Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Современные тенденции и проблемы развития традиционной культуры народов Прикамья.
Пермский край – один из крупнейших полиэтничных субъектов Российской Федерации. По результатам переписи 2002 г. численность народов, проживающих на территории Пермского края, достигла 120. Этническое многообразие активно поддерживается за счет миграционных процессов. На сегодняшний день наиболее многочисленными этносами в крае являются: русские – 83% численности населения, коми-пермяки – 6, 2%, татары – 4, 6%, башкиры – 1, 4%, удмурты – 0, 9%, украинцы – 0, 9%, белорусы – 0, 4%, немцы – 0, 4%, азербайджанцы – 0, 2%, армяне – 0, 2%, марийцы – 0, 2%, чуваши – 0, 2%, евреи – 0, 1%, мордва – 0, 1% [17]. Другие – менее 0, 1%, однако имеют свои национально-культурные центры и активно взаимодействуют с региональными властями (грузины, киргизы, корейцы, поляки, таджики, узбеки, цыгане, чеченцы и казаки). Коми-пермяки и коми-язьвинцы: Пермский край – единственное место расселения и проживания коми-пермяков и коми-язьвинцев. Вероятно, в ближайшие годы численность коми-пермяков будет сокращаться вследствие низкой рождаемости, высокого уровня младенческой смертности, кризиса института семьи, деструктивных социальных явлений, в том числе и пьянства. Можно говорить о том, что фактически происходит утрата коми-пермяцкого языка, так как зачастую потенциальные носители коми-пермяцкого языка среди молодежи либо его не знают, либо не используют в качестве языка общения. Одна из важнейших проблем - утрата этнической самобытности коми-пермяков, ее можно свети к нескольким положениям: коми-пермяки не имеют возможности получать хорошее образование ввиду низкого уровня жизни; не удается сохранять центры этнической культуры - местный драматический театр и музей; предусмотренное краевыми властями создание и функционирование Института языка, литературы, истории коми-пермяцкого народа, а также проведение посвященных культуре коми-пермяков конференций и фольклорных мероприятий не могут быть адекватной заменой возможной утраты инфраструктуры автономии. Общая численность коми-язьвинцев сегодня – около 5 тысяч человек, компактной территорией их проживания являются сельские поселения Красновишерского района. Это воображаемое этническое сообщество пытается добиться статуса коренного малочисленного народа. Однако хотя они и представляли собой довольно изолированное сообщество, отличавшееся от окрестного населения языком и конфессиональной принадлежностью (язьвинцы – староверы), по мере нивелирования этих особенностей оно практически перестало выделяться из общей массы сельского населения региона. Численность группы неуклонно сокращается. По-существу, этническое самосознание сохраняют только люди старшего поколения, которые еще хоть как-то помнят язык. Говорить о язьвинцах как об этнической реальности сегодня вряд ли уместно: носителей этнического самосознания среди молодежи, принадлежащей к этой этнической группе, фактически нет. Между тем у краевой администрации несколько иной взгляд на эту проблему. Администрацию территории никто не обязывал «возрождать» коми-язьвинцев, региональные власти подержали инициативу общественности, помогли создать Общественный центр коми-язьвинцев и реализовать проект обучения коми-язьвинскому языку в местных школах Казаки: С середины XVI века, после похода Ермака в Сибирь в крае формируется казачье войско. Начало современному казачьему движению в Прикамье было положено на рубеже 1980-90-х гг. С апреля 2001 года Прикамский отдельный казачий округ внесен в Государственный реестр казачьих обществ Российской Федерации. Общая численность казаков Прикамского отдельного казачьего округа на данный момент – более двух тысяч человек. Сегодня прикамские реестровые казачьи общества активно участвуют в охране общественного порядка, пресекают деятельность браконьеров, борются с незаконными вырубками леса, занимаются патриотическим воспитанием молодежи, подготовкой ее к службе в армии, организуют конноспортивные лагеря, детские и молодежные клубы. Удмурты и марийцы пришли в конце XVI – начале XVII в. в южные районы края. Удмурты и марийцы были язычниками и, избегая насильственной христианизации, они сохранили верования и обряды своих предков. Татары в Прикамье образуют одну из групп коренного населения. После падения Казанского ханства свободные земли южного Прикамья быстро заселялись, в том числе и поволжскими татарами. Однако пермские татары неоднородны, исследователи выделяют среди них сылвенско-иренских татар, муллинских татари тулвинских татар и башкир. Многие башкиры уже в начале XX века уже не имели ярко выраженного этнического самосознания. Находясь под длительным влиянием татарского языка и культуры, они стали относить себя к татарам. Татары Прикамья, как и все татары в России, активно подчеркивают свою этничность, склонны проявлять гиперэтничность и в этнополитическом смысле являются одной из самых «беспокойных» этнических групп и «проблемных» для региональных властей. Отношение к этническим группам (со стороны русского населения) разное. Самыми близкими воспринимаются народы славянского происхождения – украинцы и белорусы. Однако украинцы часто недовольны качеством российско-украинских отношений. На втором месте – коренные народы Прикамья: татары, башкиры, коми- пермяки, удмурты. Так, наиболее близкими к себе русские считают коми-пермяков и удмуртов – добродушных и открытых и в тоже время деревенских и простоватых. Здесь комплекс «старшего брата» реализуется в полной мере. По отношению к татарам эта покровительственность сменяется большим уважением, но и большей подозрительностью, особенно в части деловых экономических качеств. Самую «чуждую» категорию образуют народы Кавказа и Закавказья, Средней Азии, цыгане. Сами представители этнических меньшинств менее склонны видеть в русских «доброго соседа». По их мнению, этот сосед часто бывает навязчивым и нерациональным, к тому же плохим работником и ненадежным партнером. Поддержка традиционной народной культуры Культурно-исторические традиции региона достаточно разнообразны. Одной из ярких и вечных традиций был и останется праздник татар и башкир Сабантуй. Сроки проведения сабантуя в разных деревнях были разными, что позволяло гостям из других деревень участвовать в празднике. За несколько дней до праздника юноши с гармонью, скрипкой обходили деревню, заходя в каждый дом. 1 или2 парня несли шест на котором крепили подарки. На самом празднике проводились многочисленные состязания: скачки на лошадях, борьба на полотенцах, лазанье на шест и множество других. В которых проверялась сила и ловкость участников. У Татаро-башкир было известно 2 варианта проведения праздника: весной, до начала посевных забот и после их завершения. Блюд которое являлось традиционным на этом празднике – воронья или грачиная каша. Готовили в котле яичницу из яиц и масла. Масленица. У коми-пермяков обязательно на неделе зять приезжал в гости к теще, теща подносила зятю стопку вина, он выпивал её и клал в стопку денежки – подарок теще. Теща брала подарок и целовала зятя. У удмуртов в первый день масленицы молодёжь обходила дома, деревни, спящих вытаскивали на улицу и бросали в снег (в этот день предписывалось всем вставать пораньше). У марийцев на время масленицы налагался запрет на прядение, само празднование и название масленицы Марийцы объясняют тем, что в этот период телятся коровы, поэтому необходимо всех угощать молоком и маслом. Народные промыслы и ремесла Прикамья занимают важную нишу в сохранение и передачи культурно-исторических ценностей. Культура Прикамья всегда развивалась в диалоге традиций разных народов. Узорное вязание и ткачество коми-пермяков и русских соседствовало с шитьем тюбетеек и многоцветным ткачеством полотенец и паласов перм. татар и башкир. Браное узорное ткачество сохраняется в коми-пермяцких деревнях, у татар Сылвенско-Иренского поречья. Вышивание тюбетеек до настоящего времени продолжает развиваться в татарских и башкирских деревнях Бардымского р-на. Некоторые промыслы и ремесла, зародившиеся в Прикамье в прошлом, и сегодня являются гордостью края. Так, бурачный промысел (по типу бидончиков короче высоких из березы делали), имеющий древние корни, сохраняется и развивается в Прикамье уже не одну сотню лет. В программе по гармонизации межнациональных отношений в Пермском крае декларируется решение такой задачи, как «обеспечение сохранения, развития и популяризации лучших образцов национальных культур, народного творчества как основы развития культурно-исторического наследия Пермского края и создание условий для культивирования традиционных национальных видов спорта с целью пропаганды здорового образа жизни среди населения края».Для края характерно этническое многообразие. Поэтому приоритетами Программы являются сохранение и развитие этнической уникальности народов, для которых территория Пермского края является исконной и единственной территорией проживания, – коми-пермяков и коми-язьвинцев; создание условий для самостоятельного развития (с учетом удовлетворения национальных потребностей) народов, традиционно населяющих Пермский край (русские, татары, башкиры, белорусы, украинцы, удмурты, марийцы, чуваши, евреи, поляки, немцы); содействие представителям этнических диаспор, формирующихся в рамках современных миграционных процессов, в социальной адаптации и интеграции в местное региональное сообщество. Сохранение национально-культурной самобытности народов и культурно-исторического наследия Пермского края осуществляется в сфере культуры (поддержка деятельности национальных творческих коллективов, проведение национальных и межнациональных фестивалей, смотров, конкурсов и других культурных акций); в спортивной сфере; через издательскую деятельность (издание литературы на национальных языках; издание художественной, научно-публицистической литературы этнологического характера). В регионе оказывается поддержка традиционным культурам финно-угорских народов (с 2006 года проводится этнофутуристический фестиваль финно-угорских народов «Камва»), татаро-башкирского населения (ежегодно проводится традиционный праздник татар и башкир «Сабантуй»), а также русского населения (межрегиональный форум «Русский мир» с 2004 года и «Дни славянской письменности и культуры в Прикамье»). О некоторых народах, проживающих в Прикамье, выпускаются этнографические исследования. Выходят исследования, посвященные и отдельным народам, в частности, полякам, татарам и башкирам, коми-пермякам, пермскому казачеству, немцам, коми-язьвинцам. Политика в сфере этнокультурного образования: В законе " О регулировании отдельных вопросов в сфере образования Пермского края» разъясняется понятие «национальное образование» и гарантируется право на его получение. Разработанная на региональном уровне нормативная база по регулированию отношений в сфере национального образования способствует стабильному функционированию и развитию национальных образовательных учреждений как инструмента сохранения и развития языка и культуры народов Прикамья. Кроме того, в 2005 году коллегия департамента образования края решила развивать этнокультурный компонент: оптимизировать этнокультурный компонент в образовательных программах дошкольных и общеобразовательных учреждений, в учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования; при формировании регионального (национального) стандарта общего образования и регионального учебного плана предусмотреть возможность содержательного наполнения этнокультурной составляющей образовательной программы учреждения; разработать систему мер по поддержке школ с преподаванием национального языка как родного в местах компактного проживания национальных групп. Наблюдается некоторое сокращение учреждений с этнокультурным образовательным компонентом (но в целом за период 2003-2010 гг. можно говорить о стабильной численности образовательных учреждений этнокультурной направленности). Во многом по причине того, что оно не востребовано. Этнические группы предпочитают обучать детей на русском языке, так как это создает условия для достижения большего успеха детьми в будущем. Так, в 2003 г. имелось 131 национальное образовательное учреждение, в 2005 г. – уже 125. Поддержка СМИ: Развитие системы межэтнической коммуникации посредством СМИ и максимального использования ресурсов масс-медиа для укрепления общенациональных ценностей на региональном уровне – одно из важнейших направлений работы администрации Пермского края. На договорной основе было организовано вещание по национальной тематике пермской государственной телекомпании (телепередачи на национальных языках; тематические телерепортажи по актуальным вопросам национально-культурного развития народов региона; освещение событий национальной сферы в новостийных передачах; создание телевизионных фильмов – о самобытности коми-пермяцкого и коми-язьвинского, татарского и башкирского народов). Законодательное обеспечение этнокультурной политики региона: Пермский край первым в России применил программно-целевой подход к решению межэтнических проблем. Так, с 1993 по 2008 год реализовано четыре региональные целевые программы: «Поддержки развития национальных культур народов Прикамья» на 1993-1995 и 1996-1998 годы, «Гармонизации национальных и межнациональных отношений народов Прикамья» на 1999-2003, 2004-2008. На данном этапе реализуется программа гармонизации межнациональных отношений на 2009-2013 гг. Программы являются базовыми документами для регулирования и конкретным механизмом реализации региональной этнокультурной политики. Кроме того, среди нормативных актов регулирующих этнокультурную политику можно выделить Закон Пермского края «О регулировании отдельных вопросов в сфере образования Пермского края» [28], в статье 12 которого разъясняется такая категория как «национальное образование» и гарантируется право на его получение. Также можно выделить среди данных актов Положение «О координационном совете по национальным вопросам администрации края», в котором закрепляются права, обязанности и ответственность данного совета по решению межэтнических проблем. Таким образом, для Пермского края характерен комплексный подход к решению межэтнических проблем. |
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-15; Просмотров: 784; Нарушение авторского права страницы