Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Исторического развития: историко -Стр 1 из 11Следующая ⇒
Т. И. Игнатенко
МАТЕРИАЛЫ К ЛЕКЦИОННЫМ ЗАНЯТИЯМ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ФИЛОСОФИЯ» Учебно-методические материалы для студентов, изучающих курс «Философия» (электронный вариант)
Г. Котельники
СОДЕРЖАНИЕ 1. Тема № 1. Предмет философии
2. Тема № 2. Становление философии и этапы ее Исторического развития: историко - Философская мысль об обществе
3. Тема № 5. Самоорганизация бытия: социально- Философская мысль в XX веке. Синергетика как теория Самоорганизации
4. Тема № 7. Человек, общество, культура. Человек и исторический процесс. Социальные конфликты.
5. Тема № 8. Общество и его структура 6. Тема № 9. Человек в системе социальных связей 7. Темы №10 Смысл человеческого бытия.
8. Темы 11, 12, 13 Научные, философские и Религиозные картины мира. Сознание и познание. Проблемы Истины 9. Тема 14. Роль науки и техники в Общественном бытии 10. Тема 15. Футурология и будущее Человечества: Процессы Глобализации и глобальные Проблемы современности
Философия – это наука о наиболее общих законах движения и развития в природе, обществе и мышлении. Как дисциплина философия является обязательным федеральным компонентом высшего профессионального образования. В Международном университете природы, общества и человека «Дубна» преподавание философии осуществляется на дневном, и заочном отделениях, согласно учебным планам, в соответствии с учебными программами, разработанными на основании государственного стандарта. Подготовка по курсу философии включает лекционные, семинарские занятия, самостоятельную работу студентов с учебным материалом, а также написание реферата. Однако преподавание дисциплины осложняется тем, что обширный научный материал, основные положения которого обозначены в государственном стандарте, требует четкого, полного изложения при ограниченном количестве учебных часов, отводимых на философию. Попыткой решить эту проблему, и является написание данного электронного варианта материалов ряда основных лекций по философии, обозначенных в учебной программе. Так в разделе № 6 программы по дисциплине «Философия» представлены следующие темы лекционных занятии:
6. Разделы (темы) дисциплины
При этом в данных учебно-методических материалах представлены темы, обозначенные **. Для лучшего усвоения материала наиболее важные моменты текста выделены полужирным шрифтом. Материалы лекций подготовлены кандидатом философских наук, доцентом по кафедре социологии Игнатенко Т. И на основе следующих библиографических источников: 1. Вечканов В. Э, Лучков Н. А. Философия: учебное пособие.– М.: Издательство РИОР, 2005. –137 с.,
9. Философия: Энциклопедический словарь / Под ред. А. А. Ивина. – М.: Гардарики, 2004. –1072 с.
ТЕМА № 1. ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ Вопросы: 1. Основные направления в философии 2. Структура философского знания 3. Функции философии как науки
Основные направления в философии Философия (от греч. phileo — люблю, sophia — мудрость) – любовь к мудрости, к истине. В такой трактовке философия впервые упоминается в сократической школе. Термин философ впервые встречается у Гераклита, обозначая исследователя природы вещей. Философией называют форму общественного сознания, мировоззрение, систему идей, взглядов на мир и на место в нем человека. Согласно Платону, философия – познание сущего, или вечного, непреходящего. По Аристотелю, философия – исследование причин и принципов вещей. Как система научного знания философия - это наука о бытии, всеобщих законах развития природы, общества и мышления. Основные направления в философии: — научно ориентированная философия – Аристотель, Р. Декарт, Г.В.Ф. Гегель, Э. Гуссерль и другие философы-аналитики. — эстетически ориентированная философия – Н. А. Бердяев, А. Шопенгауэр, Ф. Ницше, Ф. Шеллинг. — практически ориентированная философия – И. Кант, К. Маркс, Ч. Пирс. Функции философии как науки 1. Мировоззренческая функция – дает картину мира в целом, объединяет данные различных наук. 2. Методологическая функция – состоит в определении способов достижения какой-либо цели, например, эффективного конструирования научного познания, эстетического творчества, социальной практики и т.д. 3. Гуманистическая функция, в которой особенно проявляются этический и эстетический подходы артину мира в целом. ция- уки
ТЕМА № 2. СТАНОВЛЕНИЕ ФИЛОСОФИИ И ЭТАПЫ ЕЕ ИСТОРИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ: ИСТОРИКО-ФИЛОСОФСКАЯ МЫСЛЬ ОБ ОБЩЕСТВЕ
Вопросы:
1. Постановка социальной проблематики в античной философии 2. Социальная проблематика в средневековой философии Социальная мысль в эпоху Возрождения и Нового времени Концепция «гражданского общества» в немецкой классической Философии и ее связь с современностью
С XVII в. понятие «общество» стало отождествляться с нацией и национальным государством. В этот период широко распространились теории естественного состояния человека и общественного договора. Теории общественного договора базировались на представлении о различии между естественным состоянием и гражданским состоянием человека. Общественный договор – это соглашение между людьми, на основе которого осуществляется переход одного состояния в другое или «естественного» общества в «гражданское». Теории общественного договора были разнообразны. Гуго Гроций в работе «О праве войны и мира» существенное значение придавал, предложенному еще Аристотелем, делению права на естественное и волеустановленное. Источником естественного права является разумная природа человека как социального существа. Происхождение государства и внутригосударственного права (законов) неизбежное следствие естественного права. Государство – чисто человеческое установление. По своему социальному смыслу государство – соглашение большинства против меньшинства, союз слабых и угнетенных против сильных и могущественных. Среди форм правления Гроций указывал царскую (единодержавную) власть, власть знатнейших вельмож, свободную гражданскую общину, демократическую республику и т.д. Предпочтение он отдавал единоличной и аристократической формам правления, отрицал тиранию. Томас Гоббс в работе «Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского» изложил оригинальное представление о природе человека и государства. По мнению Т. Гоббса признаки государства и права можно вывести из естественной природы человека. Человек по своей природе существо жадное, эгоистическое, честолюбивое. Такие человеческие качества порождают вражду между людьми, ведут к «войне всех против всех». Такое состояние отношений людей невозможно. Вместе с тем, человек - существо разумное. Так проявляются две крайности – стремление к равенству и вражда. Выходом из этого состояния является создание «общей власти», способной обеспечить мир и гарантию жизни, ее безопасность. Процесс перехода людей из состояния естественного в состояние гражданское, т.е. государственное происходит посредством общественного договора. Это своеобразное согласие состояния воли и разума подвластных, выраженное в признании политической власти. Политическая власть, вокруг которой формируются отношения господства и подчинения, является, по мнению Гоббса, главным признаком государства. Главной же задачей государства является обеспечение блага народа, его целью – обеспечение безопасности. Таким образом, согласно концепции Т. Гоббса, существуют два основных состояния общества: 1) естественное, негосударственное, в котором царит несвобода, вражда, ненависть, страх, и 2) государственное, гражданское, в котором происходит совершенствование человеческой природы, господствует разум, мир, безопасность, богатство, благоразумие, взаимопомощь, утонченность, науки, доброжелательство. Следующим шагом в развитии социально-политических воззрений стали исследования Джона Локка – крупнейшего представителя английского Просвещения. В своих работах «Исследование о естественном законе» и «Два трактата об управлении государством» он отстаивал идею английского либерализма как своеобразного компромисса между буржуазией и дворянством. Идеалом политического устройства он считал конституционную монархию парламентского типа. Главную же цель правительства Д. Локк видел в защите естественных прав человека: природного равенства, свободы, собственности. Основой частной собственности является труд. Локк отделяет государство от общества, признает их относительную самостоятельность. Учреждение государства – торжество разума. Этот процесс требует сочетания интересов личности и других людей. Для поддержания порядка между людьми заключается договор – учреждается гражданское общество. Оно создается для того, чтобы люди могли лучше пользоваться своими правами и отстаивать свободу. Регулировать жизнь общества, по мнению Локка, возможно при помощи регламентации сферы деятельности государства, введения принципа согласия граждан как основы деятельности государственных органов, признание права на вооруженное восстание против тирании, утверждения принципа разделения властей. Локк указывает на три вида власти в государстве: законодательную, исполнительную и природную (к ней относятся проблемы внешней политики). При этом он выделяет представительную законодательную власть. Таким образом, работы английских философов подвели к мысли о естественной природе человека, общества, государства. Ученые стали искать естественные причины их возникновения и законы, лежащие в основе их развития. Появилась идея всемирной истории как естественно исторического процесса. У истоков французского Просвещения стояли Шарль Луи Монтескье и Вольтер. Монтескье детально разработал концепцию о разделении властей на законодательную, исполнительную и судебную и теорию законов («О духе законов»). В работах «Персидские письма», «Размышления о причинах величия и падения римлян» он сформировал принцип закономерности общественно-политического развития народов, разделил государство и общество; выдвинул идею о том, что формы правления и политический строй зависят от природно-климатического фактора и размера территории. Вольтер в своих произведениях отстаивал идею о том, что лучшей формой государственного устройства является «просвещенная монархия», хотя впоследствии склонялся к превосходству республики над монархией. Он боролся против феодализма, требовал отмены феодальных повинностей, ликвидации сословных привилегий дворянства и духовенства. Вольтер был сторонником буржуазно-демократических свобод: свободы слова, совести и т.д. Выдающейся личностью эпохи Просвещения был и Жан Жак Руссо. Ему принадлежит блестящая работа «Об общественном договоре». Руссо считал, что люди в естественном состоянии обладают прирожденными правами и свободами. Возникновение частной собственности сыграло важную роль в процессе зарождения общественного неравенства, государства и права. Ради мира и благополучия заключается общественный договор между каждым членом общества и создаваемым государством. По этому договору люди передают часть своих прав государственной власти и берут обязательство подчиняться ей, а государство обязуется охранять неотчуждаемые права человека, т.е. право собственности, свободу, безопасность. Соглашение людей – основа законной власти. С точки зрения договорной теории государство возникло как результат сознательной и целенаправленной деятельности людей. Это первый созданный людьми общественно-политический институт, который оказывает огромное воздействие на жизнь индивидов, групп, классов, всего общества. Его можно планомерно совершенствовать, преобразовывать, приспосабливать к изменяющимся условиям. Договорная теория положила начало учению о народном суверенитете, о подконтрольности, подотчетности перед народом всех государственно-властных структур, их сменяемости. В целом, французские просветители, энциклопедисты предложили новое видение природы человека и общественно-политических явлений. Общественная мысль переходила с общефилософских категорий на язык конкретных политических программ. 4. Концепция «гражданского общества»
В рамках немецкой классической философии, особенно у Иммануила Канта и Георга Вильгельма Фридриха Гегеля, общественно-политическая мысль вновь приобретает черты сугубо философских рассуждений. И. Кант рассмотрел принципы и законы развития социального бытия в работах «Идея всеобщей истории во всемирно-гражданском плане», «Об изначально злом в человеческой природе», «К вечному миру», «Метафизика нравов» и т.д. Философ отмечал значение просвещенности человека, но более важным фактором была способность к самостоятельной творческой деятельности. Природа предопределила общий план человеческого развития, но реализовать его возможно при помощи созидания. Так появляется идея о роли труда в жизни общества, развитии культуры и цивилизации. Кант разделял точку зрения Гоббса о том, что человек изначально зол. Социальная среда играет огромную роль в реализации скрытой потенции человека. Преодолеть пороки возможно путем подчинения человека воле гражданского общества, законам государства. И. Кант считал, что правовое гражданское общество – это особая социальная система, в которой на основе разума формируются законы и соответствующие механизмы их реализации. В государстве должны быть законы и властные органы, властелин должен подчиняться законам, чтобы не превратиться в тиранию. Правовое гражданское общество должно иметь всемирный характер. В процессе его складывания большую роль Кант отводит экономическим отношениям. Таким образом, в концепции И. Канта дается анализ человека и общества, культуры, цивилизации, морали и права. Он обобщил идеи своих предшественников и разработал теоретический образ существующего буржуазного общества. Крупнейшим представителем немецкой классической философии был Г. В. Ф. Гегель. Он изложил свою концепцию общественного развития в своих трудах «Философия духа», «Философия права», «Философия истории», «Эстетика», «История философии» и т.д. Гегель выдвинул идею о закономерности исторического процесса. Согласно человеческой диалектике, государство, гражданское общество, правовые, религиозные, политические, философские, эстетические идеи прошли длительный путь исторического развития. У Гегелягосударство отличается от гражданского общества и превращается в условие, при котором возможно существование гражданского общества. Гражданское общество – это сфера, где люди стремятся удовлетворить свои потребности при помощи труда в рамках государственности. Без государственности возможен возврат в естественное состояние, т.е. «войны всех против всех». Только правовое государство обеспечивает существование гражданского общества. Основными элементами государства как организации наряду с гражданским обществом является семья. Семья и государство предшествуют гражданскому обществу. При этом государство является условием возможности существования гражданского общества, без государства гражданское общество саморазрушается. Вместе с тем, гражданское общество – это общество социальных антагонизмов, разрешение которых возможно политическим путем. Как полагает Гегель, гражданское общество представляет собой особую стадию в прогрессивном диалектическом развитии человечества. Критерием прогресса является развитие понятия «свободы». Низшая стадия - у народов Древнего Востока, когда «свободен один» (деспот, фараон и т.д.). В эпоху Античности «свободны многие» (рабовладельцы). У германских народов Европы уже «свободны все». Таким образом, Гегель рассмотрел три вида социальных образований, каждый из которых являлся этапом развития свободы: семью, гражданское общество и государство. Государство – это естественно сформировавшийся «организм». Гражданское общество – «система потребностей», опосредованная трудом, получает свою определенность через государство. Гражданское общество – продукт буржуазного строя, основанного на господстве частной собственности и формальном всеобщем равенстве людей. Гегель попытался выявить основную детерминанту исторического развития, проследить особенности ее реализации в различные исторические периоды и на этой основе показать соотношение исторической необходимости и сознательной деятельности людей. Концепция Гегеля в огромной мере повлияла на современное понимание гражданского общества. Гражданское общество сегодня понимается как – сфера спонтанного самопроявления свободных индивидов и добровольно сформировавшихся ассоциаций и организаций граждан, которая ограждена необходимыми законами от прямого вмешательства и произвольной регламентации со стороны органов государственной власти. Признаками гражданского общества являются: – концентрация жизни населения в городах и городских поселениях (гражданин – это горожанин); – демократическое устройство государства; – личностная автономия, которая пронимается не просто как личная свобода, а как единство внутренних и внешних возможностей развития; – господство частного и гражданского права, которое развивается одновременно с институтом частой собственности и рыночной экономикой.
Социальные движения Социальные конфликты
С позиций социально-философского подхода, культура сопоставляется с обществом и трактуется как фактор организации жизни общества. Рассматривая общество как социальную систему, становится ясным, что основным свойством социальной системы является социальное взаимодействие. А культура как раз является тем специфическим феноменом, который определяет характер взаимодействия и регулирует социальные отношения между индивидами и группами. Под культурой в широком смысле этого слова понимают специфическую, генетически не наследуемую совокупность средств, способов, форм, образцов и ориентиров взаимодействия людей со средой существования, которые они вырабатывают в совместной жизни для поддержания определенных структур деятельности и общения. В узком смысле культура с точки зрения аксиологического подхода трактуется как система коллективно разделяемых ценностей, убеждений, образцов и норм поведения, присущих определенной группе людей. Культура состоит из языка, идей, верований, традиций, кодексов, институтов, орудий труда, технологий, произведений искусства, ритуалов, церемоний и прочего. Культура является важнейшим фактором социальных изменений, поэтому выделяется ряд функций культуры: 1. Преобразовательная. С появлением человека – носителя и творца культуры – появляется особый фактор изменений и преобразований окружающего мира и социального пространства. 2. Познавательная. Человек не может жить в мире, в социальном пространстве, не зная законов его функционирования. Познание социума – это еще и познание самого человека, его возможностей, целей, потребностей, мотиваций. 3. Обеспечение условий общения, коммуникативная функция и функция трансляции социального опыта. Культура не может существовать, не обеспечивая общения в различных его формах. История культуры – история закрепления и передачи накопленного опыта. Реальными посредниками всех форм общения являлись элементы духовной культуры – идеи, ценности, нормы, идеалы; и материальной культуры – материальное воплощение духовных ценностей, орудия, средства и продукты труда. Благодаря общению и передачи социального опыта создаются условия совместной жизни людей. 4. Регулирование деятельности и поведения. Регулятивная функция культуры обеспечивает следование определенным образцам деятельности и поведения. Возникают специальные социальные институты, следящие за выполнением социальных норм и карающие за их нарушение. Для этого необходима определенная система ценностей, без которых не существует ни одна человеческая общность, но жизнеспособным общество будет только в том случае, если эти ценности будут сведены в систему, за что и отвечает следующая функция. 5. Установление и поддержание системы ценностей. Ценности служат для ориентации предпочтений и интересов, как отдельных индивидов, групп, так и целых общностей. Если общность стремится быть единой и согласованной, то ценности не могут противоречить друг другу, а образуют иерархически организованную систему. Установление иерархии ценностей является проблемой, вокруг которой идут интенсивные научные споры. Благодаря культуре у индивида образуется определенная система общих мировоззренческих представлений, на основе которых он может строить свои действия. Наличие таких единых представлений делает возможным общество как единое целое. Культура дает возможность ориентироваться в социальном мире, так как снабжает человека системой «указателей» — системой запретов, поощрений, императивов. Подобные «указатели» называются компоненты культуры. К их числу относятся социальные нормы – обычаи, нравы, законы; ценности; символы и язык. Живя в обществе, индивид должен понимать, какие действия это общество дозволяет, а какие – нет. Взаимодействуя (делая покупки, посещая занятия, пользуясь общественным транспортом и так далее), мы имеем некоторые представления относительно того, что ожидают от нас другие в данной ситуации. Такие ожидания и есть нормы. Нормы – это правила поведения, ожидания и стандарты, регулирующие взаимодействия между людьми, указывающие на дозволенное и недозволенное поведение в определенных ситуациях. Нормы предписывают, что мы «должны» и что нам «следует» делать, а чего делать не должны и не следует. Не существует ни одного, даже самого простого общества, в котором бы не существовало норм поведения, касающихся сексуальных взаимоотношений, собственности и безопасности. Нормы становятся стандартами, с помощью которых индивиды оценивают друг друга и вознаграждают или порицают различные типы поведения. Некоторым нормам, называемым нравами, люди придают большое значение и строго порицают их нарушение. Другие нормы, называемые обычаями и представлениями, рассматриваются как менее значимые и соблюдаются они не столь ревностно, как нравы. Обычаи и представления – это привычные и обыденные условности, которых мы придерживаемся в повседневности. Например, воспитанный человек обязан здороваться, опрятно выглядеть, чистить зубы и причесываться, приходить во время и так далее. Людей, нарушающих эти условности мы считаем «странными», но не придаем этим отклонениям морального значения, не считаем безнравственным неряху, или опаздывающего человека. Любое же отклонение от нравственных норм встречает в обществе резкое неприятие и строго наказывается, потому что нравственность является существенным элементом, обеспечивающим благосостояние и жизнеспособность общества. Нравственные нормы – являются основным источником законов. Законы – это правила, которые проводятся в жизнь специальной политической организацией людей, пользующихся правом применять силу. Именно общее согласие на применение физической силы уполномоченной на это стороны, законным образом, в обусловленное законом время, является основой правового принуждения. Люди, отправляющие правосудие за нарушение нравственных норм, не опасаются возмездия или вмешательства третьей стороны, так как делают это с общего согласия. Если нормы – это правила поведения в обществе, то ценности – это общие представления, разделяемые бó льшей частью общества, относительно того, что желательно, правильно, полезно. Ценности дают критерии, с помощью которых оцениваются события, предметы и люди по их относительным достоинствам – моральным качествам и красоте. Следует еще добавить, что одна и та же ценность может в разных социокультурных образованиях порождать различные нормы поведения, например, любовь и забота о пожилых родителях. В США данная ценность реализуется через устройство своих родственников в дома престарелых, а забота и внимание становятся эквивалентны стоимости месячного содержания. В российской культуре подобное поведение считается неприемлемым, и никакие, даже самые комфортные условия проживания, не спасут родственников пожилого человека от общественного осуждения. Третьим важным компонентом культуры являются символы и язык. Символы – это действия или объекты, которые воспринимаются обществом как эквивалент чего-то. Это код обозначения окружающего мира. Формы символов различны - это и жесты, обладающие значимостью, и особые предметы – флаги, картины, эмблемы, форменная одежда. Но важнейшие символы содержатся в языке. Язык – это социально структурированная система звуковых образов. Это краеугольный камень любой культуры, главное средство, с помощью которого люди передают друг другу идеи, информацию, взгляды и эмоции. Это основной способ создавать культуру и передавать ее из поколения в поколение.
Россия в диалоге культур Исследователи, придерживающиеся концепции культурно-исторических типов, по-разному определяли количество существовавших и существующих локальных цивилизаций. Например, Н. Я. Данилевский насчитал 13 типов или «самобытных цивилизаций». Культурно-исторические типы, по его мнению, различаются по своеобразным сочетаниям четырех основополагающих элементов: религиозного, культурного, политического и общественно-экономического. Большинство локальных цивилизаций, по мнению Данилевского, однотипны, то есть в них преобладает какой-либо один элемент, например, в греческом – культурный, в романо-германском – общественно-экономический, в еврейском – религиозный. Только славянский культурно-исторический тип отличается специфическим сочетанием всех четырех элементов, что свидетельствует о его особом цивилизационном предназначении. В своей работе «Россия и Европа» Н. Я. Данилевский красноречиво продемонстрировал все культурные отличия, разделяющие славянскую и романо-германскую (европейскую) цивилизацию. По мнению исследователя, Россия никогда Европой не была и никогда ей не станет. Все попытки «натянуть на Россию европейский кафтан» — вызывают лишь сожаление. Реформы Петра I – очень неудачное начинание. Европейскую культуру они не привили, но основательно притормозили развитие исконно русской культуры. Цивилизационное предназначение России не в подражании чуждой культуре. Развивая собственные культурные начала - православие, самодержавие, культурную самобытность и крестьянскую общину - она способна стать ядром всеславянского социокультурного объединения, которому предназначено стать полным четырехосновным культурно-историческим типом. О. Шпенглер оценивал роль России более чем сдержанно, в отличие от Н. Я. Данилевского. Ученый не выделял Россию в отдельное культурное образование, считая ее только формирующимся социокультурным объединением. Специфику российского социокультурного пространства О. Шпенглер анализировал через призму петровских реформ, которые стали, по его мнению, своеобразным водоразделом цивилизационной динамики. Философ с большой симпатией отзывался о допетровском периоде русской истории, отмечая его органичность и социокультурную целостность. Но эта целостность и органичность разрушилась реформами Петра Великого, который навязывает России искусственную, неподлинную историю, заводит поздние науки и искусства, фальсифицирует примитивный царизм в европейскую династическую формулу. Это искусственное привнесение чужой культуры О. Шпенглер называет «псевдоморфозом». Состояние псевдоморфоза порождает глубокую ненависть к инородной культуре. Неприятие попыток ориентировать социокультурное развития по образцу развитых стран Запада (вестернизация) становится всепоглощающим и порождает самый радикальный способ избавления – российскую революцию. По мнению философы, именно стремление исцелиться от вестернизационной болезни, стремление очиститься от западного мира спровоцировало столь грандиозный социальный взрыв. А. Тойнби относил Россию к православной цивилизации и считал ее специфической особенностью византийское наследие в виде православной религии, властного авторитаризма и особого чувства цивилизационного мессианства – идеи об уникальной роли России в мире. Для А. Тойнби цивилизация всегда является «ответом на вызов». Такими вызовами для России стали татаро-монгольское нашествие и постоянное давление Западной цивилизации. «Вызов Запада», который стал особо ощутим в XVII веке (Польское завоевание в период Смуты), провоцировал Россию на ответы в виде вынужденной вестернизации – России пришлось заимствовать западную культуру и западные технологии, чтобы нейтрализовать отставание и угрозу завоевания. История российской цивилизации насчитывает несколько примеров такой вестернизации: реформы Петра I, Екатерины II и Александра II. Октябрьская революция и последующая индустриализация страны также являются примерами вестернизации. Большевики заимствовали западную идеологию и на ее основе преобразовали социальный строй так же с целью ликвидировать отсталость России от Запада. Характерной чертой всех российских вестернизаций является их противоречивость. Любые вестернизационные реформы должны привносить и западные ценности: уважение к правам личности, индивидуализм, плюрализм, демократизм. Но в России они сопровождаются усилением государственного деспотизма, ужесточением контроля и бюрократизацией, уничтожением любых потенциальных источников политического и общественного плюрализма [17, с. 380]. Такая своеобразная модель вестернизации была «разработана» Петром I, и все последующие реформаторы – Екатерина II, Александр II, Ленин, Сталин – неукоснительно ее придерживались. |
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-15; Просмотров: 431; Нарушение авторского права страницы