Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Методы и технологии в постановке шоу-программ



Шоу-программа - пышное сценическое зрелище с участием " звезд" эстрады, цирка, спорта, джаз-оркестра, балета на льду и т.п. 1) яркое эстрадное представление, развлекательная программа (телевизионное шоу, иллюзион-шоу, концерт-шоу); 2) нечто показное, рассчитанное на шумный внешний эффект.

Словарь по эстетике дает более расширенное понятие термина, характеризующее шоу как явление культуры и искусства: “Шоу (англ. Show -- зрелище, показ) -- спектакль в широком смысле слова, который на Западе нередко сопровождает проведение каких-либо мероприятий в общественной или культурной жизни, например, конкурсы красоты, вручение театральных, литературных премий и т.п.

В Энциклопедическом словаре по культурологии 1997 года издания дается такое определение данного: “Шоу (англ. Show) -- массовое зрелище, один из главных элементов “массовой культуры”, рассчитаный на психологическое воздействие на зрителя. Этим обусловлена внешняя крикливость и частая вульгарность подобного рода мероприятий, апелляция к средним вкусам обывателя. В современной западной культуре шоу всячески рекламируется как один из наиболее демократичных видов искусства, что, впрочем, вовсе не исключает, а напротив, предполагает их широкое использование во всякого рода политических акциях, избирательных компаниях и т.д. Из анализа этимологии слова, представленного в различных словарях можно выделить две стороны понятия: I. То, что показывается как образец (сюда относятся такие явления культурной жизни, как спектакли, карнавалы, театрализованные шествия, цирковые представления, показы мод, политические акции, телевизионные программы, кинопремьеры, конкурсы красоты, презентации и т.п.) и характеризуется как действие, направленное на восприятие кем-либо, имеющее определенные характеристики внешнего вида; 2. характеристика структурных составляющих шоу, являющихся общими для всей совокупности данного явления.

Технологии:

Методика подготовки:

  1. Создание постановочной группы:

сценарист-режиссер

художник

музыкальный руководитель

осветитель

  1. Создание сценария:

=1 вариант - социальный заказ

=2 вариант - плановое мероприятие

Определение темы (О чем? )

Определение сверхзадачи (Ради чего? )

Подбор и исследование материала (художественного или документального)

Выбор формы воплощения замысла (концерт, шоу-программа, конкурсная программа и др.)

Написание сценария (Много слагаемых в создании сценария концертного действия. Здесь идея, и сюжет, и общий драматургический «ход», и жанровое определение массового действа, и органическое слияние художественных и документальных материалов, и сплав слова, музыки, песни, танца, изобразительного искусства, света, киноматериалов, пластики, и определение общего темпо-ритма представления, и наполнение эпизода разножанровыми номерами, сцепка эпизодов в единую драматургическую конструкцию. С помощью монтажа все эти компоненты сценария должны быть выстроены в действенную линию, где каждый элемент действия постоянно взаимно влияет друг на друга, находясь в тесной связи.)

Подбор выразительных средств (музыка, свет, костюмы, декорации)

Составление сметы расходов

  1. Постановка мероприятия:

Распределение обязанностей среди членов постановочной группы

Подготовка декорационного и музыкального оформления, костюмов

Реклама мероприятия (СМИ, афиши, пригласительные билеты)

Репетиционный период (подбор участников и распределение ролей, расписание репетиций, постановка концертных номеров)

  1. Проведение мероприятия (с фиксированием на видеопленку)
  2. Анализ мероприятия с использованием отзывов и видеоматериала.

Характеристики шоу-программ: массовость участников и зрителей; товарность производимой продукции; особый тип зрелищности, основанный на аттракционности воздействия на зрителя; программность действия, в основе построения которого лежат архетипы массового сознания и массового успеха.

Единицей воздействия в зрелищных искусствах является аттракцион. Липков классифицирует: 1) преднамеренные и непреднамеренные; 2) по эффекту, на который они рассчитаны и 3) по содержанию. Их несколько: аттракцион-неожиданность, аттракцион-рекорд, аттракцион-красота, аттракцион-уродство, аттракцион-диковина, аттракцион-чудо, аттракцион-казус, аттракцион-тайна, аттракцион-запрет, аттракцион-скандал, аттракцион-риск, аттракцион-смерть, аттракцион-насилие, аттракцион-катастрофа.

Шоу-программа - это быстрая и непрерывная смена ощущений, неожиданностей и эксцентрических разрешений сценических ситуаций. Шоу представляет из себя «сгущенное зрелище». При этом качество сгущенного зрелища выше обычного качества эстрадного искусства: максимум разнообразия, максимум выразительности.

Структурные составляющие технологии постановки шоу-программ

1) номер: программа состоит из отдельных номеров, над каждым из которых работает группа специалистов, а воплощает артист. В работе над номером, ее последовательности нет четких границ. Как правило, многое в ней идет параллельно, а порой переплетается. В нее (работу) чаще всего вторгается интуитивное начало творчества. Кратковременность исполнения, являющаяся одной из особенностей эстрадного номера диктует не только предельную концентрированность выразительных средств, не только лаконизм всех элементов номера, но и обязывает режиссера и исполнителя отсечь все лишнее, сосредоточить свое внимание на создании яркой образной метафоры. Исполнительский успех номера во многом зависит от придания ему актером личностного характера, что, прежде всего, достигается соответствующим душевным настроем, степенью воодушевления, эмоциональности артиста. Специфика концертно-зрелищных программ предполагает, что один и тот же номер актер исполняет много раз. Меняются залы, зрители, слушатели, а созданный номер обычно живет долго (не меньше сезона). В идеале от многоразового исполнения он (номер, репертуар) должен становиться отточеннее, глубже, ярче.

2) драматургия шоу-программ. Именно она является сюжетно-образной концепцией, где само драматургическое действие создается через выстраивание и проигрывание сюжетно-образного решения программы. Работа над созданием сценария начинается с того, что Маяковский называл «социальным заказом», -- с осмысления темы, с поиска наиболее выразительного, оптимального драматургического ее решения. Драматургия шоу-программ отлична от театральной и имеет свои особенности. Экспозиция, конфликт, кульминация приобретают в драматургии концертно-зрелищной программы специфические черты, обусловленные монтажной структурой, где конфликтность существует не в результате возникающего контрдействия и противоборствующих сил, а в монтажном соединении, «сборке» разнородных эпизодов, номеров и «аттракционов». Само соединение различных явлений в единую монтажную структуру конфликтно по своей сути, обладает определенной возможностью возникновения противоборствующих сил, ибо многие жанры, сведенные воедино, вступают во взаимовлияние, взаимодействие, т. е. в борьбу жанров между собою. В результате этой борьбы сплавляется единая монтажная структура, дающая в конечном итоге новое качество -- драматургию, основой которой является не традиционное действие и контрдействие, приводящее к конфликту, а некая диалогичность различных тем и жанровых разновидностей. Здесь нужно отметить экспозицию, вводящую в «условия игры», развитие действия в монтажной структуре, построенной на жанровой диалогичности различных эпизодов и номеров, кульминацию и финал. Эти главные опорные вехи драматургии концертно-зрелищной программы дают основание говорить о рождении новой своеобразной разновидности драматургии. Сценарно-монтажная структура концертного действия не вытягивается по прямой, идущей ровно и спокойно. Монтаж является сборкой различных и разнородных элементов. Поэтому сценарий выстраивается скорее по спирали, где каждый эпизод или номер - это самостоятельное ее кольцо, и одновременно они устремлены по вертикально восходящей линии к вершине спирали, т. е. к смысловой кульминации сценария. Действие концертного зрелища (в отличие от театрального) лишено прямой последовательности и содержит в себе отступления, остановки, задержки, возвращение событий, переключение словесного материала на пластический, от пластического -- к музыке, от музыки -- к слову и т. д. И поэтому сюжет излагается в свободной драматургической структуре, где остановки действия зачастую приобретают большее значение, нежели его поступательное развитие, становясь кульминационными вехами в общей. Каждая такая остановка необходима того, чтобы дать возможность зрителю понять ту или иную или драматическую ситуацию. В концертном действии монтажное сопоставление законченных номеров - эпизодов и диалогичность тем как бы заменяют собой контрастность и конфликт, характерные для традиционной театральной драматургии. В этом коренное отличие драматургии концертного действа от драматургии театральной. В драматургической структуре концертного действия наличествует скорее многоголосие различных тем, нежели единый конфликт действия и противодействия, характерный для традиционного построения драматургии. В концертно-зрелищном представлении диалектика драматического действия возникает и развивается в борьбе противоречий, выявляющихся в процессе монтажной его постановки различных жанровых разновидностей, неоднородным выразительным средствам. Самостоятельность разновидностей, волей художника сведенных в единый действенный ряд, приводит к внутрижанровой борьбе, лежащей в основе диалектики драматического действия в монтажном методе. Борьба противоречий, возникающих при помощи монтажа, приводит к рождению единой динамической структуры, многоплановой и многоголосой, спрессованной единым стремлением к общей цели.

Методы обработки и подачи материала в шоу-программах:

МЕТОД (< гр, methodos - путь исследования, теория, учение), образ действия, способ достижения какой-л. цели, решения конкретной задачи; совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения (исследования, познания) действительности (явлений природы и общественной жизни).

1) МЕТОД АССОЦИАЦИИ, образная обработка художественного материала при к-ром монтажное столкновение и условная образность выразительных средств вызывает личное сотворчество зрителей, включая их воображение и личную образную память.

2) ДРАМАТУРГИЧЕСКИЙ МЕТОД, способ обработки жизненного (впечатлений, наблюдений) или документального материала автором в различные формы и жанры театрального иск-ва
3) МЕТОД ИЛЛЮСТРА'ЦИИ, образная обработка художественного материала, при к-ром описание объекта совпадает с его изображением." Зерно" иллюстрирования - художественное комментирование тех или иных фактов, событий, документов. Способ
существования этого приема предельно прост: подобранный художественно-иллюстративный материал (фрагмент стихов, песен, кинофильмов и т. п.) монтируется " встык" к соответствующим тезисам лекции, беседы, вступления участника или очевидца события.

4) МЕТОД ТЕАТРАЛИЗА'ЦИИ, способ художественной (по законам театра) организации содержания представления и/или массового праздника и реальной и игровой деятельности его участников. Двойственность функции театрализации, синтезирующей реальную и художественную деятельность, обусловлена потребностью людей в особые моменты жизни осмыслить необыденное значение того или иного события, выразить и закрепить чувства по отношению к нему, стремлением к духовному общению, к массовому творческому самовыражению.

5) ИНСЦЕНИРО'ВКА (лат. т - на + scene -сцена), 1) (в театре, на эстраде) перевод в драматургическую форму повествовательного, поэтического, документального произведения, в к-ром рассказ сочетается с показом. Главное своеобразие работы над воплощением И состоит не столько в лаконичности выразительных средств, сколько в том, чтобы найти верное сочетание рассказа и показа, точные решения переходов от авторскою текста к прямой речи и обратно.

6) КОМПИЛЯ'ЦИЯ (< лат. compilatio. букв. - ограбление), накопление выписок, собрание документов; составление сочинений на основе заимствования чужих исследований или чужих произведения (литературная К.) без самостоятельной обработки источников (собственных обобщений или интерпретаций), работа, составленное таким методом; несамостоятельное произведение.

Монтаж – в переводе обозначает сборка, соединение.

  1. В кино это творческий и технический процесс в создании кинофильма, следующий как правило после проведения киносъемок (отбор отснятых фрагментов в соответствие со сценарным и режиссерским замыслом) в цельную художественную композицию.
  2. Подбор и соединение отдельных частей чего-либо (на основе их сравнения, сопоставления) с помощью различных приемов для создания единства, законченного произведения.
  3. Метод конфликтной организации сценарного материала.
  4. Метод собирания образа
  5. Сборка выразительных средств и документального материала в номер или игровой эпизод.

Монтаж называют художественным, поскольку он позволяет из ог­ромного количества материала отобрать и добиться " сочетания элемен­тов в целое", подчиненного идее, без которой не может быть програм­мы.

Принципы:

1. Последовательный. Является формирующей единицей представления. Он же формирует тематический цикл номеров.

2. Параллельный. Диктуется одновременным развитием действия на разных сценических планах. (Например на стадионе могут стать площадками беговая дорожка, зеленое поле и др.)

3. По контрасту. Монтаж номеров, развернутых до значимости эпизодов.

4. Контрапункта. При котором звуковой образ не был бы избыточным дополнением зрительного.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-15; Просмотров: 3339; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.025 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь