Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Свобода быть собой — свобода не мешать другим.⇐ ПредыдущаяСтр 25 из 25
Зачин, приветствие. Уважаемые дамы и господа. Коллеги! Разъяснение темы. Сегодня мне хотелось бы кратко остановиться на проблеме, волнующей многих, а именно — на проблеме свободы и на том, как мы понимаем свободу в современном обществе. Тема эта актуальна — но мне хотелось бы обратиться не к её политическим аспектам, а к аспектам поведенческим, почти бытовым. Но прежде всего нам представляется необходимым дать определение понятию «свобода». В последние годы много говорится о свободе политической — свободе человека выражать свои политические взгляды, о свободе слова. Также и свобода вероисповедания — актуальнейшая из тем последних лет. Несомненно, все эти вещи важны и актуальны: человек должен быть свободен в своей жизни, в своей вере, в своих политических взглядах. Но все эти «свободы» базируются на самой главной свободе — свободе личности. И именно о ней мне хотелось бы сегодня поговорить. Свобода личности — способность человека действовать в соответствии со своими интересами и целями, осуществлять выбор — именно такое определение предлагает нам Философский словарь. То есть человек по природе своей свободен и волен делать то, что ему нужно, выгодно, удобно — ничья воля не ограничивает его. Но в этом определении оговорена только свобода самого человека, но как быть с теми, кто его окружает? Как свобода одного человека затрагивает свободу других, окружающих его людей? Причина обращения к этой теме далеко не случайна. Современные условия жизни дают нам много возможностей для самореализации: мобильные средства связи, телефоны, Интернет — всё это позволяет человеку быть независимым, свободным. Общество наше всё более раскрепощается, становится всё более демократичным и либеральным. Мы терпимы к недостаткам других, мы готовы принимать и понимать то, что в другие времена и в других условиях никогда не принималось. Но — как это ни парадоксально — при всей нашей толерантности и терпимости свобода в современном обществе всё более и более начинает напоминать вседозволенность. Итак, основной тезис, который мне хотелось бы особо выделить — это тезис о том, что свобода проявления собственной личности лишь тогда остаётся свободой, когда она не мешает свободе окружающих людей. Противопоставление. Свобода, в противоположность вседозволенности, всё-таки имеет свои границы. Вседозволенность — проявление моральной, этической распущенности человека, не обладающего элементарными навыками жизни в обществе. Вседозволенность — это свобода, не думающая о других, это свобода эгоистичная. Свобода же имеет некие рамки — только потому, что человек существует в обществе себе подобных и не может не считаться с законами и правилами общества. Поэтому свобода человека, живущего в обществе других людей, не должна затрагивать свободу другого человека. Проще говоря, каждый человек может быть свободен до тех пор, пока проявления его свободы не мешают другим людям. Но всегда ли это так в нашем обществе? Сравнение (подобие). Свободу трудно сравнивать с чем-то другим. Пожалуй, она подобна той самой медали, у которой всегда есть две стороны: светлая, позитивная, дарующая нам выбор и независимость — и обратная сторона, тёмная, обманчивая. Ведь свобода — при малейшем отклонении или неверном толковании — легко превращается в нечто совершенно противоположное — рабство, зависимость с одной стороны и распущенность — с другой стороны. Примеров нарушения свободы другого человека за счёт раздвигания рамок своей личной «свободы» можно приводить множество. И именно они, эти, на первый взгляд, бытовые мелочи, и побудили меня обратиться к этой теме. Но ведь как часто, думая о себе и своей свободе и своём удобстве, мы не думаем о том, как это воспринимается со стороны. Простейший пример. Маршрутка, вечер. Усталые люди возвращаются с работы, но, ещё не доехав до дома, уже начинают решать свои бытовые дела по телефону. Но все, кто сидит в крошечном «салоне» маршрутки, становятся невольными слушателями семейных и личных драм, выяснений отношений, которые ведутся по телефону. Вся маршрутка оказывается в курсе секретов и «разборок» подружек, глупых и не предназначенных для постороннего уха деталей личной жизни… Хочется выйти на ближайшей остановке, чтобы не слышать этих душераздирающих подробностей. Мне и сидящим рядом со мной это не нужно, не интересно — но говорящему / говорящей это абсолютно всё равно. Она свободна, она независима, а то, что детали её личной жизни не интересуют окружающих — ей и в голову не приходит. Но кому нужны все эти детали чужой жизни? А ведь мы вынуждены их выслушивать — только потому, что другие люди просто не задумываются над тем, насколько их свобода (в данном случае — свобода говорить по телефону) мешает свободе окружающих (в данном случае — свободе не знать ненужных деталей чужой жизни). Вообще, пожалуй, люди поступают так не потому, что они злы или агрессивны по отношению к другим и поэтому сознательно стремятся мешать окружающим. Скорее всего, им просто некогда задуматься, что любой, даже самый мелкий и незначительный поступок, имеет последствия и так или иначе затрагивает интересы других людей. Подобных примеров множество. Вот в метро молодой человек один сидит так, что занимает два места — и в переполненном вагоне ему просто не приходит в голову подвинуться или убрать с соседнего места свою сумку. Он свободен в своих поступках, и окружающие его не волнуют. Вот женщина с сумками садится в маршрутке на самое первое место, хотя ехать ей дальше всех, и на каждой остановке людям придётся обходить и её, и её сумки. Но и она просто не думает о других — она свободна в своём выборе. Примеры эти могут показаться на первый взгляд примитивными — но свобода личности, свобода совести начинается именно отсюда — с уважения к своим ближним, к людям, окружающим тебя в транспорте, на улице, на работе, в семье. И только потом мы можем говорить о свободе и либерализме в нашем обществе. Ведь и свобода слова основывается на уважении к другим: нецензурное или некорректное выражение, может быть, в какой-то мере выражает отношение говорящего, но может оскорбить слушающих. И политическая свобода одной расы или национальности никогда не может осуществляться за счёт свободы другой. Подтверждением или свидетельством моей правоты могут служить слова и учения таких великих философов и мыслителей, как Ницше, Шопенгауэр. Их труды были посвящены исследованиям свободы воли, субъективизма. Однако наиболее чётко и ёмко идея ограниченности свободы была сформулирована Лениным (мы можем как угодно относиться сейчас к этой личности, однако в данном случае его высказывание как нельзя более чётко отражает суть проблемы): «Невозможно жить в обществе и быть свободным от общества». Общество ограничивает свободу одних своих членов лишь потому, что и другие члены этого общества тоже должны иметь право на свободу. Заключение. Итак, подводя некоторый итог всему сказанному, следует ещё раз подчеркнуть следующее. Свобода — неотъемлемое право человека. Однако свобода одной личности всегда подразумевает, что и другие личности также свободны — следовательно, свобода одной личности ограничена некими рамками. Моя свобода до тех пор остаётся свободой, пока она не мешает другим. Если же проявления моей свободы уже задевают других членов общества, то это не свобода, а вседозволенность. И свобода в политике, в вере, в выборе образа жизни и т. д. базируется на свободе личности. Так давайте же начнём с малого, если мы хотим быть действительно свободными людьми. Давайте посмотрим, не стоят ли в проходе наши сумки, не мешает ли наш телефонный разговор соседу — и тогда мы станем действительно свободнее. Ведь свобода быть собой и делать всё, что ты хочешь, подразумевает и свободу не мешать другим. Ограничивая свою свободу, мы тем самым расширяем её, хотя это и звучит парадоксально. Уступив место однажды, в следующий раз вы тоже сможете сесть в переполненном вагоне. И отложив до дома обсуждение интимных личных подробностей, вы в следующий раз сможете доехать до дома в тишине. Будьте свободны — уважайте свободу других. Концовка. Благодарю вас за внимание и за ваш свободный выбор прийти на моё сегодняшнее выступление. До новых встреч!
3. Речь — характеристика известной исторической личности (речь, построенная с отступлениями от традиционного канона) Уважаемые знатоки! Через одну минуту вы должны назвать мне имя не просто знаменитого, но великого человека, имя, которое вам, несомненно знакомо, имя, которое вы произносите в самых различных ситуациях — когда добираетесь куда-то на метро и договариваетесь о встрече на одной из станций, когда собираетесь подарить родным и близким какой-нибудь хороший подарок на день свадьбы — ну, например, сервиз… Но прежде чем вы назовёте это имя, я задам вам ещё несколько вопросов, которые, возможно, помогут вам угадать его. Ответьте, мечтаете ли вы о карьере? Вы, жители Петербурга, Северной столицы, которым доступны все блага цивилизации, все библиотеки и университеты — что готовы вы сделать для того, чтобы получить знания, пробиться к вершинам науки? Прочитать все эти библиотечные тома? Выучить наизусть несколько иностранных слов? А готовы ли вы два месяца пешком идти из глухой деревни в Москву с тем только, чтобы продолжить своё образование — почти не имея на это денег и … надежды. Ещё один вопрос: есть ли у вас хобби? Некий интерес, дело, которым вы готовы постоянно заниматься? Может быть, вы пишете стихи и изучаете вопросы теории литературы? Может быть, вы увлекаетесь химией и вас интересует химический состав цветных стёкол? А может быть, у вас есть талант художника, и вы составляете мозаичные картины? А может быть, вас интересует металлургия или физика и вы готовы изучать в лаборатории свойства электрических разрядов? Охотно допускаю, что что-то из перечисленного мною действительно вас интересует. Но можете ли вы представить себе человека, который достиг больших успехов и сделал массу открытий во всех этих областях сразу? Ещё один вопрос. Вы влюблены? А на что вы способны ради своей любви? Готовы ли вы ради любимой женщины поступить вопреки воле своих высоких покровителей, впасть в немилость у властителей, готовы ли вы принести в жертву ради неё своё благополучие, спокойствие, изменить свои религиозные догматы, преодолеть стереотипы и не обращать внимания на сплетни и слухи? И прожить с ней после этого долгую и счастливую жизнь? А теперь, уважаемые знатоки, внимание — вопрос: кто это великий человек, так как всё сказанное мною выше относится к одному и тому же человеку. Внимание! Правильный ответ — Михаил Васильевич Ломоносов (1711 – 1765). Михаил Васильевич Ломоносов родился в очень далеком и глухом месте — на берегу холодного Белого моря, недалеко от города Холмогоры. Семья жила в небольшой деревне и занималась рыболовством. Как и во всех трудовых семьях, мальчик стал рано помогать отцу. В деревне не было школы, и мальчик научился читать и писать лишь в 14 лет. В 19 лет юноша ушел из дома и пешком отправился в Москву учиться. Весь путь до Москвы он проделал пешком — с тем, чтобы поступить в Москве в Славяно-греко-латинскую академию. Через несколько лет он успешно закончил академию и вместе с другими способными выпускниками продолжил обучение в Петербургской Академии наук. Вскоре Ломоносова как самого талантливого студента отправили учиться за границу. Пять лет он изучал физику, химию, астрономию и математику в Германии. Там же, в Германии, Ломоносов познакомился со своей будущей женой, лютеранкой Елизаветой Цильх — разница в вероисповедании в то время была существенной преградой для заключения брака, но и это препятствие было с течением времени преодолено. Ломоносов вернулся в Россию в 1714 году и начал работать в Академии наук. Через четыре года он стал профессором химии. Михаил Васильевич сделал много открытий в разных областях науки. Он был физиком и химиком, геологом и металлургом, историком и поэтом, занимался астрономией. Большую роль сыграли труды ученого в развитии русского литературного языка, а «Российская грамматика» Ломоносова стала первой научной русской грамматикой. Михаил Васильевич не только сам писал стихи, но и составил «Правила российского стихотворства», что было очень важно для реформы русского стихосложения. Все свои научные открытия Ломоносов старался использовать на практике. Так, он занимался изготовлением разноцветного стекла и создал огромную мозаику «Полтавская битва», которая изображала Петра Первого во время его знаменитой битвы со шведами. Ну а как же связан с именем Ломоносова подарок-сервиз и петербургское метро? Да очень просто — в нашем городе есть станция метро, носящая имя этого великого учёного-энциклопедиста, и улица, и мост Ломоносова, а на заводе, также носящем его имя и по технологии, открытой им, производят прекрасный фарфор, ставший одним из традиционных петербургских сувениров. Ломоносов знаменит своими открытиями, своими многочисленными талантами и изобретениями, своим богатейшим наследием, оставленным нам, его потомкам.
Основная литература 1. Русский язык и культура речи. Учебник для вузов. Под ред. В.Д.Черняк. М., “Высшая школа”, 2002 или 2000 Дополнительная литература (для самостоятельного изучения и сообщений) 2. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Культура и искусство речи. — Ростов-на-Дону, 1998. 3. Вербицкая Л.А. Давайте говорить правильно. — М., 1993. 4. Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Секреты стилистики: правила хорошей речи. — М., 1996. 5. Горбачевич К.С. Нормы современного русского литературного языка. — М., 1981. 6. Граудина Л.К., Дмитриева О.Л., Новикова Н.В., Ширяев Е.Н. Мы сохраним тебя, русская речь! — М., 1995. 7. Костомаров В.Г. Языковой вкус эпохи. — СПб., 1999. 8. Культура русской речи: Учебник для вузов / Под ред. Л.К.Граудиной и Е.Н.Ширяева. — М., 1998. 9. Клюев Е.В. Речевая коммуникация. — М., 1998. 10. Козырев В.А., Черняк В.Д. Образовательная среда. Языковая ситуация. Речевая культура. СПб, 2007. 11. Колесов В.В. Культура речи — культура поведения. — Л., 1988. 12. Колесов В.В. Русская речь. Вчера. Сегодня. Завтра. — СПб., 1998. 13. Кохтев Н.Н., Голуб И.Б., Солганик Г.Я. Практическая стилистика русского языка: Сборник упражнений. — М., 1987. 14. Кохтев Н.Н. Основы ораторской речи. — М., 1993. 15. Кронгауз М. Русский язык на грани нервного срыва М., 2008 16. Михальская А.К. Основы риторики: Мысль и слово. — М., 1996. 17. Мучник Б.С. Культура письменной речи. — М., 1994. 18. Норман Б.Ю. Грамматика говорящего. — СПб., 1994. 19. Плещенко Т.П., Федотова Н.В., Чечет Р.Г. Стилистика и культура речи: практические занятия. — Минск, 1999. 20. Русская речь и эффективность общения. — М., 1996. 21. Русский язык конца ХХ столетия. М., 2000. 22. Савельева Л.В. Русское слово: конец ХХ века. СПб, 2000. 23. Скворцов Л.И. Экология слова, или поговорим о культуре русской речи. — М., 1996. 24. Формановская Н.И. Речевой этикет и культура общения. — М., 1989. Рекомендуемые словари 25. Агеенко Ф.Л., Зарва М.В. Словарь ударений русского языка. — М., 1993. 26. Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка. — М., 1989. 27. Ашукин Н.С., Ашукина М.Г. Крылатые слова: Литературные цитаты. Образные выражения. — М., 1988. 28. Бельчиков Ю.А., Панюшева М.С. Словарь паронимов современного русского языка. — М., 1994. 29. Букчина В.З., Калакуцская Л.П. Слитно или раздельно? Орфографический словарь-справочник. — М., 1998. 30. Вишнякова О.В. Словарь паронимов русского языка. — М., 1984. 31. Горбачевич К.С. Словарь трудностей современного русского языка. СПб, 2003. 32. Горбачевич К.С. словарь трудностей произношения и ударения. 33. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4-х томах. — М., 1988. 34. Ефремова Т.Ф., Костомаров В.Г. Словарь грамматических трудностей. 35. Жуков В.П. Словарь русских пословиц и поговорок. — М., 1993. 36. Лексические трудности русского языка. Словарь-справочник.М., 1994. 37. Мокиенко В.М., Сидоренко К.П. Словарь крылатых выражений Пушкина. — СПб., 1999. 38. Ожегов С.И. Словарь русского языка. — М., 1989. 39. Орфографический словарь русского языка. — М., 1988. 40. Орфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударение, грамматические формы. — М., 1998. 41. Розенталь Д.Э. Прописная или строчная? (Опыт словаря-справочника). — М., 1986. 42. Розенталь Д.Э. Управление в русском языке: Словарь-справочник. — М., 1986. 43. Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь трудностей русского языка. — М., 1986. 44. Словарь иностранных слов. — М., 1985. 45. Тихонов А.Н., Тихонова Е.Н., Тихонов С.А. Словарь-справочник по русскому языку. Правописание, произношение, ударение, словообразование, морфемика, грамматика, частота употребления слов. — М., 1996. 46. Толковый словарь русского языка конца ХХ века. Языковые изменения / Под ред. Г.Н.Скляревской. — СПб., 1998. Рекомендуемая литература (к разделу «Риторика») 47. Аннушкин В.И. Риторика. Пермь, 1994. С.35-42. 48. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Деловая риторика. Ростов-на-Дону, 2001 49. Волков А.А. Основы русской риторики. М., 1996 50. Далецкий Чеслав Риторика. М., 2003 51. Зимняя И.А. Оратор и аудитория. М., 1976. 52. Карнеги Д. Как вырабатывать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично. М., 1994 53. Кохтев Н.Н. Основы ораторской речи. М., 1993. 54. Лотман Ю.М. Быт и традиции русского дворянства. М., 1994 55. Михальская А.К. Основы риторики: Мысль и слово. М., 1996 56. Михальская А.К. Русский Сократ: Лекции по сравнительно-исторической риторике. М., 1996 57. Михальская А.К. Практическая риторика и её теоретические основания. М., 1992. 58. Поварнин С.И. Спор. О теории и практике спора. СПб., 1996 59. Русская риторика. М., 1996 60. Стернин И.А. Практическая риторика. Воронеж, 1993 61. Сопер Поль Л. Основы искусства речи. М., 1992 62. Уэйнрайт Г. Язык тела. М., 2003 63. Хазагеров Г.Г., Корнилова Е.Е. Риторика для делового человека. М., 2001 [1] Подробнее об этом см: Валгина Н. С. Активные процессы в современном русском языке. М., 2001 [2] В упражнении использованы материалы из следующих словарей: Лингвистический энциклопедический словарь. М., 2002.; Ожегов С. И. Словарь русского языка. М., 2003 [3] При подготовке этого упражнения использованы материалы словаря: Сухарев А. Большой юридический словарь. М., 2005 [4] При подготовке этого упражнения использованы материалы словаря: Райзберг Б., Лозовский Л., Стародубцева Е. Современный экономический словарь. М., 2007 [5] Использованы материалы сайта http: //working-papers.ru [6] Толстой Л. Н. Война и мир. Т. 2., М., 1964. С. 514 |
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-15; Просмотров: 880; Нарушение авторского права страницы