Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Общий обзор публикаций по проблемам развития СКД



 

Васильева Г.А. Социально-культурная деятельность: Учебное пособие. – Ярославль, 2005. – 164 с. Рассматриваются вопросы сущности СКД, ее роли в духовной жизни общества, функции, субъекты, структура и управление СКД, основные методики организации СКД

 
 
Воловик А.Ф., Воловик В.А. Педагогика досуга: Учебник. – М.: Флинта, 1998. - 240 с. В учебнике излагаются теоретические основы педагогической организации досуговой деятельности, методики и технология организации и проведения массовых и групповых форм досуга, культура семейного досуга и религиозная праздничность и обрядовость в структуре свободного времени личности.  

 


 

 

Киселёва Т.Г., Красильников Ю.Д. Социально-культурная деятельность: Учебник. - М.: МГУКИ, 2004. - 539 с. В учебнике рассматриваются история, теоретические основы, сферы реализации, субъекты, ресурсы и технологии социально-культурной деятельности.  

 

Современные технологии социально-культурной деятельности: Учебное пособие – Тамбов: ТГУ им. Г.Р. Державина, 2002, – 504 с. В учебном пособии рассматриваются сущность и специфика современных социально-культурных технологий, в том числе технология общения, технология организации досуга различных возрастных групп, технология социальной работы, технология менеджмента и современные этнокультурные технологии.  

Ковальчук А.С. Социально-культурная деятельность: Учебное пособие – Орёл: Орловский институт культуры и искусств, 2000. – 172 с. В данном учебном пособии приведено комплексное исследование особенностей социально-культурной деятельности, охарактеризовано ее значение в развитии человека, влияние на его практику. Также затрагиваются вопросы оптимизации СКД и эффективность данной деятельности в учреждениях культуры.

 

Дуликов З.Г. Социальные аспекты культурно-досуговой деятельности за рубежом. – М., МГУК, 1999. – 109с. В учебном пособии рассматриваются особенности социально-культурной работы с различными категориями населения передовых стран Запада, выделяется три основных направления (социальная работа, культурно-досуговая деятельность и социальное воспитание).

 

 
 
Максютин Н.Ф. Очерки истории досуга. – Казань: Медицина, 2001. – 128 с. В издании кратко изложен курс «История массовых праздников», дополненный характеристикой иных досуговых форм разных эпох. Описана история западноевропейского и российского досуга.  


 

Новикова Г.Н. Технологические основы социально-культурной деятельности: Учебное пособие. - М.: МГУКИ, 2004. - 175 с. В учебном пособии рассматриваются понятие и теоретические основы, этапы развития и особенности социально-культурных технологий, охарактеризованы средства, формы и методы, используемые в социально-культурных технологиях, приведены конкретные примеры технологических программ и проектов.

 

Современная социокультурная лексика: Глоссарий для изучающих предметы прикладной культурологии. - М.: МГУКИ, 2000. - 48 с. Данный глоссарий является словарем иностранных слов, которые необходимы для работы специалиста социокультурной сферы.  

 

 

Социально-культурная деятельность учреждений клубного типа: Учебник / Под общ. ред. Н.П.Гончаровой. – Тверь: Изд-во «Научная книга», 2005. – 217 с. В учебном пособии рассматриваются теоретические основы СКД, аудитория клубных учреждений, структура управления культурой, дифференцированные технологии СКД, любительские объединения в России, содержание, формы, средства и методы СКД, общие методики подготовки и проведения культурно-досуговых программ  

 

 


Стрельцов Ю.А. Культурология досуга: Учебное пособие. – М.: МГУКИ, 2002.–184с. В учебном пособии рассматривается целостный комплекс проблем, связанных с местом и ролью досуга в развитии культуры общества, социокультурным формированием личности, с организацией в сфере свободного времени разнообразных видов культурной деятельности и культурного общения.  

 

Акимова Л.А. Социология досуга: Учебное пособие. - М.: МГУКИ, 2003. - 123 с. В учебном пособии раскрыт понятийный аппарат социологии досуга, рекреации и отдыха, изложены концепции досуга в современной социологии, исследования отечественных ученых.  

 

Домаренко Е.В. Возрастные (дифференцированные) социально-культурные технологии: Учебное пособие. – Орел: ОрГИИК, 2003. – 132 с. .Пособие раскрывает содержание современных технологий организации досуга различных возрастных и социальных групп общества.  

 

Методические рекомендации в помощь руководителю учреждения культуры клубного типа. – Тверь: ФОРУМ, 2007. – 126 с. Пособие посвящено вопросам становления учреждений культуры, как организаций, имеющих статус юридического лица. Имеется пакет документов  

 

Салахутдинов Р.Г. Социально-культурное творчество как эффективное средство формирования культурной среды. - Казань: РИЦ " Школа", 2002. - 216 с. Описываются сущность социально-культурного творчества в формировании творчески-активной личности, культурная среда и ее возможности, учет специфики условий места жительства и др.

 

Арнольдов А.И. Культурная политика: реалии и тенденции. – М.: МГУКИ, 2002. – 64 с. Уделяется внимание анализу современной социокультурной ситуации, исследуется культурная микро- и макросреда, деятельность социокультурных институтов культуры.  

Шамсутдинова Д.В. Социально-культурная интеграция личности в сфере досуга. – Казань: Изд-во Казанского ун-та, 2001. – 256 с. Работа посвящены исследованию феномена социально-культурной интеграции личности в сфере досуга.  

 

Профессиональные требования к личности организатора социокультурного процесса. Миссия специалиста социокультурной сферы XXI века

Базовой основой профессионального мастерства специалиста любой области является синтез теоретических профессиональных качеств, практических умений и навыков в совокупности со способностями и качествами личности. Какими качествами должен обладать специалист социокультурной сферы?

Под профессионально значимыми качествами личности специалиста понимают совокупность существенных и наиболее устойчивых свойств, умений и способностей, которые необходимы для выполнения профессиональных функций и успешной реализации личности в профессиональной деятельности.

Область деятельности специалиста социокультурной сферы обширна:

  • организация деятельности различных учреждений социокультурной сферы;
  • руководство познавательной и творческой деятельностью в социальной среде;
  • взаимодействие с различными типами учреждений, организациями, объединениями, фирмами;
  • предпринимательская деятельность в сфере культуры;
  • сотрудничество с различными государственными и коммерческими структурами;
  • формирование коллектива, руководство основной деятельностью и развитием коллектива, выражение и защита интересов коллектива и т.д.

Как бы ни менялись форма и содержание, суть социально-культурной деятельности – работа с людьми. Эффективность этой деятельности во многом зависит от того, насколько грамотно и умело специалист строит свои взаимоотношения с партнерами, коллегами, от его психологической проницательности, от точности его оценок других людей, от его «чувства аудитории», выбора верного тона, стиля поведения, манеры поведения.

Уровень профессионализма специалиста социокультурной сферы определяется тремя группами факторов:

· наличие определенных индивидуальных особенностей (качеств личности) и их коррекция в процессе жизнедеятельности;

· включенность специалиста в социокультурную среду;

· умение пользоваться социокультурными нормами в процессе профессиональной деятельности.

 

Специалист, работающий в социально-культурной сфере, должен обладать высоким уровнем образования, специальными навыками и умениями, организаторскими способностями, способностями к публичной творческой деятельности, он должен быть юридически грамотным, владеть экономическими знаниями, поскольку социально – культурная сфера, носит как не коммерческий, так и коммерческий характер. Такой специалист должен быть готов к постоянной работе, над повышением собственного профессионального уровня, уметь регулировать и координировать деятельность коллектива, быть коммуникабельным, любить людей, трансформировать их потребности в социально – культурной деятельности, возвышая их достойного, духовного уровня.

Современный период СКД характеризуется расширением номенклатуры специальностей и специализаций в отрасли, соединяющей в себе творческое, коммерческое, духовно-нравственное начало. Появляются пчало.няющей в себе творческое, коммерческоен, духовно - нравственное й, трансформировать их потребности в социально – культурн новые специальности, возрождаются, казалось бы, давно забытые профессии в сфере управление культурой: музыкальный продюсер; персональный менеджер; импресарио; агент, работающий с профессиональными актерами, режиссерами, художниками, топ – моделям; продакшн–менеджер, или заведующий постановочной частью; куратор выставки; владелец галереи; кинопродюсер; менеджер проекта; продюсер культурно- досуговых программ; арт-менеджер; технолог СКД.

Особое место в обучении специалиста социокультурной сферы отводится владению конкретными методиками и технологиями, освоению навыков работы с различными категориями населения, социальными и возрастными группами, умению применять конкретные формы и методы работы в конкретной ситуации, включая индивидуальные, групповые, массовые.

Мастерство специалиста не является чем-то застывшим и неподверженным изменением, а в зависимости от развития перечисленных ниже качеств изменяется, совершенствуясь или деградируя, переходя с одного уровня на другой.

Формирование творческих возможностей специалиста социально – культурной сферы становится одной из актуальных задач в 21 веке. Разработка высокоэффективных способов ее решения предполагает, с одной стороны, использование новых психологических представлений о творческой личности, а с другой – все более активное применение новых средств построения образовательных моделей в процессе формирования креативной личности.

Подводя итоги профессиональных ценностей и качеств личности организатора СКД, можно предложить некую идеальную модель специалиста.

1) Специалист социокультурной сферы должен обладать широким кругозором, быть знатоком мировой и национальной культуры, человеческих отношений, психологом и педагогом, стимулирующим действия коллег на повышение общекультурного уровня населения и развитие духовного потенциала.

2) Это человек неравнодушный к боли каждого человека, «язвам» общества.

3) Он виртуозно владеет приемами, способами и методами влияния на аудиторию, облекая их в яркую, адекватною целям задачам форму.

4) Он обладает эмоционально – образной памятью, творческой фантазией и воображением, образным мышлением, ярко выраженной тягой к поиску нетривиальных, нестандартных путей решения назревших проблем, новых, оригинальных, действенных форм влияния на аудиторию.

5) Он широко использует социологические и другие исследовательские методы в разработке социокультурных проектов, обладает аналитическим мышлением.

6) Он умеет «заразить» сотрудников своей идеей, отобрать необходимых людей для создания и осуществления проекта, обоснованно доказать необходимость разработки творческого проекта. Виртуозно владеет секретами коммуникативной культуры, приветлив, доброжелателен и уважителен с людьми.

7) Он умеет четко и образно сформулировать цели и задачи предстоящей акции для коллектива, работающего по её осуществлению, принять своевременные решения, актуальные для конкретного времени.

8) Он постоянно работает над повышением своего профессионального мастерства, культурного потенциала, совершенствует знания по технологии сотрудничества внутри коллектива и с аудиторией.

9) Он в совершенстве владеет организационно – управленческими технологиями, умеет наладить контакты с государственными, общественными и коммерческими, привлечь людские, материальные ресурсы и финансовые средства на осуществление разрабатываемого проекта, правильно спланировать, распределить задания и ответственность, осуществлять контроль над качеством выполнения заданий, выбрать адекватные формы поощрения или порицания.

10) Он обладает высокими нравственными принципами, справедлив и объективен. Является примером ответственного отношения к обязанностям, носителем корпоративной культуры, культуры управленческого труда, постоянно работает над совершенствованием собственного имиджа и обучает этому других сотрудников и посетителей учреждений культуры.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-15; Просмотров: 1032; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.02 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь