Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


От древнегреческой до немецкой классической философии



Ф И Л О С О Ф И Я

 

Программа семинара

 

Новосибирск 2013

 

 

Сергеев С.К. Философия: Программа семинара. – Новосибирск, НГАХА. – 2013. – 26 с.

 

ã Новосибирская государственная

архитектурно-художественная академия, 2013

ã Сергеев С.К., 2013

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Содержание семинара
Учебная литература
Письменные вопросы, задания, тесты
Программа самостоятельной работы студента
Примерные вопросы к экзамену
   
   
   

 

СОДЕРЖАНИЕ СЕМИНАРА

 

В центре внимания – европейская философская традиция, первую смысловую ось которой образует проблема бытия, организуя философскую проблематику, формируя тот способ мышления, который называют «философским». Философия задает вопрос: «Что есть бытие как истинная (а не иллюзорная) реальность? » Специфика западноевропейской традиции, начиная с древнегреческой философии, – универсальный подход к действительности, сущностный анализ предмета.

Чувство и разум, память и фантазия – проявления сознания. Только в европейской философской традиции проблема познавательной деятельности образует главную (и вторую) смысловую ось, и, предполагая мышление о мышлении, порождает философскую рефлексию. Философия задает вопросы: «Возможно ли истинное знание? », «Как образуется наше знание? », «Каковы пределы знания? »

В европейской философии шло смещение от рассмотрения принципов бытия к рассмотрению познавательных возможностей человека, хотя в целом онтологический и гносеологический аспекты образуют единое «поле» мышления.

 

 

Западноевропейская философская традиция:

Актуальные проблемы современной философии

( второй семестр )

 

Тема 8. Проблема истины (тексты)

 

«Истина и ложь суть атрибуты речи, а не вещей. Там, где нет речи, нет ни истины, ни лжи»

( Т.Гоббс )

 

1. Дескриптивное и нормативное высказывание.

2. «Истина факта»: понятие «научный факт» и эмпирический критерий истины.

 

Л и т е р а т у р а

Верификация. Фальсификация // Современная западная философия: Словарь. – М., 1998. – С. 72, 421 – 422.

Гуревич, П.С. Философия: Учебник для бакалавров. – М.: Изд-во Юрайт, 2012. – С. 441 – 443 (Проблема истины в философии и науке).

Кузнецов В.Г., Кузнецова И.Д., Миронов В.В., Момджян К.Х. Философия: Учебник. – М., 1999. – С. 256 – 262 (Учение об истине).

Поппер К. Факты, нормы и истина: дальнейшая критика релятивизма // Мир философии: Книга для чтения. – М., 1991. – Т. 1. – С. 657 – 658 (Истина как соответствие фактам).

Сергеев С.К. Западноевропейская философия: Философско-исторические основы конструктивного мышления. – Новосибирск, 2006. – С. 102 – 104 (Научный факт), 267 (Логический атомизм), 256 – 257 (Различие между фактами и нормами).

Философия: Учебник / Под ред. А.Ф.Зотова, В.В.Миронова, А.В.Розина. – М., 2004. – С. 489 – 492 (Критерии истины).

 

 

Тема 9 Проблема истины: диалектика абсолютной и относительной истины (семинар-конференция)

 

«Истина есть процесс»

( Г.В.Ф.Гегель )

 

1. Корреспондентская, прагматическая, конвенциональная концепции истины (доклады).

2. Процессуальность истины. Диалектика абсолютной и относительной истины.

 

Л и т е р а т у р а

Кузнецов В.Г., Кузнецова И.Д., Миронов В.В., Момджян К.Х. Философия: Учебник. – М., 1999. – С. 256 – 262 (Учение об истине).

Сергеев С.К. Западноевропейская философия: Философско-исторические основы конструктивного мышления. – Новосибирск, 2006. – С. 258 – 260 (Прагматическая концепция истины), 175 – 179 (Истина как процесс).

Философия: Учебник / Под ред. А.Ф.Зотова, В.В.Миронова, А.В.Розина. – М., 2004. – С. 471 – 474, 477 – 478 (Классическая, прагматическая, конвенциональная концепции истины).

 

Тема 10 Проблема конструирования знания: принцип системности (тексты)

 

«Целостность объекта как системы означает принципиальную несводимость его свойств к сумме свойств составляющих его элементов и не выводимость из последних свойств целого»

( В.Н.Садовский )

 

 

1. Система, структура, элемент.

2. Целостность и системное целое. Диалектика целого и части. Закон композиции.

3. Тест.

 

Л и т е р а т у р а

Сергеев С.К. Западноевропейская философия: Философско-исторические основы конструктивного мышления. – Новосибирск, 2006. – С. 304 – 309 (Системность и понятие «система»), 228 (Целое и часть).

Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: Учебник – М., 2005. – С. 462 – 464 (Система, структура, элемент), 468 – 471 (Антиномия целостности).

 

Тема 11. Проблема смысла жизни (семинар-конференция)

 

«На вопрос «Ради чего лучше родиться, чем не родиться? » Анаксагор ответил: «Чтобы созерцать небо и устройство всего космоса! »

 

1. Жизненная стратегия: иметь ли быть? (Э.Фромм).

2. Французский экзистенциализм: жизнь и смерть (А.Камю)

3. Русская религиозная философия о смысле жизни.

 

Л и т е р а т у р а

Соловьев В.С. Нравственный смысл жизни в его предварительном понятии // Соловьев В.С. Соч. В 2 тт. Т.1. – М., 1990. – С. 83 – 97.

Франк С.Л. Смысл жизни // Франк С.Л. Духовные основы общества. –М., 1992. – С. 147 – 205.

Камю А. Миф о Сизифе. Эссе об абсурде // Бунтующий человек. Философия. Политика. Искусство / Пер. с фр. – М., 1990. – С. 24 – 92.

Фромм Э. Иметь или быть? / Пер. с англ. – М., 1986. – С. 32 – 39 (Критика радикального гедонизма); 44 – 48 (Различие между обладанием и бытием).

 

Тема 12. Проблема свободы (тексты)

 

«Во всех своих поступках человек подчиняется необходимости… его свобода воли есть химера»

( П.Гольбах )

 

1. Категории диалектики «действительность и возможность», «необходимость и случайность», «причина и следствие».

2. Детерминизм и индетерминизм. Проблема свободы.

3. Негативная «свобода от» и позитивная «свобода для» (Г.В.Ф.Гегель).

 

Л и т е р а т у р а

Алексеев, П.В., Панин, А.В. Философия: Учебник – М., 2005. – С. 479 – 483 (Детерминизм и индетерминизм), 516 – 522 (Свобода и необходимость).

Гуревич, П.С. Философия: Учебник для бакалавров. – М.: Изд-во Юрайт, 2012. – С. 300 – 307 (Понятие свободы и его эволюция).

Сергеев, С.К. Западноевропейская философия: Философско-исторические основы конструктивного мышления. – Новосибирск, 2006. – С. 226 – 229 (Категории диалектики).

 

Тема 13. Философские проблемы в области профессиональной деятельности (обсуждение эссе, тест или контрольное задание «Философия общества и философия культуры»)

 

Тема 14. Философские проблемы в области профессиональной деятельности (обсуждение эссе)

 

УЧЕБНАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

Гриненко, Г.В. История философии: Учеб. для бакалавров / Г.В. Гриненко. – 3-е изд. – М.: Изд-во Юрайт, 2012. – 687 с.

Сергеев, С.К. Западноевропейская философия: Философско-исторические основы конструктивного мышления / С.К. Сергеев. – Новосибирск, 2006. – 320 с.

 

Дополнительно

Алексеев, П.В., Панин, А.В. Философия: Учебник / В.П. Алексеев, А.В. Панин. – М.: Изд-во Проспект, 2005. – 608 с.

Бажутина Т.О. Философия для специалиста: Пропедевтика философии и философские основания социальной работы: Учеб. пособие / Т.О. Бажутина. – Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2005. – 297 с.

Виндельбанд, В. История новой философии в ее связи с общей культурой и отдельными науками: В 2 т. – М.: ТЕРРА; КАНОН-пресс-Ц, 2000.

Гуревич, П.С. Философская антропология. Учебное пособие для вузов / П.С. Гуревич. – М.: NOTA BENE, 2001. – 456 с.

Джеймс, У. Введение в философию; Рассел Б. Проблемы философии. Пер. с англ. – М.: Республика, 2000. – 315 с.

Кузнецов, В.Г., Кузнецова, И.Д., Миронов, В.В., Момджян, К.Х. Философия: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 1999. – 519 с.

Поупкин, Р., Стролл, А. Философия. Вводный курс: Учебник / Под общ. ред. И.Н.Сиренко. – М.: Серебряные нити, 1998. – 512 с.

Момджян, К.Х. Введение в социальную философию: Учеб. пособие. – М.: Высш. шк., 1997. – 448 с.

Рассел, Б. История западной философии. В 3 кн. / Подгот. текста В.В.Целищева. – Новосибирск: Изд-во Новосиб. ун-та, 2001. – 992 с.

Скирбекк, Г., Гилье, Н. История философии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Пер. с англ. – М.: ВЛАДОС, 2000. – 800 с.

Философия: Учебник / Под ред. А.Ф.Зотова, В.В.Миронова, А.В.Розина. – М.: Академический проект, 2004. – 688 с.

Философия: Учебник / Отв. ред. В.Д.Губин и др. – М.: ТОН – Остожье, 2001. – 704 с.

 

ПИСЬМЕННЫЕ РАБОТЫ, ЗАДАНИЯ, ТЕСТЫ

 

Примерная тематика рефератов, курсовых работ

 

Курсовое задание в 6 семестре – эссе. Эссе не является рефератом и не должно носить описательный характер. В эссе должна быть поставлена проблема (в логической форме дихотомии), а также аргументировано изложена собственная точка зрения на решение (подход к решению) этой проблемы, критической оценке имеющихся подходов и т.п. Написание эссе должно способствовать раскрытию творческих и аналитических способностей, продемонстрировать умение формулировать философские проблемы и находить пути их решения.

Темы эссе

1. Методологическая функция философии в архитектуре.

2. Онтология архитектурных объектов.

3. Пространство в архитектуре.

4. Время в архитектуре.

5. Архитектурная форма.

6. Научное творчество в архитектуре.

7. Проектное творчество в архитектуре.

8. Свобода творчества в архитектуре.

9. Свобода творчества и ответственность архитектора.

10. Специфика архитектурного творчества.

11. Онтологический статус архитектуры.

12. Соотношение эстетического и функционального в архитектуре.

13. Соотношение конструкции и формы в архитектуре.

14. Архитектурный метод.

15. Метод архитектурного проектирования.

16. Традиция и новация в архитектуре.

17. Архитектурное творчество и компьютерное проектирование.

18. Архитектурная методология.

19. Научный статус архитектурной теории.

20. Методологические основания архитектуры постмодерна.

 

 

Тестовые вопросы и индивидуальные практические задания

 

Тестовые вопросы и практические задания по курсу «Философия» выполняются письменно.

Оформление выполненного задания включает стандартный титульный лист, изложение ответов на тестовые вопросы и практические задания, нумеруемые в соответствии с приведенными ниже номерами. Содержание вопроса и задания не переписывается (указывается лишь номер). Оглавление, введение и заключение не требуются. Текст оформляется на компьютере или пишется разборчивым подчерком «от руки».

Данное индивидуальное задание предполагает самостоятельную работу студента. Какие-либо консультации по решению тестов и практических заданий не предусмотрены. Если студент затрудняется выполнить какое-либо задание, в письменной работе указывается соответствующий номер и излагается суть затруднения (причина невыполнения).

 

ЗАДАНИЕ 1.

 

1. Укажите все вопросы, которые, по Вашему мнению, являются философскими? (Перечислить вопросы и пояснить свой выбор)

1. Что такое истина?

2. Что такое архитектура?

3. Что такое жизнь?

4. В чем смысл жизни человека?

5. Как устроен мир?

6. Возможно ли познание мира?

7. Какова природа человека?

8. Что такое свобода?

9. Есть ли жизнь на других планетах?

10. Каковы свойства вещества?

 

2. Что такое миф? Миф – это...(сделать подстановку из перечисленных вариантов; с новой строки обосновать выбранное определение)

1) мироощущение;

2) специфическое образное синкретическое мировоззрение;

3) мировоззрение, в основе которого лежит вера в сверхъестественное;

4) предание.

 

3. Какое определение философии Вы считаете наиболее приемлемым? Философия – это... (сделать подстановку из перечисленных вариантов; с новой строки обосновать выбранное определение)

1) форма общественного сознания, с помощью которой постигается мир и человек, их взаимоотношение;

2) теоретическое мировоззрение, система взглядов на мир и место человека в нем;

3) наука о наиболее общих законах природы, общества и мышления;

4) любовь к мудрости.

 

4. В данном перечне укажите формы абстрактного мышления (Перечислить и пояснить свой выбор)

1. Ощущение.

2. Отображение.

3. Восприятие.

4. Представление.

5. Раздражимость.

6. Творческий образ.

7. Репродуктивный образ.

8. Понятие.

9. Суждение.

10. Умозаключение.

11. Рефлекс.

12. Интуиция.

13. Ассоциация.

14. Аналогия.

 

5. В данном перечне укажите формы мышления (Перечислить и пояснить свой выбор)

1. Ощущение.

2. Отображение.

3. Восприятие.

4. Представление.

5. Раздражимость.

6. Творческий образ.

7. Репродуктивный образ.

8. Понятие.

9. Суждение.

10. Умозаключение.

11. Рефлекс.

12. Интуиция.

13. Ассоциация.

14. Аналогия.

 

6. Какие из перечисленных характеристик можно отнести к западноевропейской философской традиции? (Перечислить и пояснить свой выбор)

1. «Миро»-отрицающее мировоззрение.

2. «Миро»-утверждающее мировоззрение.

3. Мифологизм.

4. Традиционализм.

5. Прагматизм.

6. Космоцентризм.

7. Рационализм.

8. Антропоцентризм.

9. Скептицизм.

10. Агностицизм.

11. Онтологический характер.

12. Религиозно-этический характер.

 

7. Какие из перечисленных характеристик можно отнести к древнегреческой философии? (Перечислить и пояснить свой выбор)

1. «Миро»-отрицающее мировоззрение.

2. «Миро»-утверждающее мировоззрение.

3. Мифологизм.

4. Традиционализм.

5. Прагматизм.

6. Космоцентризм.

7. Рационализм.

8. Антропоцентризм.

9. Скептицизм.

10. Агностицизм.

11. Онтологический характер.

12. Религиозно-этический характер.

 

8. Существует утверждение: «Теоретическое познание состоит в воспроизведении целостного предмета». Способом такого воспроизведения является восхождение от абстрактного к конкретному. Кратко изложите способ восхождения от абстрактного к конкретному.

Дайте ответы на следующие вопросы:

ЗАДАНИЕ 2.

 

1. Какое определение понятия «Бытие» Вы считаете наиболее правильным? Бытие – это...

1) вселенная;

2) материя;

3) природа;

4) вся совокупность объективной и субъективной реальности;

5) то, что есть, в отличие от того, чего нет.

6) то, что существует реально;

7) окружающая нас действительность.

 

2. Укажите, какое из данных определений соответствует материализму?

1. Материя – это все то, что не является сознанием.

2. Материя – это абстрактное понятие.

3. Материя – это постоянная возможность ощущений.

4. Материя – это объективная реальность.

5. Материя – это объективная реальность, существующая вне и независимо от сознания и отображаемая им.

6. Материя – это первооснова, соединение которой с формой порождает «мир вещей».

7. Материя – это протяженная субстанция.

 

3. Какое определение понятия «движение» Вы считаете наиболее правильным?

1. Движение – это всякое перемещение вообще.

2. Движение – это отсутствие покоя.

3. Движение – это атрибут материи.

4. Движение – это способ существования материи.

5. Движение – это всякое изменение вообще.

 

4. Сравните два следующих определения «пространство»:

а) пространство есть бытие первично-протяженное, или математическое тело, т.е. такое, которое не содержит в себе ничего, кроме трех измерений, и есть всеобщее место всех вещей (Г.Лейбниц);

б) пространство – это всеобщая, объективная форма существования материи, которая выражает порядок расположения одновременно существующих объектов.

Дайте ответы на следующие вопросы:

1) Укажите, в чем принципиальное различие подходов к пониманию пространства, заложенных в данные определения?

2) Что такое, с Вашей точки зрения, «архитектурное пространство»?

 

5. В какой древнегреческой философской школе была сформулирована дихотомия знания и мнения?

Дайте ответы на следующие вопросы:

1) Чем, согласно Пармениду, отличается «путь мнения» и «путь знания»?

2) Какое отношение к рационализму имеет дихотомия знания и мнения?

3) Что такое «знание» согласно Платону?

4) Исходит ли Сократ из дихотомии знания и мнения, используя метод диалога для достижения истинного знания?

 

6. В древнегреческой философии было сделано утверждение, что «о каждой вещи могут быть высказаны два прямо противоположных мнения». Это, вообще говоря, правильное утверждение, поставило под сомнение возможность существования истины и познания истины человеком.

ЗАДАНИЕ 3.

 

1. Сформулируйте принцип сенсуализма (эмпиризма).

Дайте ответы на следующие вопросы:

1) Какая идея лежит в основании эмпиризма?

2) Какую философскую позицию занимает автор высказывания: «В разуме нет ничего, чего не было бы в чувствах, кроме самого разума»?

3) Что такое «первичные» и «вторичные» качества в определении Дж.Локка?

4) Каким образом сенсуалистическая позиция ведет к субъективному идеализму?

 

2. Сформулируйте принцип рационализма.

Дайте ответы на следующие вопросы:

1) Какое отношение к рационализму имеет противопоставление Парменидом знания и мнения?

2) Какое отношение к рационализму имеет призыв Сократа «исследовать вопрос»?

3) Какая идея лежит в основе рационализма Декарта?

4) В чем проявляется дуализм Декарта в понимании человека?

 

3. Дайте краткое описание «идолов разума», на которые указал Ф.Бэкон.

Приведите примеры ошибок и заблуждений в архитектурной деятельности (архитектурном творчестве), обусловленных «идолами разума».

ЗАДАНИЕ 4.

 

1. Сформулируйте кратко основные тезисы гносеологии И.Канта. Для этого используйте следующий фрагмент: «Всякое наше знание начинается с чувств, переходит затем к рассудку и заканчивается в разуме, выше которого нет в нас ничего для обработки материала созерцаний и для подведения его под высшее единство мышления».

Дайте ответы на следующие вопросы:

1) Что И.Кант понимает под «деятельностью рассудка»?

2) Что И.Кант понимает под «деятельностью разума»?

3) Что И.Кант понимает под «способностью суждения»?

 

2. Укажите, что И.Кант называл «способностью суждения».

Дайте ответы на следующие вопросы:

1) Что такое «определяющая способность суждения»?

2) Что такое «рефлектирующая способность суждения»?

3) Какая разновидность суждения лежит в основе архитектурного проектирования?

4) Необходимо ли профессиональному архитектору иметь рефлектирующую способность суждения?

 

3. Изложите три формы логического по Г.В.Ф.Гегелю.

1) Что такое «рассудочная» ступень логического (мышление на уровне рассудка)? Для чего необходима формальная логика (Логика Аристотеля)?

2) Что такое «отрицательно-разумная» ступень логического? Каков основной порок негативной диалектики (софистики)?

3) Что такое «положительно-разумная» ступень логического? Для чего необходима диалектическая логика (диалектика Гегеля)?

 

4. «Понимание никогда не представляет собой завершенного, статического состояния ума. Оно всегда имеет характер процесса проникновения. Понимание «вещи» заключается в указании на составляющие ее части, а также на способ переплетения этих частей, в результате чего мы имеем представление о целостной «вещи» (А.Уайтхед).

ПРОГРАММА САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТА

№ п/п     Вид самостоятельной работы     Семестр Неделя семестра Количество часов
  Раздел 1. Западноевропейская философская традиция: онтология и гносеология 1-16  
1.1. Подготовка к семинару «Мировоззрение и его типы» (работа со словарем, выступления, письменный конспект к вопросу № 3) 1-2  
1.2. Подготовка к семинару «Язык философии» (работа с текстами, выступления, письменный конспект статей М.А. Антоновича и Г.В.Ф. Гегеля) 3-4  
1.3. Подготовка к семинару «Древнегреческая философия: от мифа к философии»(тексты, выступления, контрольное задание по программе 1-6 недели обучения) 5-6  
1.4. Подготовка к семинару «Древнегреческая философия: принципы онтологии и гносеологии» (тексты, выступления) 7-8  
1.5. Подготовка к семинару «Западноевропейская средневековая философия» (подготовка доклада (вопрос № 1), подготовка к участию в ролевом диспуте (вопросы № 2, 3), тексты) 9-10  
1.6.Подготовка к семинару «Западноевропейская философия Нового времени» (тексты, контрольное задание по 1-12 неделям обучения) 11-12  
1.7. Подготовка к семинару «Немецкая классическая философия: И.Кант» (работа с текстами, выступления) 13-14  
1.8. Подготовка к семинару «Немецкая классическая философия: Г.В.Ф. Гегель» (письменный текст «Диалектика Гегеля, выступления, подготовка к коллоквиуму «Основные философские категории, принципы, методы и проблемы) 15-16  
  Раздел 2. Научное познание, общество и человек: философские проблемы 1-  
2.1. Подготовка к семинару «Проблема истины: различие между фактами и нормами» (тексты, выступления) 1-2  
2.2. Подготовка к семинару-конференции «Проблема истины: диалектика абсолютной и относительной истины» (подготовка доклада, подготовка выступления оппонента (вопрос № 1), тексты (вопрос № 2)) 3-4  
2.3. Подготовка к семинару «Проблема конструирования знания: принцип системности» (тексты, подготовка выступлений, подготовка к тестированию по теме «Философия науки») 5-6  
2.4. Подготовка к семинару-конференции «Проблема смысла жизни» (подготовка доклада и участия в обсуждении доклада, рекомендованные фрагменты текстов) 7-8  
2.5. Подготовка к семинару «Проблема свободы» (тексты, подготовка выступлений) 9-10  
2.6. Подготовка к обсуждению темы «Философские проблемы в области профессиональной деятельности» (эссе, сообщение, контрольное задание или тест «Философия общества и философия культуры») 11-12  
2.7. Подготовка к обсуждению темы «Философские проблемы в области профессиональной деятельности» (эссе, сообщение) 13-14  
Итого: 5-6  

 

ПРИМЕРНЫЕ ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ

Список вопросов состоит из трех разделов. В экзаменационный билет включены два вопроса. Первый вопрос – из 1 или 2 раздела. Второй вопрос – из 3 раздела. Количество экзаменационных билетов – 25.

Экзамен проходит в устной форме. Время подготовки к ответу – 1 академический час (45 мин). Обратите внимание, что дополнительные вопросы могут быть заданы как по билету, так и в целом по программе курса (по вопросам, которые изложены в лекционном курсе и семинаре).

При подготовке ответа по билету следует учесть, что первый вопрос билета – «описательный». При ответе на такой вопрос должны быть четко даны основные определения и пояснены подвопросы. Первый вопрос дает возможность показать также личную эрудицию (детальное описание, различные факты, примеры и т.п.). Задача студента – продемонстрировать умение строить рассказ (вести беседу) по философской тематике. Второй вопрос – «философско-теоретический». Здесь следует четко и безошибочно сформулировать проблему, определить принцип или понятие. Детали и примеры, в отличие от первого вопроса, здесь, скорее, являются излишними. Задача студента– показать знание философских проблем и принципов.

Философское знание

1. Предмет философии. Философия как теоретическое мировоззрение. Функции философии (мировоззренческая, методологическая).

2. Понятие «мировоззрение». «Картина мира» в структуре мировоззрения. Формы мировоззрения (миф, религия, наука, философия).

3. Структура философского знания. Онтология, гносеология, аксиология.

4. Основной вопрос философии (Ф.Энгельс) как основание классификации философского знания.

5. Онтология. Бытие материального и бытие идеального. Субъект и объект.

6. Гносеология. Знание и мнение. Абстрактное и конкретное. Признаки знания (предметность, методичность).

7. Аксиология. Ценностное отношение человека к миру. «Добро», «красота», «справедливость» как аксиологические категории.

Ф И Л О С О Ф И Я

 

Программа семинара

 

Новосибирск 2013

 

 

Сергеев С.К. Философия: Программа семинара. – Новосибирск, НГАХА. – 2013. – 26 с.

 

ã Новосибирская государственная

архитектурно-художественная академия, 2013

ã Сергеев С.К., 2013

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Содержание семинара
Учебная литература
Письменные вопросы, задания, тесты
Программа самостоятельной работы студента
Примерные вопросы к экзамену
   
   
   

 

СОДЕРЖАНИЕ СЕМИНАРА

 

В центре внимания – европейская философская традиция, первую смысловую ось которой образует проблема бытия, организуя философскую проблематику, формируя тот способ мышления, который называют «философским». Философия задает вопрос: «Что есть бытие как истинная (а не иллюзорная) реальность? » Специфика западноевропейской традиции, начиная с древнегреческой философии, – универсальный подход к действительности, сущностный анализ предмета.

Чувство и разум, память и фантазия – проявления сознания. Только в европейской философской традиции проблема познавательной деятельности образует главную (и вторую) смысловую ось, и, предполагая мышление о мышлении, порождает философскую рефлексию. Философия задает вопросы: «Возможно ли истинное знание? », «Как образуется наше знание? », «Каковы пределы знания? »

В европейской философии шло смещение от рассмотрения принципов бытия к рассмотрению познавательных возможностей человека, хотя в целом онтологический и гносеологический аспекты образуют единое «поле» мышления.

 

 

Западноевропейская философская традиция:

от древнегреческой до немецкой классической философии

( первый семестр )

 

Тема 1. Мировоззрение и его типы (работа со словарем, выступления, письменный конспект к вопросу № 3)

 

«Но если бы я с помощью антиципации не носил в себе весь мир, мои зрячие глаза были бы слепы, и всё исследование, и весь опыт были бы лишь мертвыми, тщетными потугами»

( В. Гете )

 

1. Понятие «мировоззрение».

2. «Картина мира» в структуре мировоззрения.

3. Миф, религия, философия, наука.

 

Л и т е р а т у р а

Бажутина, Т.О. Философия для специалиста: Пропедевтика философии и философские основания социальной работы: Учеб. пособие. – Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2005. – С. 35 – 47 (Мифология, религия, искусство, наука и философия в структуре мировоззрения).

Гуревич, П.С. Философия: Учебник для бакалавров. – М.: Изд-во Юрайт, 2012. – С. 21 – 35 (Типы мировоззрения).

Миф. Наука. Религия. Философия // Современный философский словарь / Под общ. ред. В.Е. Кемерова. – Лондон, Франкфурт-на-Майне, Париж, Люксембург, Москва, Минск / «ПАНПРИНТ», 1998.

 

Тема 2. Язык философии (тексты, выступления, письменный конспект статей М.А. Антоновича и Г.В.Ф. Гегеля)

 

«Никакой язык не труден для человека, если он ему нужен. Я как-то ухитрился понять приказание смыться, произнесенное на классическом китайском языке и подтвержденное лишь дулом мушкета»

( О ' Генри )

 

1. О философской терминологии.

2. Абстрактное и конкретное.

3. Субъект и объект.

 

Л и т е р а т у р а

Антонович, М.А. О гегелевской философии //Мир философии: Книга для чтения. – М., 1991. – Т. 1. – С. 82 – 86 (Специфика философских понятий).

Гегель, Г.В.Ф. Кто мыслит абстрактно? //Мир философии: Книга для чтения. – М., 1991. – Т. 1. – С. 521 – 525 (Абстрактное и конкретное мышление).

Гуревич, П.С. Философия: Учебник для бакалавров. – М.: Изд-во Юрайт, 2012. – С. 419 – 421 (Мышление, память, воля, эмоции); 421 – 428 (Язык и мышление).

Момджян, К.Х. Введение в социальную философию: Учеб. пособие. – М., 1997. – С. 246 – 251 (Существует ли все же субъект без объекта? ).

Сергеев, С.К. Западноевропейская философия: Философско-исторические основы конструктивного мышления. – Новосибирск, 2006. – С. 188 – 190 (Абстрактное и конкретное), 174 – 179 (Диалектика субъекта и объекта).

 

Тема 3. Древнегреческая философия: от мифа к философии (тексты, выступления, контрольное задание по программе 1-6 недели обучения)

 

«Быть и знать – одно и то же»

( Парменид )

 

1. Генезис античной философии.

2. Парменид: постановка онтологической проблемы.

3. Горгий: постановка гносеологической проблемы.

4. Терминологический диктант или тест

 

Л и т е р а т у р а

Парменид. Горгий. Анаксагор. Зенон // Блинников Л.В. Великие философы: Учеб. словарь-справочник. – М., 1999. (Персоналии и идеи).

Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. – М., 1979. С. 63 – 76 (Истоки древнегреческой философии, Фалес).

Гуревич, П.С. Философия: Учебник для бакалавров. – М.: Изд-во Юрайт, 2012. – С. 242 – 248 (Бытие, небытие, ничто).

Сергеев, С.К. Западноевропейская философия: Философско-исторические основы конструктивного мышления. – Новосибирск, 2006. – С. 21 – 27.

Парменид. О природе // Хрестоматия по истории философии: Учеб. пособ. для вузов. В 3-х ч. – Ч. 1. – М., 1988. – С. 69 – 72.

 

 

Тема 4. Древнегреческая философия: принципы онтологии и гносеологии (тексты, выступления)

 

«Мир идей – вечный и неизменный – представляет собой уже не единое бытие Парменида, но иерархически упорядоченную, расчлененную структуру»

( А.С.Богомолов )

«Самая надежная характеристика европейской философии состоит в том, что она представляет ряд примечаний к Платону»

( А.Н.Уайтхед )

 

1. Гераклит: предпосылки объективной диалектики.

2. Софисты: релятивизм истины и агностицизм.

3. Сократ: предпосылки субъективной диалектики. Метод «диалога».

4. «Эйдос» Платона и «сущность» Аристотеля: гносеологическая установка на интерсубъективность знания.

 

Л и т е р а т у р а

Гераклит. Демокрит. Протагор. Горгий. Сократ. Платон. Аристотель // Блинников Л.В. Великие философы: Учеб. словарь-справочник. – М., 1999.

Гуревич, П.С. Философия: Учебник для бакалавров. – М.: Изд-во Юрайт, 2012. – С. 66 – 73 (Софисты. Значение творчества Сократа); 73 – 77 (Классический период философии Античности).

Рассел, Б. История западной философии. В 3 кн. – Новосибирск, 1999. – С. 163 – 169 («Идея» Платона, «сущность» и «форма» Аристотеля).

Сергеев, С.К. Западноевропейская философия: Философско-исторические основы конструктивного мышления. – Новосибирск, 2006. – С. 21 – 25 (Постановка онтологической проблемы), 31 – 58.

Парменид. О природе // Хрестоматия по истории философии: Учеб. пособ. для вузов. В 3-х ч. – Ч. 1. – М., 1988. – С. 69 – 72.

 

Тема 5. Западноевропейская средневековая философия (семинар-конференция)

«Понимание никогда не представляет собой завершенного, статического состояния ума. Оно всегда имеет характер процесса проникновения. Понимание «вещи» заключается в указании на составляющие ее части, а также на способ переплетения этих частей, в результате чего мы имеем представление о целостной «вещи».

( А.Н. Уайтхед )

 

1. «Органон» Аристотеля и схоластическая философия (доклад).

2. Средневековая схоластика: проблема соотношения разума и веры (ролевой диспут).

3. Проблема онтологического статуса универсалий (ролевой диспут).

 

Л и т е р а т у р а

Августин. Аквинский. Ансельм. Росцелин. Абеляр. Оккам // Блинников Л.В. Великие философы: Учеб. словарь-справочник. – М., 1999.

Аквинский Ф. Сумма теологии // Мир философии: Книга для чтения. – М., 1991. – Т. 2. – С. 375 – 378 (О доказательствах бытия Бога).

Гуревич, П.С. Философия: Учебник для бакалавров. – М.: Изд-во Юрайт, 2012. – С. 83 – 87 (Патристика); 87 – 91 (Схоластика).

Сергеев С.К. Западноевропейская философия: Философско-исторические основы конструктивного мышления. – Новосибирск, 2006. – С. 58 – 65 («Органон» Аристотеля), 74 – 78 (Проблема соотношения разума и веры), 78 – 84 (Проблема онтологического статуса универсалий).

 

Тема 6. Западноевропейская философия Нового времени (тексты)

 

«Человек способен познать как отдельные вещи, так и их все»

( М.Монтень )

 

1. Место гносеологии в философии Нового времени.

2. «Новый органон» Ф.Бэкона: «идолы разума».

3. «Новый органон» Ф.Бэкона: постановка проблемы метода.

4. Рационализм и сенсуализм: достижения и проблемы в рамках односторонних методологических установок.

 

Л и т е р а т у р а

Бэкон. Декарт. Локк. Гоббс. Беркли // Блинников Л.В. Великие философы: Учеб. словарь-справочник. – М., 1999.

Бэкон Ф. Новый органон // Мир философии: Книга для чтения. – М., 1991. – Т. 1. – С. 485 – 491, 615 – 620 («Идолы» разума).

Гуревич, П.С. Философия: Учебник для бакалавров. – М.: Изд-во Юрайт, 2012. – С. 123 – 127 (Приоритет гносеологии и методологии в философии Нового времени); 127 – 129 (Рационализм Рене Декарта).

Сергеев С.К. Западноевропейская философия: Философско-исторические основы конструктивного мышления. – Новосибирск, 2006. – С. 26-27 (Гносеологическая проблема), 97 (Место гносеологии в философии Нового времени), 104 – 106 («Идолы» разума), 106 – 110 (Ф.Бэкон: проблема метода), 113 – 133 (Классический рационализм и сенсуализм).

 

Тема 7. Немецкая классическая философия: И.Кант (тексты)

«Всякое наше знание начинается с чувств, переходит затем к рассудку и заканчивается в разуме, выше которого нет в нас ничего для обработки материала созерцаний и для подведения его под высшее единство мышления»

( И.Кант )

1. Проблема активности субъекта в познании.

2. Учение о феномене и ноумене.

3. Трансцендентальный субъект.

 

Л и т е р а т у р а

Кант. Фихте. Шеллинг // Блинников Л.В. Великие философы: Учеб. словарь-справочник. – М., 1999.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-15; Просмотров: 364; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.242 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь