Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Философия эпохи Возрождения.



 

Зав.кафедрой проф.Резвицкий И.И.

 

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛЯРНАЯ АКАДЕМИЯ

КАФЕДРА ФИЛОСОФИИ КУЛЬТУРОЛОГИИ И ИСТОРИИ

Экзаменационные билеты по курсу " Философия"

Уч.год.

 

Билет № 26

Законы диалектики.

Философия Канта. Учение о познании и нравственности.

 

Зав.кафедрой проф.Резвицкий И.И.

 

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛЯРНАЯ АКАДЕМИЯ

КАФЕДРА ФИЛОСОФИИ КУЛЬТУРОЛОГИИ И ИСТОРИИ

Экзаменационные билеты по курсу " Философия"

Уч.год.

 

Билет № 27

Милетская школа в античной философии.

Категории необходимости и случайности.

Зав.кафедрой проф.Резвицкий И.И.

 

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛЯРНАЯ АКАДЕМИЯ

КАФЕДРА ФИЛОСОФИИ КУЛЬТУРОЛОГИИ И ИСТОРИИ

Экзаменационные билеты по курсу " Философия"

Уч.год.

Билет № 28

Пространство и время как свойства материи.

Философия Всеединства В.Соловьева.

Зав.кафедрой проф.Резвицкий И.И.

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛЯРНАЯ АКАДЕМИЯ

КАФЕДРА ФИЛОСОФИИ КУЛЬТУРОЛОГИИ И ИСТОРИИ

Экзаменационные билеты по курсу " Философия"

Уч.год.

 

Билет № 29

З.Фрейд о роли бессознательного в бытии человека.

Государство, его признаки и функции.

 

Зав.кафедрой проф.Резвицкий И.И.

 

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛЯРНАЯ АКАДЕМИЯ

КАФЕДРА ФИЛОСОФИИ КУЛЬТУРОЛОГИИ И ИСТОРИИ

Экзаменационные билеты по курсу " Философия"

Уч.год.

 

Билет № 30

Движение как способ существования материи.

Йога как направление в древне-индийской философии.

 

Зав.кафедрой проф.Резвицкий И.И.

 

 

V. Фонд контрольных заданий (тесты)

Тестирование проводится с целью выявления уровня и объема знаний по философии, полученных студентами в ходе изучения курса философии и принятия соответствующих мер по совершенствованию учебного процесса.

V. 1. Тесты для проверки остаточных знаний по философии.

 

Термин « Философия» в переводе с древнегреческого означает

а) любовь к мудрости

б) любовь к слову

в) знание о мире

 

2. Назовите одного из первых древнегреческих философов, учившего, что начало всего есть « вода»

а) Демокрит

б) Фалес

в) Платон

 

3. Кто из античных ученых создал учение об «идеях»

а) Аристотель

б) Эпикур

в) Платон

 

4. У кого из древних философов материя и форма образует два начала предметов

а) Демокрит

б) Аристотель

в) Эпикур

 

5. Первой философской школой в древней Греции считается

а) Элейская

б) Милетская

в) Пифагорейская

 

6. Основным принципом средневековой философии является

а) Космоцентризм

б) Теоцентризм

в) антропоцентризм

 

7. Главной проблемой философии Нового времени (17в) является

а) бытие

б) метод научного познания

в) человек

 

8. Ф. Бэкон – основоположник

а) рационализма

б) эмпиризма

в) реализма

 

9. Эмпиризм в познании основан на

а) разуме

б) чувственном опыте

в) интуиции

 

10. Философский метод Гегеля является

а) скептическим

б) диалектическим

в) метафизическим

 

11. Какой характер присущ философии Фейербаха Л.

а) диалектический

б) антропологический

в) скептический

 

12. Экзистенциализм – это учение

а) о ценностях

б) о познании

в) о существовании человека

 

13. Герменевтика – это

а) учение о человеческом сознании

б) способ истолкования литературных текстов

в) учение о структуре общества

 

14. Неопозитивизм – это философское учение

а) о языке науки

б) о ценностях человеческого бытия

в) о познаваемости мира

 

15. Основная идея философии В. Соловьева является

а) соборность

б) всеединство

в) космия

 

16. В основе русской религиозной философии 19 в. лежит

а) философия Герцена

б) учение славянофилов

в) учение западников

 

17. В основе общественного развития у К.Маркса лежит

а) мировой разум

б) человеческое сознание

в) материальное производство

 

18. Категория « бытие» охватывает

а) все, что существует

б) материальный мир

в) бесконечную вселенную

 

19. Материя – это

а) природа

б) объективный мир

в) объективная реальность

 

20. Онтология – это учение о

а) человеке

б) бытии

в) морали

 

21. Гносеология – это учение о

а) познании

б) ценностях

в) человеке

 

22. По своей природе сознание является:

а) идеальным

б) биологическим

в) материальным

 

23. Критерием истины является

а) разум

б) практика

в) опыт

 

24. Согласно диалектике понятия « развитие» означает

а) всякое движение

б) необратимые изменения

в) количественные изменения

 

25. Общество представляет собой

а) собрание свободных личностей

б) саморазвивающуюся социальную систему

в) результат творения Духа

 

26. Понятие «личность» обозначает человека как носителя

а) биологических свойств

б) индивидуальных свойств

в) социальных свойств

 

27. Свобода – это

а) возможность поступать, как хочется

б) быть независимым от внешних факторов

в) способность поступать на основе знания необходимости

 

28. Ценности – это

а) сами вещи

б) отдельные свойства вещей

в) то в вещах, что значимо для человека

 

29. Н. Бердяев – это

а) представитель русской религиозной философии

б) основатель славянофильства

в) русский моралист

 

30. Ведущий глобальной проблемой сегодня является

а) экологическая проблема

б) угроза миру и безопасности человечества

в) Топливно-сырьевая проблема.

 

Ключ к тесту для проверки остаточных знаний

1. а

2. б

3. в

4. б

5. б

6. б

7. б

8. б

9. б

10.б

11.б

12.в

13.б

14.а

15.б

16.б

17.в

18.а

19.в

20.б

21.а

22.а

23.б

24.б

25.б

26.в

27.в

28.в

29.а

30.б

Критерий оценки остаточных знаний

 

Оценка «5» составляет 26-30 правильных ответов

Оценка « 4» составляет 21-25 правильных ответов

Оценка « 3» составляет 16-20 правильных ответов

Оценка «2» составляет 0-15 правильных ответов

 

VI. Методическое обеспечение УМК

Методическое обеспечение УМК включает в себя:

  1. Планы семинарских занятий.
  2. Раздаточный материал – тесты для промежуточной проверки знаний студентов.
  3. Контрольные вопросы по всем темам курса.
  4. Методические указания по изучению философии в электронном исполнении (библиотека ГПА)
  5. Методические указания по написанию реферата (контрольной работы).

VI.1. Планы семинарских занятий

Тема 1. Философия, ее предмет и место в культуре человечества.

1. Понятие мировоззрения и его исторические типы: Мифология, религия, философия. Философия как специфическая форма мировоззрения. Мировоззрение и картины мира. Мировоззрение общества и мировоззрение индивида.

2. Философия как наука. Предмет философии. Особенности философского познания мира. Взаимосвязь философии и других наук.

3. Структура философии. Основные компоненты философского знания. Функции философии. Философия как теория и методология культуры.

Литература.

Вольф Р.П. О философии. М., 1996.

Вундт Г.В. Введение в философию. М., 1998.

Илькнков Э.В. Философия и культура., 1991.

Мамардиашвили М. Как я понимаю философию. М., 1992.

Никифоров А.П. Природа философии. М. 2001.

Сознание и теория мировоззрения. М., 1992.

 

Тема 2. Философия Древнего мира.

1. Зарождение философской мысли в странах Древнего мира – в Индии и Китае. Особенности восточного и западного стилей философствования.

2. Древнеиндейская философия, ее основные принципы (космизм, экологизм, альтруизм) и направления – ортодоксальные (веданта, йога, ньяя, вайшешика, санхья, миманса) и неортодоксальные (джайнизм, буддизм).

3. Характерные черты древнекитайской философии (натурализм, социально-нравственный характер, ориентация на авторитет) и основные школы (даосизм, конфуцианство, моизм, легизм, школа имен).

Литература.

Абрамов В.А. История философии Китая. Чита. 1996.

Бродов В.В. Истоки философской мысли Индии. М., 1990.

Древнекитайская философия. М., 1973.

Лукьянов А.Е. Становление философии на Востоке. М., 1989.

Мюллер М. Шесть систем индийской философии. М., 1995.

 

Тема 3. Античная философия.

1. Поиски первоосновы мира (милетцы, элеаты, атомисты). Диалектика Гераклита.

2. Софисты – новое представление о философии.

3. Платон – открытие идеальной реальности.

4. Энциклопедическая философия Аристотеля.

Литература.

Асмус В.Ф. Античная философия. М., 1998.

Гомперц Т. Греческие мыслители. СПб., 1999.

Трубецкой С.Н. Курс истории древней философии. М., 1997.

Целлер Э. Очерки истории греческой философии. СПб., 1996.

Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философии. М., 1991.

 

Тема 4. Средневековая философия.

1. Теоцентризм – основополагающий принцип философии Средневековья.

2. Основные этапы средневековой философии: патристика (Августин) и схоластика (Боэций, Абеляр). Классическая философия Средневековья (Ф. Аквинский).

3. Основные проблемы средневековой философии:

Учение о бытии (принцип индивидуализации). Познание (соотношение веры и разума). Спор номенализма и реализма о природе общих понятий.

Литература.

Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. М., 1972.

Клонстон Ф.Ч. История средневековой философии. М., 1997.

Соколов В.В. Средневековая философия. М., 1979.

Философия средневековья. Хрестоматия. СПб., 1994.

Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии. М., 1991.

 

Тема 5. Философия эпохи Возрождения.

1. Антропоцентризм философии эпохи Возрождения.

2. Гуманизм и проблема человеческой индивидуальности (Эрзам Ротердамский, Ф.Петрарка).

3. Натурфилософия. Пантеизм (Н.Коперник, Дж.Бруно, Г.Галилей).

4. Диалектические идеи (Николай Казанский).

Литература.

Горфункель А.Х. Философия эпохи Возрождения. СПб., 1991.

Ильин В.В. Философия средневековья и эпохи Возрождения. СПб., 1992.

Рутенбург В.И. Титаны Возрождения. СПб., 1991.

Соколов В.В. Европейская философия ХV-ХVII веков. М., 1999.

Философия эпохи Возрождения и реформации. Хрестоматия. СПб., 1996.

 

Тема 6. Философия Нового времени (ХVII-ХVIII вв).

1. Проблема научного метода в философии.

Эмпиризм (Ф.Бэкон, Дж.Локк) и рационализм (Р.Декарт, Б.Спиноза) в познании.

2. Обоснование новой картины мира (Г.В.Лейбниц).

3. Учение о природе, человеке и обществе во французском материализме.

4. Субъективная философия Дж.Беркли и д.Юма.

Литература.

Ильин В.В. Философия Нового времени. СПб., 1993.

Кузнецов В.Н., Грязнов А.А., Меедовский Б.К. Западноевропейская философия ХVIII века. М., 1986.

Мир философии. М., 1991.

Соколов В.В. Европейская философия. ХV-ХVII веков. М., 1999.

Хесле В.Гении философии Нового времени. М., 1992.

 

Тема 7. Классический этап философии Нового времени.

1. Философия И.Канта. Априоризм как основа разработки новой теории познания. Учение о морали.

2. Идеалистическая система и диалектический метод Гегеля. Создание учения о развитии.

3. Антропологический материализм Л.Фейербаха.

Критика религии и идеализма. Учение о морали.

4. Марксистская философия. Новая концепция человека и общества. Разработка материалистической диалектики.

Литература.

Асмус В.Ф., Кант. М., 1975.

Бушуева В.В. Философия Х1Х века. М., 1994.

Гулыга А.В. Немецкая классическая философия. М., 1986.

Гулыга А.В. Гегель. М., 1994.

Ильин В.В. Философия Нового времени (Х1Х век). М., 1994.

Кузнецов В.Н. Немецкая классическая философия. М., 1986.

Маркс К. Тезисы о Фейербахе – К.Маркс, Ф.Энгельс. Соч. Т.3.

Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии. К.Маркс, Ф.Энгельс. Соч. Т.21.

Энгельс Ф. Диалектика природы - К.Маркс, Ф.Энгельс. Соч. Т.20.

 

Тема 8. Современная западная философия.

1. Позитивизм и неопозитивизм о проблемах научного знания.

2. Иррационалистический антропологизм (А.Шопенгауэр, Ф.Ницше, А.Бергсон).

3. Экзистенциализм – философия существования.

4. Современная философская антропология о сущности человека.

5. Герменевтика и труктурализм как методы познания.

6. Теория психоанализа.

Литература.

Бессонов Б.И. Современная европейская философия. Основные школы, традиции и тенденции. М., 1997.

Воронина Т.П. Современная западная философия. М., 1997.

Зотов А.Ф., Мильвиль Ю.К. Западная философия ХХ века. М., 1998.

Современная западная философия ХХ века. М.1995.

 

Тема 9. Русская философия (Х1Х-ХХ в.в.).

1. Возникновение и особенности русской философии.

2. Русская идея: славянофилы и западники о путях развития России.

3. Основные идеи и понятия русской религиозно-идеалистической философии (соборность, всеединство, софия, космизм) и их значение в осмыслении проблем общественной жизни России.

Литература.

Замалеев А.Ф. Курс истории русской философии. М., 1996.

Зеньковский В.В. История русской философии. СПб., 1991.

Лосский Н.О. История русской философии. М., 1991.

Мир философии. М., 1991.

Русская философия. Малый энциклопедический словарь. М., 1995.

 

Тема 10. Учение о бытии (онтология)

1. Понятие бытия. Бытие, небытие, ничто. Монистические и плюралистические концепции бытия. Виды бытия. Бытие материальное и идеальное.

2. Понятие материи, исторические этапы его развития. Материя как объективная реальность, ее структура и свойства.

3. Движение, пространство и время и их связь с материей.

4. Многообразие бытия и проблема единства мира.

Литература.

Ахутин А. Тяжба о бытии. М., 1997.

Доброхотов А.Н. Категория бытия в классической западноевропейской философии. М., 1992.

Ленин В.И. Материализм и эмпириокритицизм – П С С. Т. 18

Мир философии. М., 1991.

 

Тема 11. Учение о развитии.

1. Понятие развития и подходы к его толкованию.

2. Диалектика и метафизика – две концепции развития.

3. Диалектика, эклектика, софистика, схоластика.

4. Законы, принципы и категории диалектики.

Литература.

Г.В.Гегель. Энциклопедия философских наук. Т.1. М., 1974.

Грант В. Эволюционный процесс. М., 1991.

История диалектики. М., 1980.

Кедров Б.М. Беседы о диалектике. М., 1989.

Моисеев Н.Н. Алгоритмы развития. М., 1987.

Энгельс Ф. Диалектика природы – К.Маркс, Ф.Энгельс. Соч. Т. 20.

 

Тема 12. Природа человека и смысл его существования.

1. Проблема человека в истории философии.

2. Природа человека: социальное и биологическое в человеке.

3. Многогранность человека. Понятия: индивид, личность, индивидуальность.

4. Личность и свобода. Смысл жизни и человеческая судьба.

Литература.

Абрамов М.А., Федорова М.М. О свободе. М., 2000.

Артамонов В.А.Об особенностях личности. М., 1993.

Бубер М. Я и Ты. М., 1993.

Камю А. Бунтующий человек. М., 1990.

Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.

Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1980.

Человек. Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии.

Кн. 1-2. М., 1991-1995.

 

Тема 13. Учение об обществе (социальная философия).

1. Проблема построения теоретической модели общества. Понятие общества и его признаки. Общество как система.

2. Структура общества. Экономическая, социальная и политическая системы общества. Классы и социальные слои. Государство и гражданское общество.

3. Культура и цивилизация, их структура.

4. Историческое развитие общества. Общественный прогресс и его критерий.

Литература.

Бердяев Н.А. Смысл истории. М., 1990.

Маркс К. К критике политической экономии. Предисловие – К.Маркс, Ф.Энгельс. Соч. Т.13.

Социальная философия. Хрестоматия. М., 1994.

Тойнби А. Постижение истории. М., 1992.

Формация или цивилизация. М., 1993.

Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991.

 

Тема 14. Ценность как способ освоения мира человеком (аксиология).

1. Ценности, их природа и классификация. Аксиология как теория ценностей. Основные ее направления.

2. Моральные и эстетические ценности. Иерархия нравственных ценностей. Ценностный смысл добра и зла.

3. Эстетические ценности и их специфика. Ценностная характеристика эстетических понятий. Понятие красоты и ее ценностный аспект. Роль искусства в формировании эстетических ценностей.

4. Религиозные ценности. Специфика религиозного сознания и его ценностный смысл. Ценность религии в духовных поисках человека.

Литература.

Васютинский Н.А. Золотая пропорция. М., 1990.

Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. М., 1990.

Гусейнов А.А. Великие моралисты. М., 1995.

Жизнь как ценность. М., 2000.

Коган М.С. Философская теория ценностей. М., 1997.

Митрохин Л.Н. Религия и мы. М., 1990.

 

Тема 15. Проблема сознания.

1. Сознание как свойство человеческой психики и как отражение бытия.

2. Проблема происхождения сознания. Роль труда и языка в возникновении сознания.

3. Структура сознания. Сознательное и бессознательное в сознании. Общественное сознание и его структура.

4. Функции сознания. Познание и преобразование бытия, отражение и творчество. Самопознание и саморегуляция.

Литература.

Духовное производство.

Иванов А.В. Сознание и мышление. М., 1994.

Михайлов Ф.Т. Общественное сознание и самосознание индивида. М., 1990.

Спиркин Г.А. Сознание и самосознание. М., 1982.

Язык и интеллект. М., 1996.

Ярвилехто Т. Мозг и психика. М., 1992.

 

Тема 16. Познание (гносеология).

1. Познание как взаимодействие субъекта и объекта. Роль веры и разума в познании. Понимание и объяснение.

2. Чувственное и рациональное познание и их формы. Роль интуиции в познании.

3. Проблема истины в философии. Формы истины и ее критерий.

4. Научное и вненаучные формы познания: обыденное, мифологическое, религиозное, художественное, паранаучное.

Литература.

Заблуждающийся разум. Анализ вненаучных форм знания. М., 1990.

Ильин В.В. Теория познания. Введение. Общие проблемы. М., 1994.

Современная теория познания. М., 1992.

Теория познания: в 4-х Т. М., 1991-1995.

Эволюция. Язык. Познание. Когнитивная эволюция.

Развитие научного знания. Эволюция мышления. М., 2000.

 

Тема 17. Научное познание.

1. Особенности научного познания. Критерий научности знания. Системность как отличительный признак научного знания.

2. Структура научного познания. Эмпирический и теоретический уровни научного познания. Методы и формы научного познания.

3. Научные революции и рост научного знания. Роль личности ученого в получении нового знания.

Литература.

Границы науки: о возможностях альтернативных моделей познания. М., 1991.

Кун Т. Структура научных революций. М., 1975.

Попер К. Логика и рост научного знания. М., 1983.

Степин В.С. Теоретическое знание. М., 2000.

Природа научного познания. М., 1986.

Фролов И.Т. Юдин Б.Г. Этика науки. М., 1987.

Хюбнер К. Критика научного разума. М., 1994.

Тема 18. Философские проблемы науки и техники.

1. Понятие науки и проблема ее классификации.

2. Основные модели развития современной науки.

3. Техника и ее роль в жизни человека и общества.

Проблема технократического детерминизма.

4. Понятие информационного общества и его перспективы.

Литература.

Горохов В.Г., Розов В.М. Введение в философию техники. М., 1998.

Леге Ж..-М. Кого страшит развитие науки. М., 1988.

Степин В.С., Горохов В.Г., Розов М.А. Философия науки и техники. М., 1996.

Традиции и революции в истории науки. М. 1991.

Философия и методология науки. М., 1994.

 

Тема 19. Будущее человечества (философский аспект).

1. Современная цивилизация, ее особенности.

2. Глобальные проблемы современной цивилизации и пути их решения.

3. Новые «сценарии» будущего общества. Информационное общество и его перспективы.

4. Взаимодействие различных цивилизаций на основе общих культурных ценностей – путь к единому человечеству.

Литература.

Абдеев Р.Ф. Философия информационной цивилизации. М., 1994.

Кризис современной цивилизации: выбор пути. М., 1992.

Кочергин А.Н. Философия и глобальные проблемы. М., 1996.

Моисеев Н.Н. Грядущие десятилетия. М., 1992.

Назаретян А.Н. Интеллект во вселенной. М., 1991.

 

VI.2. Раздаточный материал –

тесты для проверки промежуточных знаний студентов.

1. Термин философия в переводе с древнегреческого означает:

а) любовь к мудрости.

б) любовь к слову

в) знание о началах

2. Назовите одного из первых древнегреческих философов, учившего, что начало всего
вода:

а) Демокрит

б) Фалес

в) Платон

3. Кому из античных философов принадлежит утверждение " Человек есть мера всех
вещей":

а) Аристотелю

б) Протагору

в) Пармениду

4. Кто из античных философов создал учение об " идеях":

а) Аристотель

б) Эпикур

в) Платон

5. Кому из античных философов принадлежат слова: " Я знаю, что я ничего не знаю":

а) Аристотелю

б) Сократу

в) Горгию

6. Аристотель утверждал, что:

а) каждая вещь состоит из материи и формы

б) идея вещи - единственная причина вещи

в) вещи возникают по необходимости из атомов

7. Что такое " метафизика" в античном понимании:

а) наука о природе

б) учение о происхождении богов

в) учение о первых причинах и началах

8. Какое из понятий наиболее точно характеризует средневековую философию:

а) антропоцентризм

б) теоцентризм

в) космоцентризм

9. Какое из утверждений наиболее точно характеризует философию гуманистов эпохи
Возрождения:

а) " Бытие Божие может быть доказано пятью путями"

б) 'Верь, чтобы разуметь"

в) " Чудо великое есть человек"

10. Какое из направлений теории познания Нового времени характеризует следующее
утверждение " Нет ничего в разуме, чего бы не было в чувствах":

а) эмпиризм

б) рационализм

в) агностицизм

11. Кто из перечисленных философов является автором " Критики чистого разума":

а) Декарт

б) Гегель

в) Кант

12. Философию какого из перечисленных мыслителей можно охарактеризовать как
объективный идеализм:

а) Гегеля

б) Беркли

в) Спинозы

13.Философию какого русского мыслителя можно назвать " философией всеединства":

а) Соловьева

б) Чаадаева

в) Ломоносова

14. Какой из мыслителей является представителем экзистенциализма:

а) Гегель

б) Бэкон

в) Сартр

15. Марксистскую философию можно охарактеризовать как:

а) объективный идеализм

б) субъективный идеализм

в) диалектический и исторический материализм

Ключ к комплексному тесту
по философии

1 а; 2 б; 3 б, 4 в; 5 б; 6 а; 7 в; 8 б; 9 в; 10 а;

11 в; 12 а; 13 а, 14 в, 15 в.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-15; Просмотров: 327; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.19 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь