Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Партийно-государственная политика в формировании облика советского инженера (1975–1985 гг.) ⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3
Специфика советской политической системы состояла в руководящей роли КПСС в управлении государством и его социальными институтами. На протяжении всего советского периода партия неизменно рассматривала высшее образование как один из главных элементов социалистического строительства. Особое значение отводилось инженерным ВУЗам. Подготовка высококвалифицированных технических специалистов обеспечивала обороноспособность Советского Союза, создавала интеллектуальный потенциал для укрепления экономики. В 1970-е проблема профессиональных черт и социального облика советского инженера стала обсуждаться на государственном уровне. Она нашла свое выражение в формулировках инженера «нового типа», которые давали партийно-государственные деятели, а также содержались в законодательстве. Так, в речи Л.И. Брежнева, прозвучавшей перед избирателями 13 июня 1975 г. инженера отличали сознательный и инициативный труд, активная жизненная позиция, личная заинтересованность общественными проблемами.Ю.В. Андропов, выступая на июньском пленуме ЦК КПСС (1983 г.) так характеризовал инженера «нового типа»: «Ему свойственна работа с новой техникой, коммунистическая идейность, высокая мораль». Таким образом, в представлении высших партийных государственных органов инженер «нового типа» должен быть высококвалифицированным специалистом, владеть новой техникой, использовать её на производстве, быть креативной личностью. Нетрудно заметить, что в характеристике инженера «нового типа » преобладают черты, которые складываются в процессе воспитания, а не обучения. На первое место государством были поставлены критерии, которые были свойственны интеллигентной личности: заинтересованность общественными проблемами, активная жизненная позиция, высокая мораль. Поэтому не случайно в определениях советского технического специалиста, инженера руководителя, которые содержались в высказываниях партийно-государственных деятелей в 1975–1985гг. звучало требование формировать советскую интеллигенцию. Воспитание социально-значимых и интеллигентных черт личности у студентов вузов решало задачи развития советского государства. Одним из устойчивых мифов историографии постсоветского периода является утверждение, что в течение длительного периода отечественное образование было нацелено на формирование технократического мышления. Вместе с тем анализ партийно-государственной политики в 1975-1985гг. доказывает скорее обратное: на первое место в подготовке и формировании человека «нового типа » выдвигались идейно-нравственные черты. Государственная модель инженера «нового типа» стала в 1975–1985гг. руководством для системы высшего технического образования каждого вуза, его общественно-политических организации и преподавателей по модернизации процесса образования и воспитания специалистов.
Н.Н. Фролова Научный руководитель: С.Ф. Веремеев (Гомельский Государственный Университет им. Ф. Скорины) РОЛЬ РАЗНЫХ НАРОДОВ В ОБРАЗОВАНИИ И СУЩЕСТВОВАНИИ ВЕЛИКОГО КНЯЖЕСТВА ЛИТОВСКОГО При изучении истории многие сталкивались с таким государством, как Великое Княжество Литовское. Оно играло важную роль на политической арене 13-16 веков, участвовало во многих войнах и помогло вписать много строк в книгу истории. Однако, если доведется спросить о роли того или иного народа в создании этого княжества, то единого ответа получить не удастся. Многие европейцы скажут, что Великое Княжество Литовское - достижение литовцев. Но если посмотреть на карту, посмотреть на местоположение столиц княжества, то такой ответ можно поставить под сомнение. Почему часто забывается роль белорусского народа в создании одного из великих княжеств? Может, в этом виноваты труды литовских историков? Ведь их труды в прошлом веке свободно путешествовали по миру, в то время как труды белорусских авторов просто не издавались. И Литва более широко известна на мировой арене, чем Беларусь. Или дело в том, что гербом Литвы является " Погоня", который ввел князь Великого Княжества Литовского Витень? Да, другой символ Великого Княжества Литовского - бело-красно-белый флаг был первым флагом белорусского государства, но вскоре он был отменён, так как использовался коллаборационистами во время Великой Отечественной войны. Однако не стоит забывать, что официальным языком Великого Литовского Княжества был старобелорусский. На нём издавались такие документы, как статуты Великого Княжества Литовского. Также стоит заметить, что нынешние литовские и белорусские земли входили в состав княжества в разное время и использовались для разных целей. Земли нынешней Литвы часто отходили к крестоносцам. Конечно, некоторые земли нынешней Беларуси тоже часто находились в составе других государств. Например, Гомельские земли. Однако большая часть белорусских земель так и оставалась центром княжества. И есть ли разница между Летувой и Лiтвой? Где расположена 'Летописная Литва'? На данный момент существует множество мифов, объясняющих происхождение княжества и роли различных народов в его создании. Пусть многие мифы были опровергнуты благодаря археологическим раскопкам, но в эти мифы продолжают верить и сейчас. Нельзя точно сказать, как на самом деле было создано Великое Литовское Княжество, но просто попытаться разобраться во всем стоит. Даже если выяснится, что литовская или белорусская точки зрения некорректны, то народ упрекать в этом нет необходимости. История является частью идеологии, и нет ничего плохого в том, чтобы гражданин уважал историю своей страны. А Великое Княжество Литовское достойно уважения, независимо от того, кто его создал.
А.И. Цыкина Научный руководительЗ.Р. Жукоцкая (НЭПИ (филиал) ТюмГУ)
«КАПИТАЛ» КАК «ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ЦЕЛОЕ» (по книге Генриха Волкова «Три лика культуры»)
«Капитал» – бессмертное произведение Карла Маркса о политической экономии. Оно было написано в ХХ веке, но сохраняет актуальность и по сей день. Но как же объединить и научный труд, и творческую составляющую в одно целое? Оказывается, очень просто. Генрих Волков предоставляет нам редкую возможность научиться смотреть на вещи под другим углом. Сначала он дает общую характеристику марксовских сочинений: «Каждая фраза настолько емка, заключает в себе столько " спресованного" содержания, рождающегося в соитии образа и мысли, что приобретает афористическое звучание». В доказательство своих слов Волков приводит немногие из принадлежащих Марксу действительно красивых по своим точности и конструкции фраз. Например: «Делать идеи предметом культа – еще не значит культивировать их». Потом Волков переходит к конкретике, поэтапно отвечая на поставленный выше вопрос. Маркс написал в «Капитале»: «Какими бы ни были недостатки в моих сочинениях, у них есть то достоинство, что они представляют собой художественное целое». Хотя здесь великий экономист делал упор именно на слове «целое», подчеркивал значимость своей работы как чего-то неделимого, имеющего смысл и особую прелесть только в качестве «диалектически-расчлененного целого». Почему «диалектически-расчлененного»? А потому, что перед Марксом стоял вопрос: «Как отразить все хитросплетения экономики в системе категорий»? С помощью диалектико-материалистического метода восхождения от абстрактного к конкретному. «От понятия к понятию, от категории к категории в строгом соответствии со структурой капиталистического производства возводится стройное здание Марксовой теории. Каждая последующая категория здесь с необходимостью выводится из предшествующей, обогащаясь новым содержанием, охватывая все более широкий круг явлений, т.е. конкретизируясь». Таким образом, описание Марксом отдельных элементов теоретической модели капиталистической экономики, связей между ними в их цельной композиции «и значит изобразить картину капиталистического общества в качестве " художественного целого" ». Но здесь есть и другой фактор - стиль, образная основа, эмоциональный накал, гневно-сатирический темперамент. «Вся словесная ткань " Капитала" пронизана метафорическими оборотами речи, намеками, сравнениями, художественными образами, ироническими оборотами». Маркс использует в своей работе множество символов: деревянный стол, ставший на голову перед лицом других товаров «и с этой своей деревянной башкой порождающий фантастические, мистические причуды; вампир, пьющий кровь из живого труда; языческий идол, наслаждающийся нектаром из черепов убитых...». «Можно ли изложить с литературно-художественным блеском такую " скучную материю", как отношение товаров...»? – задает вопрос Волков. Конечно, если использовать правильно подобранные эпитеты («в чем мать родила», «неподсахаренные», «непозолоченные», «товарная чернь»), владеть обширным словарным запасом и умело его применять. Таким образом, мы приходим к выводу, что «Капитал» действительно несет в себе художественную ценность, является цельным диалектически-расчлененным произведением. |
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-15; Просмотров: 309; Нарушение авторского права страницы