Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Журналистский текст и социальная практика ⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4
Продуктом журналистского творчества является текст. «Малый толковый словарь»: всякая последовательность слов, представляющая собой смысловое единство (литературное произведение, сочинение, документ и т.п., а также часть, отрывок из них). Другое определение: 1) словесное сочинение или его фрагмент; 2) последовательное расположение знаков, образующих завершенное произведение. Текстом считаются не только авторские сочинения, напечатанные на машинке или набранные типографским шрифтом, но и рисунки, фотографии, радио и телевизионные передачи, реклама и т.д. и т.п. Более того, вся человеческая культура есть не что иное, как «совокупность текстов или сложно построенный текст». Так, во всяком случае, считал крупнейший ученый Ю. М. Лотман. В XX веке текстом стали считать все, что открыто для познания. Поскольку окружающий мир познается, «прочитывается», то можно вести речь о том, что и «весь мир» есть бесконечно глубокий по своему смыслу текст», состоящий из знаков, которые надо просто уметь расшифровывать. И в таком смысле - текст это: 1) конкретный мир, действительность, которую мы познаем; 2) средство общения. В последнем случае (средство общения) текст может воплощаться в публикациях прессы, в устном сообщении и даже в жестах, голосовых модуляциях и т. д. Эти характеристики обретают первостепенное значение в передачах телевидения и радио. Едва ли не все свойства текста могут находить выражение в журналистских материалах. Мы понимаем жесты, мы понимаем, когда человек вроде бы говорит серьезно, но тем не менее шутит. Потому что он посылает нам знаки. Потому что текст - это знаки, и ничего более. Характеристики текста: 1) знаковость – всегда конкретные знаки; 2) отграниченность, т.е. противопоставление «своих» знаков «чужим». Со знаковостью – все понятно. А вот об отграниченности надо сказать несколько слов. Это противопоставление группы знаков, образующих текст, сторонним, не входящим в его состав, проще говоря — чужим знакам. То есть, если это иконический текст, то в него в него не должен вторгаться символический. Если они и соседствуют, то каждый на своем месте. В семиотике, науке о свойствах знаков и знаковых систем, различают три типа знаков: 1) иконические, в которых обозначающее сходно с означаемым. Например, фотография. Это – наиболее типичный пример иконического текста. Иконическая система доминирует в журнальной иллюстрированной печати, а в последнее время – и в газетах – так называемая бильдизация, много фотографий, рисунков, таблиц. 2) индексальные («индексы»), в которых означающее смежно, непосредственно связанно с чем-нибудь. Например, почтовый индекс очень даже связан, фигурально говоря, с почтовым отделением, в которое поступит письмо, отправленное конкретному адресату. 3) символические («символы»), в которых связь между означающим и обозначаемым условна, предусматривает наличие сознательной договоренности. Голубь – символ мира; колокол – символ гласности; часы – символ времени; якорь – прочность основ. В семиотике также выделяют три уровня изучения знаковых систем: семантика, синтактика, прагматика. Соответственно текст рассматривается с трех сторон. Семантика текста — это характеристика его соотношения с действительностью (что отображено в тексте, в чем его смысл). Синтактика текста - описание его внутренней структуры (как текст построен, организован). Прагматика текста — характеристика его связи с читателем, зрителем, радиослушателем (как он осваивается, насколько эффективен). В практической жизни мы не употребляем такие понятия, как «семантика», «прагматика» или «синтактика». Зато часто рассуждаем о теме, идее и содержании, а также форме произведения. Здесь связь с семантикой, прагматикой и синтактикой. Тема — это предмет описания жизненных явлений, обозначение конкретной ситуации под определенным углом зрения. Можно сказать, это – то, что отображено в тексте, смысл того, что отображено. Это - семантика текста. Далее. Все тексты, будучи предназначены для удовлетворения тех или иных потребностей общества, имеют определенное социальное и культурное значение, т.е. представляют собой в некотором роде ценность. В силу этого любой текст включен в прагматические отношения с действительностью. А вот фокусом таких отношений является идея произведения, понимаемая обычно как его главная мысль. Она-то и определяет в решающей степени полезность текста для адресата. Идея – откровение автора, его открытие, которые он через свое произведение делает достоянием людей. Что касается синтактики, то вспомним, она изучает, в частности, как текст построен. А это не что иное, как содержание и форма произведения, его структура. Найти хорошую тему для журналиста – значит найти яркую реальную ситуацию, которая либо дает новое знание о проблеме, задевающей многих, либо показывает интересный опыт ее решения, либо открывает возможность отразить в тексте проблему новую, еще не осознанную обществом, но уже проявившуюся как реальная трудность, требующая разрешения. И чем неожиданнее или долгожданнее новые сведения, чем большего числа людей они коснутся, тем ценнее материал. Характерная черта идеи журналистского произведения заключается в том, что она выступает как указатель пути к решению проблемы, подсказывает тот тип поведения или то отношение к действительности, благодаря которым адресат информации может чувствовать себя в этой жизни несколько уверенней. Разработка проблем зависит от миросозерцания автора. А это связано с его идейностью. Благодаря выражению идейной оценки в образах публицистические произведения так сильно действуют на мысли, чувства, волю читателей, на весь их внутренний мир. Идейно-эмоциональная оценка является самой активной стороной содержания произведения. Знаки, поступающие из журналистских текстов, аудитория воспринимает не «один к одному», а в собственном осмыслении. Поскольку аудитория всегда разнородна, постольку в ней зарождается не одно, а несколько осмыслений. Когда знаки из журналистских текстов начинают систематически не совпадать с реальным опытом аудитории, конкретное средство массовой информации перестает пользоваться доверием тех, для кого оно действует». Информация вообще – не только массовая, не только социальная! – обладает свойством управления. В этом ее сущность. Она – «управляющая связь», она всегда действует как сигнал к изменению поведения объекта, поскольку несет в себе сведения об изменении его среды. В условиях невиданного ранее наращивания объемов информации журналистский текст все более приобретает свойства гипертекста. А это значит, что в дополнение к хорошо известному – быть отражением социальной действительности, он становится заметной частью той же действительности, более конкретно – поставленного на конвейер массового духовного производства. Поэтому допустимо журналистский текст и социальную действительность рассматривать не на уровне их соподчинения, а в плоскости сложного сопоставления двух объективных социальных реальностей. Они начинают воздействовать одна на другую за счет включения в процесс своего взаимодействия субъективного фактора – журналиста как творческого индивида, призванного познавать, отражать и преобразовывать данную нам в ощущениях социальную действительность. Естественно, журналистский текст не может непосредственно изменять материальный аспект бытия, воздействие оказывается через сознание людей, через духовную сферу бытия. Любой текст создается конкретным человеком или группой лиц. Тексты по их отношению к авторству определяются как индивидуальные или коллективные. Коллективные тексты представляют собой монтаж текстов разных авторов. Основой журналистского текста служит информация о событиях. Факт в отличие от события представляет собой результат вторичной обработки сведений о мире: если события существуют в реальной действительности, то факты существуют в сознании. На основе события можно констатировать несколько фактов. Факт предполагает полную объективность. Однако, как в свое время писал Белинский, нет ничего легче, как оклеветать или превознести что или кого-либо: не нужно выдумывать фактов, стоит только обратить внимание преимущественно на те факты, которые подтверждают заранее составленное мнение, закрывая глаза на те, которые противоречат этому мнению. Аграновский. Глава «Мешающие детали». Следует иметь в виду, что журналистская информация имеет двойственную природу. С одной стороны, это продукт духовного производства, воздействующий на сознание человека и побуждающий его к определенной деятельности. А с другой стороны, информация — это товар. Отсюда – многие проблемы современной журналистики. Суть журналистики определяет документальность. Именно документальная природа журналистских сообщений позволяет сделать вывод об объективности как главной характеристике журналистского текста. Всем известно такое понятие как актуальность текста. Кратко говоря, это - злободневность и современность. Популярность — также важный признак журналистского текста. Журналисты популяризируют информацию, делая ее массовой, доступной.
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-15; Просмотров: 95; Нарушение авторского права страницы