Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Основные идеи сенсуализма Локка.



1. Источником знаний являются чувства человека. Познание начинается с воздействия внешнего мира на органы чувств человека, и у него возникают определенные ощущения и восприятия. От рождения сознание человека есть «ТАБУЛА РАЗА» - дословно: чистая доска, по сути: «чистый лист бумаги». Все, что узнает человек – это приобретенное в результате взаимодействия органов чувств с окружающим миром. Таким образом, все знания, заблуждения человек получает из чувственного опыта. «В разуме нет ничего, чего первоначально не было бы в чувствах», - считает философ.

2. Опыт - источник всех знаний. Он делится на внешний и внутренний.

Внешний опыт: его источник - ощущения, он дает человеку знания о внешнем мире.

Внутренний опыт или рефлексия – это деятельность человеческого ума. Он является источником знаний о духовном мире человека, о Боге, других объектах религиозной веры. Эти явления не могут восприниматься чувственно, то есть на основе внешнего опыта. Рефлексия – (от лат. – отражаю) – процесс осмысления чего-либо при помощи изучения и сравнения. Внутренний опыт может возникнуть только на основе ощущений - внешнего опыта. До и без ощущений невозможна работа ума. В этом и проявляется сенсуализм Локка: разум может действовать только на основе чувств, ощущений.

3. Третий аспект сенсуализма Локка связан с его учением о первичных и вторичных качествах (основоположник этой идеи Демокрит).

Первичные качества - существуют и сохраняются у тел всегда. Это то, что присуще телам объективно, существует реально, есть в вещах на самом деле. Примеры первичных качеств: объем, плотность, форма, протяженность, покой, движение.

Вторичные качества – это то, что человеку кажется принадлежащим вещам, но на самом деле в вещах отсутствует. Нам просто кажется, что эти качества есть. Примеры: вкус, цвет, запах. Эти качества, по Локку, реально в вещах не существуют. Они связаны только с ощущениями. Если, например, человек глух, то для него в мире нет звука.

В охарактеризованных трех положениях состоит суть сенсуализма Дж. Локка.

Субъективный идеализм Дж. Беркли.

Дж. Беркли (1685 – 1753) – английский философ. Учился в одной школе с известным сатириком Джонатаном Свифтом, который впоследствии стал его другом.

Основной труд Беркли – «Трактат о началах человеческого знания» (1710 год).Философ стремился быть понятным даже малообразованным людям, предлагая им рассуждать просто, верить только в то, что видишь, слышишь, ощущаешь и не верить в то, что ощутить невозможно, например в материю. Кроме того Беркли хотел сокрушить «гидру атеизма и материализма», доказать их ложность. Для решения этой задачи мыслитель использовал:

- идеи номинализма, одного из философских учений средних веков. Номинализм утверждал, что реально существуют только единичные вещи. Общие понятия или универсалии реальным существованием не обладают.

- принципы сенсуализма, разработанного Локком: источником знаний человека о мире является чувственный опыт.

Созданная Беркли философия получила название «субъективный идеализм », который утверждает, что вещи существуют не сами по себе, независимо от сознания, а лишь потому, что люди их воспринимают чувствами, ощущениями.

Стараясь выполнить свою главную задачу - сокрушить материализм и атеизм - Беркли предлагает следующее учение о вещах. Что же такое вещь?

  1. Это совокупность ощущений человека, который эту вещь воспринимает. То есть любой предмет – книга, яблоко, дом, стол - существует только потому, что он воспринимается субъектом познания (человеком) чувственно. СУЩЕСТВОВАТЬ – ЗНАЧИТ БЫТЬ ВОСПРИНИМАЕМЫМ – вот одна из главных истин, предлагаемых Беркли.
  2. Отсюда вывод: если существует только то, что мы ощущаем, то ВНЕ СУБЪЕКТА НЕТ ОБЪЕКТА. Получается, что ощущения человека первичны, а вещи вторичны.

3. Если вещи существуют лишь тогда, когда они воспринимаются субъектом познания, человеком, то с исчезновением людей должен исчезнуть и мир вещей. Кроме того: окружающие нас люди, также как и вещи, есть ни что иное, как совокупность наших ощущений. Следовательно, они существуют лишь тогда, когда их воспринимает другой субъект. Но считать, что существует только человек и его сознание, а весь мир и другие люди – лишь комплекс его ощущений, и если исчезнут люди, то исчезнет и весь мир - это абсурд. Однако именно к этому пришел Беркли. Такая точка зрения называется солипсизм. Естественно, что философа это не устраивало. Для выхода из подобного тупика Беркли предлагает следующие два рассуждения:

1) В мире существует не один воспринимающий субъект, людей много. Поэтому вещь, которую перестал воспринимать один субъект, может быть воспринята другими.

2) Если представить, что исчезли бы все субъекты, то вещи при этом все равно не исчезли бы. Они продолжали бы существовать, поскольку есть такой субъект, который никогда исчезнуть не может. Это Бог. Следовательно, не может исчезнуть и весь сотворенный им мир. Этот вывод приближает Беркли к объективному идеализму.

Философия Беркли стала яркой иллюстрацией того, что даже самые лучшие замыслы могут привести к абсурду. Идеи Беркли сыграли значительную роль в дальнейшем развитии философии. На их основе возникли взгляды позитивистов и неопозитивистов.

 

Блок №4. Европейская философия Х1Х-ХХ в.в.

НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ.

Немецкая классическая философия охватывает период примерно в 80 лет: последнюю четверть ХУШ и первую половину Х1Х веков. Основные представители немецкой классической философии: И. Кант, И.Г. Фихте, Ф. Шеллинг, Г. Гегель, Л. Фейербах.

Философия И. Канта.

И. Кант (1724 – 1804) родился в Кенигсберге, где и провел почти всю жизнь. Могила Канта - в Калининграде. В городском университете есть музей Канта.

В философском творчестве Канта выделяют два периода: докритический (1746 – 1770) и критический (1770 – 1797). В первый период Кант – ученый, математик, физик, астроном. Во второй – философ. Критическая философия представлена им в следующих произведениях: Критика чистого разума (1781) – учение о познании; Критика практического разума (1788) – учение об этике; Критика способности суждения (1790) – учение об эстетике. Кант создал оригинальную концепцию агностицизма.

Агностицизм Канта включает в себя следующие элементы.

1. Учение о «вещи в себе» и явлениях. Вне человека объективно существую тела, вещи. Кант назвал их «вещь в себе». Таким образом, мир существует вне и независимо от людей. Это позиция материализма. «Вещь в себе» воздействует на органы чувств и вызывает ощущения. Однако «вещь в себе» недоступна нашему познанию: по ощущениям, которые человек получает от вещей, нельзя ничего узнать об их свойствах. Действительно, боль непохожа на уколовшую человека иголку; круги в водоеме непохожи на брошенный в него камень. Поскольку ощущения непохожи на предмет, постольку вещи, тела не могут быть познаны человеком. Познать человек может только явления, то есть способ появления вещей в наших чувствах. Таким образом, явления – это не свойства реальных предметов, а особый способ чувств человека, на которого воздействуют те или иные вещи. Мы можем знать, каковы наши ощущения, но по ним мы не можем узнать, каковы сами вещи.

П. Агностицизм Канта связан с его учением о знании. Знание о явлениях существует в двух формах: совершенное и несовершенное. Несовершенное знание – это знание апостериорное, то есть опытное, получаемое посредством опыта. Совершенное, истинное знание – это знание априорное, то есть предшествующее опыту (доопытное) и независящее от него. Таким образом, априорное знание не может быть доказано или опровергнуто опытом. Пример априорного знания: «Все, что случается, имеет свою причину». Человек может познавать явления с помощью априорных форм, которые даны людям от рождения. Что же касается «вещи в себе», как сути мира, то она непознаваема. Однако разум человека устроен так, что он всегда стремится к познанию, в том числе и сущности вещей, явлений, мира в целом. Но это невозможно. Тогда разум рождает антиномии.

Антиномия (от греч. - противоречие в законе) – неустранимое противоречие в идеях при попытке их доказательства. Примеры антиномий: мир конечен – мир бесконечен; Бог есть - Бога нет. Рационально доказать правильность того или иного утверждения, по Канту, невозможно. В этом также проявляется агностицизм Канта.

Этика (учение о нравственности) Канта.

1. Поскольку рационально нельзя доказать ни то, что Бог есть, ни то, что его нет, то как же быть человеку? Кант считает, что единственный выход здесь – это вера в Бога. Она является самой главной гарантией нравственности: если Бога нет, то все позволено.

2. Существуют две безусловные реальности, считает философ, - это звездное небо над головой и моральный (нравственный) закон внутри нас. Этот моральный закон Кант назвал «категорический императив», то есть безусловное требование. Он звучит следующим образом: каждый индивид должен поступать так, чтобы правило его личного поведения («максима его воли», по Канту) могло стать правилом поведения для всех.

3. Каждая личность, по Канту, «самоценна», то есть она может рассматриваться только как цель и для других людей, и для общества. Личность никогда не должна выступать в качестве средства для достижения каких-либо единоличных или общественных целей, даже если эти цели весьма благородны, например, социальный прогресс, всеобщее благо.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-15; Просмотров: 819; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.026 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь