Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Аристотель о роли государства в обществе и формах государства.



Свою теорию государства изложил и Аристотель в работе «политика». В ней провозглашается, что государство создается для того, чтобы жить счастливо, а не только для поддержания порядка. В этом проявились социалистическая и гуманистическая направленность его теории государства. Хорошие – монархия, аристократия, полития (власть военного сословия и среднего класса). Дурные, плохие – тирания, чистая олигархия и крайняя демократия. При определенных условиях монархия может стать тиранией, аристократия – олигархией (власть узкой группы лиц), а демократия – охлократией (властью толпы).

Излагая свое учение об идеальном строе, философ, прежде всего, исходит из того, что в этом учении не содержится ничего неосуществимого. Предпосылками создания образцового, наилучшего полиса, согласно Аристотелю, является определенное количество населения, определенные размеры территории, удобное положение относительно моря. Теоретическое построение идеального полиса - конечная задача, которую ставит перед собой Аристотель в " Политике". Вполне оправданными были бы поиски нитей, связывающих идеальный полис Аристотеля с греческими полисами IV в. до н.э., внешними и внутренними условиями их существования. Разумеется, этим не исчерпывается связь содержания трактата Аристотеля с эпохой, в которую он жил. Рассуждения о совершенном, с точки зрения автора, полисе занимает в " Политике" много места (седьмая и восьмая книги; к этому следует добавить анализ теорий его предшественников и современников во второй книге). Этому рассуждению предпослано занимающее гораздо больше места учение о полисе вообще. Здесь мы находим обоснование мысли, что полис является высшей формой объединения, способствующей достижению счастливой жизни, т.е. жизни добродетельной; понятие полиса подвергается расчленению на его простейшие элементы.

 

12. Основные философско-этические концепции античности. Протагор, Сократ, Эпикур.

Проблема человека и этики (учения о морали) решалась многоми античными философами. Как правило человеческая личность ставилась ими очень высоко. Они положили начало философской антропологии. «Челвек есть мера всех вещей»- Протагор (480-410 гг до н.э.). Это значит, что критериями истинности того или иного утверждения является человек. Именно он определяет, что истинно, а что нет, что хорошо, а что плохо. По мнению Протагора, полезность и ценность любой вещи определяется ее способностью удолетворять потребности людей (вещи – также услуги, госстрой, госорганы). Учение Протагора положило начало гуманистической традиции в философии.

Большую роль в развитии учения о человеке и морали сыграл Сократ (469-399 гг. до н.э.). Основной интерес Сократа – выяснить, что такое человек и как развивается человеческое сознание. «Познай самого себя» - любимое изречение Сократа и основная идея его этики. В сознании человека Сократ обнаружил два уровня: 1. Субъективный, индивидуальный уровень, то есть личное мнение человека о самом себе. 2. Объективный общественный уровень – это всеобщее, обязательное для всех знание о добре и зле, о чести, о справедливости, о государстве и т.д. Зная это, люди могут действовать согласованно, соблюдая свои интересы. Сократ был представителем этического рационализма. Он требовал логическое доказательство положений этики, то есть учения о добре и зле, о справедливости, о долге. Надо логически доказать свои представления, а не навязывать их другим и не принимать чужие на веру. Сократ считал, что зло идет от незнания, знание – источник нравственного совершенствования. Философия как путь к знанию становится у Сократа средством формирования добродетельных людей и справедливого просвещенного государства.

Эпикур (341-270 гг. до н.э.) на первый план ставил не общество, а отдельного человека. Цель человеческой жизни – счастье, понимаемое как удовольствие, наслаждение (от греч. «hedone» - наслаждение). Добро воспринималось им как то, что приносит наслаждение и избавляет от страдания. В тоже время он говорил об идеале меры: «Ничего сверх меры, в том числе и в удовольствии». Высшее удовольствие по Эпикуру – невозмутимость духа, душевный покой, безмятежность. Для этого нужно управлять своими страстями, подчинять их разуму. По мнению Эпикура, религия лишает людей покоя – вселяетв них страх перед смертью и загробной жизнью. Чтобы рассеять этот страх, Эпикур доказывал, что душа умирает вместе с телом, так как она состоит из атомов, как и физические тела. «Смерти не надо бояться, ибо пока мы есть – смерти нет, а когда приходит смерть – нас уже нет». Как видно, в философии Эпикура сильна атеистическая тенденция, которая присуща также философии Демокрита, Лукреция Кара и других. Этика Эпикура имеет своих сторонников среди философов нового времени, а также среди современных философов и деятелей культуры.

13. Геоцентризм в средневековой христианской философии. Спор реализма и номинализма.

14. Философия и наука Нового времени Ф. Бэкон, Р. Декарт.

Буржуазные революции в Нидерландах и Англии в 17 веке способствовали быстрому развитию промышленности, торговли и мореплавания. Это стимулировало развитие наук (математики, механики). Большой вклад внес И. Ньютон (1643-1727 г.). Развивается экспериментально-математическое естествознание. Наука развилась в особую отрасль человеческой деятельности. Это была революция в науке. 17й век называют эпохой научной революции. Она предшествовала промышленной революции в 18м веке, означавшей переход от ручного труда к машинному (паровую машину избрели И.И. Ползунов в 1763 г. и Дж. Уайт в 1774-1784 гг.). Всё это дало сильный импульс развитию науки и философии.

Новое время, начавшееся в 17 веке стало эпохой утверждения и постепенной победы в Западной Европы капитализма, как нового способа производства, эпохой быстрого развития науки и техники. Под влиянием таких точных наук, как механика и математика, в философии утвердился механицизм. В рамках этого типа мировоззрения природа рассматривалась, как огромный механизм, а человек, как инициативный и деятельный работник.
Основной темой философии Нового времени стала тема познания. Сложились два крупных течения: эмпиризм и рационализм, по-разному трактовавшие источники и природу человеческого знания.

Сторонники эмпиризма (Бэкон, Гоббс, Локк) утверждали, что основным источником достоверного знания о мире являются ощущения и опыт человека. Наиболее обстоятельно эта позиция изложена в творчестве Бэкона.
Бэкон был сторонником эмпирических методов познания (наблюдение, эксперимент). Философию он считал опытной наукой, основанной на наблюдении, а ее предметом должен быть окружающий мир, включая и самого человека. Сторонники эмпиризма призывали во всем полагаться на данные опыта, человеческой практики.

Сторонники рационализма считали, что основным источником достоверного знания является знание (Декарт, Спиноза, Лейбниц). Основателем рационализма считается Декарт - автор выражения " подвергай все сомнению". Он считал, что во всем надо полагаться не на веру, а на достоверные выводы, и ничто не принимать за окончательную истинную.

Наряду с позитивной оценкой возможностей познания, в 17 веке возрождается и философский агностицизм, отрицавший возможность познания мира человеком. Он проявил себя в творчестве Беркли и Юма, полагавших, что человек познает всего лищь мир явлений, но не способен проникнуть в глубину вещей, дойти до знания законов окружающей природы.

Пантеистическую направленность имели взгляды Спинозы, утверждавшего, что природа - есть причина самой себя и всех протекающих в ней процессов. Бог не стоит над природой, а является ее внутренней причиной. Знание достигаются разумом и оно является первейшим условием свободной деятельности человека.
Немецкий философ Лейбниц подчеркивал духовный характер мира. Основой мироздания являются монады, как единицы бытия, придающие миру разнообразие и гармонию.

В 17 веке широкое распространение получило " юридическое" мировоззрение. В его рамках развивалась теория " общественного договора" (Гоббс, Локк). Она объясняла происхождение государства добровольным соглашением людей во имя собственной безопасности. Это мировоззрения исповедовало идею естественных прав человека на свободу и собственность. Юридическое мировоззрение выражало настроения молодой буржуазии, как класса, сформировавшегося в Новое время.

В развитие социальных учений Нового времени в 18 веке особый вклад внесло французское Просвещение (Монтескье, Вольтер, Руссо), которые идейно подготовили французскую революцию 1789 - 1794 гг. Они воспринимали церковь, как символ невежества и мракобесия, тормоз развития общества, поэтому девиз Вольтера: " Раздавите гадину! ", стал лозунгом эпохи, предопределив требования отделения церкви от государства. По убеждению Просветителей общественный прогресс возможен только при помощи разума, права, науки и образования. Человек - природно-социальное существо и способен к бесконечному развитию и совершенствованию своей деятельности. Но частная собственность делает людей неравными, порождает зависть и вражду между ними, следовательно, новое общество надо создавать на основе социального равенства и справедливости. Просветители стояли на позициях исторического оптимизма, а их идеалом была республика, как форма народовластия.

Значительный вклад в учение о природе и сущности человека, путях его воспитания, внесли французские Материалисты 18 века: Дидро, Гельвеций, Гольбах. Они считали, что человек - продукт окружающей его среды. Следовательно, для изменения нравов людей необходимо изменить обстоятельства их жизни. Эта идея Просветителей явилась источником возникновения марксистской философии.

15. Философия эпохи Просвещения. Механистический материализм.

В 18м веке в Европе продолжалось развитие промышленности, торговли, а также политической и духовной жизни. Это требовало дальнейшего развития науки и просвещения народов. Научные знания, бывшие достижения узкого круга ученых, распространяются вширь, идут в народ.Сооздаются первые энциклопедии, в которых содержались сведений о всех известных научных знаниях. Быстро развиваются учебные заведения, университеты и академии наук. Население Европы усиленно училось и просвещалось. Наиболее яркие предстаители философии эпохи Просвещения: в Англии Дж. Локк, Дж. Толанд, А. Смит, Д. Юм; во Франции Вольтер, Монтескье, Руссо, Дидро, Ламетри, Гольбах, Гельвеций, Кондорсе; в Германии – Кант, Лессинг, Гердер.

Решение фундаментальных философских проблем, касающихся природы и человека, осуществлялось, как правило, на основе данных естествознания (механики, физики, биологии, анатомии и т.д.). Наиболее развитой была механика, следовательно нередко различные природные процесс, в том числе биологические, сводились к механическим. Ламетри, Дидро и другие материалисты 18 века утверждали, что законы механики присущи всем явлениям природы, что к этим законам сводятся все законы природы. Например, французский ученый Ламетри написал работу «Человек-машина», в которой изобразил организм человека в виде механизма. Таким образом, механистический материализм был характерен для науки и философии 18 века.

16. И. Кант как родоначальник немецкой классической философии. Теория познания и этика И. Канта.

Немецкая классическая философия подвела итоги всего, что было создано философами, начиная приблизительно с сер.1 тыс. до н.э. до античной. Ею заканчивается 1 период и начинается 2. Вся современная философия, основана на классической немецкой. Кант создал 2 философский учений: 1. Учение о познании. 2. Учение о нравственности. 1. Философию Канта называют критической, т.к. он призывает критически относится к результатам человеческого познания. Объективный мир он называл «вещь в себе» - это идеальная сущность, которая существует независимо от человека. Она воздействует на наши органы чувств. Импульсы поступают в сознание и там возникает представления о «Вещи для себя». «вещь в себе» не познаваема. Человек может познать только явления, которые сам и создает. Знание, которые получает человек не совершенны и ограничены, если они опираются на опыт. Но есть один вид знаний, который всегда истинен – это знание априорное (это те которые получены не опытом, а разумом). Эти знания имеют всеобщий характер, их нельзя подтвердить или опровергнуть на опыте. Следовательно математика дает нам всегда истинные знания. 2. Среди априорных знаний Кант называет и нравственный закон, получаемый человеком при рождении. Человек – это природное существо, поэтому все его поступки подчиняются закону природы, главный из которых – борьба за существование. Этот закон делает человека необщительным. Но природа не создает человека в готовом виде, она дает ему только задатки и развить их может он только в общение6 с другими людьми. Поэтому жизнь человека в обществе – это необщительное общение. Примирится с существованием других людей человеку помогает нравственный закон, который называется категорический императив. Формула категорического императива: «Поступай так, что бы использовать человека для себя, так же, как и для другого. Всегда как цель и никогда лишь как средство».

Этика И. Канта.

Важное значение имеет этика Канта. Он вытупил как противник гедонизма (Эпикур и другие), согласно которому счастье человека заключается в его чувственных удовольствиях. Это, по Канту, противоречит исполнению нравственного долга одного человека перед другими и перед обществом. Он формулирует нравственный закон – категорический императив, смысл которого заключается в следующем: поступай так, чтобы правило твоего личного поведения могло стать правилом для всех. Это соответствует заповеди Христа: постпай так, как ты хотел бы чтобы другие поступали по отношению к тебя. Из этого исходит практический разум людей, который формирует принципы и нормы морали того или иного общества.

17. Система и метод философии Гегеля.

Виднейший представитель немецкой классической философии – Гегель (1770-1831 гг.). Его великий вклад в философию заключается в том, что он впервые представил природу, общество и духовный мир людей в виде процесса, то есть в непрерывном движении, развитии. Гегель отверг учение Канта. Он писал, что скрытая сущность вещей может быть познана и она должна открыться познанию. Гегель твердо стоит на позиции познания мира и человека.

С точки зрения Гегеля, в основе развития мира лежит развитие абсолютной идеи. Она существует объективно (то есть независимо от сознания отдельных людей) и является началом всех вещей и явлений, воплощается в них. В этом суть Гегелевского объективного идеализма. В своем развитии абсолютная идея породила природу как свое инобытие, затем человека и человеческое общество. В них она проявляет себя как абсолютный дух. Основными частями философской системы Гегеля являются: наука логика, философия природы, философия духа. В них отражены основные этапы развития абсолютной идеи в форме чистого мышления, природы и духа.

18. Философская антропология Л. Фейербаха.

Последним великим представ класс нем фил был Л.Феербах (1804 - 1872). Его выдающаяся заслуга в том, что он подверг критике ид. Канта и Гегеля и продолжил традиции матер. Ф. - воинствующий материалист. Ф родился в семье юриста. Поступил в богословский фак. Гейдельбергского унив. Однако через год покидает его. Переезж в Берлин, где слушает лекци Гегеля в унив. С 1828 г. преподает в унив. но его увольняют за отрицание личного бессмертия в работе “мысли о смерти и бессмертии” С 1830г Ф. ведет уединенную жизнь в деревне и публикует свои работы. К1839г. он уже окончательно порывает с идеализмом В 1841г выходит гл. труд - ”Сущность христианства”. Затем он публикует “Предвар тезисы к реформе фил”, “Основные положения фил. будущего”.

Осуждая идеалист толкование мышления как внеприродной и сверхчел сущности, Ф приходит к выводу, что вопрос об отнош бытия к мышл есть вопрос о сущности человека, ибо мыслит лмшь чел. Следов фил., поскольку она реш вопрос об отнош мышл к бытию, должна быть антропологией, т.е. учением о чел, в существовании, в деят которого этот вопрос находит свое фактическое, реальное решение. Науки вскрывают неразрывную связь мышления с мат процессами в чел организме, с чувств восприятиями итд. Чел неотделим от природы; мышление есть необходимое выражение присущей ему биол, физиолог. деятельности. Ф.утверждает: “Нов фил превращает чел, включая и природу, как базис чел, в единственный, универс и высший предмет фил, превращая, следоват, антропологию, в том числе и физиологию, в универс науку.” Антропология Ф указыв на его стремление разработать матер сист взглядов. Ф возражал против характ своего учения как матер, в особенности из за вульгарных материалистов (мысль - это в-во, выделяемое мозгом).

Существенным содержанием и назнач. антрополог. принципа является по Ф. научное истолкование общественного сознания, в кот он видит отражение сущности чел. Эта сущность по Ф прежде всего чувственная жизнь ума и сердца, многообразие пережив индивида. Речь идет следов о том, чтобы расссматривать разл формы общ сознания (и религию) с точки зрения закл. в ней жизненного содержания. Здесь он идет дальше предшеств материалистов, кот утверждали, что религия лишена реального содержания. Ф сводит сверхестеств к естественному, нереальное к реальному - в этом осн черта его антропол метода. Основой антропол Ф является мат учение о природе. Прир явл единственной реальностью, а чел ее высшим продуктом. В чел и благодаря ему прир ощущает себя, созерцает себя, мыслит о себе. Многообразие явл природы не может быть сведено к общей, однородной первоматерии. Природа вечна. Возникновение и уничтожение относятся тоько к отдельным явлениям. Прир бесконечна в пространстве. “У прир нет ни начала не конца. все в ней находится во взаимодействии; все относительно. Все одновремено явл действием и причиной, все в ней всесторонне и взаимно...” Однако эта глубоко диалектичная догадка не находит дальнейшего развития у Ф.

Ф. отстаивает положение о неразрывной связи материи и движения. Однако не указывает на качественное многообразие форм движ. материи, на их взаимопереход. Ф говорит и о развитии, но понимает ее метафизично. Пытается преодолеть механисцизм. Он говорит о несводимости высших форм сущ материи к низшим. Псих акты существенно отличаются от их физиологич. основы. Единство субъект с объективным, псих с физическим не устраняет внутреннего различия между ними. Многообразие чел ощущ. Соотв многообр качеств природы., оно обусловлено им и принципиально невозможно без него. Поэтому нельзя противопоставлять содерж чел ощущ качественной определенности чувст-воспринимаемых явлений. Тем не менее Ф понимание субъекта и объекта носит антрополог. хар-тер. Целесообразность в жив и раст мире представляет собой не р-т реализации внутренне присущей явл цели, а следствие единства мат мира. Т.о он не отрицает объект целесообразности в жив природе, он прав указывает на ее относительность.

Т.о ф. учение о природе в целом не выходит за рамки метаф материализма. Это сказывается, например, в Ф. определ природы: “Я понимаю под прир совокупность всех чувств сил, вещей и существ, кот человек отличает от себя, как нечеловеческое... Или, беря слово практически, прир есть все то, что для чел - независимо от сверхъест внушений теистической веры - представляется непосредственно, чувственно, как основа и предмет его жизни. Прир есть всет, электричество, магнетизм, воздух, вода, огонь, земля, животное, растение, человек, поскольку он явл существом, непроизвольно и бессознательно действующим, - под словом прир я не разумею ничего более, ничего мистического, ничего туманного, ничего теологического”.

Теор познания - сенсуализм. Реальный мир есь чувственно восприним. действительность, следовательно, лишь благодаря чувств восприятиям возможно его познание. Чувств восприятие, непоср по своей природе м.б. также и опосредованным, т.е. давать косвенные свидетельства относительно того, что мы не видим, не слышим, не осязаем... Органов чувств, кот обладает чел вполне достаточно для познания любых явлений. Чувств восприятия в силу своей непосредств связи с вещами никогда нас не обманывают. Однако он не включает в свое рассмотрение практическую деятельность. Ф признает важную познав функцию теорет мышления и его способности достичь более глубокого познания действительности. Зад мышления - собирать, сравнивать различать, классифицировать чувств данные, осознавать, понимать, обнаруживать их скрытое, непосредственно не являющееся содержание. “Чувствами мы читаем книгу природы, но понимаем ее не чувствами”. Мышление носит опосредованный хар-тер, поэтому то, о чем мы мыслим, не всегда явл объектом непосредств восприятия. Как же устанавл истинность наших понятий, их соотв реальной действительности? Путем сопоставл. понятий, теор выводов с чувственными данными.

Т.о чувственное созерцание - есть критерий истинности мышления. В общем Ф не понимает сложн диалект связи между чувств отраж мира и мышлением, его не интересует пробл категорий и логики. Глуб идея Гегеля о движ теор мышления от абстр к конкретному, овозможности, следовательно, конкр. мышления осталась чуждой дляФ.

Отвергал идеализм и объявил себя материалистом и атеистом. После невнятных громоздких конструкций, философия Фейербаха была проста и наглядна. Его основные работы: «К критике философии Гегеля» и «Сущность христианства». Фейербах после этих работ сделался необыкновенно популярным.

В его философии звучит мотив свободы как главной человеческой ценности. Своё «освобождение» Фейербах начинает с критики Гегеля. Хочет выпустить на свободу заточного в темнице гегелевских категорий «абсолютного духа», который оказывается обыкновенным человеческим сознанием, оторванным от реального человека и обожествленным. Философия не в состоянии достичь истины, пока она остаётся в царстве чистой мысли. Поэтому надо изучать живую жизнь, природу как первоисточник нашего мышления. Материальный мир существует независимо от мышления. Сознание есть порождение природы. Главная ошибка идеализма - отождествление бытия и мышления. Между мышлением и бытием существует единство.

Религия стала вторым противником Фейербаха. Религия представляет совокупность фантастических образов несуществующего, плод невежества. Подлинный источник религиозной веры – чувство зависимости, которое человек испытывает перед лицом неподвластных ему стихий. Способствуют воображаемому чувству мощи и порождают фантастические способы их преодоления.

По мысли Фейербаха, человек не осознаёт, что он, в сущности, боготворит самого себя.

Интерпретация феномена религии как процесса отчуждения человеческой сущности есть, наверное, гениальное прозрения Фейербаха. Однако реальных средств преодоления этого отчуждения он не нашёл. «Для человека нет существа выше человека». Любить человека надо не потому, что это угодно Богу, а потому, что это – человек.

Философия Фейербаха обычно квалифицируют как «антропологический материализм» («антропос» - человек, «логос» - слово, понятие). Однако позитивная часть получилось слабее критической. Он не сумел воспринять главных находок своих критикуемых учителей – диалектики и историзма. Оттого и грешит его концепция антиисторизмом )сущность человека берётся с чисто биологической стороны), натурализмом в трактовке общественных отношений (главным признаются психологические и физиологические), созидательностью в гносеологии (как будто не было достижений Канта и Фихте в выявлении активнейший роли субъекта познания) и т.д.

19. Основные идеи диалектико-материалистической философии марксизма.

Карл Маркс, считал, что у Гегеля "...диалектика стоит на голове. Надо поставить ее на ноги...". Идеи надо пересадить в голову и считать, что человек приобретает их в процессе своей общественной практической жизни, это просто-напросто мысли, посредством которых мы преобразуем мир. Решающее человеческое дело состоит в преобразовании мира, детальнее, в развитии производительных сил, отношений собственности, наконец, в революциях, после буржуазной рано или поздно наступает черед социалистической революции. Для Маркса центральная проблема-это проблема общества, общественного. Маркс выдвигает целый блок новых проблем. Центр философии Нового времени- субъект разумный. Гегель в центр философии ставит разум(мировой). Маркс сдвигает философию в сторону общества. Теперь субъект понимается как атом, в кот. сосредоточен ансамбль существующих общественных отношений. Первично общество, а не субъект, он вторичен. Кант, Гегель, Маркс едины в высокой оценке разумного начала. Все- рационалисты. Философия Н.В. по преимуществу рационалистична. Общественный труд-солнце человека. Итак, что такое общество? В чем состоит его тайна? Как случилось, что на протяжении многих тысяч лет человек не мог познать ее? На эти вопросы Маркс предлагает вполне определенные ответы. Разделение труда приводит к тому, что люди работают друг для друга, обмениваются результатами своего труда. Внешне труд отдельного человека кажется чем-то сугубо индивидуальным, но по своей сути он является представителем общественного труда, величина которого определяется товарно-денежным механизмом. Реальность общественного труда не бросается в глаза, уже по этой причине его трудно обнаружить. К тому же общественный труд становится по-настоящему значимым лишь при капитализме, ибо здесь совместная трудовая деятельность людей приобретает особую масштабность. Все, что происходит в человеческом обществе, вращается вокруг общественного труда. Маркс называет общественный труд солнцем человека. Маркс за справедливость- каждому по труду; он считает, что капиталисты часть труда рабочих присваивают безвозмездно, т.е. обманывают, эксплуатируют их. Значит, рабочим надо объединяться, иначе им не отстоять свои права. Что же касается социалистической революции, то будучи результатом заговора, она обречена на провал. Надо чтобы для нее созрели объективные, материальные условия, т.е. чтобы общественный труд был развит всемерно, когда олицетворение частной собственности, а именно таким олицетворением и являются капиталисты, станет излишним и основная масса людей не будет их терпеть. Практика- критерии истины. Согласно Марксу, вопрос об истинности познания- это вопрос практики. На практике человек убеждается в ложности или истинности своих суждений. Из практики он узнает, что менее и что более важно. В теории более значимое ставится на первое место, логика научного рассмотрения реализуется в переходе от общего к частному, от фундаментального к менее фундаментальному. Практика вынуждает отказываться от заблуждений и ведет вперед к истине. Против этих утверждений Маркса трудно что-либо возразить. Основные достижения философии Маркса: 1) в талантливой критике недостатков капитализма; 2) в разработке проблемы практики; 3) в постановке проблемы природы общественного.

Это философское учение создано в середине Х1Х века К. Марксом и Ф. Энгельсом. Оно господствовало в течение почти всего ХХ века в Советском Союзе и ряде других стран Европы и Азии. Сегодня это философское учение поддерживается в Северной Корее, Китайской народной республике, на Кубе.

Оно опирается на философию Гегеля и Фейербаха, т.е. на материализм.

20. Иррационализм как направление в философии. А. Шопенгауэр, Ф. Ницше, А. Бергсон, З. Фрейд.

Иррационализм - фил учение, настаивающее на ограниченных возможностях разума, мышления и признающее осн родом познания интуицию, чувство, инстинкт...Считает действительность хаотичной, лишенной закономерностей, починенных игре случая, слепой воле. (ирр. в частности явл экзистенциализм). Артур Шопенгауэр Главная работа – «Мир как воля и представление» Все, что существует Ш. понимает как волю, волю к жизни. Воля поним. как универсальный космический феномен, а каждая сила в природе как воля. Жизнь это плесень на одном из шаров. Мир не разумен и бессмыслен им управляет слепая, злая воля. Разум вторичен по отношению к воле, она безосновна истоки всего остального находятся в ней. Все и человек на веке приковано к вертящемуся колесу воли. Философия Ш. – это этика абсолютного пессимизма, жизнеотрицания. По Шопенгауэру освобождение от воли к жизни – путь к свободе, высшее благо. Этика Шопенгауэра: Предельно проста: страдание есть продукт целенаправленной воли, а именно, воли к жизни; поэтому, чтобы упразднить страдания, необходимо искоренить волю к жизни. Индивид, утверждающий волю к жизни одновременно утверждает смерть. Индивид, который борется с волей, (а воля выражается как в жизни, так в смерти), является свободным. По Ш. подлинная свобода невозможна, возможен лишь краткий прорыв к ней (противостояние с Ницше и его поиском вечной свободы). Страдание есть необходимость, действие вопреки слепой воле есть свобода. История жизни отдельного индивида - это история его страданий. Фридриха Ницше В основе всего находится воля к власти, которую сильный человек – сверх человек должен у себя максимально реализовать. Он сторонник сильных личностей надо воспитывать сильных людей способных вести за собой слабовольные массы людей. Разум понимается как заблуждение, болезнь омертвляющая человека. Во главу угла ставится лидерство, страсть, буйство фантазии и импровизации, протест против послушания и всякой хилости. Лозунг Ницше – “Живи опасно” Христианство. – попытка неудачников отомстить богатым и великим не может выступать как основа для поступка. Н. отвергал не только х. мораль но и мораль вообще. Мораль и культура несовместимы. Мораль это вздохи слабого, которому нет места в жизни. Культура должна быть культурой силы, ибо только сила прекрасна. Н. предлагаетубить бога и обрести свободу, т.е. обрести творческий импульс, стать источником и движущей силой процесса становления ценностей. Это будут конкретные ценности конкретного человека, которые появятся в результате осуществления воли к власти, власти над собственной жизнью. Это - высшее проявление морали.

Теория Фрейда (австр.врача-невропатолога и психиатра) направлена на изучение массового сознания, взаимоотношений в социуме. Фрейдизм - название теории и метода психоанализа.. Фрейд, исследуя причины патологических процессов в психике, решительно отказался от материалистич.в своей основе попыток объяснить изменения содержания психических актов физиологическими причинами. Но одновременно он совершенно отошел от материалистического мировоззрения, отказался от объективных методов исследования психики и создал в целом произвольную, надуманную, субъективистскую теорию. Суть ее состоит в отрыве психики от материальных условий и причин, ее порождающих. Психика рассматривается как нечто самостоятельное, существующее параллельно материальным процессам и управляемое особыми, непознаваемыми, вечными психическими силами, лежащими за пределами сознания. Над душой человека властвуют, как рок, неизменные психические конфликты бессознательных стремлений к наслаждению (прежде всего половому), к агрессии с “принципом реальности”, к кот. приспосабливается сознание. Совр.сторонники Ф.-неофрейдисты, представители школ “культурного психоанализа” (Хорни, Кардинер, Александер и др.), сохраняют нетронутой осн.идеалистическую линию З.Фрейда, отказываясь лишь от тенденции видеть во всех явлениях человеческой жизни сексуальную подоплеку и от некоторых др.методологически несущественных особенностей классического Ф. Фрейдистская концепция оказала и продолжает оказывать большое влияние на различные области культуры, и особенно заметное - на теорию и произведения западного искусства. Меньшее влияние Ф.имеет сейчас в неврологии и психиатрии. НЕОФРЕЙДИЗМ. 1.Американский неофрейдизм. Где было “оно” должно стать “я”. Требования “оно” должны быть строго подчинены контролю со стороны “я”. 2.Европейский неофрейдизм. “Я” должно осознать требования “оно”, и они должны быть удовлетворены, реализованы.

21. Экзистенциальная философия.

Исходным пунктом философии экзистенциализма является философия, освобождающая человека от всякой целостности, обуславливающей его мир и тяготеющей над ним, ставит его перед лицом такого же изолированного бога, перед которым он предстает «со страхом и трепетом». Обвиняет философию в том, что она вопрос о человеке решает слишком абстрактно. Философы превыше всего ставят дух, материю, бога, процесс, отвлеченную истину. В самом же человеке выделяют только его сущность. Задачу новой философии - прочувствовать человеческую жизнь. Философ должен глубже понять процесс выбора индивидом своего «Я» между добром и злом. Человек должен открыть такую истину, за которую можно умереть. Одиночество человека перед богом сменилось в экзистенциализме на одиночество человека перед лицом «ничто», отсюда возникает состояние страха, которое только и может открыть человеку бытие, привести человека к самостоятельному бытию и свободе. Этот страх нужно сознательно взять на себя и переносить его. Экзистенциализм антирационалистичен. Он считает рассудок не пригодным для исследования истины. Человек мыслит экзистенциально, т.е. кроме абстрактного мышления участвует физически-духовный человек, вместе со всеми своими чувствами и желаниями. Ему открывается истина. Рассудок слеп к ценностям, а ценности делают вещи познаваемыми. Сущность предшествует существованию. Человек делает себя, свою сущность уже существуя ® никакая сила не может нести ответственность за индивида, за превращение его в человека. Пограничная ситуация – выбор между жизнью и смертью, добром и злом. Человек ответственен за свой выбор. Апелляция к силе обстоятельств отвергается. Необходимо выступить против веры в некий заранее гарантированный прогресс.

22. Идейная конфронтация западников и славянофилов в России. Их представители.

Эти направления русской философии оформились в конце 30х-40х гг. 19 в.

Западничество. В центре внимания, также как и у славянофилов, размышления о смысле истории, необходимость определить роль русского народа. Однако, западники не выделяли русских в определённую группу народов, их идеи развивались вне церковной идеи. Россия, по их мнению. Должна была присоединиться к общественному прогрессу с помощью науки и разума. Историософская концепция: размышления касательно истории законов, роль личности в истории, радикальные политические взгляды: необходимо практическое вмешательство в ход истории. Прагматическое отношение к роли искусства: литература должна быть рупором социально-политических идей. Чаадаев. Темы фил-и Ч-ва: 1) Истор-я судьба России в отн-и к западу и миру. Запад - единство религии, культуры, нравств-ти. Считает - в Европе выполнены идеалы царства божьего, остальные цивил-и - извращенные, тупиковые. 2) Россия в промежуточном сост-и не Европа, не Азия, не цив-я вообще. В России нет идей долга, справедливости... 3) В области теории познания. Наиболее перспективна идея синтеза фил-и, науки, религ. Считает, что история - смена форм монотеизма (религия одного бога). 4) Ч-ев утверждает ответственность и свободу человека. Представители: П.Я. Чаадаев, А.И. Герцен, В.Г. Белинский, Т.Н. Грановский, Н.В. Станкевич.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-15; Просмотров: 465; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.054 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь