Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Игра как метод СКД. Основные признаки игровой деятельности, классификация игр.



Слово " игра" включает в себя столь широкий диапазон представлений «... начиная от детской игры в солдатики до трагического воплощения героев на сцене театра, - от детской игры на орехи до биржевой игры на червонцы, - от беганья на палочке до высшего искусства скрипача и т.д.», что до сегодняшнего дня любые попытки дать точное его определение, не увенчались успехом. Английский психоаналитик Э.Берн считает, что " употребление термина " игра" по отношению даже к таким трагическим формам поведения как самоубийство, алкоголизм, наркомания, преступность, шизофрения, не являются безответственностью и легкомыслием".

Под игрой понимается специфичная, " отраженная" или " искусственная", форма познания мира и собственных как реальных, так и потенциальных возможностей и способностей человека.

Игра – потребность человека не как природного существа (наследующего биологический механизм развития), не как социального существа (наследующего и вырабатывающего социальные нормы), а как существа культурного – субъекта, вырабатывающего собственные механизмы самостановления, не определяемые никаким заранее установленным масштабом, кроме масштаба собственного бесконечного саморазвития.

Игра как элемент культуры развивается со всей культурой общества, удовлетворяя различные потребности людей: в развлечении, в отдыхе, в развитии духовных и физических сил. В игре формируется стратегическое поведение людей, что позволяет считать ее эффективным средством социализации, подготавливающим психику к функционированию в сложном мире человеческого общения и деятельности.

К формальным признакам игры относятся:

1. наличие правил и принципов игры, определяемых заранее;

2. наличие определенных условий (места, времени, атрибутов и т.д.);

3. временность или конечность игрового процесса;

4. условный характер игрового процесса;

5. свобода входа и выхода из игры, предполагающая отсутствие принудительной мотивации для вступления в игру;

6. самонацеленность игровых действий;

7. наличие субъекта игры (игрока), предмета (играемого) и средства («игрушки»).

Способы игрового движения:

1.Зрелищно-игровой способ 2.Ритуально-игровой способ 3.Карнавально-игровой 4.Спортивно-игровой 5.Танцевально-игровой способ,

Классифицировать игры – это создать порядок игр, соподчиненных их назначением, составленных на основе учета принципиальных и общих признаков и закономерных связей между ними.

В зарубежной и отечественной научной литературе сложились различные подходы к классификации игр.

К. Гросс разделял игры по типу социальной деятельности: боевые (физические и духовные), любовные, социальные, подражательные. По психологическому принципу: а) игры, в основе которых – жажда к разрушению, б) игры по склонности к поддразниванию, в) по чувству удовольствия от смешного.

Согласно общепринятому подходу все игры детей и взрослых принято делить на две большие группы:

Игры с готовыми «жесткими» правилами (спортивные, подвижные, интеллектуальные, строительные и технические, музыкальные, лечебные, коррекционные, ритуально – обрядовые и т.д.);

Игры «вольные», правила которых устанавливаются по ходу игровых действий (военные, свадебные, театральные, художественные, бытовые игры в профессию);

Данное деление весьма условно, так как практически в любой игре есть «вольное» творческое начало и присутствуют правила или наметки правил.По времени проведения – зимние, летние, весенние, длительные, кратковременные; По месту проведения – застольные, комнатные, игры на свежем воздухе; По составу и количеству участников;

Классификация игр как отражение разнообразных типов человеческой деятельности: Физические и психологические игры и тренинги: двигательные (спортивные, подвижные, моторные); экстатические, экспромтные игры и развлечения; освобождающие игры и забавы; лечебные игры (игротерапия)

Интеллектуально-творческие игры: предметные забавы, сюжетно-интеллектуальные игры; дидактические игры (учебно-предметные, обучающие, познавательные); строительные, трудовые, технические, конструкторские; электронные, компьютерные игры, игры – автоматы; игровые методы обучения.

Социальные игры: творческие, сюжетно-ролевые (подражательные, режиссерские, игры-драматизации, игры-грезы); деловые игры (организационно-деятельностные, организационно-коммуникативные, организационно-мыслительные, ролевые, имитационные). Комплексные игры (коллективно-творческая, досуговая деятельность).

В зависимости от взаимоотношений играющих:

а) игры, в которых игроки не вступают непосредственно в соприкосновение с «противником»;

б) игры с ограниченным вступлением в соприкосновение с «противником»;

в) игры с непосредственной борьбой «соперников».

Группируются игры и по другим различным признакам, способствующим более правильному отбору их в разных случаях работы:

а) по форме организации занятий (игры на уроке, на перемене, на сборе звена, отряда, на празднике и др.);

б) по характеру моторной плотности (игры с большой, средней подвижностью и малоподвижные игры);

в) с учетом сезона и места работы (игры летние, зимние, в помещении, на открытом воздухе, на снеговой площадке, на льду).

Игра как метод СКД:

Из всех известных видов социально-культурной деятельности игра предстает наиболее свободной деятельностью. Свободно входя в игру, её участник также свободно может из неё выйти. Это «игровое» правило распространяется на самые распространенные житейские ситуации - рыночные отношения, учебу, спортивные

состязания, отношения в семье и т.д. Другими словами, рекреативные, по существу, игровые технологии демонстрируют продуктивную социально-культурную деятельность независимых субъектов, которая осуществляется в рамках добровольно принятых на себя условных правил и обладает множеством привлекательных качеств - социально-психологических, эстетических, гедонистических, морально-этических. Как рекреативная технология, игра обладает хорошо известными педагогическими и организационно-методическими преимуществами. Она позволяет существенно сократить время на накопление необходимой информации, приобретение тех или иных умений и навыков; способствует имитации различных видов социальной деятельности, расширяет сферу контакта личности с различными социальными группами, организациями и движениями, ознакомления со многими жанрами искусства и литературы. Интенсифицируя саморефлексию личности, игра является действенным инструментом углубления демократичности общения, сотрудничества, социального диалога. В СКР: Игра – это произвольная, внутренне мотивированная деятельность, предусматривающая гибкость в решении вопроса о том, как использовать тот или иной предмет. В игре физические, умственные, эмоциональные качества ребенка включаются в творческий процесс, и ему могут потребоваться социальные взаимодействия. Термин “игровая терапия” предполагает наличие некоторой деятельности, которую можно считать игрой. В соответствии с определением игры, игровая терапия определяется как динамическая система межличностных отношений между ребенком и терапевтом, Дети могут использовать игрушки для того, чтобы сказать то, что им самим неловко сделать и выразить чувства, которые могут вызвать неодобрение окружающих. Игра – символический язык для самовыражения; и игра может открыть нам: что пережил ребенок; как он реагирует на то, что пережил; чувства, связанные с тем, что он пережил; какие желания, мечты и потребности возникают у ребенка и особенности его Я-концепции. Игра представляет собой попытку ребенка организовать свой опыт, свой личный мир. В процессе игры ребенок переживает чувство контроля над ситуацией, даже если реальные обстоятельства этому противоречат. Понимание поведения ребенка в игре дает терапевту подсказки, позволяющие ему более полно погрузиться во внутреннюю жизнь ребенка. Поскольку мир ребенка – это мир действия и действительности, игровая терапия дает терапевту возможность войти в этот мир.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-15; Просмотров: 2244; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.018 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь