Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Тема 6. Философия профессиональной деятельности. ⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5
Видов деятельности человека существует много, но среди их многообразия есть главнейшие, обеспечивающие существование человека и формирование его как личности. К таким основным видам деятельности относятся: общение, игра, учение и труд. Общение, в самом широком смысле, может быть определено, как взаимодействие индивидов, в котором происходит обмен информацией на основе взаимного психического отражения. Потребность в общении у высших животных и у человека — врожденная, запрограммирована природой. Общение может использоваться не только как самостоятельная деятельность со своей целью, мотивами, действиями, способами их выполнения и результатами, т.е. со своей структурой как вида деятельности, но и как компонент и условие выполнения других видов деятельности (игровой, учебной и трудовой). Для выделения общения, как самостоятельного вида деятельности, необходимо, чтобы у него были свои, осознаваемые субъектом, цели и другие компоненты структуры. Цели общения: 1) постижение внутреннего мира другого человека или открытие ему собственного внутреннего мира; 2) воздействие на психику другого человека (или группы людей) с намерением привить ему (им) определенные мотивы или отношения. Общение в широком смысле слова может использоваться не только как самостоятельная деятельность со своей целью, мотивами, действиями, способами их выполнения и результатами, т.е. со своей структурой как вида деятельности, но и как компонент и условие выполнения других видов деятельности (игровой, учебной и трудовой). Игра — это вид поведения животных и деятельности человека, целью которого является сама осуществляемая «деятельность», а не те практические результаты, которые достигаются с ее помощью В игре формируются нравственные качества человека, потому что она отражает общественные отношения, а поэтому каждый участник игры психологически формируется как личность. Это наиболее характерно для детского и подросткового возраста. Но и игры взрослых (например, спортивные) также активно влияют на развитие их сознания. Кроме того, имеются учебные игры (деловые, сюжетно-ролевые), которые в последнее время получают все большее распространение в процессе обучения, поскольку позволяют отчасти сочетать в себе качества деятельности игровой и учебной. Учение — это деятельность, непосредственной целью которой является усвоение человеком определенных знаний, навыков и умений. Знания — это информация о значимых свойствах мира, необходимая для успешной организации тех или иных видов теоретической или практической деятельности. Навыки — это действия, которые, будучи сформированными в результате упражнения, характеризуются высокой степенью освоения и отсутствием поэлементной сознательной регуляции и контроля. Умения — это способы выполнения действий, обеспечиваемые совокупностью приобретенных знаний и навыков, в изменяющихся условиях. Учение — это основной способ развития человека как сознательной личности на основе усвоения им теоретического и практического опыта человечества. В учении все подчинено развитию личности. Профессиональная деятельность. В литературе словосочетание «профессиональная деятельность» употребляется в двух вариантах: 1) понятием «профессиональная деятельность» обозначается трудовая деятельность человека, отличающаяся высокими показателями качества и эффективности; 2) понятием «профессиональная деятельность» обозначается сложная продуктивная деятельность в рамках профессии. Под профессиональной деятельностью мы понимаем любую сложную деятельность, которая предстает перед человеком как конституированный способ выполнения чего-либо, имеющий нормативно установленный характер. Профессиональная деятельность является объективно сложной, поэтому она трудна для освоения, требует длительного периода теоретического и практического обучения. Трудовая и профессиональная деятельность занимает существенное место в человеческой жизнедеятельности. Деятельность сопровождается субъективным отражением человеком объективной реальности, а возникшее отражение (в форме образов) регулирует действия и деятельность в целом. Чем более полно, глубоко и адекватно субъект отражает окружающее, чем более адекватны его субъективные образы условиям объективной реальности, тем большими возможностями в выполнении деятельности он обладает. В условиях новой технической и информационной реальности многие виды деятельности связанны с процессами приема и переработки информации. Опираясь на идеи С.Л. Рубинштейна о сущностной специфике способа бытия человека в мире, современные исследователи рассматривают профессиональную деятельность как систему отношений человека с миром, реальным и воображаемым.
Вопросы к домашней контрольной работе по философии для студентов заочного отделения: Вариант 1
Вариант 2
Вариант 3
Вариант 4
Вариант 5
Вариант 6
Вариант 7
Вариант 8
Вариант 9
Вариант 10
Вариант 11
Вариант 12
Вариант 13
Вариант 14.
Вопросы к обязательной контрольной работе по философии для студентов заочного отделения: 1. Предмет, объект и функции философии. Специфика функций. 2. Основные проблемы философии. 3. Истоки философии: мифология и религия. 4. Философия и мировоззрение. 5. Основные формы бытия. 6. Материя: сущность, свойства и основные виды. 7. Философская антропология: основные направления. 8. Основные формы движения материи. 9. Пространство и время: их общие свойства и размерность. 10. Чувственное познание и его специфика. 11. Рациональное познание и его формы. 12. Научное познание. 13. Методы познания. 14. Проблема истины: основные концепции и критерии. 15. Практика и ее роль в процессе познания. 16. Формы научного познания. 17. Современное понимание «культурности» и «цивилизованности». 18. Формы общественного сознания. 19. Влияние материальной и духовной культуры на формирование личности. 20. Роль прогресса в развитии общества, личности и свободы. 21. Атрибуты материи: движение, пространство, время. 22. Глобальные проблемы современности.
СЛОВАРЬ ВАЖНЕЙШИХ ТЕРМИНОВ Агностицизм- философское учение, частично или полностью отрицающее познаваемость мира. Адекватность— соответствие, правильность. В теории познания этот термин служит для обозначения верного воспроизведения в представлениях, понятиях, суждениях и в других формах знания объективных связей и отношений действительности. Аксиома— исходное положение научной теории, которое используется в качестве истинного без специального обоснования и лежит в основе доказательства других положений этой теории. Антиномия- сочетание обоюдно противоречащих высказываний о предмете, допускающих одинаково убедительное логическое доказательство. Антропоцентризм— воззрение, согласно которому человек находится в центре мира и является его высшей целью. Антропоморфизм- уподобление человеку, наделение человеческими психическими свойствами предметов и явлений. Априорный- предшествующий; характеристика фрагмента знания, предшествующего опыту и независящего от него. Атрибут— существенное, неотъемлемое свойство объекта. Вера— эмоционально-личностный способ отношения человека к миру, при котором знание о нем принимается без индивидуальной проверки и независимо от его обоснованности. Верификация— процесс установления истинности научных утверждений путем их эмпирического подтверждения. Возможность и действительность— философские категории, отражающие различные стадии в развитии предметов и явлений реального мира. Категория В. характеризует внутренние тенденции развития явлений, а также условий для их реализации. Д. выступает как наличное бытие, реализация некоторой В. Волюнтаризм- философское направление, в котором воля рассматривается в качестве первоосновы всего сущего. В более узком смысле - это характеристика социально-политической практики, не считающейся с общественно-историческими законами и руководствующейся субъективными желаниями и произвольными решениями осуществляющих ее лиц. Генезис— философская категория, выражающая происхождение и становление развивающихся объектов. Герменевтика— искусство толкования текстов, философское учение о понимании. Гилозоизм- учение о всеобщей одушевленности сущего. Гипотеза— научное предположение или допущение, вероятность которого обоснована фактическими данными, с учетом уже известных закономерностей. Гносеология- раздел философии, в котором изучаются природа познания, его всеобщие предпосылки, пути и возможности, отношение знания к реальности и условия его истинности. Гуманизм- тип философского мировоззрения, согласно которому высшей ценностью является человек. Деизм— учение, которое признает существование Бога в качестве безличной первопричины мира, развивающегося затем по своим собственным законам. Детерминизм— философское учение об объективной закономерной взаимосвязи и взаимообусловленности явлений материального и духовного мира; в узком смысле -учение о причинности. Дуализм- философское учение, считающее, в противоположность монизму, материальную и духовную субстанции равноправными началами. Закон— необходимое, существенное, устойчивое, повторяющееся отношение между явлениями. Знание— проверенный общественно-исторической практикой и логикой результат познания, выраженный в виде представлений, понятий, законов, теорий и т. п. Измерение— метод исследования, позволяющий определить количественное отношение измеряемой величины к другой, принятой за эталон. Индетерминизм- философское учение и методологическая позиция, которые отрицают объективность причинной связи либо вообще взаимосвязь явлений. Интернализм и экстернализм— полярные историко-научные течения. Согласно первому, развитие науки представляет собой историю научных идей, управляемую внутренними закономерностями (логикой) науки; согласно второму, развитие науки определяется внешними социально-экономическими факторами. Интерпретация— предписывание определенных значений исследуемому объекту или процессу. Интуиция— процесс внезапного постижения искомого результата при неосознанности и неподконтрольности ведущих к нему путей. Истина— адекватное воспроизведение реальности в форме знаний. Иррационализм— тип философского мировоззрения, согласно которому разум не играет существенной роли в познании и поведении человека. Категория— форма осмысления всеобщих способов отношения человека к миру, отражения наиболее общих свойств и отношений бытия, фрагментации и синтеза реальности. Концепция— определенный способ понимания, трактовки какого-либо предмета или явления; точка зрения на предмет или явление; руководящая идея для их систематического освоения, ведущий замысел. Космос— в древнегреческой философии мир как структурно организованное целое, противоположное хаосу. Кумулятивизм и антикумулятивизм— модели развития научного знания. В 1-м случае оно представляет собой непрерывный процесс накопления нового знания на основе имеющихся, во 2-м - преемственность в развитии научного знания по сути отрицается. Монизм— философское учение, которое принимает за основу всего сущего одно начало. Наука— сфера человеческой деятельности, направленной на производство и теоретическую систематизацию объективных знаний о реальности. Научный метод— рациональный способ познания, система предписаний (правил, норм, принципов), регламентирующих познавательные действия исследователя. Необходимость и случайность— соотносительные философские категории, отражающие различные по важности типы связей. Н. — отражение преимущественно внутренних, устойчивых, повторяющихся отношений, основных направлений развития. С. — отражение внешних, несущественных, неустойчивых связей действительности. Отражение— всеобщее свойство материи, состоящее в воспроизведении отражающей системой свойств и отношений отражаемого объекта. Отчуждение - превращение продуктов человеческой деятельности, а также свойств и способностей человека в нечто независимое от людей и господствующее над ними. Пантеизм- философское учение, растворяющее Бога в мире. Парадигма- способ постановки и решения научных проблем; в широком смысле — совокупность идей, ценностей и технических средств, принятых научным сообществом и обеспечивающих существование и поддержание познавательной традиции. Познание— человеческая творческая активность, направленная на адекватное восприятие реальности в форме знаний. Причина- философская категория, обозначающая явление, действие которого порождает или изменяет другое явление, называемое следствием. Рефлексия— обращение познания на осмысление и осознание собственных форм и предпосылок, предметное рассмотрение самого знания, критический анализ его содержания и методов познания. Сенсуализм— направление в теории познания, согласно которому чувственность является главной формой достоверного познания. Содержание и форма— философская категории, отражающие взаимосвязь 2 сторон действительности. Под С. понимается определенным образом упорядоченная совокупность элементов и процессов, образующих предмет или явление. Под Ф. понимается способ существования и выражения С, его внутренняя организация. Субстанция- первоначало, основа мира; вечно неизменное, в противоположность меняющимся состояниям и свойствам. Сциентизм (сайентизм)- мировоззренческая позиция, в основе которой лежит представление о научном знании как о наивысшей культурной ценности и достаточном условии ориентации человека в мире. Идеалом для С. выступает не всякое научное познание, а, прежде всего, естественнонаучное познание. В противоположность ему антисциентизм подчеркивает ограниченные возможности науки. Теология— богословие, учение о Боге, систематизация вероучения определенной религии. Теория- наиболее системная форма научного знания, содержащая обобщающие идеальные конструкты и набор законов, которые являются обобщающими по отношению ко всем частным теоретическим и эмпирическим законам. Факт— основная форма эмпирического знания, выраженная в особого рода предложениях, истинность которых определяется непосредственно. Фальсификация— научная процедура, устанавливающая ложность гипотезы или теории в результате экспериментальной или теоретической проверки. Экзистенция— понятие, обозначающее способ существования личности, посредством которого человек обретает неповторимую индивидуальность, проявляющуюся в специфических эмоциональных переживаниях. Элиты- высшие слои общества, занимающие ключевые позиции в различных сферах жизнедеятельности общества — политической, экономической, административной, военной и др., обычно имеющие ряд явных и неявных привилегий. Эмпиризм— направление в теории познания, признающее чувственный опыт преобладающим или даже единственным источником знания.
Список рекомендуемой литературы.
1. Введение в философию. Ч.1. (Отв. ред. И.Т. Фролов). - М., 1989. 2. Жуков Н.И. Философия: учеб. пособие. Мн.: НТЦ «АПИ», 1999 3. Курбатов В.И. Философия в парадоксах и притчах. Учебник для студентов вузов. Ростов н/Д: Феникс, 1996 4. Мамыкин И.П. Философия: материалы для самостоят. работы Мн.: Экоперспектива, 2009 5. Мартынов М.И., Кравченко Л.Г., Киселева С.А. Философия: вопросы и ответы Мн.: «ТетраСистемс», 2002 6. Основы философии в вопросах и ответах. Учебное пособие для высших учебных заведений. Изд-во " Феникс", 1997. 7. Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. - М., 1991. 8. Ортега-и-Гассет Х. Что такое философия? - М., 1991. 9. Философия для средних специальных учебных заведений: учеб. пособие. В.П.Кохановский. Т.П. Матяш, В.П. Яковлев Ростов н/Д: Феникс, 1999 10. Философия: учеб. пособие для высших учебных заведений Ростов н/Д: Феникс, 2001 11. Яскевич Я.С., Вязовкин В.С. Основы философии. Мн., 2006
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-15; Просмотров: 2762; Нарушение авторского права страницы