Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Что значит, по Гегелю, мыслить абстрактно?



2) Каким, согласно Гегелю, является философское мышление?

3) Какие два этапа характеризуют восхождение от абстрактного к конкретному?

4) Какое отношение к восхождению от абстрактного к конкретному имеют понятия «анализ» и «синтез»?

9. Расскажите, в чем специфика языка философии.

Дайте ответы на следующие вопросы:

1) Почему при чтении философской литературы у неподготовленного читателя возникает ощущение, что о понятных вещах философы рассуждают странно, «затуманивая» ясные вопросы?

2) Что такое «философское понятие»?

3) Может ли философская проблема получить окончательное, общезначимое (общепризнанное) решение?

4) Если философские проблемы в принципе не имеют общезначимого решения, то в чем социокультурное значение философского знания?

 

ЗАДАНИЕ 2.

 

1. Какое определение понятия «Бытие» Вы считаете наиболее правильным? Бытие – это...

1) вселенная;

2) материя;

3) природа;

4) вся совокупность объективной и субъективной реальности;

5) то, что есть, в отличие от того, чего нет.

6) то, что существует реально;

7) окружающая нас действительность.

 

2. Укажите, какое из данных определений соответствует материализму?

1. Материя – это все то, что не является сознанием.

2. Материя – это абстрактное понятие.

3. Материя – это постоянная возможность ощущений.

4. Материя – это объективная реальность.

5. Материя – это объективная реальность, существующая вне и независимо от сознания и отображаемая им.

6. Материя – это первооснова, соединение которой с формой порождает «мир вещей».

7. Материя – это протяженная субстанция.

 

3. Какое определение понятия «движение» Вы считаете наиболее правильным?

1. Движение – это всякое перемещение вообще.

2. Движение – это отсутствие покоя.

3. Движение – это атрибут материи.

4. Движение – это способ существования материи.

5. Движение – это всякое изменение вообще.

 

4. Сравните два следующих определения «пространство»:

а) пространство есть бытие первично-протяженное, или математическое тело, т.е. такое, которое не содержит в себе ничего, кроме трех измерений, и есть всеобщее место всех вещей (Г.Лейбниц);

б) пространство – это всеобщая, объективная форма существования материи, которая выражает порядок расположения одновременно существующих объектов.

Дайте ответы на следующие вопросы:

1) Укажите, в чем принципиальное различие подходов к пониманию пространства, заложенных в данные определения?

2) Что такое, с Вашей точки зрения, «архитектурное пространство»?

 

5. В какой древнегреческой философской школе была сформулирована дихотомия знания и мнения?

Дайте ответы на следующие вопросы:

1) Чем, согласно Пармениду, отличается «путь мнения» и «путь знания»?

2) Какое отношение к рационализму имеет дихотомия знания и мнения?

3) Что такое «знание» согласно Платону?

4) Исходит ли Сократ из дихотомии знания и мнения, используя метод диалога для достижения истинного знания?

 

6. В древнегреческой философии было сделано утверждение, что «о каждой вещи могут быть высказаны два прямо противоположных мнения». Это, вообще говоря, правильное утверждение, поставило под сомнение возможность существования истины и познания истины человеком.

Сформулируйте три гносеологических постулата Горгия.

Дайте ответы на следующие вопросы:

1) В чем состоит различие позиций Протагора и Горгия по поводу существования истины?

2) Сформулируйте принцип релятивизма истины.

3) Сформулируйте принцип агностицизма.

4) Как Вы считаете, может ли сообщество людей существовать на вышеуказанных принципах?

 

7. Какие из перечисленных принципов характеризуют философию Платона?

1. Агностицизм.

2. Монизм.

3. Дуализм.

4. Материализм.

5. Идеализм.

6. Сенсуализм.

7. Рационализм.

8. Субъективизм.

9. Тождество бытия и мышления.

10. Активность субъекта в познании.

 

8. Укажите существенные характеристики метода Сократа.

1. Диалог как обсуждение вопроса по крайней мере двумя людьми.

2. Диалог как метод построения общего понятия.

3. Противопоставление в ходе диалога истинного знания ложному мнению собеседника.

4. Противопоставление в ходе диалога несовместимых представлений о предмете.

5. Собеседнику задаются вопросы с целью опровергнуть его ошибочное мнение.

6. Собеседнику задаются вопросы с целью выяснения истины об обсуждаемом предмете.

7. Диалог ведется с целью дать собеседнику истинное знание об обсуждаемом предмете.

8. Диалог ведется с целью обнаружить истинное знание о предмете, которое неизвестно субъекту познания до начала диалога.

 

9. Дайте определение понятия «Диалектика».

Дайте ответы на следующие вопросы:

1) Что такое «объективная диалектика»?

2) Почему принято считать, что предпосылки объективной диалектики сформулировал Гераклит?

3) Что такое «субъективная диалектика»?

4) Почему принято считать, что предпосылки субъективной диалектики сформулировал Сократ?

 

10. Кратко изложите учение Платона об эйдосах.

Дайте ответы на следующие вопросы:

1) Что такое «эйдос» по Платону?

2) Соответствует ли платоновский «мир идей» логическим признакам Бытия, сформулированным Парменидом?

3) Как Платон объясняет существование «мира вещей»?

4) Почему онтологию Платона называют «объективным идеализмом»?

 

ЗАДАНИЕ 3.

 

1. Сформулируйте принцип сенсуализма (эмпиризма).

Дайте ответы на следующие вопросы:

1) Какая идея лежит в основании эмпиризма?

2) Какую философскую позицию занимает автор высказывания: «В разуме нет ничего, чего не было бы в чувствах, кроме самого разума»?

3) Что такое «первичные» и «вторичные» качества в определении Дж.Локка?

4) Каким образом сенсуалистическая позиция ведет к субъективному идеализму?

 

2. Сформулируйте принцип рационализма.

Дайте ответы на следующие вопросы:

1) Какое отношение к рационализму имеет противопоставление Парменидом знания и мнения?

2) Какое отношение к рационализму имеет призыв Сократа «исследовать вопрос»?

3) Какая идея лежит в основе рационализма Декарта?

4) В чем проявляется дуализм Декарта в понимании человека?

 

3. Дайте краткое описание «идолов разума», на которые указал Ф.Бэкон.

Приведите примеры ошибок и заблуждений в архитектурной деятельности (архитектурном творчестве), обусловленных «идолами разума».

ЗАДАНИЕ 4.

 

1. Сформулируйте кратко основные тезисы гносеологии И.Канта. Для этого используйте следующий фрагмент: «Всякое наше знание начинается с чувств, переходит затем к рассудку и заканчивается в разуме, выше которого нет в нас ничего для обработки материала созерцаний и для подведения его под высшее единство мышления».

Дайте ответы на следующие вопросы:

1) Что И.Кант понимает под «деятельностью рассудка»?

2) Что И.Кант понимает под «деятельностью разума»?

3) Что И.Кант понимает под «способностью суждения»?

 

2. Укажите, что И.Кант называл «способностью суждения».

Дайте ответы на следующие вопросы:

1) Что такое «определяющая способность суждения»?

2) Что такое «рефлектирующая способность суждения»?

3) Какая разновидность суждения лежит в основе архитектурного проектирования?

4) Необходимо ли профессиональному архитектору иметь рефлектирующую способность суждения?

 

3. Изложите три формы логического по Г.В.Ф.Гегелю.

1) Что такое «рассудочная» ступень логического (мышление на уровне рассудка)? Для чего необходима формальная логика (Логика Аристотеля)?

2) Что такое «отрицательно-разумная» ступень логического? Каков основной порок негативной диалектики (софистики)?

3) Что такое «положительно-разумная» ступень логического? Для чего необходима диалектическая логика (диалектика Гегеля)?

 

4. «Понимание никогда не представляет собой завершенного, статического состояния ума. Оно всегда имеет характер процесса проникновения. Понимание «вещи» заключается в указании на составляющие ее части, а также на способ переплетения этих частей, в результате чего мы имеем представление о целостной «вещи» (А.Уайтхед).

Прокомментируйте данное утверждение Уайтхеда с позиции конструктивно-логического характера мышления.

Дайте ответы на следующие вопросы:

1) Какое отношение к конструктивности мышления имеет понятие об «эйдосе» у Платона, «сущности» вещи у Аристотеля?

2) Какое отношение к конструктивному мышлению имеет «метод диалога» Сократа?

3) Почему знание (понимание) носит конструктивно-логический характер?

4) Какое место в конструктивном мышлении отводится методу анализа и синтеза?

ПРОГРАММА САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТА

№ п/п     Вид самостоятельной работы     Семестр Неделя семестра Количество часов
  Раздел 1. Западноевропейская философская традиция: онтология и гносеология 1-16  
1.1. Подготовка к семинару «Мировоззрение и его типы» (работа со словарем, выступления, письменный конспект к вопросу № 3) 1-2  
1.2. Подготовка к семинару «Язык философии» (работа с текстами, выступления, письменный конспект статей М.А. Антоновича и Г.В.Ф. Гегеля) 3-4  
1.3. Подготовка к семинару «Древнегреческая философия: от мифа к философии»(тексты, выступления, контрольное задание по программе 1-6 недели обучения) 5-6  
1.4. Подготовка к семинару «Древнегреческая философия: принципы онтологии и гносеологии» (тексты, выступления) 7-8  
1.5. Подготовка к семинару «Западноевропейская средневековая философия» (подготовка доклада (вопрос № 1), подготовка к участию в ролевом диспуте (вопросы № 2, 3), тексты) 9-10  
1.6.Подготовка к семинару «Западноевропейская философия Нового времени» (тексты, контрольное задание по 1-12 неделям обучения) 11-12  
1.7. Подготовка к семинару «Немецкая классическая философия: И.Кант» (работа с текстами, выступления) 13-14  
1.8. Подготовка к семинару «Немецкая классическая философия: Г.В.Ф. Гегель» (письменный текст «Диалектика Гегеля, выступления, подготовка к коллоквиуму «Основные философские категории, принципы, методы и проблемы) 15-16  
  Раздел 2. Научное познание, общество и человек: философские проблемы 1-  
2.1. Подготовка к семинару «Проблема истины: различие между фактами и нормами» (тексты, выступления) 1-2  
2.2. Подготовка к семинару-конференции «Проблема истины: диалектика абсолютной и относительной истины» (подготовка доклада, подготовка выступления оппонента (вопрос № 1), тексты (вопрос № 2)) 3-4  
2.3. Подготовка к семинару «Проблема конструирования знания: принцип системности» (тексты, подготовка выступлений, подготовка к тестированию по теме «Философия науки») 5-6  
2.4. Подготовка к семинару-конференции «Проблема смысла жизни» (подготовка доклада и участия в обсуждении доклада, рекомендованные фрагменты текстов) 7-8  
2.5. Подготовка к семинару «Проблема свободы» (тексты, подготовка выступлений) 9-10  
2.6. Подготовка к обсуждению темы «Философские проблемы в области профессиональной деятельности» (эссе, сообщение, контрольное задание или тест «Философия общества и философия культуры») 11-12  
2.7. Подготовка к обсуждению темы «Философские проблемы в области профессиональной деятельности» (эссе, сообщение) 13-14  
Итого: 5-6  

 

ПРИМЕРНЫЕ ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ

Список вопросов состоит из трех разделов. В экзаменационный билет включены два вопроса. Первый вопрос – из 1 или 2 раздела. Второй вопрос – из 3 раздела. Количество экзаменационных билетов – 25.

Экзамен проходит в устной форме. Время подготовки к ответу – 1 академический час (45 мин). Обратите внимание, что дополнительные вопросы могут быть заданы как по билету, так и в целом по программе курса (по вопросам, которые изложены в лекционном курсе и семинаре).

При подготовке ответа по билету следует учесть, что первый вопрос билета – «описательный». При ответе на такой вопрос должны быть четко даны основные определения и пояснены подвопросы. Первый вопрос дает возможность показать также личную эрудицию (детальное описание, различные факты, примеры и т.п.). Задача студента – продемонстрировать умение строить рассказ (вести беседу) по философской тематике. Второй вопрос – «философско-теоретический». Здесь следует четко и безошибочно сформулировать проблему, определить принцип или понятие. Детали и примеры, в отличие от первого вопроса, здесь, скорее, являются излишними. Задача студента– показать знание философских проблем и принципов.

Философское знание

1. Предмет философии. Философия как теоретическое мировоззрение. Функции философии (мировоззренческая, методологическая).

2. Понятие «мировоззрение». «Картина мира» в структуре мировоззрения. Формы мировоззрения (миф, религия, наука, философия).

3. Структура философского знания. Онтология, гносеология, аксиология.

4. Основной вопрос философии (Ф.Энгельс) как основание классификации философского знания.

5. Онтология. Бытие материального и бытие идеального. Субъект и объект.

6. Гносеология. Знание и мнение. Абстрактное и конкретное. Признаки знания (предметность, методичность).

7. Аксиология. Ценностное отношение человека к миру. «Добро», «красота», «справедливость» как аксиологические категории.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-15; Просмотров: 616; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.034 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь