Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Документ № 87. П.Л. Лавров. Об исторической роли «критически мыслящей личности» (1868-1869 гг.) (Отрывок)
< …> «Один в поле не воин», — говорит старинная пословица, и Личность, являющаяся перед лицом общества с критикой общественных форм и с желанием воплотить в них справедливость, как бессильная единица, конечно, ничтожна. Тем не менее подобные личности создали историю, сделавшись силою, двигателями общества. Как же они это делали? Прежде всего надо признать факт, что если рассматриваемый деятель есть, действительно, критически мыслящая личность, то он никогда не одинок. В чем состоит его критика общественных форм? В том, что он понял яснее и глубже других недостатки этих форм, отсутствие справедливости в них для настоящего времени. Но если это так, то многое множество личностей под тяжестью этих форм страждет и ропщет, мечется и гибнет. Только они как недостаточно критически мыслящие личности не понимают, отчего это им так нехорошо. Но если им сказать, то они понять могут, и те, которые поймут, поймут это также хорошо, как тот, кто высказал мысль впервые, а пожалуй, еще и лучше, потому что они, может быть, выстрадали верность этой мысли гораздо полнее и разностороннее, чем ее первый провозвестник. Итак, чтобы не быть совсем одиноким, человек, начинающий борьбу против общественных форм, должен только высказать свою мысль так, чтобы ее узнали: если она верна, то он не будет одинок. Он будет иметь товарищей, единомышленников между людьми наиболее свежей, восприимчивой мысли... Это — сила невидимая, не ощутимая, не проявившаяся еще в действии, но уже сила. Чтобы действие силы проявилось, нужен пример. Чтобы личность почувствовала себя не одинокою, надо, чтобы она узнала, что есть другая личность, не только понимающая, как ей тяжело и почему так тяжело, но и действующая против этого зла. Нужно не только слово, нужно дело. Нужны энергические, фанатические люди, рискующие всем и готовые жертвовать всем... ... Итак, партия организовалась. Зерно ее— небольшое число выработанных, обдуманных, энергических людей, для которых критическая мысль нераздельна от дела. Около них —люди интеллигенции, менее выработанные. Реальная же почва партии — в неизбежных союзниках, в общественных группах, страждущих от зла, для борьбы с которым организовалась партия. ...Так растет общественная сила, переходя от уединенной, слабой личности сначала в сочувствие других личностей, потом в нестройное их содействие, пока не организуется партия, придающая борьбе направление и единство... < …> Примечание Лавров Пётр Лаврович (1823-1900) – философ, социолог, публицист, один из идеологов народничества, участник российского революционного движения 1860-х гг. С 1870 г. в эмиграции, член I Интернационала, участник Парижской Коммуны 1871 г. Наиболее известная работа – «Исторические письма». Взято из: Электронная библиотека эрудита LIB.ERUDITIO.RU – Документы по истории России XIX в. Документ №88. М.А. Бакунин.Наша программа (1868 г.) «... Мы хотим полного умственного, социально-экономического и политического освобождения народа. I. Умственного освобождения, потому что без него политическая и социальная свобода не могут быть ни полными, ни твердыми. Вера в бога, вера в бессмертие души и всякого рода идеализм вообще, служа, с одной стороны, непременной опорой и оправданием для деспотизма, для всякого рода привилегий и для эксплуатирования народа, с другой стороны, деморализуют самый народ, разбивая его существо как бы на два друг другу противоречащие стремления и лишая его таким образом энергии, необходимой для завоевания его естественных прав и для полного устройства свободной и счастливой жизни. Из этого явно следует, что мы сторонники атеизма и материализма. II. Социально-экономического освобождения народа, без которого всякая свобода была бы отвратительной и пустозвонной ложью. Экономический быт народов был всегда краеугольным камнем и заключал в себе настоящее объяснение их политического существования. Все доселе существовавшие и существующие политические и гражданские организации в мире держатся на следующих главных основаниях: на факте завоевания, на праве наследственной собственности, на семейном праве отца и мужа и на освящении всех этих основ религией, а все это вместе составляет существо государства. Необходимым результатом всего государственного устройства было и должно было быть рабское подчинение чернорабочего и невежественного большинства так называемому образованному эксплуатирующему меньшинству. Государство без привилегий политических и юридических, основанных на привилегиях экономических, немыслимо. Желая действительного и окончательного освобождения народа, мы хотим: Основой экономической правды мы ставим два коренных положения: И потому во имя освобождения политического мы хотим прежде всего окончательного разрушения государства, хотим искоренения всякой государственности со всеми ее церковными, политическими, военно - и гражданско - бюрократическими, юридическими, учеными и финансово-экономическими учреждениями. Мы хотим полной воли для всех народов, ныне угнетенных империей, с правом полнейшего самораспоряжения на основании их собственных инстинктов, нужд и воли, дабы, федерируя снизу вверх, те из них, которые захотят быть членами русского народа, могли бы создать сообща действительно вольное и счастливое общество в дружеской и федеративной связи с такими же обществами в Европе и в целом мире». Примечание Бакунин Михаил Александрович (1814-1876) –революционер, один из идеологов анархизма и народничества. В 1830-х гг. участник кружка Станкевича. С 1840 г. за границей. Был выдан австрийскими властями русскому правительству, сидел в крепостях, был в ссылке, бежал. В I Интернационале выступал против линии К.Марса, за что был исключен из Интернационала. Труд Бакунина «Государственность и анархия» оказал большое влияние на развитие народнического движения в России. Взято из: Электронная библиотека эрудита LIB.ERUDITIO.RU – Документы по истории России XIX в. |
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-15; Просмотров: 775; Нарушение авторского права страницы