Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Доцент кафедры истории, философии и культурологии



Растительных полимеров

АЛЬГИНА Наталия Семеновна

Кандидат философских наук

Доцент кафедры истории, философии и культурологии

 

КУРС ЛЕКЦИЙ ПО ФИЛОСОФИИ

Часть 1

Тематика докладов

Словарь терминов

 

Санкт-Петербург

2011 – 2012 учебный год

ОГЛАВЛЕНИЕ

РАЗДЕЛ 1

Тематика докладовов 3

Блок №1. Сущность и особенности возникновения философии.

  1. Сущность и специфика философского знания. 4
  2. Философия и наука: сравнительный анализ. 5
  3. Философия и искусство: сравнительный анализ. 5
  4. Философия и религия: сравнительный анализ. 6
  5. Особенности возникновения философии. 6

Блок №2. Основные направления философского знания.

6. Материализм и его исторические формы. 8

7. Идеализм и его виды. 8

8. Агностицизм. 9

9. Эмпиризм и сенсуализм. 9

10. Рационализм. 9

11. Иррационализм 10

12. Диалектика и метафизика. 10

Блок №3. Философия древней Греции и Нового времени.

13. Философия Древней Греции: Милетская школа, Гераклит, Сократ,

Демокрит, Платон, Аристотель. 11

14. Философия Нового Времени: Ф. Бэкон, Р. Декарт, Дж. Локк,

Дж. Беркли. 15

Блок №4. Европейская философия Х1Х-ХХ в.в.

15. Немецкая классическая философия: И. Кант, Г. Гегель. 18

16. Философия марксизма: К. Маркс, Ф. Энгельс. 20

17. Иррационализм: А.Шопенгауэр. 21

Блок №5. Гносеология.

18. Сущность процесса познания, его структура и формы. 22

19. Проблема истины в процессе познания. 24

20. Роль практики в процессе познания 25

Словарь терминов. 26

РАЗДЕЛ П

СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ

(Социальная философия не входит в данное пособие, она издана отдельной брошюрой).

Блок 6. Понятие «общество» и этапы его развития

1. Общество как система.

2. Социальный прогресс: сущность, виды, критерии.

3. Важнейшие методологические положения анализа истории

4. Антропосоциогенез и собирательство.

5. Охота и ее социальные последствия.

6. Земледелие и возникновение цивилизации.

7. Индустриальное общество и его отличительные черты.

8. Постиндустриальное общество и его сущность.

Блок 7. Человек как предмет философского исследования.

9. Человек – существо биосоциальное.

10. Человек существо разумное и одушевленное.

11. Человек существо творческое и деятельное.

12. Человек существо, обладающее свободой.

13. Философия о смысле жизни.

Блок 8. Проблема личности в философии.

14. Соотношение понятий «человек», «индивид», «индивидуальность», «личность».

15. Личность ее и социальные роли.

16. Структура личности.

17. Я и самосознание.

18. Особенности формирования личности.

19. Взаимоотношение личности и общества в ходе истории.

Блок 9. Духовная жизнь общества.

20. Структура духовной жизни общества.

21. Общественная психология и ее функции.

22. Идеология и ее функции.

23. Наука и ее роль в обществе.

24. Мораль, ее сущность и функции.

25. Искусство, особенности его происхождения и роль в обществе.

26. Религия и ее место в жизни общества.

ТЕМАТИКА ДОКЛАОВ.

1. Причины и условия возникновения философии.

2. Соотношение философии с мифом, наукой, искусством и религией.

3. Философия милетской школы.

4. Диалектика Гераклита.

5. Философия Сократа.

6. Философия Демокрита.

7. Учение Платона об идеях (объективный идеализм Платона).

8. Учение Платона о государстве.

9. Учение Аристотеля о материи и форме.

10. Учение Ф.Бэкона о познании.

11. Ф.Бэкон о роли науки в обществе.

12. Учение о методе познания Р.Декарта.

13. Французский материализм ХУШ века (механистический материализм).

14. Теория познания Д.Локка.

15. Философия Д.Беркли.

16. Агностицизм И.Канта.

17. Этика И. Канта.

18. Учение Г.Гегеля об абсолютной идее.

19. Основные принципы философии марксизма.

