Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


В плоскостной композиции. Равноценность в композиции



 

Способами соотношения между элементами и пространством композиции произведения являются соподчинение и равноценность.

Закономерность «соподчинение» есть не что иное, как выделение центра композиции, которому подчиняются все остальные элементы, неразрывно связанные между собой и со своим положением на плоскости, усиливающие основную идею композиции.

Композиционный центр выделяется исходя из содержания будущего произведения и его конструктивной идеи. Центр композиции – это главный элемент (центр внимания), подчиняющий второстепенные элементы.

Таким образом, в композиции есть главное и второстепенное, т.е. возникает определенная иерархия. Иерархия композиции задает последовательность восприятия элементов составляющих композиционное произведение.

Главный элемент будет более значимым, более заметным, чем остальные. Он будет играть главенствующую роль в композиции. Такой элемент называют доминантой. Внутреннее организующее начало в композиции с первого взгляда обнаруживается благодаря наличию доминанты – смыслового центра, где завязывается основное действие, возникают основные связи. С доминанты начинается восприятие произведения, она как бы точка отсчета, эмоционально смысловой и структурный центр.

В качестве центра композиции может выступать какой-либо один элемент, пространство, или часть произведения (группа элементов).

Помимо доминанты в композиции могут присутствовать еще 1-3 значимых элемента, которые будут являться тоже главными элементами, но второго порядка. На них взгляд зрителя благосклонно останавливается после изучения доминанты. Это акценты.

Все остальные элементы, которые составляют композицию, и которые мы рассматриваем, замечаем в последнюю очередь, являются второстепенными.

 

Вторым способом соотношения между элементами и пространством композиции является равноценность. Это значит, что элементы (части) композиционного произведения организованы по принципу равноправия, т.е. элементы равноценны по значимости. Здесь нет ни главного, ни второстепенного.

Здесь, ведущим принципом является расположение элементов на изобразительной плоскости и их взаимодействие между собой. В основном элементы располагаются равномерно по всей изобразительной плоскости.

 

Вопрос 3. Составление композиционного центра

Композиционный центр зависит от следующих факторов:

Величина.

Композиционный центр зависит от своей величины и размеров подчиненных ему элементов. Если сделать какой-либо элемент композиции самым крупным, то он будет являться доминантой: нечто большое, величественное, громадное, грандиозное не может не привлечь внимания.

Положение на плоскости во взаимодействии с другими элементами.

2.1. Обычно организуется незаполненное пространство вокруг элемента, а второстепенные элементы группируются отдельно и как можно больше сближаются. Таким образом, в данном случае, главный элемент всегда является обособленным по отношению к остальным.

2.2. На элемент указывают силовыми линиями композиции, как бы направляют взгляд зрителя к нему. Здесь все решается направлением сторон, образующих силуэты второстепенных элементов, и их направлением по отношению к элементу.

В данном случае, даже малый элемент может доминировать над остальными и быть центром композиции

 

 

3. Форма элемента, отличная от формы других элементов композиции.

Это может быть также сложная, активная, выразительная форма элемента среди простых и невыразительных форм. Также может быть наоборот, когда форма элемента выступающего в качестве центра композиции – достаточно проста, а формы второстепенных элементов – сложные и выразительные.

Фактура.

Композиционный центр зависит от фактуры элемента, отличной от фактуры других элементов; т. е. фактурность элемента являющегося композиционным центром должна отличаться от фактурности второстепенных элементов.

 

5. Цвет. Цвет элемента (который мы хотим выделить как центр композиции) должен быть отличным от цветов других элементов композиции.

Данное цветовое отличие может быть выражено с помощью применения:

  • контрастного (противоположного) цвета к цвету второстепенных элементов;
  • хроматического цвета (например, красного или желтого) среди ахроматических (например, черных и серых), и наоборот;
  • яркого цвета в нейтральной среде и наоборот - нейтральный цвет в пестрой среде;
  • теплого цвета элемента при общей холодной гамме второстепенных элементов, и наоборот;

 

Проработка элемента.

Композиционный центр может определяться также тщательной проработкой элемента по сравнению с остальными: тщательно проработанный объект больше привлечет внимание, чем обобщенный, сглаженный.

 

7. Выделение элемента светом: светлое пятно привлекает внимание больше, чем затемненное. Это может быть имитация освещения, например, в живописном изображении, или это может быть настоящая подсветка (освещение) элемента, например, в интерьере.

 

Вопрос 4. Контраст. Нюанс. Тождество

Контраст – средство организации композиции и средство гармонии.

Контраст – это резкое отличие композиционных элементов (предметов, форм) по тем или иным категориям: размеру, форме, тону, цвету, отношению к пространству и т.д.

Контраст – это противопоставление, резко выраженное различие композиционных элементов, их свойств и характеристик. Контрастные отношения, противопоставляя основные элементы, характеризующие форму, являются движущим стимулом развития формы.

Контраст может быть одномерным, когда противопоставляется только одна характеристика элементов, и многомерным, когда сравнивается несколько категорий (параметров).

Примеры одномерных контрастов:

  1. Контраст по размеру

 

 

  1. Контраст по форме

 

Контраст по тону

 

Пример многомерного контраста:

Нюанс – средство организации композиции и средство гармонии.

Нюанс это отношение элементов композиции, незначительно отличающихся по своим свойствам друг от друга (размеру, форме, тону, цвету, отношению к пространству и т.д.).

В композиции нюанс применяется, в основном, как средство, смягчающее жесткость построения произведения, как смягчающее средство для дополнения контраста.

Нюанс может быть как одномерным, когда противопоставляется только одна характеристика элементов, так и многомерным, когда сравнивается несколько категорий (параметров). Даже вся композиция может быть построена на нюансах.

 

Примеры одномерных нюансов:

1. Нюанс по размеру

 

2. Нюанс по форме

 

3. Нюанс по тону

 

Примеры многомерного нюанса

 

 

 

Тождество – средство организации композиции и средство гармонии.

Тождество – это повтор элементов одинаковых (подобных) по своим качествам: по форме, размеру, тону и расположению на плоскости.

В основе создания тождественной композиции заложено ритмичное построение.

Тождество используется в тех случаях, когда нужно подчеркнуть равенство элементов, организовать монотонность, создать фактурную поверхность. Композиции, построенные на принципе тождественности элементов, имеют успокаивающий характер.

Тождество, как средство композиции, используется в основном в декоративно-прикладном искусстве и дизайне, где тождественность оправдывается тем, что позволяет множить один раз найденный элемент в неограниченной композиции.

 

 

Вопрос 5. Симметрия, асимметрия как средство организации композиции

 

 

Симметрия – это тождественное расположение элементов относительно точки, линии (оси) или плоскости симметрии, воспринимаемое глазом как особый вид упорядоченности, равновесия и гармонии.

При повороте композиционного элемента вокруг оси или плоскости симметрии они должны полностью совмещаться друг с другом. Для симметричной организации композиции характерны уравновешенность ее частей по массе и форме, также другим категориям построения. Симметрия подразумевает равноценность, равновеликость. Благодаря симметрии композиция приобретает устойчивость и равновесие. Она придает изображению статичность, покой.

Основными видами симметрии являются:

1. Зеркальная.

2. Осевая (поворотная).

3. Зеркально-осевая (смешанная).

 

Зеркальная симметрия.

Зеркальной называется симметрия, в которой элементы композиции расположены на одинаковом расстоянии от плоскости симметрии и при наложении друг на друга их фигуры совпадают по всем точкам, т.е. одна фигура зеркально повторяет другую.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-15; Просмотров: 949; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.024 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь