Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Раздел 1. История философии.



Изучение истории философии раскрывает процесс зарождения и становления философской мысли в истории человечества. Поэтому изучение истории философии есть необходимый шаг к изучению философской теории.

Западная философия начинается с VI в до н.э., т.е. существует уже 2600 лет. За время ее существования были выдвинуты множество различных философских идей, возникли различные философские школы и направления, изучать которые необходимо исторически, в определенный временной последовательности, чтобы правильно понять их значение.

Во-вторых, здесь важно понять логику развития философской мысли, ее зависимость от развития науки и культуры, что позволит получить представление об особенностях различных философских школ и об исторических типах философии, о своеобразии философской мысли различных народов и различных эпох.

Так, особенность античной философии состоит в том, что она рождалась в противостоянии мифологии и в связи с формирующейся наукой. А средневековая философия развивалась в связи с религией.

Философия эпохи Возрождения испытывала мощное воздействие искусства и литературы, а философия Нового времени ориентировалась на науку. Отсюда особенность философии Нового времени – обоснование научных методов познания.

Важнейший вопрос истории философии – это вопрос о причинах возникновения философии как нового способа размышлений человека о мире и о самом себе. Как показывает история, философия возникает в древних обществах в период социально-экономического процесса, распада традиционного родового уклада жизни, когда понадобился новый взгляд на окружающий мир и на самого человека. Это произошло в VII-VI вв. до н.э. Этот способ мышления опирался уже не на обычаи и традиции, а на собственный разум человека.

Первой исторической формой философии явилась философия, возникшая в древней Индии, Китае и Греции одновременно. При этом важно иметь в виду, что собственно философия как целостная система знаний возникла в древней Греции. А в древней Индии и в Китае в это время складываются лишь предпосылки для этого. Философские взгляды здесь еще отрывочны, разрозненны. Это – изречения, афоризмы, отдельные высказывания и т.д.

При изучении античной философии главное внимание следует обратить на то обстоятельство, что она является началом современной западной философии, что основные проблемы последней имеют свои корни в античной философии.

Чтобы понять логику античной философии, необходимо выделить ее основные этапы: ранняя классика (от Милетской школы до Демокрита), средняя классика (от Сократа), высокая классика (Платон, Аристотель) и эллинизм (Эпикурейцы, стоики).

Особенностью средневековой философии является ее связь с христианством. Поэтому надо за ее религиозной формой разглядеть ее собственно философские проблемы: сущность бытия, свобода воли, соотношение веры и разума и др.

С 14 века начинается эпоха Возрождения, где основной интерес перемещается с религиозных ценностей к светским. Соответственно в философии Возрождения на первое место выходит сам человек и окружающая природа. Религия оттесняется на второй план. Ставка делается на человеческий разум, на связь философии с наукой. Природа понимается пантеистически (Бог разлит в природе).

С 17 века начинается философия Нового времени. Основной задачей которой становится выработка новых методов научного познания. При ее изучении основное внимание следует обратить на связь капитализма в Западной Европе. Именно потребности капиталистического производства требовали участия человеческого разума, личной ответственности и инициативы, что нашло свое отражение в Философии этого периода. Первые философы Нового времени (Ф.Бэкон, Т.Гоббс и др.) были материалистами и ставили перед собой задачу выработки эмпирических методов познания.

В отличие от Ф.Бэкона, Р.Декарт подчеркивал роль разума в познании. Он является родоначальником рационалистического направления в философии Нового времени. Вместе с тем надо иметь в виду, что Декарт был дуалистом, т.е. признавал два самостоятельных начала мира – материальное и идеальное.

Б.Спиноза стремился преодолеть дуализм Декарта и создать монистическое учение о природе. При этом надо обратить внимание на то, что природу он трактовал пантеистически и считает, что в ней господствует абсолютная необходимость.

Особое место в философии Нового времени занимает Г.В.Лейбниц, который создал динамическую картину мира на основе своей «монодологии». Здесь важно понять суть лейбницевских «монад» - специфических единиц бытия, из которых соткан весь мир.

В 18 веке эмпирико-сенсуалистическое направление в европейской философии развивали английские философы Дж.Беркли и Д.Юм. При изучении их философии следует обратить внимание, что мир они трактовали как комплексы ощущений» человека, а Д.Юм считал, что он не познаваем.

В 18 в. во Франции складывается материалистические направление в философии (Д.Дидро, П.Гольбах, Ж.Ламетри и др.) представители которого расширяют круг обсуждающих вопросов, включая сюда вопросы бытия, морали искусства, литературы. Здесь важно понять связь французского материализма с эпохой Просвещения, с особенностями социальной жизни французского общества.

В рамках философии Нового времени выделяется немецкая классическая философия, которая образует собой особый этап ее развития (И.Кант, И.Г.Фихте, Ф.В.Шеллинг, Г.В.Гегель, Л.Фейербах). Главное в философии И.Канта – это теория познания и учение о морали. Его теория познания ставит в центр роль разума и его возможности в познании. Здесь необходимо связать его теорию познания с агностицизмом, из которого исходил Кант, а также с принципом априоризма. В его учении о морали человека главное – это понять его «категорический императив», т.е. особый направленный принцип, заложенный в человеке изначально. Наиболее крупным представителем немецкой классической философии является Гегель, создавший систему объективного идеализма, в рамках которой он разработал диалектическое учение о развитии. Здесь важно понять то новое, что сделал Гегель в развитии диалектики и ее ограниченности, возникающие из его идеалистической системы. Последним представителем немецкой классической философии был Л.Фейербах, который создал материалистическую философию, характерными признаками которой является антропологизм и метафизичность. Для понимания философии Л.Фейербаха важно понять ограниченность его философии: антидиалектичность и идеализм в понимании общества, морали, религии.

Гегелевская диалектика и материализм Фейербаха явились одной из причин возникновения марксистской философии, созданной в 40-х годах 19 в. К.Марксом и Ф.Энгельсом. При изучении марксистской философии важно понять также социально-экономические причины ее возникновения и ее конечное предназначение – быть теоретическим средством переустройства общества на коммунистических началах. Необходимо также выделить те ограниченности марксистской философии, которые обнаружились в современных условиях.

В 19 веке возникла русская философия, берущая свое начало в работах П.Я.Чаадаева. В ней выделились два направления – славянофилы (А.С.Хомяков, И.В.Кириеевский и др.) и западники (А.И.Герцен, В.Г.Белинский и др), которые предлагали различные пути развития России – «самобытный» и «западный». Начиная с 70 г. в русской философии возникает «философия всеединства», созданная Вл.Соловьевым и его сторонниками и последователями (С.Л.Франк, П.А.Флоренский и др.). В центре их внимания – идея создания на земле единого человеческого общества, основанного на единстве религий.

При изучении русской философии надо обратить внимание на ее связь с особенностями жизни русского народа. Отсюда станут понятными такие идеи русской философии, как соборность, софия, всеединство и др. Всех русских философов объединяет главный вопрос – вопрос об исторических судьбах России.

Современная западная философия 20 века объединяет в себе разнообразные концепции и направления. Среди них- неопозитивизм, феноменология, экзистенциализм, герменевтика, фрейдизм, современная философская антропология и др. Особенностью современного этапа западной философии является перенесение внимания с роли разума на иррациональные силы человека, с общества на отдельного индивида, на его подсознание, интуицию, волю и т.д. Изучение данного из указанных направлений требует прежде всего выделения их специфики, определения основной проблемы, на которой сосредоточено их внимание. Так, для неопозитивизма такой проблемой является язык науки, для феноменологии – является сознание, выражающее жизненный мир человека, для энзистенциализма – проблема существования человека, герменевтики – метод истолкования литературных текстов, фрейдизма – разработка метода, объясняющего феномены психической жизни и т.д.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-15; Просмотров: 294; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.013 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь