Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Экзистенциализм (М. Хайдеггер, К. Ясперс, Ж.-П. Сартр, А. Камю).
В целом, экзистенциализм возник как реакция на сомнение в существующих ценностях и порядках. Его исходное положение заключается в том, что каждый индивид должен осознавать границы своей собственной жизни и нести за неё ответственность. Искусство, религия и культура возникли из-за страха человека перед Ничто. Осознав неизбежность собственной смерти, люди пробуждаются, почти рождаются вновь, но уже с сознанием, которое проникает до наибольших глубин. Даже если мы и не можем найти ответы на вопросы «Кто мы? Откуда мы? Куда мы идём? », то всё же мы остаёмся с этим сознанием уникальности человеческого существования, с этим чистым пламенем жизни. Первым теоретиком экзистенциализма был немецкий философ М. Хайдеггер (1889 – 1976), поставивший в своей работе «Бытие и время» проблему субъективности и заброшенности человека в этот чуждый нам мир. Мы не вольны выбрать место и время своего появления на свет, за нас это делают родители. Кроме того, атрибутом человеческого существования является страх – страх перед смертью. Человек осознаёт конечность своего бытия и видит, что оно есть не что иное, как «бытие к смерти». Пытаясь избавиться от этого страха, человек ищет забвения в суете общественной жизни. Но это ему не помогает. Остаётся лишь одно – набраться мужества взглянуть в лицо «бытию к смерти», т. е. своему Ничто. Проблема человеческого существования была главной в работах другого философа-экзистенциалиста К. Ясперса (1883 – 1969). [Его основные работы: «Философия», «Истоки истории и её цель», «Философская вера» и др.]. Главная цель философии (разума), по мнению Карла Ясперса, — помочь человеку понять себя и свое место в мире, осознать ценность любви и свободы. Достигается это с помощью философской веры, которая основана не на откровении, а на собственном размышлении. Наука (рассудок) на это не способна. Во-первых, она познает отдельные вещи, а не бытие как таковое. Во-вторых, она лишена ценностной ориентации и исключает многие важные проблемы. Следовательно, наука не может направлять жизнь человека. Как же познать жизнь (прояснить экзистенцию)? Либо философией, выявляющей истинное бытие человека, либо через саму жизнь. Второй путь — познание на грани жизни и смерти, т.е. тогда, когда человек находится в кризисе (болезнь, война и т.д.). Здесь человеку открывается его подлинная суть и ее экзистенция. Каким же увиделась Ясперсу экзистенция современного мира? Бог забыт, природный мир принесен в жертву технике и науке. Но научная рациональность терпит кризис. Человек теряет свое «Я» и стремится быть «как все». Толпа — иррациональная неуправляемая сила, жаждущая наживы, наслаждений и иллюзорного равенства, — подавляет личность. Что же делать человеку? Бороться за свою свободу и права, но избегать насилия. Слушать гениев, а не толпу, и вместе с тем стремиться услышать и понять другого человека (т.е. повышать коммуникацию). Французский писатель Альбер Камю (1913 – 1960) в эссе «Миф о Сизифе» написал о том, что жизнь человека абсурдна. Вопрос «Стоит ли жизнь того, чтобы жить? » Камю считал основным вопросом философии. Французский философ Ж.-П. Сартр (1905 – 1980) анализировал формы бытия в мире людей (в книге «Бытие и Ничто»). В статье «Экзистенциализм и гуманизм» Сартр пишет о том, что в человеке существование предшествует сущности. Наши родители «подарили» нам существование, сущность каждому предстоит обрести самостоятельно (ответив на «проклятые» вопросы). Человек подобен актёру, который внезапно обнаружил себя на театральной сцене в середине представления. При этом он не знаком со сценарием, не знает названия пьесы и роли, которую он играет. Ему неизвестно, что он должен делать или говорить. У него даже нет информации о том, существует ли автор, написавший эту пьесу, и является ли она серьёзной или смешной. Актёр должен лично решить, кем ему быть – проходимцем или героем, комичным или трагичным. Наконец, актёр может в любой момент покинуть сцену. Но это тоже выбор роли, выбор, который делается без понимания актёром того, чему вообще посвящено театральное представление. Сходным образом люди как бы вбрасываются в существование. Человек существует, он находит себя свободным, так как нет никаких предписаний, и он сам должен принять решение и определить, какого рода личностью собирается быть. Итак, вначале человек обретает существование (появляется на свет), а сущность (определение) он обретает потом самостоятельно. Важно понять, что свобода проявляется в ситуациях, когда надо выбирать, когда решение «Быть или не быть» отложить невозможно. Быть – означает самому писать свой сценарий (свою жизненную стратегию), не быть – подчиниться обстоятельствам, согласиться с навязанной кем-то ролью, решением и проч. [Сравните два выражения «быть самим собой» и «быть кем-то»]. Экзистенциальная свобода абсурдна (беспочвенна), экзистенциальный выбор необусловлен (недетерминирован), ибо выбирая, человек подчёркивает собственную идентичность. Свободен человек лишь постольку, поскольку он независим от мира «вещей-в-себе». Атрибутом свободы является ответственность. Проблему свободы и ответственности можно рассмотреть на примере новеллы Сартра «Стена». Главный герой, испанский республиканец Ибьетта, попал в руки фашистов и был приговорён к смерти. Находясь в камере смертников и морально приготовившись к неизбежному концу, он решил напоследок разыграть своих палачей, поиздеваться над ними в духе чёрного юмора – он послал их обшаривать деревенское кладбище, где якобы должен скрываться республиканский активист Рамон Грис (на самом-то деле, как ему хорошо известно, Грис прятался совсем в другом месте, в доме своих родственников). Результат в полном смысле фатален: Грис, оказывается, поссорился с родственниками и перебрался в домик сторожа на том самом кладбище, где и погиб, отстреливаясь от посланных за ним солдат. Увы, свободный человек за всё платит сам. Герой новеллы, сам того не подозревая, стал предателем, и в этом виноват он сам (шутка обернулась реальностью).
Вопросы для самоконтроля: 1. В чем заключается «открытие», совершенное З. Фрейдом? 2. Как выглядит структура личности, с точки зрения З. Фрейда? 3. Какую роль играет бессознательное в жизни человека и общества? 4. Какие проблемы разрабатывали философы-экзистенциалисты? 5. В чем заключается проблема сущности и существования? 6. Как понимается свобода в экзистенциализме? 7 минут
Выводы по теме 5 минут
ПРИЛОЖЕНИЕ Вопросы и задания: 1.Дайте определение основного закона положительного мышления у О. Конта. 2. Назовите три основные стадии эволюции нашего мышления по О. Конту. Укажите, какие познавательные способности человека задействованы на каждой из стадий? Выясните, на какие историко-культурные эпохи приходится существование соответственно теологической, метафизической и реальной стадий интеллектуальной эволюции человечества? 3. Определите, в чем проявляется на каждой из стадий действие основного закона положительного мышления? 4. Что такое наука у О. Конта? Чем «реальная наука» отличается от обыкновенной эрудиции? В чем, по мнению О. Конта, состоит главное назначение науки? 5. Что, с точки зрения О. Конта, остается на долю философии на реальной стадии развития человеческого мышления? 6. К какому направлению в философии Нового времени, также решавшей проблему научного метода познания, близок взгляд О. Конта? О. КОНТ Согласно моей основной доктрине, все наши умозрения, как индивидуальные, так и родовые, должны неизбежно пройти последовательно через три различные теоретические стадии, которые смогут быть здесь достаточно определены объективными наименованиями — теологическая, метафизическая, научная, — по крайней мере, для тех, которые хорошо поймут их истинный общий смысл. Первая стадия, хотя сначала необходимая во всех отношениях, должна отныне всегда рассматриваться как чисто предварительная, вторая — представляет собой в действительности только видоизменение разрушительного характера, имеющее лишь временное назначение — постепенно привести к третьей; именно на этой последней, единственно вполне нормальной стадии, строй человеческого мышления является в полном смысле окончательным. |
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-15; Просмотров: 991; Нарушение авторского права страницы