Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Осн-ые идеи фил-фии эпохи Возрожд, ее вклад в духовную культуру человечества.
Возрождение, или Ренессанс, XIV-XVI вв. Соцно-истор-ие и культ-ые осн-ния Ренессан-са: 1)становл-ие раннекапитал-их отнош-ий и развит ману-фактурного произв-ва; 2)активи-зация технич-ого изобретат-ва - в сфере гор-ного дела, металлургии, море-ходства и др.; 3)великие географ-ие открытия и разв между-нар-ой торговли обеспеч-ют эконом-ую мощь стран на внешн и внутр-ем рынках; 4)наблюд-ся эконом-ое разв городов и переход от дерев-ой культ к городской; 5)происходит секуляризация культ, катол-ая церк постепен-но утрачивает идеологическое господство над всеми сферами жизни людей. Религиоз-но-рефор-маторские движения усилили эти тенденции и создали условия для возн-ия протестантизма - новой христ-ой конфессии. Культ Возрожд оценив-ся как худож-но-гума-нист-ая традиция, начало кот положил поэты, писатели, худ-ки, учен - Данте, Петрарка, Вадла, Л.да Винчи и др. Антисхоластичес-кая направл-сть мысли, обращение к антич-ной традиции, идея универс-ой личн. Источ-ником дух-ого прозрения и нравственного просве-щения становятся «писания чел-ские». В дух-ой жизни стали проявл-ся 2 тенденции: 1) возвращен к классикам; 2)возвращ к природ. Живоп ориентиров-сь на подражание природ, а скульптур соед-ла в себе обе тенденции. В ренессансной культ: •изменяется статус нау-ки, она становится самост-ой формой знания с опорой на реальный эксперемент; •форм-ся Ф политики, у истоков кот стоял Макиавелли, заинтерес-вшийся природой власти, механиз-мами ее получения и утраты; •разрабат-ся соц-но-полит-ие утопии с их идеалом общей собств-сти, ра-венства и аскетизма в жизни, представлен-ные Мором и Кампанеллой. В Возрожд выделяют 3 этапа, отличающихся фил-ской проблем-кой: 1)гуманист-ий (XIV - 1ая пол XV вв): гуманизм и индив-лизм как 2 веду-щих принципа сост-ли его гл-ый смысл. Высшей ценностью жизни объявл-ся чел - «свободный» и «благородный», с ощущ-ем собств-ого я, своей незаурядности и гени-альности. Это приводит к антропоцентризму - чел становится «2ым Богом», кот должен преобразовать природ в соответств со своими потребн-ями. 2)фил-ский неоплато-низм (вт. полов XV в.), в рамках кот происх-ло возвращение идеи о чел как микрокосме. 3) натурфилософский (к. XV-XVI вв.), сущ-ностью кот становится глубокий интерес к природе (Л.да Винчи, Бруно, Монтень, Копер-ник). Становление натурфил-фии (Ф приро-ды) обусловлено стремл-ем к пониман при-род и усилению власти над ней. Основу натурфил-фии составил пантеизм, кот сох-ранял Бога в качестве творч-ого нача-ла, «растворенного» в природе и наполня-ющего жизнь природы и чел дух-ой энергией.
№10. Основные идеи фил. XVII в. В идеях фил. ХVII в. Человек выступает как творец природы, а она ему служит. Чтобы овладеть природой и поставить ее на службу, человеку необходимо изменить научные методы исследования. Француз Ф.Бэкон вводит метод индукции – от частного к общему (смотрим на факты и делаем выводы). Индуктивный метод, как бы тщательно не был бы отработан, в конечном счете, не может дать всеобщего необходимого знания, к которому стремится наука. От Бекона произошла наука основанная на эксперименте. В отличии от Бекона Рене Декарт подчеркивает значение национального подсознания. Он говорит, что мы должны прийти к таким решениям, где нету сомнений: «Я думаю, значит существую». За основу Декарт берет математику. Декарду принадлежит идея создания единого научного метода, который у него носит названия «универсальный математик». Согласно Декарду математика должна стать главным средством познания природы. В природе он выделяет такие свойства, которые составляет предмет математики – притяжение, фигура и движение. №11. Основные идеи фил. ХVIII в. Философия Просвещения стала идейным основанием новой культурной ситуации в Европе и Америке XVIII в., связанной с преодолением феодальных дословных отношений и утверждением ценностей либерализма и демократии. В сфере духовной культуры эпохе присущ антиклерикализм (борьба с Церковью во имя разума и свободомыслия). Выделяют английское Просвещение (Дж. Локк, Д. Юм, А. Смит), французское (Д. Дидро, П. Гольбах, К. А. Гельвеций, Ж.-Ж. Руссо, Вольтер и др.), немецкое (И. Г. Гердер, И. В. Гете, Г. Э. Лессинг, В. Гумбольдт), американское (Т. Пейн, Т. Джефферсон), русское (А. Н. Радищев, П. С. Новиков, Я. П. Козельский) и т. д. Свою основную задачу просветители видели в соединении научного и социального прогресса, в создании рациональной программы преобразования общества, затрагивающей все сферы его жизни. В качестве основных социально-философских концепций Просвещения выступали теории естественного права, общественного договора и гражданского состояния (общества). Теория естественного права декларировала, что все люди от природы равны и имеют равные права на жизнь, свободу, счастье, собственность. Основанием для такого утверждения была рационально-механистическая интерпретация природы, рассматриваемой как царство порядка, закона и «естественной справедливости», при этом человек как элемент природы изначально обладает интенцией к самосохранению, разумом, способностью к целесообразному действию (труду) и правом на результаты труда. Теория общественного договора развивала идеи Т. Гоббса и, в особенности, Дж. Локка, в соответствии с которыми государство - это результат добровольного соглашения людей, заключенного для защиты их естественных, данных от рождения прав. Французское Просвещение начинает рассматривать договор уже не как единовременный акт образования государства, но как принцип функционирования общества в целом, основой которого выступают договорные отношения индивидов, заключаемые в соответствии с законом и правом. Согласно Руссо, сувереном законодательной власти выступает весь народ, общая воля которого должна быть воплощена в политике государства. В случае их несовпадения первый (несправедливый) договор должен быть расторгнут и заключен новый, основанный на последовательном утверждении неотчуждаемых естественных прав человека. Понятие гражданского состояния в учениях Гоббса и Локка понималось как преодоление естественного и связывалось с образованием государства. Для французского Просвещения государство выступает как институт, подчиненный интересам общества и производный от них. Государство с помощью закона призвано лишь гарантировать соблюдение частных договорных соглашений, складывающихся независимо от него и направленных на удовлетворение отдельных человеческих интересов. В конце XVIII в. идея гражданского состояния трансформируется в понятие «гражданекое общество», которое как сфера осуществления частных интересов рассматривается просветителями в качестве более высокого по сравнению с государством социального состояния. Историческая миссия философии Просвещения заключается в разработке идеологической программы нового капиталистического общества, а применительно к Франции и Америке - в непосредственной подготовке Великой французской революции и Войны за независимость. Ряд положений работы Руссо «Об общественном договоре» вошел в американскую «Декларацию независимости» и французскую «Декларацию прав человека и гражданина».
12. Классическая немецкая философия. Период ‑ 1770-1831 гг. Лица: Кант, Гегель, Фейербах. Высшая форма классического рационализма: разум организует действительность по образу и подобию своему. Преддверие неклассического философствования.
Под классической немец.фил. понимается совокупность фил-х учений, разработанных во второй половине ХIII-ХIХвв. Кантом, Гегелем, Фейербахом. Их сочинения пронизаны « духом вызова, возмущения против всего тогдашнего немецкого общества». Основоположником классической нем-й фил. явл. И. Кант (1724-1804). Философия Канта. Кант осуществил в фил. как бы переворот рассматривая познание как деятельность протекающую по своим действительным законам независимо от природы. Начиная с Канта фил. развивалась как гносеология (учение о знании). До этого времени фил. развивалась как онтология (учение о бытии, предметом всегда был мир). Предметом гносеологии по Канту должно быть изучение не вещей самих по себе (природа, мир, человек), а исследование познавательной деятельности, установленных законов человеческого разума и его границы. Свой метод Кант называет критическим, подчеркивая необходимость критического анализа наших познавательных способностей, чтобы выяснить их природу и возможности. Кант ставит перед собой задачу: понять законы сознания, по которым мы познаем мир. Кант меняет представление о соотношении эмпирических и рациональных моментов в познании. Кант заявляет, что чувства и рассудок имеют между собой принципиальные различия. Они представляют как бы два разных ствола в человеческом знании. Отсюда следует, что научное знание можно мыслить как синтез этих разнородных элементов (чувственности и рассудка). Ощущения без понятий слепы, а понятия без ощущений пусты. Главная задача философии Канта состоит в том, чтобы произвести синтез чувственности и мышления. Кант выделяет три уровня познания: 1.Разум (определяет цель)- определяется смыслом (то, что практично); 2.Рассудок (понятие)- логичность; 3.Чувства (опыт)- практическое наблюдение. Абсолютный идеализм Гегеля. Основное фил-ое произведение «Феноменология духа». В этой работе Гегель ставит задачу преодоление точки зрения индивидуального сознания. Главная позиция Гегеля: решить эту задачу можно путем постепенного развития сознания, в ходе которого индивидуальное сознание проходит весь тот путь, который прошло человечество на протяжении своей истории. Развитие Гегель понимает диалектически (единство противоположностей). Система диалектики: борьба между тезисом и антитезисом. Противоположности не только отвергают друг друга, но и дополняют - синтез. Тезис - материализм (материя первична, а дух вторичен); Антитезис - идеализм (дух первичен, а материя вторична). В синтезе как бы примеряются между собой тезис и антитезис, из которых возникает новое качественное состояние. Три закона диалектики: 1. Единство противоположностей (дополняют друг друга); 2. Количественно качественные изменения (все имеет количество и качество), наприм: много раз повторяем текст и запоминаем его; 3. Закон отрицание-отрицание. Тезис можно отрицать антитезисом, антитезис отрицать синтезом. |
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-15; Просмотров: 282; Нарушение авторского права страницы