Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Специфические особенности технологии СКД с молодежью
Молодежь – это социально-демографическая группа (14-30 лет), выделяемая на основе обусловленных возрастом особенностей социального положения молодых людей, их места и функций в социальной структуре общества, их специфических интересов и ценностей. Молодежь изучается в различных аспектах, различными науками. Это особая группа, которая имеет общие социально-культурные характеристики: стиль поведения, общения, язык, общие культурные символы (предпочтения, кумиры, мода). В рамках проблемы молодежи рассматриваются понятия субкультура, контркультура. В СКД с молодежью входит педагогическая составляющая (воспитательный эффект). Проблемы социализации молодежи. М. – авангард, будущее общества. В настоящее время общество отказывает в поддержке (проблемы образования, трудоустройства, защиты молодых специалистов). Демографич. проблема (сокращение молодых людей) – депопуляция молодежи. Молодежь «стареет», доля молодых в возрасте 20-25лет велика. Высокая смертность. Подорвано здоровье молодежи. Морально-психологические проблемы (самоубийства). Снижение процента молодежи, занятой в производственной сфере. Низка ценность труда. Жилищная проблема. Соц патология в молодежной среде: преступность, наркомания, алкоголизм. Причины моральной деградации кроются как в социальном неблагополучии, так и в неумении организовывать свой досуг, отсутствии возможностей найти подходящую работу, в пьянстве, жестокости родителей, низких доходах, потере социальных и нравственных ориентиров и т.д. Невольно встает вопрос о системе социальной защиты, направленной на обеспечение правовых и экономических гарантий для каждого молодого человека. Большую роль в решении многих проблем молодежи играет СКД. Принципы СКД 1. принцип неразрывной связи с современностью, с жизнью молодых в этом сообществе, с происходящими событиями. Условия: - работа должна быть целенаправленна; - конкретна; - оперативность. 2. принцип дифференцированного подхода (возраст, профессия, статус, семейное положение). 3. индивидуализации 4. опора на самодеятельность 5. системного подхода к решению культурно-досуговых задач (ориентация на дальнюю глобальную, принципиальную цель при решении частных методических задач). Психолого-педагогические основы работы с молодежью М. – особая социальная группа. Психологич. особенности: Физиология (заканчивается рост организма, полная готовность к репродукции). - тяга к противоположному полу; - первостепенность ценностей любви, дружбы; - юношеский максимализм, эгоцентризм, завышенная самооценка; - экстравертность в межличностных отношениях (открыты миру, повышенная тяга к коммуникациям); - интровертность в мыслях (раздумья о себе); - гибкость мышления, способность к быстрой адаптации в быстро меняющейся ситуации, готовность к восприятию перемен); - критическое отношение к себе в прошлом, устремленность в будущее, положительное положение в настоящем; - формирование собственного мировоззрения; - волнуют вопросы статусности; - развито самосознание; - стремление к самоутверждению и независимости; - самостоятельность в принятии решений, совершении поступков. Типология современной молодежи по способу и характеру проведения досуга Факторы: - наличие семьи; - наличие детей; - род занятий; - уровень материального благосостояния; - возраст; - место проживания; - ценностные установки; - индивидуальные различия. Признаки деления - межличностные отношения; - развлекательно-рекреационные контакты; - общественная деятельность (политическая и религиозная). Основные направления по работе с молодежью 1. Социальная общественно-политическая практика молодежи Социальное творчество (улучшение, изменение социальной жизни) Формы: общественно-политические объединения (патриотизм, проблемы экологии), трудовые молодежные отряды (проводники), волонтерство, политическая деятельность, партийные объединения. 2. Экскурсионно-туристическая и спортивно-оздоровительная деятельность. Формы: спорт клубы, туризм, путешествия. 3. Культурно-творческая деятельность молодежи Формы: КВН, компьютерный дизайн, цифровое фото, творческие коллективы, фестивали, конкурсы на творческой основе. 4. Орг-ция отдыха и развлечений среди молодежи Формы: дискотеки, компьютерные игры, компьютерное общение, шоу-программы, ток-шоу, реалити-шоу, массовые праздники и мероприятия. До 1920г. во многих странах государственная молодежная политика не выделялась в самостоятельную сферу и ограничивалась защитой несовершеннолетних в сфере труда. В 1920-х годах в советской России в рамках государственной молодежной политики начинает разрабатываться концепция государственной поддержки молодежи. В современной государственной молодежной политике основные Концептуальные положения прописаны в Постановлении ВС РФ от 3 июня 1993г. № 5090-1 «Об основных направлениях государственной молодежной политики в Российской Федерации», которое до января 2005г. было главным документом, диктующим государственную молодежную политику. В 1994году была принята Федеральная программа «Молодежь России».В 1998году принимается новая Федеральная программа «Молодежь России на 1998-2000г.г.» В 2000 году утверждена целевая программа «Молодежь России (2001-2005 годы)», Система социальной защиты молодежи в субъектах РФ имеет утвержденную структуру с обязательным минимумом для города, района: 1. комплексный центр социального обслуживания (отделения: социальной помощи на дому, дневного, временного пребывания, срочной соц. помощи); 2. центр социальной помощи семье и детям; 3. социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних; 4. социальная гостиница; 5. социальный приют для детей и подростков.основные соц. Службы по делам молодежи: центр-соц.-псих. Помощи, центр информации для молодежи, консультационный центр, приют для подростков
45. Обряд как социальное явление. Технология организации, подготовки и проведения Термин «обряд» происходит от глагола обрядить, обряжать, украшать. Обряд является своего рода перерывом в обыденной жизни, ярким пятном на фоне повседневности. Он обладает удивительным свойством воздействовать на эмоциональный мир человека и одновременно вызвать у всех присутствующих сходное эмоциональное состояние, способствующее утверждению в сознании той основной идеи, ради которой он совершается. Первые элементы обрядности возникли задолго до появления христианской религии из потребностей людей в торжественно-радостные и торжественно-скорбные минуты жизни собираться вместе и определенным образом выражать охватившие их чувства. В этом и состоит социально-психологическая природа обрядности. Обряд – общественное явление, представляющее собой совокупность утвердившихся в народе символических действий, выражающее определенный магический смысл, связанный с отмечаемым событием личной или общественной жизни. Это своеобразный коллективный акт, который строго определяется традицией, а также высшая сторона религиозной жизни и верования человека. Обряд является одним из способов существования традиций. Традиция – общественное явление, которое отражает сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение обычаи, нормы поведения, особая форма общественных отношений, отражающихся в общих действиях и сохраняемых силой общественного влияния. Каждый обряд имеет глубокий личностный и общественный смысл. Он приобщает человека к духовным ценностям, передает ему исторический опыт, воздействует нравственно, эстетически и в то же время организует досуг населения. Таким образом, праздник практически всегда включает в себя определенный обряд. С помощью праздника определялась связь поколений, укреплялись межличностные отношения людей. Праздники и обряды в настоящее время уже настолько влились в нашу жизнь, что являются неотъемлемой частью русской культуры. Развиваясь вместе с нашими предками и нашей страной, они впитали в себя опыт, накапливаемый веками. Всеобщность и массовость устойчивость и повторяемость способствуют их длительному сохранению. Именно это обеспечивает связь поколений и преемственности в развитии человеческой культуры. В праздники и обряды наши исторические предки вкладывали свой опыт, свои переживания, свои достижения и т.д. В настоящее время праздники и обряды в основном несут рекреационный характер. Многие обряды сейчас потеряли свое значение и исполняются по определенному сценарию только потому, что так надо. Положительным моментом нашего времени является то, что люди стали интересоваться сущностью праздников и обрядов, стали пытаться понять, для чего наши предки совершали те ли иные действия. Все это ведет к возрождению национальной культуры, а значит к повышению общего уровня культуры населения в целом. Так как люди всегда знаменательные события стремились отметить ярко, красочно, торжественно и красиво, т.е. они предавали им форму праздников. Праздники и обряды выступают в качестве особого типа социального и культурного воздействия. Обеспечивая широкую возможность общения, они являются одновременно особым видом духовного творчества населения. В зависимости от состава исполнителей от, принято выделять “личностные”, “групповые”, “общинные обряды”, в зависимости от пола и возраста людей, задействованных в от, выделяют " мужские" и " женские", " детские", " подростковые", " молодежные", " девичьи", " старушечьи" обряды и т.п. Обряды жертвенного характера, входящие на правах частной церемонии целостного церемониала, принято именовать, “обрядами жертвоприношений”, а гадательного характера - “гадательными (вариант - мантическими) обрядами”. В зависимости от эгиды проведения от могут выделяться “народные”, “церковные” (вариант - “религиозные”) обряды. Принятая в русской этнографии классификация она включает в себя три крупные группы обрядов: “обряды жизненного цикла”, “обряды календарные”, “обряды окказиональные”. Обряды “жизненного цикла” часто именуют “семейными обрядами”. Они включают в себя обряды родильные, обряды свадебные, обрядыпохоронные.. Гл. объектом обрядов жизненного цикла всегда является конкретный человек на определенном этапе его жизни. При этом в обрядах задействованы также другие родственники, свойственники, магические и не магические специалисты, священники, а изредка (напр. при проводах рекрута в армию) вся сельская община. Обряды календарные включают в себя исполняемые по определенным, неподвижным или подвижным (связанным с Пасхой), датам народного календаря. По времени их исполнения принято делить на “зимние”, “весенние”, “летние”, “осенние”, а также “осенне-зимние” и “весенне-летние”. С ярко выраженной хозяйственной направленностью принято именовать “обрядам хоз. цикла”. Иногда используют понятие внекалендарные обряды, когда хотят подчеркнуть их вторичность к исследуемой теме. Технология организации и проведения: как праздник
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-15; Просмотров: 2464; Нарушение авторского права страницы