Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Осевая (поворотная) симметрия.



Осевая симметрия – это симметрия относительно оси, линии пересечения двух или большего числа плоскостей симметрии.

Осевая симметрия связана с вращательным движением и поворотом элементов вокруг центральной оси. Поэтому этот вид симметрии также называют центрально-осевым.

Ось симметрии – это линия, при полном обороте вокруг которой фигура приходит в совмещение сама с собой. Во фронтальных (плоскостных) композициях центральная ось симметрии проецируется в точку (т.е. мы как бы смотрим на ось «с торца»), в соответствии с этим, визуально, происходит вращение элемента вокруг центральной точки.

 

Зеркально-осевая (смешанная) симметрия.

Данный вид симметрии может быть образован двумя различными способами. В соответствии с этим можно выделить два типа зеркально-осевой симметрии.

1 тип. Здесь разные элементы произведения подчиняются разным видам симметрии, образуя сложные композиции. То есть в одной композиции совмещаются и зеркальная и осевая виды симметрии.

 

Зеркально-осевая (смешанная) симметрия.

2 тип. Это вариант, когда в осевой композиции элементы имеют симметричное строение и их четное количество. Таким образом, данная композиция может быть получена, как путем вращения элементов вокруг центральной оси, так и путем зеркального поворота вокруг вертикальной или горизонтальной плоскостей симметрии.

 

 

Асимметрия

Наряду с симметрией в композиции широко применяется и асимметрия, т.е. вариант композиции, при котором в сочетании и расположении элементов осей и плоскостей симметрии не наблюдается.

Однако, если рассматривать данное средство композиции в широком его понимании, то можно определить асимметрию как полное отсутствие или нарушение симметрии.

Таким образом, можно выделить два варианта решения асимметричной композиции:

1 вариант - когда в композиционном произведении полностью отсутствуют оси и плоскости симметрии

(рис 1.)

 

 

2 вариант - когда композиция в своей структурной основе имеет симметричное строение, но эта симметричность расположения нарушена несоответствием различных характеристик парных элементов. Это нарушение может быть за счет изменения формы, размеров, расположения в пространстве, тона, цвета. Здесь асимметрия нарушает статичность, сохраняя, однако ориентацию относительно оси, хотя при этом и отклоняется от нее. Данный вариант асимметричной композиции называют диссимметрией.

В композиции представленной на рис. 2 нарушение симметрии осуществлено за счет изменения расположения в пространстве парных элементов.

(рис 2.)

 

 

Вопрос 6. Ритм как средство организации композиции

 

Ритм – это одно из средств, наиболее часто употребляемых для создания гармоничной композиции. Ритм является одним из важных средств приведения многообразных элементов формы к единству, упорядочения их расположения.

Ритм (от греч. rhythmos) буквально означает такт, мерность, мерное течение.

Ритм - это чередование каких-либо элементов (форм) в определенной последовательности.

Важнейшим признаком ритма является повторяемость элементов (форм) и интервалов между ними.

Ритмические повторы могут быть равномерными, убывающими или нарастающими. В зависимости от этого повторяемость может быть двух типов: статическая (метрическая) и динамическая.

На основе данной повторяемости выделяют два типа ритмов: статический и динамический.

1. Статический ритм – это порядок, при котором присутствуют простейшие проявления ритма. В этом случае композиция состоит из элементов, повторяющихся через одинаковые интервалы. Примерами служит расположение колонн в античных храмах (рис. 5), расположение однотипных станков в цехе, кнопок приборов и т.д. (рис. 6). Метрическая упорядоченность форм в технике связана в большинстве случаев с требованиями к конструкции.

 

2. Динамический ритм – это метрический ряд в перспективном увеличении или уменьшении размеров элементов и интервалов или тех и других одновременно.

Таким образом, динамический ритм проявляется в закономерном изменении порядка, и зрительная реакция на ритм – это реакция на «порядок», но порядок не метрический, а ритмический.

Активный динамический ритм задает сильное композиционное движение.

Изменяя порядок нарастания или убывания ритмического ряда, объем элементов, их площадь, структурную насыщенность, тональности и т. п., можно усиливать или ослаблять динамичность формы.

 

 

Вопрос 7. Физические основы цвета. Цветовая гамма

 

ЦВЕТ ― это зрительное ощущение, возникающее в органе зрения человека при воздействии на него световых волн видимого диапазона.

 

Свет в физике ― это электромагнитное волновое движение.

 

Все цвета подразделяются на хроматические и ахроматические.

АХРОМАТИЧЕСКИМИ называют белый, черный и все серые цвета (полученные от смешения белого и черного). В их спектры входят лучи всех длин волн в равной степени, причем энергия отдельных монохроматических лучей, составляющих эту смесь, одинакова.

 

 

ХРОМАТИЧЕСКИЕ цвета – это все спектральные, а также многие другие природные цвета. В спектрах этих цветов всегда имеется преобладание какой-либо длины волны (максимум).

 

Для однозначного определения (спецификации) цвета используется система психофизических характеристик.

К психофизическим характеристикам цвета относятся:

1. ЦВЕТОВОЙ ТОН – это качество цвета, которое позволяет сравнить его с одним из спектральных или пурпурных цветов, и дать ему название (красный, желтый, синий и др.). Пурпурные цвета образуются при смешении красного с фиолетовым.

Цветовой тон измеряется длиной волны излучения, преобладающего в спектре данного цвета, и является основной характеристикой цвета. Пигментное обозначение природных цветов определяют с помощью пространственной системы (цветовой круг и т.д.). Ахроматические цвета не имеют цветового тона.

2. СВЕТЛОТА – это степень отличия данного цвета от черного.

Она измеряется числом порогов различения (n) от данного цвета до черного. Её можно также оценить субъективно – чем светлее цвет, тем больше его светлота. Наиболее наглядно светлоту можно представить в ряду разбелов или зачернений (2). Ахроматические цвета отличаются лишь светлотой.

 

 

3. Насыщенность – это степень отличия данного хроматического цвета от равнояркого (равного по светлоте) ахроматического.

Измеряется числом порогов различения (n) от данного цвета до ахроматического.

 

Еще одной дополнительной субъективной характеристикой, позволяющей сравнить хроматические цвета между собой, является температура.

«Температура» цвета представляет собой его относительную теплоту или холодность.

В основе деления цветов на «теплые» и «холодные» лежат природные ассоциации, а именно температурные ассоциации, связанные с проведением аналогий с цветом холодных и раскаленных предметов.

 

 

Гамма цветовая (греч. gamma) – в изобразительном и декоративном искусствах, а также дизайне, понимается как ряд гармонически взаимосвязанных оттенков цвета (с одним доминирующем оттенком) используемых при создании художественных произведений.

Понятие гаммы тесно связано с понятием гармонии, т.к. гамма – это одно из средств гармонизации цвета.

Различают следующие виды гамм: теплая,

холодная,

смешанная.

Это деление связано с психофизиологическим воздействием цветовых оттенков, а именно с такой характеристикой цвета, связанной с ассоциациями, как «температура цвета» (см. выше).

1. Теплая гамма – это гамма, полученная путем использования цветов с теплым оттенком

 

2. Холодная гамма – это гамма, полученная путем использования цветов с холодным оттенком

 

3. Смешанная гамма представляет собой равновесие теплых и холодных оттенков цветов. Холодные и теплые оттенки цветов должны быть в равных отношениях, правах

 

Вопрос 8. Графические знаки и символы. Пиктограмма

 

 

1) пиктограмма – это знак, и соответственно должна отвечать требованию знаковости, т.е. быть лаконичной, узнаваемой и эстетически выразительной;

2) если пиктограмма достаточно схожа по степени изобразительности с отображаемым реальным объектом, то все равно, она должна выступать в качестве модели данного объекта, т.е. в лаконичной форме изображать и выражать его наиболее характерные черты и признаки.

3) пиктограмма должна быть в максимальной степени узнаваемой, т.е. ее лаконичная знаковость должна максимально просто и понятно говорить о той информации, которую она передает.

 

Основные принципы, которыми необходимо руководствоваться в процессе разработки пиктограмм:

Ассоциативный ряд.

При создании пиктограммы, на этапе анализа, необходимо перечислить те образы, слова и словосочетания, которые ассоциируются с предметом разрабатываемой пиктограммы. На этой основе осуществляется построение ассоциативных цепочек. Все это позволит найти необходимое графическое решение, которое после необходимой интерпретации и художественной обработки будет положено в основу пиктограммы.

Например, такие ассоциативные цепочки на тему «Форум»:

Общение – люди – изображение человеческих силуэтов.

Обмен информацией – сообщения – изображения листов бумаги.

Поиск информации – вопрос участникам форума – изображение вопросительного ряда.

Доступность.

Любая пиктограмма должна быть интуитивно понятна большинству пользователей.

Чаще всего использование данного принципа строится на сложившихся стереотипах мышления человека. Однако, здесь надо ориентироваться на максимальную однозначность воспринимаемой информации и невозможности разночтений в трактовке пиктограммы.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-15; Просмотров: 1048; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.024 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь