Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Выделяют два типа композиции: 1. замкнутуюСтр 1 из 3Следующая ⇒
Выделяют два типа композиции: 1. замкнутую Неограниченную.
Под замкнутой композицией понимается композиция, ограниченная со всех сторон, не связанная с окружающей средой. Это композиция, которая вписывается в определенную форму и подчиняется ей. В замкнутой композиции элементы связаны таким образом, что наш взгляд переходит от одного элемента к другому, замыкаясь на них и не выходя за пределы. Эта композиция характеризуется центростремительностью и полной изоляцией, она сама по себе, она самодостаточна. У такой композиции может быть только внутренняя динамика.
Под неограниченной композицией понимается композиция, связанная своими элементами с плоскостью изображения и пространством, ее окружающим. Способы таких связей могут быть различными: 1. Или это формы элементов, не законченные в плоскости изображения, а предполагаемое их завершение находится за пределами ее. 2. Или это формы (элементы), которые композиционно могут быть продолжены повтором за пределами плоскости или пространства изображения. Таким образом, это композиция открытая, фрагментарная.
Выделяют состояния композиции: 1. Равновесие Статичность Динамичность Равновесие – это такое состояние композиции, при котором все элементы сбалансированы между собой. Уравновешенные части целого приобретают зрительную устойчивость. Равновесие неадекватно простому равенству величин. Оно зависит от распределения основных масс композиции относительно ее центра (воображаемой точки или линии, оси симметрии). То есть возникает уравновешенность боковых частей или верха и низа относительно центра композиции.
Статичность – это подчеркнутое выражение состояния покоя, незыблемости, устойчивости формы во всем ее строе, в самой геометрической основе. Статичны предметы, которые имеют явный центр и у которых ось симметрии является главной организующей форму осью. В статической композиции преобладают горизонтальные и вертикальные направления. Статика хороша для передачи состояния уверенности, незыблемости, традиционности, постоянства, спокойствия и тишины. Статическое равновесие – это состояние композиции, при котором сбалансированные между собой элементы, в целом производят впечатление устойчивой неподвижности.
Динамичность – это подчеркнутое выражение состояния движения. Динамичной принято считать односторонне активно направленную форму. Это свойство композиции связано с пропорциями и отношениями величин. Активная и односторонне направленная форма является необходимым условием появления динамичности. Динамическое равновесие – это состояние композиции, при котором сбалансированные между собой элементы в целом производят впечатление ее движения, внутренней динамики. При этом элементы композиции уравновешены. В основном, при динамичном равновесии элементы композиции организованы по принципу асимметрии.
Вопрос 2. Соподчинение. Главное и второстепенное Величина. Композиционный центр зависит от своей величины и размеров подчиненных ему элементов. Если сделать какой-либо элемент композиции самым крупным, то он будет являться доминантой: нечто большое, величественное, громадное, грандиозное не может не привлечь внимания.
Фактура. Композиционный центр зависит от фактуры элемента, отличной от фактуры других элементов; т. е. фактурность элемента являющегося композиционным центром должна отличаться от фактурности второстепенных элементов.
5. Цвет. Цвет элемента (который мы хотим выделить как центр композиции) должен быть отличным от цветов других элементов композиции. Данное цветовое отличие может быть выражено с помощью применения:
Проработка элемента. Композиционный центр может определяться также тщательной проработкой элемента по сравнению с остальными: тщательно проработанный объект больше привлечет внимание, чем обобщенный, сглаженный.
7. Выделение элемента светом: светлое пятно привлекает внимание больше, чем затемненное. Это может быть имитация освещения, например, в живописном изображении, или это может быть настоящая подсветка (освещение) элемента, например, в интерьере.
Вопрос 4. Контраст. Нюанс. Тождество Контраст – средство организации композиции и средство гармонии. Контраст – это резкое отличие композиционных элементов (предметов, форм) по тем или иным категориям: размеру, форме, тону, цвету, отношению к пространству и т.д. Контраст – это противопоставление, резко выраженное различие композиционных элементов, их свойств и характеристик. Контрастные отношения, противопоставляя основные элементы, характеризующие форму, являются движущим стимулом развития формы. Контраст может быть одномерным, когда противопоставляется только одна характеристика элементов, и многомерным, когда сравнивается несколько категорий (параметров). Примеры одномерных контрастов:
Контраст по тону
Пример многомерного контраста:
Нюанс – средство организации композиции и средство гармонии. Нюанс – это отношение элементов композиции, незначительно отличающихся по своим свойствам друг от друга (размеру, форме, тону, цвету, отношению к пространству и т.д.). В композиции нюанс применяется, в основном, как средство, смягчающее жесткость построения произведения, как смягчающее средство для дополнения контраста. Нюанс может быть как одномерным, когда противопоставляется только одна характеристика элементов, так и многомерным, когда сравнивается несколько категорий (параметров). Даже вся композиция может быть построена на нюансах.
Примеры одномерных нюансов: 1. Нюанс по размеру
2. Нюанс по форме
3. Нюанс по тону
Примеры многомерного нюанса
Тождество – средство организации композиции и средство гармонии. Тождество – это повтор элементов одинаковых (подобных) по своим качествам: по форме, размеру, тону и расположению на плоскости. В основе создания тождественной композиции заложено ритмичное построение. Тождество используется в тех случаях, когда нужно подчеркнуть равенство элементов, организовать монотонность, создать фактурную поверхность. Композиции, построенные на принципе тождественности элементов, имеют успокаивающий характер. Тождество, как средство композиции, используется в основном в декоративно-прикладном искусстве и дизайне, где тождественность оправдывается тем, что позволяет множить один раз найденный элемент в неограниченной композиции.
Вопрос 5. Симметрия, асимметрия как средство организации композиции
Симметрия – это тождественное расположение элементов относительно точки, линии (оси) или плоскости симметрии, воспринимаемое глазом как особый вид упорядоченности, равновесия и гармонии. При повороте композиционного элемента вокруг оси или плоскости симметрии они должны полностью совмещаться друг с другом. Для симметричной организации композиции характерны уравновешенность ее частей по массе и форме, также другим категориям построения. Симметрия подразумевает равноценность, равновеликость. Благодаря симметрии композиция приобретает устойчивость и равновесие. Она придает изображению статичность, покой. Основными видами симметрии являются: 1. Зеркальная. 2. Осевая (поворотная). 3. Зеркально-осевая (смешанная).
Зеркальная симметрия. Зеркальной называется симметрия, в которой элементы композиции расположены на одинаковом расстоянии от плоскости симметрии и при наложении друг на друга их фигуры совпадают по всем точкам, т.е. одна фигура зеркально повторяет другую.
Асимметрия Наряду с симметрией в композиции широко применяется и асимметрия, т.е. вариант композиции, при котором в сочетании и расположении элементов осей и плоскостей симметрии не наблюдается. Однако, если рассматривать данное средство композиции в широком его понимании, то можно определить асимметрию как полное отсутствие или нарушение симметрии. Таким образом, можно выделить два варианта решения асимметричной композиции: 1 вариант - когда в композиционном произведении полностью отсутствуют оси и плоскости симметрии (рис 1.)
2 вариант - когда композиция в своей структурной основе имеет симметричное строение, но эта симметричность расположения нарушена несоответствием различных характеристик парных элементов. Это нарушение может быть за счет изменения формы, размеров, расположения в пространстве, тона, цвета. Здесь асимметрия нарушает статичность, сохраняя, однако ориентацию относительно оси, хотя при этом и отклоняется от нее. Данный вариант асимметричной композиции называют диссимметрией. В композиции представленной на рис. 2 нарушение симметрии осуществлено за счет изменения расположения в пространстве парных элементов. (рис 2.)
Вопрос 6. Ритм как средство организации композиции
Ритм – это одно из средств, наиболее часто употребляемых для создания гармоничной композиции. Ритм является одним из важных средств приведения многообразных элементов формы к единству, упорядочения их расположения. Ритм (от греч. rhythmos) буквально означает такт, мерность, мерное течение. Ритм - это чередование каких-либо элементов (форм) в определенной последовательности. Важнейшим признаком ритма является повторяемость элементов (форм) и интервалов между ними. Ритмические повторы могут быть равномерными, убывающими или нарастающими. В зависимости от этого повторяемость может быть двух типов: статическая (метрическая) и динамическая. На основе данной повторяемости выделяют два типа ритмов: статический и динамический. 1. Статический ритм – это порядок, при котором присутствуют простейшие проявления ритма. В этом случае композиция состоит из элементов, повторяющихся через одинаковые интервалы. Примерами служит расположение колонн в античных храмах (рис. 5), расположение однотипных станков в цехе, кнопок приборов и т.д. (рис. 6). Метрическая упорядоченность форм в технике связана в большинстве случаев с требованиями к конструкции.
2. Динамический ритм – это метрический ряд в перспективном увеличении или уменьшении размеров элементов и интервалов или тех и других одновременно. Таким образом, динамический ритм проявляется в закономерном изменении порядка, и зрительная реакция на ритм – это реакция на «порядок», но порядок не метрический, а ритмический. Активный динамический ритм задает сильное композиционное движение. Изменяя порядок нарастания или убывания ритмического ряда, объем элементов, их площадь, структурную насыщенность, тональности и т. п., можно усиливать или ослаблять динамичность формы.
Вопрос 7. Физические основы цвета. Цветовая гамма
ЦВЕТ ― это зрительное ощущение, возникающее в органе зрения человека при воздействии на него световых волн видимого диапазона.
Свет в физике ― это электромагнитное волновое движение.
Все цвета подразделяются на хроматические и ахроматические. АХРОМАТИЧЕСКИМИ называют белый, черный и все серые цвета (полученные от смешения белого и черного). В их спектры входят лучи всех длин волн в равной степени, причем энергия отдельных монохроматических лучей, составляющих эту смесь, одинакова.
ХРОМАТИЧЕСКИЕ цвета – это все спектральные, а также многие другие природные цвета. В спектрах этих цветов всегда имеется преобладание какой-либо длины волны (максимум).
Для однозначного определения (спецификации) цвета используется система психофизических характеристик. К психофизическим характеристикам цвета относятся: 1. ЦВЕТОВОЙ ТОН – это качество цвета, которое позволяет сравнить его с одним из спектральных или пурпурных цветов, и дать ему название (красный, желтый, синий и др.). Пурпурные цвета образуются при смешении красного с фиолетовым. Цветовой тон измеряется длиной волны излучения, преобладающего в спектре данного цвета, и является основной характеристикой цвета. Пигментное обозначение природных цветов определяют с помощью пространственной системы (цветовой круг и т.д.). Ахроматические цвета не имеют цветового тона. 2. СВЕТЛОТА – это степень отличия данного цвета от черного. Она измеряется числом порогов различения (n) от данного цвета до черного. Её можно также оценить субъективно – чем светлее цвет, тем больше его светлота. Наиболее наглядно светлоту можно представить в ряду разбелов или зачернений (2). Ахроматические цвета отличаются лишь светлотой.
3. Насыщенность – это степень отличия данного хроматического цвета от равнояркого (равного по светлоте) ахроматического. Измеряется числом порогов различения (n) от данного цвета до ахроматического.
Еще одной дополнительной субъективной характеристикой, позволяющей сравнить хроматические цвета между собой, является температура. «Температура» цвета представляет собой его относительную теплоту или холодность. В основе деления цветов на «теплые» и «холодные» лежат природные ассоциации, а именно температурные ассоциации, связанные с проведением аналогий с цветом холодных и раскаленных предметов.
Гамма цветовая (греч. gamma) – в изобразительном и декоративном искусствах, а также дизайне, понимается как ряд гармонически взаимосвязанных оттенков цвета (с одним доминирующем оттенком) используемых при создании художественных произведений. Понятие гаммы тесно связано с понятием гармонии, т.к. гамма – это одно из средств гармонизации цвета. Различают следующие виды гамм: теплая, холодная, смешанная. Это деление связано с психофизиологическим воздействием цветовых оттенков, а именно с такой характеристикой цвета, связанной с ассоциациями, как «температура цвета» (см. выше). 1. Теплая гамма – это гамма, полученная путем использования цветов с теплым оттенком
2. Холодная гамма – это гамма, полученная путем использования цветов с холодным оттенком
3. Смешанная гамма представляет собой равновесие теплых и холодных оттенков цветов. Холодные и теплые оттенки цветов должны быть в равных отношениях, правах
Вопрос 8. Графические знаки и символы. Пиктограмма
1) пиктограмма – это знак, и соответственно должна отвечать требованию знаковости, т.е. быть лаконичной, узнаваемой и эстетически выразительной; 2) если пиктограмма достаточно схожа по степени изобразительности с отображаемым реальным объектом, то все равно, она должна выступать в качестве модели данного объекта, т.е. в лаконичной форме изображать и выражать его наиболее характерные черты и признаки. 3) пиктограмма должна быть в максимальной степени узнаваемой, т.е. ее лаконичная знаковость должна максимально просто и понятно говорить о той информации, которую она передает.
Основные принципы, которыми необходимо руководствоваться в процессе разработки пиктограмм: Ассоциативный ряд. При создании пиктограммы, на этапе анализа, необходимо перечислить те образы, слова и словосочетания, которые ассоциируются с предметом разрабатываемой пиктограммы. На этой основе осуществляется построение ассоциативных цепочек. Все это позволит найти необходимое графическое решение, которое после необходимой интерпретации и художественной обработки будет положено в основу пиктограммы. Например, такие ассоциативные цепочки на тему «Форум»: Общение – люди – изображение человеческих силуэтов. Обмен информацией – сообщения – изображения листов бумаги. Поиск информации – вопрос участникам форума – изображение вопросительного ряда. Доступность. Любая пиктограмма должна быть интуитивно понятна большинству пользователей. Чаще всего использование данного принципа строится на сложившихся стереотипах мышления человека. Однако, здесь надо ориентироваться на максимальную однозначность воспринимаемой информации и невозможности разночтений в трактовке пиктограммы. Оригинальность. Оригинальность пиктограмки – это свежий взгляд на устоявшиеся вещи.
Вопрос 9. Характеристика шрифта 1. ШРИФТ ― 1) графическая форма знаков определенной системы письма; 2) система букв, цифр и других графических знаков, имеющих общую закономерность формообразования, обусловленную конкретной языковой ситуацией. Шрифты различаются по характеру рисунка (гарнитуре), наклону (прямой, курсивный, наклонный), насыщенности (светлый, полужирный, жирный), размеру (кеглю) и т.д. 2. БУКВА ― графический знак, который сам по себе или в соответствии с другими знаками традиционно используется для обозначения на письме фонем, их основных вариантов или их типичных последовательностей.
ЭЛЕМЕНТЫ БУКВ 1. Основной штрих 2. Соединительный штрих 3. Засечки 4. Вертикальные засечки. Классификация шрифтов: 1. РУБЛЕНЫЕ ШРИФТЫ: равноширинные закрытые или полузакрытые шрифты без засечек.
2. ШРИФТЫ С ЗАСЕЧКАМИ:
3. ДЕКОРАТИВНЫЕ ШРИФТЫ Имеют произвольный рисунок символов, применяются только для коротких заголовков. 4. СИМВОЛЬНЫЕ ШРИФТЫ ― знаки символьных шрифтов представляют собой не буквы, а различные символы.
Выделяют два типа композиции: 1. замкнутую Неограниченную.
Под замкнутой композицией понимается композиция, ограниченная со всех сторон, не связанная с окружающей средой. Это композиция, которая вписывается в определенную форму и подчиняется ей. В замкнутой композиции элементы связаны таким образом, что наш взгляд переходит от одного элемента к другому, замыкаясь на них и не выходя за пределы. Эта композиция характеризуется центростремительностью и полной изоляцией, она сама по себе, она самодостаточна. У такой композиции может быть только внутренняя динамика.
Под неограниченной композицией понимается композиция, связанная своими элементами с плоскостью изображения и пространством, ее окружающим. Способы таких связей могут быть различными: 1. Или это формы элементов, не законченные в плоскости изображения, а предполагаемое их завершение находится за пределами ее. 2. Или это формы (элементы), которые композиционно могут быть продолжены повтором за пределами плоскости или пространства изображения. Таким образом, это композиция открытая, фрагментарная.
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-15; Просмотров: 1491; Нарушение авторского права страницы