Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Виды, уровни, принципы СК проектирования. Практический опыт и проблемы СКП.



Социально-культурное проектирование

это мировоззренческая и технологическая основа целого ряда профессий социально-культурной, социально-педагогической и культурологической направленности, каждая из которых по сути дела представляет собой разновидность проектной деятельности. Конечный результат социально-культурного проектирования –

проект, план, идея, эскиз, идеал, модель, концепция, сценарий и др. Проективная (или проектная) деятельность относится к разряду инновационной, творческой деятельности, ибо она предполагает преобразование реальности, строится на базе соответствующей технологии, которую можно унифицировать, освоить и усовершенствовать.

Виды проектирования:

По методу проектирования: философско-теоретическое, духовно-ценностное, художественное.

По объекту: социальное, педагогическое, инженерное

По предмету: новая вещь, новые свойства старой вещи, услуга, организация, мероприятия, невещные свойства и отношения (мода, реклама, имидж-кампании), законопроект

По направлениям деятельности: образовательные, научно-технические, культурные проекты

Уровни проектирования:

Международные проекты выполняются международными организациями, фондами и группами. По масштабу международный проект может носить планетарный характер и осуществляется в каждой стране мира. Есть международные проекты, которые касаются одного или нескольких континентов. Могут быть международные проекты, которые затрагивают интересы трех и более стран.

Федеральные проекты охватывают своим действием всю территорию РФ. Чаще всего они являются федеральными программами развития культуры.

Региональный проект представляет собой социально-культурную разработку, ориентированную на реализацию в одном или нескольких субъектах федерации (округах), сходных по своим природно-климатическим условиям и историко-культурным традициям. Масштабы регионального проекта могут быть различными и обусловленными традициями регионализации в России. В последнее время широкое развитие получили региональные проекты, осуществляемые в масштабах Федерального округа, объединяющего несколько субъектов федерации.

Муниципальный проект в своей реализации ограничивается масштабами муниципального образования (города, района). Чаще всего в реализации такого проекта активное участие принимают органы местного самоуправления, местная администрация (муниципалитет).

Локальный проект - это всегда малый проект, связанный с реализацией конкретной проектной инициативы в рамках одного социально-культурного института. Разовые или циклические мероприятия учреждений культуры или инициативных групп общественности являют собой яркий пример локального социально-культурного проекта.

Принципы проектирования:

1. Принцип «критического порога модификации», предполагающий учет границ и возможностей управляемости объекта проектирования (который одновременно является субъектом самоорганизации и саморазвития), степени корректируемости социокультурных процессов и оценку социально значимых последствий такой модификации

2. Принцип оптимизации “зоны ближайшего развития” личности — социокультурной среды ее обитания

3. Принцип персонифицированности процесса и результатов социокультурного проектирования.

4. Принцип оптимальной ориентации на сохранение и изменение (т.е. соразмерности традиционных и инновационных механизмов и процессов культурной динамики).

5. Принцип проблемно-целевой ориентации ведущий технологический принцип социокультурного проектирования. Его реализация предполагает прежде всего целевую ориентацию программ на решение различного рода проблем, носителями которых является личность, социальная группа, определенная территория или регион, общество в целом; их направленность на самоосуществление личностей и социальных групп, на самореализацию человека в социокультурной сфере.

Более частными принципами социокультурного проектирования (в основном, технологического характера) являются: принцип соразмерности проектируемых перемен, т.е. их соответствия физиологической, психической, экологической и социокультурной природе человека, выступающего первичным структурным элементом аудитории проекта; принцип социальной и личностной целесообразности, реализация которого заключается в достижении соответствия ожидаемых результатов нормативным целям и личностным потребностям, выработке организационных форм экспериментальной проверки и внедрения наиболее эффективного в социальном отношении варианта из предлагаемых проектных решений; принцип комплексности, предполагающий учет всех основных направлений и форм взаимосвязи человека с его природным, социальным и культурным окружением; принцип реалистичности, требующий решения культурно значимых проблем с опорой на действительные, поддающиеся учету и использованию ресурсы (экономические, кадровые, информационные); просчета экономической целесообразности и социальной эффективности проекта; максимального использования уже имеющихся в культуре позитивных способов решения аналогичных или тождественных проблем; отношения к инновациям как последовательной модификации существующих культурных образцов; обоснования границ применимости и тиражируемости проекта.

В основе классификации проектов лежат различные параметры. Тем не менее, ведущими критериями, исходя из которых происходит типологизация проектов, является масштаб (размер), сроки реализации, качество проекта и ресурсное обеспечение проекта. Проект, в котором гармонично сочетаются все выше указанные параметры, называется нормальным проектом. Чаще всего в проектах доминирует какой-то из этих параметров.

По масштабам различают малые проекты и мега проекты.

Малые проекты не велики, просты и ограничены своими объемами. Трудозатраты в таких проектах составляют 40-50 тыс. чел/час. Малые проекты не требуют создания специальных творческих или исполнительных коллективов. Для них из научно-творческого коллектива выделяется ряд сотрудников. Чаще всего у такого проекта один управляющий и максимально упрощены формы способы его реализации.

Мегапроекты - это целевые программы, содержащие множество взаимосвязанных проектов, объединенных общей целью, выделенными ресурсами и отпущенным на их выполнение временем. Такие программы могут быть международными, государственными, межотраслевыми, отраслевыми и смешанными.

Отличительные черты мега проектов:

-высокая стоимость -капиталоемкость - потребность в финансовых средствах в таких проектах, как правило, требует нетрадиционного финансирования, обычно силами консорциума фирм; -трудоемкость -длительность реализации: 5-7 и более лет; -необходимость участия других стран; -отдаленность регионов реализации, а, следовательно, необходимость дополнительных затрат; -влияние на социальную и экономическую среду региона, и даже страны в целом.

По срокам реализации различают проекты:

• краткосрочные проекты (реализуемые за 1-2 года);

• среднесрочные (реализуемые за 3-5 лет);

• долгосрочные (реализуемые за 6 и более лет).

Существуют также уникальные с точки зрения качества бездефектные проекты. Они жестко ориентированы на высокое качество социально-культурного обслуживания и исключают неточности, рассогласования, срывы, накладки и т.п.

Существуют также мультuпроекты. Они отличаются тем, что замысел заказчика проекта относится к нескольким взаимосвязанным проектам. Мультипроекты включают суммирование существующих или создание новых организаций и фирм.

Методология (от «метод» и «логия») – учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности [14, с. 98].

Г. М. Кузицын выделяет проблемный подход.

Проблема – объективно возникающий в ходе развития познания вопрос или комплекс вопросов, решение которых представляет существенный практический или теоретический интерес.

Правильное формулирование проблемы зависит от объективных условий (истории, развития теории и практики) и субъективных факторов (уровня профессиональной культуры проектанта, таланта, личных качеств и свойств исследователей).

Проблема исследования – вопросительная ситуация, связанная с противоречием между социальной действительностью в сфере культуры и ее теоретическим представлением и требующая для своего познания и разрешения определенных методов, приемов и процедур исследования. Целью проектирования в этом случае будет разрешение данной проблемы.

[19, с. 12-15]

Системный подход — направление методологии исследования, в основе которого лежит рассмотрение объекта как целостного множества элементов в совокупности отношений и связей между ними, то есть рассмотрение объекта как системы [17].

С.В. Комаров и С.И. Кордон считают, что этот подход к построению универсальной методологии разрешения проблем основан на определенном универсальном способе представления любой системной ситуации как некоторой системы [9].

Основу системы представляет некоторый процесс – изменение. При этом системный анализ использует модель «черного ящика»: сама система обособлена от среды. Известны вход системы – как возможности воздействовать на нее и выход – как результаты такого воздействия. Сведения о внутреннем содержании системы отсутствует. Чтобы описать такой «черный ящик», определяют, как то или иное количественное изменение параметров входа влияет на количественное изменение параметров выхода, а затем строится математическое уравнение, выражающее форму зависимости параметров входа от изменения параметров выхода.

Проблема в терминах системной концепции определяется как ситуация, когда существует различие между существующим и желаемым выходами системы.

Таким образом, системный подход, несмотря на его широкое применение при принятии решений в самых разнообразных областях управления, нельзя отнести к общей методологии, поскольку он не эффективен в ситуациях, в которых большую или главную роль играют люди, а сама ситуация выбора решения относится скорее так называемым задачам большой размерности (к задачам, в которых много переменных и неизвестных), чем к проблемам, возможные способы решения которых совершенно неизвестны[11, с.].

С.В. Комаров и С.И. Кордон выделяют еще один подход. Подход в методологии, связывающий причины и методы разрешения проблем с закономерностями деятельности, в процессе которой эти проблемы возникают, называется деятельностным подходом [9].

Деятельность – достаточно сложное образование, которое включает в себя самые разные стороны и компоненты, существенно различающиеся по своей природе.

Виды практической деятельности: исследование, проектирование, планирование, обучение, управление и др.

Ситуационный подход внес большой вклад в теорию управления, используя возможности прямого приложения науки к конкретным ситуациям и условиям. Центральным моментом ситуационного подхода является ситуация, то есть конкретный набор обстоятельств, которые оказывают влияние на организацию в данное время [17].

Различают два типа ситуаций:

1) по отношению к существующему состоянию объекта интегрирующая/рационально - сплачивающая/ и конфликтная;

2) по отношению к будущему перспективная, открывающая потенциальные возможности развития и прогресса и блокирующая данное движение – прогресс объекта.

Ситуация в социокультурной сфере является индикатором образа жизни людей, проявляющейся в различных отраслях социальной деятельности, в т. ч. и в сфере свободного времени. С точки зрения методологии, ситуации могут быть типологизированы по масштабам охваченного пространства – глобальными (планета, все человечество), региональными (Приволжский федеральный округ), административными районами (Соликамский район Пермского края).

Практический опыт СКП и проблемы:

В условиях социально-экономических трансформаций многие культурные институты лишились управленческого и материального патронажа со стороны государства. Проблему их адаптации к современным изменчивым условиям, как отмечают эксперты и практики, можно решить, используя методологию управления проектами, которая требует четкого определения проблемных полей, целевых ориентиров, комплекса мероприятий, ресурсного потенциала и т.д. Управление проектами предполагает руководство и координацию усилий людей, использование ресурсов с применением достижений современной науки, управленческих, маркетинговых и информационных технологий для успешного осуществления целей проекта по результатам, стоимости, времени и качеству.

В современных социально-экономических условиях для стабилизации сферы культуры от организаций, осуществляющих проектную деятельность, требуется освоение и применение на практике гуманитарных технологий, в том числе, информационного менеджмента, некоммерческого маркетинга, PR и др.

Использование информационных технологий в сфере культуры способствует формированию единого культурно-информационного пространства, позволяет обеспечить прямую и обратную связь между различными субъектами культурной деятельности. В связи с этим внедрение таких информационных порталов как «Культура России», «Cultivate-Russia», «Паспорта культурной жизни», «Музеи России», «Архивы России», «Информация для всех» и др., созданные при поддержке и участии ЮНЕСКО и Европейского Союза, имеет большое значение для реализации, продвижения социокультурных проектов и развития сферы культуры в России в целом.

Осуществляемый с помощью информационных технологий мониторинг новостей культуры, поддержка партнерских контактов и распространение информации являются важными условиями для участия российских организаций и учреждений культуры в зарубежных проектах, стимулируют включение в международную культурную жизнь, а постоянный мониторинг профессиональной информации на региональном, общенациональном и международном уровнях позволяет создавать и развивать так называемые культурные сети.

Культурные сети представляют собой систему связей и постоянно поддерживаемых контактов, предоставляющую возможность организациям культуры осуществлять в процессе реализации проектов открытые коммуникации на принципах сетевого партнерства. Именно они являются основным ресурсом международных партнерских проектов в сфере культуры, так как направлены на консолидацию различных культурных сообществ на основе новых принципов организации деятельности и форм управления. Примерами международных культурных сетей могут служить: Неформальная Европейская Театральная Встреча (IETM), Европейская Сеть Культурных Центров (ENCC), Ассоциация Независимых Культурных Центров (AICC), Европейская Сеть Ин-формационных Центров Исполнительских искусств (ENICPA), Cul-turelink Network, E-СultureNet и др. Кроме обмена информацией о своей деятельности, с помощью Интернета в рамках совместных проектов организуются форумы, конгрессы, курсы, семинары, тем самым устанавливаются горизонтальные мобильные децентрализованные структуры.

Для России, относительно недавно ставшей на путь рыночной экономики, инновационным является и некоммерческий (социальный) маркетинг. Его основной задачей в области культуры, как отмечается

в диссертации, является стимулирование интереса людей к сфере куль-туры в целом, формирование и расширение круга «культурной публики» через образовательные программы, рекламу в средствах масс-медиа

и презентационные мероприятия. Маркетинговые исследования, мони-торинг и прогнозирование интересов, предпочтений и потребностей

населения, изучение рынка культурной продукции способствуют фор-мированию собственной культурной политики организаций культуры. Выявляя посредством некоммерческого маркетинга потребности и нужды различных социальных групп населения, они расширяют спектр культурных услуг, создают пакет «культурных продуктов», способствующих привлечению внимания потенциальной публики с целью превращения ее в постоянную целевую аудиторию. Зарубежная и российская практика деятельности маркетинговых служб в музеях, театрах, филармониях показывает, что применение социального маркетинга

в музейной и театральной деятельности не только значительно расширяет аудиторию, но и путем адресного обращения к различным социальным, возрастным, профессиональным группам способствует гармонизации и развитию общественных отношений, интеграции локальных сообществ. Результатом удачного и востребованного некоммерческого маркетинга может стать большой общественный резонанс культурного события, проекта, деятельности организации культуры и возросший интерес к сфере культуры в целом.

Относительно новой для России технологией является и PR (Public Relations) как вид деятельности, позволяющий создавать адекватное позитивное представление в обществе о том или ином культурном мероприятии, той или иной организации. PR определяется специалистами как управленческая и информационная деятельность, направленная на установление взаимовыгодных гармоничных отношений с общественностью. Использование PR-технологий в повседневной работе организаций культуры и в реализации отдельных проектов, направленных на решение социально-культурных задач, насыщает культурной информацией общественную среду, повышает аттрактивность мероприятий, осуществляемых в рамках текущей деятельности и событийной практики.

Инструментами PR являются: мониторинг общественного мне-ния, разработка информационных поводов, подготовка информации, работа со СМИ, организация пресс-конференций и разработка и ис-пользование новых методов работы. Как показывает практика, использование потенциала PR-технологий необходимо для продвиже-ния, как современных направлений искусства, так и традиционных. К примеру, в круг задач отдела по связям с общественностью Московской биеннале современного искусства входило создание и продвижение имиджа данного проекта как масштабного репрезентативного форума в области актуального искусства. Наряду с Московским Международным кинофестивалем, Международным конкурсом им. П.И. Чайковского, театральным фестивалем «Золотая Маска», проведение биеннале стимулирует международный интерес к российскому искусству и культуре. PR-кампания, осуществленная в рамках этого проекта, показала, что для продвижения актуального искусства необходимо создание внешних коммуникаций путем

поиска новых нетрадиционных подходов для привлечения целевой

аудитории, а также подготовка аудитории к активному сотворчеству,

открытому восприятию искусства.

В диссертации обращается особое внимание на то, что примене-ние проектных технологий в сфере культуры позволяет не только по-высить эффективность работы отдельных организаций и учреждений, но и в целом способствует продвижению социально-значимых культурных ценностей и идей в обществе.

Таким образом, разработка и внедрение в социокультурную практику методологии и современных методик проектной деятельности имеет принципиальное значение, поскольку позволяет выработать конструктивные, перспективные механизмы реализации культурной политики, методы и формы развития сферы культуры.

18. Средства СКД и педагогические требования к их эффективному использованию

Средства социально-культурной деятельности - это «набор инструментов» идейно-эмоционального воздействия на сознание и чувства людей, включенных в систему культурно-досуговых занятий, т.е. то, с помощью чего активные работники учреждений культуры и члены клубных объединений достигают поставленных целей. Генеральной целью социально-культурной деятельности можно считать повышение общей культуры людей, частными целями - воспитание культуры профессиональной, нравственной, и т.п. Включая человека в систему культурно-досуговой деятельности, приобщая его к социально-культурной деятельности, мы стремимся пополнить запас его знаний, сформировать его взгляды и убеждения и как бы подвинуть человека к правильным, красивым поступкам - действиям, что находит свое выражение в общественной, культурной активности личности, говоря обобщенно - его активной жизненной позиции. Достигается это с помощью средств - живого слова, печати, радио, телевидения, музыки, и т.п.На вооружении работника учреждения культуры имеются также технические и вспомогательные средства: звукозаписывающая и звуковоспроизводящая аппаратура, разнообразная атрибутика информации и рекламы и т.п. Важно знать возможности каждого из этих и других средств, уметь ими сознательно и целенаправленно пользоваться, словом, - владеть методикой их практического применения в своей работе. Основные требования и правила здесь таковы:
1. средства воздействия всегда индивидуальны, их выбирают с учетом объекта воздействия - подросток, пенсионер, верующий, домохозяйка - ко всем этим людям или их группам свой подход, свое средство идейно-эмоционального воздействия;
2. выбор средств всегда зависит от цели какого-либо мероприятия, цель определяет средство;
3. количество и характер выбранных средств воздействия должны соответствовать художественно-постановочным задачам, недостаток средств и их избыток одинаково вредны;
4. воспитатель избравший те или иные средства должен в совершенстве владеть методикой их применения, знать их слабые и сильные стороны;
5. имеющиеся в распоряжении средства должны быть всегда под рукой и в полной исправности.

Среди ученых нет единого толкования понятия «средства социально-культурной деятельности».

Профессор В.А. Монастырский рассматривает средства, используемые в социально-культурной сфере, с точки зрения «инструментов» эмоционального воздействия, которые применяются работниками учреждений культуры и досуга в процессе производственной деятельности». [7, с. 28] К числу основных средств он относит живое слово, печать, радио, телевидение, наглядные и технические средства, искусство и спорт, литературу и художественную самодеятельность.

А.Д. Жарков определяет средства как «инструменты, с помощью которых раскрывается содержание социально-культурной деятельности» [9, с. 280], подразделяя их на устные и печатные, кино, радио, телевидение, технические средства, которые могут служить носителями того или иного содержания.

М.А. Ариарский средствами социально-культурной деятельности называет «духовные и материальные виды деятельности, источники и инструменты создания благоприятной культурной среды, идейно-эмоционального воздействия на сознание, чувства и поведение людей, вовлечения их в мир культуры, в процесс создания, освоения, сохранения и рапространения культурных ценностей». Здесь он выделяет общение, самодеятельность, игру, зрелища, развлечения. [3, с. 221]

Типологии средств менее разнообразны, чем типологии форм или методов социально-культурной деятельности. Основной классификацией средств социально-культурной деятельности является их деление на шесть групп: печатные (художественная литература, публицистика, периодические издания); устные (живое слово, сценическая речь); наглядные (реклама, плакаты, афиши); художественные (декорации, хореография, музыка, театр); технические (видео, аудио, визуальные, телевизионные материалы); комплексные (игры, развлечения, конкурсы).

Интересна также типология средств, предложенная Г.Н. Новиковой. Она делит все средства социально-культурной деятельности на две большие группы по преимущественному использованию в воспитательно-образовательном процессе:

. Средства, являющиеся источниками информации: различные системы знаков (устное и письменное слово); системы условных обозначений (ноты, формулы, таблицы); достижения культуры и искусства в различных видах и жанрах (живопись, театр, хореография); средства наглядности; комплексные программы; квалификация и внутренняя культуры спеиалиста социально-культурной деятельности.

. Средства, выступающие в качестве инструментов воздействия: технические средства (кино, радио, телевидение, компьютерные технологии, печатная продукция); дизайн срелы; свет, цвет, звук и т.д. [16, с. 46]

Среди современных средств социально-культурной деятельности, первое что необходимо назвать - это новейшие компьютерные и технические средства.

Электронные и цифровые технологии обеспечивают возможность синтеза на одном носителе и в единой технологии практически всех традиционных видов информации: текста, фото и видео изображения, цвета, звука, анимации. Это открывает новые возможности хранения артефактов, трансляции и тиражирования информации: текстовой, художественной, специальной, научной, технической, справочной, управленческой и т.д. [25, с. 360]

На этой основе и возникают новые формы потребления услуг и способов их оказания в учреждениях культуры (экранная культура, электронные галереи и т.д.). Возникают и новые виды творчества - видео-арт, медиа-арт, медиа-дизайн. Совершенно новые смыслы приобретает не только искусство и художественное произведение, но и само авторство, экспозиция, экспертиза.

Говоря обо всех этих потрясающих возможностях и перспективах, стоит, однако, отметить и некоторые сложности и проблемы, создаваемые самими этими возможностями. Это и проблемы авторского права, интеллектуальной собственности - обеспечить их в новых условиях гораздо труднее.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-15; Просмотров: 1713; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.041 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь