Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


ПРЕПОДОБНОГО СЕРГИЯ РАДОНЕЖСКОГО



ПРЕПОДОБНОГО СЕРГИЯ РАДОНЕЖСКОГО

Кафедра богословия

 

 

А.А. ПРЖЕГОРЛИНСКИЙ

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

К НАПИСАНИЮ ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ

ПО БОГОСЛОВИЮ

 

Волгоград 2005

 

Печатается по благословению

митрополита Волгоградского и Камышинского Германа

 

 

Рецензенты:

кандидат исторических наук, доцент Н.Д. Барабанов,

кандидат исторических наук А.В. Дубаков.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ.. 4

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ОСНОВНЫХ РАЗДЕЛОВ РАБОТЫ.. 6

2.1. О СТРУКТУРЕ И СОДЕРЖАНИИ ВВЕДЕНИЯ.. 6

Постановка цели и задач. 6

Метод исследования. 6

Обзор источников. 9

Историографический очерк. 10

2.2. О СОДЕРЖАНИИ ОСНОВНОЙ ЧАСТИ ДИПЛОМНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ 11

2.3. О СОДЕРЖАНИИ ЗАКЛЮЧЕНИЯ.. 12

2.4. О СОДЕРЖАНИИ И СТРУКТУРЕ СПИСКА ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 12

2.5. О СОДЕРЖАНИИ ПРИЛОЖЕНИЙ И ОБ УКАЗАТЕЛЯХ.. 13

3. РАБОТА С МАТЕРИАЛОМ.. 14

3.1. ИСТОЧНИКОВЕДЧЕСКИЕ ИЗЫСКАНИЯ.. 14

3.2. БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ИЗЫСКАНИЯ.. 15

3.3. ЯЗЫК И СТИЛЬ НАУЧНОГО ЖАНРА.. 17

4. ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ.. 21

Общие требования. 21

Параметры страницы и печатного текста. 21

Нумерация страниц. 21

Заголовки и нумерация структурных элементов работы.. 21

Уточнения и исправления в отпечатанный текст. 22

Аббревиатура и сокращения. 22

Таблицы и иллюстрации. 22

Оформление Списка источников и литературы.. 23

Примечания и сноски. 24

5. ЗАЩИТА ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ.. 27

Приложение. 29

 


 

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

Дипломная работа является основной формой самостоятельной научной работы студента. В ходе выполнения научно-исследовательской работы студент должен научиться:

+ ставить научные вопросы и определять конкретные задачи, необходимые для их решения;

+ проводить поиск источников, научной информации, анализировать и систематизировать исходные данные;

+ выносить различные предположения и теории, делать умозаключения, концептуализирующие те или иные вероучительные положения применительно к рассматриваемой проблематике, оставаясь при этом в рамках Православных догматов;

+ делать выводы на основании анализа полученных данных;

+ оформлять результаты исследования в соответствии с требованиями, предъявляемыми к научным рукописям.

Тема дипломной работы предлагается студентам в соответствии с тематикой той или иной изучаемой дисциплины, а так же с учетом личных, практических и научных интересов студентов. Самим студентам следует учитывать, что те или иные научные интересы проистекают из предполагающейся или уже осуществляемой ими деятельности в той или иной сфере церковной жизни. Несомненно и то, что занятие богословской наукой предполагает некоторый личный опыт церковной жизни. Поэтому-то, студент может самостоятельно предложить преподавателю тему, не включенную в примерную тематику, или несколько изменить ее название, обосновав при этом важность и целесообразность ее разработки, а так же личную потребность в её актуализации. При этом студенту надлежит учитывать свои силы и возможности в разработки предложенной им проблематики: сможет ли он раскрыть тему, найти и получить необходимые источники, а так же исследования, имевшие место по данному вопросу.

Студенты выполняют дипломную работу под руководством научного руководителя, который предлагает базовую литературу по изучаемому вопросу, помогает сформулировать цель и задачи исследования, консультирует по всем вопросам, возникающим в процессе научно-исследовательской работы, редактирует дипломную работу. Однако подобное руководство отнюдь не является неким натаскиванием студента, ведь дипломное исследование призвано привить и раскрыть навыки именно самостоятельной научной работы молодых исследователей. При необходимости студент может получить консультацию от преподавателей других дисциплин, специалистов, обладающих высоким профессионализмом в областях смежных с исследуемым вопросом. Студент самостоятельно работает с литературой, систематизирует, анализирует, делает выводы и оформляет дипломную работу.

Черновики глав работы в установленные сроки представляются научному руководителю, который затем возвращает их студенту на доработку. Черновики глав следует писать на листах с широкими полями. Это делает возможным написание на полях замечаний научным руководителем, внесение собственных дополнений и поправок, облегчает подготовку нового, уточненного текста.

Оформленная дипломная работа предполагает следующие структурные элементы:

+ Введение.

+ Основная часть, состоящая из нескольких глав, которые, в свою очередь, могут делиться на параграфы и подпункты.

+ Заключение.

+ Список источников и литературы.

+ Приложения (если молодой исследователь видит в этом необходимость).

+ Указатели (так же, по необходимости).

В установленные сроки студенту надлежит представить работу, оформленную в соответствии с предъявляемыми требованиями. Студент, не представивший работу в срок или представивший работу, не соответствующую требованиям, к защите не допускается.

До защиты работа рецензируется преподавателями кафедры; оценивается же по результатам защиты (см.: «Защита дипломной работы»).

 


 

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ОСНОВНЫХ РАЗДЕЛОВ РАБОТЫ

О СТРУКТУРЕ И СОДЕРЖАНИИ ВВЕДЕНИЯ

 

Постановка цели и задач

В Вводной части дипломной работы на основании данных литературы и (или) реалий нынешнего дня следует, прежде всего, аргументировать теоретическую и практическую значимость выбранной темы, перспективы, которые открывает её изучение.

Обосновав же, таким образом, её актуальность, надлежит с достаточной чёткостью и ясностью сформулировать цель проводимого исследования. При этом следует избегать, как излишне масштабных, так и слишком узких формулировок.

Затем студент должен определить и конкретизировать тот круг более узких и частных вопросов и задач, которые он выносит в пределы исследования. Задачи работы должны точно соответствовать цели и предполагать её раскрытие.

Как правило, решению каждой из поставленных задач или рассмотрению проблем, связанных с поставленной задачей, посвящается отдельная глава или, по крайней мере, параграф главы в Основной части исследования. Соответственно, и в заключительной части, делая выводы, студент должен сформулировать ответы, исходя из проблематики, намеченной при постановке задач. Всё это следует учитывать изначально, дабы не быть голословным, но ставить и формулировать реальные проблемы и задачи.

Не редко, в ходе исследования студент осознаёт более актуальные грани поднятого вопроса. Естественно и то, что сам он начинает глубже и более цельно осознавать и чувствовать весь круг затронутых проблем. Поэтому и бывает целесообразно подправить соответствующие подразделы Вводной части исследования уже после выполнения Основной части работы.

 

Метод исследования

1. Студент должен уметь обосновать выбор методов и подходов для своего исследования, а так же разумно их применить. Некоторые принципы и подходы в работе с материалом могут красной нитью проходить через всё исследование, представляя собой своего рода его интуиции. Иные же методы могут служить решению проблем более узких, относящихся к сфере конкретных задач и вопросов. И, подобно тому, как проблематика дипломных исследований бывает достаточно разветвлённой, так и методы, к которым прибегает студент, могут варьироваться в разных главах дипломного исследования. Системность в анализе материала и состоит в привлечении различных методов.

2. В самом общем смысле всё разнообразие именно научных методов можно рассматривать как проявление или аналитического (логического), или же причинно-следственного типа мышления. Следует упомянуть и ассоциативное мышление, но его вряд ли можно назвать научным. Осознавая разнообразие методов, которые имеют место в научных исследованиях, а так же предполагая, что и сам студент может выработать свои методы, тем не менее, следует говорить о некоторых наиболее распространённых подходах и принципах анализа исходного материала.

К сфере аналитического анализа относятся, например, абстрагирование, синтез, восхождение от частного к общему (т.е. индукция) и, напротив, проецирование общего на частный случай (т. е. дедукция), движении от абстрактного к конкретному и т.д.

Часто, представляется необходимым учитывать причинно-следственные связи тех или иных исследуемых явлений. Например, принцип историзма представляет собой реализацию причинно-следственного мышления в области гуманитарных знаний. Не только историки, но, например, и богословы руководствуются этим принципом, когда рассматривают истоки учения того или иного отца или учителя Церкви или же целой традиции.[1] Действительно, сама логика той или иной исследуемой богословской концепции или традиции может быть лучше уяснена, если мы попытаемся выявить возможные богословские влияния, а так же совокупность исторических, социальных, экономических, политических, культурных факторов, в той или иной степени повлиявших на формирование и концептуализацию учения на определённом историческом этапе и в конкретных условиях. Впрочем, и в рамках самого исторического подхода исследуемая проблема может преломляться под разным углом. И, в этом смысле, мы говорим о историко-системном, историко-сравнительном, историко-генетическом, историко-типологическом методах исследования (Например, см.: Ковальченко И.Д. Методы исторического исследования. М., 2003).

Историко-типологический метод выявляет существенные признаки исследуемых объектов или явлений, а затем, на основе общности этих признаков, относит эти объекты или явления к определённому классу. Подобный метод можно усмотреть, например, в основании попыток отнести образ учения, проповедуемого св. Феолиптом Филадельфийским к традиции именно сирийского исихазма.

Историко-генетический метод предполагает уяснение истории становления исследуемого явления. Применяя этот метод в исследовании традиции поздневизантийского исихазма, нам предстояло бы уяснить свойства, функции и изменения этой традиции в процессе её исторического становления. Здесь следовало бы говорить и о конкретных фактах истории становления, а так же необходимо было бы подметить то, как изменилась, например, степень концептуализации, политизации этой традиции. Руководствуясь тем же методом и исследуя учение конкретного церковного писателя, мы учитываем динамику формирования и изменения его взглядов со временем. Например, некоторые взаимно-противоречивые суждения св. Иоанна Златоуста мы можем объяснить, с одной стороны, тем, что они были вынесены перед разной аудиторией. В то же время, руководствуясь историко-генетическим методом, можно обратить внимание на время произнесения соответствующих поучений и предположить, что изменения претерпели воззрения самого Иоанна Златоуста, и причиной расхожих суждений является не степень восприятия слушателей, а время.

Историко-сравнительный метод предполагает выявление особенностей тех или иных исследуемых объектов, явлений и учений именно в сравнении с родственными им явлениями. Так мы можем сопоставлять экзегетические традиции Антиохийской и Александрийской богословских школ. Руководствуясь этим методом, мы сможем сопоставить, например, такие диаметрально противоположные, но, в то же время, родственные явления, каковыми были гуманизм в Западной Европе и исихастское возрождение в Византии XIV в.

Историко-системный метод позволяет рассматривать те или иные процессы или явления в их функциональной связи с современными им процессами и тенденциями. Без применения этого метода, как можно уяснить, например, весь комплекс причин, обусловивших появления монофелитской формулы, иконоборчества, исихастских споров и т.д.? Научно-богословский анализ этих и иных догматических споров в средне-вековой Византии неизбежно предполагает учёт социальных, экономических, внешнеполитических факторов, обстоятельств династических междуусобиц. Именно этого требует историко-системный метод, который так же стремится к уяснению того, какие процессы в том или ином многостороннем явлении являются основополагающими, а какие функциональными. На этом этапе, когда речь идёт о первопричинах, появляются существенные разногласия среди учёных. Представители светской науки чаще склонны рассматривать какие-либо догматические споры или иные явления церковной жизни лишь как функцию и производное от неких иных, прежде всего, экономических процессов. Например, в марксистско-ленинской философии это было принято называть, соответственно, «базисом» и «надстройкой». В среде же представителей церковной науки социально-экономические факторы отнюдь не рассматриваются в качестве «базиса» для «надстройки» жизни церковных институтов. Чаще, напротив, их следует рассматривать в качестве символа более реальных фактов церковной жизни. Всё это надлежит учитывать, применяя историко-системный метод в своём исследовании.

Осознанно руководствуясь различными научными принципами и методами, исследователь, несомненно, сможет создать более цельную и объективную картину.

3. Ко всему сказанному, следует добавить и то, что отнюдь не обязательно на всех этапах исследования и в каждой мысли стремиться рассматривать объекты своего исследования со стороны, пусть и под разным углом наблюдения. Вполне допустимо, а порой и необходимо, прибегать к методам мышления и анализа, родственным внутренней логике исследуемой эпохи или логике мышления исследуемых отцов, богословов, церковных и иных деятелей. Для протестантской теологии XIX в. критерием объективности в науке считалась внутренняя независимость от исследуемого объекта. Напротив, согласно экзистенциальным тенденциям науки XX в., «причастность» является главным условием постижения. Действительно, как можно понять эпоху, не взглянув на неё глазами её современников, т. е. не начав думать, как они? И это, с некоторыми поправками, соответствует задачам науки церковной.

4. Наряду с констатацией и описанием методов, используемых в исследовании, не лишним явилось бы обоснование выбора именно этих методов. Например, в свете упомянутой идеи «причастности» представляется возможным обосновать и придать более весомый статус применению в собственных богословских изысканиях сугубо научного аппарата, например, применению логических законов: закона тождества, закона противоречия, закона исключенного третьего, закона достаточного основания. При анализе писаний отцов и учителей церкви, наследия иных христианских писателей, да и текстов Священного Писания, не стоит чуждаться законами логики, ибо и святоотеческая традиция на определённых этапах своего существования не чуждалась прибегать к тонкому логическому анализу в вопросах, несомненно, ещё более тонких, чем сама логика. И первые свои плоды схоластика принесла отнюдь не на почве Западно-христианской традиции, но в писаниях отцов Восточной Церкви. Назовём лишь наиболее авторитетных из отцов, в писаниях которых приёмы логического мышления занимают весьма существенное место; это святые Иоанн Дамаскин (первая пол. VIII в.), Фотий Константинопольский (IX в.). Да и в последующие годы, когда на Западе схоластика уже господствовала, такие православные полемисты как св. Григорий Палама (XIV в.), св. Марк Эфесский (XV в.) не гнушались её приемами. Конечно, при этом следует отдавать себе отчёт, что богословская проблематика столь тонка и возвышенна, что полагаться на логический аппарат следует осторожно, не придавая ему уж очень возвышенного статуса. Логика ценна не столько тем, что способна упорядочить реальность и успокоить ум, но тем, что предоставляет относительное обоснование того, что является предметом живого опыта, опыта, который не может быть вмещён в рамки никакой логической схемы. Святоотеческая схоластика не рассеивает антиномию, но утверждает её. Одним словом, изучение святоотеческой схоластики так же способно помочь нам подготовить логически обоснованную работу, в которой логика не выхолащивает и не умаляет антиномического духа богословских истин.

Наконец, отметим, что спецификой исследований, которые проводят студенты в нашем учебном заведении, как и в иных именно духовных школах, является сочетание веры в непреложность догматов с беспристрастной, до определённых пределов, научностью. Почему у научной беспристрастности должны быть пределы? Это потому, что всякая беспристрастность, чаще, стремится оправдать и объективировать свой опыт, своё маленькое и искажённое видение. За истинным же богословствованием стоит не самоутверждение, не желание проговорить свой изначальный опыт, а уяснение традиционного учения с целью изменения самого опыта. Наш новый, приобретённый опыт должен стать таким, чтобы в свете его и стали понятны догматы. Именно в этом смысле мы говорим, что существенное место в богословской науке занимает категория опытного познания.

 

Обзор источников

Важное место в процессе проведения дипломного исследования занимают источниковедческие изыскания. Обзору наиболее значимых источников, непосредственно относящихся к теме, следует уделить особое внимание в вводной части дипломной работы. В этом смысле надлежит:

+ дать оценку проблеме происхождения источников; а именно, уяснить цель, время и обстоятельства произнесения или написания соответствующих текстов. Не следует думать, что освящение этих вопросов является некоторой формальной условностью жанра. Отнюдь нет. Все эти вопросы весьма актуальны для древне-христианской письменности. Чего стоят, например, Синоптическая проблема, проблема авторства Послания к Евреям, приписываемого апостолу Павлу, проблемы письменного наследия Макария Великого, Евагрия Понтийского, авторства Ареопагитского корпуса и т.д.

+ дать оценку подлинности текста (т.е. оценить возможную степень его достоверности и неискажённости по сравнению с предполагаемым оригинальным, изначальным текстом). Иногда в этом смысле предполагается анализ рукописной традиции, позволяющий критически оценить имеющийся текст и восстановить изначальный.

+ Указать информативные возможности источника применительно к теме исследования.

Особое внимание следует уделить характеристике тех источников, которые впервые вводятся в научный оборот.

Нередко проблематика дипломных работ предполагает обращение молодых исследователей к оригинальным текстам древнехристианских писателей. Во многих случаях без этого просто нельзя претендовать на адекватное освящение затронутых проблем, ведь громадные пласты древнехристианской письменности остаются не переведёнными на русский язык. Впрочем, и уже переведённые на русский язык богословские и исторические трактаты часто нуждаются в уточнении и сверке с оригинальным текстом. Часто бывает так, что без филологических изысканий и терминологических уточнений ряд тех или иных суждений молодого исследователя остаются лишь голословными предположениями. В силу всего сказанного, студенту надлежит знать основные сборники, содержащие оригинальные тексты христианских писателей. Некоторую предварительную информацию по этому вопросу см. в разделе «Источниковедческие изыскания».

 

Историографический очерк

В ходе научно-исследовательской работы студент знакомится с основными научными изысканиями по данной теме, предпринятыми другими исследователями. Собственно, анализ этих изысканий и является задачей следующего раздела вводной части, который можно обозначить, как Историографический очерк. Автору дипломного исследования надлежит стремиться к предельно полному охвату литературы по исследуемой проблеме и отдельным её вопросам; т. е. он должен знать основные монографии, статьи, обзорные работы, рецензии, так или иначе имеющие отношение к проблематике его исследования; знать основных исследователей, которые интенсивно работают по данной тематике. Ведь только владея этой информацией и будучи уверенным, что предполагаемые результаты изысканий не были получены ранее другими авторами, представляется возможным судить об актуальности поставленной задачи.

Сопоставляя взгляды и суждения различных авторов, писавших по исследуемой проблеме, необходимо:

+ выяснить степень новизны суждений и выводов, имеющих место в анализируемых исследованиях;

+ отметить источники, которые использовались, а так же были упущены теми или иными исследователями;

+ стремиться к уяснению авторских концепций и тенденций, которые обусловили те или иные результаты их изысканий;

+ указать основные противоречия, имевшие место в анализируемых трудах;

+ выявить дискуссии, имевшие место в научном мире по данным вопросам;

+ обратить внимание на нерешенные вопросы.

При изложении соответствующего анализа литературы обычно руководствуются хронологическим принципом. Целесообразно завершать обзор литературы небольшим обобщением приведенных данных, в которых была бы кратко сформулирована степень изученности вопроса, намечены приоритетные направления дальнейших исследований.

Предварительные сведения о поиске информации по тем или иным богословским проблемам см. в разделе «Библиографические изыскания».

 

+ + +

Следует отметить, что при оформлении дипломной работы отнюдь не всегда следует придерживаться именно такой очерёдности расположения подразделов Вводной части, как было указано выше. Например, вполне целесообразным было бы разместить Историографический очерк не в конце Введения, но сразу после постановки и актуализации цели дипломного исследования. И уже после соответствующего библиографического обзора вполне логичным являлся бы переход к формулировки конкретных задач исследования.

 

 

О СОДЕРЖАНИИ ЗАКЛЮЧЕНИЯ

Заключение представляет собой краткий итог работы и носит, преимущественно, аналитический характер. Оно должно четко отражать смысл и сущность выполненного автором исследования. Поскольку в Заключении даются ответы на вопросы, намеченные во Введении, постольку является необходимым кратко повторить те выводы, которые давались в каждой из глав Основной части дипломной работы. Но, на данном этапе предполагается более высокий уровень обобщения и оценки результатов исследования, воссоздание более цельной картины, отвечающей изначальной цели предпринятого исследования. Так же выводы должны содержать оценку полноты решения поставленных задач и предложения по дальнейшим направлениям исследования.

На этом этапе отражается именно авторская позиция по теме и ее отдельным аспектам; т.е. выводы должны основываться на собственном анализе. Соответственно, следует ограничивать включение в этот раздел исследования данных, почерпнутых из литературы, а так же ссылок на других авторов. В выводах недопустимы повторения, описание общеизвестных положений, написание ничего не значащих общих фраз, полемика.

Выводы формулируют четко, кратко, лаконично. Они должны быть понятны без чтения основного текста работы. Удобным представляется изложить выводы в виде отдельных тезисов или абзацев.

 


2.4. О СОДЕРЖАНИИ И СТРУКТУРЕ СПИСКА ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

 

Следующим разделом дипломной работы является Список источников и литературы. В этот раздел вносят библиографические сведения о тех источниках и литературе, которые автор использовал в процессе дипломного исследования. В списке источников должны быть представлены все работы, на которые есть ссылки в тексте, и, напротив, в тексте работы должны быть ссылки на все источники, указанные в списке. Список использованных источников позволяет судить о степени фундаментальности проведенного исследования.

Правила и образцы библиографического описания разных типов печатных работ приведены в разделе Правила оформления дипломной работы.

РАБОТА С МАТЕРИАЛОМ

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ИЗЫСКАНИЯ

 

Процесс подбора литературы, необходимой для успешного проведения научной работы, является, пожалуй, тем этапом дипломного исследования, на котором студент встречается порой с неразрешимыми трудностями. Часто, трудности эти носят объективный, т.е. не зависящий от молодого исследователя характер. Ведь по понятным причинам, в фондах российских библиотек весьма скудно представлена научно-богословская литература, выходившая на протяжении XX в. Но, тем более необходимыми и достойными представляются усилия молодых российских исследователей, преодолевающих естественное.

Для начала нам следует сориентироваться в том, из каких публикаций можно узнать вообще библиографию изданий по тем или иным богословским проблемам. Обретение же конкретных, необходимых нам научных публикаций – это дело частное.

Научно-богословскую литературу, на самом общем уровне, было бы целесообразно подразделить на исследовательско-монографическую и справочно-библиографическую. Здесь мы не будем касаться всего разнообразия литературы, относящейся к первой категории; нас будут интересовать справочные издания. К этому разряду относят словари, энциклопедии и, важные в нашем случае, библиографические справочники и обзоры. Библиографические справочники так же можно подразделить на три типа:

а) Специальные библиографические справочники, предоставляющие информацию о литературе, издававшейся когда-либо, по конкретной богословской теме.

в) Специальные библиографические справочники, предоставляющие информацию о литературе, издававшейся когда-либо, по конкретной исторической личности.

б) Периодические библиографические справочники (ежеквартальные, ежегодные и т.д.) информируют только о вновь появившихся публикациях.

 

История российских справочно-библиографических изданий достаточна скудна:

● По сути единственным обширным и высокопрофессиональным источником библиографической информации по тем или иным богословским проблемам вплоть до начала XX в. является Православная богословская энциклопедия / Под ред. проф. А.П. Лопухина и проф. Н.Н. Глубоковского. Т. 1-12. СПб., 1900-1911.[5]

● Из появившихся в последнее время на русском языке обширных справочных изданий следует отметить Библиографический раздел в трёхтомной энциклопедии «Христианство» (Христианство. Энциклопедический словарь. В 3 т. М., 1995. Т. 3. С. 489-527).

● Весьма ценными и для начальных библиографических изысканий по тем или иным научно-богословским проблемам представляются обзоры издаваемой в России с 2000 г. обширнейшей «Православной энциклопедии».

 

Что касается именно регулярного периодического издания библиографических справочников по богословию, то в России такая практика, в общем-то, отсутствует. Подобные обзоры вновь вышедших публикаций по библиистике, патрологии, литургике и др. появляются преимущественно на Западе. Приведём наиболее авторитетные.

● Ежегодный библиографический справочник, посвящённый классической античности и издаваемый в Париже с 1896 г., имеет, в том числе, патрологический раздел «Patres». L’annee philologique. Bibliographie critique et analytique de l’antiquite grecolatine, fondee par J. Marouzeau. Paris. 1896-… (издание продолжается).

● Периодический патрологический справочник, издаваемый ежегодно с 1956 г. Bibliographia Patristica. Internationale Patristische Bibliographie. Unter Mitarb. von K. Aland, H.D. Altendorf, L. Bieler u. a. hrsg. von. W. Schneemelcher. Berlin – New-York. 1956-… (издание продолжается).

Stewardson J.L. A Bibliography of Bibliographies on Patristics. Evanston, 1967.

Seiben H.J. Voces. Eine Biblipgraphie zu Wö rten und Begrifen aus der Patristik (1918-1978). Berlin – New-York., 1980.

 

Удобным подспорьем в подборе источников и литературы для исследования представляются библиографические справочники, систематизирующие информацию по конкретным историческим персонажам. Как правило, конкретные издания или серии подобной справочной литературы предоставляют обзор публикаций, посвящённых персонажам определённой эпохи. В качестве примера можно привести многотомную серию, посвящённую публикациям о всех известных ныне ромеях, живших в эпоху Палеологов (Prosopographisches Lexikon der Palaiologenzeit… Wien, 1976 - …).

 

Другим видом справочных изданий, существенно облегчающих работу и экономящих массу времени и чисто технических усилий, являются словари. Имеется множество изданий подобных словарей и так называемых симфоний к текстам Священного Писания. Не столь доступными и малотиражными являются патристические словари. Последние позволяют с минимальной затратой времени отыскать случаи употребления того или иного богословского термина или слова в текстах древнехристианских писателей. Одним из недостатков почти всех подобных словарей является то, что они не учитывают тексты христианских писателей, творивших после VIII-IX вв.:

A Patristic Gpreek Lexicon. Ed. by G.W.H. Lampe. Oxford, 1961-1968 (Словарь переиздавался в 80-х гг.).

Clavis patrum graecorum… (CPG). В 6 томах, издававшихся с 1983 по 1998 гг., систематизировано словоупотребление в греческих текстах христианских писателей I-VIII вв.

Clavis patrum latinorum… (CPL). Аналогичные же данные о текстах на латинском.

По подобному же принципу строятся словари, учитывающие словоупотребление в апокрифической литературе, псевдоэпиграфах.

+ + +

Некоторый обзор именно справочно-библиографической литературы по богословию см.:

Столяров А.А. Патрология и патристика. М.: Канон +, 2001. С. 48, 50-51, 62-63.

● Библиографические сведения, полезные для изыскания информации по различным областям христианского богословия, представлены, например, на сайте А.Г. Дунаева (http: //danuvius.orthodoxy.ru/BIBLIOGR.htm). В отдельных случаях здесь даже приведена информация о доступности тех или иных книг в библиотеках Москвы; ссылки на Интернет.

 

ЯЗЫК И СТИЛЬ НАУЧНОГО ЖАНРА

 

Поскольку дипломная работа является научно-исследовательской, то ее языку и стилю следует уделять самое серьезное внимание. Излагая собственную и интерпретируя иные точки зрения с целью обоснования научной истины, студенту надлежит выдержать своё повествование в русле академического этикета. Действительно, не только глубина и оригинальность мысли, но и языково-стилистическое оформление материала лучше всего позволяет судить об общей культуре ее автора, о степени его приобщения к научной этике. На протяжении веков выработалась определенная традиция в общении ученых между собой как в устной, так и письменной речи. Конечно, не следует думать, что есть некий свод соответствующих правил. Можно говорить лишь о некоторых особенностях научного языка, уже закрепленных традицией.

Изначальным признаком научного текста, как и устной беседы является целенаправленность и прагматическая установка. Следует признать, что и само научное общение, устная беседа становятся, прежде всего, функциональными (но надо правильно оценивать свои научные штудии: функциональность общения не должна стать образом существования).

Необходимым качеством научной речи является её краткость. Отсутствие ненужных повторов и чрезмерных детализаций позволяет чётко и ясно донести суть вопроса. Этой же цели служит специальный понятийный аппарат. Благодаря специальным терминам достигается возможность в краткой и экономной форме давать развернутые определения и характеристики научных фактов, понятий, процессов, явлений. В реальности же, можно встретиться с противоположным, а именно, с речевой избыточностью. Так, незнание смысла слов, заимствованных из иностранных языков становится причиной тавтологии. Например, неуместным представляется словосочетение «христологическое учение» (в слове «христология» уже заключено понятие «учение»). Следует избегать и просто неуместного повторения близких по значению слов, например: «в мае месяце».

Для научного текста характерна смысловая законченность и логическая выверенность повествования. Сама логика, имеющая место на уровне смысла, требует и некоторой формальной поддержки. Так, специальные слова и словосочетания указывают последовательность мысли, отделяют умозаключения от исходных посылок («следовательно», «а значит»), предупреждают о повороте мысли и оформляют переход от одной мысли к другой («прежде чем перейти к…», «обратимся к…», «рассмотрев». Наконец, подобные словосочетания способствуют улучшению рубрикации текста; с них уместно начинать те или иные подразделы исследования («приступим к рассмотрению…»).

Научное познание претендует на некоторую объективность своих выводов. В тех же случаях, когда объективности не хватает, учёные говорят лишь о гипотезах. Стремление к объективности обуславливает и некоторые стилистические особенности письменной научной речи. На уровни стилистики это стремление к объективности проявляет себя в употреблении вводных слов и словосочетаний, указывающих на степень достоверности сообщения:

+ убедительная степень достоверности («конечно», «разумеется», «действительно»);

+ предполагаемая степень достоверности («видимо», «надо полагать», «возможно», «вероятно»).

Другим признаком этого стремления к объективности являются указания на то, каков источник приводимого сообщения, кем высказана та или иная мысль, кому конкретно принадлежит то или иное выражение. В тексте это условие можно реализовать, используя специальные вводные слова и словосочетания («по сообщению»; «по сведениям»; «по мнению»; «по данным»; «по нашему мнению» и др.).

Излагая материал, необходимо свои собственные мнения и оценки четко разграничивать от мыслей древних писателей или концепций современных исследователей. Цитирование может быть прямым (дословная цитата) и непрямым (собственное изложение мыслей автора или аллюзия). Прямое цитирование применяют в тех случаях, когда важно предельно точно донести мысль автора. В случае прямого цитирования следует быть чрезвычайно точным, следить за тем, что бы были сохранены все выделения, сделанные цитируемым автором. В случае пропуска части текста внутри цитаты, а также тогда, когда предложение цитируется не с начала и не до конца, нужно ставить многоточие. Цитаты не должны быть очень объёмными. Текст прямой цитаты заключают в кавычки. В случае непрямого цитирования следует предельно точно излагать мысли автора, не допуская искажений. Каждая цитата (прямая и непрямая) должна сопровождаться ссылкой на источник информации.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-15; Просмотров: 175; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.072 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь