Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Большая пятерка личностных свойств»



Говоря о личности человека, мы в действительности называем совокупность черт, описывающих общее направление мыслей, чувств и поведения человека. Пять основных черт, составляющие личность человека, могут быть представлены в виде иерархической модели личности «Большая пятерка».

Один из наиболее значимых способов изучения личности, найденный учеными, — это описание его черт. Черта — это особая составляющая личности, описывающая определенные склонности человека в отношении его образа мыслей, чувств и поведения, напримерсклонности к застенчивости или общительности, недоверчивости или доверчивости, обязательности или беспечности.

В иерархической модели личности — «Большая пятерка» — сверху можно расположить пять основных черт: экстраверсия, невротизм, уживчивость, добросовестность и открытость опыту. Каждая черта «Большой пятерки» состоит из различных особых черт.

Экстраверсия, или положительный эмоциональный настрой, — это черта характера, благодаря которой человек испытывает положительные эмоции, хорошо чувствует себя в социуме и думает об окружающих в позитивном свете.

Невротизм, или отрицательный эмоциональный настрой, говорит о том, что человек склонен к отрицательным эмоциям, депрессии и в целом воспринимает самих себя и окружающих негативно.

Люди с отрицательным эмоциональным настроем ощущают чувство беспокойства и в целом негативно относятся к себе и к окружающим

Уживчивость — это черта, которая ставит человека между теми, кто хорошо ладит с другими людьми, и теми, кто ладит с людьми плохо. Приятность в общении в целом и способность думать о других характерны для людей с высокой уживчивостью. Люди с низкой уживчивостью несговорчивы, недоверчивы, зачастую грубы, они не умеют сочувствовать и не любят быть в коллективе.

Добросовестность — это то, насколько человек осторожен, скрупулезен и упорен. Люди с высокой степенью добросовестности организованны и очень дисциплинированны. Людям с низкой степенью добросовестности может недоставать целеустремленности и самодисциплины.

Открытость опыту, показывает, насколько человек оригинален, открыт для всевозможных стимулов, насколько широк круг его интересов, и насколько он готов к риску. Люди, открытые опыту, могут получить преимущество в областях, где происходит быстрая смена обстановки, где нужны нововведения или есть необходимость брать на себя существенные риски.

 

 

25. Социализация как культурно-исторический процесс. Теоретические разработки теории социализации последних лет (Д.Гойлен, К, Харрельман, К.-Ю.Тильман, Р.Тернер и др.) представляют процесс социализации как акт “продуктивной переработки внешней и внутренней реальности”. По Ю.Хабермасу личность индивидуализируется “через процессы социализации внутри исторического процесса”.
Безусловно, весь ход развития человеческой цивилизации был именно процессом социализации, поскольку каждым новым этапом в истории общества обогащалась его социальная структура и умножалось число специфических факторов. Если на первых порах отношения внутри человеческих сообществ (социальные отношения) основывались на принципе бессознательного инстинкта кровного родства групповой семьи, что практически исключало принудительную регуляцию поведения членов сообщества друг с другом, то постепенно происходит индивидуализация – осознание себя отличным от других, в результате которой индивид начинает противопоставлять себя окружающей среде, что ведет к несовпадению желаний одного и всех. В тоже время индивидуальная деятельность все еще осуществлялась в интересах коллектива, т.к. индивид не отделял себя от коллектива, как от родового существа. Совместная деятельность привела к разделению труда, а жизнь семьи обеспечила более устойчивые условия для развития детей, что позволило замедлить их социализацию и открыло возможности для обучения. И если для раннего человека фактором, регулирующим поведение особи в сообществе, являлось само сообщество, то возникновение коллективного разделения деятельности привело к тому, что одна группа постепенно отдалилась от другой, при этом каждая группа и каждый индивид в целях выживания должны были действовать так же как и в сообществе, без внешнего принуждения, по внутреннему побуждению. Для этого индивиду необходимо контролировать себя, свои побуждения и желания, а так же приводить их в соответствие с требованиями сообщества. Как известно, без минимума самодисциплины и морально-религиозной аскезы вообще невозможна социализация личности. Всякое обучение и воспитание, наряду с моментом творческого соучастия включает и момент “послушничества”.
Развитие социальности и сохранение определенной зависимости индивида от сообщества вынуждало людей концентрироваться вокруг социальных институтов (агентов социализации), при этом формировалась необходимость согласования инстинктов и персональных желаний с групповыми, что позволяло реализовать общественную суть человека. Перейдя к новому этапу эволюции, человек начинает осознавать себя личностью, которая имеет свои, качественно отличные от других, потребности и устремления. В силу усложняющейся технологии взаимодействия с социальной средой и продолжающимся прогрессом в освоении природы происходит функциональное разделение труда, приводящее к образованию определенной функциональной и пространственной структуры общества. Возникают центры сосредоточения социальных институтов – начинается процесс урбанизации.
В урбанизированном (индустриальном) обществе продолжается противостояние эгоистических и альтруистских наклонностей человека. При этом эгоизм выступает как естественное продолжение процесса индивидуализации. Следовательно, диалектика социального и индивидуального в процессе социализации, являясь движущей силой личностного развития и общественного прогресса, служит источником многих конфликтов общества, в том числе т.н. “конфликта отцов и детей”.
Современный цивилизационный кризис выражается не только в проблеме соотношения личных и общественных потребностей, но и в том, что необходимость решения кризисных проблем человеческого бытия приходит в острое противоречие с моделью социально-индивидуального человека. Если основой “индустриальной” парадигмы социализации был человек, жестко прикрепленный к социальной группе, подчиненной, в свою очередь, детерминантам технико-производственного характера, то постиндустриальная эпоха знаменуется переворотом во всех отношениях: он связан, во-первых, с переходом от малоподвижных социально-групповых “монолитов” (классов) к динамичным малым группам временного (функционального) характера, идентификация индивида с которыми всегда условна, а, во-вторых, с новым статусом социокультурных, ментальных факторов, духовного производства в целом. Гарантии, которые давались базисно-надстроечным детерминизмом, превращающим процесс социализации в довольно упрощенную процедуру включения природно-биологического индивида в социальную среду сегодня несостоятельны. Общество вообще, а постиндустриальное в особенности лишено того единого основополагающего центра, вокруг которого вращается социальная жизнь. Социальная среда – в полном смысле “мозаичное общество”, то и дело меняющее центры притяжения, отличающееся предельной подвижностью связей и зависимостей. Понимание этого требует соответствующего пересмотра и модернизации теории и практики социального воспитания (В.В.Ильин, А.С.Панарин).
Таким образом, процесс социализации – вхождения в социальную среду, приспособления к ней, освоения определенных социальных ролей и функций, вслед за своими предшественниками повторяет каждый отдельный индивид на протяжении всей истории своего формирования и развития. Логично, что вслед за изменением условий социализации и форм социального поведения личности должны изменяться и методы научного познания данного феномена.
Синергетическая модель социализации личности. С точки зрения синергетики, как мировоззренческой парадигмы, социализация представляет собой процесс двоякого свойства: с одной стороны, она носит целенаправленный характер (воспитание, обучение), с другой – стихийный. В первом случае мы говорим об организации, включающей координацию деятельности людей, упорядоченность общественной жизни с помощью институциональных механизмов. В другом случае – речь идет о самоорганизации, которая осуществляется в структурах социальных связей человека (по его принадлежности к объединениям, местожительству, институтам и т.д.) и является процессом и результатом рефлексии сознания человека на самопознающем уровне и фактом социокультурного взаимодействия.
Личность – категория историческая и социальная, “ансамбль общественных отношений” (К.Маркс), хотя не следует затушевывать его активную, самоорганизующую сущность, игнорируя фактор биологической наследственности. Нет специальных генов гуманизма или альтруизма, или генов антисоциального поведения, но есть генетически детерминированные свойства психики, сочетание которых, преломляясь через определенные социальные условия, способствуют формированию либо человека с высоким чувством совести, либо же человека который плохо понимает, что такое совесть со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Сложность процесса социализации проявляется не только в трудности проведения границы между биологическими и социальными детерминантами, но и в том, что выходная реакция не обязательно связана с входящей социальной информацией и при этом она не влияет на свое последующее изменение. Выход зачастую определяется процессом внутренней переработки и следует собственным законам. Входной толчок запускает цепь структурных рекурсивных изменений, итог которых зависит не от входа, а от индивидуальных свойств личности, от ее поведенческого репертуара. Среда воспринимается им выборочно: какие-то сигналы игнорируются, какие-то воспринимаются, но конечный результат – поведение – определяется внутренними потребностями (В.Е.Хиценко). Другими словами, в механизм социализации заложен кибернетический принцип “черного ящика” (рисунок).

Синергетическая модель социализации молодежи
1 – социум; 2 – молодежная субкультура; 3 – институт социализации

Об идее цикличности человеческой жизни. Процесс индивидуального развития человека как и всякого другого живого организма заложен определенной филогенетической программой. Согласно теории биогенеза Э.Геккеля, индивидуальное развитие (онтогенез) есть сокращенное развитие рода человеческого (филогенез), т.е. в процессе становления личности человек (ребенок), повторяя в своем развитии историю человечества, должен пережить все эти этапы. Если научная ценность биологизаторской теории достаточно спорна, то практическая значимость – неоспорима, т.к. именно она послужила научным фундаментом длительной воспитывающей игры типа скаутинга. Игра обосновывалась использованием в целях воспитания атавистических инстинктов детей в возрасте от 8 до 12 лет (охотничье-пастушеский атавизм) и от 12 до 16 лет (атавизм средневековья – интерес ко всему героическому). Если ребенок в своем развитии проходил одну стадию за другой, то задача воспитателя, естественно, состояла в том, чтобы предоставить возможность ему для самоизживания этих стадий.
Онтогенез покоится на выделении ряда универсальных возрастных процессов: рост, созревание, развитие, старение, в результате которых формируются соответствующие индивидуальные возрастные свойства (различия). То и другое в психологии обобщается в понятии возрастных стадий (фаз, этапов, периодов), в социологии – стадий социализации (детство, юность, зрелость, старость и др.).
Сама возрастная периодизация предполагает не просто формальное время жизни (life span, обозначающее лишь хронологические рамки индивидуального существование в конкретном пространстве и времени безотносительно к его содержанию, а подчиненный известным закономерностямжизненный цикл. Пространство и время – абстракции предельного уровня, отвлеченные от универсальных причинно-следственных и иных связей, вместе с тем - это логические конструкции, описывающие порядки сосуществования и последовательности развития явлений мира. Пространство и время – фундаментальные основания объективных процессов социализации и развития личности в том смысле, что не существует последних вне пространственно-временной определенности, размерности. Следовательно, эти этапы представляют собой повторяющиеся циклы.
Многие биологические и социальные возрастные процессы действительно являются циклическими; начиная с последовательно сменяющихся фаз онтогенеза и заканчивая повторяющимся из поколения в поколение определенного набора социальных ролей (трудовых, семейных и т.п.). Цикличность характеризует и смену поколений в обществе, где младшие (дети) сначала учатся у старших, затем параллельно им самореализуются как личности и социализируют своих детей, а в дальнейшем, переходя к низходящим фазам развития, “впадают в детство” (ослабление сознательного самоконтроля, изменение временной перспективы, половое бессилие и т.п.).
Однако, социальные взаимодействия индивида на разных этапах личностного развития не всегда укладываются в циклическую схему, т.к. они всегда персонализированы, а индивидуальные вариации, которыми так богат жизненный путь индивида, не всегда укладывается в жесткие логические рамки. Понятие “жизненный путь” характеризует идущие сквозь возрастно-дифференцированное время жизни индивидуальные пути к социальным приоритетам и ценностям, что проявляется в экспектациях и личностно-значимых выборах, влияющих на процессы принятия решения в конкретных жизненных ситуациях, которые придают форму стадиям жизни (социализации), переходам и поворотным пунктам. В психологии и других социально-гуманитарных науках эти поворотные пункты принято называть возрастными кризисами, являющиеся своеобразными точками бифуркации, когда организм отличается повышенной сензитивностью к определенным внешним и/или внутренним факторам, воздействие которых именно в данной (и никакой другой) точке развития имеют особенно важные необратимые последствия. С другой стороны само слово “кризис” подчеркивает момент нарушения равновесия, появления новых потребностей и перестройки всей мотивационной сферы личности. Но так как в данной фазе развития подобное состояние статистически нормально, то и эти кризисы часто называют “нормативными”.
Таким образом, в свете новой методологической перспективы возрастные различия – не просто следствие универсальных этапов онтогенеза, а результат сложного переплетения траекторий индивидуального психического развития, общественно-производственной, трудовой карьеры и брачно-семейного цикла. Поскольку каждая из этих линий относительно автономна, то наиболее корректно говорить о этапах социализации, синхронизирующих в себе фазы индивидуального психосоциального развития личности с различными социальными переходами в системе жизненного пути индивида.
Последовательность и этапы социализации. Проходя свой жизненный путь, в период которого осуществляется процесс социализации, личность осваивает набор возрастно-специфических видов деятельности, социальных ролей, статусов, экспектаций (ожиданий) и санкций. Структура жизненного пути и его основные моменты (старт, оптимумы, финиш), изменяющиеся в ходе исторического развития от поколения к поколению – базовая характеристика социально-возрастной периодизации.
В отечественной и зарубежной социологической и психологической литературе предпринимаются различные попытки моделирования основных этапов развертывания процесса социализации.
Пожалуй, одной из первых и наиболее признанной можно считать попытку Эрика Эриксона выделить семь стадий жизни человека от рождения до старости. Он обратил внимание на развития человеческого “Я” в процессе социогенеза, на изменение личности по отношению к социальному окружению и к себе, включающее как позитивные, так и отрицательные моменты.1 Э.Эриксон разделил развитие идентичности на фазы или ступени в рамках т.н. эпигенетических диаграмм (таблица).
Интересную с точки зрения последовательности и стадий модель социализации предложил чешский социальный психолог А.Юровский, различающий три основных этапа в рамках той или иной области гуманитарного знания. Первый этап связан с процессом освоения человеком системы социальных отношений и норм по мере его вхождения в первичные социальные группы (семья, референтные группы и т.д.), рассматриваемые в рамках социологии. Вторая стадия характеризуется межличностными связями, образующими область промежуточных переменных (статус, социальные роли и т.д.), и изучаются социальной психологией. Наконец, третья, связанная с процессом духовного обогащения личности, развитием его способностей и индивидуального опыта и всей системы социальных условий и отношений, является предметом изучения общей психологии. Подобный междисциплинарный подход безусловно интересен, но вызывает сомнение попытка расчленить во времени процесс вхождения человека в социальную структуру, в систему межличностных отношений, с одной стороны, и с другой – процесс персонализации и самоутверждения личности, представляющие собой лишь различные стороны одного и того же процесса социализации человека.
Заслуживает внимания попытки с несколько иной стороны подойти к характеристике основных этапов социализации. Так, например, Г.М.Андреева выделяет три основных этапа (стадии) социализации: дотрудовая, трудовая и послетрудовая. На всех стадиях воздействие общества на личность осуществляется или непосредственно, или через группу. Общество и группа передает формирующейся личности некоторую сумму норм и ценностей посредством определенной системы знаков. Те конкретные группы, в которых личность приобщается к системам норм и ценностей, выступающие своеобразными трансляторами социального опыта, Г.М.Андреева называет институтами социализации. На дотрудовой стадии таковыми являются семья, дошкольные детские учреждения, школа, вуз. Основным институтом социализации на трудовой стадии она считает производственный коллектив. Что касается послетрудовой стадии, то вопрос, по мнению ученого, остается открытым. Г.М.Андреева подчеркивает, что институты социализации, осуществляя свое воздействие на личность, как бы сталкиваются с системой воздействия, которая задается большой социальной группой, в частности, через традиции, обычаи, привычки, образ жизни. От того, какой будет та равнодействующая, которая сложится из систем таких воздействий, зависит конкретный результат социализации. В связи с этим, она отмечает, что проблема социализации при дальнейшем развитии исследований должна представлять собой связующее звено в изучении соотносительной роли малых и больших групп в развитии личности.

А Б В Г Д
Психосоциальные кризисы Референтное окружение Элементы социального мира Психосоциальные модальности Психосоциаль-ные фазы
Доверчивость или подозрительность Мать Космический порядок Получать, давать Оральная
Автономия или стыд и сомнение Родители “Закон и порядок” Держать (удер-живать), оставлять (выпускать) Анальная
Инициативность или чувство вины Семейное окружение Идеалы, эталоны Действовать (идти напролом), делать понарошку (играть) Инфантильно-генитальная
Осмысленная работа или чувство непол-ноценности Микрорайон (место проживания), школа Технологические элементы Делать что-либо “правильное”, делать что-либо вместе с другими Латентный период
Идентичность или диффузия “Собственные” группы, “посторонние”, лидеры как образцы Идеологические направления Кто я? (кем я не являюсь? ), Я в коллективе Пубертатный период
Близость и соли-дарность или изоляция Друзья, сексуальные партнеры, соперники, сослуживцы Правила работы и соперничества Потерять и найти себя в других Генитальный
Продуктивность или самоуничтожение Общаяработа, совместная жизнь в браке Веяния времени в традициях и воспитании Создавать, обеспечивать  
Цельность или отчаяние “Человечество”, “люди моего типа” Мудрость Быть тем кем стал; осознание скорой смерти  

Своего рода продолжением рассмотрения этого круга идей, если иметь в виду усиление роли системообразующего фактора – деятельностного опосредствования, в формировании личности, индивида является концепция развивающейся личности (А.В.Петровский). В ее основе лежит идея трех фаз становления личности в социально среде (социализации) – адаптации, индивидуализации и интеграции, возникновение и протекание которых связаны с наличием социогенной потребности индивида в персонализации и с деятельностно опосредствованными возможностями удовлетворить ее в референтных группах. Социализация, с позиции А.В.Петровского, - диалектическое единство прерывности и непрерывности. Первая тенденция отражает качественные изменения, порождаемые особенностями включенности личности в новые социально-исторические условия, вторая – закономерности развития в рамках данной референтной группы. Соответственно и предлагаемая им концепция объединяет две модели, первая из которых описывает фазы развития при вхождении в новую референтную группу, вторая – периоды возрастного развития личности.2
Уже из представленного анализа современных периодизаций социализации и развития можно сделать вывод, что их расхождения в основном связаны с противоречивостью индивидуального развития, обусловленного действием временных (циклических) закономерностей, неравномерностью и гетерохронностью и с топологической сложностью различных этапов, динамикой соотношения биологического и социального на протяжении всего жизненного цикла человека.
Заключение. Названные выше основные подходы к моделированию этапов социализации построены на циклических закономерностях и соответствуют общепризнанной в психологии периодизации. Однако, во-первых, не совсем ясны критерии выделения именно трех стадий, характеризующих социально-психологические изменения личности в процессе социализации, и, во-вторых, нет никаких оснований ограничивать процесс социализации рамками возраста.
Безусловно, процесс социализации детерминирован возрастными и индивидуальными особенностями, тем не менее необходимо подчеркнуть, что характеристика социализации как процесса, охватывающего весь жизненный путь человека, настраивает на более всестороннее изучение проблемы на междисциплинарном уровне.

 

26.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-15; Просмотров: 878; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.023 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь