Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Социальное развитие во взрослом возрасте



Существуют различные научные взгляды на проблему социа­лизации (в нашем контексте — социального развития) во взрослом возрасте. В отечественной психологии не оспаривается факт соци­ального развития человека на протяжении всей жизни, более того, социализация во взрослом возрасте приобретает особое значение в связи с тем, что в этот период человек наиболее активно создает новый социальный опыт (9). По мнению многих исследователей, со­циальное развитие, которое наступает в период, следующий за юно­шеским, качественно отличается от социального развития в детском и подростковом возрасте. Так, по мнению Р. Гоулда, основная зада­ча социализации взрослого — преодоление тех психологических тен­денций, которые сложились в детстве и мешают взрослому человеку достигать его целей. Один из наиболее важных аспектов «взрослой» социализации, с его точки зрения, — избавление от власти авторите­тов. Еще в 60-е гг. XX в. О. Г. Брим-младший сформулировал сле­дующие существенные различия в процессах социализации детей и взрослых:

Q социализация взрослых выражается главным образом в из­менении их поведения, социализация детей — в формировании цен­ностных ориентации;

Qj социализация детей идет через усвоение норм, взрослых — через оценку и (возможно) последующее усвоение;

Qj ценности, присвоенные взрослыми, обладают меньшей ка­тегоричностью, чем ценностные ориентации детей;

Qj в процессе социализации детей формируется социальная мотивация их поведения, в ходе социализации взрослых происходит овладение навыками (98).

Во взрослом возрасте еще труднее привязать те или иные эта­пы социального развития к конкретным цифрам, более того, трудно выделить и специфическое содержание социализации. Г. М. Андрее­ва выделяет трудовую и послетрудовую стадию как качественно раз­личные по содержанию этапы социализации (9). Д. Клаузен связы­вает социализацию с некоторыми значимыми кризисами в жизни взрослого человека, причем время прихода этого кризиса и сам факт его возникновения прогнозировать невозможно. Правда, Э. Эрик-сон предложил рассматривать человеческую жизнь как последова­тельность значимых кризисов, прохождение которых открывает пер­спективу дальнейшего личностного развития. Каждый кризис имеет свое уникальное значение. На послеюношеский период, по мнению Эриксона, приходится три кризиса: начало взрослого периода (ин­тимность — одиночество), средний возраст (активность — застой), старость (умиротворение — отчаяние).

Наибольший исследовательский материал и наибольшее коли­чество теоретических построений в области социального развития человека связано с детским, подростковым и юношеским возрастом. Взрослость —. важный период творческой переработки накопленно­го социального опыта и его реализации в социальных группах и культурном пространстве. Старость — этап, за которым чисто гипо­тетически признается право на социальное развитие, однако серьез­ных научных изысканий в этой области практически нет.

В литературе можно также встретить точки зрения, что сущест­вуют различные частные случаи процесса социализации, такие, на­пример, как ресоциализация, десоциализация и «неудачная» социализация. Ресоциализация — это нечто вроде пересоциализации, за­мена имевшихся ценностей и представлений на другие. Н. Смелзер в качестве примера ресоциализации приводит психотерапию. Десоци­ализация — состояние, наступающее вслед за окончанием процессов социализации, постепенное разрушение системы усвоенных соци­альных ценностей. Наконец, «неудачная» социализация — это сово­купность случаев, в которых люди разного возраста не смогли при­менить усвоенную систему норм и ценностей для успешной адапта­ции и дальнейшего развития. Этот вопрос выводит на обсуждение еще одного аспекта социальной психологии личности. Выше мы уже говорили о том, что набор социально-психологических характерис­тик и способностей, приобретаемый человеком в процессе социаль­ного развития, сугубо индивидуален и не может быть оценен с точки зрения нормы или отклонения от нее. Нормы социального развития как таковой не существует, но имеют место несколько важных пара­метров, не всегда собственно психологических по происхождению, с точки зрения которых принято оценочно рассматривать социально-психологический статус человека. Это — зрелость, адекватность, идентичность, адаптированность. Ниже мы дадим каждому из этих параметров более подробную характеристику.

Социально-психологические параметры анализа личности

Зрелость личности

«Зрелый человек», «зрелая личность» — эти словосочетания распространены в обыденном языке не меньше, а может быть, даже больше, чем в научном. Собственно, сами научные представления восходят к житейским и философским представлениям о природе человека, ценности его бытия. Как отмечает А. В. Соловьев, «пред­ставления о зрелой личности первоначально складываются в рамках так называемой имплицитной теории личности, то есть в присущем любой культуре нормативном каноне человека» (101, с. 134). По сути дела, первоначально зрелая личность — это выраженный носитель социального типического: обладатель лучших человеческих качеств, полноценный член общества, объект уважения, образец для подра­жания. В современной психологии мы можем увидеть отражение такой точки зрения на личностную зрелость. Так, для Т. Шибутани зрелость и социализированное^ выступают как синонимы: «...чело­век считается зрелым не тогда, когда он вполне оформится биологи­чески, но лишь после того, как он будет способен принимать на себя ответственность и контролировать собственные поступки. Личность социализирована, следовательно, когда она способна участвовать в согласованных действиях на основе конвенциональных норм» (131, с. 397).

В психологии можно выделить как минимум два диаметрально противоположных подхода к определению зрелой личности: через описание «незрелой» личности и через описание зрелой.

В первом случае решение проблемы идет по проторенной до­рожке: здоровье противопоставляется болезни и описывается через отсутствие болезненных симптомов, зрелость определяется через от­сутствие признаков личностной незрелости. При этом проводится определенная параллель между незрелостью и такими проявлениями психического нездоровья, как психопатии, неврозы, акцентуации характера: «Нередко, сталкиваясь с психопатическими проявления­ми, мы невольно получаем впечатление чего-то неразвитого, детско­го...» (28). Важное положение, вытекающее из такого подхода к ана­лизу зрелой личности, заключается в следующем: психическое здо­ровье — важное условие формирования зрелой личности.

Второй подход — описание черт зрелой личности — представ­лен очень разными точками зрения. Для некоторых авторов зрелая личность — явление уникальное, выдающееся, а следовательно, еди­ничное. Для других — явление в целом естественное, достаточно широко представленное в социуме. Для третьих — это идеал, дости­жимый лишь в процессе серьезной работы над собой.

И. П. Шкуратова, основываясь на теории личности И. М. Па­лея и В, С. Магуна, выделяет три критерия зрелой личности:

Q действует не под влиянием сиюминутных факторов, а на ос­нове своей системы ценностей, которая складывалась годами;

Q способна совершать поступки даже под угрозой наказания (например, со стороны властей) и потери многих жизненных благ.

Q может содействовать росту и развитию личности других

людей (104).

А. В. Соловьев определяет зрелую личность такими парамет­рами:

Q психическое здоровье — необходимое условие развития

личности;

Qj эффективность и оптимальность — преобладание активных форм адаптации к окружающему миру, выбор конкретной формы на основе целесообразности;

Q гармоничность — внутренняя тенденция сопротивления де­стабилизирующим внешним воздействиям;

Q «полное функционирование» (термин А. Маслоу) — актив­ность, творческая реализация себя в мире.

Q дифференциация — стремление к накоплению разнообраз­ного внутреннего опыта, знаний, умений и представлений, которые она черпает из собственной деятельности общения и самоанализа;

Q интеграция — определение для себя смысла жизни;

Q успешное разрешение различного рода внутренних кон­фликтов, неизбежно возникающих из-за чрезмерной сложности со­циального бытия человека (101).

Особый подход к пониманию зрелой личности представлен в гуманистических психологических концепциях, где она представ­лена как находящаяся в постоянном развитии. К. Роджерс в своей ранней работе «Новый человек» описывает такую личность через следующие характеристики:

Q открыта миру — как внутренне, так и внешне;

Q ценит общение как средство, представляющее вещи такими, какие они есть, и отвергают лицемерие, обман и двуличность;

Q испытывает глубокое недоверие к нашим сегодняшним эко­номике и технологиям;

Q ощущает себя не очень уютно в сегментированном мире. Она стремится к целостной жизни;

Q считает, что основной истиной бытия является способность к переменам, поэтому постоянно находится в развитии;

Q сочувствует ближнему, всегда готова оказать помощь там, где в этом действительно есть необходимость; не доверяет професси­ональным помощникам;

Q ощущает непосредственную связь с природой и готова ее за­щищать;

Q испытывает антипатию по отношению к гиперструктуриро­ванным, негибким бюрократическим структурам;

Q доверяет собственному опыту и испытывает глубокое недо­верие к внешним авторитетам.

Q безразлична к материальной заинтересованности и награ­дам;

Q пребывает в постоянном в поиске, хотела бы найти смысл жизни и цели, которые были бы выше индивидуума. Ее герои — люди духовные: Махатма Ганди, Мартин Лютер Кинг, Тейяр де Шарден (7, с. 29).

В предложенных автором тезисах чувствуется определенная полемичность: похоже, что автору очень хочется отделить своих «новых людей» от всех прочих, противопоставить их взгляд на раз­личные актуальные мировые проблемы: экологические, политичес­кие, управленческие, — взгляду большинства.

Близкие представления о зрелой личности сформулированы еще в 60-е гг. XX в. А. Маслоу: «Самоактуализированные индивидуу­мы (более зрелые, более человечные) уже по определению выступа­ют как люди, удовлетворившие свои базовые потребности, люди, чья жизнь управляема высшими мотивами. Их можно назвать «метамо-тивированными» (60, с. 23). Маслоу приводит внушительный список

характеристик, качеств и устремлений метамотивированных людей. Они выявлены им в результате наблюдений за теми, кого он назвал лучшими людьми с точки зрения интеллекта, креативности, характе­ра, силы, успешности и т.д.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-15; Просмотров: 1092; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.015 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь