Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Историч-ие типы мировоззрения.Стр 1 из 5Следующая ⇒
Историч-ие типы мировоззрения. Мифологическое, религиозное, философское. Мифология – исторически первая форма миро-восприятия, понимания мира и самого себя первобытным чел. Она предстает в качестве специфической системы фантаст-их представ-лений об окружающей человека природной и социальной реальности. Признаки мифол-ого: 1.синкретизм; 2.антропоморфизм; 3.вера во множество сверхъестест-ых существ, олицетвор-их разнообразный природный мир; 4.Доминиро-вание чувственно-эмоционального восприятия окруж-его мира над рациональным познанием. Структура религ-ого: 1.психолог-ое (взгляды, чувства, настроение, харак-р верующих людей); 2.идеологич-ое (система догматич-их знаний о божеств-ой реальности). Специфика: 1.мир удва-ивается: наряду с реальным выдел-ся сакраль-ный как прообраз и цель деят-сти чел и между ними устанав-ся граница; 2.сущность Бога духовна, он творец мира и наход-ся вне его; 3.источник знаний- Священное писание (Талмуд, Библия, Коран) и вера, кот-ая выше разума. Филос-ое предполагает: 1.осмысление предель-ных оснований бытия и мышления; 2.обосно-вание ценностного отнош-ия людей к действ-сти; 3.стремление к системат-ой целостности знания о мире, чел-ке и харак-ре их взаимоотнош-ий; 4.логическую аргументацию выдвигаемых поло-жений; 5.опору на разум и внутр-ий опыт чел.
Филос как феномен кул-ры. Предмет филос. Опред-ие предмета филос-ии задача сложная. Это связано с тем, что: 1.отсутст-ет единая трактовка сущности предназначения филос-иив истории культуры; 2.филос-ия в начале своего развития охватывала практически все теорет-ие знания о мире; 3.многообразные филос-ие школы и направления по-разному понимают предмет филос-ии, поэтому ей трудно дать такую дефиницию, к-ая устраивала бы всех мыслителей; 4.в историко-филос-ом процессе наблюд-ся эволюция ее предмета, отраж-ая классические и постклассические ориентации самой филос-ии. Предмет филос-ии – целостное познание предельных оснований бытия природы, чел-ка, общества и культуры. Структура: онтология, гносеология, эпистемология, философ-ая антропология, аксиология, праксеология, социальная филос-ия. Типы философского мировоззрения. Филос — особый, научно-теоретический тип мировоззр. Филос-ое мировоззр отличается от религиозного и мифологического тем, что оно: • основано на знании (а не на вере либо вымысле); • рефлексивно (имеет место обращенность мысли на саму себя); • логично (имеет внутреннее единство и систему); • опирается на четкие понятия и категории. философия представляет собой высший уровень и вид мировоззрения, отличающийся рациональностью, системностью, логикой и теоретической оформленностью. Философия как мировоззрение прошла три основные стадии своей эволюции: Космоцентризм — филос-ое мировоззрение, в основе которого лежит объяснение окружающего мира, явлений природы через могущество, всесильность, бесконечность внешних сил — Космоса и согласно которому все сущее зависит от Космоса и космических циклов (данная философия была свойственна Древней Индии, Древнему Китаю, иным странам Востока, а также Древней Греции). Теоцентризм - тип философского мировоззрения, в основе которого лежит объяснение всего сущего через господство необъяснимой, сверхъестественной силы - Бога (был распространен в средневековой Европе). Антропоцентризм — тип философского мировоззрения, в центре которого стоит проблема человека (Европа эпохи Возрождения, нового и новейшего времени, современные философские школы). Истоки и идейные основы средне-вековой фил-фии. Проблема веры и разума. Реализм и ном-зм. Ф. Аквинский. Переход от античности к средневековью обусловлен рядом социокульт-ых предпосы-лок: 1) разложение рабовлад-ого строя и формир-ие феодальных отношений; 2) изме-нение соц-ой структуры общ-ва; 3)утвержд-ся полит-ая и дух-ая монополия западн Церкви, и религ-ое мировоззрение становится гос-подств-им; 4) приз-нание Библ в качестве единой свящ-ой книги христ-ва, ос-мысление кот породило христ-ую теологию и христ-ую Ф. Фил-вать - означ истолк-ать текст Свящ-ого Писания и авторитетные книги. Принципы среднев-ого фил-ского мышлен: монотеизм – Бог является личн, он един и уникален, вечен и бесконечен; теоцентризм - Бог явл-ся выс-шей сущ-стью всего бытия; креационизм - идея об акте своб-ого творен мира Богом из ничего; символизм – существ-ние любой ве-щи опред-но свыше: «вещи видимые» воспр-дят «вещи невидимые» и явл-ся их симво-лами; провиденциализм – истор чел-ва по-ним-ся как осуществл-ие Бож-ного замысла; эсхатологизм - учен о ко-нечности бытия ми-ра и чел, о конце света и страшном суде. В разв среднев-ой Ф выделслед-ие этапы: 1) anoлогетика (II—III вв.) – защищ-ся христ-во, раскрыв-ся познават-ые возм-сти веры, кот способна охватить любые проблемы в отли-чие от разума, полагавшего некот из них аб-сурдными. По Тертуллиану: «Верую, ибо аб-сурдно»; 2) пат-ристика – разраб-ются осно-вы христ-ой дог-матики с целью раскрыть глуб-ый смысл Библ (IV-VIII вв.). При этом предполаг-сь отдел подлинные тексты от не-подлинных и выявить истинные знач-ия осн-ых положений Библ, чтобы иск-лючить ерети-ческие интерпретации. Проблемное поле Ф было связано с темой теодицеи (богооправ-дания), осмысл-ем сущ-ности Бога как выс-шего Бытия, его трансцендентной (потусто-ронней) природы и тройств-сти Бож-ных ипо-стасей (Отц, Сын и Свят Духа). По Августину, вера вы-ступает в союзе с разумом: «я не стремлюсь понять, чтобы уверов, но верую, чтобы понимать»; 3) схоластика – сохр-ется приоритет веры над разумом, т.к. гл-ым пред-метом остаются фил-ско-теологич-ие проб-лемы, но уже обнаруж-ся тенденция к усиле-нию рационализма (IX-XIV вв., «золотым веком» счит XIII в.). Осн-ые теоретики – Ф.Аквинский, Росцеллин, Абеляр, Бэкон и др. Своеобраз этого этапа связано с форм-ем 2х систем образования - монастырской и уни-версит-ой. В Ф прояв-ся ин-терес к логике Аристот. Великим систематиз-ром среднев-ой Ф признан Фом Аквинск, кот полагал, что ре-лиг и Ф отличаются мет-ом получения истин, т.к. источником религ-ого знания явл-ся вера и Свящ Писание, а фил-ское - опирается на разум и опыт. Гл-ой проблемой схоластики явл-сь проблема общих понятий, кот пред-ставляют след-ие фил-ские подходы: -реа-лизм - общ понятия предст-ют собой подлин-ную реальность и сущ-уют до всякой вещи; -номинализм подлинной реал-стью считает единичные вещи, а понятия - лишь имена, созданные чел-ским разумом путем абстра-гирования. Философия Канта. Кант осуществил в фил. как бы переворот рассматривая познание как деятельность протекающую по своим действительным законам независимо от природы. Начиная с Канта фил. развивалась как гносеология (учение о знании). До этого времени фил. развивалась как онтология (учение о бытии, предметом всегда был мир). Предметом гносеологии по Канту должно быть изучение не вещей самих по себе (природа, мир, человек), а исследование познавательной деятельности, установленных законов человеческого разума и его границы. Свой метод Кант называет критическим, подчеркивая необходимость критического анализа наших познавательных способностей, чтобы выяснить их природу и возможности. Кант ставит перед собой задачу: понять законы сознания, по которым мы познаем мир. Кант меняет представление о соотношении эмпирических и рациональных моментов в познании. Кант заявляет, что чувства и рассудок имеют между собой принципиальные различия. Они представляют как бы два разных ствола в человеческом знании. Отсюда следует, что научное знание можно мыслить как синтез этих разнородных элементов (чувственности и рассудка). Ощущения без понятий слепы, а понятия без ощущений пусты. Главная задача философии Канта состоит в том, чтобы произвести синтез чувственности и мышления. Кант выделяет три уровня познания: 1.Разум (определяет цель)- определяется смыслом (то, что практично); 2.Рассудок (понятие)- логичность; 3.Чувства (опыт)- практическое наблюдение. Абсолютный идеализм Гегеля. Основное фил-ое произведение «Феноменология духа». В этой работе Гегель ставит задачу преодоление точки зрения индивидуального сознания. Главная позиция Гегеля: решить эту задачу можно путем постепенного развития сознания, в ходе которого индивидуальное сознание проходит весь тот путь, который прошло человечество на протяжении своей истории. Развитие Гегель понимает диалектически (единство противоположностей). Система диалектики: борьба между тезисом и антитезисом. Противоположности не только отвергают друг друга, но и дополняют - синтез. Тезис - материализм (материя первична, а дух вторичен); Антитезис - идеализм (дух первичен, а материя вторична). В синтезе как бы примеряются между собой тезис и антитезис, из которых возникает новое качественное состояние. Три закона диалектики: 1. Единство противоположностей (дополняют друг друга); 2. Количественно качественные изменения (все имеет количество и качество), наприм: много раз повторяем текст и запоминаем его; 3. Закон отрицание-отрицание. Тезис можно отрицать антитезисом, антитезис отрицать синтезом. Социальная фил. Марксизма. В основе общества лежат производственные отношения между двумя противоположными классами, между ними происходит борьба и приводит к революции. Проект либерально-социальный и марксизм (коммунизм) потерпели крах.
17.Развит фил-фии как метод-гия научного исследов в зап фил-фии XX в. (неопо-зитивизм, феноменология, фил-ская гер-меневтика). В кон 19 – нач 20 вв в зап Ф оформл-ся позитивизм, высказавший идеи «положит-ого знания» и очищения Ф от метафизичес-ких иллюзий. Позитивизм стремился обра-тить Ф на пользу науке, адаптировать мето-долог-ие принципы к бурно растущему естественнонаучному зна-нию.Дальнейшее развит позитивизма свя-зано с формиров-ем неопозитивизма и ана-лит-ой Ф, позднее, со становл-ем постпози-тивизма – Кун, Поппер и др.Гл-ой задач нео-позитивизм счит анализ логических и матем-их конструкций, лежащих в основе постро-ения научного знания. Разрабат-ся фунда-мент-ые принципы, на основе кот, по мнению неопозитив-ов, и раз-вив-ся наука: -принцип верификации (необх-сть сравнения положе-ний науки с данными простого опыта); -прин-цип конвенционализма (в основе принятия аналит-их положений в научной теории лежат произвольные согла-шения ученых, полезно-стью, простотой и т.д.); -принцип физикализ-ма (все предлож-ия в эмпирич-их науках дол-жны допускать сведение к предложениям физики).Феноменология вооружила фил-ское знание принципно новым м-дом анализа созн и различных его состояний. Центр-ое понят феномен-гии – «интенция», направл-сть созн на объект, наход-ся в самом созн, и сами способы этой направл-сти. Гуссерль: что Ф станет строгой наукой только тогда, когда сделает своим предметом структуру «чистого сознания» (феном-гию) и отка-жется обоснов-ать свои выводы с по-мощью опыт-ных наук.Фил-ская герменевтика связана с идеями интерпретации проблемы понимания. Её прототипами счит искусство толкования иносказаний в древне-греч-ой Ф, искусство толкования Священного Писан в средн века.Герменевтика сконцентр-сь на изуч особ-стей гуманит-ого знания, путях его постижения, выяснении сходства и различия объяс-ия и поним. По мнен фил-фов – сторонн-ков идей герменевтики соц-но-гуманит-ые науки не могут и не должны копиров метод-гию есте-ствозна-ния. Этой метод-гией можн пользов-ся, но с учетом особ-стей и своеобразия изу-чаемого предмет. Заслу-гой фил-ской герме-невтики явл-ся изуч-ие значения толкования, интерпретации в соц-но-гу-манит-ом знании. Сама интерпретация – процесс не-однознач-ный, т.к. толкование соверш-ся в контексте опред-ых традиций, а это знач, что интер-претатор подходит к своему предмету с «пре-дубеждением» и вкладыв в него новые смыс-лы.Единствно доступным и ценным миром герменевтика признает мир чел-ого общен, внутри кот образ-ся мир культ, цен-стей, смыслов и т.д. Все составля-ющие культ должны быть понятны и истолк-ны.
20. Понятие бытия и субстанции. Основные формы бытия. Онтология иссл-ет пробл. существования (бытия) реальности, законов организации, функционирования и развития всех типов вещей. Категория бытия (Б.) возникает как, предельно-обобщенная характеристика того, что присуще всему в мире. Проблема Б. по-разному трактуется в конц-ях - манизма (Б.-как единственность: либо материальное либо духовное), дуализма (равноправное существ-е 2-х начал), плюрализма (сущ-т бесконечное кол-во начал или видов бытия). Категория Б. -поиск объединяющего начала в многообразном мире вещей. Ее фун-я - свидетельствовать о наличии того, что нечто уже есть, осуществилось как действит-сть и приобрело опред-й вид. Категория небытия - то, что реально не сущ-т, или уже прекратило свое существование. Форма проявления Б. - нечто, форма проявления небытия - ничто. Выделяют два осн-х вида Б.- материальное и духовное (идеальное). Материальное бытие -то, что составляет объективную реальность (природные объекты, феномены чел-ой и общ-й жизни). Идеальное бытие предст-т явл-я духовной жизни чел. и общества - их чувства, настроения, мысли, идеи, теории (субъективная реальность). Данный вид бытия объективирован в виде понятии, формул, текста, ценностей и т.д. Эти два осн-х вида Б. представлены в 4-х осн-х формах: 1.бытие вещей тел, процессов (природы): – это Б. 1-ой природы–кот-я как существовала так и будет существовать и бытие 2-й природы – измененная, цивилизационная - это бытие человека; 3-я форма Б. духовного (идеального) кот. подразделяется на индивидуализированное духовное - это содержание нашего сознания. И объективированное духовное – это наука, религия. 4-я ф. бытие социального или бытие общества, мы можем говорить о бытии чел в обществе. Классическая философия рассматривала онтологические проблемы в тесной взаимосвязи с понятием субстанция. От лат. substantia — сущность, лежащее в основе, -это понятие имеет два значения: 1)субстанция –это то, что существует само по себе, и не зависит в своем существовании ни от чего другого(Декарт); 2) субстанция – это первоначало, первооснова, и от ее существования зависит существ-е др.вещей Наряду с субстанцией используется понятие АТРИБУТ - это св-во без которого предмет не может ни существовать, ни мыслиться. Парменид: «Бытие есть, небытия - нет». Впервые эта тема появляется в 6-5 века до н.э. в философии Парменида, только он употреблял понятие «СУЩЕЕ». В ср. века категории бытия и субстанции фактически слиты воедино в образе Бога – он есть и бытие и субстанция. В новое время категория субстанции не исчезает, но в центре филосовских исслед-й нах вопрос о методах истинного познания. В философии Гегеля впервые обнажается человеческий смысл понятия субстанции, т.к. человеку Гегеля есть необходимый момент развития абсолютный идеал.
21. Категория материи. Эволюция представлений о материи в философском и научном познании . Материя (лат. materia - вещество) – фил. категория, кот. в материалистической традиции обозн. субстанцию, обладающую статусом первоначала (объективной реальности) по отношению к сознанию (субъективной реальности). Ее эволюция связана с тремя осн. этапами развития, где материя трактуется как: 1) вещь, 2) свойство (атрибут), 3) отношения. 1 этап античная фил-я - поиск материального (вещественного) начала, образующего первооснову всего природного многообразия. В начале это были стихии: воды, огня, воздуха, земли (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен), затем - атомы (Левкипп, Демокрит). Материя играла роль одного из начал (Платон). Материя интерпретировалась как «первичный субстрат каждой вещи» (Аристотель). 2 этап (Новое время) механистический или метафизический материализм - материея это вещь, обладающую всеобщими атрибутами - массой, протяженностью, неделимостью, непроницаемостью и т. п. Но в то время догадки о том, что материя есть – все то, что каким-то образом воздействует на наши органы чувств. Т.о. постепенно материя начинает пониматься в ее отношении к сознанию. 3этап - - марксизм, кот. высказывает критическое отношение к сведению материи исключительно как к миру природы и распространяет это понятие на мир общества. Также революционные открытия в науке на рубеже 19 – 20 веков (теория Дарвина, открытие клетки, радиоактивность), обострили проблемы материи, интерес в философии, и на этом этапе происходит окончательное разведение философского и научного подходов к пониманию материи. И в определении материи данным Лениным в качестве самого главного св-ва материи было зафиксировано ее св-во быть объективной реальностью, существующую независимо от сознания человека. Др. словами, данное понятие определяется в рамках основного вопроса философии, вопроса об отношении мышления к бытию (К. Маркс, Ф. Энгельс, Г. В. Плеханов, В.И. Ленин). Материальность стала преимущественным аспектом в понимании бытия вообще и общественного бытия в частности. Согласно науч. данным физич. материя может существовать в виде вещ-ва и поля. То, что имеет болевую природу – материальное явление. Главное в материи – материя неисчерпаема.
22. Движение и развитие как атрибуты бытия. Принцип глобального эволюционизма Динамику бытия раскрывают категории «движение», «развитие» и «покой». Движение как философская категория обозначает изменения как свойство сущего. Формы движения: физическое, химическое, биологическое, социальное, духовное. По направлению виды движения формы таковы: круговорот, восхождение, нисхождение, единство восхождения и нисхождения. Развитие названо авторами «необратимым изменением». Его виды: прогрессивное, регрессивное, нейтральное, а также революционное и эволюционное. Покой – якобы относительная устойчивость сущего. Концепция (принцип) глобального (универсального) эволюционизма – якобы занимает одно из центральных мест в научной картине мира. Это сведение воедино всех видов развития на принципах: самоорганизации (синергетики) и эволюции (космической, химической, биологической, социальной). Согласно этой концепции все системы самоусложняются: растет их разнообразие, а стабильность снижается. Многое случайно, но господствует «наследственность» (причинность, преемственность), не определяющая, однако, всего. Развитие идет путем отбора наиболее реального варианта из множества возможных. 23. Пространственно-временная организация бытия. Основные концепции пространства и времени. Понятие «пространство» обозначает свойство вещей обладать размерами и занимать определенное положение относительно друг друга. А понятие «время» – иметь длительность, скорость развертывания, ритм и темп. Основные свойства пространства: размерность (вещи имеют параметры), изотропность (оно во все стороны соразмерно, то есть, каждый метр в одну сторону равен каждому метру в любую другую). Основное свойство времени – необратимость. Но современное естествознание якобы допускает десяти- и даже одиннадцати- мерные пространства и обратимые во времени процессы. 2 основные концепции пространства и времени: 1) субстанциональная: пространство и время независимы между собой, пространство как бы пустое вместилище, время – неудержимый поток событий (Демокрит, Ньютон). 2) реляционная: пространство и время взаимозависимы (Аристотель, Лейбниц, Эйнштейн). Эта концепция особенно развита в неклассической физике, где увеличение скорости сокращает пространственные величины
27. Диалектика как концепция развития, её основные принципы. Альтернативы диалектики.Диалектика в современной философии – теория развития бытия и метод его познания. Элементы данной теории: принципы, законы и категории. Маркс показал как происходил процесс развития общества, какие движущие силы развития, каковы мотивы поведения людей в истории. Основной принцип его диалектики - бесконечность развития. Принципы диалектики Принцип всеобщей связи (означает целостность окружающего мира, его внутреннее единство, взаимосвязанность, взаимозависимость всех предметов, явлений, процессов) Принцип системности (многочисленные связи в окружающем мире существуют не хаотично, а упорядоченно, образуя систему) Принцип причинности (наличие связей, где одна порождает другую. Предметы, явления, процессы имеют внешнюю или внутреннюю причину, т.е. чем-то обусловлены. Причина порождает следствие, а связи в целом именуются причинно-следственными Принцип историзма подразумевает два аспекта окружающего мира: 1) вечность, неуничтожимость истории, мира 2) его существование и развитие во времени, которое длится всегда. К альтернативам диалектики относятся: метафизика, «негативная» диалектика, софистика, электрика, догматизм, релятивизм. Метафизика явл-ся главной альтернативой диал-ки. Отличия метафизики от диалектики: -диалектика признаёт
Один из осн. законов диалектики. Впервые сформулирован в идеалистической системе Гегеля. О. о. з. выражает преемственность, спиралевидность развития, связь нового со старым, своего рода повторяемость на высшей стадии развития нек-рых свойств ряд низших стадий, обосновывает прогрессивный характер развития. закон отрицания отрицания характеризует развитие со стороны его направленности и результата. Согласно этому закону развитие есть процесс, складывающийся из определённых циклов. Специфическим способом перехода от одной ступени развития к другой в рамках каждого цикла является отрицание. Данный закон раскрывает и роль каждого отрицания в развитии, и результат двойного отрицания, выражает основную тенденцию направления развития.Основные категории: «отрицание», «преемственность», «возврат якобы к старому» в результате двойного отрицания.«Отрицание» – отражает определённый этап развития, означающий превращение объекта путём скачка в нечто иное, определённым образом связанное с отрицаемым объектом.Отрицание является содержательным процессом и означает не просто уничтожение старого явления, но возникновение нового, находящегося в определённой связи с отрицанием.Надо отличать отрицание от скачка. Скачок есть переход от старого качества к новому, от одной меры к другой, есть «перерыв постепенности». Процесс отрицания начинается ещё до скачка, в рамках старой меры, и продолжается после него, в рамках новой меры. Т.о. длительность отрицания как процесса оказывается большей, чем длительность скачка.В диалектике под двойным отрицанием понимают такое, которое завершает определённый цикл развития: зерно-стебель-зерно колоса.Закон отрицания отрицания имеет методологическое значение в познании природных и социальных явление. Он нацеливает на учёт многообразия конкретных форм проявления, способов и типов реального отрицания в природе и обществе.
Категории диалектики. Категории диалектики - общие понятия, отражающие наиболее существенные закономерные связи и отношения реальности. Можно сказать, что философские категории воспроизводят свойства и отношения бытия в максимально общем виде. Регулируя реальный процесс мышлени они в ходе его исторического развития постепенно вычленяются в особую систему, и именно система категорий оказывается наиболее устойчивой во всех преобразованиях философского знания, хотя и она претерпевает изменения, подчиняясь принципу развития. Современное представление фундаментальных категорий существенно отличается от того, как они мыслились в древности. В современной диалектике к базовым категориям относят: Сущность - нечто сокровенное, глубинное, пребывающее в вещах, их внутренних связях и управляющее ими, основание всех форм их внешнего проявления. Сущность всегда конкретна, не бывает сущности вообще. Явление - непосредственно воспринимаемые свойства объекта, то или иное видение которых зависит от строения и действия органов чувств субъекта познания. Явление - это проявление сущности. Единичность - категория, выражающая относительную обособленность, дискретность, отграниченность друг от друга в пространстве и времени объектов, с присущими им специфическими особенностями, составляющими их неповторимую качественную и количественную определённость. Случайность - такой тип связи, который обусловлен несущественными, внешними дл данного явления причинами. Бывает внешней и внутренней. Необходимость - закономерный тип связи явлений, определяемый их устойчивой внутренней основой и совокупностью существенных условий их возникновения и развития. Свобода - способность человека принимать решения и совершать поступки в соответствии со своими целями, интересами, идеалами. И др. 32.Проблема познаваемости мира Основной вопрос философии - Проблема познаваемости мира: как относятся наши ощущения и мысли к окружающему миру, способен ли человек с их помощью достигать достоверного (правильного) и глубокого знания, знания главного, определяющего в вещах и системах, т. е. их сущности? При решении этой проблемы выделяются три философских направления. Первое из них - гносеологический (познавательный) реализм. Согласно ему, мир познаваем до уровня сущности (причин и законов) явлений, непознаваемых сущностей нет, хотя в силу неисчерпаемости мира есть вещи ещё непознанные или мало познанные. Второе направление — скептицизм (от греч. «скептикос» — исследующий, критикующий), для которого характерно сомнение в возможностях познания, представление о том, что, возможно, человек может иметь правильное знание, а, возможно, и нет. Поэтому скептики во избежание ошибок рекомендовали воздерживаться от всяких суждений. И третье направление — агностицизм (от греч. «а» - не, «гносис» - знание), представители которого признают возможность достижения неглубокого, поверхностного знания на уровне явлений, но отрицают возможность постижения сущности (глубинных основ) явлений и систем. Иногда агностицизм неточно характеризуют как учение, вообще отрицающее познаваемость мира. В действительности же таких агностиков никогда не было, а были философы, ограничивавшие познавательные возможности человека миром явлений или ощущений. Нередко скептицизм отождествляют с агностицизмом. Заключение Философия содержит основной вопрос философии, который выражает основные направления философских поисков и показывает, что идя по этому направлению можно прийти к прямопротивоположному результату – идеализму и материализму. Какой из них соответствует идеальной картине мира покажет будущее. Историч-ие типы мировоззрения. Мифологическое, религиозное, философское. Мифология – исторически первая форма миро-восприятия, понимания мира и самого себя первобытным чел. Она предстает в качестве специфической системы фантаст-их представ-лений об окружающей человека природной и социальной реальности. Признаки мифол-ого: 1.синкретизм; 2.антропоморфизм; 3.вера во множество сверхъестест-ых существ, олицетвор-их разнообразный природный мир; 4.Доминиро-вание чувственно-эмоционального восприятия окруж-его мира над рациональным познанием. Структура религ-ого: 1.психолог-ое (взгляды, чувства, настроение, харак-р верующих людей); 2.идеологич-ое (система догматич-их знаний о божеств-ой реальности). Специфика: 1.мир удва-ивается: наряду с реальным выдел-ся сакраль-ный как прообраз и цель деят-сти чел и между ними устанав-ся граница; 2.сущность Бога духовна, он творец мира и наход-ся вне его; 3.источник знаний- Священное писание (Талмуд, Библия, Коран) и вера, кот-ая выше разума. Филос-ое предполагает: 1.осмысление предель-ных оснований бытия и мышления; 2.обосно-вание ценностного отнош-ия людей к действ-сти; 3.стремление к системат-ой целостности знания о мире, чел-ке и харак-ре их взаимоотнош-ий; 4.логическую аргументацию выдвигаемых поло-жений; 5.опору на разум и внутр-ий опыт чел.
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-15; Просмотров: 277; Нарушение авторского права страницы