Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Закон единства и борьбы противоположностей



Законы диалектики отличаются от законов других наук своей всеобщностью, универсальностью, поскольку они: а) охватывают все сферы окружающей действительности; б) раскрывают глубинные основы движения и развития-их источник, механизм перехода от старого к новому, связи старого и нового. Выделяются три базовых закона диалектики: а) единства и борьбы противоположностей; б) переход количества в качество; в) отрицания отрицания.

Закон единства и борьбы противоположностей заключается в том, что всё сущее состоит из противоположных начал, которые, будучи едиными по своей природе, находятся в борьбе и противоречат друг другу. Единство и борьба противоположных начал- внутренний источник движения и развития всего сущего. Особый взгляд на единство и борьбу противоположностей имел Гегель. Им были выведены два понятия –«тождество» и «различие». По Гегелю, каждый предмет, явление обладают двумя главными качествами –тождественностью и отличием. Тождественность означает то, что предмет (явление, идея)равен самому себе, то есть данный предмет есть именно этот данный предмет. В то же время в тождественном самому себе предмете есть то, что стремится выйти за рамки предмета, нарушить его тождественность.

Противоречие, борьба между едиными тождественностью и отличием приводит, по Гегелю, изменению предмета – движению.

Различие – это сравнительная характеристика объектов на основании того, что признаки одних объектов отсутствуют у других. Каждое явление и тождественно себе, и в то же время отличается от самого себя, так как постоянно изменяется. Тождество и различие представляют собой нечто цельное в единстве.

Закон ед. и вз-ия противоположностей является законом не только бытия, но и законом познания. Познание есть активное взаимодействие объекта и субъекта на основе практики. Сам познавательный процесс есть единство противоположностей: чувственного и логического, абстрактного и конкретного, теории и практики.

Можно также выделить различные виды борьбы противоположностей внутри цельного явления:

- борьба приносящая выгоду обеим сторонам;

-борьба, где одна сторона регулярно одерживает верх над другой, но побеждённая сторона сохраняется и является «раздражителем» для побеждающей, благодаря чему побеждающая стороная переходит на более высокую ступень развития;

-антагонистическая борьба, где одна сторона может выжить только за счёт полного уничтожения другой.

Помимо борьбы, возможны иные виды взаимодействия: а)содействие; б) солидарность, союзничество; в) нейтралитет; г) мутуализм –полная взаимосвязь (для выполнения какого-либо дела стороны должны действовать только вместе и не могут действовать автономно друг от друга.

29.Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений. ( РАСКРЫВАЕТ МЕХАНИЗМ РАЗВИТИЯ).

Развитие объекта происходит путем количественных изменений, которые, накапливаясь, превышают определенную меру и вызывают качественные изменения, а они, в свою очередь, порождают новые возможности количественных изменений.

Основные понятия и характеристики закона перехода количественных и качественных измений:

Свойство (исходное понятие данного закона) — наличие и характер изменчивости объекта, которая проявляется в отношениях с другими объектами. Свойства показывают сходство или различие объектов. Любой объект обладает множеством разнообразных свойств;

Качество — совокупность основных необходимых свойств объекта, благодаря которой он существует как таковой и отличается от других. Эта совокупность свойств определяет его состояние совместимости со своим исходным статусом. С потерей хотя бы одного из таких свойств объект утрачивает исходную определенность и приобретает другой статус. Например, студент, не сдавший экзамены, перестает быть студентом;

Количество — объем изменения объекта. Часто, но не всегда этот объем можно выразить численно, как в случае с оценкой знаний студента на экзамене;

Мера — это граница, при переходе которой количественные изменения вызывают изменения качественные. Внутри границ меры качество остается неизменным, а количество меняется. Например, студент, прошедший все испытания, переводится на следующий курс;

Скачок — переход от одного качества к другому.

Таким образом, через связь количественных и качественных изменений происходит развитие всех объектов мира. Если люди хотят добиться качественных изменений в общественном устройстве, технике или формировании собственных свойств, то нет другого пути, кроме как соответствующие количественные изменения, т. е. постепенное изменение культуры общества, накопление научных знаний, личная тренировка и упорный труд. А для достижения высоких количественных показателей в любой сфере жизни общества нужно сначала выйти на определенный качественный уровень развития. Например, хочешь быстро бегать — научись сначала ходить, хочешь накопить научные знания — научись сначала читать. Развитие — это выход на новый качественный уровень, иначе это не развитие, а просто количественное изменение свойств объекта.

 

Закон отрицания отрицания(указывает направление развития)

Один из осн. законов диалектики. Впервые сформулирован в идеалистической системе Гегеля. О. о. з. выражает преемственность, спиралевидность развития, связь нового со старым, своего рода повторяемость на высшей стадии развития нек-рых свойств ряд низших стадий, обосновывает прогрессивный характер развития. закон отрицания отрицания характеризует развитие со стороны его направленности и результата. Согласно этому закону развитие есть процесс, складывающийся из определённых циклов. Специфическим способом перехода от одной ступени развития к другой в рамках каждого цикла является отрицание. Данный закон раскрывает и роль каждого отрицания в развитии, и результат двойного отрицания, выражает основную тенденцию направления развития.Основные категории: «отрицание», «преемственность», «возврат якобы к старому» в результате двойного отрицания.«Отрицание» – отражает определённый этап развития, означающий превращение объекта путём скачка в нечто иное, определённым образом связанное с отрицаемым объектом.Отрицание является содержательным процессом и означает не просто уничтожение старого явления, но возникновение нового, находящегося в определённой связи с отрицанием.Надо отличать отрицание от скачка. Скачок есть переход от старого качества к новому, от одной меры к другой, есть «перерыв постепенности». Процесс отрицания начинается ещё до скачка, в рамках старой меры, и продолжается после него, в рамках новой меры. Т.о. длительность отрицания как процесса оказывается большей, чем длительность скачка.В диалектике под двойным отрицанием понимают такое, которое завершает определённый цикл развития: зерно-стебель-зерно колоса.Закон отрицания отрицания имеет методологическое значение в познании природных и социальных явление. Он нацеливает на учёт многообразия конкретных форм проявления, способов и типов реального отрицания в природе и обществе.

 

Категории диалектики.

Категории диалектики - общие понятия, отражающие наиболее существенные закономерные связи и отношения реальности. Можно сказать, что философские категории воспроизводят свойства и отношения бытия в максимально общем виде. Регулируя реальный процесс мышлени они в ходе его исторического развития постепенно вычленяются в особую систему, и именно система категорий оказывается наиболее устойчивой во всех преобразованиях философского знания, хотя и она претерпевает изменения, подчиняясь принципу развития. Современное представление фундаментальных категорий существенно отличается от того, как они мыслились в древности. В современной диалектике к базовым категориям относят:

Сущность - нечто сокровенное, глубинное, пребывающее в вещах, их внутренних связях и управляющее ими, основание всех форм их внешнего проявления. Сущность всегда конкретна, не бывает сущности вообще.

Явление - непосредственно воспринимаемые свойства объекта, то или иное видение которых зависит от строения и действия

органов чувств субъекта познания. Явление - это проявление сущности.

Единичность - категория, выражающая относительную обособленность, дискретность, отграниченность друг от друга в пространстве и времени объектов, с присущими им специфическими особенностями, составляющими их неповторимую качественную и количественную определённость.

Случайность - такой тип связи, который обусловлен несущественными, внешними дл данного явления причинами. Бывает внешней и внутренней.

Необходимость - закономерный тип связи явлений, определяемый их устойчивой внутренней основой и совокупностью существенных условий их возникновения и развития.

Свобода - способность человека принимать решения и совершать поступки в соответствии со своими целями, интересами, идеалами.

И др.

32.Проблема познаваемости мира Основной вопрос философии - Проблема познаваемости мира: как относятся наши ощущения и мысли к окружающему миру, способен ли человек с их помощью достигать достоверного (правильного) и глубокого знания, знания главного, определяющего в вещах и системах, т. е. их сущности? При решении этой проблемы выделяются три философских направления. Первое из них - гносеологический (познавательный) реализм. Согласно ему, мир познаваем до уровня сущности (причин и законов) явлений, непознаваемых сущностей нет, хотя в силу неисчерпаемости мира есть вещи ещё непознанные или мало познанные.

Второе направление — скептицизм (от греч. «скептикос» — исследующий, критикующий), для которого характерно сомнение в возможностях познания, представление о том, что, возможно, человек может иметь правильное знание, а, возможно, и нет. Поэтому скептики во избежание ошибок рекомендовали воздерживаться от всяких суждений.

И третье направление — агностицизм (от греч. «а» - не, «гносис» - знание), представители которого признают возможность достижения неглубокого, поверхностного знания на уровне явлений, но отрицают возможность постижения сущности (глубинных основ) явлений и систем. Иногда агностицизм неточно характеризуют как учение, вообще отрицающее познаваемость мира. В действительности же таких агностиков никогда не было, а были философы, ограничивавшие познавательные возможности человека миром явлений или ощущений. Нередко скептицизм отождествляют с агностицизмом.

Заключение

Философия содержит основной вопрос философии, который выражает основные направления философских поисков и показывает, что идя по этому направлению можно прийти к прямопротивоположному результату – идеализму и материализму. Какой из них соответствует идеальной картине мира покажет будущее.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-15; Просмотров: 402; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.015 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь