Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Познавательные процессы: ощущение, восприятие, представление, воображение



 

Ощущения и восприятия – результат психического отражения непосредственного воздействия объекта на органы чувств. Представление и воображение ими опосредованы и создаются по памяти.

 

Ощущения считаются самыми простыми из всех психических явлений. Они представляют собой осознаваемый, субъективно представленный в голове человека или неосознаваемый, но действующий на его поведение продукт переработки центральной нервной системой значимых раздражителей, возникающих во внутренней или внешней среде. Способность к ощущениям имеется у всех живых существ, обладающих нервной системой. Что же касается осознаваемых ощущений, то они есть только у живых существ, имеющих головной мозг и кору головного мозга.

 

Информацию о состоянии мышечной системы нам предоставляют проприоцептивные ощущения, отмечающие степень сокращения или расслабления мышц; о положении тела относительно направленности сил гравитации свидетельствуют ощущения равновесия. Те и другие обычно не осознаются.

интероцептивные – ощущения, отражающие внутреннее состояние организма: 1) органические – ощущение голода, жажды, сытости, удушья. Самочувствие суть интегральный результат органических ощущений личности; 2) двигательные (кинестезические) – ощущения движения, положения тела, равновесия; 3) болевые ощущения – есть сигнал о неблагополучии организма. Боль – это «страх здоровья».

экстероцептивные – ощущения, отражающие элементы внешнего мира:. Дистантные ощущения: 1) зрительные – ощущения света, цвета, протяженности, движения, объема, формы. 80 – 90% информации о внешнем мире психика человека получает от зрительных ощущений; 2) слуховые – ощущения звуковых колебаний, воспринимаемых слуховым аппаратом человека в пределах 16 – 20 тысяч колебаний в секунду. Различают три вида слуховых ощущений: речевые, музыкальные, шумы; 3) обонятельные – ощущения, отражающие свойства пахучих веществ.

Контактные ощущения: 1) вкусовые – ощущения, отражающие специфические свойства объекта с помощью вкусовых анализаторов. Они серьезно зависят от общего состояния организма (например, если человек болен или встревожен, он не ощущает всей вкусовой гаммы продуктов); 2) осязательныетактильные (ощущения прикосновения), температурные (ощущения холода и тепла) и болевые (ощущение интенсивного воздействия на кожу);

Общие свойства ощущений: адекватность, интенсивность, длительность. Адекватность – это степень соответствия ощущения (образа) отражаемому объекту. Она зависит от состояния нервной системы и условий отражения. Интенсивность – это степень яркости отражения. Длительность ощущений – это временной отрезок, в течение которого образ свойства объекта сохраняется. Она может быть большей или меньшей степени воздействия объекта на органы чувств.

На общие свойства ощущений влияет такое качество органов чувств и нервной системы как чувствительность. Чувствительность – важнейшее свойство сенсорно-перцептивной системы, определяющее меру интенсивности внешнего воздействия, в границах которой сохраняется ощущение. Имеются интервалы чувствительности, называемые ее порогами. Низший порог чувствительности тот, при котором возникает едва заметное ощущение. Верхний порог чувствительности – это предел ее силы, за которой исчезает ощущение.

Изменение чувствительности анализаторов под влиянием их приспособления к раздражителям называется адаптацией ощущений (зрительная адаптация, тактильная и др.). Развитие ощущений связано с практикой человека. Факторами, стимулирующими развитие ощущений, являются: условия жизни, упражнения, профессиональная деятельность

ВОСПРИЯТИЕ

Способностью же воспринимать мир в виде образов наделены только человек и высшие животные, она у них складывается и совершенствуется в жизненном опыте.

Ощущения находятся в нас самих, воспринимаемые же свойства предметов, их образы локализованы в пространстве. Этот процесс, характерный для восприятия в его отличии от ощущений, называется объективацией.

Соответственно выделяют зрительное, слуховое, осязательное восприятие. Четыре анализатора — зрительный, слуховой, кожный и мышечный. — чаще всего выступают как ведущие в процессе восприятия.

Восприятие, таким образом, выступает как осмысленный (включающий принятие решения) и означенный (связанный с речью) синтез разнообразных ощущений, получаемых от целостных предметов или сложных, воспринимаемых как целое явлений. Этот синтез выступает в виде образа данного предмета или явления, который складывается в ходе активного их отражения.

 

Еще одним аргументом в пользу того же самого вывода о психофизиологическом механизме восприятия движения может служить так называемый автокинетический эффект. Это явление представляет собой кажущееся, иллюзорное движение в темноте неподвижной светящейся точки.

Со времени английского философа и психолога ДжЛокка, который одним из первых заинтересовался данной проблемой, было предложено много концепций восприятия. Одна из них получила название нативистской (от слова «натура» — природа). Согласно ей восприятие выводится из якобы существующих у человека от природы «способностей ума». Другая теория утверждает, что формирование образов является результатом научения, мышления и опыта. Наш мозг постепенно накапливает информацию о мире в виде следов памяти, в форме умственных установок, общих идей, понятий. Они непосредственно влияют на восприятие, определяя содержание, смысл и характер складывающихся образов.

Основные свойства восприятия:

1. целостность – свойство синтеза ощущений, продуцирующего совокупный образ объекта (например, следователь по собранным уликам восстанавливает общую картину преступления);

2. структурность – свойство данности образа объекта в совокупности его элементов (например, при разговоре по телефону некоторые звуки мы слышим нечетко, но понимаем смысл разговора);

3. предметность – свойство зависимости содержания восприятия от предметного мира, отраженного в нем (например, встреча с незнакомым предметом в первую очередь вызывает у нас желание узнать, что это; назвать – значит опредметить);

4. константность (постоянство) – свойство относительной устойчивости восприятий, как образа объекта (например, несколько лет не общаясь с человеком, мы его узнаем);

5. избирательность – преимущественное деление одних объектов по сравнению с другими (важное, значимое – центр, все остальное – фон восприятия);

6. осмысленность – восприятие всегда осмысленно, т.е. представлено в сфере рационального познания (схема: смотрю и думаю; смотрю – рассматриваю, изучаю).

Основными факторами, определяющими форму и содержание восприятия являются: апперцепция, особенности среды восприятия, состояние нервной системы.

Апперцепция – это зависимость восприятия от прошлого опыта. Восприятие всегда есть отражение на опыте прошлого (например, обжегся на молоке – дуешь и на воду). Фактор среды восприятия – это условия восприятия, способствующие или затрудняющие его (например, восприятия внешности человека разнятся, когда это происходит в официальной

обстановке и в быту). Состояние нервной системы (и соответствующее ей психическое состояние) оказывают самое существенное влияние на содержание восприятия. Ошибки восприятия можно объяснить влиянием названных выше факторов, которые вкупе и формируют законы самого восприятия. Примером могут служить иллюзии (неправильное, искаженное восприятие, обусловленное закономерностями самого восприятия) и галлюцинации (ошибки восприятия при болезни или патологии нервной системы).

Представление и воображение.

Представление – это психологический процесс отражения объекта, воспроизводимого в сознании в чувственных образах и в отсутствие самого объекта, по памяти. Отличие представления от ощущений и восприятий:

1. представление, будучи чувственным образом, не отражается сознанием непосредственно, а воспроизводится по сенсорной памяти;

2. оно более подвижно, изменчиво и теснее связано с мышлением, отличаясь от него;

3. представление является промежуточным звеном между чувственным и рациональным познанием, т.е. между восприятием и мышлением.

4. Представлениям присущи такие основные свойства, как наглядность, фрагментарность, неустойчивость и обобщенность.

 

Наглядность. Человек представляет образ воспринятого объекта исключительно в наглядной форме. При этом имеет место размытость очертаний и исчезновение ряда признаков. Наглядность представлений беднее наглядности восприятия вследствие утраты непосредственности отражения.

 

Фрагментарность. Для представления предметов и явлений характерна неравномерность воспроизведения их отдельных частей. Преимущество имеют объекты (или их фрагменты), которые в предыдущем перцептивном опыте обладали большей привлекательностью или значимостью. То есть «при внимательном анализе или попытке установить все стороны или черты предмета, образ которого дан в представлении, обычно оказывается, что некоторые стороны, черты или части вообще не представлены».

 

Неустойчивость. Представленный в данный момент времени образ (или его фрагмент) можно удерживать в активном сознании лишь в течение определенного времени, по истечении которого он начнет исчезать, утрачивая фрагмент за фрагментом. С другой стороны, образ представления возникает не сразу, а по мере восприятия новых сторон и свойств предмета, новых временных связей; постепенно он дополняется, изменяется и «проясняется». Неустойчивость хорошо знакома каждому по собственному опыту и заключается в «колебаниях» образа и текучести его компонентов.

 

Обобщенность. Представленный объект, его образ, обладает определенной информационной емкостью, причем содержание образа представлений схематизируется или свертывается. Представление всегда включает в себя элемент обобщения. В нем материал отдельного восприятия обязательно связывается с материалом предыдущего опыта и предшествующих восприятий. Новое объединяется со старым. Представления – это результат всех прошлых восприятий предмета. Береза как образ представления – итог всех прошлых восприятий берез как непосредственно, так и на изображениях.

Еще ближе к мышлению стоит воображение, без которого существование самого мышления представляется проблематичным. Представление – это образ памяти. Воображение – это образ памяти + фантазия + свойства отвлечения и элементы обобщения (влияние мышления). Иными словами, воображение – это преобразование представлений и формирование на их основе образов, реализация которых приводит к созданию новых материальных и духовных ценностей.

типы воображения:.Активное воображение – намеренное волевое усилие при формировании образа, который может стать источником творческой материализации идеи (например, создание новых архитектурных проектов). Активное воображение, как видим, связано с продуктивным и творческим воображением. Пассивное воображение лишь непреднамеренно воссоздает ранее воспринятый образ, либо основывается на беспочвенных фантазиях, мечтаниях, грезах (например, сны Обломова). Сновидения можно отнести к разряду пассивных и непроизвольных форм воображения. Подлинная их роль в жизни человека до сих пор не установлена, хотя известно, что в сновидениях человека находят выражение и удовлетворение многие жизненно важные потребности, которые в силу ряда причин не могут получить реализации в жизни.

В типологии воображения отчасти основаниями выступают функции. Выделим некоторые из них: 1) функция творческого формирования чувственнонаглядных образов; 2) намеренное регулирование эмоциональных состояний с целью уменьшения психического напряжения; 3) намеренное регулирование процессов познания. Созданные воображением образы могут помочь в выборе нужного направления познания; 4) формирование внутреннего плана действий в воображении – основа реальных действий (например, сделать эскиз).

Приемы воображения: агглютинация – «склеивание» различных образов, не соединяемых в жизни (например, русалка = женщина + рыба; аккордеон = фортепьяно + баян); гиперболизации (минитюаризация) – преувеличение или преуменьшение предмета (например, стройки-гиганты, микрокалькулятор); заострение – подчеркивание каких-либо черт (например, дружеские шаржи); схематизация – конструирование образа, при котором его черты объединяются в группы, схемы (например, создание орнамента); типизация – воплощение в образе существенного, повторяющегося (например, портрет героя нашего времени).

до сих пор нам почти ничего не известно именно о механизме воображения, в том числе о его анатомо-физиоло-гической основе. Где в мозгу человека локализовано воображение? С работой каких известных нам нервных органических структур оно связано? На эти важные вопросы мы почти ничего конкретного

Установлено, что человек по своему желанию не в состоянии прекратить поток мыслей, остановить воображение.

 

 

12.

Внимание и память.

 

Внимание - это особое свойство человеческой психики. Вниманием называют избирательную направленность сознания на выполнение определенной работы. Формы проявления внимания многообразны. Оно может быть направлено на работу органов чувств (зрительное, слуховое и т.п. внимание), на процессы запоминания, мышления, на двигательную активность.

Внимание — это процесс сознательного или бессознательного (полусознательного) отбора одной информации, поступающей через органы чувств, и игнорирования другой.

Природное внимание дано человеку с самого его рождения в виде врожденной способности избирательно реагировать на те или иные внешние или внутренние стимулы, несущие в себе элементы информационной новизны. Основной механизм, обеспечивающий работу такого внимания, называется ориентировочным рефлексом. Он, как мы уже отмечали, связан с активностью ретикулярной формации и нейронов-детекторов новизны.

Социально обусловленное внимание складывается прижизненно в результате обучения и воспитания, связано с волевой регуляцией поведения, с избирательным сознательным реагированием на объекты.

Непосредственное внимание не управляется ничем, кроме того объекта, на который оно направлено и который соответствует актуальным интересам и потребностям человека. Опосредствованное внимание регулируется с помощью специальных средств, например жестов, слов, указательных знаков, предметов.

Наконец, можно различать чувственное и интеллектуальное внимание. Первое по преимуществу связано с эмоциями и избирательной работой органов чувств, а второе — с сосредоточенностью и направленностью мысли. При чувственном внимании в центре сознания находится какое-либо чувственное впечатление, а в интеллектуальном внимании объектом интереса является мысль.

По своему происхождению и способам осуществления обычно выделяют два основных вида внимания: непроизвольное (оно возникает и поддерживается независимо от стоящих перед человеком целей. Человек невольно отдается воздействующим на него предметам, явлениям, выполняемой деятельности. Стоит нам услышать по радио интересную новость, как мы невольно отвлекаемся от работы и прислушиваемся. Возникновение непроизвольного внимания связано с различными физическими, психофизиологическими и психическими причинами)

и произвольное (правляется сознательной целью. Оно тесно связано с волей человека и выработалось в результате трудовых усилий, поэтому его еще называют волевым, активным, преднамеренным. Основной функцией произвольного внимания является активное регулирование протекания психических процессов.) Послепроизвольное внимание характеризуется длительной сосредоточенностью, напряженной интенсивностью умственной деятельности, высокой производительностью труда.

Внимание это состояние психики, определяющее направленность ее на объект и сосредоточенность на нем психической деятельности. Внимание проявляется в сенсорных, мнемических, интеллектуальных и двигательных процессах: сенсорное, интеллектуальное, мнемическое внимание.

Выделяют следующие виды внимания: внешнее, внутреннее. Внешнее внимание направлено на предметы внешнего мира, а внутреннее – на внутренние переживания («ушел в себя»).

Основные функции внимания: 1) отбор из поступающей информации нужной, игнорирование (торможение, устранение) несущественных воздействий; 2) сосредоточение и удержание психики на выбранном объекте до тех пор, пока не будет достигнута намеченная цель; 3) регуляция и контроль протекания деятельности. Функции внимания определяют его свойства: 1) объем внимания – свойство, выраженное в способности психики воспринимать одновременно определенное количество объектов; 2) интенсивность внимания – свойство, выраженное в способности психики к напряженному вниманию; 3) устойчивость внимания – способность психики личности сохранять длительное время сосредоточенность на объекте внимания; 4) переключение внимания – свойство внимания переходить с объекта на объект; 5) распределенность внимания – способность психики сосредоточить внимание на нескольких объектах или видах деятельности.

Память - это процесс запечатления, сохранения и воспроизведения следов прошлого опыта. Она дает возможность сохранять постоянными тенденции к целесообразному поведению на длительные интервалы времени и в какой-то мере прогнозировать поведение на будущее.

 

У дочеловеческих организмов есть только два вида памяти: генетическая и механическая. Первая проявляется в передаче генетическим путем из поколения в поколение жизненно необходимых биологических, психологических и поведенческих свойств. Вторая выступает в форме способности к научению, к приобретению жизненного опыта, который иначе, как в самом организме, нигде сохраняться не может и исчезает вместе с его уходом из жизни.

У человека есть речь как мощное средство запоминания, способ хранения информации в виде текстов и разного рода технических записей.

У человека, наконец, есть три вида памяти, гораздо более мощных и продуктивных, чем у животных: произвольная, логическая и опосредствованная . Первая связана с широким волевым контролем запоминания, вторая — с употреблением логики, третья — с использованием разнообразных средств запоминания, большей частью представленных в виде предметов материальной и духовной культуры.

память человека можно определить как психофизиологический и культурный процессы, выполняющие в жизни функции запоминания, сохранения и воспроизведения информации. Эти функции являются для памяти основными.

 

Мгновенная, или иконическая, память связана с удержанием точной и полной картины только что воспринятого органами чувств, без какой бы то ни было переработки полученной информации. Эта память — непосредственное отражение информации органами чувств. Ее длительность от 0, 1 до 0, 5 с. Мгновенная память представляет собой полное остаточное впечатление, которое возникает от непосредственного восприятия стимулов. Это — память-образ.

Кратковременная память представляет собой способ хранения информации в течение короткого промежутка времени. Длительность удержания мнемических следов здесь не превышает нескольких десятков секунд, в среднем около 20 (без повторения). В кратковременной памяти сохраняется не полный, а лишь обобщенный образ воспринятого, его наиболее существенные элементы.

Долговременная — это память, способная хранить информацию в течение практически неограниченного срока.

Оперативной называют память, рассчитанную на хранение информации в течение определенного, заранее заданного срока, в диапазоне от нескольких секунд до нескольких дней. Срок хранения сведений этой памяти определяется задачей, вставшей перед человеком, и рассчитан только на решение данной задачи. После этого информация может исчезать из оперативной памяти.

Генетическую память можно определить как такую, в которой информация хранится в генотипе, передается и воспроизводится по наследству. Основным биологическим механизмом запоминания информации в такой памяти являются, по-видимому, мутации и связанные с ними изменения генных структур. Генетическая память у человека — единственная, на которую мы не можем оказывать влияние через обучение и воспитание.

Зрительная память связана с сохранением и воспроизведением зрительных образов. Она чрезвычайно важна для людей любых профессий, особенно для инженеров и художников.

Слуховая память — это хорошее запоминание и точное воспроизведение разнообразных звуков, например музыкальных, речевых

Двигательная память представляет собой запоминание и сохранение, а при необходимости и воспроизведение с достаточной точностью многообразных сложных движений. Она участвует в формировании двигательных, в частности трудовых и спортивных, умений и навыков. Совершенствование ручных движений человека напрямую связано с этим видом памяти.

Эмоциональная память — это память на переживания. Она участвует в работе всех видов памяти, но особенно проявляется в человеческих отношениях. На эмоциональной памяти непосредственно основана прочность запоминания материала: то, что у человека вызывает эмоциональные переживания, запоминается им без особого труда и на более длительный срок.

Осязательная, обонятельная, вкусовая…

 

По характеру участия воли в процессах запоминания и воспроизведения материала память делят на непроизвольную и произвольную. В первом случае имеют в виду такое запоминание и воспроизведение, которое происходит автоматически и без особых усилий со стороны человека, без постановки им перед собой специальной мнемической задачи (на запоминание, узнавание, сохранение или воспроизведение). Во втором случае такая задача обязательно присутствует, а сам процесс запоминания или воспроизведения требует волевых усилий.

Память – это психический процесс отражения прошлого опыта, проявляющийся в способности запоминать, сохранять, воспроизводить и забывать этот опыт. Таким образом, память включает в себя четыре функциональных элемента: запоминание, хранение, воспроизведение и забывание. Все эти элементы памяти соединены органически и зависят друг от друга. Любой психический акт не может существовать без процессов памяти и включает в себя все названные функциональные элементы. Память обеспечивает индивидуальность, единство и целостность психики личности.

Память каждого человека имеет индивидуальные особенности, отметим некоторые из них: 1) объем памяти – способность запоминать и хранить определенную величину запоминаемого материала; 2) точность памяти – способность адекватного воспроизведения запоминаемого материала; 3) быстрота (скорость) запоминания – количество запомнившегося материала за единицу времени; 4) длительность хранения – время от запоминания до воспроизведения; 5) оперативность воспроизведения – время готовности личности к воспроизведению материала.

 

13.ЛОЖЬ

За редким исключением, каждый из нас испытывает потребность в общении, так уж устроен человек. Люди делятся друг с другом информацией, совместно разрабатывают новые идеи, знакомятся и заводят отношения, заряжаются положительными и заражаются отрицательными эмоциями – всё это происходит посредством общения. Из-за исключительной важности этого процесса во всех сферах жизни, нам часто бывает очень обидно, когда нам врут, а мы этого не замечаем. Наверное, научиться распознавать ложь, да так чтобы наверняка и всегда – голубая мечта человечества. К сожалению, это вряд ли возможно хотя бы потому, что зачастую человек не может отличить даже собственные выдумки от реальности. Однако чтобы заподозрить неладное и держать «ухо востро», не требуется даже специальных приборов – достаточно во время разговора обратить внимание на некоторые косвенные признаки, невольно проявляющиеся у вашего собеседника, которые могут подтверждать или опровергать его слова.

Будьте осторожны и не делайте поспешных выводов, какими бы проницательными людьми вы ни были, ведь даже Шерлок Холмс однажды заподозрил девушку в страшном преступлении, приняв её неловкий жест за попытку скрыть правду. Позднее выяснилось, что девушка просто стеснялась своего не припудренного носа.

Каков принцип?

Ложь, как правило, неудобна тому, кто её придумывает. Он чувствует дискомфорт, нервозность, страх, что его могут разоблачить, даже когда это касается чего-то совсем безобидного. А уж когда речь о чём-то серьёзном, что может повлиять на дальнейшую жизнь человека, в том случае если правда вскроется, то вести себя правильно в такие моменты может только человек с хорошей выдержкой. Но даже в этом случае, если знать, на что обратить внимание, можно найти яркие признаки, указывающие на нервозность человека, а также, в каких местах его рассказов и ответов она проявляется наиболее остро. Давайте вмести с МирСоветов рассмотрим эти признаки.

Речь

Бесполезные факты. Чтобы сделать рассказ убедительным, люди стараются насытить свою вымышленную историю реальными событиями, далёкими от предмета разговора. Например, если вам захочется подробно узнать о людях, с которым встречался ваш собеседник, что ему, допустим, нужно скрыть, то вы услышите развёрнутые микрорассказы о том, какая чудесная была еда, великолепная погода, какие эмоции были вызваны теми или иными повседневными событиями, а про людей может быть сказано только вскользь. Словом, вам чётко нарисуют обширный фон, а в центре картины лишь набросают смазанный эскиз.
Ответ в стиле «сам догадайся». Надо следить, чтобы человек отвечал прямо, при этом его не обязательно поправлять и тем самым давить на него. Помните, что вопрос, заданный на вопрос – это лишь косвенный ответ.
Если вы поинтересовались «Ты смотрел телевизор сегодня? », а вам возразили «Ну ты же знаешь, что я не мог этого сделать? » – то надо понимать, что это уход от прямого ответа. Хотя МирСоветов должен отметить, что люди могут отвечать так лишь потому, что оскорблены недоверием к себе и не считают нужным отвечать прямо.
Другой вариант непрямого ответа, когда вам также предлагают додумать сказанное самостоятельно, но не говорят напрямую, например, на вопрос «Вы уверены, что можете починить это? » может следовать фраза «Друзья меня считают прекрасным мастером! ». Из неё можно сделать вывод, что человек не уверен в своих силах, но и признаваться в этом ему не хочется.
Как вы спросили – так вам и ответили. Частое и точное употребление фраз из вашего вопроса, а также полное повторение вопроса перед тем, как человек начнёт отвечать, может свидетельствовать о неискренности. В таких ситуациях ваш собеседник не успевает придумать, что ответить, поэтому использует ваши же слова или тянет время перед ответом, чтобы успеть сконструировать правдоподобную версию.
Анекдот вместо ответа. Обратите внимание на «забавные» ответы. Вы спросили, вам остроумно ответили, вы оценили, посмеялись и перешли к другому вопросу или вообще не стали больше докучать этому забавному собеседнику – обычная ситуация. Но нужно задуматься, если человек часто отшучивается, вместо того, чтобы прямо ответить, возможно, он делает это намеренно.
Речь на разных скоростях. Частое покашливание, попытки прочистить горло, резкое изменение речи с нормальной на более быструю или на более медленную, может означать, что человек нервничает, возможно, лжет. На это же указывает любое, объективно ничем не обусловленное изменение голоса, тона говорящего.

Если в процессе рассказа человек возвращается назад по ходу рассказа и дополняет его чем-то: уточняет, говорит, что забыл что-то упомянуть, добавляет детали, то это указывает на искренний рассказ. Выдуманную на ходу историю сложно вспомнить, дополнить в середине, а потом продолжить додумывать с конца – есть высокая вероятность сбиться и запутаться.

Тело

Если человек касается руками лица: чешет нос, прикрывает рот, то это признаки, что он подсознательно закрывается от вас, ставить барьер между вами. Также следует замечать, если собеседник переминается с ноги на ногу или вообще делает небольшой шаг назад. Это указывает на желание уйти, отстраниться от вас, чтобы не выдать что-то. Особенно важно обращать внимание на движения назад, когда вы задаёте вопросы. Если голова отвечающего резко отстранится назад или вниз – это, возможно, тоже попытка закрыться.

Эмоции

Плохая реакция. Следите за эмоциями собеседника по ходу разговора. Если человек что-то скрывает от вас, то эмоции могут выражаться с опозданием, непривычно долго оставаться на лице человека, а потом внезапно исчезать, появляться раньше, чем вы закончите фразу. Это происходит потому, что человек напряжённо думает о чём-то своём, плохо поддерживает нить разговора и демонстрирует эмоции, которые на самом деле не испытывает. Например, удивление, не проходящее у человека 6 секунд и более – фальшивая эмоция.

Американский психолог Пол Экман (Paul Ekman) изучил выражения лиц людей и насчитал всего 46 независимых лицевых движений. Однако он установил, что в комбинации друг с другом они могут передать порядка 7000 уникальных эмоций! Интересно, что многие мышцы, приводящие лицо в движение, не управляются сознанием. Это значит, что фальшивая улыбка всегда, хоть и незначительно, но будет отличаться от настоящей.

Бурная радость. Чрезмерные эмоции могут также свидетельствовать не в пользу искренности. Если с вами вдруг начинают говорить слишком вежливо или, наоборот, кричат и бурно реагируют, то это может означать, что человек пытается замаскировать свои реальные чувства под маской других.

Поведение при провокациях

А хоккей на траве вы любите? При попытке с вашей стороны резко сменить тему, человек, говорящий неправду, воспримет это с облегчением, поддержит вашу инициативу, ведь он понимает, что чем меньше вы будете говорить с ним, тем меньше шансов у него «проколоться» и выдать себя. Если собеседник искренен, то его естественной реакцией будет непонимание причины смены темы, неудовлетворённость, что его рассказ не дослушали. Он попытается вернуться к теме разговора.
Не нравитесь вы мне, ребята… Если у вас появляются сомнения по поводу правдивости слов собеседника, МирСоветов советует неявно показать, что не верите рассказу собеседника: после его ответа на очередной вопрос выдержите паузу, посмотрите пристально, с недоверием. Если с вами не честны, это вызовет смущение, неуверенность. Если человек говорит правду, то часто он начинает раздражаться, пристально смотреть на вас. В нём можно отметить следующие перемены: пропадает смущение, губы сжимаются, брови хмурятся.

Движения глаз

Верно говорят, что глаза – зеркало души. Человек устроен так, что глаза активно участвуют в процессе размышлений. Они принимают положение в зависимости от того, какая область мозга задействована в данный момент. Зная это, можно предположить, чем занят мозг в тот или иной момент диалога: придумыванием чего-то нового или обработкой реальной информации.

 

Давайте представим, что смайл на рисунке – это лицо вашего собеседника. Далее, во избежание путаницы, стороны договоримся писать относительно вас, когда вы смотрите на смайл, а в скобках будут указания относительно самой скалящейся рожицы.
Вы видите, что глаза собеседника смотрят влево и вверх от вас (человек смотрит в правый верхний угол), это говорит о конструировании картинки. Вправо и вверх от вас (у него это левый верхний угол) – обращение к визуальной памяти. Смотрят влево (правая сторона) – придумывает звук, вправо (левая сторона) – старается вспомнить то, что слышал. Глаза внизу и слева (нижний правый угол) – проверка ощущений и чувств. Внизу и справа (нижний левый угол) – размышляет над ситуацией, беседует сам с собой. Если взгляд прямой, то человек воспринимает информацию.
Например, если вы спросили своего начальника о дате зарплаты, и, отвечая, он посмотрел вниз и вправо относительно вас, то он об этом задумался впервые и формирует ответ «на лету», размышляет. А если просто вправо, значит, говорит то, что слышал раньше от вышестоящего начальства.
МирСоветов обращает ваше внимание на такой нюанс: если вы говорите с левшой, то левая и правая сторона зеркально противоположны. Это также справедливо и для правшей, у которых левое полушарие, всё же, преобладает над правым, например, т.н. переученные левши.

Бытует мнение, что прямой взгляд глаза в глаза символизирует об искренности человека, если же глаза отводятся, то говорят, что некто «прячет» глаза и что-то скрывает. В действительности, это не так. В процессе разговора часто необходимо прервать зрительный контакт, чтобы сфокусироваться на кой-то мысли, задуматься, вспомнить.

Инструкция по применению

Составлять себе картину о человеке по двум-трём признакам, описанным в статье – верный путь ошибиться. Всё, что вы заметили, МирСоветов советует подытожить в конце разговора или как можно позже, оценив всю «картину» беседы. При этом вам может сильно мешать то, как вы настроились воспринять человека с самого начала. Не стремитесь изобличить, а старайтесь подмечать. Человек – очень сложный механизм, поэтому для одних людей всё приведённое здесь может быть справедливо, для других – ошибочно. Как правило, для того чтобы верно распознать поведение врущего человека, нужно знать, как он ведёт себя, когда говорит правду в комфортной для него обстановке. Поэтому любой анализ лучше проводить на человеке, которого видишь уже не в первый раз. Хотя начинать запоминать некоторые особенности при общении с новыми людьми нужно с первого же знакомства.

 

14. Представления о структуре интеллекта

Интеллект (от лат. intellectus — понимание, познание) — это общая способность к познанию и решению проблем, которая объединяет все познавательные способности индивида: ощущение, восприятие, память, представление, мышление, воображение.[1]. Это способность из минимума информации выводить максимум заключения, при прочих равных — в кратчайшее время и простейшим анализом[источник не указан 60 дней].

Также, интеллект может рассматриваться как мера комплекса успешной ориентировки в окружающей действительности. Он определяется способностями индивида использовать данный комплекс для качественного достижения поставленной задачи.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-15; Просмотров: 914; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.082 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь