Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Понятие о предмете психологии. Связь психологии с другими науками. Особенности психологии как науки. Современная структура психологии. Методы психологического исследования.



Античные учения о душе как источники научной психологии ( Демокрит, Эпикур, Лукреций, Платон, Сократ, Аристотель).

Психология наука и молодая, и древняя. Первые представления о психике и психических явлениях наука находит у первобытных людей. В основном это были мифы, в которых явления психики не были обобщены в одном понятии. Понятие душа (психе) для описания существования действительности, ученые находят в философских рассуждениях Фалеса, который жил в Греции в 650 году до н.э. Фалес считал, что все произошло из воды (архе) – материальной причины сущего, а земля плавает по воде подобно дереву. А психе (душа) размещена во вселенной. Психе понимается как божество, оформившее первоначальный водный хаос в упорядоченный мир и пронизывающий его в виде дыхания – пневмы. Все, что есть, живет. Жизнь предполагает дыхание и питание. Функцию дыхания выполняет психе, а питания - вода. Т.е. вода (материя) понимается как пища, а психе – как актуальная жизненная основа космоса.

Идеи Фалеса были развиты позднее Анаксименом, который умер в 528 году до н.э., Анаксагором (428 г.). Согласно гипотезе Анаксагора начальное состояние мира представляло собой неподвижную, бесформенную смесь мельчайших частиц всевозможных веществ. В какой-то момент времени и в каком-то участке пространства эта смесь приобрела быстрое вращательное движение, сообщенное ей внешним агентом – умом. Организующим началом космоса был ум. Впоследствии идея о первотолчке была использована Аристотелем.

У Гераклита, который жил в 540-480 гг. до н.э., утверждался примат одного первоначала, которым является вечно живущий огонь, который был, есть и будет. Огонь обладает жизнью, сознанием, провиденциальной волей. У Гераклита огонь означает не просто видимое пламя, а огненную энергию, космический дух. Угасание огня в начале космического цикла приводит к его воплощению в вещественно-осязаемое тело. Расчлененный космос содержит четыре элемента: огонь, воду, землю, воздух.

Вершиной эпохи античности в понимании души является учение Демокрита (460 г. до н.э.). Он считал, что все предметы мира состоят из мельчайших частиц – атомов. Душа состоит из сферических подвижных атомов, подобных атомам огня. Человек отличается от животных особым расположением атомов души, чередующихся с атомами тела. Душа смертна. Когда тело умирает, атомы души покидают его, рассасываясь в пространстве.

В основе всех этих философских учений о душе лежит представление о неотделимости жизни от материи, о целостности наблюдаемого мира.

Развитие представлений о душе связано с учением Платона (427-347 гг. до н.э.). Платон правил границу между материальным, вещественным, смертным телом и невещественной, бессмертной душой. Мир как некое целое состоит из царства идей и мира вещей. Мировая душа – это совокупность идей. О сущностях – это универсальный духовный опыт. Индивидуальные души – несовершенные образы единой универсальной души, обладают частью универсального духовного опыта, припоминание которого составляет суть процесса индивидуального познания. Души вселяются в человека при рождении и исчезают при его смерти. Душа человека состоит из разумной, мужественной и вожделенной частей. Преобладание в человеке одной из частей над другими определяет принадлежность человека к разным социальным слоям.

После смерти душа разлучается с телом и в зависимости от того, какую жизнь вел человек, занимает место либо вблизи от земли, либо воспаряет в идеальный мир.

Однако, родоначальником психологии по праву считают Аристотеля (384-322 гг. до н.э.). Согласно Аристотелю, душа – форма живого тела, обеспечивающая его предназначение. Для определения души он ввел понятие «энтелехия», понимаемое как начало, как целенаправленная движущая сила. Душа определяет цель активности живого тела. Души организмов разных видов выполняют разные функции, представляют разные способности – силы души. Три вида души – растительная, животная и разумная представляют три ступени жизни, обладающие преемственностью.

У растений душа выполняет функции размножения и питания. Чувственно-двигательные чувства присущи животным и человеку. Кроме того, у человека есть разумная душа, позволяющая строить умозаключения, лежащие в основе памяти, произвольного выбора.

Аристотель описал механизм работы психики человека. Он заключается в том, что благодаря способности ощущения, органы чувств человека принимают образы тех предметов, которые на них действуют. Все эти образы сердце и соединяет по сходству, степенности и контрасту, образуют источник идей, которые управляют поведением.

Главная заслуга Аристотеля заключается в том, что он впервые сформировал методологические принципы познания души: развития, детерминизма, целостности, активности, ассоциации.

Платон и Аристотель заложили основы психологии, проявления которых исследовали их ученики и последователи: Теофраст и Гиппократ описали характеры, Плотин и Августин исследовали внутренний мир и сознание человека. Фома Аквинский – высказал представления о личности.

СОЗНАНИЕ И БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ

Кроме сознания, у человека есть и бессознательное. Это — те явления, процессы, свойства и состояния, которые по своему действию на поведение похожи на осознаваемые психические, но актуально человеком не осознаются. Их по традиции, связанной с со­знательными процессами, также называют психическими.

Бессознательное начало так или иначе представлено практи­чески во всех психических процессах, свойствах и состояниях человека. Есть бессознательные ощущения, к которым отно­сятся ощущения равновесия, проприоцептивные (мышечные) ощущения. Есть неосознаваемые зрительные и слуховые ощу­щения, которые вызывают непроизвольные рефлексивные ре­акции в зрительной и слуховой центральных системах.

Неосознаваемые образы восприятия существуют и проявля­ются в феноменах, связанных с узнаванием ранее виденного, в чувстве знакомости, которое иногда возникает у человека при восприятии какого-либо объекта, предмета, ситуации.

Бессознательная память — это та память, которая связана с долговременной и генетической памятью. Это та память, кото­рая управляет мышлением, воображением, вниманием, опреде­ляя содержание мыслей человека в данный момент времени, его образы, объекты, на которые направлено внимание. Бес­сознательное мышление особенно отчетливо выступает в про­цессе решения человеком творческих задач, а бессознательная речь — это внутренняя речь.

Есть и бессознательная мотивация, влияющая на направлен­ность и характер поступков, многое другое, не осознаваемое человеком в психических процессах, свойствах и состояниях. Но главный интерес для психологии представляют так называ­емые личностные проявления бессознательного, в которых, по­мимо желания, сознания и воли человека, он проявляется в своих наиболее глубоких чертах. Большой вклад в разработку проблематики личностного бессознательного внес З.Фрейд.

Бессознательное в личности человека — это те качества, инте­ресы, потребности и т.п., которые человек не осознает у себя, но которые ему присущи и проявляются в разнообразных непроизвольных реакциях, действиях, психических явлениях.

3 группы:

I. ошибочные действия: оговорки, описки, ошибки при написании или слушании слов.

II. непроизвольное забывание имен, обе­щаний, намерений, предметов, событий и другого, что прямо или косвенно связано для человека с неприятными переживаниями.

III. сновидения, грезы, мечты.

Типы бессознательных психических явлений, которые по-разному соотносятся с сознанием:

v бессознательные психические явления, находящиеся в области предсознания, т.е. представляющие собой факты, связанные с более низким уровнем психической регуляции поведения, чем созна­ние (бессознательные ощущения, восприятие, память, мышление, установки);

v такие бессознательные явления, которые раньше осознавались человеком, но со временем ушли в сферу бессознательного (двигатель­ные умения и навыки, которые в начале своего формирования представляли собой сознательно контролируемые действия (ходьба, речь, умение писать, пользоваться различными инструментами);

v те бессознательные явления, которые касаются лич­ностного бессознательного (желания, мысли, намере­ния, потребности, вытесненные из сферы человеческого созна­ния).

Каждый из типов бессознательных явлений по-разному свя­зан с поведением человека и его сознательной регуляцией. Пер­вый тип бессознательного есть просто нормальное звено в общей системе психической поведенческой регуляции и возникает на пути продвижения информации от органов чувств или из храни­лищ памяти к сознанию (коре головного мозга). Второй тип бес­сознательного также можно рассматривать как определенный этап на этом пути, но при движении как бы в обратном направлении по нему: от сознания к бессознательному, в частности к памяти. Третий тип бессознательного относится к мотивационным про­цессам и возникает при столкновении разнонаправленных, кон­фликтных с точки зрения морали мотивационных тенденций.

 

Строение мотивов человека.

Отечественные психологи мотивы человека рассматривают в структуре. Наиболее распространенной является структура, образующими которой выступает блок побудительных мотивов и блок притягательных мотивов. К мотивам побудительного характера относятся установки, влечения, желания. В блок притягательных мотивов включаются интересы, склонности, мечты, идеалы, убеждения, мировоззрение. Установка – это формирующаяся на основе опыта устойчивая готовность человека действовать в определенном направлении и последовательно по отношению ко всем объектам и ситуациям. Установки могут обнаруживаться в когнитивной сфере, эмоциональной, в поведении, могут быть как позитивными, так и негативными. В структуре установки выделяют, таким образом, несколько компонентов. Когнитивный – образ того, что готов воспринять и познать человек. Эмоционально-оценочный проявляется в комплексе симпатий и антипатий к объекту. Поведенческий – проявляется в готовности действовать в отношении объекта.

Влечение – это первичное эмоциональное проявление потребности в чем-либо, обладающее побуждающей силой. По сути дела, влечение является начальным этапом мотивации, на смену которому приходит желание. Желание есть переживание и осознание возможностей чем-либо обладать или что-либо осуществлять. Желание – это побуждение, обеспечивающее четкую постановку цели, выработку плана и средств выполнения будущего действия. Это объективированные опредмеченные переживания. Интересы – это притягательные мотивы, способствующие осмысленному и полному познанию действительности. В структуре интересов выделяют эмоциональный компонент, проявляющийся в виде интеллектуальных эмоций (радость познания, открытия и т.д.) и волевой, проявляющийся в усилении мотивации, связанной с преодолением трудностей. Интересы можно классифицировать и по их предметной соотнесенности (профессиональные, спортивные и т.д.), по широте предметного содержания (широкий знаток, узкий профессионал), по глубине, устойчивости, силе, длительности и т.д.

Интерес возникает на основе познавательного влечения, о в процессе развития может перерасти в склонность. Склонность – это положительно, внутренне мотивированное отношение к чему-либо. Психологической основой склонности является устойчивая потребность в определенной деятельности, когда привлекательными оказываются и ее процесс, и ее результат. Развитая склонность характеризуется ненасыщаемым стремлением человека к деятельности, творческим отношением к ее изменению и развитию, постоянному накоплению знаний, совершенствованию умений и навыков. Если склонности присущи все эти свойства, то она может перерасти в призвание, которое является элементом одаренности. Мечта как мотив поведения есть представляемый образ желаемого будущего. В мечте выражены потребности человека в таких предметах и условиях, которые не представлены в действительности, но могут быть созданы в результате деятельности человека. Мечта – это отсроченное желание, которое направлено в будущее и создает стратегию жизни. Под идеалами понимают совокупность норм поведения, воплощающих наиболее ценные и привлекательные для личности человеческие черты. В идеале человек ценит то, чего ему не достает, каким бы он желал быть. Именно поэтому идеалы становятся стимулами и регуляторами личностного роста. Убеждения – это представления, знания, идеи, ставшие мотивами поведения человека и определяющие его отношение к разным сферам действительности. Наличие убеждений связано с признанием и непосредственным переживанием их истинности, с потребностью реализовать их на практике. Формирование убеждений зависит от широты, глубины, объема знаний, от их включенности в деятельность, в человеческую практику.

Мировоззрением называют упорядоченную внутренне организованную систему философских и научных знаний, религиозных воззрений на окружающую действительность. Мировоззрение формируется целенаправленным воздействием общества на личность. Для зрелой личности наибольшую значимость приобретает самообразование, самовоспитание, собственная активность. В совокупности все эти мотивы образуют направленность личности. между мотивами устанавливается определенная иерархия. Одни мотивы в этой структуре становятся ведущими, а другие подчиненными. Осознание мотивов и их значимости в структуре приводит к целеполаганию. В реальных соотношениях мотивов и целей возникает особая функция мотива – смыслообразующая. Один и тот же мотив может реализоваться в разных действиях, быть основание для постановки различных целей. Отражение в сознании субъекта отношения мотива деятельности к цели деятельности образует личностный смысл деятельности.

Свойства внимания

Внимание человека обладает пятью основными свойствами: устойчивостью, сосредоточенностью, переключаемостью, распределением и объемом.

Устойчивость внимания проявляется в способности в течение длительного времени сосредоточиваться на одном и том же объ екте, предмете деятельности.

Концентрация внимания— степень его сосредоточенности на объекте. Концентрация— необходимое условие осмысления и запечатления поступающей в мозг информации.

Переключаемость вниманияопределяется скоростью перехода от одного вида деятельности к другому. Перевод внимания с одного объекта на другой может быть как непроизвольным, так и произвольным. Если переключаемость имеет непроизвольный характер, то это свидетельствует о неустойчивости внимания и стремлении организма к отдыху. С переключаемостью внимания связаны два процесса: включение и отвлечение внимания.

Отвлекаемость внимания — это непроизвольное перемещение внимания с одного объекта на другой. Выделяют внешнюю (на внешние раздражители) и внутреннюю отвлекаемость (сильные переживания, эмоции).

Распределение внимания — способность человека удерживать в центре внимания определенное число разнородных объектов одновременно.

Объем внимания — количество информации, объектов, кото­рые человек может одновременно и отчетливо воспринимать. Средний объем внимания взрослого равен пяти-семи объектам одновременно.

Виды и функции внимания

В психологии описан ряд разновидностей внимания (схема 3).

В зависимости от направленности внимания на внешний, предметный или внутренний мир человека (мысли, пережива­ния) выделяют внимание внешнее и внутреннее. По форме про­явления внимание бывает групповым и индивидуальным. Исхо­дя из способности сохранения внимания к одному и тому же объекту, предмету деятельности внимание может быть устойчи­вым и неустойчивым. Переключение внимания с одного объек­та на другой может происходить или легко, или достаточно трудно.

В зависимости от наличия или отсутствия волевых усилий, необходимых для поддержания внимания, оно может быть не­произвольным, произвольным и послепроизвольным.

Непроизвольное внимание возникает стихийно, для его появ­ления не требуется волевых усилий.

Произвольное (преднамеренное) внимание на­правлено на достижение заранее поставленной и запланирован­ной цели. Произвольное внимание отличается следующими особенностями: целенаправленностью, организованным характером деятельности, устойчивостью. Оно возникает в том случае, когда перед человеком встает задача, ре­шение которой требует определенных волевых усилий.

Послепроизвольное внимание возникает на основе произволь­ного и проявляется в сосредоточении на объекте ввиду особого личностного интереса. Оно совмещает в себе некоторые особен­ности произвольного внимания (осознание цели) и ряд черт не­произвольного внимания (не нужно волевых усилий для его под­держания).

Ощущение.

Ощущение - простейший психический процесс, состоящий в отражении отдельных свойств предметов и явлений материального мира, а также внутренних состояний организма при непосредственном воздействии раздражителей на соответствующие рецепторы.

Виды ощущений.

Экстероцептивные ощущения отражают свойства предметов и явле­ний внешней среды.

• контактные (при непосредственном контакте): осязательные, вкусовые, температурные;

• дистантные (на расстоянии): зрительные, слуховые, обонятельные.

Интероцептивные ощущения отражают состояние внутренних органов.

Болевые ощущения сигнализируют о повреждениях и раздражениях орга­нов человека, являются своеобразным проявлением защитных функций организма.

Ощущения равновесия обеспечивают вертикальное положение человече­ского тела. Ощущение равновесия возникает в результате функциональ­ной деятельности вестибулярного анализатора.

Ощущения ускорения — это ощущения, отражающие развивающиеся при движении человека центробежные и центростремительные силы.

Проприоцептивные ощущения — это ощущения, отражающие движение нашего тела.

С помощью мышечно-двигательных ощущений человек получает инфор­мацию о положении тела в пространстве, о положении всех его органов, о движении тела и его частей, о сокращении, растяжении и расслабле­нии мышц и т. п.

Свойства ощущений.

Адаптация — повышение или понижение чувствительности анализаторов в результате непрерывного или длительного воздействия раздражителей.

Контраст — явление контраста состоит в том, что слабые раздражители увеличивают чувствительность к другим одновременно действующим раздра­жителям, а сильные уменьшают эту чувствительность.

Пороги ощущений

Нижний порог ощущения — та минимальная величина или сила раздражи­теля, которая способна вызвать в анализаторе нервное возбуждение, достаточ­ное для возникновения ощущения.

Верхний порог ощущения — та максимальная величина раздражителя, сверх которой раздражение перестает ощущаться.

Разностный порог ощущения (порог различения) — та минимальная разни­ца в интенсивности двух однородных раздражителей, которую человек спосо­бен ощутить.

Сенсибилизация — повышение чувствительности анализаторов в связи с повышением возбудимости коры головного мозга под влиянием одновремен­ной деятельности других анализаторов.

Последовательные образы — это продолжение ощущения, когда действие раздражителя уже прекратилось. Например, после выхода из вагона метро нам несколько секунд ка­жется, что мы еще движемся в поезде.

Качество — вид ощущений и его специфические особенно­сти. Например, слуховые ощущения отличаются высотой тона, тембром, громкостью; зрительные — цветовым то­ном, насыщенностью, яркостью.

Интенсивность — количественная характеристика, которая зависит от силы раздражителя. Например, если у человека насморк, то интенсивность воспринимаемых запахов мо­жет быть снижена.

Длительность — временная характеристика, определяемая функциональнымсостоянием органов чувств, временем действия раздражителя и функциональным состоянием ре­цептора. Например, вкусовые ощущения возникают через 50 мс, тактильные — 130 мс, аболевые — 370 мс.

Пространственная локализация — информация о локализа­ции раздражителя в пространстве. В некоторых случаях ощущения соотносятся с той частью тела, на которую воз­действует раздражитель, например, вкусовые ощущения.

Восприятие.

Виды восприятия.

В зависимости от цели:

Преднамеренные восприятия характеризуются тем, что в их основе лежит сознательно поставленная цель. Их вызывают определенные волевые усилия человека.

Непреднамеренные восприятия — это такие восприятия, при которых пред­меты окружающей действительности воспринимаются без специально постав­ленной задачи, когда процесс восприятия не связан с волевыми усилиями человека.

В зависимости от степени организации:

Организованное восприятие (наблюдение) -- это целенаправленное, плано­мерное восприятие предметов или явлений окружающего мира. Наблюдение отличается от простого восприятия тем, что здесь ведущую роль играет вто­рая сигнальная система.

Неорганизованное восприятие — это обычное непреднамеренное восприятие окружающей действительности.

В зависимости от форм отражения:

1.Восприятие пространства — это восприятие формы, величины, объема объек­тов, расстояния между ними, их взаимного расположения, удаленности и на­правления, в котором они находятся.

2. Восприятие времени — это отражение объективной длительности, скорости и последовательности явлений действительности.

3. Восприятие движения — это отражение во времени изменений положе­ния объектов или самого наблюдателя в пространстве. Наблюдая движение, прежде всего воспринимают:

Свойства восприятия.

Избирательность восприятия — способность человека воспринимать лишь те предметы, которые представляют для него наибольший интерес. Она зависит от интересов, установок и потребностей личности.

Предметность восприятия отражает возможности человека реагировать на воздействия конкретных предметов окружающей действительности, отно­сящихся к определенному классу явлений. При этом мозг четко различает предмет, фон и контур их восприятия.

Апперцепция это зависимость восприятия от прежнего опыта человека. Так, в восприятии одного и того же предмета разными людьми бывают разли­чия в зависимости от поставленной задачи, установки, психического состоя­ния каждого из них. Апперцепция придает активный характер восприятию лич­ности. Воспринимая предметы, человек выражает свое отношение к ним.

Осмысленность восприятия показывает, что воспринимаемые человеком предметы имеют для него определенный жизненный смысл. Они могут быть вредными или полезными, желанными или нежеланными и т. д. Благодаря осознанию человеком сущности иназначения предметов становится возмож­ным и целенаправленное их использование.

Константность восприятия — это постоянство в восприятии, которое обу­словлено знанием физических свойств предмета, а также тем, что предмет вос­приятия воспринимается в кругу других известных человеку предметов. Она обеспечивает постоянство воспринимаемой величины, формы и цвета пред­метов при изменении расстояния, ракурса, освещенности.

Целостность восприятия выражается в том, что образы отражаемых пред­метов выступают в сознании человека в совокупности многих их качеств и характеристик, даже если отдельные из этих качеств в данный момент не воспринимаются.

3. Память — это процесс запечатления, сохранения и воспроизведения того, что человек отражал, делал или переживал.

Различают следующие процессы памяти:

Запоминание — запечатление в сознании человека полученной информа­ции, которая является необходимым условием обогащения опыта человека новыми знаниями и формами поведения.

Сохранение — удержание в памяти полученных знаний в течение относи­тельно длительного периода времени.

Воспроизведение — активизация закрепленного ранее содержания психики.

Узнавание — сопровождающее процессы памяти явление психики, позво­ляющее им более эффективно функционировать.

Различают следующие виды памяти:

I По характеру психической активности:

Наглядно-образную память — это память на представления, картины природы и жизни, а также звуки, запахи, вкусы и др. Суть образной памяти заключается в том, что воспринятое раньше воспроизводится затем в форме представлений. Начинает проявляться в 1, 5-2 года.

Выделяют следующие видынаглядно-образной памяти: зрительную, слуховую, обонятельную, вкусовую и осязательную.

Словесно-логическую память — на смысл изложения, его логику, на соот­ношение между элементами получаемой в словарной форме информации.

Двигательную память — это запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений. Ходьба, письмо. Возникает 1ый месяц жизни.

Эмоциональную память — это память на чувства. Первые проявления к концу 1 полугода жизни.

II в зависимости от приемов заучивания различают механиче­скую и смысловую память.

Механическая память — это запоминание информации в той форме, в ко­торой она воспринимается.

Логическая (смысловая) память — это запоминание не внешней формы, а смысла изучаемой информации.

II По характеру целей деятельности выделяют произвольную и непроизвольную память.

Непроизвольная память – запоминание и сохранение осуществляется автоматически, без волевых усилий человека, без контроля со стороны сознания.

Произвольная память – существует специальная цель что-то запомнить или припомнить, а сам процесс требует волевого усилия.

III По продолжительности сохранения материала выделяют долговременную, кратковременную и оперативную память.

Кратковременная память - это запоминание и сохранение информации на короткий срок после однократного и очень непродолжительного восприятия

Долговременная память представляет собой процесс длительного сохра­нения часто повторяющейся и многократно запоминающейся информации.

Оперативнаяпамять - это сохранение материала после его запечатления на время, необходимое для выполнения задачи.

Выделяют следующие характеристики памяти:

Объем - это важнейшая интегральная характеристика памяти в целом
и ее отдельных процессов, отражающая количественные показатели и возмож­ности запечатляемой, сохраняемой и воспроизводимой человеком информа­ции.

Быстрота - способность человека в процессе запечатления, сохранения и воспроизведения информации достигать определенной скорости ее обработки и использования.

Точность - характеристика памяти, которая показывает способность че­ловека в процессе запечатления, сохранения и воспроизведения информации качественно и продуктивно отражать ее основное содержание.

Длительность - важнейшая характеристика памяти человека в целом и ее процессов, свидетельствующая о его способности удерживать определенное время в своем сознании нужную информацию.

Готовность - это одна из важнейших характеристик памяти, свидетель­ствующая о предрасположенности человека и его сознания всегда активно использовать всю запечатленную информацию.

1.Мышление – это психический познавательный процесс отражения существенных связей и отношений предметов и явлений объективного мира.

Выделяют определенные операции мышления.

Анализ — это мыслительная операция расчленения сложного объекта на составляющие его части.

Синтез — это мыслительная операция, позволяющая в едином аналитико-синтетическом процессе мышления переходить от частей к целому.

Сравнение — это операция, заключающаяся в сопоставлении предметов и явлений, их свойств и отношений друг с другом и выявлении общности или различия между ними.

Абстрагирование — это мыслительная операция, основанная на отвлече­нии от несущественных признаков предметов, явлений и выделении в них основного, главного.

Обобщение — это объединение многих предметов или явлений по какому-то общему признаку.

Конкретизация — это движение мысли от общего к частному.

Различают конкретные формы мышления.

Понятие — это отражение в сознании человека общих и существенных свойств предмета или явления.

Суждение — основная форма мышления, в процессе которой утверждают­ся или отражаются связи между предметами и явлениями действительности.

Умозаключение — это выделение из одного или нескольких суждений нового суждения. Различают умозаключение индуктивное, дедуктивное, по аналогии.

Аналогией называется такое умозаключение, в котором вывод делается на основании частичного сходства между явлениями, без достаточного исследо­вания всех условий.

Индукция — это способ мышления, при котором умозаключение идет от единичных фактов к общему выводу.

Дедукция — это способ мышления, осуществляющегося в порядке, обрат­ном индукции.

Выделяют определенные виды мышления.

Характер решаемых задач

Теоретическое мышление основано на теоретических рассуждениях и умозаключениях.

Практическое мышление основано на суждениях и умозаключениях, связанных с решением практических задач.

По степени развернутости выделяют: дискурсивное мышление, опосредованное логикой рассуждения, а не восприятия; интуитивное мышление на основе непосредственных чувственных восприятий и непосредственного отражения воздействий предметов и явлений объективного мира.

По степени новизны и оригинальности рассматривают следующие виды мышления: репродуктивное –мышление на основе образов и представлений, почерпнутых из каких-то определенных источников, продуктивное - на основе творческого воображения.

2.Воображение — это психический познавательный процесс создания новых представлений на основе имеющегося опыта, т. е. процесс преобразующего отражения действительности.

В жизни человека воображение выполняет ряд специфических функций. Пер­вая из них состоит в том, чтобы представлять действительность в образах и иметь возможность пользоваться ими, решая различные возникающие задачи. Эта функция воображения связана с мышлением и органически в него включена.

Вторая функция воображения состоит в регулировании эмоциональных состояний. При помощи воображения человек способен хотя бы отчасти удов­летворять многие потребности, снимать порождаемую ими напряженность.

Третья функция воображения связана с его участием в управлении дру­гими психическими и физиологическими процессами, в частности волей, вниманием, памятью, речью, переживаниями.

Четвертая функция воображения состоит в формировании внутреннего плана действий — способности выполнять их в уме, манипулируя образами.

Пятая функция воображения — планирование и программирование дея­тельности, составление определенных программ, оценка их правильности, процесса реализации.

Виды воображения:

По степени уникальности

Творческое воображение — это создание новых образов в процессе твор­ческой деятельности человека (в искусстве, науке и т. п.).

Воссоздающее (репродуктивное) воображение — это воображение на осно­ве прочитанного или услышанного. Например, человек никогда не бывал на море, но прочтя описание его в книге, может представить море в более или менее ярких и полных образах.

 

Зарубежные теории личности.

Психология личности — это раздел науки, позволяющий понять суть человеческой натуры и индивидуальности.

Психодинамические теории личности. Основные принципы психодинамической теории личности были сформулированы 3.Фрейдом в рамках созданной им теории, которую называют «классический психоанализ». По мнению Фрейда, главным движущим фактором развития личности являются врожденные инстинкты, все многообразие которых объединено в две основные группы инстинкты жизни (Эрос) и инстинкты смерти (Танатос).

Фрейд стал употреблять термин «либидо» для обозначения энергии жизненных инстинктов в целом.

Фрейд выделил три основные структуры личности: Оно (Id), Я (Ego) и Сверх-Я (Superego).

Оно представляет собой источник всей побудительной энергии, которая необходима для жизненной активности человека. Основной принцип функционирования Оно — принцип удовольствия. Оно ищет наслаждения и избегает боли. Полная противоположность Оно — Сверх-Я, которое представляет систему ценностей, норм и правил поведения, принятых в обществе, а также идеалы и наказания, которых человек ожидает, если правила будут нарушены. Эго — это подструктура личности, ответственная за принятие решений. Эго, функционируя в соответствии с принципом реальности, стремится удовлетворить желания Оно, согласовав их с требованиями Сверх-Я. Оно, Я и Сверх-Я находятся в постоянной борьбе.

Поведенческие теории личности. Это направление иногда называют теориями научения, так как его основным тезис — утверждение о том, что личность — это тот опыт, который человек приобрел в жизни.

Главным источником развития личности является среда в широком смысле слова, а в качестве основных элементов личности выступают рефлексы и социальные навыки. В поведенческих теориях личности выделяют два основных направления. Первое представлено работами известных американских психологов Дж.Уотсона и Б.Скинера, в которых изложены основные идеи классического бихевиоризма, согласно которым поведение человека детерминировано внешними обстоятельствами.

По мнению представителей второго направления, поведение человека регулируется не столько внешними, сколько внутренними факторами, такими как цели, ожидания, самовосприятие. Представители этого направления — Альберт Бандура и Джулиан Роттер.

Диспозициональная теория личности. Данное направление часто называют теорией черт, так как его представители предполагали, что люди обладают некими предрасположенностями (диспозициями) к реагированию определенным образом на различные ситуации, эти диспозиции были названы чертами. Другими словами люди постоянны в своих действиях, мыслях и чувствах вне зависимости от обстоятельств, событий и жизненного опыта. Каждая личность уникальна, понять ее можно через описание ее конкретных черт. Наиболее влиятельными представителями данного направления считают Гордона Олпорта (1897—1967), Ганса Айзенка (1916—1997) и Раймонда Кеттела (1905—1998)

Гуманистическое направление: Абрахам Маслоу

Термин “гуманистическая психология” определён группой психологов во главе с Абрахамом Маслоу. Маслоу назвал свой подход - психологией третьей силы, противопоставляя её бихевиоризму и психоанализу. Основная концепция этого направления - это концепция становления. Человек никогда на бывает статичен, он всегда находится в процессе становления. Этому свидетельствует наглядный пример становления мужчины из мальчика.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-15; Просмотров: 354; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.089 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь