Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Досуг: понятие, назначение. Критерии рационального досуга. Возрастание роли досуга в жизни современного человека
Сфера свободного времени и досуга всегда являлась объектом научного интереса. Философия рассматривает свободное время в качестве пространства для осуществления специфических социальных процессов, выявляет истоки возникновения свободного времени и его взаимодействие со временем рабочим, его социальную ценность. Социология и экономика осуществляют количественный и статистический анализ указанных процессов, исследуют характер и содержание свободного времени личности, деятельность социальных институтов досуга по его наполнению. Психология обращает внимание на потребности и мотивы, определяющие поведение и поступки человека в этой временной сфере. Данные этих наук говорят о том, что свободное время является главным пространством, в котором происходит физическое и духовное развитие человека. Использование в повседневном обиходе слова «досуг» представляет из себя в смысловом плане своеобразный коктейль из понятий «отдых», «развлечения», «рекреация», «игровые занятия», «хобби», «спортивно-оздоровительные увлечения», «туризм» и т.д. Досуга - это часть внерабочего времени (в границах суток, недели, года), остающейся у человека (группы, общества) за вычетом разного рода непреложных, необходимых затрат. Досуг - это время, остающееся у человека после реализации всех видов деятельности, продиктованных внешней целесообразностью. Однако это не означает, что досуг реализуется бездеятельно. Специфической деятельностью в этой временной сфере является досуговая деятельность, действительным мотивом которой является потребность личности в самом процессе этой деятельности, а результатом - её осуществление. В процессе реализации досуговой деятельности осуществляется удовлетворение потребностей, которые не могли быть удовлетворены в процессе учебной и трудовой деятельности. Назначение и роль досуга находят выражение в его трех основных социокультурных функциях: 1. Рекреация, включающая в себя регенерацию как восстановление растраченных физических сил и релаксацию, направленную главным образом на снятие психического утомления. 2. Развлечение, понимаемое как особый род досуговых занятий, призванных дать человеку возможность повеселиться, прилично провести время, поднять настроение, снять накопившееся психическое напряжение, получить требующуюся эмоциональную подзарядку. 3. Развитие: в сфере досуга люди не только отдыхают и развлекаются, но и совершенствуют себя в культурном отношении. К основным характеристикам досуга следует отнести:
В литературе встречается достаточно много разнообразных типологий современного досуга. К ним можно отнести деление досуга на: · деятельный и бездеятельный; · рекреационный и развивающий; · ежедневный, еженедельный, праздничный, отпускной; · домашний и внедомашний; · индивидуально-организованный и коллективно-организационный. Основными на сегодня серьезными взглядами на досуг являются: I. Деятельностный – представляет собою один из видов жизнедеятельности человека и располагается в ряду: учеба, труд, досуг. Досуг понимается здесь как деятельность, свободная от необходимости, от обязанности, от заработка, как деятельность для души, для себя. II. Временной. Схема распределение суточного времени человека:
Такого досугового времени остается в среднем в городе 3, 5 часа у мужчин и 2, 5 часа у женщин. В селе – на час меньше. Реальная величина времени зависит от многих факторов: в городе – от места проживания, состава семьи, рода профессиональной деятельности, а в селе, кроме того, - от времени года, меры благоустроенности жилья. Величина свободного времени человека зависит от затрат времени в домашнем хозяйстве, удовлетворении физиологических потребностей. Сегодня развитие сферы обслуживания, распространение бытовой техники, средств " малой химии" и т.п. сокращают затраты времени на быт. В экономически развитых странах наблюдается тенденция возрастания свободного времени личности прежде всего за счет времени, поглощаемого производством. Свободное время становится основным показателем уровня жизни общества. Критерии рационального досуга: 1. Временной показатель – доля суточного (недельного, годового) времени, затраченная на культурную деятельность. 2. Бюджетный показатель – доля личного и семейного бюджета, потраченная на культурно-досуговую деятельность. Речь идет о затратах на приобретение книг, видеокассет, дисков, билетов в театр, подписку на газеты и журналы, турпоездки и т.д. 3. Мера социализации досуга – занятие культурно-досуговой деятельностью либо в культурно-досуговых учреждениях, либо дома. 4. Мера активности индивида в культурной деятельности – можно 10 часов потратить на просмотр ужастиков, а можно 1 час – на сочинение стихотворения. Педагогический процесс в сфере досуга представляет собой целенаправленную организацию досуговой деятельности, планомерный перевод ее на более высокий уровень. Уровни досуговой деятельности: I. Потребление может быть: А) пассивное потребление состоит из таких видов занятий как просмотр телепередач, чтение развлекательной литературы, прогулки. Посещение зрелищ, прием гостей, застолье и т.д. Б) Активное потребление включает в себя рыбалку, охоту, турпоходы и турпоездки, посещение театров, выставки и др. В) Целенаправленное активное потребление состоит из различного вида увлечений – занятий спортом, путешествия, коллекционирование и др. II. Творчество охватывает те виды занятий на досуге, когда человек из субъекта потребления превращается в субъект созидания. III. Экстериоризация (вынесение вовне результатов деятельности) - показ спектакля, выступление хора, оркестра и т.д. В плане своего исторического развития российский досуг имеет весьма своеобразную социодинамику. Досуговые страсти и увлечения творят порой самые настоящие чудеса. Даже в такой, казалось бы, далекой от сферы свободного времени области, как научные открытия, многое свершалось теми, кого называли обычно дилетантами. Речь в данном случае идет о немецких врачах Р. Майере и Г. Гельмгольце, британском пивоваре Д. Джоуле, ставших первооткрывателями очень важных физических закономерностей. Человеком-легендой справедливо считается голландский суконщик Антон ван Лёвенгук, который с помощью им же сконструированных микроскопов открыл капиллярное кровообращение и впервые зарисовал амебо-жгутовых и инфузорий. Выдающийся французский математик Ж.Д. Аламбер был по профессии врачом. Отец буквенной алгебры Ф. Вист являлся по базовому образованию юристом. Математика была любительским увлечением для французского офицера Р. Декарта. Живописен Морзе изобрел телеграфный аппарат. Часовщик Джемс Уатт паровую машину. Парикмахер Архрай сконструировал первую механическую прялку. Филолог де Бройль стал одним из основателей квантовой механики. Американский лингвист Ч. Таупс вместе с российскими учеными П. Басовым и А. Прохоровым был удостоен Нобелевской премии за конструирование лазеров. Австрийский монах Грегор Мендель путем анализа результатов гибридизации сортов гороха вывел законы распределения в потомстве наследственных факторов. В результате этот безвестный служитель культа стал одним из основоположников генетики. Музыкант Вильям Гершель открыл планету Уран и несколько спутников Урана и Сатурна. К.Э. Циолковский, разработавший теорию использования ракет для межпланетных сообщений, всю свою жизнь оставался скромным учителем. Не менее успешной оказалась роль любителей в развитии художественной культуры, особенно в российской истории. Уникален их вклад в становление отечественного театра. Нельзя не назвать в этой связи имена таких известных любителей, ставших затем еще более известными профессионалами, как И.Я. Скорняков, Ф.Г. Волков, К.С. Алексеев (Станиславский). Военный инженер Ц.А. Кюи был автором десяти опер, 250 романсов, целого ряда вокально-симфонических произведений. Известный ученый в области химии А.П. Бородин прославился как автор популярной оперы «Князь Игорь» и большого числа романсов и пьес для фортепиано. Итальянские непрофессионалы Я. Кореи и Дж. Барду являются изобретателями оперы. Американский парикмахер из Нового Орлеана Надди Болден считается основателем джаза и первых джазовых оркестров. Ливерпульская четверка любителей из ансамбля «Битлз» открыла эпоху рок - музыки. В разговоре о дилетантах можно привести и множество других не менее ярких примеров. Однако не следует, разумеется, преувеличивать их роль. Как наука, так и искусство делаются в первую очередь профессионалами. Любители все равно составляют здесь исключения - запоминающиеся, поражающие, но - исключения. |
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-15; Просмотров: 4502; Нарушение авторского права страницы