20. Учение А.Шопенгауэра о мировой воле.

21. Проблема познаваемости мира в философии.

22. Пути и способы познания мира.

23. Что такое истина и как ее доказать?

Блок №1. Сущность и особенности возникновения философии.

СУЩНОСТЬ И СПЕЦИФИКА ФИЛОСОФСКОГО ЗНАНИЯ.

Философия настолько сложное, многогранное явление, что дать ей однозначное определение практически невозможно. Поэтому попытаемся раскрыть сущность философии через ряд определений. Начнем с перевода этого понятия на русский язык.

Философия – от греческого phileo – люблю, sophia – мудрость, то есть любовь к мудрости, рассуждениям, теоретизированию, или, как перевели в России в ХУШ веке – любомудрие.

Философия – может выступать как основа мировоззрения наряду с наукой и религией. Религиозное мировоззрение означает, что люди воспринимают мир с точки зрения бытия Бога, наличия бессмертной души и главную земную задачу видят в ее сохранении. В формировании научного мировоззрения базовую роль играет конкретное, прежде всего естественнонаучное знание. Например, Норберт Винер - «отец кибернетики», как часто его называют, заметил, что:

- в ХУШ столетии – веке механики – мир уподобляли огромному часовому механизму;

- в Х1Х столетии - мир сравнивали с машиной, перерабатывающей вещество и энергию;

- в ХХ столетии – мир представляют в виде системы, перерабатывающей информацию и управляющей своей деятельностью.

Философия особый способ постижения мира, существующий наряду с обыденным мышлением.

ОБЫДЕННОЕ мышление – это распространенный и вполне достаточный в обиходе тип мышления. Ему свойственны:

а) непоследовательность: с одной стороны, здесь доверяют только тому, что можно ощутить, а с другой - принимают на веру положения окруженные ореолом общепринятости. Например, вера необразованных землепашцев в то, что Земля плоская и высмеивание ими землемера, утверждающего, что она круглая;

б) догматизм: конструирование " вечных" и " неизменных" принципов, стремление к прямолинейным суждениям. Сталкиваясь с противоречиями действительности обыденное мышление, отворачивается от них как от абсурда, а в лучшем случае цепляется за одну сторону противоречия, возводя ее в абсолют;

в) редукционизм: стремление все упростить, свести сложное явление к сумме его элементов;

г) поверхностность: обыденное мышление отражает, как правило, то, что лежит на поверхности, не понимая, что за внешней достоверностью явления зачастую скрывается не совпадающая с ней сущность.

Особенности философского мышления.

1. Способность видеть единую основу многообразного, видеть единое во многом.

2. Способность видеть мир во взаимосвязи и развитии.

3. Предельная обобщенность, абстрактность, теоретичность.

4. Кажущаяся тривиальность: философия имеет дело с предметами известными всем и каждому, но философам свойственно видеть необычное в обычном, удивляться там, где для других все привычно.

5. Всепроникаемость философии: нет таких проблем, явлений, бытия которые бы не имели философского аспекта, например, есть философия любви, бизнеса, риска, права и т. д.

6. Особая преемственность философского знания: почти каждый выдающийся философ вместо того, чтобы возводить следующий этаж философского здания (как это свойственно, например, конкретным наукам) начинает заново закладывать фундамент. Разные философские школы по-своему отвечают на извечные философские вопросы. Отсюда – выражение И. Канта «скандал в философии», означающее, что нет ни одного философского утверждения, с которым были бы согласны все.

Философия – это важнейшая часть духовной культуры человечества наряду с наукой, искусством, религией.

ФИЛОСОФИЯ И РЕЛИГИЯ, СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ.

Религию и философию объединяет следующее: они -

1. Возникают в условиях цивилизации.

2. Приходят на смену мифологическому миросозерцанию.

3. Могут выступать в качестве основы мировоззрения.

4. Оформляются как система взглядов.

Религию и философию разъединяет следующее:

Религия Философия
1. Религия базируется на ВЕРЕ, ее догматы не критикуются. 1. Философия базируется на РАЗУМЕ. Критика – способ существования философии.
2. В религии ИСТИНА дается извне, в форме откровения, не требует доказательства. 2. В философии ИСТИНА добывается самостоятельно, так или иначе доказывается.
3. В религии ИСТИНА часто существует в образной форме. 3. В философии ИСТИНА всегда формулируется в понятиях.

Блок №2. Основные направления философского знания.

ИДЕАЛИЗМ И ЕГО ВИДЫ.

Представители идеализма предлагают иной, чем материалисты, вариант решения вопроса о том, что первично – материя или сознание?

Идеализм – философское направление, признающее первоосновой мира нечто идеальное, духовное. Это могут быть: Бог, Дух, Мировая Воля, Абсолютная идея, человеческое мышление или ощущения. Материальное, телесное понимаются здесь как продукт или способ проявления идеального.

Идеализм как философское направление возник около 2, 5 тысяч лет назад (Пифагор, Платон). Но сам термин «идеализм» появился в начале ХУШ века. В 1702 году немецкий ученый и философ Лейбниц писал об Эпикуре, как о самом крупном материалисте и о Платоне, как о самом крупном идеалисте.

Идеализм существует в двух формах: объективный идеализм; субъективный идеализм.

Объективный идеализм - философское направление, признающее первоосновой мира сверхчеловеческое духовное начало. С точки зрения объективного идеализма мир (материя), человек и его сознание рассматриваются как проявление или порождение какого-то высшего, сверхчеловеческого духовного (идеального) мирового начала.

Содержание объективного идеализма необходимо раскрывать на примере взглядов Платона, как основателя объективного идеализма; философских идей Г. Гегеля.

Субъективный идеализм – точка зрения, считающая, что вещи существуют не сами по себе, независимо от человеческого сознания, а лишь потому, что их воспринимают чувствами, ощущениями. Это учение, признающее первоосновой мира человеческое сознание, ощущения человека.

Содержание субъективного идеализма необходимо раскрывать на примере философии Дж. Беркли (1684 – 1753) – основателя субъективного идеализма.

АГНОСТИЦИЗМ.

Данное понятие связано с вопросом о познаваемости мира, то есть можно или нельзя получить истинные, правильные знания об окружающих нас вещах и явлениях? Здесь возможны разные варианты ответов.

Первый вариант ответа: нет, мир не познаваем, или познаваем, но не полностью, ограниченно. Такая позиция в философии и называется агностицизм (от греч. – неизвестный) – признание невозможности адекватного познания истины и мира. Термин агностицизм был введен в научный оборот английским ученым Т. Гексли в 1869 году.

О сущности агностицизма нужно рассказывать на основе характеристики взглядов немецкого философа И. Канта (1724 – 1804).

Второй вариант ответа: да, мир познаваем. О том, каким образом осуществляется процесс познания, дается ответ эмпиризмом, сенсуализмом, рационализмом, иррационализмом. Об этом идет речь и в блоке №5 – гносеология.

ЭМПИРИЗМ И СЕНСУАЛИЗМ.

Эмпиризм (от греческого – опыт) – направление в теории познания (гносеологии), которое признает, что источником знания является чувственный опыт (эмпирия). Эмпирический означает - основанный на опыте. Противоположностью эмпиризма является рационализм.

В качестве целостной концепции эмпиризм сформировался в Новое время.

Эмпиризм исходит из того, что и познание, и наука, и жизненная практика должны основываться на опыте. Вопрос об эмпиризме можно раскрыть на основе характеристики взглядов Ф.Бэкона (1561 – 1626) - основателя этого направления. Форму эмпиризма, относящуюся только к процессу познания, часто называют сенсуализмом.

Сенсуализм (от латинского – чувство, ощущение) – это философское направление, признающее чувственные формы познания, например, ощущения, восприятия, главными источниками правильного знания. Представителем сенсуализма является Дж. Локк. (1632-1704). Вопрос о сенсуализме нужно раскрыть на основе характеристики взглядов этого английского философа.

Эмпиризм и сенсуализм в философии существуют в двух формах:

1) материалистической – здесь утверждается, что в процессе познания чувственный опыт отражает объективно существующие вещи, предметы (Локк, Бэкон).

2) субъективно-идеалистической – здесь утверждается, что сам чувственный опыт субъекта, его ощущения и являются единственной реальностью, то есть мир – это комбинация ощущений познающего субъекта. Так считал Дж. Беркли (1685 – 1753) – родоначальник направления.

Недостаток эмпиризма и сенсуализма - в стремлении вывести законы природы, общества из опыта, из данных органов чувств. Однако опыт человека ограничен – он не может охватить все явления. Например, закон всемирного тяготения должен быть верен для всех тел. Но кто подвергал проверке все тела во Вселенной? На самом деле процесс познания есть единство чувственного и рационального познания. Чувственный опыт – одна из форм познания (не единственная) и ее роль не следует преувеличивать.

РАЦИОНАЛИЗМ.

Рационализм ( от лат. разумный) – направление, признающее разум основой и самым надежным инструментом правильного знания и поведения людей. Чувственное познание, с этой точки зрения, ведет к неправильному, недостоверному знанию. Например, древнегреческий философ Зенон предлагал поразмыслить над следующей ситуацией: если человек бросит на землю одно зерно, то не услышит звука от его падения, если же он бросит мешок зерна, то услышит звук. Следовательно, слух (орган чувств) дает нам в этих двух ситуациях разную информацию. А что утверждает разум? Он «говорит»: либо и одно зерно издает шум, либо мешок зерна не производит его. Иначе получилось бы, что сумма нулей (одно зерно) равна некоторой положительной величине. Это и означает, что в наших суждениях следует основываться не на чувствах, а на разуме.

Как целостная система рационализм стал складываться в Новое время на основе развития естествознания и математики. Характеристику сущности рационализма следует дать на основе рассмотрения взглядов Р. Декарта.

Общие выводы по рационализму.

- Познание должно опираться на разум человека. Рационалисты стремятся решить научные и жизненные проблемы, опираясь на логику и мышление, а не на страсти, эмоции, чувства и инстинкт.

- Рационалисты считают, что человеческое мышление не имеет преград. Это означает, что в науке есть только еще нерешенные проблемы, но нет проблем, которые бы человеческий разум в принципе не мог бы решить, опираясь на методы науки.

- Рационалист, как правило, признает, что всякий человек, как разумное существо, способен и должен высказывать свои идеи и критиковать идеи других, то есть он имеет право высказываться и быть выслушанным.

ИРРАЦИОНАЛИЗМ

Иррационализм – направление в философии, которое, как и рационализм, призывает не доверять чувствам, но также ограничивает или отрицает возможности разума как инструмента истинного знания. Иррационализм исходит из того, что есть явления, лежащие за пределами разума и поэтому они недоступны познанию с помощью логического мышления.

Иррационализм возникает во второй половине ХУШ века и существует до настоящего времени. Иррационализм противоположен и рационализму, и сенсуализму, эмпиризму.

Источниками познания, инструментами получения истинного знания в различных учениях иррационализма признаются: мистическое озарение, интуиция, транс, воля.

Яркий представитель иррационализма - немецкий философ А. Шопенгауэр (1788-1860)

 

ДИАЛЕКТИКА И МЕТАФИЗИКА.

Понятие «диалектика» изменялось в ходе истории и имеет несколько вариантов.

Первый вариант понимания понятия диалектики. Термин появился в Древней Греции и обозначал искусство вести беседу, спорить в целях получения истины. Раскрыть содержание диалектики в этом (первом) смысле нужно на примере диалектического метода Сократа (469 – 399 до н. э.), который он в шутку называл «майевтика».

Второй вариант понимания диалектики в истории философии. Диалектика – учение о развитии и всеобщей связи всех явлений природы, общества и мышления.

Такая позиция по отношению к диалектике представлена, например, во взглядах Гераклита, Гегеля, в философии марксизма, рассмотрев которые можно более подробно раскрыть содержание диалектики во втором варианте.

Третий вариант понимания диалектики. Диалектика – это метод познания, который требует изучать явления в их изменчивости, взаимосвязи, противоречивости и включает в себя определенные принципы, правила, с помощью которых можно адекватно исследовать все сущее. Например, применение принципа противоречивости означает следующее: для того чтобы избежать одностороннего, упрощенного понимания мира, нужно в процессе анализа выделять не только сходные и различные стороны предметов, явлений, но и противоположные, а именно такие, которые противоречат друг другу, то есть взаимоисключаются, но, одновременно, и взаимопредполагаются. Например, плюс – минус, притяжение - отталкивание, добро – зло, жизнь – смерть; левое - правое. Применение другого принципа - принципа развития – это гарантия от догматизма. В данном случае от исследователя требуется учитывать, что в жизни все меняется, ничто не стоит на месте, и то, что еще вчера было истинным, сегодня может «не работать», оказаться даже ложным.

Диалектика как метод познания является синонимом термина «диалектическое мышление», то есть особая методология познания, основанная на вышеизложенных принципах.

Метафизика.

Рассмотрим основные варианты понимания термина метафизика.

Первый вариант - (от греч. – то, что существует после физики) – метафизикой, начиная с 1-го века н.э. стали называть сочинения Аристотеля, в которых рассматривались проблемы, относящиеся к «первой» (по его классификации) философии, то есть такой, которая изуча

ет нечто отдельное и неподвижное. Это, например, философские рассуждения о Боге, Первопричине мира.

Впервые объединил различные работы Аристотеля по «первой философии» Андроник Родосский (систематизатор произведений Аристотеля). По дошедшей до нас редакции это 14 книг. Их и стали называться метафизикой.

Второй вариант - с поздней античности и в эпоху средневековья метафизикой стали называть философскую науку в целом; метафизика стала синонимом философии, а именно схоластической философии, то есть умозрительного, не основанного на опыте и эксперименте изучения различных проблем. Метафизика в этом смысле включает в себя следующие разделы: онтологию (учение о сущем, бытии), космологию (учение о мире), философскую антропологию (учение о человеке), теологию (учение о сущности Бога).

Третий вариант - начиная с Гегеля и, особенно в философии марксизма, метафизика стала пониматься как учение о мире и методе познания противоположное диалектике. Метафизика призывает изучать явления как отдельные, независимые друг от друга и статичные, по крайней мере, изменяющиеся лишь количественно, а не качественно и без противоречий, как утверждает диалектика. Метафизика тяготеет к созданию статичной, умозрительной, то есть оторванной от практики, эксперимента, опыта, картины мира.

В Х1Х веке начинается кризис метафизики. В связи с этим возникают различные антиметафизические философские течения, например, марксистская философия, позитивизм, экзистенциализм. В современный период позиции метафизики отстаивают представители неотомизма - официальной философии Ватикана.

 

ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ.

Термин « античная философия » включает все философские учения и школы, которые возникли и существовали первоначально в Древней Греции, а затем в Древнем Риме с 7 века до н. э. до 5 века нашей эры, то есть до падения западной Римской империи. Этот период занял по времени более тысячи лет. Античная философия включает две части: философию Древней Греции и Древнего Рима. Философия в Древней Греции возникает в 7-6 веках до н. э.

Философия милетской школы.

Милетская школа – первая из известных философских школ Европы. Она получила название по имени города Милет, в котором жили первые древнегреческие философы: Фалес, Анаксимандр, Анаксимен. Для представителей этой школы характерно стремление найди в многообразии мира единое материальное начало, единую первооснову, из которой возникло все: вещи, явления, человек и т.д. Такую первооснову греки называли АРХЕ. В отличие от мифологии, которая при ответе на вопрос о первооснове ссылалась на богов, философия стремилась найти общее начало в самой природе, а не вне ее.

Фалес (685-547 до н. э.) - основоположник греческой философии. Сочинения его не сохранились. Ему приписывается множество изречений (гном) в том числе известное «познай самого себя». Информация о его взглядах дошла до нас из пересказов некоторых греческих философов: например, Аристотеля. За обширные знания по многим вопросам, а также оправдавшееся предсказание затмения Солнца, Фалеса причислили к семи мудрецам Древней Греции.

Философия Гераклита.

Гераклит (544-480 до н. э.) Родился в городе Эфесе, который, как и Милет, находился на западном побережье Малой Азии. Его основной труд назывался «О природе». Из этой книги сохранилось около 130 небольших фрагментов.

Первоосновой (архе) мира Гераклит считал огонь. Мир произошел естественным путем: он не создан никем из богов, а всегда был, есть и будет. Всё, что есть в мире, возникает в связи с изменениями огня, переходит из одного состояния в другое.

Гераклит - основатель диалектики. Он обосновывает идею о всеобщности движения и развития, то есть считает, что все предметы и явления не могут существовать без движения: " Все движется, и ничто не покоится", " Все течет, все изменяется". Источник движения - это борьба (война) противоположностей. Например таких, прекрасное - безобразное, зло - добро, сухое - влажное, жизнь – смерть. Из сказанного следует, что движение предполагает не только сосуществование противоположностей, но и их борьбу: " Все происходит через борьбу и необходимость»

Таким образом, Гераклит явился основателем диалектики, учения, согласно которому все находится в постоянном движении, развитии, источником которого является борьба противоположных начал, присущих миру. Это общий закон всего существующего.

Гераклит разработал учение об относительности свойств вещей и явлений.

Из своего утверждения о том, что все в мире движется, изменяется, переходит из одной противоположности в другую, Гераклит делает вывод: все свойства вещей и явлений относительны и ни одно свойство природы не является абсолютным, неизменным.

Гераклит разработал учение о познании мира. Он утверждал, что познание начинается с чувств и ощущений. Но они, в силу ограниченности не могут дать полного, окончательного знания о вещах и явлениях. Такое знание дает лишь мышление. Здесь сформулированы некоторые принципы рационализма.

Гераклит рассматривал вопрос о соотношении знания и мудрости. Мудрость не совпадает с многознанием (эрудицией): «Многознание уму не научает». Отсюда - главная задача философии - познание скрытой, тайной сути вещей, не может быть решена простым приумножением или коллекционированием знаний. Проникнуть в суть вещей – задача очень сложная: «природа любит таиться».

Учение Гераклита оказало большое влияние на философию. В Новое время его идеи использовали Гегель, Ницше. Например, Гегель заявлял, что в философии Гераклита нет ни одного положения, которое он не мог бы включить в собственную философию.

Философия Сократа.

Сократ (469 – 399 до н. э.) жил в Афинах, никогда ничего не писал и сведения о его взглядах можно получить из косвенных источников: сочинений одного из его учеников Платона и поэта, публициста, современника Сократа – Ксенофонта.

Анализируя взгляды предшественников, Сократ пришел к выводу, что они высказывали о природе весьма противоположные суждения и поэтому изучать природу бессмысленно, непосильно для людей. Надо изучать не природу, а человеческую жизнь. Отсюда - главную проблему философии Сократ видит в решении вопроса о том, как следует жить? Но чтобы на него ответить, нужно вначале приобрести соответствующие знания. Например, как стать добрым, храбрым, ответственным? Для этого нужно знать, что такое добро, храбрость, ответственность, а чтобы такие знания получить нужно дать определения соответствующих понятий. Определить понятие – значит, выяснить его смысл и содержание. Для решения этой задачи нужно пользоваться методом диалектики.

Диалектика, по мнению Сократа – это искусство задавать вопросы, получать ответы, то есть беседовать. Это дает возможность получения истины путем выявления противоречий в рассуждениях собеседника. Таким образом, диалектика по Сократу – это вопросно-ответный метод, помогающий вскрывать противоречия в суждениях оппонента и получать истину - правильное определение понятия.

Свой диалектический метод Сократ в шутку называл майевтикой. Майевтика слово древнегреческое, обозначающее повивальное искусство, помощь при рождении человека. Так и Сократ в ходе своих бесед помогал рождению истинного знания. Суть бесед, в которых применялась диалектика (майевтика), заключалась в том, чтобы перейти от частных случаев использования понятий к общим определениям этих понятий.

Например, для того, чтобы выяснить, что такое мужество вообще, нужно выяснить сходство и различие мужества в разных конкретных ситуациях – сухопутном и морском сражениях, в гражданских делах, в обыденных поступках. На этой основе Сократ получал общее определение мужества как такового.

Итак, суть диалектики заключается в том, что с помощью специальных вопросов выясняется то общее, которое есть в различающихся явлениях, поступках или ситуациях. Тем самым диалектика помогает выявлять «единое во многом» – нужно только это единое и общее уметь найти. Тогда будет получено определение понятия и, следовательно, - истина, познав которую, люди научатся правильно жить.

Содержание этического учения Сократа. Правильно может жить только нравственный человек. Нравственен, по Сократу, лишь тот, кто 1) знает что хорошо, плохо, полезно человеку, что делает его счастливым, 2) соблюдает добродетели.

Сократ выделял три основные добродетели: умеренность (знание, как обуздывать страсти), храбрость (знание, как преодолевать опасности), справедливость (знание, как соблюдать законы). По Сократу дурные поступки совершаются по невежеству, а хорошие - по знанию, ибо добродетель – это знание, а порочность – это невежество.

Философия Демокрита.

Точные даты рождения и смерти Демокрита неизвестны. Приблизительные годы жизни: 460 – 371 до н.э. Родился и жил Демокрит в городе Абдеры. Много путешествовал, совершил несколько поездок по странам Востока. Большинство сочинений Демокрита утеряны в первые века нашей эры. До нас дошли лишь короткие цитаты (около 300) в основном из его этических трактатов.

Философия Платона.

Платон – настоящее имя Аристокл - (427 – 347 до н.э.) родился либо в Афинах, либо на острове Эгина недалеко от Афин. Ученик Сократа. В Афинах Платон основал в роще греческого героя Академа свою школу, которая в последствие стала называться Академия.

Платон основатель философского учения, которое называется объективный идеализм. По Платону существуют два мира: 1) мир идей или эйдосов - истинное бытие, 2) мир вещей -чувственно воспринимаемые предметы, явления, растения, люди, животные. Кроме того, Платон использует для построения своей системы понятие «материя».

Рассмотрим содержание этих понятий.

Идеи (эйдосы) – от греч. - образ, понятие. Это некие духовные, бестелесные, то есть нематериальные, образования. Они неизменны, существуют вечно, вне пространства и времени. Идеи невозможно обнаружить при помощи органов чувств. Познать идеи можно только разумом.

Идеи - это первоначало мира. Они обладают следующими основными признаками: вечное существование; неизменчивость, неподвижность; невещественность, бестелесность; существование вне пространства и времени.

Мир вещей противостоит миру идей. Это чувственный мир, то есть он, в отличие от мира идей, может восприниматься чувствами человека. Сюда входят предметы, вещи, явления, которые возникают, изменяются, погибают, движутся. Мир вещей вторичен по отношению к миру идей. Вещи – это своего рода слепки, отпечатки идей. Каждому классу материальных вещей соответствует определенная бестелесная идея.

Для того чтобы объяснить, как возникают предметы, вещи чувственного мира и откуда у них берется свойство изменчивости, Платон вводит понятие « материя», истолковываемое как простое условие существования вещей в пространстве. Таким образом, мир вещей есть порождение мира идей и материи как условия существования, как восприемницы мира идей. Каждая конкретная вещь причастна и к миру идей, и к материи: от идеи вещь берет свойство неизменности, от материи - свойство изменчивости, движения.

Учение Платона о познании называется «теория припоминания» или «анамнезис». Ее смысл: мир идей нельзя познать чувствами, но это может сделать душа после смерти человека. Попадая в мир идей, она созерцает их и тем самым приобретает знания об этих идеях. Затем душа вновь поселяется в тело человека и в процессе мышления или, по Платону - интеллектуальной интуиции, происходит процесс припоминания того, что созерцала душа, когда находилась в мире идей. В результате этого человек получает подлинное, истинное знание. Чувства же человека порождают только мнения, то есть нечто среднее между знанием и незнанием.

Большое внимание Платон уделял проблемам общественной жизни. Он создал свое учение об идеальном государстве. Рассказ об этом может стать темой реферата.

Философия Аристотеля.

Аристотель (384 – 322 до н.э.) - ученик Платона. Родился в греческой колонии, расположенной на побережье Эгейского моря во Фракии, в городе Стагире. Сначала учился, затем преподавал в школе Платона - Академии. С 343 года в течение трех лет был воспитателем царевича Александра – сына македонского царя Филиппа, будущего Александра Македонского.

В пятидесятилетнем возрасте Аристотель в предместье Афин создал собственную школу. Она располагалась недалеко от храма Аполлона Ликейского и поэтому получила название Ликей. Читал лекции Аристотель в саду, прогуливаясь. Поэтому его учеников стали называть перипатетиками, то есть прогуливающимися.

ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ.

Новое время охватывает период ХУП – ХУШ веков, когда под влиянием социально-экономических, политических причин, в результате религиозной Реформации и развития естествознания, философия приобретает новое качество по сравнению с периодом средневековья и эпохой Возрождения. Главной проблемой философии Нового времени становится вопрос о МЕТОДЕ ПОЗНАНИЯ всего сущего. В его решении сформировались две противоположные тенденции: эмпиризм (сенсуализм) – Бэкон, Локк и рационализм – Декарт. В этот период возникает и философия Дж. Беркли, получившая название - «субъективный идеализм».

Философия Ф. Бэкона.

Ф. Бэкон (1561 – 1626) – английский философ. Родился в Лондоне в семье одного из высших государственных сановников времени правления королевы Елизаветы 1. Основные произведения Бэкона: «Новый органон», «Великое восстановление наук», «Новая Атлантида».

Философия Р. Декарта.

Р. Декарт (1596 – 1650) – французский математик, физик, родоначальник науки о рефлексах и философ. Его рационалистическое учение включает в себя следующее:

1. Учение о сомнении. Настоящий ученый, считает Декарт, должен подвергать сомнению все прошлое знание. Всякое знание начинается с сомнения. Почему нужно сомневаться?

Во-первых, причина сомнений лежит в противоречивости мнений разных ученых об одних и тех же явлениях. Если один и тот же факт разные ученые объясняют неодинаково, то естественен вопрос: «Какое объяснение считать истинным, а какое ложным? ». Чтобы избежать данной трудности в познании нужно прибегать к сомнению.

Во-вторых, причина сомнения заложена в том, что люди познают мир при помощи органов чувств, а они часто обманывают. Следовательно, чувствам доверять нельзя и ученый, желая получить достоверные знания, должен данные чувственного опыта подвергать сомнению.

2. Учение о роли разума в познании. Исходный принцип Декарта - подвергай все сомнению - порождает вопрос: «Если подвергать сомнению все данные опыта, все области знания, то остается ли у человека какое-нибудь достоверное начало, не подлежащее сомнению? ». Да, отвечает Декарт: сомнению подлежит все, кроме того, что Я сомневаюсь. Это единственная бесспорная истина, как бы математическая аксиома (Декарт вообще хотел навести в философии такой же порядок как в математике). Но сомневаться значит - размышлять, мыслить. Так Декарт приходит к своему знаменитому выводу «Cogito ergo sum» – «Мыслю, следовательно, существую». Это положение и есть, по мнению философа, первая ясная истина. С нее начинается процесс познания. Таким образом, существование человека, по Декарту, связано, прежде всего, с мышлением: человек существует столько времени, сколько он мыслит. Истинным является только то знание, которое доказано путем логических размышлений, ясно, четко, непротиворечиво, например как любая геометрическая теорема. Пользоваться при этом следует методом дедукции, то есть в рассуждении идти от общего утверждения (например, некой аксиомы) к частным выводам. Для человеческого разума нет пределов, ему все подвластно, все тайны природы будут когда-нибудь раскрыты. Таковы основные постулаты рационализма.

Учение о врожденных идеях.

Декарт считает, что разум - единственный источник правильного знания. Это приводит его к выводу о существовании врожденных идей. Рассуждения философа таковы: 1) Некоторые идеи человек приобретает извне. 2) Некоторые идеи порождает сам человек. 3) Некоторые идеи, содержащиеся в разуме, являются врожденными. Примеры некоторых врожденных идей: у ничто не бывает свойств; нельзя одновременно быть и не быть; у всякой вещи есть причина. Врожденной, по Декарту, является также идея Бога.

Философия Дж. Локка.

Дж. Локк (1632 – 1704) – английский философ - сенсуалист. Его главное произведение «Опыт о человеческом разуме» было опубликовано в1690 году.

Философия И. Канта.

И. Кант (1724 – 1804) родился в Кенигсберге, где и провел почти всю жизнь. Могила Канта - в Калининграде. В городском университете есть музей Канта.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-15; Просмотров: 380; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.08 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь