать человеку знание о счастливой жизни. Просвещать нужно всех людей без исключения только так можно создать справедливое общество. В 19 веке началось научное изучение человека. Возникло учение антропогенез (учение о происхождение человека). Это учение доказывает что человек биологическое существо, возникшее в результате эволюции. Автор первого научного учения антропогенеза- Дарвин. Основываясь на его учении Энгельс доказал, что человек не биологическое, а социологическое существо, т.к. гл. причиной возникновения человека является социальный фактор, а именно трудовая деятельность. Человек представляет собой высшую форму движения материи социальной. Он рождается как биологическое существо. Проходит социализацию – подготовку к жизни в обществе и вырастает в полноценного человека. Кроме социализации человек, как социальное существо нуждается в постоянном общение себе подобным, если такого общения нет, то начинается деградация (возвращение человека в биологическое состояние). Но будучи социальным существом человек не может не учитывать свои потребности. В человеке в единстве существует 2 уровня: 1 биологический. 2 материальный.

49. Мораль, ее роль в духовной жизни общества. Мораль – совокупность, которая регулирует поведение человека во всех сферах общественной жизни. Функции: 1. регулятивная. Мораль определяет содержание поведений или нравы, которые распространяются в обществе с помощью общественного мнения, массовой привычки и дисциплины. 2. воспитательная. С помощью морали можно определить прогресс общества, потому что она формирует нравственные идеалы, т.е. образец совершенной личности, чем ближе общество к идеалу, тем оно прогрессивнее. Человек тоже стремится к идеалу. Но каждый идет к нему своим путем. Общество одобряет или осуждает его поступки. Одобряет с помощью похвалы, согласия, симпатии и любви. Осуждает порицанием, критикой, неприязнью и ненавистью. 3. оценочная. В отличие от общеобязанных норм права, нормы морали имеют рекомендательный характер, их не соблюдение не наказывается, а соблюдения не награждаются.

Религия – это фантастическое отражение в сознании людей тех внешних сил, которые над ними господствуют и которым люди предают сверхъестественные формы. Основой любой религии является вера в сверхъестественное, которое реализуется в культе. Культ – это поклонение сверхъестественным силам с помощью специальных обрядов. С помощью культа человек пытается в


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-15; Просмотров: 726; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.031 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь