Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


МАТЕРИАЛИЗМ И ЕГО ИСТОРИЧЕСКИЕ ФОРМЫ



Представителей материализма объединяет то, как они решают один из важных философских вопросов: «Что первично – материя или сознание? ». Под сознанием в данном случае понимается как человеческий, так и сверхчеловеческий (Абсолютный Разум, Абсолютная идея, Космический Разум, Мировая Воля) разум.

Материализм – направление, признающее основой, первоначалом всех вещей материю, материальное начало, а сознание – вторичным, производным от материи, которая никем не сотворена и существует вечно.

Примеры:

- Фалес (625 – 545 до н. э.) – первый древнегреческий философ утверждал, что первоосновой (архе) является вода, то есть влажное первовещество.

- Ленин В. И. (1870 – 1924) – материя это категория для обозначения объективной реальности, данной человеку в его ощущениях, и существующая независимо от них.

Материализм как философское направление существует столько же, сколько и сама философия, т.е. более 2500 лет. За это время он видоизменялся и представал в различных формах.

Рассмотрим основные формы материализма.

1. Древний материализм. Для характеристики этой формы материализма необходимо раскрыть содержание философских взглядов следующих материалистов:

- Философия милетской школы (Фалес, Анаксимен, Анаксимандр).

- Философия Демокрита.

2. Механистический материализм – возникает в ХУШ веке. Все явления объясняются им с помощью законов классической механики Ньютона. В основе подобной картины мира лежало мировоззрение машинной цивилизации ХУП-ХУШ вв., когда образ простого механизма переносился на описание устройства мира в целом. Не случайно символом этого времени и одновременно моделью мира становится часовой механизм, в котором предопределено поведение любых составляющих его частей. Примеры: животное – машина (автомат, не имеющий души); человек – машина, обладающая душой и умением мыслить; Вселенная – машина как часовой механизм.

В качестве иллюстрации механистического материализма следует дать характеристику идей представителей французского материализма ХУШ века: Д. Дидро (1713-1784), Ж. де Ламетри (1709-1751), П. Гольбаха (1723-1789), К. Гельвеция (1715-1771).

3. Физиологический материализм - третья форма материализма. Его представители (Фогт, Молешотт, Бюхнер) объясняли сознание, процесс мышления на основе физиологических и биологических законов. Сознание считали особым веществом. Например, немецкий ученый и философ Якоби Молешотт (1822 - 1893) утверждал, что содержание всех психических и мыслительных процессов имеет физиологическую природу и зависит, в основном, от химического состава продуктов питания. Мозг испускает мысль также, как печень - желчь.

4. Диалектический материализм – название философии марксизма. В качестве иллюстрации этой формы материализма необходим рассказ о марксистской философии (Маркс, Энгельс, Ленин).

ИДЕАЛИЗМ И ЕГО ВИДЫ.

Представители идеализма предлагают иной, чем материалисты, вариант решения вопроса о том, что первично – материя или сознание?

Идеализм – философское направление, признающее первоосновой мира нечто идеальное, духовное. Это могут быть: Бог, Дух, Мировая Воля, Абсолютная идея, человеческое мышление или ощущения. Материальное, телесное понимаются здесь как продукт или способ проявления идеального.

Идеализм как философское направление возник около 2, 5 тысяч лет назад (Пифагор, Платон). Но сам термин «идеализм» появился в начале ХУШ века. В 1702 году немецкий ученый и философ Лейбниц писал об Эпикуре, как о самом крупном материалисте и о Платоне, как о самом крупном идеалисте.

Идеализм существует в двух формах: объективный идеализм; субъективный идеализм.

Объективный идеализм - философское направление, признающее первоосновой мира сверхчеловеческое духовное начало. С точки зрения объективного идеализма мир (материя), человек и его сознание рассматриваются как проявление или порождение какого-то высшего, сверхчеловеческого духовного (идеального) мирового начала.

Содержание объективного идеализма необходимо раскрывать на примере взглядов Платона, как основателя объективного идеализма; философских идей Г. Гегеля.

Субъективный идеализм – точка зрения, считающая, что вещи существуют не сами по себе, независимо от человеческого сознания, а лишь потому, что их воспринимают чувствами, ощущениями. Это учение, признающее первоосновой мира человеческое сознание, ощущения человека.

Содержание субъективного идеализма необходимо раскрывать на примере философии Дж. Беркли (1684 – 1753) – основателя субъективного идеализма.

АГНОСТИЦИЗМ.

Данное понятие связано с вопросом о познаваемости мира, то есть можно или нельзя получить истинные, правильные знания об окружающих нас вещах и явлениях? Здесь возможны разные варианты ответов.

Первый вариант ответа: нет, мир не познаваем, или познаваем, но не полностью, ограниченно. Такая позиция в философии и называется агностицизм (от греч. – неизвестный) – признание невозможности адекватного познания истины и мира. Термин агностицизм был введен в научный оборот английским ученым Т. Гексли в 1869 году.

О сущности агностицизма нужно рассказывать на основе характеристики взглядов немецкого философа И. Канта (1724 – 1804).

Второй вариант ответа: да, мир познаваем. О том, каким образом осуществляется процесс познания, дается ответ эмпиризмом, сенсуализмом, рационализмом, иррационализмом. Об этом идет речь и в блоке №5 – гносеология.

ЭМПИРИЗМ И СЕНСУАЛИЗМ.

Эмпиризм (от греческого – опыт) – направление в теории познания (гносеологии), которое признает, что источником знания является чувственный опыт (эмпирия). Эмпирический означает - основанный на опыте. Противоположностью эмпиризма является рационализм.

В качестве целостной концепции эмпиризм сформировался в Новое время.

Эмпиризм исходит из того, что и познание, и наука, и жизненная практика должны основываться на опыте. Вопрос об эмпиризме можно раскрыть на основе характеристики взглядов Ф.Бэкона (1561 – 1626) - основателя этого направления. Форму эмпиризма, относящуюся только к процессу познания, часто называют сенсуализмом.

Сенсуализм (от латинского – чувство, ощущение) – это философское направление, признающее чувственные формы познания, например, ощущения, восприятия, главными источниками правильного знания. Представителем сенсуализма является Дж. Локк. (1632-1704). Вопрос о сенсуализме нужно раскрыть на основе характеристики взглядов этого английского философа.

Эмпиризм и сенсуализм в философии существуют в двух формах:

1) материалистической – здесь утверждается, что в процессе познания чувственный опыт отражает объективно существующие вещи, предметы (Локк, Бэкон).

2) субъективно-идеалистической – здесь утверждается, что сам чувственный опыт субъекта, его ощущения и являются единственной реальностью, то есть мир – это комбинация ощущений познающего субъекта. Так считал Дж. Беркли (1685 – 1753) – родоначальник направления.

Недостаток эмпиризма и сенсуализма - в стремлении вывести законы природы, общества из опыта, из данных органов чувств. Однако опыт человека ограничен – он не может охватить все явления. Например, закон всемирного тяготения должен быть верен для всех тел. Но кто подвергал проверке все тела во Вселенной? На самом деле процесс познания есть единство чувственного и рационального познания. Чувственный опыт – одна из форм познания (не единственная) и ее роль не следует преувеличивать.

РАЦИОНАЛИЗМ.

Рационализм ( от лат. разумный) – направление, признающее разум основой и самым надежным инструментом правильного знания и поведения людей. Чувственное познание, с этой точки зрения, ведет к неправильному, недостоверному знанию. Например, древнегреческий философ Зенон предлагал поразмыслить над следующей ситуацией: если человек бросит на землю одно зерно, то не услышит звука от его падения, если же он бросит мешок зерна, то услышит звук. Следовательно, слух (орган чувств) дает нам в этих двух ситуациях разную информацию. А что утверждает разум? Он «говорит»: либо и одно зерно издает шум, либо мешок зерна не производит его. Иначе получилось бы, что сумма нулей (одно зерно) равна некоторой положительной величине. Это и означает, что в наших суждениях следует основываться не на чувствах, а на разуме.

Как целостная система рационализм стал складываться в Новое время на основе развития естествознания и математики. Характеристику сущности рационализма следует дать на основе рассмотрения взглядов Р. Декарта.

Общие выводы по рационализму.

- Познание должно опираться на разум человека. Рационалисты стремятся решить научные и жизненные проблемы, опираясь на логику и мышление, а не на страсти, эмоции, чувства и инстинкт.

- Рационалисты считают, что человеческое мышление не имеет преград. Это означает, что в науке есть только еще нерешенные проблемы, но нет проблем, которые бы человеческий разум в принципе не мог бы решить, опираясь на методы науки.

- Рационалист, как правило, признает, что всякий человек, как разумное существо, способен и должен высказывать свои идеи и критиковать идеи других, то есть он имеет право высказываться и быть выслушанным.

ИРРАЦИОНАЛИЗМ

Иррационализм – направление в философии, которое, как и рационализм, призывает не доверять чувствам, но также ограничивает или отрицает возможности разума как инструмента истинного знания. Иррационализм исходит из того, что есть явления, лежащие за пределами разума и поэтому они недоступны познанию с помощью логического мышления.

Иррационализм возникает во второй половине ХУШ века и существует до настоящего времени. Иррационализм противоположен и рационализму, и сенсуализму, эмпиризму.

Источниками познания, инструментами получения истинного знания в различных учениях иррационализма признаются: мистическое озарение, интуиция, транс, воля.

Яркий представитель иррационализма - немецкий философ А. Шопенгауэр (1788-1860)

 

ДИАЛЕКТИКА И МЕТАФИЗИКА.

Понятие «диалектика» изменялось в ходе истории и имеет несколько вариантов.

Первый вариант понимания понятия диалектики. Термин появился в Древней Греции и обозначал искусство вести беседу, спорить в целях получения истины. Раскрыть содержание диалектики в этом (первом) смысле нужно на примере диалектического метода Сократа (469 – 399 до н. э.), который он в шутку называл «майевтика».

Второй вариант понимания диалектики в истории философии. Диалектика – учение о развитии и всеобщей связи всех явлений природы, общества и мышления.

Такая позиция по отношению к диалектике представлена, например, во взглядах Гераклита, Гегеля, в философии марксизма, рассмотрев которые можно более подробно раскрыть содержание диалектики во втором варианте.

Третий вариант понимания диалектики. Диалектика – это метод познания, который требует изучать явления в их изменчивости, взаимосвязи, противоречивости и включает в себя определенные принципы, правила, с помощью которых можно адекватно исследовать все сущее. Например, применение принципа противоречивости означает следующее: для того чтобы избежать одностороннего, упрощенного понимания мира, нужно в процессе анализа выделять не только сходные и различные стороны предметов, явлений, но и противоположные, а именно такие, которые противоречат друг другу, то есть взаимоисключаются, но, одновременно, и взаимопредполагаются. Например, плюс – минус, притяжение - отталкивание, добро – зло, жизнь – смерть; левое - правое. Применение другого принципа - принципа развития – это гарантия от догматизма. В данном случае от исследователя требуется учитывать, что в жизни все меняется, ничто не стоит на месте, и то, что еще вчера было истинным, сегодня может «не работать», оказаться даже ложным.

Диалектика как метод познания является синонимом термина «диалектическое мышление», то есть особая методология познания, основанная на вышеизложенных принципах.

Метафизика.

Рассмотрим основные варианты понимания термина метафизика.

Первый вариант - (от греч. – то, что существует после физики) – метафизикой, начиная с 1-го века н.э. стали называть сочинения Аристотеля, в которых рассматривались проблемы, относящиеся к «первой» (по его классификации) философии, то есть такой, которая изуча

ет нечто отдельное и неподвижное. Это, например, философские рассуждения о Боге, Первопричине мира.

Впервые объединил различные работы Аристотеля по «первой философии» Андроник Родосский (систематизатор произведений Аристотеля). По дошедшей до нас редакции это 14 книг. Их и стали называться метафизикой.

Второй вариант - с поздней античности и в эпоху средневековья метафизикой стали называть философскую науку в целом; метафизика стала синонимом философии, а именно схоластической философии, то есть умозрительного, не основанного на опыте и эксперименте изучения различных проблем. Метафизика в этом смысле включает в себя следующие разделы: онтологию (учение о сущем, бытии), космологию (учение о мире), философскую антропологию (учение о человеке), теологию (учение о сущности Бога).

Третий вариант - начиная с Гегеля и, особенно в философии марксизма, метафизика стала пониматься как учение о мире и методе познания противоположное диалектике. Метафизика призывает изучать явления как отдельные, независимые друг от друга и статичные, по крайней мере, изменяющиеся лишь количественно, а не качественно и без противоречий, как утверждает диалектика. Метафизика тяготеет к созданию статичной, умозрительной, то есть оторванной от практики, эксперимента, опыта, картины мира.

В Х1Х веке начинается кризис метафизики. В связи с этим возникают различные антиметафизические философские течения, например, марксистская философия, позитивизм, экзистенциализм. В современный период позиции метафизики отстаивают представители неотомизма - официальной философии Ватикана.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-15; Просмотров: 1369; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.025 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь