Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Тема 1. Что такое философия?



Для заочного отделения

Для всех специальностей

 

 

рассмотрен и утвержден

на заседании цикловой комиссии

«социально-гуманитарных дисциплин»

протокол № ____ от ____________

председатель цикловой

комиссии Блусенкова Л.И.

 

 

Разработала: О.И.Чепикова

преподаватель социально-

гуманитарных дисциплин,

методист заочного отделения.

 

 

Минск 2012

Содержание.

1. введение

2. нормативные акты

3. учебные планы специальностей

4. типовая учебная программа дисциплины

5. календарно-тематический план

6. критерии оценки знаний и умений

7. методические указания для выполнения домашней контрольной работы

8. варианты контрольных заданий

9. образец выполнения домашней контрольной работы

10. задания для практической работы

11. вопросы к обязательной контрольной работе

12. тексты лекций

13. словарь терминов

14. литература

Введение.

Материал подобран в соответствии с типовой учебной программой по философии для учреждений, обеспечивающих получение среднего специального образования. В доступной форме систематизировано излагаются актуальные проблемы философии. Для боле подробного изучения необходимо обратиться к учебникам и работам самих философов. В конце методических рекомендаций помещен словарь философских терминов.

Преподавание философии преследует следующие основные цели:

- формирование современного мировоззрения и интегрального видения мира, базирующегося на гуманистических идеях и принципах деятельности;

- овладение основами мировой и отечественной философской культуры;

- формирование способности к креативному и критическому мышлению в социально-преобразовательной и профессиональной деятельности, овладение современным стилем научно-практического и рационально-ориентированного мышления;

- умение молодого специалиста четко формулировать свою социально-политическую и смысложизненную позицию и философски обосновывать их.

Непосредственной задачей преподавания философии является формирование соответствующих философских компетенций – предметных и операциональных. Формирование предметных компетенций студентов осуществляется в соответствии с требованиями образовательного стандарта, который предусматривает, что в результате изучения учебной дисциплины:

учащийся должен знать:

- основные проблемы философии и сущность важнейших философских учений;

- основные принципы философской концепции бытия;

- фундаментальные компоненты философской теории человека;

- основные ценности современной культуры;

- социокультурные основания и основные закономерности человеческой деятельности (в том числе профессиональной);

- основные принципы, законы и механизмы познавательной деятельности, важнейшие философские методы и регулятивы научного исследования;

- основные закономерности функционирования и развития общества, их особенности в современном мире.

- смысл и содержание глобальных проблем современности, основные стратегии и перспективы их разрешения.

Коррелятивно предметным могут быть обозначены и операциональные философские компетенции выпускника:

учащийся должен уметь:

- формулировать и аргументировать основные идеи и ценности своего философского мировоззрения;

- применять философские идеи и категории в анализе социокультурных и профессиональных проблем и ситуаций;

- характеризовать ведущие идеи философской картины мира, транслировать и популяризировать их;

- уметь понять и объяснить различные версии ответов на фундаментальные вопросы о смысле человеческого бытия;

- осуществлять осмысленный ценностный выбор, формулировать и аргументировать аксиологические регулятивы своей жизни и профессиональной деятельности;

- определять смысл, цели, задачи своей общественной и профессиональной деятельности;

- формулировать и аргументировать свою идеологическую и социально-политическую позицию, определять роль своей общественной и профессиональной деятельности в функционировании и развитии основных сфер общества;

- оценивать перспективы развития важнейших социальных проблем и возможности инновационной деятельности в сфере избранной профессии по их оптимальному решению.

Программой дисциплины предусмотрены практические работы, которые выполняются в соответствии с рекомендациями для специальностей согласно профилю образования. Предусмотренные программой практические занятия выполняются в период лабораторно-экзаменационной сессии. По окончании изучения предмета учащиеся пишут обязательную контрольную работу. Содержание работы необходимо излагать своими словами, логично, последовательно. Работа должна быть написана четко, разборчиво, с полями для замечаний.

1.Методические рекомендации для выполнения домашней контрольной работы.

Выполнение контрольной работы является обязательным требованием для студентов заочного отделения всех специальностей колледжа. Это один из важнейших показателей самостоятельной работы студентов по изучению предмета.

1.2Требования к оформлению контрольной работы

1. На титульном листе контрольной работы указывается: название специальности, наименование дисциплины, номер группы, шифр, фамилия, имя, отчество учащегося.

2. Ответ на теоретический вопрос можно представить в виде подготовленного на ПВЭМ и распечатанного текста в соответствии со следующими требованиями:

· Размеры полей страницы: левое – 30 мм, правое – 10мм, нижнее – 20, верхнее – 20;

· Основной шрифт – Times New Roman, размер –14 пт;

· Межстрочный интервал – одинарный;

· Выравнивание – по ширине, отступ первой строки абзаца – 1 см;

· Допускается использование различных типов и размеров шрифтов для оформления задания, вставка иллюстраций;

· Страницы должны быть пронумерованы.

· В конце работы ставится личная подпись учащегося и дата (число, месяц, год) написания работы. Для рецензии оставляются одна-две страницы.

3. Допускается выполнение домашней контрольной работы в письменном варианте:

· Объем контрольной работы должен быть не более 22-24 страниц, т.е. 12 листов обычной ученической тетради.

4. Контрольная работа должна быть результатом самостоятельной работы студента по изучению рекомендуемой литературы.

5. При подготовке контрольной работы следует внимательно изучить предлагаемый план и список рекомендуемой для самостоятельного изучения литературы.

6. В конце контрольной работы поместите список используемой и цитируемой литературы в соответствии с темой, которая дается в данном методическом пособии. Необходимо стремиться к тому, чтобы литература была новая, т.е. 1990-х- 2000-х годов издания, так как в литературе более ранних лет издания имеется много различного рода идеологических штампов и стереотипов.

Оценка контрольной работы

Контрольная работа оценивается по следующим критериям: глубина знания материала, логика изложения, аналитические умения, четкость аргументации, приведение примеров..

После того, как преподаватель выявил ошибки, учащийся должен их исправить. Незачтенная работа сдается повторно. Работа также считается незачтенной, если написана не по своему варианту или сдана позже установленного заочным отделением срока.

Учащийся допускается к обязательной контрольной работе по дисциплине только после положительной отметки его контрольной работы

Тема 1. Что такое философия?

Истоки философствования

С чего может или должна начинаться философия в каждом конкретном случае, как к ней приобщается отдельно взятый человек?

Различные мыслители по-разному отвечали на этот вопрос. Аристотель, например, считал, что философия начинается с удивления. Удивления перед таинством мира, его единством и многообразием, его бесконечностью.

Декарт видел истинное начало философии в сомнении. Дидро, его соотечественник, рассматривал неверие в качестве первого шага к философии. Автор " воли к жизни" Шопенгауэр связывал обращение к философии с боязнью смерти.

Научить философии нельзя, можно пробудить или возбудить интерес к творческой самостоятельности, взыскательности и свободе мышления.

Философия и наука

Решение проблемы " наука ли философия? " зависит от того, как мы понимаем науку и как оцениваем саму философию. Философия в наше время тоже институционализирована. Удовлетворяет она и многим требованиям научности, таким, например, как системность, внутренняя самосогласованность, т. е. непротиворечивость, интерсубъективность, прогностичность и др. Но главное, чего нет у философии, но что есть у науки, - это доказательность.

Философия и религия.

Отношения философии и религии всегда были непростыми. На исторических развалинах мифологии, а это религиозный тип мировоззрения, философия собственно и возникла. В средние века философия была низведена до служанки богословия. В эпоху Просвещения философия праздновала победу - религия высмеивалась как обман, невежество, просто суеверие. В наше время связь между философией и религией освободилась от прежней конфронтационности, она стала ровной и толерантно-спокойной. Речь, разумеется, идет об основных - мировых религиях. Что до отдельных сект и всевозможных фундаментализмов, то отношения у них с философией достаточно напряженные. Нет больше конфронтации, но есть соперничество, осталась идейная борьба.

Функции философии

В чем состоит значимость философии, какие функции она реализует? Таких функций очень много, мы назовем четыре главные.

Мировоззренческая функция философии состоит в ее способности давать картину мира в целом, объединять данные наук, искусств, практик.

Методологическая функция философии состоит в определении способов достижения какой-либо цели, например эффективного конструирования научного познания, эстетического творчества, социальной практики. В соответствии со спецификой философии речь идет о таких методах, принципах действия, которые обладают фундаментальным, а не узколокальным значением. Одним из таких методов является исторический метод: чем бы вы не занимались, есть резон учитывать историю интересующих вас проблем. В философии многое делается в плане прояснения содержания основных принципов науки, искусства, практики.

Гуманистическая функция философии также проявляется очень ярко, реализуется она в предельно внимательном отношении к человеку. Хорошая философия насквозь проникнута любовью к людям, человеческому достоинству. В этой связи показательно, что философия не ограничивает себя научным подходом, а наряду с ним культивирует эстетический и этический подходы.

Практическая функция философии состоитпрежде всего в ее моральности, заботе о благе людей.

Аксиологическая (фи­лософия включает в себя аксиологию, или теорию ценнос­тей) и праксиологическая (философия включает в себя учение о практической деятельности).

Назначение философии.

Для чего нужна философия? Послушаем голоса великих. Сократ и Платон считали, что под воздействием философии человек остановится подлинно совершенным". Англичанин Гоббс полагал, что недостаток философии причиняет много страданий. Немецкий мыслитель Хайдеггер характеризовал философию как " последнее выговаривание и последний спор человека". Наш соотечественник B.C. Соловьев видел назначение философии в стремлении " к духовной целостности человеческого существования".

Назначение философии - поиск удела человека, обеспечение его бытия в причудливом мире. Назначение философии состоит, в конечном счете, в возвышении человека, в обеспечении его совершенствования. Изучение философии - дело благородное хотя бы уже потому, что с нею намного труднее стать " обезьяной цивилизации", чем без нее.

Философия и мировоззрение. Коренными философскими вопросами являются вопросы мировоззрения.

Мировоззрение есть совокупность (система) наиболее об­щих представлений человека о действительности и своем месте в ней. Оно представляет собой органический сплав чувств, разума, знаний, убеждений, ценностей, программ действий. Важнейшими компонентами мировоззрения яв­ляются: 1) образ самого субъекта; 2) картина мира; 3) жиз­ненная стратегия. Мировоззрение включает ряд уровней:

· мироощущение — мгновенную реакцию на окружаю­щую действительность, характерна для ребенка;

· мировосприятие — фрагментарные «срезы» действи­тельности, причем субъекту (подростку) до известной сте­пени присущ самоанализ;

· миропонимание — постижение мира в его законо­мерных тенденциях и взаимосвязях, субъекту присуща зрелая самооценка (взрослые люди).

Выделяют следующие исторические типы мировоззре­ния: мифологическое, религиозное, житейское и фило­софское.

Мифологическое мировоззрение - исторически первая, нерасчлененная форма духовной культуры человечества, содержащая в себе зачатки религии, науки, искусства, морали и других форм общественного сознания. Мифоло­гическое мировоззрение представляет собой преимуще­ственно образную картину мира, сочетающую реальность и фантазию, естественное и сверхъестественное знание и веру, мысль и эмоции.

Религиозное мировоззрение — родственно мифологиче­скому. Оно основано на вере в существование сверхъестественных сил и их определяющей роли в мироздании и деятельности человека. Особое место в религиозном ми­ровоззрении занимает идея Бога.

Мифологическое и религиозное мировоззрения по-сво­ему, часто стихийно осуществляют связь поколений, за­крепляют и передают систему социальных ценностей, иде­алов и норм поведения. Вместе с тем действительность воспринимается в них в иллюзорном, искаженном виде, противореча данным науки.

Житейское (обыденное) мировоззрение — формируется стихийно, в процессе повседневной жизни. Оно существует в форме здравого смысла, рассудка и, как правило, сориен­тировано на практические вопросы. Нельзя отрицать его зна­чения в жизни людей, а отдельные выводы, закрепленные, например, в фольклоре, представляют собой образцы мудро­сти. Однако эти взгляды не являются в достаточной мере последовательными и систематизированными.

Философское мировоззрение — возникло из потребности рационального объяснения мира. Оно явилось исторически первой формой теоретического мышления. Философское мировоззрение является наиболее общим, оно касается от­ношения человека к миру, все явления рассматриваются с точки зрения не только их содержательных характеристик, но и ценности для человека.

Назначение философии - возвышение человека, обеспечение универсальных условий его совершенствования.

Философия и история

История философии - это ее истоки, ее глубина, ее сквозные категориально-проблемные линии, ее типы - короче, все те традиции, в рамках которых мы продолжаем биться над разрешением извечных проблем человеческого бытия.

Философия возникла примерно в одно и то же время (VIII-VII вв. до н. э.) в трех культурных центрах - Древнем Китае, Древней Индии и Древней Греции. Эта историческая одновременность, однако, не исключает значительных расхождений в их видении мира и места человека в нем. Древнекитайская культура развивалась под знаком нерасторжимого единства философии, морали и политики, философии и житейской мудрости. Для древнеиндийской культуры была характерна органическая сращенность философии с религией. Древнегреческая же культура поощряла и развивала непосредственную связь философии с научным знанием, его критериями, нормами, идеалами. Вот эта ориентация на научное, так или иначе проверяемое знание, демократизм общественной (полисной) жизни, а также безусловная талантливость народа Эллады и были, видимо, теми обстоятельствами, которые обусловили появление первых классических форм философствования в данном, древнегреческом, центре мировой истории. Именно в Древней Греции впервые произошло выделение философии в особую, предметно самостоятельную сферу духовно-культурной деятельности человека.

Древнекитайская философия

Древняя китайская философия весьма специфична. Определяется это прежде всего ее подчиненностью политической и моральной практике, т. е. редукцией к так называемой практической философии. Вопросы этики, ритуала, управления страной, построения идеального общества, упорядочения отношений между " верхами" и " низами" и т. п. были в ней доминирующими. Совпадение с политикой было не только проблемным, но и, скажем так, должностным. Многие философы представляли влиятельные общественные силы и служили министрами, сановниками, послами. " Знание - действие - нравственность" - эта цепочка в Древнем Китае составляла одну из главных линий философствования. Знание оценивалось и отбиралось в соответствии с задачами нравственного совершенствования человека. Высшее знание - знание о добродетелях и правилах поведения великих людей. Расцвет древнекитайской философии приходится на VI-III вв. до н. э., которые по праву называют золотым веком китайской философии. Здесь целое созвездие имен: Лаоцзы, Кунцзы (Конфуций), Моцзы, Чжуанцзы, Мэнцзы, Сюньцзы, Шан Ян и Хань Фэйцзы. Мы остановимся только на первых двух -Лаоцзы и Конфуции как наиболее представительных, репрезентативных, для всей древнекитайской философии.

Древнеиндийская философия

Древняя индийская философия представлена множеством традиций, школ, доктрин, концепций. Многие из них взаимодополнительны, некоторые - альтернативны, т. е. явно противопоставлены друг другу. Несмотря на множественность школ, расхождения и различия во взглядах между ними, единство древнеиндийской философии неоспоримо. Определяющая черта ее характера - переплетение и взаимопроникновение религиозных, моральных и собственно философских идей. Религия занимала здесь особое место. Именно религиозно-мифологическое мировоззрение задавало древним индийцам их видение мира, их высшие жизненные ценности и ориентации. Так же, как и древнекитайская, древнеиндийская философия отличалась умозрительностью, слабой связью с научным, опытным знанием, приверженностью традициям, однажды изобретенным правилам и схемам.

Все школы древнеиндийской философии различаются в зависимости от того, принимают или отвергают они духовный авторитет Вед.

Веды - древнейший памятник индийской литературы, богатейший источник религиозных и философских идей. " Веда" буквально означает " знание" (ср. " ведать" - " знать" ). Вообще же Веды - откровение, священное знание (шрути), открытое богами для посвященных. Возникновение Вед относится к концу 2-го - 1-й половине 1-го тысячелетия до н. э. В течение многих веков Веды передавались изустно от поколения к поколению с помощью риши - старцев-мудрецов. Как тексты впервые были записаны на пальмовых листьях в V в. до н. э.

Древнеиндийские философские школы, следовавшие в фарватере ведической традиции, принято называть классическими или ортодоксальными. Всего их шесть: ньяя, вайшешика, санкхья, йога, миманса и веданта. Соответственно к неортодоксальным школам относятся джайнизм, буддизм (в их теоретико-мировоззренческом аспекте) и чарвака-локаята. Они не считают Веды непогрешимыми и не дают своего обоснования их авторитета.

Античная философия

Античная философия - это философия греко-римского мира. Древние греки и римляне внесли огромный, непревзойденный вклад в развитие мировой цивилизации. Созданные ими произведения вошли в золотой фонд человечества и являются частью современной жизни.

Античная философия стремилась быть как можно более свободной от мифа, веры и фантазии, всецело полагаясь (в тенденции, конечно) на разум (логос) и рациональный метод познания.

Античная философия имеет более чем тысячелетнюю историю, начавшуюся в VI в. до н. э и закончившуюся в VI в. уже н. э. Формально ее концом можно считать 529 г. н. э., когда император Юстиниан, активно поддерживающий ортодоксальную христианскую церковь, закрыл афинскую школу и разогнал ее последователей - неоплатоников. Историю античной философии можно разбить на следующие периоды:

1) Период натурфилософский с его проблемами " физиса" (природы) и космоса. Основные фигуры этого периода - Фалес, Гераклит, Пифагор, Парменид, Зенон, Эмпедокл, Левкип и Демокрит.

2) Период гуманистический - софисты, Сократ. Главная проблема - сущность человека и возможности ее познания.

3) Период большого синтеза (Платон, Аристотель), характеризующийся четкой формулировкой философских проблем и их системным представлением.

4) Период эллинистических школ (334 г. до н. э. - 30 г. н. э., эпоха завоеваний Александра Македонского). На этот период приходится деятельность таких философов, как Эпикур, Пиррон, стоики, Сенека, Эпиктет, Аврелий и др. Главные проблемы - мораль, свобода, познаваемость мира и др.

5) Период религиозный - Плотин и неоплатонизм. В центре внимания - вопросы отношения Бога к " образу и подобию своему", судьбы мира и человека.

Средневековая философия

Средневековье - это целое тысячелетие, начала и концы которого имеют очертания конкретных исторических событий: падение Рима (476 г.) и падение Византии (1453).

Культурной доминантой средних веков была религия. Это религиозное, можно сказать даже сильнее - неистово религиозное тысячелетие. Объясняется это, видимо, тем, что, в отличие от античной, прежде всего древнегреческой, культуры, где общение с Богами было патриархальным, " домашним" и непосредственным, в средние века Бог окончательно стал запредельным существом; желание же сохранить непосредственность общения с Ним сохранилась, что в изменившейся ситуации - увеличение дистанции между человеком и Богом - требовало чрезвычайного напряжения сил, самого настоящего буйства религиозных чувств.

Средневековое мышление, в т. ч. и мышление философское, обладало рядом отличительных особенностей. Пожалуй, главная из них - теоцентризм. Все определяет в конечном счете Бог, а не природа, физис, как в античности (античность в этом плане была космо- или природоцентрична). Религия, церковные догмы были исходным пунктом и основой всякого мышления. Авторитетом истины становилось только то, что было освящено Библией и трудами святых отцов. Истину не надо было искать и открывать - она уже дана в Священном Писании, ей нужно только причаститься, полагаясь при этом не столько на ум, сколько на сердце. Философия выступала служанкой теологии.

Средневековая философия квалифицируется в целом как схоластическая. Схоластика - это тип религиозной философии, характеризующейся соединением догматики с рационалистической методикой, прежде всего ее формально-логическим инструментарием. Буквальный же смысл термина " схоластика" - " школьная, учебная" философия, преподаваемая в университетах и школах. Все, кто занимался науками и особенно философией в средние века, были " схоластиками". В то время это звание было почетным, близким по смыслу понятию " ученый теоретик". И сегодня английское scholar обозначает ученого-гуманитария в отличие от scientist - ученого-естественника. Вообще же схоластика в широком (и негативном) смысле слова - символ оторванности от жизни.

Философия эпохи Возрождения

Возрождение, или Ренессанс (XV-XVI вв.) - это время, когда Европа вдруг заново открывает для себя античность, греко-римскую культуру и, вдохновленная ее образцами, сама добивается небывалого ранее расцвета искусств и наук. Возрождение и было собственно возрождением античности как идеального образца. Идеологией Возрождения являлся гуманизм. В узком смысле этим термином обозначалась светская (и заметим, классическая, греко-латинская) образованность в отличие от образованности богословско-схоластической. Гуманисты противопоставляли светские науки церковно-схоластической учености. В широком же смысле возрожденческий гуманизм - это духовное движение, направленное на освобождение человека от средневековой корпоративной морали, от власти религиозных догм и церковных авторитетов, на утверждение ценностей земной, реальной жизни (культ человеческой чувственности и светской жизни), величия разума и творческих способностей человека, на возвышение его индивидуальности, чувства собственного достоинства, личностных качеств и начал. Возрождение, таким образом, антропоцентрично; на первом месте или плане здесь - человек как природное существо со всеми его заботами и надеждами, интересами и правами.

Философия Нового времени

Европейская философия Нового времени охватывает XVII - XIX века. Это время беспощадной критики метафизических догм, религиозных суеверий и морально-нравственных предрассудков, веры в изменение негуманного характера отношений между людьми и избавления от политической тирании. Это время научной революции, начало которой было положено открытиями Н. Коперника, И. Кеплера Г. Галилея, а завершение выпало И. Ньютону. Это время превращения в самостоятельные научные отрасли физики, химии, биологии, математики, механики, других поисково-исследовательских практик. Дисциплинарная кристаллизация до того диффузного научного знания выдвинула проблему разработки общенаучных методов познания как средства интеграции и мировоззренческого обобщения данных конкретных или " частных" наук. Возникла философия науки, в центре которой - теория познания, законы мышления, действующие во всех науках.

Основу адекватной методологической ориентации новоевропейская философия ищет или в чувственном опыте, эмпирическом индуктивном знании (Бэкон, Гоббс, Локк), или в интеллекте, дающем логическое дедуктивно-математическое знание (Декарт, Лейбниц, Спиноза).

Новое время - это также вера в прогресс, обеспечиваемый разумом, наукой и техникой. Прогресс мыслится как неизбежный закон поступательного развития. Вера в прогресс заменяет многим веру в Бога. Прогрессистские настроения наделяют науку статусом важнейшего занятия человечества. На нее смотрят как на безотказное средство решения важнейших человеческих проблем, избавления общества от всех его пороков, бед и страданий.

Общие мировоззренческие ориентиры Нового времени не исключают, разумеется, разнообразия и борьбы идей, школ, направлений.

Основные ВЫВОДЫ

Философия - это поиск и нахождение человеком ответов на главные вопросы своего бытия.

Философия - это обостренно совестливое отношение человека к окружающему миру.

Философия научна, эстетична, моральна.

Тема 2. Философия бытия

Содержание категории Бытие.

Данное понятие связано с целым рядом других категорий (небытия, существование, пространство, время, материя, становление, качество, количество, мера). Категория Бытия объединяет основные идеи, выделенные в ходе последовательного осмысления вопроса о существовании мира:

1. мир есть, существует как беспредельная и неприходящяя целостность;

2. природное и духовное, индивиды и общество равно существует, хотя и в разных формах;

3. их различное по форме существования предпосылка единство мира;

4. мир развивается по своей объективной логике, он создает реальность,

которая существует прежде сознания его людей.

Основные формы Бытия.

Формы бытия различны:

1. Бытие вещей (тел), процессов, которое в свою очередь делится на Бытие

вещей, процессов, состояние природы, Бытие природы как целого и Бытие вещей и процессов, сотворенных человеком;

2. Бытие человека (Бытие человека мире вещей и собственно специфическое Бытие);

3. Бытие духовного (идеального), которое делится на:

- индивидуализированное духовное

- объективированное (внеиндивидуальное) духовное;

4. Бытие социального, которое делится на:

- индивидуальное Бытие (Бытие отдельного человека в обществе и в процессе истории)

5. Бытие общества.

Главным вопросом для философов был вопрос: что является первоосновой всего существующего, т.е. субстанцией мира. Для философов-материалистов этой субстанцией является материя. Основные виды материи: поле и вещество. Типы материальных систем: живая природа, живая материя, социально-организованная материя. Типы движения материи: развитие, прогресс и регресс. «…Движущаяся материя не может двигаться иначе, как в пространстве и во времени» (Ленин). Законы диалектики. Диалектика – искусство творческого спора.

Тема 3. Философия познания

Понятие познания.

Познание, несомненно, относится к базовым потребностям человека. Некоторые ученые говорят даже о врожденной любознательности или познавательном инстинкте человека. Познание, знание было тем светом, который вывел наших далеких предков из тьмы дикости и варварства на путь цивилизации и прогресса. И сегодня оно разгоняет тучи невежества, предрассудков, иллюзий и утопий жизни.

Знание делает человека образованным, а образованность - одно из самых ценных социальных качеств человека. Только образованный человек может быть свободным, только там, где образование определяет или существенным образом влияет на социальный статус человека, может успешно развиваться демократия. Адам Смит как-то заметил, что " человека, получившего образование путем упорного труда, можно уподобить дорогостоящим машинам".

Что же такое познание? Познание - это активное, творческое отражение или воспроизведение действительности в сознании человека. Можно и так: познание есть сознание в действии, постоянная реализация сознания. В познании человек не просто запечатлевает, пассивно регистрирует идущую извне информацию - он активно участвует в выстраивании образа действительности. Мера объективности (истинности) познания находится в прямой зависимости от активности познающего субъекта. Знание есть результат активного взаимодействия субъекта, т. е. того, кто познает, с объектом, т. е. тем, что познается.

Познание и истина

С истиной справедливо связывается самое благородное, возвышенное и значимое в процессе познания мира, человека, общества. Истина есть процесс адекватного (верного, правильного) отражения действительности в сознании человека. Истина едина, но в ней выделяются объективный, абсолютный и относительный аспекты, которые в свою очередь можно рассматривать как относительно самостоятельные истины.

В объективной истине отражается реальное положение вещей, мир, как он существует вне и независимо от нашего сознания. В этом смысле можно сказать, что объективная истина не зависит ни от человека, ни от человечества.

Абсолютная истина - это полное, исчерпывающее, точное знание об объекте исследования, знание, не опровергаемое, а только дополняемое и развиваемое, последующим развитием науки. Такие истины нам, естественно, недоступны. Абсолютная истина - это только регулятивная идея, т. е. некоторый идеал, к которому безусловно нужно стремиться, но достичь и удостовериться в котором невозможно. В реальном своем выражении абсолютная истина есть понятие потенциальной бесконечности человеческого познания мира, предел, к которому стремится наше знание.

Понятие " относительная истина " служит для обозначения конечных, ограниченных моментов человеческого познания мира, приблизительности и несовершенства наших знаний о действительности, определенных ступеней или порядков углубления в ее неисчерпаемую сущность. Относительная истина зависит от реальных исторических условий своего времени, в частности от точности или совершенства средств наблюдения и эксперимента.

Но главным, решающим критерием истины является практика, т.е. материальная предметно-чувственная деятельность человека, направленная на реальное преобразование мира - природного и социального. Практика носит всегда конкретно-исторический характер, развивается, совершенствуется, конкретизируется. И то, что недоступно ей сегодня, может стать доступным завтра. Так, практика долго не могла расщепить атом и с этой стороны она как будто подтверждала его неделимость. Но позже ситуация изменилась, атом раскололся и в прямом и в переносном смысле.

Тема 4. Философия человека.

Философская антропология (от философия и антропология; философия человека ) в широком смысле — философское учение о природе и сущности человека; в узком — направление (школа) в западноевропейской философии (преимущественно немецкой) первой половины XX века, исходившее из идей философии жизни Дильтея, феноменологии Гуссерля и других, стремившееся к созданию целостного учения о человеке путём использования и истолкования данных различных наук — психологии, биологии, социологии, а также религии и др.

Сейчас философская антропология является одним из наиболее влиятельных направлений в западной философии. Существует множество различных ее направлений, из которых выделяются два основных: биологическое и функциональное. Разделяются эти направления философской антропологии по следующему критерию: познание человека или по его сущности, или по его проявлениям.

ВЫВОДЫ

· Человек и уникален, и универсален. Человек - венец природы, которому нет равных, он обладает уникальными способностями. Но он и универсален, ничто ему не чуждо - ни космос, ни биологические, порой грубые инстинкты, ни утонченная, возвышенная деятельность.

· Человек - это соотношение внутреннего и внешнего. Духовный мир человека - это его внутренняя жизнь, но она символизируется в различных формах деятельности, в игре, труде, художественном творчестве. В итоге человек оказывается существом общественным.

· Человек един, но не однороден, не одномерен. Человек биологический, действующий, разумный, чувственный, рациональный, этический - все это объединено каждой конкретной личностью.

· Человек сам творит свой духовный мир, мир ценностей науки, искусства, морали.

· Человек - существо историческое, и в качестве такового он стремится органично внедриться в будущее, где его ожидают опасности, риск оказаться в кризисном, может быть, даже безвыходном положении.

· Человеку не избежать бремени ответственности перед собой лично и другими людьми. А раз так, то ему нужна хорошо развитая философская база.

Множество людей озабочено судьбой и природой человека, они рассуждают, размышляют, создают программы, но часто даже не подозревают, что проходят мимо накопленного в философии богатства. Без философии воззрения о человеке оказываются довольно бедными, малодейственными.

Тема 5. Философия общества.

Общество как система и его подсистемы. Человече­ское общество есть своеобразная сфера бытия, относитель­но обособленная от природы. Оно представляет собой выс­ший вид организации материи. Социальные системы от­личаются большой динамичностью и разнородностью, в них сочетаются материальное и идеальное, объективное и субъективное, стихийное и планомерное. Трудно со всей строгостью провести структурный анализ общества. В известной мере этому отвечает выделение подсистем (сфер) общественной жизни: экономической, политической, ду­ховной и культурной.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-15; Просмотров: 444; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.083 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь